Система отношений поводу формирования распределения. Сущность, функции и роль финансов

Общегосударственные финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Возникновение финансов

Финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Это так называемые общегосударственные финансы.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий. Это так называемые финансы хозяйствующих субъектов или финансы предприятий.

Финансы – категория историческая, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок.

Можно назвать следующие предпосылки возникновения финансов.

Первая предпосылка . В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка . Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка . Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода.


Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В то же время можно сказать, что сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства (например, финансы предприятий) и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет так же и функцию формирования денежных доходов (обеспечивающую функцию).

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства.

Они делятся на две группы:

Первая группа - зарплата работников, занятых в сфере материального производства;

Вторая группа - доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано:

Ø с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

Ø наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

Ø перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

Финансы выполняют также контрольную функцию, которая тесно связана с распределительной. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Обеспечивая распределение и перераспределение стоимости общественного продукта посредством формирования и использования доходов, поступлений и накоплений экономических субъектов финансы приобретают свойство количественно отображать распределительный процесс и, в целом, процесс воспроизводства. Любые отклонения от заданных пропорций и направлений формирования и использования доходов свидетельствует о нарушениях в распределительном процессе, а вместе с этим, и в воспроизводственном процессе. Таким образом, финансы выполняют функцию «контролера» как в системе распределительных, так и в системе воспроизводственных отношений.

2.1. Финансовые отношения организаций и сущность финансового менеджмента

Предпринимательская деятельность, по своему содержанию, включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых и возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств.

Финансы предприятий - совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, поступлениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования для целей обеспечения производственной деятельности.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания можно сгруппировать по направлениям:

Возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования его уставного капитала;

Между самими предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости (между поставщиками, покупателями, подрядчиками и другими субъектами экономики);

Между подразделениями внутри предприятия (например, между цехами, филиалами);

Между предприятием и его работниками (при распределении полученного дохода, размещении ценных бумаг, выплате дивидендов, взыскании штрафов и компенсаций);

Между предприятием и вышестоящей организацией (внутри холдинга, финансово-промышленной группы, с союзами ассоциациями). Эти отношения возникают при формировании, распределении, использовании ресурсов, получаемых для финансирования целевых программ, проведения исследований, осуществления инвестиционных проектов.

Между предприятием и финансами государства при уплате налогов, взносов во внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, ассигнований, уплате штрафов;

Между предприятием и банковской системой при хранении денег, получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

Между предприятием и страховыми компаниями и организациями, при страховании имущества, работников, рисков и др;

Между предприятием и инвестиционными институтами при размещении инвестиций.

Каждая из названных групп имеет свои особенности, но все они носят двусторонний характер, т.е. финансовые потоки имеют прямую и обратную направленности.

Где же возникают и функционируют финансовые отношения? Для ответа на этот вопрос рассмотрим последовательность стадий воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление.

На стадии производства финансовые отношения формируются лишь потенциально, поскольку здесь отсутствует их важный признак – движение денежных средств. Потенциально – это значит, что здесь посредством умелого объединения факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) создается новая прибавочная стоимость, приобретающая в последующем форму национального дохода.

Национальный доход - часть стоимости совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребленных в производстве средств.

Совокупный общественный продукт (СОП) – стоимость материальных благ, созданных в обществе за определенный период времени (чаще год). Здесь необходимо отметить, что СОП создается только отраслями материального производства, в то время как непроизводственная сфера перераспределяет или потребляет его. Таким образом, источником формирования финансовых ресурсов выступают предприятия сферы материального производства, и именно поэтому они являются базисом последующих распределительных отношений.

Вторая стадия воспроизводственного процесса - распределение. Именно эта стадия является сферой функционирования финансовых отношений, а значит, и образования финансовых ресурсов. Здесь происходит распределение и отчуждение стоимости общественного продукта в денежной форме, и формирование доходов субъектов производства в соответствии с их вкладом или формирование целевых отдельных частей стоимости у одного владельца. Эта стадия характеризуется обособленным (от движения товаров), односторонним движением стоимости.

На стадии обмена движение денежных средств продолжается, хотя приобретает качественно иные характеристики. Здесь стоимость уже не отчуждается, а лишь меняет свою форму с денежной на товарную – происходят акты купли и продажи товаров. Движение денежный формы стоимости сопровождается встречным (т.е. двусторонним) движением стоимости в товарной форме. Отсутствие же распределительных отношений на этой стадии не позволяет считать ее сферой функционирования финансовых отношений. Вместе с тем, именно на этой стадии финансовые ресурсы могут продолжать свое движение, но уже в качестве товара. Например, ссуды.

На четвертой стадии воспроизводственного процесса - потреблении, также как и на первой, отсутствует движение денежных средств, т.е. финансовые отношения отсутствуют.

Итак, финансовые ресурсы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – стадии распределения. Вместе с тем, первоначальной сферой их образования являются процессы первичного распределения стоимости СОП, когда стоимость распадается на составляющие ее элементы, и соответственно образуются различные формы дохода, как у самого предприятия, так и у других субъектов хозяйствования и государства. Речь идет о том, что по реализации продукции и образовании выручки формируются амортизационные отчисления, отчисления на заработную плату работающих, прибыль предприятия, отчисление на государственные социальные нужды, происходят платежи по страхованию, банковской сфере. Все остальные отношения носят перераспределительный характер, ибо затрагивают распределение образовавшихся вышеназванных доходов. Это отчисления из прибыли государству, налоги на доходы физических лиц, распределение прибыли на предприятии и т.д. Схематично местоположение финансов предприятий в общегосударственной финансовой системе можно представить рисунком.

Целевое назначение любой сферы финансовой системы определяется ее ролью в воспроизводственном процессе. Так государственные финансы аккумулируют и используют ресурсы для выполнения государственных функций. Назначение финансовых ресурсов сферы страхования – создание фонда средств для предупреждений или минимизации последствий произошедших страховых случаев. Финансы предприятий, учреждений, организаций служат цели производства и удовлетворения потребностей общества в товарах, услугах и т.д. Домохозяйства аккумулируют и распределяют финансовые ресурсы с целью формирования и поддержания для личного потребления.

Роль и место системы финансов предприятий

в финансовой системе

Местоположение системы финансовых ресурсов государства на рисунке обусловлено тем, что эта сфера финансовых отношений имеет приоритет перед другими, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Именно ресурсы этой сферы позволяют удовлетворять общегосударственные потребности. Кроме того, государство, выступая субъектом распределения, может активно влиять на развитие финансовых отношений.

Напротив, положение системы финансовых ресурсов предприятий объясняется их приоритетной ролью в создании новой стоимости (СОП), которая затем «питает» все другие сферы финансов, а значит, выступает базисом последующих распределительных отношений и даже существования государства, как института, организующего и упорядочивающего их.

Здесь нельзя не конкретизировать вопрос о распределяемой стоимости, поскольку в различных литературных источниках в качестве последней выступает совокупный общественный продукт, национальный доход или национальное богатство. Мы придерживаемся следующего мнения. Если речь идет о первичном распределении и источнике образования финансовых ресурсов, то это, безусловно, национальный доход. Кроме того, этим термином удобно пользоваться, когда необходимо подчеркнуть расширенный характер воспроизводства, ибо речь идет о вновь созданной, прибавочной стоимости. Образование и использование национального дохода наглядно характеризует темпы экономического роста в стране.

Если же нам необходимо знать всю величину стоимости материальных благ, созданных в обществе, пропорции ее распределения, то вполне обоснованно использовать показатель совокупного общественного продукта, который в своем составе, помимо национального дохода, содержит и еще не возмещенные затраты. Однако величина совокупного общественного продукта дает неполное представление о результативности общественного производства, и когда мы ее используем, то необходима конкретизация того, о чем идет речь: о неизменной величине распределяемой стоимости, либо о суженном или расширенном воспроизводстве.

И, наконец, национальное богатство – совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства. Данный термин характеризует абсолютную величину экономической мощи государства и может быть использован для сравнительных характеристик исследуемых стран. В данном случае речь идет о перераспределении стоимости, причем именно оно может быть отвлечено от воспроизводственного процесса в экстренных случаях (стихийные бедствия, война, платежи по внешним долгам).

Сущность финансов проявляется в двух функциях: распределительной и контрольной. Это общепризнанный подход. Функции тесно взаимодействуют между собой. Распределительная функция связана с тем, что в основе финансов лежат распределительные отношения (по поводу распределения созданной на предприятии стоимости) обеспечивающие источниками средств (финансовыми ресурсами) воспроизводственный процесс к тем самым связывающие все его фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Это позволяет активно воздействовать на все стадии данного процесса. С помощью этой функции также происходит формирование уставного капитала, выделение основных и оборотных фондов, распределение выручки, рефинансирование производственной деятельности, расчет с контрагентами, формирование ресурсов государства.

Контрольная функция является производной от распределительной. Она становится возможной благодаря денежному выражению распределяемой стоимости. Эта функция осуществляется с помощью системы финансовых показателей позволяющих прямо количественно (посредством слежения за финансовыми потоками), либо косвенно (посредством относительных показателей) оценить пропорции распределения ресурсов и результаты деятельности хозяйствующего субъекта, что, в конечном счете, позволяет своевременно заметить возникающие отклонения и исправить возможные диспропорции.

На уровне финансовых отношений предприятий - в этом низовом звене производственно-хозяйственного комплекса страны, создается национальный доход, распределяемый затем в другие звенья финансовой системы. Следовательно от эффективности функционирования финансов предприятий зависит в немалой степени и экономическая мощь всего государства.

Таким образом, понимание сути финансовых отношений (по поводу распределения стоимости) и специфики формирования на этой основе финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования (для выполнения функций) позволяет определить финансовый менеджмент как науку об управлении финансами для достижения экономическими субъектами своих целей.

Предыдущая

В систему финансовых отношений входят:

– государственные финансы;

– муниципальные (местные финансы);

– финансы предприятий;

– финансы граждан.

Основой финансовой системы выступают финансы предприятий, поскольку именно на их уровне формируются первичные источники денежных средств. С другой стороны, с точки зрения макроэкономики ключевую роль в финансовой системе играют государственные финансы. Государственные финансы – это система отношений по поводу формирования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственный внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды – это целевые фонды денежных средств, используемые для удовлетворения социальных потребностей населения. Они представлены Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет – централизованный денежный фонд, который образуется путем перераспределения национального дохода и который используется государством для выполнения своих функций . Как государственный документ, государственный бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства на определенный срок (чаще всего на год).

Доходы государства складываются из двух основных источников:

– налоги и сборы. Они носят разовый характер (например, гербовый сбор – обязательный платеж за регистрацию документов);

– неналоговые поступления, включающие в себя доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности и т. д.

Расходы госбюджета представляют собой денежные средства, направляемые на выполнение основных функций государства. Они включают в себя расходы на финансирование народного хозяйства (на развитие сельского хозяйства, инвестиции в строительство дорог и т. д.), расходы на социальную инфраструктуру (на образование, здравоохранение), военные расходы, расходы на содержание государственного аппарата, платежи по государственному долгу.

Принято выделять перераспределительную и регулирующую функции государственного бюджета.

1. Перераспределительная функция – заключается в том, что через госбюджет перераспределяется определенная часть (35–55 %) совокупного дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между отдельными сферами и отраслями народного хозяйства, а также между регионами и социальными группами населения. Например, промышленные предприятия платят налоги в бюджет, а из бюджета эти средства идут на финансирование сельского хозяйства, науки и т.д.

2. Регулирующая функция – заключается в том, что государственный бюджет является одним из главных инструментов регулирования темпов и пропорций развития экономики. Например, если в стране высокая инфляция, то государство может уменьшить свои расходы или увеличить налоги. С целью стимулирования деловой активности, наоборот, могут быть снижены налоги и т. д.

В федеративных государствах государственный бюджет делится на три уровня:

– I уровень – федеральный бюджет;

– II уровень – бюджеты субъектов Федерации (бюджеты краев, областей, республик);

– III уровень – местные (муниципальные) бюджеты (городские и районные бюджеты).

Бюджеты отдельных уровней самостоятельны и не включаются друг в друга. У каждого из них имеются свои источники доходов и собственные, установленные законом, статьи расхода. В то же время для анализа состояния государственных финансов или оценки роли государства в экономике рассчитываются консолидированный бюджет и бюджет расширенного правительства (расширенный бюджет).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы, т. е. он включает в себя федеральный бюджет и плюс бюджеты субъектов федерации.

Бюджет расширенного правительства представляет собой совокупность консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Так, например, если надо оценить роль государства в экономике, то пользуются показателем доли государственных расходов в ВВП. Для этого сумму расходов расширенного бюджета делят на ВВП.

Институт бизнеса и управления

«Особенности формирования, распределения и использование прибыли»

КАЛУГА-2008


Введение

Глава 1. Прибыль в условиях рыночной экономики

1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды

1.2 Формирование, распределение и использование прибыли

1.3 Влияние налоговой политики на прибыль

Глава 2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли

ООО «Самородок»

2.1 Анализ деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности

2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «Самородок»

2.3 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

ООО «Самородок»

Глава 3. Пути увеличения прибыли на «ООО»Самородок

3.1 Пути снижения непроизводственных расходов и потерь

3.2 Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями и необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основой экономического развития является прибыль. Это важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Также в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставят перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.

Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).

Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.

Основная цель данного исследования заключается в разработке методов увеличения прибыли.

Оптимизация распределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политика распределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Изучить сущность прибыли и ее виды, роль прибыли в экономике,

Как прибыль формируется, распределяется и куда используется,

Проанализировать деятельность предприятия «ООО Самородок» по данным бухгалтерской отчетности.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Объектом курсовой работы выступает прибыль как финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения по поводу формирования и распределения прибыли на предприятии.

В процессе работы были использованы работы Бланка И.А., Шеремет А.Д., Родионова В.М., финансовая и бухгалтерская отчетность предприятия ООО «Самородок».

Глава 1. Прибыль в условиях рыночной экономики

1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.

Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель (рис.1.1.).

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль.

Балансовая прибыль включает:

прибыль от реализации продукции (работ, услуг),

прибыль от прочей реализации,

доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Кроме того, различают прибыль:

Облагаемую налогом,

Не облагаемую налогом.

После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а

оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия называется

чистой прибылью .

Чистая прибыль - это разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее.

Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению: на производственное развитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям.

Остальная нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в:

резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков,

накопительный фонд - формирование средств для производственного

Развития,

фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание

Материальной помощи,

фонд соц. развития - на различные праздничные мероприятия.

Прибыль - это конечный финансовый результат, характеризующий

производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения 2 .

Прибыль - это разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает:

Балансовая прибыль,

Прибыль от реализации выпускаемой продукции,

Валовая прибыль,

Налогооблагаемая прибыль,

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации

выпускаемой продукции, то сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того, на нее оказывают влияние: соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др.

Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.