Контрольные вопросы. Всероссийский экономический диктант на базе нашей школы! Кто примет участие
Оценить свою экономическую грамотность, повысить уровень экономических знаний, а также узнать, способны ли вы принимать экономически правильные решения можно 12 октября 2017 года в 10:00 по местному времени, приняв участие в Общероссийской ежегодной образовательной акции "Всероссийский экономический диктант". В этом году тема диктанта "Сильная экономика - процветающая Россия!".
Организатор диктанта - Вольное экономическое общество России при содействии Финансового университета при Правительстве РФ и других ведущих вузов России, администраций субъектов Российской Федерации, а также Ассоциации молодежных правительств.
По словам организаторов, проведение Диктанта поможет определить и повысить уровень экономической грамотности населения, развить интеллектуальный потенциал молодежи, оценить экономическую активность и экономическую грамотность россиян.
"Основная цель Всероссийского экономического диктанта - определение и повышение уровня экономической грамотности населения, важно, чтобы наша молодёжь, граждане страны в целом, были готовы принимать грамотные экономические решения в свой повседневной жизни, - сообщил "РГ" президент Вольного экономического общества России, директор Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте Сергей Бодрунов. - Кроме того, итоги Диктанта помогут понять, насколько образовательные программы российских школ и ВУЗов отвечают современным экономическим реалиям, и требуют ли они корректировки".
Многие эксперты прогнозируют, что Всероссийский экономический диктант способен завоевать не меньшую популярность, чем Тотальный диктант по русскому языку или Всероссийский географический диктант.
В оргкомитет и экспертный совет Диктанта приглашены лучшие отечественные экономисты современности, государственные и общественные деятели.
Принять участие в диктанте может любой желающий абсолютно бесплатно. Главный критерий - владение русским языком.
Диктант будет проходить в форме теста, в двух вариантах - для школьников и всех остальных. Кроме того, для тех, кто не сможет посетить очные площадки, предусмотрена on-line версия. Правда, она будет едина для всех возрастных групп и потому проще. Инструкция по написанию Диктанта on-line и ссылка на стартовую страницу будет опубликована на сайте Вольного экономического общества России www.veorus.ru в день проведения Диктанта в 12:00 по Московскому времени. В отличие от очной формы теста, участники on-line версии сможет получить результаты сразу.
Каждый вариант Диктанта будет состоять из заданий разной степени сложности, и включать проверку знаний экономических понятий и терминов, подходов, методов и инструментов управления экономическими процессами при решении различных задач и умения применять эти знания на практике.
Перед началом Диктанта каждый участник получит в распечатанном виде отрывной лист, бланк для написания Диктанта и инструкцию по его заполнению. На выполнение заданий Диктанта будет дан ровно один час.
Максимальное количество баллов, которое можно получить, правильно ответив на все вопросы - 100. Участники Диктанта, набравшие более 80 баллов, будут приглашены в финал всероссийского проекта "Фестиваль экономической науки". Остальные получат сертификат участника Всероссийского экономического диктанта.
Адреса центральных площадок проведения Диктанта:
- . г. Москва, Ленинградский проспект, 49.
- Финансовый университет при Правительстве РФ.
- . г. Москва, Стремянный пер., 36. РЭУ имени Г.В. Плеханова.
- . г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, A-80, ГСП-3, Московский авиационный институт.
- . г. Москва, Ленинский пр-т, 4, НИТУ "МИСиС".
- . г. Москва, Ленинградский проспект, д.17, Международный университет в Москве.
Полный список с адресами и контактами региональных площадок Диктанта можно посмотреть, пройдя по ссылке
Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси.
Экономические воззрения в России в XVIII в.
Революционное направление экономической мысли в России в первой половине XIX в.
Академическая и университетская экономическая наука в России в начале XX в.
Отечественная экономическая наука в СССР.
Отечественная экономическая мысль в период перехода к рыночным отношениям.
Темы докладов:
Зарождение экономической науки в России (И.Т. Посошков).
Вклад А.Н. Радищева в развитие экономической науки.
Сущность теории «крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевского.
Специфика учения о заработной плате М.И. Туган-Барановского.
Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.
Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.
Денежная реформа С.Ю. Витте.
Причины кризисного состояния отечественной экономической науки в 90-е годы.
Экономический диктант:
Свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.
Новый свод законов, принятый при Иване Грозном, внесший изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства - опричнина.
Инициатор создания первой организации экономистов России – Вольного экономического общества.
Период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, организационного становления российской экономической мысли.
Основатель Конституции в России, благодаря этому государственному деятелю было отменено крепостное право в России.
Родоначальник введения централизованного планирования.
Экономист и статистик, один из первых русских представителей математической школы.
Российский экономист, математик и статистик, считается одним из создателей ординалистского подхода к оценке полезности благ, автор эффекта дохода и замещения.
Видный российский деятель, провозгласил конец политической экономии и изложил основные идеи планового хозяйства при социализме.
Линии на карте, соединяющие точки поверхности, имеющие одинаковые цены на этот продукт.
Создатель теории больших циклов в экономике.
Российский математик и экономист, является основоположником теории линейного программирования, единственный российский лауреат Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.
Тесты:
1. Перечислите особенности русской экономической мысли:
а) сильное влияние теории марксизма на все направления экономической мысли, начиная со второй половины XIX века;
б) особая роль крестьянского вопроса;
в) создание идеалов будущего без опоры на реальное положение дел.
2. Назовите главный труд Ивана Тихоновича Посошкова:
а) «Сказание и царе Константине»;
б) «Книга о скудости и богатстве»;
3. Какие экономические идеи высказывал И.Т. Посошков:
а) стремился обосновать практические меры, направленные на устранение «скудости» и умножение народного богатства;
б) производительный труд, устранение праздности и излишеств, труд с «прибытком»;
в) отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога;
г) все ответы верны.
4. Назовите главный труд Александра Николаевича Радищева:
а) «Путешествие из Петербурга в Москву»;
б) «Русская правда»;
в) «О поземельной собственности».
а) А.Н. Радищев;
б) А.Т. Болотов;
в) Х. Шлецер.
6. Согласно мнению м.М. Сперанского, расходы делятся на:
а) временные;
б) необходимые;
в) военные;
г) полезные;
д) излишние.
7. Представителями исторической школы в России являлись:
а) А.Н. Радищев;
б) В.В. Святловский;
в) М.И. Туган-Барановский;
г) П.И. Пестель;
д) А.И. Чупров;
е) И.И. Кауфман.
8. Кто из представителей русской экономической мысли полагал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм:
а) А.Н. Радищев;
б) М.А. Бакунин;
в) Н.Г. Чернышевский.
9. Кто из представителей русской экономической мысли признавал трудовую теорию стоимости, считая труд «единственным владельцем производственных ценностей»:
а) А.Н. Радищев;
б) П.И. Пестель;
в) Н.Г. Чернышевский.
10. Назовите основные работы М.И. Туган-Барановского:
а) «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь»;
б) «Русская фабрика в прошлом и настоящем»;
в) «Социальные основы кооперации»;
г) «Социализм как положительное учение»;
д) «Русская правда».
11. Назовите основные принципы кооперации, выделенные М.И. Туган-Барановским:
а) материальная заинтересованность;
б) добровольность;
в) использование труда только членов кооператива;
г) общественная собственность.
12. Инвестиционная трактовка теории циклов была сформулирована:
а) Ю.Г. Жуковским;
б) М.И. Туган-Барановским;
в) С.Ю. Витте;
г) Н.И. Бухариным.
13. Представителями российской математической школы являлись:
а) М.И. Туган-Барановский;
б) Ю.Г. Жуковский;
в) И.А. Столяров;
г) В.К. Дмитриев;
д) И.И. Янжул;
е) И.М. Кулишер.
14. Экономическое учение В.И. Ленина явилось основой:
а) экономической модели нового общества - государственного социализма;
б) анализа монополистической стадии капитализма;
в) процесс формирования российского рынка, вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений.
15. В своем произведении «Экономике переходного периода» Н.И. Бухарин рассматривает социализм:
а) как натуральное хозяйство;
б) экономическую модель нового общества;
в) единое трудовое предприятие, где все работают по строго рассчитанному плану;
г) распределение продуктов на основе учета потребностей и учета запасов.
16. Концепция больших циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым, позволяет представить:
а) продолжительность циклов;
б) общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу;
в) постоянный характер инвестиций.
17. Метод линейного программирования разработал:
а) Н.Д. Кондратьев;
б) А.А. Богданов;
в) Н.Н. Кутлер;
г) Л.В. Канторович.
18. Переход к рынку начался (1992г.):
а) с пересмотра традиционных взглядов на развитие экономических процессов;
б) по модели «шоковой терапии»;
в) с совершенствования планирования и управления.