Окружающий мир.Почему на Земле день сменяется ночью? Тематическая неделя окружающего мира в начальных классах Кроссворд на тему «Природные явления».

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки:



План проведения «Недели окружающего мира»

Дни недели

Мероприятия

Понедельник

Открытие недели. Вручение классам маршрутных листов.

Конкурс «Знатоки ребусов» (на личное первенство в классе).

Загадки о природе

Внеклассные мероприятия и классные часы в рамках недели.

Просмотр видеоролика

« Берегите планету!»

Агитбригада

«Берегите птиц»

Выставка рисунков «Как не любить нам эту землю»

Конкурс чтецов стихотворений о природе (отборочный тур по классам)

Интеллектуальная игра «Птицы наши друзья»

Школьный тур олимпиады по окружающему миру «Знатоки природы»

Подведение итогов.

Задания для 1 класса

1. Нарисовать рисунки на тему «Как не любить нам эту землю».

3. Найти загадки о природе (не более 5 шт).

Задания для 2 класса

1.Конкурс «Знатоки ребусов» (на личное первенство в классе).

2.Конкурс чтецов стихотворений о природе (отборочный тур по классам).

3. Нарисовать рисунки на тему «Как не любить нам эту землю».

4. Участие в школьной олимпиаде «Знатоки природы».

Задания для 3-А класса

    Конкурс «Знатоки ребусов» (на личное первенство в классе).

    Конкурс чтецов стихотворений о природе (отборочный тур по классам).

    Участие в школьной олимпиаде «Знатоки природы».

    Нарисовать рисунки на тему «Как не любить нам эту землю».

Задания для 3- Б класса

2. Конкурс чтецов стихотворений о природе (отборочный тур по классам).

Задания для 4 класса

1. Конкурс «Знатоки ребусов» (на личное первенство в классе).

2. Конкурс чтецов стихотворений о природе (отборочный тур по классам).

3. Участие в школьной олимпиаде «Знатоки природы».

4. Нарисовать рисунки на тему «Как не любить нам эту землю».


12

14.

Ответы ребусов: 1. Мел; 2. Линейка; 3. Доска; 4. Бубен; 5. Клык; 6. Баркас; 7. Ворона; 8. Корова; 9. Кулак; 10. Кочка; 11. Рыбка; 12. Арбуз; 13. Зоопарк; 14. Запах; 15. Семья; 16. Трамвай;

Кроссворды

Найди все спрятавшиеся грибы.

Ответы: груздь, лисички, мухомор, волнушка, опята, боровик, рыжик.

Кроссворд «Ориентирование»

По вертикали:

1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени?

2. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?

3. С помощью чего мелкие объекты на карте можно уменьшить или увеличить?

4. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?

5. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?

По горизонтали:

6. Умение находить север, юг, запад, восток.

7. Какую сторону света можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы.

По вертикали: 1. Восток. 2. Горизонт. 3. Масштаб. 4. Север. 5. Компас.

По горизонтали: 6. Ориентирование. 7. Запад.

Кроссворд-викторина «Птицы»

Победит тот, кто впишет больше названий птиц.

Ответы: чиж, сыч, выпь, аист, гусь, утка, орел, удод, цапля, сокол, фазан, петух.

Ответы: кулик, чибис, чайка, филин, ворон, дятел, стриж, щегол, ястреб

Кроссворд «Растения леса»

Какие ягоды собрал медведь в корзину?

Ответы: малина, калина, рябина, ежевика, черника, клубника, голубика, земляника, костяника.

Кроссворд «Рыбы рек и озер»

Впишите в кроссворд названия рыб, которые водятся в реках и озерах.

Ответы: Судак, щука, сом, пескарь, карась.

Впишите в кроссворд названия рыб, которые водятся в реках.

Ответ: Бычок, ерш, карась, карп, кальмар, камбала, щука.

Кроссворд «Деревья»

1. Могучий, раскидистый. (Дуб)

2. Высокая, смолистая. (Сосна)

3. Белоствольная, русская. (Береза)

4. Стройный, остроконечный. (Кипарис)

5. Пламенеющая, красная. (Рябина)

6. Дрожащая. (Осина)

7. Плакучая. (Ива)

Заполните все клетки по горизонтали, вписав названия овощей…

Варианты ответов: лук, репа, тыква, огурец, морковь

Кроссворд «Части тела».

По горизонтали.

1. Мы на них стоим и пляшем.

Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут.

Подскажи, как их зовут? (Ноги)

2. Два Егорки живут возле горки,

Живут в лад,

А друг на друга не глядят. (Глаза)

3. Есть он у чайника, у корабля,

Есть у тебя он и у меня. (Нос)

4. Известно даже малышу,

Что вешают на них лапшу. (Уши)

5. Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

По вертикали.

6. Она у каждого одна,

Для размышлений нам дана. (Голова)

7. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

8. Тот, кто вредничать привык,

Непрочь и показать... (Язык)

Перед вами кроссворд, в который нужно вписать как можно больше знакомых вам названий съедобных грибов (в единственном числе).

Ответы. 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Груздь. 4. Подосиновик. 5. Боровик. 6. Волнушка (свинушка). 7. Рыжик. 8. Дождевик.

Кроссворд на тему «Животные»

По горизонтали:

1. Зверь, жилище которого называется «хатка».

3. Крупное северное животное с большими клыками.

6. Водоплавающее животное.

9. Снежный барс.

12. Маленький хищный зверек.

13. Дикая свинья.

14. Имя волка - вожака стаи из «Книги джунглей» Р. Киплинга.

По вертикали:

1. Домашнее животное.

2. Лесной пушной зверек.

4. Животное, на котором ездят жители Севера.

5. Самое длинношеее животное.

6. Серый лесной хищник.

7. Кличка кошки из повести С. Михалкова «Кошачья сказка».

8. Полосатая родственница лошади.

11. Группа животных, живущих и охотящихся вместе.

По горизонтали: 1. Бобр. 3. Морж. 6. Выдра. 9. Ирбис. 12. Ласка. 13. Кабан. 14. Акела.

По вертикали: 1. Баран. 2. Белка. 4. Олень. 5. Жираф. 6. Волк. 7.Дуся. 8. Зебра. 10. Брем. 11. Стая.

Кроссворд «Насекомые»

По горизонтали:

3. Кто его убивает,

Тот свою кровь проливает.

5. Рыж, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома не любят

И на базаре не купят.

6. За печкой и под полом

Малые букашки громко поют.

7. Не зверь, не птица,

А нос - как спица.

9. Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нас садится.

10. У кого жала на конце хвоста?

По вертикали:

1. В ярком платье модница,

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает.

2. Не рыбак, а сети расставляет.

4. Маленькая труженица за медком полетела.

8. Летит - ревет, всех пугает,

Коня да корову кусает.

По горизонтали: 3. Клоп. 5. Таракан. 6. Сверчок. 7. Комар. 9. Муха. 10. Скорпион.

По вертикали: 1. Бабочка. 2. Паук. 4. Пчела. 8. Овод.

Кроссворд «Теремок»

Отгадай, кто живет в теремке.

По горизонтали:

2. Шерстка мягонькая,

Да коготок остер.

5. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

8. Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приручает,

А на нос садится.

9. С луговицы под забор

Подошла цепочка гор.

Кто-то в сад прошел хитро:

Под землей провел мет

12. Днем сидит он, как слепой,

А лишь вечер - за разбой.

13. Что за весенние птицы любят за плугом ходить и кормиться?

16. Не зверь, не птица, всего боится, половит мух и в воду - плюх.

По вертикали:

1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

3. Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, прольется кровь моя.

4. Невелика, рыжевата, хвост красивый и косматый,

На дереве живет и орешки грызет.

6. В болоте плачет, а из болота не идет.

7. Ветки носят. Глину роют.

На реке плотину строят.

У плотины там и тут

В круглых домиках живут.

10. Этот зверь какой-то странный:

Шея - как стрела у крана.

11. В темной избушке живут чернушки,

Вяжут кружево без узлов и петель.

14. Что за зверь лесной:

Встал, как столбик, подсосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

15. Весь день на воде, а водой не насытиться.



По горизонтали: 2. Кот. 5. Воробей. 8. Муха. 9. Крот. Филин. 13. Грачи. 16. Лягушка.

По вертикали: 1. Сорока. 3. Комар. 4. Белка. 6. Кулик. 7. Бобры. 10. Жираф. 11. Пчелы. 14. Заяц. 15. Утка.

Кроссворд на тему «Природные явления»

По горизонтали:

1. На небе стукнет -

На земле слышно.

5. Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

6. Без рук, без ног,

А в избу лезет.

7. Вился, вился белый рой,

Сел на землю - стал горой

8. Вечером на землю слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает.

По вертикали:

1. Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица.

2. По синему небу

Белый гусь плывет.

3. Через поля, через луга

Стоит высокая дуга.

4. Меж небом и землею

Огневая стрела летит.

5. Летела орлица

По голубому небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

По горизонтали: 1. Гром. 5. Туман. 6. Холод. 7. Снег. 8. Роса.

По вертикали: 1. Град. 2. Облако. 3. Радуга. 4. Молния. 5. Туча.

Кроссворд «Животные леса»

Впишите в кроссворд названия лесных зверей.

Белка, медведь, лось, кабан, рысь, енот, заяц, волк, ёж, барсук, лиса.

Кроссворд к теме «Домашние животные»

Впишите в кроссворд названия домашних животных.

Лошадь, коза, собака, кошка, кролик, овца, корова, свинья

Кроссворд на тему «Рыбы, птицы, звери»

По горизонтали:

8. Домашнее животное.

9. Пушной зверек.

10. Горбатый заяц.

По вертикали:

1. Хищная птица.

2. Сибирский олень с большими рогами.

3. Крупная хищная рыба.

4. Животное, используемое для езды.

5. Бамбуковый медведь.

6. Вид страуса.

7. Аквариумная рыбка.

Ответы.

По горизонтали : 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.

По вертикали. 1. Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами.

«Знатоки природы»

2 класс

Класс: 2

а) мясо, фрукты, сок

б) рыба, овощи, кисель

в) солнце, воздух, вода

ворона, ель, дом, еж, ромашка

а) птицы б) рыбы в) насекомые

4. Сколько ног у паука?

а) 4 б) 6 в) 8

а) спасают от вредителей б) съедают плоды в) вьют гнёзда

6.Дерево – символ России___________________________

8. Самое быстрое наземное животное - ___________________________

_______________________

_______________________

Часть В.

11. Что позволяет тюленям, белому медведю, моржам переносить сильные зимние морозы? ________________________

12. Какую звезду можно увидеть днём? __________________________

13. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? ___________________

14.Трава, которую могут узнать на ощупь, даже слепые?___________________

15. Какие носороги водятся в наших лесах? _________________________

Количество баллов: ______________

Предметная олимпиада по окружающему миру

«Знатоки природы»

3 класс

Фамилия, имя________________________________________

Класс: 3

Часть А. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 1 балл.

а) 1 б) 5 в) 9

2. Подчеркни явление природы:

а)солнце б) радуга в) грибы

а) стадо б) компания в) стая

а) насекомые б) звери в) птицы

а) мыло б) воздух в) вода

Часть Б. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 2 балла.

_____________________

7. Какая рыба самая большая в мире? ______________________

8. Какого животного можно называть строителем? _______________

9. Рост какого африканского млекопитающего достигает пяти с половиной метров в высоту? ___________________________

11. У кого язык длиннее тела? ___________________

__________________________

13. Какую звезду можно увидеть днём? __________________

14. Какие носороги водятся в наших лесах? _________________________

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?____________________

Количество баллов: _____________

Предметная олимпиада по окружающему миру

«Знатоки природы» 4 класс

Фамилия, имя________________________________________

Класс: 4

Часть А. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 1 балл.

1.Сколько планет движется вокруг Солнца?

а) 9 б) 1 в) 5

2. Сколько всего материков на земле?

а) 4 б) 5 в) 6

Тополь, клён, кедр, берёза, липа.

4. Перелётные птицы (ласточки, аисты) улетают на юг, чтобы:

а) вывести там потомство б) найти пропитание в) найти себе пару

5. Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

а) год б) сутки в) месяц

Часть Б. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 2 балла.

6. Чем питаются лягушки? ______________________________

7. Какие насекомые одомашнены человеком? _________________

8.Чем отличаются млекопитающие от остальных животных?

_______________________________________________

9.В каком лесу темнее: еловом или сосновом? ________________

10. Какую птицу называют пернатой кошкой? ________________

Часть В. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 3 балла.

11. Какие носороги водятся в наших лесах?______________________

12. Кого из млекопитающих называют полоскуном? __________________

13. Есть ли в нашем регионе животные, которые изображены на картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"? ____________________

14. Кто из учеников окажется ближе к центру Земли: стоящий на экваторе или на Южном полюсе? (подчеркни)

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?__________________

Количество баллов:______________

Ответы

Предметная олимпиада по окружающему миру

«Знатоки природы»

2 класс

Часть А. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 1 балл.

1. Для жизни растений и животных необходимы:

а) мясо, фрукты, сок

б) рыба, овощи, кисель

в) солнце, воздух, вода

2.В группе слов зачеркни «лишнее»:

ворона, ель, дом , еж, ромашка

3. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

а) птицы б) рыбы в) насекомые

4. Сколько ног у паука?

а) 4 б) 6 в) 8

5. Как птицы помогают деревьям? Подчеркни нужное.

а) спасают от вредителей б) съедают плоды в) вьют гнёзда

Часть Б. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 2 балла.

6. Дерево – символ России - берёза

8. Самое быстрое наземное животное - гепард

9.Угадайте, о ком идёт речь. Это птицы прилетают к нам осенью, улетают весной. Грудка у них красного цвета. Питаются семечками рябины, плодами ясеня.

снегирь

10. Догадайся, кто это? Он живёт под землёй. Очень редко выходит на поверхность. Шерсть у него чёрного цвета, короткая, густая, бархатистая. Питается дождевыми червями.

крот

Часть В. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 3 балла.

11. Что позволяет тюленям, белому медведю, моржам переносить сильные зимние морозы? жир

12. Какую звезду можно увидеть днём? Солнце

13. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? фотоохота

14.Трава, которую могут узнать на ощупь, даже слепые? крапива

15. Какие носороги водятся в наших лесах? Жуки-носороги

Ответы

Предметная олимпиада по окружающему миру

«Знатоки природы»

3 класс

Часть А. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 1 балл.

1. Сколько планет движется вокруг Солнца?

а) 1 б) 5 в) 9

2. Подчеркни явление природы:

а)солнце б) радуга в) грибы

3. Как называются большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?

а) стадо б) компания в) стая

4. Что это за животные, у которых 6 конечностей, несколько глаз, а уши могут быть в любом месте?

а) насекомые б) звери в) птицы

5. Что находится в мыльном пузыре?

а) мыло б) воздух в) вода

Часть Б. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 2 балла.

6. Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд.

медведь

7. Какая рыба самая большая в мире? Китовая акула

8. Какого животного можно называть строителем? бобр

9. Рост какого африканского млекопитающего достигает пяти с половиной метров в высоту? жираф

10. В каком лесу темнее: еловом или сосновом? В еловом

Часть В. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 3 балла.

11. У кого язык длиннее тела? хамелеон

12. Какие жуки носят название того месяца, в котором они родились?

майские

13. Какую звезду можно увидеть днём? Солнце

14. Какие носороги водятся в наших лесах? Жуки-носороги

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Фотоохота

Количество баллов (максимум): 30

Ответы

Предметная олимпиада по окружающему миру

«Знатоки природы»

4 класс

Часть А. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 1 балл.

Сколько планет движется вокруг Солнца?

а) 9 б) 1 в) 5

Сколько всего материков на земле?

а) 4 б) 5 в) 6

3. Найди и зачеркни "лишнее" слово.

Тополь, клён, кедр , берёза, липа.

Перелётные птицы (ласточки, аисты) улетают на юг, чтобы:

а) вывести там потомство б) найти пропитание в) найти себе пару

Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

а) год б) сутки в) месяц

Часть Б. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 2 балла.

Чем питаются лягушки? насекомыми

Какие насекомые одомашнены человеком? пчёлы

Чем отличаются млекопитающие от остальных животных?

Кормят детёнышей молоком

В каком лесу темнее: еловом или сосновом? в еловом

10. Какую птицу называют пернатой кошкой? Сова, филин

Часть В. Вопросы, правильные ответы на которые оцениваются в 3 балла.

Какие носороги водятся в наших лесах?_жуки-носороги_

Кого из млекопитающих называют полоскуном? енот

Есть ли в нашем регионе животные, которые изображены на картине И.И.Шишкина"Утро в сосновом лесу"? да, медведи

Кто из учеников окажется ближе к центру Земли: стоящий на экваторе или на Южном полюсе? (подчеркни)

Какая охота разрешается в лесу в любое время года? фотоохота

Количество баллов (максимум): 30

Скажите пожалуйста, куда выходят окна вашего дома?

Будит ли вас солнце по утрам, пробиваясь лучами в окно?

Или солнце провожает вечер ласковыми лучами, мягко отражаясь в окнах вашего дома?

Конечно, знакомая нам картина восхода и захода солнца зависит от того, на какую сторону выходят окна нашего дома. Если не брать во внимание, пасмурную погоду когда солнца попросту не видно, то встреча солнца на рассвете и провожание его на закате происходит регулярно два раза в сутки - утром и вечером.

Пример: Проведите по картинке мышкой слева направо.

Немного сложновато?
Тогда сюда: Время суток для детей +3 до>7

Что такое время суток.

Сутки - это цикл времени, в течении которого солнце поднимаясь с востока проходит по небосклону и заходит на западе, затем, когда на нашей половине земли наступает ночь, солнце проходит оборот с другой части планеты и вновь восходит со стороны востока.

Сутки длятся ровно 24 часа. Каждый час состоит из 60 минут. Каждая минута из 60 секунд. Соответственно, сутки = 24 часа = 1440 минут = 86 400 секунд. Для удобства обозначения времени применяют два формата:

  • 12-ти часовой формат времени - время до полудня от 0 часов 00 минут до 11 часов 59 минут (a.m.) и послеполуденное время от 12 часов 00 минут до 11 часов 59 минут (p.m.). такой формат времени установлен в Англии, Ирландии, Франции, Греции, Турции, также применяется Австралии, Канаде, США и на Филиппинах.
  • 24 часовой формат времени - от 0 часов 00 минут до 23 часов 59 минут . Наиболее распространенный формат времени применяемый в России и во многих других странах мира.

Как происходит смена дня и ночи на земле

Помимо вращения земли вокруг солнца (календарный год) земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками.

При этом находясь на поверхности Земли мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд, относительно Земли.

Условно, время суток делится на несколько частей:

  • Утро - начинается с рассвета неба на его восточной части и восхода солнца из-за горизонта.
  • День - движение солнца по небосклону с востока на запад.
  • Вечер - заход солнца на западе неба и постепенно утихающие цвета заката.
  • Ночь - темное время суток. В это время солнце проходит с другой стороны земного шара относительно нас.

Так как Земля состоит из континентов, находящихся по обе стороны земного шара, то время суток в кажой части Земли разное. Так если Нью-Йорке еще длится ночь, то в Лондоне уже наступило утро, в Москве разгар дня полдень, а в Петропавловск-Камчатском уже вечер.

Что интересно, еще недавно считалось, что движение земного шара вокруг оси равномерно, однако, позже ученые высчитали неточности и оказалось, что неравномерность во вращении все же присутствует. Эти неравномерности связаны с небольшим колебанием земного шара при вращении (условно покачивание Земли, в терминологии - нутация), но эти изменения столь малы (менее 0.001 с), что в составлении календаря не учитываются.

Изменение времени суток

Смену дня и ночи пробовало запечатлеть немало фотографов. делая много снимков подряд из одного положения можно было проследить плавное перемещение солнца по небу, увидеть движение звезд, получить прекрасные видео ролики восхода и захода солнца. Особенности цейтраферной съемки, это когда фотокамера установленная на штатив в неподвижном положении в течении длительного промежутка делает ряд фотоснимков с определенными промежутками времени.

Если длительность суток постоянна, то продолжительность составных частей времени суток меняется в зависимости от времени года. Это связанно с наклоном земли и движением вокруг солнца по эллипсовидной траектории. Так летом световой день длится дольше ночи, а зимой наоборот, ночь длиннее дня.

При этом в разных частях земного шара длительность дня и ночи разная. Например, в Крыму летом вечереет быстро, ночь темная, а в Санкт-Петербурге июнь славен "белыми ночами", солнце недалеко садится за линию горизонта и поэтому ночи кажутся светлыми.

Разное время суток и выглядит и воспринимается по разному. Это связанно и с биологическими (внутренними) часами по которым человек привык жить (день - бодрствование, ночь - сон) и с разнообразием контраста цвета, а также с настроением. К утру прибавляется сил, день проходит в учебе, делах, работе, а вечер усталость, постепенный отход от дел, отдых и сон.

Смена времени суток была нарисована художником Николаем Петровичем Крымовым в учебном пейзаже под названием "Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток".

Для пейзажа был выбран несложный мотив - домик у леса, диагонально ведущая тропинка, придающая объем картине, поле и небо, иногда в поле зрения попадали проходившие по тропинке люди, что придавало картине живость. Пейзаж был запечатлен 9 раз в разное время суток, где художник наглядно показал, как изменяется пейзаж, цвета и краски на рассвете утром, при перемещении тени от солнца днем, при закате вечером и ночью.

Под ритм смены времени суток подстраивается весь растительный и живой мир природы. Утром растения распускаются, вечером бутоны закрываются. Под смену времени суток подстраивается и мир человека. Наиболее распространенный график работы, расписание уроков, работа образовательных учреждений и развлекательных центров и даже программа радио и телевидения составляется в зависимости от времени суток.

2 класс

Окружающий мир

(УМК ПНШ)

Тема: Почему на Земле день сменяется ночью?

Предметные результаты: научатся объяснять и демонстрировать движение Земли вокруг своей оси и его связь между сменой дня и ночи.

Метапредметные результаты:

Познавательные - обучающиеся научатся работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и толковым словарём); расширят свой кругозор и обогатят словарный запас.

Регулятивные - учащиеся научатся работать по алгоритму; смогут сравнивать и оценивать свою работу.

Коммуникативные – научатся высказывать свою точку зрения, работать в группе и паре.

Личностные результаты научатся уважительному отношению к иному мнению.

Оборудование: глобусы, карточки с заданиями, фонарики, презентация, учебник Федотовой О.Н.«Окружающий мир» 2 класс, Федотова О.Н.«Тетрадь для самостоятельных работ» №1, учебник Чураковой Н.А «Русский язык» 2 класс. часть 2

Ход урока

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

    Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке? О планете Земля

Что вы можете рассказать интересного о Земле? Сообщения детей

Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?

(ученик читает стихотворение)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

Роман Сеф

А теперь давайте поработаем в группах

«Допишите нужные слова»

Планета Земля имеет форму, похожую на….(шар).

Глобус- …(модель Земли).

Чего на Земле больше: суши или воды?....(воды).

Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушарии,-…(экватор)

Наша Родина находится в каком полушарии? ….(Северном)

Самопроверка-слайд

    Постановка темы и целей урока

Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Друг за дружкой чередой

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ.

А сестра – наоборот,

Спать немедленно зовёт.

(День и ночь)

Прочитайте тему нашего урока. Назовите цели урока.

    Первичное восприятие и усвоение нового материала.

    Беседа

Ребята, а как мы определяем, что наступил день?

А что вы знаете о Солнце?

Сообщение о Солнце. (рассказывает ученик)

Обычно мы говорим «Солнце взошло» или «Солнце село», нам кажется, будто Солнце ходит вокруг Земли. Но всё обстоит как раз наоборот. Когда вы едете по гладкой дороге, что вам кажется, глядя в окно? Что будто машина стоит на месте, а мимо мчатся дома и деревья.

Это обман зрения – иллюзия. Точно так же обманывает нас зрение при наблюдениях за Солнцем.

Или вы крутитесь на карусели….

Наша Земля безостановочно вращается вокруг своей оси, подставляя Солнцу то одну часть, то другую. Потому день сменяется вечером, а вечер – ночью, а на смену ночи наступает утро, а затем новый день.

    Работа по учебнику (стр. 20 -_21)

Давайте, ребята, прочитаем статьё в учебнике на стр.20.

Какое слово вам не понятно. Найдём его в «Толковом словаре».

Работа с «Толковым словарём» (Учебник «Русский язык» №2 с. 102)

Воображаемая- существующая не в действительности, но в наших мыслях.

    Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий.

Работа в группах.

Возьмите фонарик и представьте, что это Солнце. Осветите фонариком глобус. Как освещается модель Земли? Давайте наведём фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит у нас…? (День) А в Америке? (Ночь)

6.Физминутка

Карусель

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом кругом, кругом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!

7. Обобщение усвоенного.

    Работа в парах стр. 22 «Земля и Солнце». Опыт Маши и Миши.

Давайте прочитаем, какой опыт провели Маша и Миша. Теперь сами проведём его.

Что происходило, когда ваш сосед поворачивался? (прошли сутки)

За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

(За 24 часа).

Как можно назвать по-другому? (Земные сутки)

Земные сутки – время одного оборота Земли вокруг своей оси (24 часа). За это время на земле ночь сменяет день и снова наступает ночь.

Сколько оборотов вокруг оси сделает Земля за неделю? 7

За месяц? 30 или 31

    Работа в тетрадях (индивид) стр.8 №10

Самопроверка слайд

    Итог урока.

Ребята, а вы помните, в начале учебника Миша задавал вопросы. Давайте попробуем на некоторые ответить.

    Почему на Земле день сменяется ночью?

    Нельзя ли сделать так, чтобы в селе Мирном, как в городе Ином страны Инопланетии, всегда был день?

Какие источники информации помогли нам ответить? (учебник, хрестоматия, интернет…)

Д/з в т стр.8 №11 и №12

Список литературы:

    Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/Сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель,2005.-128с.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.

2 класс:Учебник.1ч.-М.:Академкнига/Учебник

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1.-М.:Академкнига/Учебник

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя.-М.:Академкнига/Учебник