Презентация к районному семинару учителей начальных классов на тему "активизация познавательной деятельности учащихся младшей школы". Инновационные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников Презентация активиза

Разделы: Начальная школа

“….без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мире
знаний и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока”.
Ш. А. Амонашвили.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1–4-е классы) и определяется важнейшим обстоятельством жизни ребенка – его поступлением в школу. С приходом ребенка в школу, ведущим видом деятельности становится учеба. Но наряду с учением важное место в развитии ребенка в этом возрасте занимает игра. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. Ребенок играет сначала с реальными окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. Игра – это “дитя труда”. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: “ Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. О. С. Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр:
1. Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.
2. Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение.
Игровые ситуации используются главным образом для того, чтобы дети хорошо понимали смысл задачи. Отдельные игровые элементы включаются как надежные стимулы интереса к учению, выполнению конкретного учебного задания.

Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний. Но ценность дидактической игры необходимо определять не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а надо учитывать, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера, сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Существенный признак игры – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

Структурные компоненты игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Элементом дидактической игры являются правила. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Для игр с правилами характерна постановка конкретной задачи. Большую группу такого рода игр составляют подвижные игры. Д. Б. Эльконин выделяет пять групп таких игр:

  • имитационно – процессуальные игры и элементарные игры – упражнения с предметами;
  • драматизированные игры по определенному сюжету;
  • сюжетные игры с несложными правилами;
  • игры с правилами без сюжета;
  • спортивные игры и игры – упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

К играм с правилами относятся не только подвижные игры, но и дидактические. Сущность которых заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные в занимательной и игровой форме. Цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру в настоящее время педагоги используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения. Игры с правилами развивают волю ребенка, так как, чтобы выполнить правила, необходимо иметь не малую выдержку.

Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижения учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры – занятия, игры – упражнения. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные и словесные игры. Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развиваю цвета, величины, формы. Настольно – печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики. В группу словесных игр входит большое количество народных игр, развивающих внимание, сообразительность, быстроту реакции, связанную речь. Значит, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать игру, нужную именно для данного урока, или этапа урока? Эти и многие другие проблемы решить не так-то просто. В процессе работы иногда допускаются неточности, например, чрезмерное насыщение урока играми, чистая развлекательность, отягощенность некоторых игр подготовительной работой. Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогала достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным.

Целесообразно продумать и поэтапное их распределение:

  • в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка;
  • в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы;
  • в конце урока может носить поисковый характер.

Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. При организации игры на уроке важно продумать и то, в каком темпе она проводиться. Нельзя забывать и о физкультминутках, которые должны быть как бы продолжением игры на уроке или даже ее части. Физкультминутки желательно проводить с учетом темы урока и игры, используемой на данном уроке. Существенным моментом педагогического руководства игровой деятельностью является взаимодействие учителя с родителями. От отношения родителей к детским играм многое зависит в отношении к игре самих детей. Но самое главное, учителю надо так организовать игровую деятельность ребенка в школе, чтобы организация и проведение домашних игр ничем не отличалось от классных. Сложность руководства игрой состоит в том, что игра является свободной деятельностью детей.

Результативное общение педагога с детьми во время игры возникает тогда, когда взрослый принимает на себя одну из ролей, обращается к детям через свою роль. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Следовательно, дидактическая игра– доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагога самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Каждый раз, когда речь заходит об игре как о средстве обучения перед учителем, опять– таки нередко встает ряд не решенных проблем. Научившись легко их преодолевать, учитель и дети будут получать удовлетворение там, где раньше испытывали муки и страдания. Ведь игра – это удивительный, интересный увлекательный и совсем не скучный мир. Об игре можно говорить, и говорить. Но можно сказать точно одно: “ Игра – это прогрессивное средство в процессе обучения”.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Активизация познавательой деятельности младших школьников. Выступление на МО начальной школы Учитель Лебедева М.А.

Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся: 1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение; 2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности; 5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников. 3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

Способы активизации познавательной деятельности учащихся. 1. Применение нетрадиционных форм урока.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). 4 . Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

5 . Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). Виды ситуаций: - ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное; - ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных; - ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью; - ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых; - ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

6. Применение новых информационных технологий - тематические презентации, - теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме, - видеофрагменты и видеосюжеты, - карты, - картосхемы, - таблицы и многое другое. 7. Систематическое использование различных средств контроля.

8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ

9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Эмоциональные поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, Волевые информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности Социальные развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск сотрудничества, Заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

«Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы» учитель МБОУ СОШ №1 пос. Мостовского Бочкина Татьяна Алексеевна

Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.

Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.

Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся. Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика.

Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Очень важным средством является занимательность.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительностью.

Использование тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся

. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  • Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
  • Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
  • Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
Дидактическая игра Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
  • Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Парные согласные на конце слова Задание 1. Уровень 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре(б, п) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. . Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. Создание на уроках проблемных ситуаций развивает и активизирует познавательную деятельность учащихся. С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке? «О братьях наших меньших» «О братьях наших меньших» (окружающий мир).

Учебные проекты.

« Бабочки – живые цветы»

(окружающий мир)

Проект «Помощники здоровья»

(технология)

Учебные проекты.

«Путешествие в страну Считалию»

(математика)

  • Внимание
  • Найди 11 треугольников на раскрашенном рисунке. - Раскрась данные треугольники на нижних рисунках.
Проблемное обучение Проблемное обучение Решить удобным способом (40+10) - 7 (60+10) – 4 Вставить числа в окошки по данному образцу 40 = 30 + 10 80 = … + 10 60 = 50 + 10 50 = … + … Опорные схемы Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в чем суть педагогического мастерства. В.Ф. Шаталов

Презентация по слайдам

Текст слайда: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Учитель: Чурилова О.В. МОУ СОШ №6 с.Ольгино 2011г.


Текст слайда: АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.


Текст слайда: Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.


Текст слайда: Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей.


Текст слайда: Первоначальный уровень познавательных способностей класса.


Текст слайда: ПРОБЛЕМА: Как активизировать познавательную активность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?


Текст слайда: ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления. Учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся Разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников Моделировать процесс обучения как исследовательскую деятельность учащихся Создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников с разными складами ума.