Человек и человечность план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему. Конспект урока по обществознанию «Что такое человечность?» (6 класс) Что такое гуманизм

Этим уроком мы завершаем курс «Обществознания» 6 класса. В ходе урока мы поговорим о том, что такое гуманизм, какие ценности являются гуманистическими. Также мы рассмотрим вопрос, какое общество можно считать гуманным, что принято в данном обществе. На конкретных исторических примерах мы рассмотрим, как можно пользоваться гуманистическими идеалами в своей жизни.

Тема: Добродетели

Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию. Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются. То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным. Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека. Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены. Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь. Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

Рис. 3. Пожилые люди нуждаются в нашей опеке ()

Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам. Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны. Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла. Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди. Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством. Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”. Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны. Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда. Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

Наверняка сейчас вы знаете США как демократическую страну с развитой общественной системой, которая борется за права человека. В этой стране есть место независимому общественному мнению. Сейчас в США президентом является афроамериканец Барак Обама.

Но ещё каких-то 60 лет назад Соединённые Штаты Америки были совершенно другими. Да, на территории США действовала та же самая Конституция 1787 года, которая гарантировала права и свободы американцам. Но вместе с тем на территории США существовало такое явление как сегрегация , или расовое разделение. В середине 19 века после Гражданской войны в США рабство было отменено, и американцы очень гордились тем, что смогли сами преодолеть такой позорный пережиток прошлого. Но они не избавились от того, что отношение белокожих людей к афроамериканцам было уничижительным. Белые люди – янки-были основой американского общества; все те, кто были людьми другого цвета кожи, прежде всего, афроамериканцы, оказались за бортом общественной жизни. Для них существовали специальные чёрные кварталы. Афроамериканцам нельзя было входить в бары или какие-то общественные заведения для белых людей, даже в общественный транспорт, который перевозил белых. Ни в коем случае неграм нельзя было учиться в тех учебных заведениях, где обучались белые дети и юноши. В высшие учебные заведения доступ неграм был практически закрыт.

Понятно, что демократия в рамках такого общества существовать не могла, это абсурд. Если одна часть населения государства по факту угнетена, о демократии речи идти не может. В это время в США появился совершенно потрясающий человек, гуманист, который также своей жизнью доказал, что нельзя сопротивляться злу насилием, а нужно бороться со злом согласно человеческим принципам. Этого человека звали доктор Мартин Лютер Кинг. Кинг был священником-баптистом, это была очень популярная религиозная секта в США, особенно среди афроамериканцев. Прежде всего, этот человек был общественным деятелем. Он боролся за то, чтобы права афроамериканцев были приравнены к правам белого населения. Наиболее известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, которую он прочитал перед огромной аудиторией (около 300 тысяч американцев слушали его в тот момент). Эта речь носила название “I have a dream”, Мартин Лютер Кинг сказал о том, что люди должны жить в мире и согласии. Все свои конфликты люди должны решать с помощью слов, а не физической силы. Но самое главное, о чём мечтал Кинг, - это отсутствие различий между американцами по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и другим расовым и национальным признакам.

Доктор Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира в 1964 году. Настолько высоко мир оценил деятельность человека, который пытался изменить не самую благоприятную на тот момент для жизни страну. В конечном итоге в 1968 году Кинг был убит, застрелен одним из людей, которые были ярыми фанатами сегрегации. Но его смерть не была напрасной, она явилась символом отмены сегрегации. Действительно вскоре США избавились от этой позорной общественной системы. Сейчас в Америке стыдно называть человека негром. Это считается оскорблением, вежливым считается слово «афроамериканец». Все люди вне зависимости от цвета кожи равны, и в этом высшая сущность гуманизма.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

1. Российское гуманистическое общество ().

2. Мораль и общество. Социальная этика ().

3. Расовая сегрегация в Америке. История одной победы ().

1. Выполни задание «Проверь себя» на странице 212. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как вы понимаете выражение «гуманное общество»? Какими принципами оно руководствуется?

3.* Наверняка вы встречали в своей жизни гуманных, вызывающих восхищение людей. Напишите сочинение на тему «Мой герой».

Технологическая карта

ФИО педагога: Софронова Ирина Александровна

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Человек и человечность»

Тема

«Человек и человечность»

Цель

Создать условия для формирования представлений о человеке с позиций нравственности, о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми, окружающим миром в целом

Задачи

Личностные:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности;

Познавательные : развитие критического мышления, навыков систематизации и анализа информации, составления кластеров;

Коммуникативные : развитие умения работать в группах, парах, коллективно обсуждать информацию, осуществлять обмен мнениями, понимать/принимать позицию другого;

Предметные: расширение представлений о человеке, о гуманизме, знакомство с понятием гуманное общество

Технология

ИКТ-технологии, технология развития критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. Приветствие учеников, организация рабочей атмосферы.

Подготовка к уроку

Организовать рабочее пространство

Создание рабочей атмосферы

2. Мотивация

1. задает вопросы по изученной теме: Что такое добро? Что значит быть добрым? Как можно объяснить фразу «человек славен добрыми делами»?

2. Мотивирует учеников на изучение новой темы

Задает вопросы ученикам, просит высказать свое мнение по прочитанному

Фиксирует идеи учеников, подводит итоги обсуждения, корректирует (при необходимости) тему урока

Озвучивает тему урока

Корректировка проблемного вопроса «всегда ли человек должен оставаться человеком»?

Актуализация полученных ранее знаний

Работа с текстом (из биографии Януша Корчака)

Работа с эпиграфом к уроку

Выдвигают идеи о теме урока

Запись темы урока в тетрадь

Постановка проблемного вопроса урока

Ответить на вопросы учителя

Задать вопросы к прочитанному, ответить на вопросы учителя:

Какую проблему вы увидели, прочитав этот текст?

Как вы думаете, почему Януш Корчак так поступил?

Ответы на вопросы: -как можно объяснить фразу «образец человечности по отношению к людям»

Как может звучать тема нашего урока

Какой проблемный вопрос к уроку можно составить?

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Метапредметные:

регулятивные -умение формулировать тему урока,

коммуникативные: оценивание ответов одноклассников, умение слушать и вступать в диалог,

познавательные: обобщение информации;

личностные: личная оценка жизненных ситуаций

3. Изучение нового материала

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

2. организует работу учеников с текстом

Регулирует учебный процесс, корректирует деятельность учеников при поиске информации, ее обобщении, графическом представлении

Работа с презентацией, знакомство с новой информацией,

Работа с текстом, с новыми понятиями

Ответы на вопросы.

Работа в парах

Обобщают полученные ранее знания, обсуждают возможность решения задания,

составляют кластер

Просмотр слайдов презентации,

ответить на вопросы учителя:

Что такое «гуманизм»?

Как вы понимаете слова «человечность», «человечный», «гуманный»?

Что значит «гуманное отношение»?

Составление кластера «что значит гуманное отношение»

Личностные: оценивают жизненные ситуации

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

Коммуникативные:

Проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения поставленных задач

4. Первичное закрепление изученного

1.Организует работу по поиску вариантов гуманного отношения

2. организует работу учеников по чтению притчи В.Вересаева «Легенда» (учебник с.101)

Подводит к пониманию главной проблемы.

Организация работы с кластером

Работа в парах, осуществляют поиск возможных вариантов решения предложенного задания

Работа с текстом, ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения

Фронтальная работа по составлению кластера «гуманное общество»

Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях (задания на листочках):

На пешеходном переходе вы видите пожилого человека. Каковы ваши действия?

В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия?

На улице вы встречаете плачущего ребенка. Какими будут ваши действия? Т т.д.

Ответить на вопросы: -какую мыслб в своем произведении хотел донести до нас автор?

В каком обществе возможно такое человеческое отношение ко всему живому?

Составление кластера

Каким вы представляете себе гуманное общество?

Охарактеризуйте его при помощи существительных.

Познавательные:

Умение работать с информацией,

Осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог,

Умение выслушивать чужое мнение

Личностные:

Оценка ситуации с позиции нравственности

Итоги.

Рефлексия.

Подводит к решению проблемного вопроса урока: «всегда ли человек должен оставаться человеком?»

Создает условия для выполнения задания

Ответы на вопросы

Актуализация субъективного опыта

Отвечают на вопросы:

Что такое гуманизм?

Что значит быть гуманным человеком7

Какое общество можно назвать гуманным?

А можно назвать гуманным общество 6 класса? Почему?

Был ли Януш Корчак гуманистом? Почему?

Всегда ли человек должен оставаться человеком?

Кратко напишите самое важное, что вам понравилось, запомнилось с урока с пожеланиями своему соседу по парте и обменяйтесь тетрадями

Коммуникативные:

Умение высказывать свое мнение,

Терпимо относится к мнению других

Регулятивные:

Выделение и осознание учениками того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

Нравственно-эстетическая оценка жизненных ситуаций

Познавательные:

Умение обобщать информацию и делать выводы

Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем (задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма (Запись в тетрадь)

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный. Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий. Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность. "У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

Живи так, как тебе хочется.Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.Живи так, чтобы не навредить другим людям.Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся: А вдруг это обман?

Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

(Эти высказывания ученики подготовили дома)

Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за...

Тема: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)

Этапы урока:

    Организационный момент

    Экспресс-опрос

    Изучение нового материала

    Итоги урока

Опрос => Ответьте «да» или «нет».

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»

В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)

Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)

    уважение к людям

    сочувствие

    доверие

    добро

    самопожертвование

    честность

    искренность.

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью = > стихи, фразы, рисунки

    Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

    Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

Работа с глоссарием

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.

Табу - это строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Творческое задание «Проблемы общества»

Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д . Все перечисленное записывается на доске.

=> какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.

При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.

Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить .

«Журавлики» Александр Дерксен

Она хочет дожить до весны,

отпуская журавликов в небо,

но сжигают тело костры,

словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

но вы мудрость познаете взгляда,

она боль убивает смеясь,

не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

что спасают нетронутой душу,

светлый мир посещает во снах,

близость смерти покой не нарушит...

В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты

Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!

Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку  

Приложение №1

В чём благо человека

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честь, своё воздержание, своё разумение. Кто отдаст врагу эту крепость свою, тот попадёт в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

А когда бывает человек похож на скотину?

Тогда, когда он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно…

А когда он похож на дикого зверя?

Тогда, когда он живёт насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придётся со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдёшь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 гг. н. э.) - древнегреческий философ

вопросы и задания:

    Что уподобляет человека домашней скотине?

    Чем человек отличается от диких зверей и домашнего скота?

    Выпишите из текста качества, которые автор считает недостойными человека, подберите к ним противоположные качества. При затруднениях воспользуйтесь словарём антонимов.

    Что даёт человеку счастье?

    Ученикам 6 класса было предложено после прочтения текста Эпиктета ответить на вопрос: « Как, по вашему мнению, связаны между собой счастье человека и добро?

Нина ответила так: « Автор текста утверждает, что каждый человек стремится к счастью. Одни видят счастье в том, чтобы иметь всё, что захочется. При этом их жизнь мало чем отличается от жизни домашней скотины. Другие люди видят счастье в том, чтобы, как хищники, захватывать всё больше и больше. Третьи счастливы только тогда, когда у них в душе мир и покой. Но счастья без добра не бывает».

Никита ответил так : « Прожить жизнь по – человечески и быть счастливым непросто. Трудно не превратиться в домашнее животное, которому для счастья нужна еда и тёплое стойло. Счастья нет и там, где царит насилие. Оно делает несчастными других, а значит, творит зло. Зло и счастье несовместимы. Счастье дают только добрые мысли и дела. Значит, без добра настоящего счастья не бывает. Я согласен с автором текста, что счастье можно найти внутри себя, в своей душе, если разум и душа настроены на добро ».

Ответьте на вопросы:

    В чём ответы ребят совпадают?

    Чем они различаются?

    Кто из ребят точнее ответил на поставленный вопрос? Своё мнение аргументируйте.