Известные древнегреческие женщины. Повседневная жизнь женщины в античной греции

В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство того, что женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.

Особой категорией древнегреческих женщин, посещавших специальные школы, где они обучались развлечению, ведению бесед и ораторскому искусству, считалась группа Гетера. Вследствие того, что такие женщины сопровождали мужчин во время их бесед и пиршеств, им было необходимо быть более образованными, чтобы соответствовать уровню избранных мужчин. Однако эти женщины не считались городскими жительницами. Те, кто не имел чести получить образование, считались рабами (мужчины или женщины). Интересен тот факт, что если такие люди получали образование до того, как стать рабами, они имели право на работу и могли получить свою свободу обратно.

В основной массе, мальчики изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику. Эти предметы были выбраны, чтобы помочь учащимся общаться более эффективно. Помимо этого, классическая образовательная система древности охватывала также изучение литературы и языка, а также арифметику, музыку, геометрию и астрономию. С другой стороны, девочек обучали ткацкому делу и различным домашним делам, например, танцам, музыке и физическому воспитанию. Девочки, которые собирались вступить в группу Гетера, упомянутую выше, также изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику.

Хотя современные женщины, прочитав об образовательной системе Древней Греции, могут подумать, что греки не уделяли внимания женщинам, существуют исторические факты, что на самом деле гречанки считались наиболее образованными женщинами среди всех остальных культур, что продолжалось вплоть до 19 века. Как считают социологи и антропологи, культура включает в себя навыки, которые передаются через образование и получают развитие при помощи дисциплины и практики.

Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что женщины всегда принимали участие и в раннем воспитании детей. В соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в Древней Греции различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, что для женщин создавалась особая культура, включающая особые религиозные праздники и фестивали, посвященные поклонению женскому духу. На самом деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где все роли исполнялись мужчинами. В отношении музыки, в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыки, поэтому есть вероятность того, что и в этой области гречанки оказали влияние.

Кроме того, до Троянской Войны, женщинам в Греции было позволено голосовать, но впоследствии они утратили это право, потому что мужчины считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам не удавалось отвоевать себе это право вплоть до 20 века из-за различных ошибочных политических, культурных и социальных суждений.

И, наконец, следует отметить, что школы в Древней Греции предоставляли настолько эффективное образование, что им стали широко подражать. Элементы греческой системы образования присутствуют и в современных школах. Так же, как и в греческих школах, учебный день делится на предметы, и учителя преподают те или иные предметы студентам, в зависимости от их возраста.

В классическом греческом полисе ярко выражено доминирование мужского начала. Человек - это всегда мужчина, муж. Женщина не только не занимает высокого места в обществе, но по своему положению всегда несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим существом, и это четко формулирует Аристотель. Отличаясь теми или иными особенностями, в разных полисах положение женщины в целом одинаково.

Женщин в афинском обществе можно условно разделить на две категории. Первая - это жены, матери граждан, свободнорожденные полноправные женщины. По своему статусу они предназначены для замужества, для законного брака. В Афинах, например, законным признавался только тот, в который вступал афинский гражданин и дочь гражданина, рожденная, в свою очередь, в законном браке и принадлежащая к определенному роду и дему. Дети из такой полноправной семьи могли получить в дальнейшем, по достижении совершеннолетия, гражданство, наследовать имущество и быть продолжателями рода.

Женщины-супруги не участвовали в общественной жизни. Их роль сводилась к простому продолжению рода. «Жен мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества», - говорит Демосфен в одной из своих речей. Жены были необразованными, по сути невежественными. Как правило, они умели читать, писать и вести домашнее хозяйство, но совершенно не разбирались в вопросах литературы, политики, философии и т. п. Самое главное, что требовалось от них, - целомудрие.

Другая половина женского греческого мира резко отличалась от первой. К ней относились чужестранки, женщины, происходившие из семьи, в которой не был зарегистрирован законный брак. За исключением женщин, живущих в семье (правда, брак этот с точки зрения закона трактовался как простое сожительство), все остальные могли рассматриваться как «свободные»: гетеры, авлетриды, паллаке, диктериады. Гетеры принадлежали к высшему слою этого пестрого мира. Дословный перевод слова «гетера» - спутница, так называли женщин, ведущих свободный, независимый образ жизни, но находившихся на содержании у мужчин. Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали своего господина. Конечно, не все из них достигали такого высокого уровня, как Аспазия, подруга, а потом жена Перикла, как Таис, спутница Птолемея, или Фрина, подруга Праксителя. Эти знаменитые женщины играли заметную роль в общественной и культурной жизни своего времени, их имена вошли в историю и обросли легендами. Но и не столь известные гетеры, принадлежавшие к высшему кругу, нередко были хорошо образованы, разбирались в политике, искусстве, философии и т. п. В целом путь образования и «эмансипации» в Древнем мире был доступен для женщин только этого типа и немыслим для жен. Гетеры имели свой центр, роль которого играл храм Афродиты в Коринфе. Там молодых девушек обучали искусству обхождения, а также музыке, риторике и даже философии.

Авлетриды - как правило, чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши. Они зарабатывали на жизнь своими талантами и очень ценились греками. Их выступления оплачивались, особенно когда их приглашали на пиры. После удачного выступления такая женщина могла составить себе приличное состояние. Паллаке, или сожительницы, не обладали никакими правами, будучи по статусу чаще всего вольноотпущенницами, а то и рабынями. Самый низкий уровень - это диктериады, публичные женщины, продающие себя за деньги. Они могли жить в домах свиданий или вне их, но были одинаково бесправны. Закон относился к ним сурово. Для них существовала масса ограничений: живя в окрестностях города, они не имели права появиться в нем в светлое время суток, им запрещалось заходить в храмы, участвовать в празднествах. Греки строго следили за тем, чтобы диктериады не оказались рядом с их женами, беспощадно карая за несоблюдение этих норм (наказание следовало незамедлительно - оскорбление словом или действием). Они носили определенную одежду, по которой их сразу можно было узнать: костюм из пестрых тканей кричащих тонов, с букетами цветов, надевали белокурые парики или красили волосы.

Положение женщины было различно в разных греческих полисах. Большим уважение пользовались спартанские женщины. В Спарте большое внимание уделялось физической силе и закалке молодых женщин, поскольку их первейшей задачей было рождение здорового потомства для защиты государства. Спартанки оказывали влияние на общественную жизнь, к их мнению прислушивались и мужчины. Они в меньшей степени были заняты домашней работой. Свобода афинской женщины была несколько ограничена сначала отцом, затем мужем. Но в собственном доме она была полноправной хозяйкой. Она руководила работой домашней прислуги, следила за текущими расходами, вела учет всего приносимого в дом и т.д. На улицу она имела право выходить только в сопровождении мужа или рабыни, скрывая под покрывалом свое лицо. Полного затворничества греческие женщины не испытывали, они ходили друг к другу в гости, принимали участие в религиозных празднествах и обрядах. Жизнь женщины низших сословий носила другой характер. Она вынуждена была работать, что осуждалось обществом.

Как утверждал Еврипид, греки первыми из древних народов стали придерживаться принципа единобрачия, полагая, что полигамия - обычай варварский и недостойный благородного человека. Институт брака по античным представлениям преследовал две цели: общественную и частную. Общественная - умножение числа граждан, которые будут защищать границы отечества. Частная - продолжение рода, поддержание семейных традиций, почитание семейных богов, а также помощь в старости. Заключение брака являлось моральным долгом граждан перед семьей и государством.

В Греции не было юридических законов, заставлявших мужчин жениться. Однако существовало моральное принуждение например, в Афинах холостые мужчины, не выполнявшие свой долг и не женившиеся, уважением не пользовались. В Спарте к ним относились еще суровее: холостяцкая жизнь вела к частичной утрате гражданских прав, сопровождалась унижением не только со стороны отдельных граждан, но и со стороны государства. В частности, холостяки в определенный день года (зимой) должны были обнаженными обходить рыночную площадь, распевая специальную песню, в которой признавали свою вину. На них также налагали штрафы. На спартиатов, которые не имели семьи, не распространялось традиционное право на почитание пожилых людей. Плутархом описан эпизод, в котором молодой человек оскорбил знаменитого военачальника, не уступив ему место. На его возмущение юноша ответил: «Ты не родил сына, который со временем уступил бы место мне». Молодые люди в Спарте обязаны были выбирать себе жен преимущественно из бедных семей: таким образом обычай препятствовал имущественной дифференциации, чрезмерной концентрации богатства в одних руках. В Спарте, в отличие от других полисов, разрешались браки с чужестранками, и дети, рожденные в них, считались законными наследниками. Но, тем не менее, юноши предпочитали своих, местных девушек, воспитанных в спартанском духе. Так в семейных традициях проявлялся полисный патриотизм.

Выбор мужа - право и обязанность опекуна женщины: как правило, им был отец, брат, либо ближайший родственник. Выдавать замуж разрешалось в 12-15 лет, и кровное родство не служило препятствием. Сочетаться браком могли даже дети одного отца. Единственное ограничение: единоутробные дети не должны были вступать в брак. (Брак между братом и сестрой имел мифологический прототип - союз Зевса и Геры. Этот брак становится ритуальным в роду Птолемеев в Египте в эпоху эллинизма. Перед бракосочетанием должно было состояться обручение. Оно являлось важным нормативным актом, так как при этом заключался семейный договор, в котором определялись имущественные отношения и взаимные обязательства сторон. Мужчина, например, обещал не приводить в дом другую женщину, не признавать детей, рожденных вне брака, не наносить обид своей жене. Подобные обязательства принимала на себя и женщина.

Важным вопросом считалось приданое невесты, которое требовалось по обычаю. Собирать его могла не только семья, но и соседи, родственники, официальные лица. Так, после смерти Аристида, являвшегося образцом выполнения долга перед обществом, его семья испытывала материальные затруднения, и потому город выделил приданое его дочерям. Приданое означало определенный прогресс в эволюции института брака и известную степень эмансипации женщины, приносящей в семью материальные ценности.

Свадьба - чисто семейный праздник - имела одновременно юридический и религиозный статус. Два основных действия разыгрывались соответственно в доме отца невесты и в доме жениха, а остальное служило для них своеобразным прологом и дивертисментом. Невеста в день свадьбы омывалась водой из священного источника, ее наряжали и украшали. В присутствии гостей торжественно приносили жертвы богам. Главное действо совершалось в доме отца невесты: он передавал свою дочь молодому человеку и произносил священную фразу о том, что вручает ее мужу и отлучает от родительского очага. Эта формула означала ее правовой переход под власть мужа.

В доме отца начинался пир. Невеста не принимала в нем участие и сидела отдельно в группе своих ровесниц, укутанная покрывалом. После пира происходил торжественный переезд в дом молодых под звуки гимнов-гименеев, в сопровождении родных и друзей на украшенной цветами повозке. В новый дом мать невесты передавала факел, зажженный от огня отеческого очага. Подчеркивая ее особое положение, муж переносил молодую через порог своего дома. Затем совершалась заключительная церемония: молодую торжественно подводили к очагу, посвящая в домашний быт новой семьи. Символом этого являлась трапеза у нового очага - жених и невеста разделяли между собой хлеб и фрукты. Молодую пару провожали в брачный покой, называемый таламом, а молодежь под его дверями распевала свадебные гимны-эпиталамы. На другой день пир продолжался, и гости снова приносили подарки. Молодая жена снимала покрывало и исполняла обязанности хозяйки дома.

Выходя замуж, женщина полностью теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни: занималась домашним хозяйством и большую часть времени находилась на женской половине дома - в гинекее. С появлением детей ее обязанностью становилось их воспитание. На улицу женщины выходили редко и только в сопровождении рабыни, стыдливо прикрывая лицо краем плаща. Все необходимое в хозяйстве обычно покупали мужчины. Только одно исключение давало возможность женам открыто показать себя окружающим: религиозный праздник, священная церемония. Соблюдать эти строгие нормы было, однако, делом не простым, так как требовало известного достатка, и потому им следовали лишь состоятельные семьи. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже занимаясь торговлей на агоре. Мать Еврипида, как утверждал Аристофан, была торговкой овощами, и это постоянно вменялось ему в вину.

Греки считали, что лучшая жена та, о которой вообще никто ничего не мог сказать - ни хорошего, ни плохого, так как ее просто никто не видел и не знал. «Та женщина заслуживает высочайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин в порицание или в похвалу», - так выразил господствующие в обществе взгляды Перикл. Как говорил Платон: «Имя честной женщины должно быть заперто в стенах дома». Женщина, жена вплоть до эпохи эллинизма не принимала решений по имущественным вопросам, не могла интересоваться политикой и общественной жизнью. Вообще, жизнь за стенами дома не должна была ее касаться, так же как и поведение собственного мужа вне стен домашней цитадели.

Полисная мораль и родовые нормы семейной жизни регламентировали все аспекты жизни древнегреческой женщины: как должно производиться воспитание ребенка, когда женщина может и должна появляться в обществе, как она должна одеваться и выглядеть.

Благодаря ионийской моде наряд древнегреческой женщины стал намного богаче, чем в архаическую эпоху. В классическую эпоху нижней одеждой стал хитон. Хитон был домашней одеждой, и выходить в нем на улицу считалось неприличным. Можно выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом - дорийский, и широкий хитон с застежками вдоль рук или без них - ионийский. Кроме шитого полотняного хитона, который носился наряду с дорийским пеплосом, появился целый ряд новых форм, например, скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами.

Женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой, нарядной, так как для нее использовали не только чистое белое полотно, но и украшенные отделкой, роскошные восточные ткани. Поверх хитона и пеплоса женщины одевали гиматий. Женские плащи были меньшего размера, чем мужские, но всегда богаче орнаментированы. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани. Что касается цвета тканей, то многие из них имели особое значение. Так, например, шафранно-желтый использовался для праздничной одежды, чередование полос ярких цветов - для одежды гетер. Женский древнегреческий наряд дополняли различные ожерелья, браслеты, серьги, кольца, диадемы и налобные повязки.

Женский костюм почти не знал женских головных уборов, так как обычай вообще запрещал женщине появляться на улице. Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы - долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица. Носили венки из мирта и лавра. Обувью служили сандалии, а также мягкие туфли и даже полусапоги. Прическа и украшения дополняли облик греческих женщин. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, их причесывали самыми сложными способами, классической прической можно считать так называемый греческий узел. Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение и в классическую эпоху; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» - со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса. Оригинальную, «дынеобразную» прическу ввела в моду в середине V в. до н.э. вторая жена Перикла - Аспазия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывались двумя лентами. В начале V в. до н.э. среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, то в позднее времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок.

В Древней Греции носили украшения, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны - изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой.

В конце IV в. до н.э. распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбосе специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран. Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени суток, по сезону, когда их надевали.

С возникновением специальных бань, салонов для ухода за телом к косметике в Греции стал проявляться повышенный интерес. Женщины пользовались услугами специальных рабов-косметов, выполнявших различные косметические процедуры. Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прически прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина. Широко применялись благовония, где в дело шли смолы, специи, бальзамы, эфирные масла, получаемые из цветов. При раскопках греческих городов были найдены таблички, на которых подробно описывается состав благовоний, применяемых как женщинами, так и мужчинами с гигиенической целью

В Древней Греции существовали разводы, причем они могли происходить как по инициативе мужа, так и по инициативе жены. Если инициатива исходила от жены, то это была сложная процедура: ей нужно было обращаться к властям, лично подав прошение архонту на агоре, веско мотивировать свою просьбу и т. п. В целом это был довольно редкий случай в обычной практике семейной жизни. Если муж не возражал, они расставались, жена получала обратно часть своего приданого, которая так и называлась - «утешение» и являлась личной собственностью женщины. Когда развод совершался по инициативе мужа, то он, договорившись с опекуном, просто отправлял жену обратно к ее отцу вместе с приданым - эта процедура называлась «отсыланием». Поскольку основной целью брака являлось рождение детей, то развод был практически единственным вариантом в случае бездетности супругов. Веской причиной для развода являлся адюльтер. Он, как правило, преследовался в частном порядке. Иногда расправа могла быть чрезвычайно суровой, вплоть до убийства (в этих случаях были необходимы свидетели, а любовников надо было застигнуть на месте преступления). Обычно до таких крайностей дело не доходило.

В конце 5 - нач. 6 вв. начинается борьба за женскую эмансипацию. Развод осуществлялся в случае бездетности. Мужчине проще было подать на развод, нежели женщине. Ему достаточно было отправить ее домой или выдать замуж, оставив детей себе. Женщине, что бы подать на развод нужно было лично в письменной форме передать свою просьбу архонту, что сделать было очень трудно из - за ее зависимого положения. Общество осуждало разводящихся женщин. Развод мог быть произведен по просьбе отца и влек за собой возвращение приданного, кроме случая измены жены. В некоторых древнегреческих полисах допускалось двоеженство. Ребенок, родившийся в семье, целиком находился под властью отца. Он мог признать или отказаться от него. В случае отказа его оставляли на произвол судьбы при в ходе в храм или в людном месте. Чаще старались избавиться от девочек, поскольку женщине было не под силу выполнять мужские функции: защита родины, участие в производстве, поддержание культа предков.

Рабы семей не имели, но могли сожительствовать, с разрешения хозяина, родившиеся, дети переходили под власть хозяина. При рождении девочку в семье свободных граждан над дверью вывешивалась шерстяная повязка, если мальчик, дверь украшалась оливковой ветвью. Младенца купали в воде, смешанной с оливковым маслом (в Афинах) или с вином (в Спарте) Если отец признавал ребенка, на пятый день устраивалось торжество по случаю его рождения - амфидромия. Ребенку давалось лично имя к которому добавлялось имя отца. Наследных фамилий в Греции не было.

В общем и целом многие болезни женщинам лечили так же, как мужчинам. Но был нюанс. Если мужчинам советовали обязательно добавить к курсу лечения занятия гимнастикой, или бегом, или музыкой, или пением, для женщины это всё считалось не только ненужным, но и даже предосудительным. Главной «гимнастикой» для женщины был труд по дому, да ещё простые развлечения вроде качелей или танцев с дочерьми и рабынями за стенами гинекея - женской половины.

В Древней Греции почитали немало богинь, и часть из них покровительствовала женщинам. Изображение Деметры, богини плодородия, кисти Эвелин де Морган.

Конечно же, исключением были спартанки. Их женщинам, как и мужчинам, предписывалось много заниматься спортом. И в Спарте, и в остальной Греции женщину с физическим изъяном, несовершенной фигурой, испортившимся лицом считали виновной в своём состоянии - якобы оно отражает, в первую очередь, состояние души.

Представления врачей Древней Греции о женской анатомии кажутся очень странными. Так, Аристотель полагал, что девочка - это недоразвившийся в утробе мальчик, у которого просто гениталии не вышли нормально наружу. Казалось бы, если девочка - то же, что мальчик, то можно бы дать им равные права, но, как мы помним, греки считали отклонения от нормы знаком богов, что человек чем-то плох по натуре своей. Аристотель также считал, что от природы у женщины меньше зубов, и не знал, что влагалище и уретра не едины.

Богиня Афина покровительствовала и врачевателям тоже. Картина Ребекки Гуэй.

Популярное учение о том, что в человеке взаимодействуют четыре жидкости, давало неожиданные ходы в лечении больных. Так, женщинам с гиперменореей - опасно обильными менструациями - выпускали кровь. Логика была такая: раз крови выходит так много, значит, её слишком много в организме, и надо лишнюю стравить. Надо ли говорить, что в результате такого лечения выживали только сильнейшие?

В качестве причины той или иной хвори у женщины врач мог счесть нехватку половой жизни. Считалось, что женщины гораздо темпераментнее мужчин и просто помешаны на сексе. Так что врач мог прописать мужу больной почаще её навещать (правда, при этом даже не подразумевалось, что супруге нужен оргазм - главное, сам факт). А если ему гораздо больше нравятся юноши или общество гетер, всегда можно было купить качественно исполненный заменитель из кожи. Они были очень популярны у греческих дам.

Покровительница животных Артемида не интересовалась человеческими делами. Картина Гийом Сеньяка.

Считалось, что если непомерный женский половой инстинкт не удовлетворять, то её матка начнёт буквально блуждать по организму. Блужданием же матки объясняли преждевременные роды. Лечили в таком случае просто: клали женщине на живот немного навоза. Греки верили, что женский организм очень любит нечистоты, и матка сама устремится на нужное место, так сказать, на запах. После выкидыша на ранних сроках лечили немногим лучше: давали выпить жареные экскременты мула, размешанные в вине.

Блуждать матке было нетрудно, поскольку, по представлениям греков, у женщины в животе было много пространства. Поэтому бытовал такой способ определения беременности, как закладывание в вагину завёрнутого в тряпицу лука. Если наутро у женщины тянет луком изо рта, значит, место внутри ещё не закрыто распухшей от беременности маткой. Точных данных по эффективности метода, к сожалению, греки нам не оставили.

Другой странный способ определения беременности, который практиковался в те времена - перед глазами женщины растирали красный камень, и если пыль оседала на белки глаз, женщина считалась беременной.


Богини Афина, Гера и Афродита перед Парисом. Каждая из них по-своему покровительствовала греческой женщине. Картина Франца фон Штука.

Хотя сколько-то наследников от женщины ожидалось обязательно, греки постоянно искали эффективные способы предохранения. Там, где можно было достать действующие травы, делали из-них снадобья, в остальных местах выкручивались. Чтобы предотвратить зачатие, мужчине рекомендовали использовать большое количество смазки из оливкового и кедрового масла (а Аристотель считал, что в неё нужно добавить ещё и свинца). Женщине же советовали после соития сесть на корточки и почихать. А для самого соития - если целью беременность не была - считалась хорошей поза наездницы.

Если муж с симпосиумов (пьянок в кругу товарищей и музыкантов лёгкого поведения) приносил домой герпес, женщине приходилось несладко. По рекомендации греческих врачей, пузыри герпеса следовало выжигать раскалённым железом!

В Спарте полагали, что девушка перед первой брачной ночью может быть очень скована. Чтобы она возбудилась, ей давали айвы. Неизвестно, давали ли к айве наставления жениху и невесте по правильному поведению в постели.

Божеством правосудия тоже была дама, Фемида, и ей помогала дочь, богиня правды Дике. Портрет Фемиды от Антона Лосенко.

Большую часть греческой истории врачи избегали ведения родов и участия в них. Женщина рожала либо самостоятельно, либо с помощью подоспевшей повитухи. Врачи, правда, повитух консультировали и писали для них пособия. К врачам обращались также в случае, если роды были настолько трудные, что женщина вот-вот умрёт. Обычно она всё равно умирала, зато врач мог сделать кесарево сечение на остывающем трупе и спасти младенца. По легенде, именно так родился человек, научившийся у Афины врачеванию и ставший потом богом медицины - Асклепий.

Гиппократ очень интересовался женским организмом, настолько, что смог найти у женщины клитор (он называл его «маленькой колонной»). Знаменитый врач полагал, что мальчики и девочки развиваются у женщин в разных половинах матки, и по тому, смотрят соски вниз или вверх, можно определить пол будущего ребёнка. Кроме того, если ребёнок во время родов шёл вперёд тазом или ногами, Гиппократ считал, что помощь невозможна принципиально и ребёнка надо разрезать и вытаскивать кусочками. Довольно шокирует на фоне того, скольким древним культурам было известно, как принимать ребёнка при неправильном предлежании (пусть даже не всегда выходило успешно). Возможно, акушерки Древней Греции тоже знали, что предпринять, но Гиппократ счёл ниже своего достоинства с ними советоваться.


Увы, богини, защищавшие женщин, не могли защитить даже самих себя. Геру изнасиловал её брат Зевс, после чего ей пришлось стать его женой. Портрет Геры от Данте Габриэля Росетти.

Врачи-мужчины не имели права осматривать своих пациенток и только опрашивали их, а врачей-женщин не было. Известна отважная девушка, которая пыталась переломить эту ситуацию. Жительница Афин по имени Агнодика решила изучать медицину в Александрии. Для этого ей пришлось не только носить мужскую одежду, но и остричь волосы - для гречанки практически немыслимое действие, ведь такую причёску носили проститутки.

Однажды Агнодика явилась лечить некую заболевшую женщину. Та, конечно, наотрез отказалась допустить к себе врача. Тогда Агнодика показала потихоньку пациентке грудь. Женщина успокоилась, и Агнодика смогла осмотреть её и назначить лечение - кстати, такое, как назначали мужчинам, поскольку медицина в те времена уже продвинулась и отошла от экскрементов. Больная поправилась, но оказалась неспособна держать секреты при себе, и вскоре тайна Агнодики стала известна всей Александрии. Врачи города подали на неё жалобу. Однако во время суда толпа горожанок атаковала судей, называя их врагами женщин, и судьи разрешили не только Агнодике, но и любой женщине отныне изучать медицину и заниматься врачеванием. Правда, неизвестно, воспользовался ли этим разрешением кто-то после отважной афинянки. Всё же для обучения пришлось бы ходить в место, полное мужчин - это было очень нескромно.

Башкирова Арина


побывавших, я мечтала о далекой удивительной стране. Изучая историю Древней Греции, я обратила внимание на то, что в мифах и сказаниях, в школьных учебниках очень мало сведений о жизни простых девочек, о женщинах, их участии в судьбе страны. Каковы они, дочери великой Эллады? Похожи ли они на наших современниц? Меня заинтересовала эта тема.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вступление. Почему я выбрала эту тему?

Читая мифы Древней Греции, слушая рассказы людей, там
побывавших, я мечтала о далекой удивительной стране. Изучая историю Древней Греции, я обратила внимание на то, что в мифах и сказаниях, в школьных учебниках очень мало сведений о жизни простых девочек, о женщинах, их участии в судьбе страны. Каковы они, дочери великой Эллады? Похожи ли они на наших современниц? Меня заинтересовала эта тема. Большое волнение пришлось испытать после прочтения рассказа

Ученого-исследователя Александра Иосифовича Немировского «Гидна». Автор повествует о юной гречанке Гидне, подвиг которой вдохновил воинов к борьбе с персидскими завоевателями. Она и сейчас у меня перед глазами: тоненькая, смелая вместе с отцом плывет к персидским кораблям по ночному морю, достает нож и перерезает один якорный канат персидского корабля, потом второй, третий. Корабли срываются с места и становятся беспомощными игрушками волн. Страх обуял персов, они в смятении, а буря не умолкает, разбрасывает суда в разные стороны. Это был страшный год персидского нашествия на Грецию, разоренная и истерзанная Эллада, казалось, никогда не обретет свободы. Гидна погибла, она разбилась о прибрежные камни, но об этом подвиге узнала вся страна. Скульптор изваял из мрамора статую юной героини, и она простояла в Дельфах более 500 лет, вызывая восхищение всех, кому дорога свобода Эллады.

Как же воспитывали девочек в Греции? Почему в учебнике автора Ф.А.Михайловского, который лежит у меня на парте на уроке истории, в разделе «Древняя Греция» не названо ни одно женское имя? Какую роль сыграли женщины в истории этой страны?

Объектом исследования выступают женщины Древней Греции.

Предметом исследования облик женщины древней Эллады и ее роль в истории страны.

Целью данного исследования является изучение темы « Роль женщин в истории Древней Греции» с точки зрения новых исследований исторической науки.

  1. 1.Изучить источники, свидетельствующие о положении женщин в Древней Греции.
  2. Провести анализ традиций, обычаев, образа жизни предмета исследования.
  3. Рассмотреть процесс воспитания и образования детей Эллады и провести сравнительный анализ.
  4. Оценить вклад знаменитых женщин в культуру Греции.
  5. Определить актуальность проблемы в современных условиях.
  6. Изложить возможность решения гипотезы.

Гипотеза исследования: что, если женщины Древней Греции играли ведущую роль в семье, политике, государстве, то традиционная точка зрения о том, что положение гречанок было на уровне слуг, неверно.

Методы исследования:

  1. Обработка и анализ информации в системе Интернета (информационный).
  2. Анализ документов.
  3. Сравнительно-исторический.
  4. Метод построения теории на основании изученных источников.

Для достижения цели и решения поставленных задач автор изучила ряд источников по теме:

Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г.).

Древняя история. Кареев Н.И. «Просвещение», М., 1997г.

А.И. Самсонов. 400 знаменитых имен и событий из всеобщей и отечественной истории. «Дрофа», М.,2010г.

Работа имеет традиционную структуру и включает введение, основную

Глава I. Хранительница домашнего очага.

1.1. Рождение малыша.

В греческих семьях после рождения ребенка отец должен был признать младенца своим или отказаться от него, если ребенок рождался увечным. Радость появления малыша выражалась в том, что вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденным был мальчик, и гирляндами из шерсти, если девочка. Домашним богам приносили жертвы, а приглашенные на праздник гости дарили ребенку подарки - игрушки и амулеты. Тогда же младенцу давали имя. Малыши развлекались погремушками и куклами, дети постарше играли в волчок, йо-йо (чертик на ниточке), обруч или катали деревянные тележки, запряженные козами. Более состоятельные семьи приобретали даже специальную детскую мебель - скамеечки и кроватки. До шести-семи лет ребенок занимался только играми и воспитывался матерью и нянями в отцовском доме, в гинекее, куда муж не имел доступа. В Древней Греции полагали, что дитя, как хрупкое растение, нуждается в теплой материнской заботе. Отец не может дать того, что необходимо в этом возрасте; малышу нужны ласка и нежность матери; сильная и охраняющая любовь женщины, чтобы защитить от внешних влияний чуткую душу. Гречанка исполняла высокие обязанности супруги и матери, на которые в древности смотрели как на божественные. Она была жрицей семьи, хранительницей священного жизненного огня, Вестой очага. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Я думаю, это несправедливо.

Такова традиционная точка зрения исследователей - замкнутость женщин Греции в собственном пространстве.

1.2.Главная роль в доме.

В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели. В знатных семействах матери, которые следили за работой рабынь и занимались воспитанием дочерей и сыновей, соблюдали древние обычаи. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще
удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли
запасы воды, что давало возможность общения, так необходимого всем.

1.3.Образование и воспитание детей.

Когда мальчику исполнялось шесть-семь лет, начиналось его официальное школьное обучение. «Независимо от имущественного положения все дети мужского пола получали определенный объем знаний по трем основным дисциплинам: музыке, письму и гимнастике». (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра», 2006г. стр.71.). Два первых предмета часто объединялись, музыкальные занятия сочетали обучение игре на лире с чтением наизусть поэмы. Целью образования мальчиков в Древней Греции было воспитание ответственных граждан, которым надлежало принимать участие в управлении государством. Это означало, что только мальчики должны были получать всестороннее образование. Они изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику, литературу и язык, а также арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Для девочек формальное образование полагали излишеством и учили дома, прививая им хозяйственные навыки, обучали ткацкому делу и различным домашним премудростям. Особое внимание отводилось танцам и физическому воспитанию.

Музыка занимала главное место в образовании девочек. Мы знаем, что в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыке, поэтому вероятно, что в этой области гречанки сумели проявить себя. Согласно легенде, Гермес, основатель искусств, сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи, и вручил ее очаровательной девушке. Зазвучала плавная, мягкая мелодия. Еще один древний инструмент, на котором играли женщины – тимпан. По кожаной мембране ударяли пальцами или кистями рук. Он использовался в культовых церемониях, на празднествах в честь богов. Давайте побываем на таком мероприятии.

Перед нами прекрасное создание греческой архитектуры - храм Афины Девы Парфенон. С четырех сторон его окружают стройные колоннады. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. Позади колон на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада самого здания, представлена праздничная процессия. Почему эти люди, запечатленные навек в камне, заинтересовали меня? Здесь изображена торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини.

Действительно, раз в четыре года в середине лета происходило всенародное празднество. Оно носило название Великих Панафиней. В длинных белых одеждах шли жрецы и должностные лица, глашатаи славили богиню, а легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они ткали и вышивали его. Вот где проявлялось их мастерство. Другие девушки несли священные сосуды для жертвоприношений. Мы еще раз убеждаемся в том, что женщины в Древней Греции принимали активное участие в жизни города – полиса. А спокойная и величавая статуя Афины, созданная руками великого скульптора Фидия, покровительствовала им.

1.4. О чем рассказывает нам вазовая живопись

Исследуя выбранную тему, я изучала вазовую живопись. Эти удивительные произведения искусства открывают самые заветные страницы истории страны, жизни и быта женщин Греции. Такие вазы дарили малышам на ежегодном весеннем празднике. Здесь отражена сцена из раннего детства афинского ребенка. Мы видим картину с играми и игрушками. Родители обожали детей, никакого различия между мальчиками и девочками в этом возрасте не было.

Мне нужны были подтверждения неравноправия женщин в Греции. История традиционно описывает достойных афинянок как малообразованных затворниц, чья жизнь посвящена домашнему очагу, прядению, ткачеству, разным семейным заботам. Женщины появлялись в обществе только по поводу религиозных церемоний. Одну из них мы уже рассмотрели. Внимательное изучение вазовой живописи пятого века открыло передо мной иную картину повседневной жизни афинянок.

Художники изобразили их выполняющими гимнастические упражнения, играющими на музыкальных инструментах.

Они наслаждаются прогулкой, ныряют, плавают, собирают фрукты в компании подруг. Можно предположить, что такой свободой пользовались только взрослые женщины, так как большинство историков склоняются к тому, что до 15 лет девочки практически не выходили из дома.

На основании вазовой живописи можно сделать вывод, что девушки получали более полное, разностороннее образование и воспитание.

Большое значение в жизни юных гречанок играло замужество. Они мечтали о любимом точно так же, как современные девушки, грустили, радовались, свои переживания излагали в стихах, музыке. Одна из ваз передает события свадебной церемонии.

Брачный возраст гречанок – 15 лет. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым - деньгами, недвижимостью или даже землей. За день до свадьбы невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки. Так она прощалась с детством.

Свадебная церемония предполагала омовение священной водой, принесенной в специальном сосуде под названием лутрофор.

В день свадьбы обе семьи приносили жертвы богам и устраивали праздник - каждая семья в своем доме. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам новой семьи.

Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. В этот день девушка переходила из-под власти отца под власть мужа. Он становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом.

Свадебные церемонии, религиозные ритуалы и похороны были в числе немногих общественных событий, в которых женщины играли важную роль.

Глава II. Знаменитые женщины Древней Греции

1.1.Афинянка Агнодика .

Изучая историю Древней Греции, я думала, есть ли среди выдающихся деятелей женщины? Используя материалы Интернета, я могу ответить на этот вопрос. Метод обработки и анализа данных позволяет нам говорить о высоком уровне развития медицины в Греции. Женщины – затворницы не могли проявить себя в этой сложной области, приоритет в лечении людей на стороне мужчин. Попробуем подтвердить нашу гипотезу ярким примером.

Агнодика, смелая и решительная, переодевшись мужчиной, начала изучать медицину. Ей удалось добиться отмены закона, запрещавшего женщинам заниматься врачеванием. Я думаю, это замечательный успех, утверждающий гражданскую позицию женщин Греции.

Агнодика практиковала как городской врач. Со временем у нее появилась обширная практика. Больше всего к Агнодике шли женщины. Самым достойным и надежным она открывала свою тайну. Непосвященные продолжали считать ее мужчиной. Популярность Агнодики росла. И это породило зависть среди некоторых ее коллег-мужчин. Они составили на Агнодику донос. С целью самозащиты, Агнодика была вынуждена открыться. Доносчики были не только посрамлены, но и осмеяны. Благодаря заступничеству влиятельных пациенток, Агнодика стала первой в Афинах

(и, вероятно, во всей Элладе) женщиной-врачом, получившей официальное право заниматься медицинской практикой.

2.2. Женщины-философы.

С первыми опытами философствования женщин в Древней Греции мы встречаемся в то время, когда женские роли в театре играли только мужчины. Дочь богатых родителей прекрасная Гиппархия, сообщает Диоген Лаэртский в своих жизнеописаниях, серьезно занималась философией. Он удостоил ее своим письменным посланием: «Я восхищен, женщина, твоей страстью к философии и тем, что ты примкнула к нашей школе, суровость которой даже многих мужчин отпугнула». (В.П.Большаков, Л.Ф.Новицкая. Особенности культуры в ее историческом развитии. «Просвещение». М., 1998г).

В биографии ученого, философа и математика Пифагора приведены имена наиболее выдающихся женщин-философов, последовательниц Пифагора. Писания пифагорейских жен дошли до нас только в отрывках.

Существует мнение, что у Пифагора была последовательница с именем Феано, которой принадлежат сочинения "О Пифагоре", "О добродетели", "Совет женщинам". Дочь Пифагора Дамо изучала философию под руководством отца, увлекалась естественными науками. Ей он доверил самые сокровенные записи с наказом, чтобы она никому из недругов не разглашала изложенную в них философию. Дамо исполнила наказ, за что удостоилась похвалы от многих философов: «И хоть она могла продать его сочинения за большие деньги, она того не пожелала, предпочтя золоту бедность и отцовский завет»,- отметил ученый Платон. Другой последовательнице Пифагора - Периктионе принадлежат сочинения "О гармонии в женщине" и "О мудрости", которые, по свидетельствам некоторых древних авторов, очень высоко оценивал Аристотель. Любимой ученицей философа Платона была Аксиофея. Она с увлечением занималась физикой и естественными науками. Иногда ей приходилось переодеваться в мужское платье, чтобы присутствовать на заседаниях Академии.Развитие женской философии также является наглядным подтверждением нашей гипотезы. Ум и образованность этих женщин приводили в восторг знаменитых мужчин – мыслителей древности: Солона, Пифагора, Сократа, Перикла и других. Письменные источники – сочинения этих выдающихся женщин, дошедшие до наших современников, изучают сегодня студенты философских факультетов.

2.3.Гетеры.

Не всех девушек в Древней Греции воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились гетерами - подругами богатых мужчин, вели
обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах, различных увеселительных мероприятиях. С детства они посещали специальные школы, где обучались философии, ведению бесед и ораторскому искусству. Гетеры были полной противоположностью малообразованным домохозяйкам. Эти женщины играли на флейте, знали литературу и искусство, философию и мистические ритуалы.

В их домах собирались политические деятели, поэты, музыканты.
Гетеры носили сложные прически, которые украшались диадемами и
золотыми сетками. Их не всегда уважали, поэтому почтенный человек не мог жениться на такой девушке. Достойная греческая женщина всю жизнь жила затворницей в гинекее – на женской половине дома. Она не посещала театр, не участвовала в Народном собрании, даже на улицу выходила в сопровождении родственников или рабыни.

Аспасия из Милета была высокообразованной женщиной, умела поддержать разговор поэтов и философов. Она славилась в Афинах не только умом, но и красотой. Прекрасная собеседница, наделенная ораторским талантом, вызывала восторг мудрого Сократа, которому очень интересно было беседовать с девушкой. Перикл полюбил прекрасную Аспасию и решил жениться. Авторитет и влияние стратега в Афинах были так велики, что даже его женитьба на гетере не уменьшила его популярности. Счастьем наполнился дом Перикла, когда туда вошла эта женщина. Она не уединилась в гинекее, а продолжала принимать гостей. Друзья Перикла стали ее друзьями. В тяжелые для стратега дни нелегко пришлось и Аспасии.

Недруги обрушили свой удар именно на нее, понимая, как она дорога Периклу. Ее оклеветали, но муж встал на защиту жены. Он доказал ее невиновность. Следом за нападками врагов началась война и чума, унесшая жизнь великого афинянина. Верная жена и подруга была рядом до последнего дня.

Глава III. Внешний облик гречанки.

3.1.Особенности женского костюма

Я предлагаю посмотреть на гречанку со стороны.
Важную роль во внешнем облике женщины играет одежда. Наряд ее - четырехугольный шерстяной кусок ткани, который назывался пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Затем появился «хитон», первая закрытая одежда, которую можно было носить без заколок. Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный праздничным нарядом.

3.2. Парикмахерское искусство.

Женских шляп греческий костюм почти не знал, так как обычай вообще запрещал греческой женщине появляться на улице. Тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе.

Парикмахерское искусство Древней Греции было на высоком уровне, о чем можно судить по памятникам скульптуры. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были быстро и умело причесать голову клиента. За нарушение пропорций парикмахер сурово наказывался. Каждый из рабов выполнял только одну определенную операцию (окрашивание, завивка и т.д.). Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались особым расположением хозяев. Продавали их обычно редко. Парикмахеры поднимали волосы сзади и поддерживали при помощи сетки или повязки, таким образом, шея женщины казалась тоньше и длиннее. Так как высокий лоб у женщин не считался признаком красоты, пряди волос его закрывали. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову.

При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч-филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком. Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Для торжественных случаев и пиров прически делались несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок. Волнистые волосы и драпировка одежды создавали впечатление цельного, законченного внешнего вида. Самым натуральным и вместе с тем самым распространенным украшением волос у греческих женщин были венки, которые сплетались из цветов и листьев различных растений. Венки издревле употреблялись и при радостных и при печальных празднествах. Ими украшали свои волосы и пирующие и приносящие жертву. Прическа древнегреческих женщин всегда гармонировала с их одеждой. В женских скульптурных портретах художники стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными.

Облик гречанки не будет полным, если мы не поговорим об украшениях. Их надевали, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства и демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли остановить модников. К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, а также сфендоны или стефаны - изящные изделия в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то из простых металлов.

Последние исследования ученых. Заключение.

Новейшие исследования ученых заставляют нас посмотреть на
жизнь женщин в Древней Греции иначе. Изучив останки жителей
древних Микен, ученые пришли к следующим выводам: оказывается, женщины обладали существенной властью и часто играли ключевые роли в государственных делах. Историки и археологи традиционно склонны считать, что положение древних гречанок было ненамного лучше, чем у слуг. Судьбы многих из них безрадостны.

Например, спартанские женщины, которые жили по законам Ликурга и подчинялись строго установленным порядкам. Я думаю, они были не очень счастливы. Главное для любой женщины – это ребенок, а в Спарте можно лишиться его, если Совет старейшин (герусия) признает дитя больным. Новорожденного внимательно осматривали старейшины, и если находили больным или хилым, отправляли к Апотетам (обрыв на горном хребте) и там оставляли умирать. Даже очень сильные женщины не скрывали слез. Изучение археологических находок показывает, что неверно утверждение об униженном положении большинства женщин в Греции. Открытие стало итогом работы ученых из Манчестера, которые исследовали останки жителей древних Микен, где жил царь Агамемнон.

«Раньше считалось, что в то время в Древней Греции к женщине относились едва ли не как к вещи. Наше исследование показывает, что это утверждение неверно. Микены – один из самых важных археологических памятников в Европе»,– рассказывает профессор Манчестерского университета Терри Браун. (Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г.)

Ученым удалось доказать, что похороненная в одной могиле вместе с
мужчиной женщина была ему не супругой, а сестрой. Что это значит? Равноправие между полами?

Это открытие показывает, что мужчины и женщины пользовались равной властью. Как теперь выясняется, гречанки получали ее по праву рождения. Особенно важно, что раньше думали, будто женщину хоронили в богатой могиле из-за того, что она была женой богатого мужчины. Это мнение вполне соответствовало прежним взглядам на Древнюю Грецию, где женщины, как считалось, практически не имели власти и способны были влиять на происходящее лишь через своих мужей.

"Проблема заключается в том, что до недавнего времени мы трактовали жизнь в Древней Греции, исходя из работы прошлых поколений археологов. Прежде это была преимущественно мужская профессия, и ученые анализировали находки с оглядкой на мужчин. Теперь ситуация меняется, и мы начинаем смотреть на женщин Древней Греции в новом свете",- пишет Робин Маккай. (Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г).

Что касается женщин города – полиса Спарты, то они были самыми смелыми в Греции. Мужество – это показатель высокой гражданственности. Когда спартанцы отправлялись на войну, женщина напутствовала сына: «Возвращайся со щитом или на щите». На щите приносили павших в бою. Историк Аркадий Молчанов рассказывает о том, что женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле боя и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей, если видели рану на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя, предоставляя право хоронить мертвых другим. Мы убеждаемся в том, что женщина наряду с ролью матери, жены, играла важную гражданскую роль в жизни страны. Данное исследование подтверждает гипотезу о роли женщин в истории Древней Греции.

Как в традиционных, так и некоторых современных обществах на протяжении столетий женщины устранялись из публичной жизни и властных сфер общества. Большинство мыслителей, от античности до Нового времени, считали, что положение женщины обусловлено ее биологической природой, и, употребляя понятие «человек», имели в виду «мужчина». Это представление стало настолько общепринятым, что даже в наши дни мы слышим его отголоски. В связи с этим М. Фуко писал: «проказа и прокаженные исчезли, но осталась сама структура». И в наши дни мы нередко становимся свидетелями дискриминации женской половины населения как в частной и семейной жизни, так и в общественно-политической, государственной деятельности.

Общеизвестно, что в Древней Греции женщина занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется нам весьма актуальным. Оправдано обращение к данной теме в связи с развитием феминизма в экономически развитых странах, а также распространением нового теоретического направления в исторических исследованиях - гендерного, в основе которого лежит универсальный принцип угнетения одного пола другим.

Современные исследователи связывают подчиненное положение женщин в обществе с гендерным разделением труда, начало которому было положено в период перехода от охоты и собирательства, предполагавших равные доли мужчины и женщины в хозяйстве, к земледелию и скотоводству, усиливших роль мужчины и закрепивших стереотипы «мужчины-добытчика» и «женщины-хранительницы очага». Социальное неравенство в традиционном обществе, имущественные интересы и властные отношения нашли отражение в гендерной стратификации общества. Исследование Л.С. Ахметовой «Женщины в античности» в полной мере можно назвать гендерным. Л.С. Ахметова анализировала неравное с мужчиной положение греческой женщины, полагая, что оно является исторически сложившимся, а поэтому и справедливым. Интересно, что не все исследователи придерживаются этой точки зрения, поэтому представляется необходимым сопоставить имеющиеся исследования.

Тема роли женщин в античном мире не нова для антиковедения. В современной западной историографии она достаточно популярна. Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных полисов. Особо велик был интерес исследователей к положению античной женщины в обществе в связи с изучением демографических процессов в Древней Греции. Один из ярких примеров - статья Н.А. Кривошты «Демографические и психологические аспекты……».

Ф. Арский в «Перикле», Г. Берве в «Тиранах Греции», Г.В. Блаватская в статье «Из истории греческой интеллигенции….» особо рассматривали проблему женского влияния на политику царей, династов и других «сильных мира сего».

Немало внимания как в отечественном, так и в зарубежном антиковедении уделялось культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения древнегреческой женщины. Перечислим наиболее значимые на наш взгляд работы: А. Боннар « Греческая цивилизация», Д.Е. Дюпуи «Проституция в древности», К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», Т.Крупа « Женщина в свете античной эротики…», Е.В. Никитюк «К вопросу о гетериях в Греции….». Каждая из этих проблем в отдельности многообразна и сложна, а потому не может быть решена в единственном исследовании, так как требует фундаментального и многостороннего подхода.

Наибольшее количество работ в зарубежной историографии вопроса, а именно в труды П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков», Ф. Велишского «Быт и нравы древних греков и римлян», Л. Винничук « Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима», А.И. Марру « История воспитания в античности», А. ван Хофа «Женские самоубийства в античном мире….» и в отечественных авторов: Ю.В. Андреева «Спартанская гинекократия», А.В. Коптева «Античное гражданское общество», А.В. Петрова «Женщины в религии и философии в античности» посвящено повседневной жизни женщин Древней Греции, их месту в организации семьи и воспитании детей. Исследователи, как правило, стараются связать эти вопросы с общей полисной структурой греческого общества, взаимоотношениями между различными слоями населения и государственной властью. Многие аспекты проблемы места женщины в политической структуре античного общества анализируются с точки зрения социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации населения полисов.

Важно отметить специальные исследования о роли гетер в политической жизни греков VI-V вв. до н.э., т.е. в период острой политической борьбы между олигархией, демократией и тиранией, и об их влиянии на победу тех или иных политических группировок или партий: М. Фуко «История сексуальности…», А. Кравчука «Перикл и Аспазия», Ф. Арского «Перикл», Г.В. Блаватской, Т.Н. Крупы «Истории античных гетер…», Т. Мякина «Беседа о Сапфо».

Некоторыми исследователями рассмотрены проблемы воспитания девочек в античном мире. Данная сторона большой проблемы вплотную подвела ученых к анализу сексуально-этических аспектов религии и культовых обрядов у греков и римлян, их влияния на семейные отношения, морально-этические нормы поведения и сознание древних.

Традиционный для историографии сюжет - брачная политика правителей и правительниц в классическую эпоху, а также политические портреты наиболее известных представительниц правящих династий и жен государственных деятелей - разрабатывался в последнее время, пожалуй, наиболее интенсивно. Это работы А. Федосика «женщины-легенды», М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Знаменитые греки и римляне…».

Не случайно, что, как до революции, так и в наши дни предпочтение в ее освещении отдавалось переводным работам зарубежных авторов. . И все же, интерес к образу женщины в античности в начале XX в. до н.э. у отечественных ученых был явно выше, чем в последние годы. Женщина в древности интересовала многих, прежде всего как ключевая фигура семьи и брака. Впоследствии женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе: брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть. Лишь изредка и в самой общей форме затрагивались проблемы повседневной жизни женщины в античности - мода, развлечения, обыденные занятия по дому и т.д. Однако эти стороны жизни не стали предметом специальных исследований, поскольку рассматривались как часть общих проблем социально-политических и социально-экономических отношений, либо в исключительно справочной форме изложения.

Другой аспект, привлекавший внимание отечественных антиковедов в связи с проблемой «женщина в античности», касается изучения рабства и рабовладельческих отношений. Каким был социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц и женщин, которых отдавали в услужение богиням в качестве иеродул, т.е. прислуги или «жриц любви» в храмы? На эти и другие вопросы пытались ответить в своих исследованиях. Исследователи Г.М. Роджерс «Строительная деятельность женщин в Эфесе», А.В. Петров, Л.С. Ахметова, А. Боннар.

Поскольку в дипломной работе положение гречанки анализировалось, прежде всего, по материалам древнегреческой литературы, были использованы публикации, в которых анализируется творчество Сапфо, Аристофана, Эсхила, Еврипида, Софокла, Алкея и других греческих лириков, драматургов и комедиографов, неоднократно освещавших вопросы любви, семьи, эмансипации женщин, женской красоты, характера, поступков, политической и социальной активности. Это работы Г.П. Анпетковой-Шаровой « Античная литература», Г. Бояджиева «От Софокла до Брехта…», Т.В. Гончаровой «Еврипид», Г.И. Гусейнова « Аристофан», Б.А. Гиленсона, И.М. Кандобы «Греческая трагедия как источник по изучению положения женщин в Древней Греции», Н.А. Чистяковой, С. Шервинского, В.Н. Ярхо «Античная лирика», «Эсхил», «Античная драма: технология мастерства».

Подходы к этим вопросам намечались самые разные: здесь и чисто филологический анализ произведений, и раскрытие образов героев и героинь и социальные мотивы поведения персонажей, и морально-психологические аспекты их поступков и привычек. Отмечалось, что посредством этих понятий античные писатели и поэты пытались отразить современные им устои жизни, политику и мораль. Так, по мнению А.Н. Деревицкой, «женщина в их произведениях служила лишь фоном или аллегорическим мотивом для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе».

Целью этой работы является изучение роли женщины в различных сферах общественной и политической жизни греческих полисов:

Выявить особенности жизни гречанок в древности, а так же правила, которым была подчинена жизнь женщины в древней Греции;

Рассмотреть роль женщины в политическом управлении полиса;

Осветить условия заключения брака и положение женщины в семье;

Изучить, как складывались внебрачные отношения мужчин и женщин;

Анализируя биографии некоторых знаменитых женщин Греции, доказать, что их судьба была скорее исключением для греческого мира, чем правилом;

Проанализировать женские образы, представленные в древнегреческой литературе, выяснить, насколько литературные образы гречанок соответствовали социальному полисному идеалу.

Хронологические рамки работы достаточно широки, они охватывают период с конца VII в. до н.э. по IV в. до н.э., так как необходимо учитывать, что процесс смены традиций, норм и законов протекает весьма медленно; необходимость обратиться к столь длительному историческому периоду вызвана стремлением к объективному освещению проблемы, заявленной в данной работе.

В работе были использованы источники как исторические, так и литературные.

Несмотря на то, что в «Истории» Фукидида роль женщины в семье освещена достаточно фрагментарно, его труд является интересным источником для разработки, данной темы, поскольку содержит, пусть и фрагментарную, информацию о греческих семьях, воспитании, образе жизни.

В философских трудах Платона и Аристотеля рассмотрена лишь роль некой идеальной женщины в политике и гражданском обществе. Данный утопический взгляд на «женский вопрос» также позволяет осветить некоторые аспекты проблемы, заявленной в данной работе. В качестве исторических источников были использованы «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Жизнеописания» представляют собой биографии выдающихся греков и римлян. Наибольший интерес для нас представляют биографии видных аристократов Афин в. до н.э. - Солона, Перикла и Аристида. Одна из целей этических сочинений Плутарха - рассмотрение женских образов в разных ипостасях: женщина-мать, жена, дочь, сестра. Хотя женские образы у Плутарха всё же второстепенны.

Помимо исторических источников в дипломной работе были широко использованы и литературные.

Лирика Алкея иллюстрирует то, как мужчина мог поклоняться женщине. Семонид Аморгский же в своей «Поэме о женщинах» представляет пример женоненавистнического, сатирического взгляда на женщин.

В трагедиях великих трагиков V в. до н.э. Эсхила, Софокла и Еврипида внимание, главным образом, уделяется рассмотрению трагического героя и принципов его изображения. В произведениях этих авторов мы находим яркие женские образы, их характеристики и описание поведения. Это трагедии Эсхила: «Просительницы», «Орестея», «Персы»; трагедия Софокла «Электра»; произведения Еврипида: «Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит», «Алкеста». О драматических произведениях Еврипида следует особо отметить, что они играли как общественно-политическую, так и воспитательную роль: изображая глубину и неоднозначность чувств героев, страдания отдельной личности, вынося на суд зрителей проблемы семьи и брака, которые ранее были под запретом, драматург тем самым оказывал влияние на граждан, как мужчин, так и женщин.

В освещении положения женщины ценны и собранные Парфением короткие рассказы «О любовных страстях», отражающие общий для эллинистических поэтов и римских неотериков интерес к роли и функции женщины в любовных взаимоотношениях.