Сумеречный взгляд. Практика видение Кастанеды

Виктор Санчес (c) 1995

Синопсис

«Учение Дона Карлоса» - это книга, целью которой ставится предоставить в виде описаний и упражнений способы практической реализации многих из удивительных идей, описанных в книгах Карлоса Кастанеды.

Книга предназначена, главным образом, тем читателям, которые, несмотря на огромный интерес к работам Кастанеды, не нашли способов применения его “учения” в контексте своей повседневной жизни, так далёкой от уединённых и таинственных мест, о которых он ведёт повествование в своих книгах.

Независимо от того, насколько странным может казаться нам мир магов Дона Хуана, мы открыли значимые соответствия в содержании мира, описываемого Кастанедой, и мирами индейцев Мезоамерики - древних и современных. И это доказывает, что эта работа может быть применима для современного человека и общества, которое находится на данный момент в постоянном состоянии конфликта и без сомнения нуждается в свежем подходе для своего обновления и исследования более здоровых путей жизни.

После более чем двенадцати лет работы в области практического применения принципов, техник и положений, содержащихся в работах Карлоса Кастанеды, мы предлагаем эту работу как свидетельство достигнутых результатов. Мы не ставим целью доказать абсолютную истинность идей, описанных Кастанедой, но хотим лишь указать на способы наших практических реализаций этих положений и показать, как наши жизни и жизни участников наших семинаров качественно изменялись. В то же время, мы попытались выразить наш опыт, детально описав 77 упражнений, которые каждый желающий может практиковать самостоятельно с целью достижения “отдельной реальности”, о которой говорится в книгах Кастанеды.

Другой источник вдохновения для этой работы лежит в опыте жизни и тесного взаимодействия автора с индейскими общинами, наследниками традиций Толтеков, в особенности среди народов Науа и Уичоль. Результаты этого опыта в комбинации с информацией, почерпнутой из книг Карлоса Кастанеды, составили основу для наших семинаров и курсов и легли в основу предлагаемой книги.

Целью написания книги “Учение Дона Карлоса” не являлось простое повторение идей и концепций, содержащихся в книгах Кастанеды. В основе лежит стремление представить специфические методы применения этих идей в повседневной жизни, близкой любому человеку. Поэтому многие техники, предлагаемые для практического применения, такие как сталкинг, искусство сновидения, квази-воспоминания другого Я, остановка внутреннего диалога и другие, во многих случаях описаны более детально по сравнению с поверхностным упоминанием в книгах Кастанеды. Многие другие техники полностью разработаны нами, но опираются на те же принципы и ведут к сходным результатам.

Являясь неизмеримо большим, нежели книгой анализа или спекуляций на эти темы, “Учение Дона Карлоса” - это книга о практическом применении, имеющем дело с Путём Воина как настоящей альтернативе нашему обычному способу жизни. Пути, по которому каждый может идти самостоятельно, без посторонней помощи, устремляясь вперед своей лишь заинтересованностью.

Книга разделена на три части: введение, десять глав и приложение. Первая часть предлагает основные определения базовых концепций, берущих начало в мире Дона Хуана и рассказанных нам Кастанедой. В следующих двух разделах, составляющих сердце всей работы, можно найти более детальные объяснения и практические упражнения из фундаментальных областей “Учения Дона Карлоса” .

Вторая часть озаглавлена “Особые способы обращения с обычной реальностью” . Она посвящена той части “учения”, которая касается обычной, повседневной реальности, но дающая возможность трансформации её в магический мир.

Третья часть называется “Доступ к отдельной реальности” , и составлена из практик “левой стороны осознания”, позволяющих практикующему войти в состояния необычной реальности. Это выявляет в нас неожиданные возможности осознания, существование “отдельной реальности” в окружающем мире, и глубоко скрытую в нас форму осознания, которую мы называем “осознанием Другого Я”.

В конце книги приводится список книг и справочник по описываемым техникам. Первую часть составляют техники, почерпнутые из первых восьми книг Кастанеды (описанные до 1990 года), они даются со ссылкой на название книги и страницу, чтобы облегчить поиск. Вторая часть содержит все техники, описанные в этой книге. В конце приведён общий перечень тем.

© Виктор Санчес
Перевод © Сергей Рословец

Медитация - это основа в познании истинных знаний. Без этой практике мы общаемся лишь с иллюзиями и чужими знаниями и откровениями".

Мартынов В.В., мастер международного класса по воинскому искусству Вин Чун, президент Всероссийской Федерации Вин Чун.


Особенности сознания человека


Сознание как категория, отличная от психики, была выделена в философской концепции, созданной Декартом и Локком. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме,» - писал Локк, тем самым отделяя сознание от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функции психического.


Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, тех рамках, в которых происходит осознание человеком окружающей действительности. Современная психология рассматривает данную проблему в свете культурно-исторической концепции происхождения высших психических функций (Л.С. Выготский). Развитие психики, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества Высшие психические функции формируются в результате интериоризации - преобразования внешних средств управление поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этю функций, сознание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово" своим значением опосредует процесс непосредственного чувственного внутреннего отражения мира. Индивидуальное сознание по своей природе общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные i обществе значения.


Итак, индивидуальное сознание воспринимает и осмысливает реальность в той мере, в какой позволяют ему способности, сформированные этой же социально и культурно обусловленной реальностью. Мы воспринимаем реальность не такой, какой она является на самом деле, а через некую призму, созданную воспитанием и окружением. Это так называемая «реальность по соглашению», модель мира, которая существует в нашем сознании и, вообще говоря, является искажением действительности. Любой из нас замечал, как настойчиво наша психика отторгает нежелательные, неприятные ситуации, происходящие с нами. В дальнейшем мы либо забываем их, либо пытаемся интерпретировать события таким образом, чтобы они укладывались в нашу «систему координат», не пугали и не огорчали нас. Это так называемый феномен «перцептуальной защиты» или выборочное™ восприятия. Он выражается в том, что люди в большей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они полагают нежелательным.
Безусловно, такое восприятие окружающей действительности налагает ряд ограничений на психические способности человека. Для автора, как и для любого творчески мыслящего человека, представляет интерес попытка выхода за рамки ограниченности собственного сознания и мышления, открытие огромных возможностей для творчества во всем его многообразии. Одним из способов обнаружения и развития скрытых возможностей психики человека является медитация.

Медитация как метод изменения сознания

Медитация как метод раскрытия нестандартных возможностей человека, как метод духовного развития и самосовершенствования, использовался в восточной культуре с древнейших времен. Данная работа не ставит целью рассмотрение всего многообразия восточных практик; поэтому мы ограничимся описанием общих черт медитации на примере буддийского учения дзэн. Одно из значений слова «дзэн» - медитация.
В то же время дзэн-буддизм интерпретирует слово «дзэн» как Конечный Абсолют или Высшую Реальность, «которая находится по ту сторону слов». Этот мистический опыт, который приобретает практикующий медитацию, «вспышка постижения вне времени и вне ограничений индивидуального сознания»(1, стр.24), именуется пробуждением, «сатори». В дзэн-буддизме существует много путей достижения сатори; мы выделим два основных подхода: дзэн Так Приходящего и дзэн патриархов.


В дзэн Так Приходящего упор делается на достижение состояния одноточечной направленности ума посредством концентрации и созерцания. Этот вид медитации именуется «медитацией внутри традиции». В дзэн патриархов упор делается на слияние с пустотой посредством опустошения ума. Обычно этот вид медитации отсутствует в буддийских сутрах, поэтому часто именуется медитацией вне традиции. Дзэн патриархов (в данном случае означающий дзэн инспирированной вспышки осознания Космической Реальности) передается от учителя к ученику, «от сердца к сердцу».


Некоторые современные исследователи предлагают ошибочную трактовку учения дзэн, как некой секты, где в процессе обучения преподаватели позволяют себе избивать и оскорблять учеников, якобы с целью достижения просветления. Данная трактовка создана в процессе неправильной интерпретации коанов - коротких поучительных историй, в которых иносказательно объясняются основные принципы учения дзэн. На самом деле, чтобы позволить ученику выйти за рамки обыденного сознания, учитель дзэн намеренно пытается поставить ученика в нестандартную ситуацию, требующую нестандартного же решения. Таким образом ученик достигает пробуждения.


Во всем многообразии подходов к медитации можно выделить основные характерные черты. Начало любой медитации - концентрация, соседоточенность ума, отрешенность от всех внутренних, посторонних мыслей и переживаний. Начиная со средоточия ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нем, сливается с ним - объект заполняет пространство сознания. На этом этапе доминируют чувство энтузиазма, удовлетворения, иногда возникают светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации наступает момент, когда обыденное сознание исчезает, полностью развеиваются ощущения и посторонние мысли. На наиболее глубоком уровне медитации практикующий испытывает чувство восторга и блаженства, сознание бесконечного.

Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник

Очень ярко все этапы медитативной практики описываются в трудах Карлоса Кастанеды. По сути, его произведения - дневник исследователя, практикующего измененные состояния сознания, подробно описывающего и анализирующего свой индивидуальный опыт. Основная предпосылка, сделанная Кастанедой в его работах - это идея реальности, состоящей из энергетических полей («эманации Орла»); человеческое существо также является энергетической структурой, взаимодействующей с окружающим миром (что уже доказано современными научными исследованиями). То, что определяет, какие именно эманации будут отобраны в данный момент восприятия, называется точкой сборки. Точку сборки можно определить как свойство осознания отбирать соответствующие эманации для обеспечения одновременного восприятия всех элементов, образующих в данный момент мир. Как утверждает Кастанеда, главная цель практикующего данную психотехнику - развитие способности сознательно перемещать точку сборки, чтобы выйти за рамки обыденного восприятия действительности. На это ориентируется учение дона Хуана.


Основным механизмом фиксации осознания человека является особое внутреннее состояние, которое называется внутренним диалогом. Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением реальности, воспринимаемой каждым из нас. Его главная задача -защищать общепринятое описание реальности, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и способствуя совершению поступков, укладывающихся в данную интерпретацию реальности. Задача практикующего - остановить внутренний диалог. Дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе, открывающем дверь между мирами, том самом прорыве из области обыденного к глубинам подсознания. Важным этапом для прорыва к подсознанию является «стирание личной истории». Дон Хуан говорит: «Всю личную историю следует стереть для того...чтобы освободиться от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями другие люди».
По сути, это и есть описание практики медитации - освобождение от навязанных извне установок и образов, видение мира таким, какой он на самом деле.

Одна из центральных тем книг Кастанеды - путь к Личной Силе или путь воина. Воин находится в постоянной борьбе с собственной слабостью и ограничениями, борется против сил, которые препятствуют росту его знаний и Личной Силы, причем силы эти порождены нашей личной историей и внешними обстоятельствами. С помощью воли, которая является эманацией собственного «Я», воин познает мир и активно воздействует на него» Дон Хуан призывает воина «открыться Силе» и обрести свободу. Свобода и есть выход в другую реальность.. Дон Хуан указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки:
искусство сновидения и искусство сталкинга. Искусство сталкинга применяется в повседневной реальности; оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с обычной реальностью, при этом конечной целью сталкера является выход в другую реальность. Воин
или сталкер превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое взаимодействие с другими людьми становится частью
стратегии. Дон Хуан говорит: «Воин настроен на выживание, и он выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия».


Сталкинг - это стратегия управления нашим собственным поведением. Его область действия - взаимодействия между людьми в повседневной реальности. Поэтому сталкер не избегает общественной жизни, он погружается в нее и пользуется ею для воспитания духа, приобретения энергии и выхода за пределы ограниченного сознания. Дон Хуан говорит: «Намерение воина непоколебимо, его суждения -окончательны, и никому не под силу заставить его поступать вопреки самому себе»(4, стр.569). Поступки сталкера основываются на наблюдении, а не на том, что он думает, не на мнениях других людей. В результате восприятие им действительности расширяется, поскольку смещается точка сборки. Неделание - основная стратегия, которую воин использует для вхождения в другую реальность. Неделание собственного «Я», т.е. отказ от чувства собственной важности - одно из важнейших задач воина, поскольку это чувство поглощает большую часть его энергии. Из-за чувства собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед постоянной необходимостью защищать свою личность (эго). Достигая Личной Силы, воин высвобождает огромное количество энергии, которую направляет на новые свершения.

Одно из двух основных направлений в практике воина -контролируемые сновидения. Сновидения или медитации - лучший путь к обретению Силы. Дон Хуан говорит: «Сновидение становится реальностью тогда, когда человек обретает способность фокусировать глаза на любом объекте. Тогда нет разницы между тем, что делаешь, когда спишь, и тем, что делаешь, когда бодрствуешъ»
(4, стр.546). Во время сновидения происходит плавное смещение точки сборки, она становится подвижной, тогда как в состоянии бодрствования человек принудительно фиксирует свою точку сборки в привычном положении. Во время медитации практикующий смещает свою точку сборки, оставаясь при этом бодрствующим, контролируя процесс смещения и направляя его.

Медитативные практики. Применение

Стрессовые ситуации, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы - это далеко не полный список «подарков», которые ежедневно преподносит человеку современная цивилизация. К сожалению, технические достижения современной науки не способствовали развитию духовной составляющей человека. Проблема развития человека как мыслящего, одухотворенного существа, проблема духовного роста остается актуальной и приобретает новые аспекты в свете кризиса технократической цивилизации.

Медитационные психотехники и их составляющие широко используются европейскими учеными для лечения психических заболеваний, снятия нервнопсихического напряжения, вывода из депрессивных состояний. Независимо от идейной подоплеки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять собой, своим сознанием, что приводит к улучшению памяти, внимания, приобретают чувство внутреннего спокойствия, учатся релаксации, улучшают психическое функционирование, что ведет к улучшению общего соматического состояния. Люди, занимающиеся медитацией постоянно, легче справляются со стрессами, меньше вступают в конфликты. Воздействию медитации подвержена также сердечно¬сосудистая система человека; во время медитации замедляется ритм сердечных сокращений, снижается кровяное давление. Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных ее модификациях, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

Динамическое медитативное состояние хорошо знакомо профессиональным спортсменам. Это состояние собранности и готовности к предстоящему состязанию. Обычно это состояние характеризуется как внутренний покой, отсутствие каких-либо посторонних мыслей кроме доминирующего образа цели, ощущение спокойной, радостной уверенности в себе, в своих силах и возможностях на фоне легкого приятного возбуждения.

Медитации широко практикуются людьми, изучающими восточные единоборства (к ним относится и автор реферата). Некоторые школы практикуют медитацию в начале и конце каждой тренировки, сочетая ее со специальными дыхательными упражнениями. Другие направления связывают медитацию с самостоятельными занятиями ученика. В процессе медитации практикующий учится контролировать свои чувства, эмоциональные и двигательные реакции, мгновенно и адекватно воспринимать внешние импульсы, управлять своей внутренней энергией. Медитативные практики являются необходимым и очень важным этапом в развитии ученика, формировании его личности и самопознании.

Все перечисленные эффекты медитации, безусловно, важны. Но главная цель медитации - это достижение состояния «сатори»-цросветления, прозрения, выхода за рамки обычного восприятия, прорыв в бессознательное, к глубинным пластам своего существа. Практикующие медитацию постоянно открывают в себе огромные возможности как физического, так и ментального плана; появляются способности к ясновидению, телепатии, целительству, высвобождается огромный резерв для творчества и познания. Дон Хуан говорит: «Воин - это безупречный охотник, который охотится за силой. Если его охота будет успешной, он может стать человеком знания».

В применении к творческому процессу это явление соотносится в психологии с наступлением инсайта, или озарения. Инсайт -кратковременный кульминационный момент процесса творчества, момент поступления в сознание творца решения проблемы. Автор считает возможным сделать предположение, основанное на собственных наблюдениях и подтвержденное свидетельствами людей, испытавших это состояние: используя медитативные психотехники, человек может вызывать и контролировать состояние творческого озарения, направляя его в нужную сторону для достижения желаемого результата. Все зависит от подготовленности сознания к восприятию и запоминанию образов, диктуемых подсознанием. И конечно, необходимо искреннее желание самого человека!

В свете всего вышесказанного, представляется очень интересным и многообещающим практическое применение медитативных практик для духовного и физического развития человека, в целях самосовершенствования, творчества и познания мира.

Администрация «ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» благодарит Деменовау Снежану Анатольевну за предоставленные материалы для статьи.

Дон Хуан определял состояние внутренней тишины, как состояние,
в котором повседневные мысли человека временно приостановлены
и он может действовать из другого уровня осознания, отличного от повседневного...

Карлос Кастанеда «Активная сторона Бесконечности»

Интервью взятое журналистом Александром Олимповым у Дмитрия Ерашова, ведущего Тенсегрити в обучении и ко-спонсора семинаров по Тенсегрити® в России.

На определенных жизненных этапах у каждого думающего человека возникает желание, зачастую непреодолимое, быть сопричастным к какой либо великой тайне. Сквозь повседневность и рутину, глубоко под землей в поезде метро, за рулем личного автомобиля, в толпе прохожих на Невском проспекте или перед монитором компьютера на работе, в сознании человека все настойчивей начинают возникать вопросы о смысле жизни. И чем старше мы становимся, тем громче голос, задающий эти вопросы внутри нас. Есть мнение, что это страх смерти, пугающая бездна которого вводит в мистический трепет человеческие существа. Со временем, к старости, чувство страха притупляется и человек уходит в мир иной, так и не ответив себе на главный вопрос зачем он жил. Незавершенный духовный поиск одна из главных проблем современного человечества.

Ответить на эти вопросы самостоятельно задача практически неразрешимая, поэтому стремление обрести свою внутреннюю гармонию кого-то приводит в православный храм, кого-то усаживает в позу лотоса для медитации. Иногда метания человеческого духа могут забросить нас и вовсе в экзотические места, например в Древнюю Мексику к местным шаманам. О духовных практиках последних и пойдет речь в этой статье. Тот факт, что такие древние знания стали доступны нам, неразрывно связан с именем Карлоса Кастанеды.

Биография Кастанеды окутана множеством тайн и загадок. Антрополог с докторской степенью, мифотворец и мистификатор, автор бестселлеров с миллионными тиражами - это то что известно. Остальное, начиная с места и даты рождения (у Кастанеды их два), повод для различного рода домыслов и спекуляций. Неразбериха эта вполне объяснима если принять во внимание тот факт, что Кастанеда использовал по отношению к себе такую практику как стирание личной истории (включающую в себя в том числе и запрет на любые фото, видео и аудиозаписи с его участием), и тем самым по сути провоцировал рождения слухов о себе. Кастанеда оставив после себя сакральное знание индейского племени Яки, полученное писателем в процессе обучения у шамана Дона Хуана Матуса и впоследствии изложенное в 12 книгах, превративших Кастанеду в культовую фигуру.

В своих книгах Кастанеда описал принципиально иную картину мира, новый тип системы восприятия не известный раннее ни в среде духовных мистиков, ни в среде академического сообщества. Дон Хуан Матус учил писателя, что та часть реальности, которую воспринимает человек, лишь малая доля великой и непостижимой вселенной. Загнанное в социальные рамки, сознание человека базируется на сотнях стереотипов и тысячах неосознанных действий. Информация которая поступает к нам из внешнего мира пропускается через фильтр такого сознания и является сильно урезанной. Однако, как считает дон Хуан Матус, способность к восприятию можно значительно улучшить если следовать определенным жизненным правилам, названным им Путем воина. Путь воина - это многоаспектная система по духовному самоусовершенствованию конечной целью которой является превращение человека в чистое сознание. Дон Хуан и Карлос Кастанеда называли этот процесс сгоранием в огне изнутри.

Наше тело, согласно пониманию Дона Хуана, обладает энергетической оболочкой в форме сильно вытянутого яйца, из которого и в который входят и выходят множество энергетический волокон связывающих нас с миром. Воин следит за здоровьем как своего физического так и энергетического тела. Инструментами помогающими нам в этом нелегком деле служат, согласно учению, сталкинг, искусство сновидения и магические пассы Тенсегрити, на которых мы остановимся подробней. Вообще, концепция изложенная Кастанедой, довольно таки сложна для обычного человека. Воспринимать ее рационально было бы неверно, потому что основана она больше на ощущениях а не на вычислениях и формулах. Поэтому чтобы разобраться как это работает мне пришлось обратиться, что называется, к специалистам. Порывшись в интернете я нашел группу практикующих учение Дона Хуана в Санкт-Петербурге и договорился о интервью с человеком, который представился как Дмитрий Ерашов. Карлоса Кастанеду я читал еще в студенчестве. Мир шамана Дона Хуана Матуса в то время меня влюблял и завораживал. Кастанеда вытащил на свет божий очень яркую и интересную традицию и описал ее с такими подробностями, от которых иногда волосы вставали дыбом. Невероятные приключения Кастанеды и Дона Хуана будоражили мое юношеское воображение и заставляли глубоко дышать. Со временем впечатление от книг поблекло, но чувство красивой сказки в которой возможно чудо осталось, поэтому, когда я шел на встречу с ведущим Тенсегрити Дмитрием я с одной стороны был полон журналистского скепсиса, а с другой в тайне надеялся, что в мире еще осталось место для вышеупомянутого чуда.

Дмитрий оказался мужчиной среднего возраста, с крепким рукопожатием и волевым римским профилем.
- Я могу просто понаблюдать за вашим занятием или мне лучше в нем участвовать?

Конечно участвовать, иначе так вы ничего не поймете, давайте я провожу вас в раздевалку, когда переоденетесь поднимайтесь на верх в зал - Дмитрий еще раз пожал мне руку и ушел готовиться к занятию. Переодевшись я поднялся на верх в небольшое помещение, скорее комнату, нежели зал. Рядом с окном, на табурете стоял ноутбук, над ноутбуком склонился Дмитрий.

Налаживаем связь, мы проводим свои занятия и онлайн тоже.- и обращаясь уже к ноутбуку Дмитрий добавил, - друзья сегодня с нами на занятии присутствует журналист Александр Олимпов, давайте его поприветствуем. Динамик прозвучал многоголосым "здравствуйте", я поздоровался в ответ. Вскоре подошли остальные участники группы семеро мужчин и одна девушка. С виду вполне себе обычные люди, единственное, что всех их объединяло это удивительно светлые лица. Компания была немногословной, но отчего-то комфортной.

Александр, с вашего позволения мы будем начинать, вы готовы?

А что мне делать? - такой резкий поворот событий чуть сбил меня с толку.

Ничего сложного нет, просто расслабьтесь и повторяйте движения либо за мной, либо за любым другим участником группы. Вы готовы?

Да, давайте попробуем, - сказал я слегка волнуясь.

То что происходило дальше походило на какой-то безумный танец. Забегая вперед хочу сказать, что занятие продолжалось полтора часа, и поначалу мне все это действо показалось каким-то чудовищным розыгрышем. Все движение которые делали участники группы, виделись мне бессмысленными по содержанию и гротескными по форме. Для человека, который мог бы наблюдать нас со стороны все происходящее выглядело бы еще более странно. Другие участники группы выполняли эти движения старательно, а некоторые даже с какой-то особой решительностью и упорством, что выражалось в более резких па. По истечении примерно 30 минут ведущий Дмитрий попросил всех взять ручку и бумагу и написать о том, что волнует нас в нашей жизни. "Что это?" - подумал я, странная гимнастика с элементами психологического самоанализа? Я пытался объяснить происходящее в понятных мне терминах.

Все закончили писать? - Дмитрий оглядел присутствующих,- давайте продолжим делать магические пассы.

На этот раз я решил отнестись к занятию серьезней. Магические пассы которые мы делали, периодически дополнялись комментариями и советами Дмитрия. Прислушиваясь к советам ведущего, и как можно старательней выполняя движения я почувствовал приятную тяжесть в конечностях и непонятное тепло в районе солнечного сплетения. Когда мы останавливались, приятно гудело в висках. Затем Дмитрий попросил нас вернуться к своим записям, открыв свой ежедневник я вдруг понял как поразительно пусто в моей голове. Я записал первое, что возникло в этой пустоте. Но важно не то что я записал, важно то, что я почувствовал определенный эффект от магических пассов, в возможность которого пол часа до этого мне верилось с трудом.

Чувство, которое я испытал в тот момент было чем-то похоже на состояние после просмотра хорошего фильма (В стиле Ванильного неба или Эффекта Бабочки) или прочтения хорошей книги. Что касается меня, в голове в такие моменты воцаряется относительное молчание, будто бы все понятно но в тоже время непонятно ничего. Разница лишь в том, что состояние вызванное магическими пассами более устойчиво и отчетливо.

Собственно под впечатлением от этого открытия я и провел оставшиеся пол часа занятия. Честно говоря я был несколько озадачен произошедшим, и придя домой попытался найти при помощи интернета разумное объяснение данному явлению. В объяснении, которое меня устроило говорилось, что во время занятий магическими пассами активно включена в работу кинестическая память, и затихание внутреннего диалога следствие именно этой нагрузки на участки мозга отвечающие за моторику. Плюс эффект от чередования прерывистого дыхания, с дыханием с глубокими вдохом и выдохом. Но об этом я узнал чуть позже. А пока, в прекрасном расположении духа, по окончании занятия я решил поговорить с Дмитрием о том, что же все таки скрывается за этим непонятным словом Тенсегрити.

- Дмитрий, что такое Тенсегрити и зачем им нужно заниматься?

Тенсегрити это современная версия того, что Дон Хуан, учитель Карлоса Кастанеды, называл Путем Воина. Как современная практика шаманизма, Тенсегрити означает приспособление к своей собственной энергии и энергии окружающих. Это искусство для современных людей, живущих в современном мире, прийти к своей полноте. То есть научиться слышать самих себя, чувствовать себя и мир вокруг. Тенсегрити - это структура, это как клетка, как живая взаимосвязанная вселенная, а ведь мы и есть вселенная, состоящая из множества других вселенных. Мы взаимосвязаны, все наши мысли и действия влияют друг на друга на всех уровнях. Тенсегрити помогает нам разобраться не только с личными проблемами, которые, к сожалению, есть у каждого современного человека, - это и отношения, и здоровье, и финансы, и сейчас появилось такое понятие, как депрессия, - но еще это проблемы взаимодействия в обществе. Мы часто жалуемся, что нам чего-то не хватает, например, когда я шел на эту встречу, я услышал фразу, проходя мимо девушки, она говорила по телефону: "меня не устраивает моя жизнь". Таких примеров очень много. Я бы посоветовал заниматься Тенсегрити, потому что наше путешествие по этой Земле, к сожалению, очень коротко, а Тенсегрити - это детальный план действий, разработанный Карлосом Кастанедой для современного человека в современном мире, чтобы отправиться в бесконечность.

- Есть ли какие-либо противопоказания или ограничения при занятиях Тенсегрити?

Специальных ограничений нет. Мы просто прислушивается к себе и делаем упражнения так, чтобы находиться в гармонии с собой.

- Чем современные Тенсегрити отличается от канонической, старой системы знаний?

Это знание берет свое начало в древней Мексике. Карлос Кастанеда был наследником этого знания и вместе со своими соратниками адаптировал его для современного человека. В древние времена это знание передавалось из поколения в поколение, оно было известно небольшим группам мужчин и женщин, и фактически, было закрыто. Сейчас все изменилось, знание видящих древней Мексики открыто для всех, кто только пожелает прикоснуться к этому.
Другое существенное отличие между древними и новыми видящими, что древние видящие не пересматривали и не сдерживали свое эго и большую часть времени одержимо стремились к невероятным физическим достижениям. Тогда как новые видящие стремятся к достижению понимания и глубокого осознания своего внутреннего "я" - своей психики, привычек и шаблонов.

- Что такое Путь Воина?

Путь воина - это эффективный способ жить. Многие читатели книг Карлоса Кастанеды, придерживаются взглядов и концепций, описанных в его книгах, но многие вещи интерпретируют неправильно. Идти по пути воина - означает выслеживать самого себя, свои привычки, свои реакции, свои эмоции, а также повторяющиеся действия, которые мы совершаем неосознанно, чтобы вырасти из состояния "детского сада". Воин принимает решение и действует в соответствии с этим решением. Можно сказать, что практикующие Тенсегрити уже на этом пути, т.к. они делают перепросмотр и меняют свою жизнь, свое восприятие. Но самое удивительное, что может сделать воин - найти свой путь сердца и этот поиск может продлиться всю жизнь.

- Сколько человек практикует Тенсегрити в мире и сколько в России, и какова численность вашей группы?

В нашей группе Созвездие, постоянно занимаются больше 25 человек. На первых семинарах, которые проводил Кастанеда, собиралось больше тысячи человек. Сейчас эта цифра поменьше. Но Россия лидирует по числу практикующих Тенсегрити, а в Санкт-Петербурге в 2001 году состоялся первый семинар в нашей стране, который открыл дверь в Тенсегрити для всей России.
Что касается практикующих Тенсегрити в мире, эта цифра составляет порядка 10 тысяч.

- Вы видели Кастанеду?

Да, я видел Кастанеду когда был на его семинарах. Присутствие этого человека завораживало всех. Это был бесконечно веселый человек, он мог рассказывать смешные истории одну за другой и весь зал сгибался от хохота. Каждая смешная история, была историей о том, как мы живем. О связи человека с Духом. И одна моя сторона смеялась вместе со всеми, а другая хотела плакать. Он произвел на меня очень сильное впечатление, я никогда не видел человека с таким огромным количеством энергии.

- Расскажите о вашей организации Cleargreen?

Cleargreen - это организация, которую основали четыре ученика Дона Хуана Матуса: Карлос Кастанеда, Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр и Флоринда доннер Грау. Целью этой организации является распространение и продвижение Тенсегрити, знания видящих древней Мексики. Поэтому, Cleargreen проводит семинары в США, Мексике, Южной Америке, Европе и, конечно, в России. Главный офис Cleargreen находится в Лос Анджелесе. В России есть представители Cleargreen, но нет офиса, потому что на данный момент в этом нет необходимости.

- Что такое перепросмотр?

Перепросмотр - это искусство исследования и осознания нашей жизни. Мы выслеживаем поток энергии и эмоций в нашем ежедневном опыте, для того, чтобы осознать и понимать наши шаблонные реакции настолько хорошо, чтобы не застревать в мыслях и эмоциях, когда они к нам приходят снова. Перепросмотр - это способ вернуть энергию, которую мы оставили в прошлом, а также это мощнейшая практика, которая меняет восприятие нашего собственного прошлого, а, следовательно, и все наше существо, и соответственно, наше будущее. Практика перепросмотра может выполняться двумя способами: первый - это практика со свидетелем или, другими словами, пересказ своей жизни. Второй - это упражнение, когда мы в одиночестве можем, погружаясь в те или иные сцены нашей жизни, перепроживать их по-новому, делая выметающее дыхание, которое помогает нам вернуть энергию, оставленную в ситуации, и освободиться от энергии, оставленной в нас.

А для чего человеку перепроживать, как вы выразились свою жизнь? Что это дает? Ведь это в прошлом, зачем теребить старые раны?

Перепроживание дает нам новое понимание самих себя. Мы извлекаем новый опыт и новый смысл из того, что происходило с нами в прошлом. Мы начинаем понимать, что наша жизнь состоит из каждодневно повторяющихся действий. Мы находим в перепросмотре новые способы распознавать и менять собственные шаблонные реакции, привнося в них осмысленность и рациональность. Мы учимся быть умнее и взрослее в нашей ежедневной жизни.

Например, если в детстве мама говорила вам, что вы бездарность, вы носите это в себе всю жизнь и даже не задумываетесь, что продолжаете слышать голос мамы, сердиться, не соглашаться и ненавидеть ее за это. Это отражается на всей вашей жизни так, что вы живете в борьбе с внутренним диалогом внутри себя: Я докажу, что я лучший, или Я ни на что не способна, я бездарность и т.п. И когда вас кто-то критикует, вы реагируете точно так же, как реагировали на маму. И наша жизнь выстраивается в соответствии с нашими мыслями и нашим диалогом. Мы состоим из внутреннего диалога, мы попросту это не осознаем. Перепросмотр дает нам возможность вернуться в ту ситуацию с родителями и увидеть, что мама не монстр, она любит вас и вы любите ее. У вас появляется энергия видеть и контролировать суждения. И, о чудо.... теперь ваша мама любит вас, нет старого диалога и нет старой ситуации. Но появляется уважение, любовь, понимание, а также любовь к самому себе. Перепросмотр помогает нам увидеть это, и мы можем сделать осознанные шаги. Мы начинаем жить осознанно днем, и даже ночью, когда к нам приходят осознанные сновидения.

Часто люди, приходящие в нашу группу, очень быстро добиваются результатов в перепросмотре, но продолжать перепросмотр бывает не всегда легко, поэтому мы собираемся и делаем это упражнение все вместе. А магические пассы способствуют остановке внутреннего диалога, и, когда в состоянии тишины мы смотрим на мир вокруг и на жизнь, которую мы ведем, мы понимаем, что в ней нужно менять, а что нет. Мы делаем это для того, что бы начать взаимодействовать без этого прошлого. Если мы хотим видеть больше, нам нужна энергия. Так делаю перепросмотр я, и он мне помогает. Делать перепросмотр - это тяжелая работа. Смотреть на себя со стороны не всегда бывает приятно.

Чем Тенсегрити принципиально отличается от буддийских практик и йоги? Вы черпаете энергию из одного источника?

Мне сложно сравнивать эти практики с Тенсегрити, так как это подразумевает их доскональное знание. Как и Тенсегрити, эти практики очень древние. Источник нашего знания берет свое начало более 10 000 лет назад в древней Мексике. Всех, кто практиковал это знание, интересовала свобода восприятия, т.е., восприятие мира без интерпретации данных органов чувств. И это не уход от мира, совсем наоборот. Цель практик Тенсегрити - осознание и как следствие - благополучие, прекрасное самочувствие, хорошие отношение с окружающим миром, людьми и с самим собой. В любом случае нас всех объединяет то, что на эту Землю мы пришли со звезд и вернемся к звездам.

- Почему йога более популярна, чем Тенсегрити?

Тенсегрити появилось сравнительно недавно. Первые семинары по Тенсегрити Карлос Кастанеда проводил в начале 90-х годов. Действительно, многие люди сейчас увлекаются йогой и хорошо, если это приносит им пользу. Думаю, что скоро люди больше узнают о Тенсегрити и будут применять знание видящих древней Мексики в своей жизни.

Как занятия Тенсегрити влияют на физическое и эмоциональное состояние человека? Что это за энергия, откуда она берётся, как ей воспользоваться.

Это очень просто, представьте что у вас появился настоящий друг, который помогает вам, радует вас, веселит вас и делает вам комплименты, он верит вам и вы верите ему.... Тенсегрити дает нам такой эффект - состояние уверенности в себе, состояние радости здесь и сейчас. Магические пассы перераспределяют энергию, это дает нам возможность воспользоваться энергией раннее недоступной для нас. Сейчас все говорят о энергетическом и экономическом кризисе, но первое, что мы должны сделать - это прекратить кризис внутри самих себя, потому что у нас нет недостатка энергии. Все что нам требуется - задействовать то, что у нас уже есть.

Нам говорили, что из-за нашего образа жизни, привычек, реакций, эгоизма и повторяющихся неосознанных действий, энергия перемещается из центра, на периферию нашей светящейся сферы и становится недоступна нам. Чтобы вернуть эту энергию и задействовать ее, мы делаем магические пассы и другие упражнения Тенсегрити.

Есть серия магических пассов, которая так и называется: "12 базовых движений для накопления энергии и хорошего самочувствия", попробуйте попрактиковать эти движения в течение недели, возможно вы увидите результат. Что касается эмоционального плана, здесь тоже наблюдается прогресс: у вас появляется возможность контролировать себя, свои эмоции, желания и это помогает многим при строительстве собственной жизни.

- Запрещает ли что-нибудь Тенсегрити?

Если говорить о каких-то ограничениях в еде, отношениях, взглядах, предпочтениях - я не знаю никаких запретов, мы просто осознанно выбираем чему есть место в наших жизнях, а чему нет на основе собственных предпочтений, базирующихся на индивидуальной энергетической конфигурации каждого из нас. Наоборот, Тенсегрити разрешает нам посмотреть на мир по-новому. Видеть то замечательное, ту красоту, на которую мы даже не обращаем внимание.

- Несколько слов нашим читателям.

Уважаемые читатели, я хочу пожелать вам быть уверенными в себе и вы можете сделать для этого простое упражнение, которое часто делаем мы. Перед сном, войдите в состояние покоя и тишины, вспоминая весь прошедший день и делая вдохи и выдохи. Также вы можете говорить спасибо всему, что привлечет ваше внимание, во время этого путешествия. Это упражнение можно делать как вечером, так и днем. И это первый шаг к перепросмотру, а делая перепросмотр вы сможете видеть энергию или другими словами, сможете видеть мир таким, какой он есть.

- Что даст это упражнение?

Это упражнение может дать вам силу изменить свою жизнь, изменить свое прошлое, настоящее и будущее. И как результат наполнить свою жизнь, жизнь ваших близких и мир вокруг вас - радостью.

Карлос Кастанеда — американец перуанского происхождения, его цикл «Учение Дона Хуана» рассказывает о годах, проведенных в ученичестве у старого индейца, познавшего Истину, соотношение материи и духа, место человека в мире и его взаимодействие с природой. Практика Кастанеды нацелена на то, чтобы научить людей не плыть по течению своей жизни, а самим стать рулевыми, непосредственно влиять на окружающую действительность и происходящие события. Целый комплекс практик объединен термином «сталкинг» — это методы, дающие внутреннюю силу, повышающие уровень энергии неофита, проясняющие его сознание. Считается, что все последователи Кастанеды делятся на две большие группы: сновидцев и сталкеров. Маги древности, говорит учитель, в совершенстве владели обоими способами, но современные последователи редко достигают такого уровня.

Что практиковать по Кастанеде, чтобы сравниться с магами древности?

Цель любой техники американского гуру – избавление от личности, стирание собственного «я». Лучше всего это достигается с помощью «перепросмотра» — мысленного возвращения в события прошлого, чтобы забрать оставленную там энергию. В повседневной жизни рекомендуется практиковать «контролируемую глупость» — любая эмоция, каждое переживание являются действием нашей личности, у которой мы находимся в рабстве. Нужно избавиться от страстей, но имитировать их так точно, чтобы ни у окружающих, ни у тебя самого не возникло сомнения, что ты действительно их испытываешь. В первую очередь, пишет американский провозвестник новой эры духовных исканий, нужно научиться осознавать себя в сновидениях, именно это станет первым шагом по Пути Воина. Ночью мы не управляем материей сна. А ведь это – путешествие по бесконечной базе данных, по воплощенным и потенциальным мирам. Древние мастера, говорит Карлос, умели оставаться в этом субкосмосе так долго, как считали нужным, таким образом они могли даже путешествовать между мирами. Для современного обывателя будет подвигом уже научиться понимать, что он спит. Следующим шагом станет влияние на ткань сновидения, классические пресловутые полеты по собственному желанию и моментальная смена декораций, если сюжет сна выходит из-под контроля. Для этого, заснув, нужно сфокусировать внимание на своих ладонях, попытаться рассмотреть их в мельчайших деталях. Это только звучит просто, на самом деле у неофитов уходят недели на освоение этого элементарного упражнения. Так, через сон, «с изнанки» реальности можно влиять и на лицевую сторону, но существуют и другие способы – Кастанеда говорит о третьем внимании, отключении внутреннего диалога, управлении энергией намерения. Чего может достичь человек, овладевший искусством старого индейца? В буквальном смысле – всего. Он становится всемогущ. Мало того, утверждает Карлос Кастанеда, практика влияния на свое астральное тело, смещения загадочной точки сборки, которая и определяет наше восприятие, и прочих метафизических упражнений была нормой для наших предков. Часть магических практик древних была преобразована Доном Хуаном и его учениками, так возникло Тенсёгрити – искусство магических пассов, нацеленное на смещение точки сборки и удержание ее в новом положении.

Отражения

Как иронически говорил кто-то из классиков, человек состоит из «душки и тушки», и вот первая-то всегда была объектом неослабевающего интереса философов, ученых и простых обывателей. Во-первых, сильное сомнение вызывает сам факт ее существования, ведь он недоказуем, во-вторых, если потребности тела понятны, то как тренировать и развивать абстрактную субстанцию – большой вопрос. Однако потребность такая есть, и подсознательно все ее чувствуют. Иначе бы не пользовалась такой популярностью предлагаемая практика, Карлос Кастанеда был в своем роде первопроходцем, но не уникальным феноменом. Писатели Ричард Бах, Пауло Коэльо, Вадим Зеланд пишут о том же. Мало того, если обратить пристальное внимание на восточные религии – Буддизм, Даосизм, Синто и прочие – окажется, что никакого тайного сакрального знания нет, все сказано тысячелетия назад. Все они говорят разными словами одно и то же: в центре твоей уникальной вселенной – ты. Тебе решать, какой она будет, а мы только дадим тебе оружие для этого и научим им пользоваться.

практики кастанеды

Суть учения Кастанеды выразить парой фраз непросто. Я прочитал все его книги (некоторые не по одному разу), неоднократно успешно применял описанные там практики. И на вопрос «В чём суть?» свой ответ, конечно, дам. Также разъясню основные понятия учения этого великого писателя. Только нужно иметь ввиду, что произведения Кастанеды многослойны и многогранны, любые выжимки будут являться упрощением.

Просто магия

Если вы хотите простых понятных ответов, то проще будет сказать, что учение Карлоса Кастанеды - это передача магических знаний и умений, суть которых заключается в постижении Неведомого.

Но сам Карлос Кастанеда до такой степени никогда не упрощал.

Учение подробно изложено в книгах этого автора, главными героями которых являются сам Карлос и его учитель - индеец-шаман дон Хуан. Собственно, учение Кастанеды - это на самом деле учение дона Хуана. На протяжении действия всех книг автор является именно учеником - и далеко не самым понятливым и способным.

Трудность как раз в том, что воспринимать знания дона Хуана с позиции обывателя, руководствуясь привычной логикой и стереотипами, нельзя. Всё, чему учит дон Хуан - магия в чистом виде, для разума она непостижима. Это не кидание огненными шарами и не превращение камня в золото - никакой материальной цели она не имеет. Можно сказать, что это магия ради магии. Нет, не так, это магия ради Свободы — в самом широком и даже запредельном понимании этого слова.

Далее немного моих рассуждений на тему правдивости книг Кастанеды, список книг в хронологическом порядке и краткое их содержание. Если же вы хотите получить краткую выжимку из учений Кастанеды, переходите сразу к главе

Правда или нет?

Неизвестно, был ли дон Хуан на самом деле. И если был, насколько правдиво всё сказанное о нём в книгах. Ведь там он - могущественный шаман, способный делать вещи совершенно невозможные. Ему даже смерть удаётся обмануть.

Кастанеда постарался всех запутать - невозможно точно описать события его собственной биографии, невозможно подтвердить или опровергнуть сам факт его путешествий в Южную Америку, где в основном и происходило всё действие. А личность дона Хуана тем более остаётся неуловима для искателей правды.

Я, как и многие скептики, склонен думать, что Кастанеда - один из самых больших мистификаторов всех времён и народов, которому удалось выдумать и в подробностях описать мир магии, всерьёз и надолго завладев умами миллионов людей. Тысячи и тысячи последователей проповедуют его учение, применяют практики, описанные в книгах. Карлос Кастанеда, однозначно, вписал своё имя в историю.

Сложность для тех, кто стремится докопаться до истины, заключается ещё и в том, что книги его - это не беллетристика, это не сказка, которую хочется с благоговением слушать и в которую хочется верить. Независимо от того, в каком переводе вы будете Кастанеды, вы увидите сложный, сумбурный язык. Это больше всего похоже на документалистику, на реальные записки человека, который на протяжении долгого времени сталкивается с непостижимым, стремится этим непостижимым овладеть. Кажется, что всё написано невероятно честно - наружу лезут все комплексы, заморочки, страхи автора.

Подробные (иногда довольно нудные) описания магических практик, смысл которых автор сам до конца понять не может, детальное описание ощущений во время этих практик - всё это это трудно было просто «выдумать».

Мне видится, что это сродни поэзии. Я знаю талантливых поэтов, которые способны в состоянии потока писать красивые, сложные стихи. В них могут мелькать слова, которые автор даже и не знает. Реально, одна моя знакомая пишет отличные стихи, но их смысл она сама порой узнаёт только тогда, когда заглядывает в интернет, чтобы «расшифровать» написанное. Там могут мелькать слова из мёртвых или редких языков.

Есть ещё такое явление как ченнелинг, когда люди с помощью своего мозга общаются с существами из нематериального мира, которые могут надиктовывать целые тома своих мыслей как бы без участия самого человека.

Как я говорил, в последнее время я стал скептиком и я сказал бы, что все эти тексты приходят откуда-то из , но скажу лишь, что возможностей собственного мозга мы до сих пор не знаем, а он способен на многое. И даже «выдумывать миры» — это далеко не предел.

Есть те, кто утверждает, что всё описанное - просто запечатленные на бумаге галлюцинации, явившиеся следствием употребления психоделических веществ. Но это говорят либо те, кто совсем не читал эти книги, либо читал только самые первые- под названием «Учение Дона Хуана» (1968 г.) и «Отдельная реальность» (1971 г.). Там автор действительно описывает употребление вещества мескалина, добываемого из кактуса под названием «Пейот». Но в тех же книгах неоднократно упоминалось, что для Кастанеды это были своего рода «костыли», которые ускоряли процесс вхождения в изменённое состояние сознания, но без которых вполне можно было бы обойтись.

Взгляд скептиков на жизнь Карлоса Кастанеды в фильме BBC:

Книги

Здесь приведу список книг Карлоса Кастанеды по порядку -в той хронологии, в которой они были изданы изначально и дам краткое описание.

«Учение Дона Хуана» (1968 г.)

Пожалуй, самое сложное для восприятия произведение Кастанеды.

Если вы хотите ознакомиться с его учением, но у вас нет желания пробираться через дебри
смыслов и долгих странных описаний, НЕ начинайте с этой книги.

Вообще, по моему мнению, лучшая книга для начала знакомства
с Кастанедой- это девятая книга серии: «Искусство сновидения» .

Интересно, что «Учение» является диссертацией по антропологии, что легкости в чтении явно не прибавляет.

Автор, будучи студентом Калифорнийского университета в поисках информации о лекарственных растениях знакомится с индейцем из племени Яки доном Хуаном Матусом. Через год дон Хуан говорит автору о том, что обладает магическими знаниями и о том, что выбрал Карлоса своим учеником.

Собрав весомую часть материала с рассказов шамана,автор понимает, что единственный путь к истинному постижению Знания - переживание магической реальности. Этот путь ведёт к обретению Силы. Одни из помощников в этом -так называемые «союзники», некие магические сущности, вступая во взаимодействие с которыми. Воин (человек, вставший на путь магии) постигает эту новую реальность и обретает Силу.

«Отдельная реальность» (1971 г.)

Автор оказывается не готов к принятию новой реальности, которая совершенно не вписывалась в привычную картину мира. Написав первую книгу, Карлос старается забыть всё, что пережил. Но через пару лет после последних событий, описанных в предыдущей книге, он всё-таки возвращается.

Начинается следующий этап магического обучения. Карлос проходит повторную инициацию. Нас знакомят с новым персонажем - ещё одним шаманом, другом дона Хуана, доном Хенаро. Весомая часть книги посвящена умственным процессам, связанным с «видением» — одной из сверхспособностей, которой обучают автора. Карлос наблюдает за так называемой «пейотной церемонией» вступает в дискуссию с доном Хуаном и его родственниками (забавно, что многие из них считают шамана просто сумасшедшим старцем). Они говорят о магии и других вещах -даже о политике. Дон Хуан знакомит Карлоса с одни из ключевых понятий его учения - с Контролируемой Глупостью.

Эта книга во многом повторяет уже описанное в предыдущей - для Кастанеды это довольно типично. Он часто возвращается к сказанному и рассматривает это немного с других углов.

Вообще, стоит сказать, что книги Кастанеды наделены каким-то удивительным качеством: вы можете читать произведение уже десятый раз подряд, погружаясь в, казалось бы, хорошо знакомые вам события и диалоги, но каждый раз вы не то, чтобы открываете для себя что-то абсолютно новое… Нет - вы поражаетесь тому, что отдельные отрывки вы вообще будто впервые читаете. И это происходит снова и снова, когда вы берёте зачитанную до дыр книгу.

«Отдельная реальность», ровно как и первая книга, новичку покажется очень трудной для восприятия.

«Путешествие в Икстлан» (1972 г.)

Название книги - это аллегория, которую рассказал автору дон Хенаро. Икстлан в его рассказе - это родина, на которую пытается вернуться маг, приобретший Знание. Но оказывается, что возвратиться к прежнему образу жизни, став другим человеком, уже невозможно. Находиться в старой картине мира, общаться с обычными людьми, теперь кажущимися призраками, становится совершенно неинтересно.

В книге описываются стадии Пути Воина — мага, охотящегося за Силой. В её поисках Карлос путешествует с доном Хуаном по горам Мексики. Продолжая описывать своё обучение у наставника, Кастанеда рассказывает о практиках Остановки мира, Стирания Личной Истории и Сновидения.

Карлос изо всех сил пытается быть скептиком и объяснить необычные вещи, происходящие с ним, с позиции рационального мышления. В итоге всё же бросает держаться за привычную картину мира и «останавливает мир».

«Сказки о Силе» (1974 г.)

Одно из самых интересных произведений мастера.

Дон Хуан обучает Карлоса входить в изменённое состояние сознания с помощью Остановки . Карлос узнаёт, что маги могут быть в двух местах одновременно с помощью создания двойника (Дубля). Дон Хуан также рассказывает о Тонале и Нагвале.

Обучение Карлоса подходит к концу и ему необходимо совершить самый настоящий прыжок в бездну- вместе с двумя другими учениками он должен прыгнуть с вершины горы. Сами же дон Хуан и дон Хенаро покидают этот мир навсегда.

«Второе кольцо Силы» (1977 г.)

Прыгнув со скалы в пропасть, Карлос выжил. Он возвращается в Мексику и знакомится с несколькими ученицами дона Хуана. Он открывает способность покидать собственное тело, продолжает осознавать и вспоминать многое из того, чему его учил дон Хуан.. Всё идёт к тому, чтобы Карлос взял на себя функции лидера нового отряда магов.

«Дар Орла» (1981 г.)

Карлос решается стать лидером отряда магов, но всё идёт не очень хорошо. Ученики начинают вспоминать события, которых не было в мире привычного восприятия реальности. Кастанеда ссорится со своими подопечными. В итоге выясняется, что Карлос не может быть лидером в связи с необычной структурой своего энергетического тела.

Ученики покидают Кастанеду, а сам он направляется в Лос-Анджелес.

«Огонь изнутри» (1984 г.)

Карлос переживает новый этап - происходит очередной переворот в восприятии учения дона Хуана. Сдвигая свою Точку Сборки в состояние повышенного осознания, автор продолжает вспоминать события, связанные с его обучением. Читателя знакомят с концепцией Мелких Тиранов, дающей возможность рассматривать любую негативную ситуацию в качестве средства обучения.

«Сила безмолвия» (1987 г.)

Продолжения воспоминаний Карлоса, в которых дон Хуан рассказывает о своих учителях, о Намерении - главной силе во вселенной, о Сталкинге - искусстве поведения Воина в обычном мире.

“Искусство сновидения” (1995 г.)

В этой книге раскрываются методики вхождения в осознанное сновидение, путешествия с его помощью в другие миры. Описываются посещение Карлосом иных реальностей, встречи с их обитателями - неорганическими существами. В конце книги автор встречается с древним шаманом - Бросившим Вызов Смерти.

«Активная сторона бесконечности» (1995 г.)

Эта книга интересна тем, что здесь не содержит не только уже ставшие привычными беседы с доном Хуаном и магические практики, но и описание жизни и работы автора в Лос-Анджелесе - в условиях далеко не магических.

«Колесо времени» (1998 г.)

Это уже не полноценное призведение, а сборник цитат.

«Магические пассы» (1998 г.)

Здесь Кастанеда описывает систему энергетических упражнений «Тансегрити». Описывается происхождение и техника выполнения магических пассов.

Стоит также упомянуть, что помимо книг Кастанеды существуют книги его учениц, известных под псевдонимами Тайша Абеляр и Флоринда Доннер.

Основы учения Кастанеды

Базовые понятия учения Кастанеды

Путь Воина - способ жизнеустройства, цель которого - достижение полной свободы и бесконечного осознания. Это путь из мира навязанных убеждений, ценностей, стереотипов в мир свободы. Набор определенных жизненных установок ведёт человека, выбравшего путь магии («Воина») по жизни («Полю Битвы»). Воин, прошедший Путь, становится Человеком Знания и достигает высшей степени осознанности. Бесконечное осознание подразумевает, что человек сохраняет все приобретённые знания и продолжает себя осознавать даже тогда, когда навсегда покидает этот мир.

Несгибаемое Намерение - одно из ключевых качеств, которым обладает Воин и без которого невозможно достижение его цели.

«Намерение - это одна из тех сил, что существуют во вселенной. Маги призывают Намерение и оно приходит к ним. Намерение прокладывает путь к достижению цели. Это значит, что маги всегда достигают поставленных целей…»

Знание - искусство овладения Намерением, поиска полной свободы, магией.

Личная Сила - то, что позволяет Воину двигаться по своему Пути. Всё, что совершает человек, определяется уровнем его Личной Силы. Можно сказать, что это некий энергетический ресурс, который маг может собирать и накапливать различными способами.

Индульгирование - в широком смысле это то, что подменяет собой действие, адекватное моменту. (например, рефлексия, страх) Индульгирование отнимает столько же или даже больше Личной Силы, чем требуется для совершения действия.

Чувство Собственной Важности - одна из ключевых проблем, которая мешает магу достигать его цели. Кастанеда описывает ЧСВ как чувство превосходства над кем-либо или чем-либо, значимости себя и своих поступков.

Контролируемая Глупость - это отрешенность от своего «я» и Чувства Собственной Важности, с ним связанного. Контролируемая Глупость позволяет Воину взаимодействовать с социумом и его представителями.

Точка Сборки - это точка, в которой формируется восприятие живого существа. Описывается как округлое пятно интенсивной светимости на тонком уровне. Сдвигая Точку Сборки, маг меняет своё восприятие (или вовсе перемещается в иною реальность) - входит в изменённое состояние сознания, в котором способен иначе совершать действия, невозможные для него в обычном состоянии.

Неделание - магическая практика, которая заключается в совершении абсурдных действий. Её цель - сдвинуть Точку Сборки.

Сталкеры и Сновидящие - типы, на которые делятся маги в зависимости от совершаемых магических практик.

Сновидящие взаимодействуют с миром с помощью . С её помощью они перемещаются между мирами, могут одновременно находится в разных местах, превращаться в животных и совершать другие невероятные вещи.

Сталкеры же взаимодействуют с реальностью с помощью Контролируемой Глупости. С точки зрения обывателя Сталкеры не совершают ничего сверхъестественного. Например, они могут очень естественно и правдоподобно играть роль совершенно другого человека, легко договариваться с людьми и вообще получать то, что им нужно, в пределах обычной повседневной реальности.

Сновидение - практика, которая известна как Осознанное Сновидение. По Кастанеде это, однако, более обширное явление. Он различает, семь Врат Сновидений, под которыми подразумевается уровень мастерства сновидящего. Под четвертыми вратами, например, понимается возможность, выходя из собственного тела, путешествовать в другие места - то есть по сути Астральные Полёты в эзотерической терминологии.

Тональ - по сути всё восприятие, которое человек может хоть каким-нибудь образом озвучить и обозначить.

Нагваль - всё, что лежит за пределами какого-либо осмысления. Всё, что находится за пределами разума и чувств. То, что невозможно назвать и обозначить.

Также понятие Нагваль Кастанеда часто употребляет в другом значении: это учитель, лидер магов (Воинов), ведущий их к постижению неизвестного.

Энергетическое тело спутник физического тела, представляющий собой призрачную конфигурацию, которая состоит из чистой энергии. Оно имеет внешний облик (отдалённо напоминающий яйцо), который могут видеть маги (с помощью, собственно, Видения), — Светящийся Кокон.

Неорганические существа - существа в виде бесформенных энергетических полей, обладающие осознанием.

Союзники (Олли) - неорганические существа, населяющие Землю наряду с органическими, которых маги могут использовать, чтобы углубить Знания и накопить Личную Силу.

Чем поможет учение Кастанеды в обычной реальной жизни?

Если вы не собираетесь идти по Пути Воина ради не очень понятной цели, жертвуя своей привычной реальностью, без каких-либо гарантированных «плюшек», вам должно быть интересно, можно ли хоть что-то из учения Кастанеды использовать в своей обыденной жизни. Скажем, вы просто интересуетесь саморазвитием. Погружаться в дебри не хотите, но хотите почерпнуть какие-нибудь полезные навыки. Что ж, вот вам кое-что:

Хватит индульгировать!

Самая очевидная «полезность» учения Кастанеды. Здесь, казалось бы, всё просто: вместо того, чтобы бояться, переживать, много думать по какому-либо поводу, нужно просто брать и делать. Идти по пути, который сам выбрал, невзирая ни на что. Но по факту индульгированием занимаемся мы все постоянно. Сам Карлос в своих произведениях - просто источник бесперебойного индульгирования. Один из способов не индульгировать —

«Дон Хуан Кастанеде: «Карлос, хватит индульгировать - люди смотрят»» Шутка

Остановка Внутреннего Диалога

Правильнее было бы назвать внутренним монологом. Это просто поток наших мыслей. Тема остановки непрекращающейся «говорилки» в нашей голове совсем не нова и существовала задолго до Кастанеды - преимущественно в восточных духовных учениях. Очевидно, что 90 процентов (а то и больше) всей той рефлексии, которая происходит в голове и сопровождает всю нашу жизнь, - это бесполезный мыслительный мусор, не несущий в себе никакого конструктива. Он лишь тратит энергию и отвлекает от главного. Избавление от внутреннего диалога хотя бы на время может принести спокойствие, ясность, наполненность.

Способы остановки Внутреннего Диалога, которые приводит Кастанеда, вряд ли будут мегаэффективными для новичков. Легче воспользоваться .

В любом случае ощутимый результат принесут только регулярные тренировки. А начать их можно прямо сейчас, без Кастанеды и без йоги. Просто расслабьтесь, сосредоточьтесь на своём дыхании и уделите несколько секунд, тому чтобы почувстовать тишину, избавиться от мыслей в голове. На те же несколько секунд — ведь «говорилка» тут же к вам вернётся. Но если будете делать это регулярно, помалу, спокойно, без фанатизма, эффект не заставит себя ждать.

Практика Пересмотра Личной Истории

Личная История - это всё, что вы знаете о себе и своей жизни. Учение Кастанеды предполагает её Стирание, и Пересмотр - это лишь ступень к этому. Но всё же полезность. полного Стирания Личной Истории можно поставить под сомнения. А вот Пересмотр многие психологи считают довольно полезной практикой. Что она собой представляет? Это вспоминание всех более или менее значительных моментов своей жизни.

Причем вы не просто всё вспоминаете- вы переживаете это всё заново, воспроизводите все свои мысли и чувства, которые имели место быть во время того или иного события.

При этом вы как бы снимаете энергетический заряд со всего пережитого и возвращаете эту энергию себе. Можно представлять и проговаривать этот процесс. Имеет смысл подольше задерживаться на сильных, особенно негативных, воспоминаниях.

По завершению, если сделали всё правильно, вы получите небывалый энергетический подъем - ресурсное состояние.

Практика это длительная. Вам придется посвятить этому много часов - или, скорее, даже дней. Придется пользоваться ручкой и блокнотом, чтобы записывать все воспоминания, останавливаться на каждом поподробнее, тщательно его прорабатывать, делать перерывы и возвращаться к исходной точке.

Перед сном я сам иногда пользуюсь практикой пересмотра прошедшего дня. Я вспоминаю всё, что со мной произошло в этот день, начиная от пробуждения, заканчивая текущим моментом. Также более тщательно останавливаюсь на наиболее значимых и эмоциональных моментах. Снимаю «энергетический заряд» — для простоты я часто сопровождаю это глубоким вдохом и выдохом.

Important!

Подобная практика может оказаться полезной и в контексте отдельного, только что произошедшего с вами события. Например, вы с кем-то поругались. Вы можете осознаться и сделать практику Пересмотра этого события - верните себе потраченную энергию, восстановите своё спокойствие, равновесие и продолжайте делать свои дела.

Избавиться от Чувства Собственной Важности

Чувство Собственной Важности не позволяет адекватно воспринимать окружающий мир и себя в этом мире, становится причиной обид и раздражения. ЧСВ сопоставимо с таким понятием как Гордыня. Хотя Кастанеда трактует его несколько шире. ЧСВ порождает слишком серьёзное отношение к своим мыслям, чувствам и вообще ко всему происходящему.

ЧСВ сопровождается беспокойством, страхом сделать что-то не так. Вообще копится огромное количество напряжения, если вы считаете что-то важным. Это напряжение связывает и не даёт действовать расслабленно, беспристрастно.

«Я спросил, означает ли это, что он никогда не действует искренне, и что его поступки — лишь актерская игра.

— Мои поступки всегда искренни, — ответил дон Хуан. — Но они — не больше, чем актёрская игра.

— Но ведь тогда абсолютно всё , что ты делаешь, должно являться контролируемой глупостью, — поразился я.

Да, т ак и есть, — подтвердил он».

Избавиться от ЧСВ помогает практика Контролируемой Глупости, когда вы относитесь к тому, что делаете, осознанно и легко. Точнее, вы сами выбираете как именно относиться к чему-либо. Если произошло, например, что-то плохое, вы включаете осознанность и сами выбираете, что именно хотите чувствовать и как хотите относиться к произошедшему: испытывать горе, радость или безразличие.

Постоянная практика Контролируемой Глупости позволяет относиться к жизни как к игре и тем самым жизнь сильно облегчает.

Избавиться от ЧСВ помогает регулярное спокойное осознание того, что ты смертен. Дон Хуан называет смерть лучшим советником Воина и призывает постоянно помнить о ней.

Перечисленные практики относятся к Сталкингу - по сути искусству взаимодействия с повседневной реальностью, согласно учению Кастанеды.

Осознанные сновидения

Их имеет смысл выделить отдельно. Осознанные сновидения, т. е. Сновидения, в которых вы себя полностью осознаете и способны управлять событиями, могут обогатить и сделать ярче вашу жизнь. Однако вряд ли стоит начинать с Кастанеды - новичка он может напугать и внушить немалый страх перед ОС. Если хотите ими заняться, предлагаю почитать статьи и о .

Стоит сказать, что само учение Дона Хуана в свете произведений Кастанеды выглядит порой довольно пугающе. Чего стоят одни неорганические создания, способные не только убить, но и похитеть и навсегда запереть ваше тонкое тело в своих мирах. Карлос в процессе обучения почти всегда чего-то боится, опасается или как минимум находится в недоумении. Так что, если вы подходите к этим книгам с практической целью, фильтруйте информацию.

При этом Дон Хуан представляется больше в образе весёлого старика-провокатора, который постоянно смеётся над своим учеником-неумехой и строит ему всевозможные козни.

Итог

Несмотря на обилие интересных философских суждений и магических практик, суть учения Кастанеды вовсе не сводится ни к тому, ни к другому. Да, если вы зададитесь целью найти как можно больше мудрых мыслей, вы их найдёте. Если хотите заняться саморазвитием, техники здесь есть.

Точно также как есть мистически откровения, приключения, забавные диалоги, хотя, повторюсь, лёгкой для чтения эту литературу можно назвать с натяжкой.

Есть расхожее высказывание, которое часто приводят йоги, желая рассказать в чём суть их учения. Они говорят, что существует Путь и существуют цветы, которые растут на этом пути. Цветы чудесной красоты, волшебно пахнут. Но они не являются целью путешествия, они лишь своеобразный «бонус» к этому путешествию. Причем далеко не всегда он присутствует.

Также и магический мир, описанный Кастанедой, с перемещениями в пространстве и между мирами, с превращениями в животных, с общением с невероятными существами - это те самые «цветы».

Все эти невероятные возможности, сверхспособности привлекают обывателя. Особенно, если его реальность - серая и обыденная. Он стремится в этот волшебный мир, порой собирая по пути всё, от чего предостерегал Кастанеда, ещё больше наращивая своё Чувство Собственной Важности, хвастаясь своими достижениями (перед собой и другими), индульгируя на каждом шагу,

По Кастанеде же, конечная цель пути - это Свобода. В том числе свобода от потребности самоутверждении, признании, утешении. Путь Воина - это всегда неизвестность и одиночество.