Конспект учителя-логопеда ДОУ на тему ": Слова-действия. Животные"

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.

2) Качественный и количественный рост словаря.

3) Упражнять учащихся в морфологическом анализе и синтезе слов.

4) Расширение словаря за счет синонимов и антонимов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Не идется и не едется,

Потому что гололедица!

Но зато отлично падается,

Почему ж никто не радуется?

(воспитание выразительной речи и ясной шепотной речи)

Логопед - Назовите слова, которые обозначают действия предметов.

Дети - Пишет, читает, рисует и т.д.

Логопед - Повторите за мной только слова обозначающие действия:

Лает, квакает, ползет. Варит, пилит, приседает.

Дует, прыгает, идет. Скачет, ёжится, летает.

Шьет, на дудочке играет. Бьёт, ласкает, крутит, спит.

Белит кистью, подметает. И за партою сидит.

Логопед - Что обозначают слова, которые вы повторяли за мной?

Дети - Действия.

2. Сообщение темы.

Логопед - Сегодня мы работаем над темой: «Слова, обозначающие действия предметов».

Логопед - Предлагаю картинки-предметы и картинки-действия:

Бабушка Бабушка вяжет.

Машина Машина едет.

Мальчик Мальчик читает.

Девочка Девочка прыгает.

Дети называют слово - предмет и слово действие, задают вопросы: что делает?

Логопед с детьми приходит к выводу: слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? обозначают действия предметов.

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопрос что делает?

Упражнение.

К словам отвечающим на вопросы кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?

Медведь (пробирается, идет)

Синица (поет, летает)

Машина (едет, мчится)

Девочка (играет, рисует)

Солнце (светит, греет)

Дополните:

Чинит, штопает, шьёт (кто?) мама.

Читает, рассказывает, объясняет (кто?) учитель.

Варит, готовит, печёт (кто?) бабушка.

Отгадайте, кто это? или что это?

Сторожит, грызет, лает (кто?) собака.

Мяукает, мурлычет, лакает (кто?) кошка.

Летает, жужжит, жалит (кто?) пчела.

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И писать, друзья, начните!

4. Грамота.

Работа с изографами. Отгадывание ребусов.

Упражнение.

Добавьте недостающую букву: стул упал

Девочка упал…

Дерево упал…

Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов :

1) Дежурный Петя Иванов… цветы.

2) Мой папа… на заводе.

3) В парке я… зайца.

Упражнение.

Подбери к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос что делает? (игра с мячом)

Рисунок - рисует Подарок - подарит

Весёлый - веселит Мороз - морозит

Сторож - сторожит Игра - играет

Подбери к данным словам, слова близкие по смыслу:

Хохотать - (смеяться)

Бросать - (кидать)

Работать - (трудиться)

Подбери слова противоположные по смыслу:

Стоять - (идти) Здороваться - (прощаться)

Молчать - (говорить) Поднимать - (опускать)

5. Работа с пословицами.

Объясните смысл пословиц:

  1. Кто не работает, тот не ест
  2. Не спеши языком, торопись делом.

Дети объясняют смысл пословиц.

6. Работа над текстом.

Раздели текст на предложения (обозначь границы предложений).

Текст 1.

Высоко над рекой носились ласточки они играли в пятнашки вдруг прилетел сокол острые крылья так и свистят ласточки мигом разлетелись.

Найди слова, обозначающие действия предметов, подчеркни их двумя черточками.

Текст 2.

В лесу стоял домик в нем жили три медведя одного звали Михаил Иванович он был большой и лохматый другой была медведица её звали Настасья Петровна а маленького медвежонка звали Мишуткой.

Обозначьте границы предложений. Устно продолжите сказку.

7. Итог занятия.

Логопед - Над какой темой работали?

Что запомнили?

Что больше всего понравилось?

Ещё по данной теме:

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тема: «Слова, обозначающие действия предметов»

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области
Конспект этого занятия составлен на основе трех занятий, взятых из Интернета и адаптирован для конкретных детей
Материал будет интересен логопедам, воспитателям, а также учителям начальной школы.
Цель: знакомство со словами – действиями.
Задачи:
1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.
2) Учить выделять слова-действия из других групп слов
3) Выработать умение задавать вопросы к словам-действиям
4) Формировать умение заменять словосочетания одним словом, обозначающим действие
5) Расширять словарный запас глаголов за счет глаголов-антонимов
Оргмомент
Сядет тот, кто назовет любой живой (неживой) предмет.
Основная часть
- Прежде чем сесть, вы назвали мне предметы. Давайте повторим, на какие две группы делятся все предметы? (Живые – неживые.)
- Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?
- Как мы обозначаем слова-предметы? (одной чертой)
1.Упражнение «Что делает?».
Рассказать детям, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия.
Логопед катит мяч и спрашивает: «Что делает мяч?» (Катится.) Крутит юлу и спрашивает: «Что делает юла?» (Крутится.) И т.д. Дети должны назвать только действие.
Затем логопед предлагает вызванному ребенку выполнить действие, а остальным детям – назвать это действие.

Вывод: каждый предмет может совершать действие. Когда мы называем действие, мы произносим слово.
Сообщить детям, что слова-действия обозначаются двумя чертами
2.Упражнение «Считай слова»
Логопед называет 1 (2, 3) действие, а дети должны сосчитать, сколько слов сказал логопед, и выложить на столе столько же карточек с двумя чертами.(На занятии я пробовала говорить предложение, а из него дети должны были выбрать слова-действия. Задание оказалось для них сложным. Но на последующих занятиях все прошло успешно.)


3.Упражнение «Смотри внимательно, выполняй старательно»
На доске логопед рисует схемы слов-действий. Сколько схем он нарисовал, столько ребенок должен назвать слов-действий.


4.Физкультминутка.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Ребенок у доски показывает разные действия, остальные – повторяют их.
5.Упражнение «Что делает?».
Сообщить детям, что про каждое действие можно спросить.
-Слушайте, как я буду спрашивать про действия различных предметов, и вы отвечайте одним словом: «Самолет что делает? Лягушка что делает? Птицы что делают?» И т.д.
Затем логопед задает вопрос: «Как я спрашивала про действия предметов?» и уточняет:
- Про действия предметов мы спрашиваем: «Что делает? Что делают? и т.д.»
6. Игра «Вопрос – ответ».
Дети делятся на пары. У всех картинки с изображением действия какого-либо предмета. Каждый играющий должен спросить про действие предмета, который изображен на картинке товарища.
7. Упражнение «Подбери словечко».
Попросить детей подобрать слова-действия к картинкам, на которых изображены различные человеческие эмоции.


Что делает человек, если он испытывает: Что делают люди, если они испытывают:
грусть-… (грустит)(грустят)
радость,- …
тоску-…
обиду -…
злость-…
радость-…
тоску -…
обиду-…
злость - …
8. Замените словосочетания одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок - подарить;
одержать победу - ...;
найти решение - ...;
покрыть краской - ...;
заниматься лепкой - ....
9. Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия
Ночью на небе яркие звезды (светят)
Мальчик на плиту чайник (поставил)
Лист с березы (упал)
Паша на трамвае (едет)
Пчела в улей мед (несет)
Птица по небу (летит)
Дети в школе (учатся)
10. Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).
11. Подбери слова противоположные по смыслу:
Стоять – (идти) Здороваться – (прощаться)
Молчать – (говорить) Поднимать – (опускать)
Расстегивать- застегивать Включать – (выключать)
Подниматься – спускаться Вешать - снимать
Итог:
С какими словами мы сегодня познакомились? Назовите мне слова-действия. На какие вопросы отвечают слова-действия? Вы сегодня отлично позанимались. Увидимся на следующем занятии.

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия»

Тема: Слово - действие.

Задачи: Учить выделять из потока слов слова-действия. Дифференцировать их со словами предметами, задавая вопрос: что делает? Учить обозначать слова-действия зелёной полоской. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, дыхание, голос и мимические мышцы. Воспитывать внимательность во время работы в тетради.

Оборудование: предметные картинки игрушек (поезд, машинка, кукла, петрушка, животных, коробка с символами звуков и слов, пособие для коврографа «схемы предложений», игра с картинками «Один- много».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение на расслабление.

Логопед: Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. Кукла Маша сломалась (Дети застывают в определённой позе.).

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем - туловище. Вам жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

2. Дифференциация понятий «звук- слово».

Выставляю картинки: куклу, поезд, машину.

Как плачет кукла? (А-а-а) Что мы произносили? (Звук.)

Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.)

Как работает машина? (Р-р-р.) Это тоже звук.

Назовите слова - названия игрушек.

Мы назвали много … (слов).

Выставляю полоски под картинками – символы слов.

Игра «Звук или слово»

Логопед произносит слово – дети поднимают зелёную полоску;

Логопед произносит гласный звук – дети поднимают красный кружок.

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

Логопед: В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хоть один звук, мы не узнаем слово. Сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильное слово:

Туколка, куколка, муколка;

Воезд, зоезд, поезд;

Тячик, мячик, гячик;

Дашинка, масинка, машинка.

4. Ознакомление с понятием «слова-действия».

Логопед: Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)

Выставляются картинки петуха, котёнка, коровы, кролика.

Логопед: Что делает петух? (Стоит, поёт, кукарекает, клюёт.)

Подбор глаголов к словам: котёнок, корова, кролик. Эти слова обозначают действия животных.

Неживые предметы могут падать, катиться, стоять, лежать, ломаться, греметь.

Физкульминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.

Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)

Мы называли слова- действия.

Показ картинок:

Машинка (что делает)- стоит, едет, сигналит, тормозит.)

А машинки (что делают) – стоят, едут, сигналят, тормозят.)

Огурец – растёт, а огурцы растут и т. д.

7. Закрепление понятий «слова-действия».

Логопед: Положите с коробочку слова- названия предметов.

А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей.

Очень много слов в моей коробочке. Спасибо вам.

8. Итог занятия.

Положительная оценка работы каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Перелётные птицы» для детей старшей группы с ОНР Задачи: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы; развивать умение составлять простые предложения, упражнять в умении составлять.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко» Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Части тела. Цели: Коррекционно-образовательные: активизация и обогащение словаря по теме; обучение детей умению ориентироваться.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Зимушка-зима» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Зимушка – зима». Ольга Ермакова Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес» ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: Закрепление знаний детей по теме «Осень.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия;

Развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,

Вербально - логического мышления.

  1. Образовательные:

Закрепление порядкового счёта.

  1. Воспитательные:

Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: «Посмотрите, как много у нас гостей. Поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.

Встали в шеренгу, подравнялись, по порядку номеров рассчитайтесь. Сядет тот, кто подберёт слова-действия к слову «мяч». Мяч что делает?
Дети: «Скачет, катится, летит, падает, ударяется, подпрыгивает, отскакивает, сдувается, лопается, рвётся, валяется, лежит, перелетает, крутится, вращается,…».

  1. Введение в тему.

Логопед: «Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы сначала внимательно слушаете и думаете. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать.

Лежит, жужжит. (Пчела)

Мычит, жуёт. (Корова)

Сторожит, лает. (Собака)

Плавает, молчит. (Рыба)

Хрюкает, чавкает. (Свинья)

Логопед: «Кто назовёт все отгадки? Что это за слова? Какие вопросы ставим к словам-предметам? А как слова-предметы изображаются графически? (одной чертой) А руками?» (рука горизонтально у груди)

Логопед: «А сейчас вы мне подскажите, что делают люди названных профессий:

Врач … (лечит).

Учитель … (учит)

Рыболов … (ловит)

Продавец … (продаёт)

Писатель … (пишет)

Лечит, учит, ловит, продаёт, пишет – что это за слова?

А какие вопросы мы ставим к словам-действиям?

А как слова – действия изображаются графически? (двумя чертами) А руками? (две руки параллельно у груди)

Логопед: «Сегодня мы будем учиться различать слова-предметы и слова-действия».

3.Закрепление материала предыдущих занятий . (Игра: «Поиграем

В логопедов»)

Логопед: «Поиграем в «логопедов»: один из вас выходит к доске – будет учеником, а все остальные – «логопеды».

«Логопеды» называют вперемешку слова-предметы и слова-действия, а ученик ставит к ним вопросы». (Дети играют)

Логопед: А теперь наоборот: «логопеды» ставят вопросы: «Кто? Что? Что делает? А ученик к вопросам подбирает слова.

4.Физминутка.

Логопед: «Расскажем стихотворение руками»

Дети играют.

5.Развитие слухового внимания, линейной слуховой памяти.

(Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Перед каждым на столе лежит стопка карточек с графическим изображением слов-действий и слов-предметов. Я называю слова, а вы выкладываете графическое изображение слов в том порядке, в каком я назвала. Кто-то один будет играть у доски.

6. Развитие вербально - логического мышления (Игра «4-й лишний»)

Логопед: «Я называю четыре слова, одно из них лишнее. Догадайтесь, какое?»

7.Выделение слов действий и слов-предметов из предложения .

Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с глаголами;
  • развивать у детей умение практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
  • учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением;
  • знакомить детей с вопросами, на которые отвечают слова-действия;
  • развивать слуховое внимание, память и логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование : таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв (на каждого ребёнка), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Развитие логического мышления (слайд 2).

Логопед : Отгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенных клетках. Подумайте, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает это слово?

  1. Что делает пугало?
  2. Что делает собака, когда подаёт голос?
  3. Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга?
  4. Что делает гусь, когда подаёт голос?
  5. Что делает бычок рожками?
  6. Что делает птица, когда питается?

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

II. Основная часть

1. Называние действий по предъявляемым картинкам (слайд 3).

Логопед : Подберите как можно больше действий к предметам, ответив на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?

Картинки : медведь, автобус, рак, самолёт.

2. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 4).

3. Развитие слухового внимания и логического мышления (слайд 5).

Логопед : Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом. Отгадайте загадки. Подберите и запишите как можно больше действий к каждому отгаданному предмету.

В поле мчится,
В дверь стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает.
(ВЕТЕР)

Он живёт в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днём он спит,
Если сердится – ворчит.
(ЁЖИК)

4. Развитие слуховой памяти.

Логопед : Припомните слова, обозначающие действия предметов и запишите их (запись на доске), устно задайте вопрос к каждому слову.

5. Закрепление знания профессий людей и названия действий, которые они выполняют (слайд 6).

Логопед : Назови профессии людей, изображённых на картинках, составьте словосочетания. Например: повар варит, парикмахер стрижёт...

Картинки: водитель, учитель, портной, спасатель.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 7).

Логопед : Соберите слово из букв и подберите к нему как можно больше слов-действий. Например: птица – клюёт, сидит, высиживает, поёт, прилетает, улетает, вьёт...

Буквы :

  • П, И, Т, А, Ц- ПТИЦА
  • М, К, И, Ч, Я - МЯЧИК
  • С, О, А, К, Б, А – СОБАКА
  • Д, Р, Е, О, В, Е – ДЕРЕВО

7. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 8).

8. Физминутка (слайд 9).

Сильный ветер сосны крутит. Вращение корпусом вправо и влево.
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится. Прыжки на месте.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет? Ходьба на месте.
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться
И учиться, не лениться. Дети садятся за парты.

9. Работа по активизации словаря действий на уровне текста (слайд 10).

Логопед : Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепишите текст.

Вот... лето. Митя с отцом... на сенокос. Весь день... мальчик. Пока папа... траву, Митя... ягоды в лесу, ... рыбу в ближайшем пруду, ... в душистом сене. Вечером они... домой. Счастливый Митя с жаром... обо всём маме.

III. Итог занятия

Логопед : Назовите слова, которые вы вставили в текст.