Лексическая тема день победы в старшей группе. Конспект НОД для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи: День Победы

Пояснительная записка

Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы». Оно предназначено для детей подготовительной к школе группы, имеющих речевые нарушения ОНР, III уровень. Занятие проводится в конце года, следовательно, здесь идет уже повторение пройденного и показ того, чему научились дети за два года занятий с логопедом.

Цель: Закрепление знаний об истории родной страны.

Были поставлены задачи:

    Активизировать словарный запас.

    Закрепить правильную координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений.

    Развивать умения и навыки работать в коллективе.

    Воспитывать любовь к родине, уважение к старшим, гордость за свою страну.

Занятие было составлено и проведено на базе детского дома «Надежда» города Белово.

Для проведения данного занятия требуется следующее оборудование:

    Магнитофон и записи песен о войне.

    Красочная коробка.

    Полоски цветной бумаги.

    Военная фуражка.

    Воздушные шары.

    Военные награды.

Литература:

    Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно. /Комплексная программа подготовки ребенка к школе. –СПб: Издательский дом «Литера», 2008.-208с.: ил: - (Серия «Уроки логопеда»).

    Новиковская, О. А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.; Астрель: АСТ; СПб.: Астрель СПб, 2009, - 31с. бил. – (Домашний логопед).

Данные материалы занятия предназначены для логопедов, воспитателей логопедической группы.

Ход занятия

Организационный момент (3 мин)

Звучит песня «День Победы». Дети заходят в зал.

Логопед: Вот и весна пришла – тепло с собой принесла.

Мы сейчас пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать.

Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!»

Дети: Придают лицу выражение радости и удивления.

Логопед: Это запах первых листочков, солнечных денечков,

Теплого весеннего ветерка и душистой черемухи

Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах, как пахнет!»

Логопед: Зимой ветер был холодный и неласковый. Вот такой…

Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук ; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха.

Логопед: А теперь ветерок стал теплым и ласковым.

Всех обогреет, порадует,

Цветам расправит лепестки,

Пригладит травку на лугу,

Поможет птичкам на лету.

Вот он какой…

Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха.

Логопед: Хорошо гулять весной

Не хочу идти домой!

Подняться на цыпочки, потянуться, поднять руки вверх, в стороны и опустить.

Логопед: Ребята, так какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц весны? (Ребята отвечают на поставленные вопросы.)

Логопед: Ребята, а какой праздник весь мир, наша страна и мы, в том числе, отмечаем 9-го мая?

Ребята: Это День Победы.

Логопед: Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Ребята: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. На нашу страну напали войска фашистской Германии. Это была очень страшная война. Много людей погибло. Закончилась война 9 мая 1945 года. Поэтому и отмечают праздник День Победы в этот день.

Логопед: Ребята, а как вы готовились к этому празднику?

Ребята: Мы вместе с воспитателями к празднику убрали территорию детского дома, украсили группу, оформили уголки, посвященные Дню Победы. А еще мы приготовили концерт и пригласили на него ветеранов.

Логопед: Вы знаете стихи о войне, расскажите их.

Ребята рассказывают стихи, которые выучили к празднику.

Логопед: Вам Ветераны рассказывали о том, как воевали?

Ребята: Да, было очень интересно.

Логопед: У меня есть волшебная коробка, мы сейчас ее откроем и посмотрим, что в ней лежит (в коробке лежит военная фуражка, на ком она будет одета, тот и командир).

На одного из детей надевается фуражка, и логопед дает задание. Итак, ребята вот вам первая игра. На столе лежат полоски цветной бумаги. Но это не просто полоски, а части флага. Вы должны собрать флаг, а командир следит и помогает, чтобы работа была выполнена правильно.

Ребята составляют флаг.

Логопед: Правильно составили. Российский Флаг состоит из трех цветов, из каких?

Ребенок: Российский флаг состоит из полос белого, синего, красного цветов.

Логопед: Правильно, а сейчас вопрос для командира. А во время Великой Отечественной войны какого цвета был флаг?

Командир: Во время Великой Отечественной войны флаг был красного цвета.

Логопед: Молодец, ты справился с ролью командира. Кому ты бы хотел сейчас отдать фуражку командира? (отдает фуражку другому ребенку)

Логопед: Итак, у нас появился другой командир. И вас ждет следующая игра. Вам нужно отгадать человека, который?.. Условия игры таковы: я командиру шепотом говорю, кого нужно изобразить, он показывает действиями этого человека, а вы все отгадываете. (Можно изобразить человека, который летает – летчика, человека, который служит в пехоте, прыгает с парашютом.)

Ребята угадывают, что это летчик, пехотинец, парашютист. Командир передает фуражку другому ребенку.

Логопед: Ребята вы устали, предлагаю сделать небольшую зарядку.

Речедвигательная гимнастика:

Ребята встают и выполняют движения под слова:

Мы по площади идем

Весел, весело,

Мы флажки в руках несем,

Весело, весело.

Дружно мы кричим: «Ура!»

Дню Победы рада детвора!

Логопед: Ребята, вас ждет игра «Лабиринт». Вместе со своим командиром найдите, по какой дорожке должен пройти пограничник к своей заставе.

Логопед: Молодцы, вы нашли дорогу для пограничника. Давайте отхлопаем слово ПОГРАНИЧНИК. Командир, сколько слогов в этом слове?

Ребенок: Четыре слога в этом слове.

Логопед: Ребята, а сколько в слове гласных звуков? И какие?

Ребята отвечают, что в слове ПОГРАНИЧНИК 4 гласных звука: О; А; И; И.

Логопед: Ребята, давайте составим схему этого слова.

Ребята составляют схему из синих, красных и зеленых кружочков.

Логопед: Скажите, а над какими звуками мы поставим колокольчик и почему?

Ребята отвечают, что колокольчик поставим над Г, Р, Н, Н, потому что эти звуки звонкие.

Логопед: Ты хорошо справился с ролью командира. Кому сейчас передашь фуражку? (Фуражка передается следующему ребенку) Дано слово СОЛДАТ. Охарактеризуйте каждый звук в слове и составьте схему слова.

Ребята дают характеристику слова, звуковой анализ, составляют схему.

Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Посмотрите ребята на картинки и постарайтесь найти отличия. Всего их 17.


Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Ребята я сейчас вам прочитаю пословицы, а вы попытаетесь объяснить их значение.

Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.

Бой отвагу любит.

Ребята объясняют значения пословиц.

Логопед: Вот прошла по кругу фуражка и вернулась ко мне. Я вам, ребята, хочу кое-что показать. Отец моего мужа воевал. Во время боев под Ленинградом он был тяжело ранен. Пришлось ампутировать руку. А осколки от снаряда, которые застряли в легких, остались в нем навсегда. К сожалению, его уже нет в живых, но остались его награды. Вот они. Посмотрите, это медаль «За отвагу». Как вы понимаете выражение «За отвагу»?

Ребята объясняют смысл данного выражения.

Логопед: Посмотрите, какой формы медаль? Из чего она сделана? Легкая или тяжелая?

Ребята: Эта медаль округлой формы, она сделана из железа и довольно- таки тяжелая.

Логопед: А это, ребята, орден «Слава». Этим орденом награждали простых солдат. Этим он и замечателен. Посмотрите, в форме чего изготовлен орден? Что вам напоминает ленточка, к которой он прикреплен?

Ребята рассматривают орден. Отвечают, что оно в форме звезды. И прикреплена звезда к георгиевской ленточке.

Логопед: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Какой теме было оно посвящено? Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?

Ребята обмениваются своими впечатлениями.

Логопед: В честь этого праздника проводят парад, где торжественным маршем проходят солдаты разных родов войск. Давайте и мы как солдаты в честь наших ветеранов пройдем почетный круг маршем.

Логопед: А что несут в руках дети, когда идут смотреть парад?

Дети: Воздушные шары, флажки. (Логопед раздает шарики, флажки.)

Под музыку военных лет дети, маршируя, выходят из зала.

Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Надежда» города Белово»

Фронтальное логопедическое занятие

для детей подготовительной к школе группы

Лексическая тема: «День Победы»

Титова Ирина Владимировна,

Учитель - логопед

Белово 2010

1. Расширение словарного запаса детей: война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный,пограничник, летчик, моряк; бомбили, разрушали, защищали,сражались, погибали, побеждали; Великая, Отечественная, жестокая, страшная,.

2. Родителям рекомендуется : Побеседовать с ребенком о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы". Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников. Совместно с ребенком сходите на площадь имени Жукова к вечному огню и мемориалу в честь защитников г. Тихорецка.

3. Упражнение «Один - много»

Солдат – солдаты – много солдат

Ветеран – ветераны – много ветеранов

Танкист -

Награда -

4. Упражнение «Сосчитай до пяти» Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат-

Одна золотая медаль - Один красивый обелиск -

5. Упражнение «Скажи наоборот» Военный – мирный Водный – сухопутный

Молодой –

Сильный –

6. Упражнение «Вставь пропущенный предлог» Военные лётчики защищали нашу Родину … небе. Моряки воевали … врагом … море.

Танкисты сражались …танке.

Пограничники охраняли нашу Родину … границе.

Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.

Публикации по теме:

Домашнее задание логопеда «День Победы» Тема: День Победы! 1. Закончить предложения: 9 Мая –___ Все поздравляют ветеранов с.

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши. Звук [и]» Тема: Домашние животные и их детеныши. Звук И 1. Знакомство с буквой и звуком И Пропись буквы И в тетради 2. Поучить: Буква И наискосок.

Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.

Логопедическое домашние задание для детей 5–6 лет с ОНР «Времена года» 1. Расширение словарного запаса детей: Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, погода, ветер, дождь, туча; опадать, шуршать, моросить,.

Логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Тема «Как ребята посуду искали» Тема: «Как ребята посуду искали» Задачи: Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме; уточнить и расширить.

ПТЕНЧИК ИЩЕТ МАМУ. Цели: формирование обобщающего понятия «Домашние птицы»; уточнение, обогащение, активизация словаря по лексической теме.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление у детей знаний о диких и домашних животных. Задачи:1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ Тема: «Домашние животные» (о. о. «Познавательное развитие») Задачи: о. о.

Цель:

  • Закреплять знания о военных профессиях и военном транспорте.
  • Развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание,
  • Развивать координацию речи с движениями, зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление.
  • Воспитывать патриотические чувства.

Материал:

  • Схема Путаница»
  • Сюжетные картинки (рабочий, сталевар, кузнец, плотник, тракторист, строитель)
  • Схемы предметов, выложенные из счетных палочек

  • Счетные палочки.
  • Пособие «Разрезные картинки» (салют).

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Ход занятия.

Орг. момент:

Дети : день Победы.

Логопед. Правильно, сегодня наше занятие будет посвящено этой знаменательной дате. Прежде, чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Наши дедушки и прадедушки защищали, охраняли нашу Родину от захватчиков. Давайте вспомним, кем были наши прадедушки во время войны, назовем военные профессии.

Логопед: В артиллерии служили кто?

Дети Артиллеристы.

Логопед: В пехоте?

Дети Пехотинцы.

Логопед: В танковых войсках

Дети Танкисты.

Логопед: На море несли службу

Дети Моряки

Логопед: В воздухе охраняли Родину

Дети Летчики

Логопед: На границе

Дети Пограничники

Логопед: В ракетных войсках

Дети Ракетчики

Логопед: А какая же есть военная техника? Посмотрите внимательно на картину и найдите всё, что здесь нарисовано.

Дети Самолет, ракета, танк, корабль.

Логопед: Исправьте ошибки в игре «Кто, на чем ездит, плавает, летает?»

Логопед: На самолете летает танкист

Дети На самолете летает летчик

Логопед: На ракете летают моряки

Дети На ракете летают космонавты

Логопед: На корабле плавают танкисты

Дети На корабле плавают моряки

Логопед: На танке ездят космонавты

Дети На танке ездят танкисты.

Логопед: А теперь слушайте внимательно загадки. Отгадки будем выкладывать из палочек.

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет.

Дети Самолет.

Логопед: Ходит город – великан на работу в океан.

Дети Корабль.

Логопед: Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …

Дети Ракету

Логопед: Ползёт черепаха – стальная рубаха.

Враг в овраг, а она, где враг.

Не знает ни горя, ни страха.

Что это за черепаха?

Дети Танк.

Физкультминутка «Самолёт».

Руки в стороны – в полет дети бегут на носочках по кругу,

Отправляет самолёт. руки в стороны

Правое крыло вперёд, поворот через правое плечо,

Левое крыло вперед, поворот через левое плечо,

Полетел наш самолёт

Логопед: Ребята, а пословицы о солдатах, о войне вы знаете?

Дети Знаем.

Логопед: Тогда помогайте мне. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Где смелость –

Дети Там победа.

Логопед: Трудно в учении,

Дети Легко в бою.

Логопед: Один в поле –

Дети: Не воин.

Логопед: Один за всех,

Дети И все за одного.

Логопед: После войны нужно было восстанавливать наши города, деревни, разрушенные войной. Поднимать промышленность, сельское хозяйство. Работники каких профессий стали залечивать раны войны?

У станка он дни и ночи.

Всё умеет, он…

Дети Рабочий.

Логопед: Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит…

Дети Сталевар.

Логопед: Пламя пышет жаром,

Льётся пот с лица.

Звонко бьёт по стали

Дети Кузнеца.

Логопед: До работы он охотник,

День-деньской с рубанком,

Дети Плотник.

Логопед: Под весенний птичий свист

Пашет землю…

Дети Тракторист.

Логопед: Лесов строительных он житель

Возводит нам дома…

Дети Строитель.

Логопед: А теперь вам следующее задание. Составьте предложение по этим картинкам. (Приложение 2).

Например,

На тракторе работает тракторист.

Дети Тракторист пашет землю.

Строитель строит крепкий дом.

Логопед: Как вы думаете, что делает праздничным, запоминающимся, праздник 9 Мая – День Победы.

Дети Салют.

Логопед: Правильно, давайте с вами соберем картинки с изображением салюта.

Итог занятия.

Какому празднику было посвящено наше занятие? О ком мы говорили? Какие военные профессии вы вспомнили? Что получилось на занятии? Над чем можно поработать?

Занимаемся по теме: "День Победы"

Дети должны знать:

· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;

· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.

Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…

Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)

Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;

Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;

Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;

Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;

Отважный – отважно; лёгкий - легко

2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Смелый – трусливый;

Победитель - побеждённый;

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..

Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….

4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»

Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;

Армия наступает – наступающая армия;

Воин сражается – сражающийся воин;

Боец защищает – защищающий боец;

Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;

Враги отступают – отступающие враги;

Страна празднует – празднующая страна.

Связная речь

1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.

«Собака-санитар»

Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).

Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).

Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).

Какая была собака? (Это была санитарная собака).

Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).

Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)

Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)

Развитие внимания, памяти, мышления

1. Выучить стихотворение

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!