Пересказ. Особенности работы над пересказом

Составьте краткий план "Панорамы Москвы" Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. "Гимн колоколов" московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, "мелкая, широкая, грязная Москва-река"). Вид Москвы к югу - долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе - мосты через реку и "верхи" Донского монастыря. Вид всей Москвы, "когда склоняется день". Кремль - "алтарь России". Подготовьте краткий пересказ, используя составленный план.

Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным частям. Приведем один пример.

Кремль - "алтарь России"

Кремль стоит в центре Москвы. Он окружен зубчатыми стенами, красуется золотыми главами соборов. Кремль - "державный венец на челе грозного владыки". Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.

"Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…" - так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов.

Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, Книги.

Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и использовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. Попробуем посмотреть на Кремль сегодня.

"Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?

Мощные стены Кремля, яркое освещение башен и площадей рядом с ним создают красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивляют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам воспоминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает понять и вновь пережить нашу родную историю".

Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение реки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и сравнение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем прозаическом произведении "Герой нашего времени" в повестях "Бэла" и "Тамань". Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.

Многие писатели запоминали удавшиеся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вызывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохранились в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.

Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. 1. Вид Москвы с колокольни Ивана Ве­ликого в Кремле. 2. “Гимн колоколов” московских церк­вей и монастырей. 3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). 4. Центр города (Петровский театр). 5. Вид Москвы на востоке (купола Васи­лия Блаженного, памятник Минину, “мел­кая, широкая, грязная Москва-река”). 6. Вид Москвы к югу – долина, усы­панная домами и церквями до Поклонной горы. 7. На западе – мосты через реку и “вер­хи” Донского монастыря. 8. Вид всей Москвы,

“когда склоняется день”. 9. Кремль – “алтарь России”.

Подготовьте краткий пересказ, используя со­ставленный план.

Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час­тям. Приведем один пример.

“Кремль – “алтарь России”

Кремль стоит в центре Москвы. Он ок­ружен зубчатыми стенами, красуется зо­лотыми главами соборов. Кремль – “дер­жавный венец на челе грозного владыки”. Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.

“Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…” – так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов”.

Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги.

Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис­пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По­пробуем посмотреть на Кремль сегодня.

“Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?

Мощные стены Кремля, яркое освеще­ние башен и площадей рядом с ним созда­ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля­ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос­поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по­нять и вновь пережить нашу родную исто­рию”.

Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре­ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав­нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про­заическом произведении “Герой нашего времени” в повестях “Бэла” и “Тамань”. Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.

Многие писатели запоминали удавшие­ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы­зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани­лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.

Глоссарий:

  • план рассказа панорама москвы
  • план панорама москвы
  • краткий пересказ панорама москвы
  • панорама москвы план
  • составьте краткий план панорамы москвы м ю лермонтова

Другие работы по этой теме:

  1. Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. “Гимн колоколов” московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от...
  2. Впервые – в Соч. под ред. П. А. Висковатова (1891, т. 5). “Панорама Москвы” – поучительное опровержение мысли об индифферентизме Лермонтова в вопросах патриотического осмысления...
  3. Панорама Москвы.-> Датируется 1834 г.; представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Василия Тимофеевича Плаката (1795-1869),...
  4. Автор в начале произведения словно вопро­шает всех тех, кто не видел панорамы Москвы с высоты вершины Ивана Великого. Ведь Моск­ва не безмолвная громада холодных камней,...
  5. Жуковский, Светлана. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”,...
  6. Русский поэт – масштабная фигура в литературе – М. Лермонтов озадачивается вопросом, касающимся причин, по которым Москва не может быть названа обыкновенным городом. В своих...

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых - подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План - это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно - в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

  • Начало - барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом - искренне привязался к ней.
  • Конец - смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление - особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы - емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Основные ошибки

Рассмотрев, о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс - это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

  1. Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова.
    1. Вид Москвы с колокольни Ивана Ве-ликого в Кремле.
    2. «Гимн колоколов» московских церк-вей и монастырей.
    3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня).
    4. Центр города (Петровский театр).
    5. Вид Москвы на востоке (купола Васи-лия Блаженного, памятник Минину, «мел-кая, широкая, грязная Москва-река»).
    6. Вид Москвы к югу — долина, усы-панная домами и церквями до Поклонной горы.
    7. На западе — мосты через реку и «вер-хи» Донского монастыря.
    8. Вид всей Москвы, «когда склоняется день».
    9. Кремль — «алтарь России».
  2. Подготовьте краткий пересказ, используя со-ставленный план.
  3. Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час-тям. Приведем один пример.

    Кремль — «алтарь России»

    Кремль стоит в центре Москвы. Он ок-ружен зубчатыми стенами, красуется зо-лотыми главами соборов. Кремль — «дер-жавный венец на челе грозного владыки». Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.

    «Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…» — так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов.

  4. Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги. Материал с сайта
  5. Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис-пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По-пробуем посмотреть на Кремль сегодня.

    «Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?

    Мощные стены Кремля, яркое освеще-ние башен и площадей рядом с ним созда-ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля-ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос-поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по-нять и вновь пережить нашу родную исто-рию».

  6. Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре-ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав-нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про-заическом произведении «Герой нашего времени» в повестях «Бэла» и «Тамань». Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.
  7. Многие писатели запоминали удавшие-ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы-зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани-лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план панорама москвы м. ю. лермонтова
  • лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения
  • краткий пересказ панорама москвы лермонтов
  • анализ произведения лермонтова панарома москвы
  • анализ панорамы москвы лермонтова
Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова. 1. Вид Москвы с колокольни Ивана Ве­ликого в Кремле. 2. «Гимн колоколов» московских церк­вей и монастырей. 3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). 4. Центр города (Петровский театр). 5. Вид Москвы на востоке (купола Васи­лия Блаженного, памятник Минину, «мел­кая, широкая, грязная Москва-река»). 6. Вид Москвы к югу - долина, усы­панная домами и церквями до Поклонной горы. 7. На западе - мосты через реку и «вер­хи» Донского монастыря. 8. Вид всей Москвы, «когда склоняется день». 9. Кремль - «алтарь России». Подготовьте краткий пересказ, используя со­ставленный план. Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час­тям. Приведем один пример. «Кремль - «алтарь России» Кремль стоит в центре Москвы. Он ок­ружен зубчатыми стенами, красуется зо­лотыми главами соборов. Кремль - «дер­жавный венец на челе грозного владыки». Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха. «Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…» - так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов». Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги. Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис­пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По­пробуем посмотреть на Кремль сегодня. «Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня? Мощные стены Кремля, яркое освеще­ние башен и площадей рядом с ним созда­ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля­ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос­поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по­нять и вновь пережить нашу родную исто­рию». Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре­ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав­нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про­заическом произведении «Герой нашего времени» в повестях «Бэла» и «Тамань». Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта. Многие писатели запоминали удавшие­ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы­зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани­лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.