Контрольные вопросы. Всероссийский экономический диктант на базе нашей школы! Кто примет участие

Оценить свою экономическую грамотность, повысить уровень экономических знаний, а также узнать, способны ли вы принимать экономически правильные решения можно 12 октября 2017 года в 10:00 по местному времени, приняв участие в Общероссийской ежегодной образовательной акции "Всероссийский экономический диктант". В этом году тема диктанта "Сильная экономика - процветающая Россия!".

Организатор диктанта - Вольное экономическое общество России при содействии Финансового университета при Правительстве РФ и других ведущих вузов России, администраций субъектов Российской Федерации, а также Ассоциации молодежных правительств.

По словам организаторов, проведение Диктанта поможет определить и повысить уровень экономической грамотности населения, развить интеллектуальный потенциал молодежи, оценить экономическую активность и экономическую грамотность россиян.

"Основная цель Всероссийского экономического диктанта - определение и повышение уровня экономической грамотности населения, важно, чтобы наша молодёжь, граждане страны в целом, были готовы принимать грамотные экономические решения в свой повседневной жизни, - сообщил "РГ" президент Вольного экономического общества России, директор Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте Сергей Бодрунов. - Кроме того, итоги Диктанта помогут понять, насколько образовательные программы российских школ и ВУЗов отвечают современным экономическим реалиям, и требуют ли они корректировки".

Многие эксперты прогнозируют, что Всероссийский экономический диктант способен завоевать не меньшую популярность, чем Тотальный диктант по русскому языку или Всероссийский географический диктант.

В оргкомитет и экспертный совет Диктанта приглашены лучшие отечественные экономисты современности, государственные и общественные деятели.

Принять участие в диктанте может любой желающий абсолютно бесплатно. Главный критерий - владение русским языком.

Диктант будет проходить в форме теста, в двух вариантах - для школьников и всех остальных. Кроме того, для тех, кто не сможет посетить очные площадки, предусмотрена on-line версия. Правда, она будет едина для всех возрастных групп и потому проще. Инструкция по написанию Диктанта on-line и ссылка на стартовую страницу будет опубликована на сайте Вольного экономического общества России www.veorus.ru в день проведения Диктанта в 12:00 по Московскому времени. В отличие от очной формы теста, участники on-line версии сможет получить результаты сразу.

Каждый вариант Диктанта будет состоять из заданий разной степени сложности, и включать проверку знаний экономических понятий и терминов, подходов, методов и инструментов управления экономическими процессами при решении различных задач и умения применять эти знания на практике.

Перед началом Диктанта каждый участник получит в распечатанном виде отрывной лист, бланк для написания Диктанта и инструкцию по его заполнению. На выполнение заданий Диктанта будет дан ровно один час.

Максимальное количество баллов, которое можно получить, правильно ответив на все вопросы - 100. Участники Диктанта, набравшие более 80 баллов, будут приглашены в финал всероссийского проекта "Фестиваль экономической науки". Остальные получат сертификат участника Всероссийского экономического диктанта.

Адреса центральных площадок проведения Диктанта:

  • . г. Москва, Ленинградский проспект, 49.
  • Финансовый университет при Правительстве РФ.
  • . г. Москва, Стремянный пер., 36. РЭУ имени Г.В. Плеханова.
  • . г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, A-80, ГСП-3, Московский авиационный институт.
  • . г. Москва, Ленинский пр-т, 4, НИТУ "МИСиС".
  • . г. Москва, Ленинградский проспект, д.17, Международный университет в Москве.

Полный список с адресами и контактами региональных площадок Диктанта можно посмотреть, пройдя по ссылке

    Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси.

    Экономические воззрения в России в XVIII в.

    Революционное направление экономической мысли в России в первой половине XIX в.

    Академическая и университетская экономическая наука в России в начале XX в.

    Отечественная экономическая наука в СССР.

    Отечественная экономическая мысль в период перехода к рыночным отношениям.

Темы докладов:

    Зарождение экономической науки в России (И.Т. Посошков).

    Вклад А.Н. Радищева в развитие экономической науки.

    Сущность теории «крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевского.

    Специфика учения о заработной плате М.И. Туган-Барановского.

    Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

    Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.

    Денежная реформа С.Ю. Витте.

    Причины кризисного состояния отечественной экономической науки в 90-е годы.

Экономический диктант:

    Свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.

    Новый свод законов, принятый при Иване Грозном, внесший изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства - опричнина.

    Инициатор создания первой организации экономистов России – Вольного экономического общества.

    Период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, организационного становления российской экономической мысли.

    Основатель Конституции в России, благодаря этому государственному деятелю было отменено крепостное право в России.

    Родоначальник введения централизованного планирования.

    Экономист и статистик, один из первых русских представителей математической школы.

    Российский экономист, математик и статистик, считается одним из создателей ординалистского подхода к оценке полезности благ, автор эффекта дохода и замещения.

    Видный российский деятель, провозгласил конец политической экономии и изложил основные идеи планового хозяйства при социализме.

    Линии на карте, соединяющие точки поверхности, имеющие одинаковые цены на этот продукт.

    Создатель теории больших циклов в экономике.

    Российский математик и экономист, является основоположником теории линейного программирования, единственный российский лауреат Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

Тесты:

1. Перечислите особенности русской экономической мысли:

а) сильное влияние теории марксизма на все направления экономической мысли, начиная со второй половины XIX века;

б) особая роль крестьянского вопроса;

в) создание идеалов будущего без опоры на реальное положение дел.

2. Назовите главный труд Ивана Тихоновича Посошкова:

а) «Сказание и царе Константине»;

б) «Книга о скудости и богатстве»;

3. Какие экономические идеи высказывал И.Т. Посошков:

а) стремился обосновать практические меры, направленные на устранение «скудости» и умножение народного богатства;

б) производительный труд, устранение праздности и излишеств, труд с «прибытком»;

в) отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога;

г) все ответы верны.

4. Назовите главный труд Александра Николаевича Радищева:

а) «Путешествие из Петербурга в Москву»;

б) «Русская правда»;

в) «О поземельной собственности».

а) А.Н. Радищев;

б) А.Т. Болотов;

в) Х. Шлецер.

6. Согласно мнению м.М. Сперанского, расходы делятся на:

а) временные;

б) необходимые;

в) военные;

г) полезные;

д) излишние.

7. Представителями исторической школы в России являлись:

а) А.Н. Радищев;

б) В.В. Святловский;

в) М.И. Туган-Барановский;

г) П.И. Пестель;

д) А.И. Чупров;

е) И.И. Кауфман.

8. Кто из представителей русской экономической мысли полагал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм:

а) А.Н. Радищев;

б) М.А. Бакунин;

в) Н.Г. Чернышевский.

9. Кто из представителей русской экономической мысли признавал трудовую теорию стоимости, считая труд «единственным владельцем производственных ценностей»:

а) А.Н. Радищев;

б) П.И. Пестель;

в) Н.Г. Чернышевский.

10. Назовите основные работы М.И. Туган-Барановского:

а) «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь»;

б) «Русская фабрика в прошлом и настоящем»;

в) «Социальные основы кооперации»;

г) «Социализм как положительное учение»;

д) «Русская правда».

11. Назовите основные принципы кооперации, выделенные М.И. Туган-Барановским:

а) материальная заинтересованность;

б) добровольность;

в) использование труда только членов кооператива;

г) общественная собственность.

12. Инвестиционная трактовка теории циклов была сформулирована:

а) Ю.Г. Жуковским;

б) М.И. Туган-Барановским;

в) С.Ю. Витте;

г) Н.И. Бухариным.

13. Представителями российской математической школы являлись:

а) М.И. Туган-Барановский;

б) Ю.Г. Жуковский;

в) И.А. Столяров;

г) В.К. Дмитриев;

д) И.И. Янжул;

е) И.М. Кулишер.

14. Экономическое учение В.И. Ленина явилось основой:

а) экономической модели нового общества - государственного социализма;

б) анализа монополистической стадии капитализма;

в) процесс формирования российского рынка, вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений.

15. В своем произведении «Экономике переходного периода» Н.И. Бухарин рассматривает социализм:

а) как натуральное хозяйство;

б) экономическую модель нового общества;

в) единое трудовое предприятие, где все работают по строго рассчитанному плану;

г) распределение продуктов на основе учета потребностей и учета запасов.

16. Концепция больших циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым, позволяет представить:

а) продолжительность циклов;

б) общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу;

в) постоянный характер инвестиций.

17. Метод линейного программирования разработал:

а) Н.Д. Кондратьев;

б) А.А. Богданов;

в) Н.Н. Кутлер;

г) Л.В. Канторович.

18. Переход к рынку начался (1992г.):

а) с пересмотра традиционных взглядов на развитие экономических процессов;

б) по модели «шоковой терапии»;

в) с совершенствования планирования и управления.