Уравнения химических реакций. Как составить химическое уравнение: правила, примеры
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1.Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  • Намагничивание, испарение, колебание.
  • Рост и развитие, движение, размножение.
  • 3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    1. Закон постоянства состава вещества.
    2. Закон сохранения массы вещества.
    3. Периодический закон.
    4. Закон динамики.
    5. Закон всемирного тяготения.

    4. Закон сохранения массы вещества открыл:

    1. Д.И. Менделеев.
    2. Ч. Дарвин.
    3. М.В. Ломоносов.
    4. И. Ньютон.
    5. А.И. Бутлеров.

    5. Химическим уравнением называют:

    1. Условную запись химической реакции.
  • Условную запись состава вещества.
  • Запись условия химической задачи.
  • Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

    Мотивация и целеполагание.

    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

    Изучение нового материала.

    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

    Железо + сера → сульфид железа (II) (задание 2 тпо)

    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

    Al + O 2 → Al +3 O -2

    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

    Al + O 2 → Al 2 O 3

    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

    Обучающиеся. НОК = 6

    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

    Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3

    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

    Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3

    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

    4Al + 3O 2 _ = 2 Al 2 O 3

    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

    Учитель. Считаем кислород.

    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

    Обучающиеся. Количество атомов кислорода,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

    2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3 H 2 O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
    2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
    4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    5. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

    • P + Cl 2 →PCl 5
    • Na + S → Na 2 S
    • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2
    • N 2 + H 2 →NH 3
    • H 2 O → H 2 + O 2

    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы) . За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!

    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

    Закрепление знаний.

    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

    Утверждения.

    1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
    2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
    3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
    4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
    5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
    6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
    7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Итог урока.

    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

    Домашнее задание.

    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

    Запись химического взаимодействия, отражающая количественную и качественную информацию о реакции, называют уравнением химических реакций. Записывается реакция химическими и математическими символами.

    Основные правила

    Химические реакции предполагают превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции). Это происходит благодаря взаимодействию внешних электронных оболочек веществ. В результате из начальных соединений образуются новые.

    Чтобы выразить ход химической реакции графически, используются определённые правила составления и написания химических уравнений.

    В левой части пишутся изначальные вещества, которые взаимодействуют между собой, т.е. суммируются. При разложении одного вещества записывается его формула. В правой части записываются полученные в ходе химической реакции вещества. Примеры записанных уравнений с условными обозначениями:

    • CuSO 4 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓+ Na 2 SO 4 ;
    • CaCO 3 = CaO + CO 2 ;
    • 2Na 2 O 2 + 2CO 2 → 2Na 2 CO 3 + O 2 ;
    • CH 3 COONa + H 2 SO 4 (конц.) → CH 3 COOH + NaHSO 4 ;
    • 2NaOH + Si + H 2 O → Na 2 SiO 3 + H 2 .

    Коэффициенты перед химическими формулами показывают количество молекул вещества. Единица не ставится, но подразумевается. Например, уравнение Ba + 2H 2 O → Ba(OH) 2 + H 2 показывает, что из одной молекулы бария и двух молекул воды получается по одной молекуле гидроксида бария и водорода. Если пересчитать количество водорода, то и справа, и слева получится четыре атома.

    Обозначения

    Для составления уравнений химических реакций необходимо знать определённые обозначения, показывающие, как протекает реакция. В химических уравнениях используются следующие знаки:

    • → - необратимая, прямая реакция (идёт в одну сторону);
    • ⇄ или ↔ - реакция обратима (протекает в обе стороны);
    • - выделяется газ;
    • ↓ - выпадает осадок;
    • hν - освещение;
    • t° - температура (может указываться количество градусов);
    • Q - тепло;
    • Е(тв.) - твёрдое вещество;
    • Е(газ) или Е(г) - газообразное вещество;
    • Е(конц.) - концентрированное вещество;
    • Е(водн.) - водный раствор вещества.

    Рис. 1. Выпадение осадка.

    Вместо стрелки (→) может ставиться знак равенства (=), показывающий соблюдение закона сохранения вещества: и слева, и справа количество атомов веществ одинаково. При решении уравнений сначала ставится стрелка. После расчёта коэффициентов и уравнения правой и левой части под стрелкой подводят черту.

    Условия реакции (температура, освещение) указываются сверху знака протекания реакции (→,⇄). Также сверху подписываются формулы катализаторов.

    Рис. 2. Примеры условий реакции.

    Какие бывают уравнения

    Химические уравнения классифицируются по разным признакам. Основные способы классификации представлены в таблице.

    Признак

    Реакции

    Описание

    Пример

    По изменению количества реагентов и конечных веществ

    Замещения

    Из простого и сложного вещества образуются новые простые и сложные вещества

    2Na +2H 2 O → 2NaOH + H 2

    Соединения

    Несколько веществ образуют новое вещество

    С + О 2 = СО 2

    Разложения

    Из одного вещества образуется несколько веществ

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O

    Ионного обмена

    Обмен составными частями (ионами)

    Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O

    По выделению тепла

    Экзотермические

    Выделение тепла

    С + 2H 2 = СH 4 + Q

    Эндотермические

    Поглощение тепла

    N 2 + O 2 → 2NO – Q

    По типу энергетического воздействия

    Электрохимические

    Действие электрического тока

    Фотохимические

    Действие света

    Термохимические

    Действие высокой температуры

    По агрегатному состоянию

    Гомогенные

    Одинаковое состояние

    CuCl 2 + Na 2 S → 2NaCl + CuS↓

    Гетерогенные

    Разное состояние

    4Н 2 О (ж) + 3Fe (т) → Fe 3 O 4 + 4H 2

    Существует понятие химического равновесия, присущее только обратимым реакциям. Это состояние, при котором скорости прямой и обратной реакции, а также концентрации веществ равны. Такое состояние характеризуется константой химического равновесия.

    При внешнем воздействии температуры, давления, света реакция может смещаться в сторону уменьшения или увеличения концентрации определённого вещества. Зависимость константы равновесия от температуры выражается с помощью уравнений изобары и изохоры. Уравнение изотермы отражает зависимость энергии и константы равновесия. Эти уравнения показывают направление протекания реакции.

    Инструкция

    Определите какие вещества взаимодействуют друг с другом в вашей реакции. Запишите их в левой части уравнения. Для примера, рассмотрите химическую реакцию между и серной . Расположите реагенты слева: Al+H2SO4

    В результате металла с кислотой образуются соль и водород. Продукты реакции запишите после знака равенства, справа.

    Al+H2SO4=Al2(SO4)3+H2

    Получилась схема реакции.

    Чтобы составить химическое уравнение, вам необходимо найти коэффициенты. В левой части ранее полученной схемы в состав серной кислоты входят атомы водорода, серы и кислорода в соотношении 2:1:4, в правой части содержится 3 атома серы и 12 атомов кислорода в составе соли и 2 атома водорода в молекуле газа Н2. В левой части отношение этих трех элементов равно 2:3:12.

    Чтобы уравнять количество атомов серы и кислорода в составе сульфата алюминия(III), поставьте в левой части уравнения перед кислотой коэффициент 3. Теперь в левой части шесть атомов водорода. Чтобы уравнять количество элементов водорода, поставьте коэффициент 3 перед ним в правой части. Теперь соотношение атомов в обоих частях равно 2:1:6.

    Осталось уравнять количество алюминия. Так как в составе соли содержится два атома металла, поставьте коэффициент 2 перед алюминием в левой части схемы.

    В результате вы получите уравнение реакции данной схемы.

    2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2

    Полезный совет

    Для того чтобы проверить выполнение задания, вы можете воспользоваться законом сохранения массы.

    Источники:

    • как уравнять химическое уравнение
    • составить полное уравнение реакций

    Химическое уравнение – это реакция, выраженная с помощью формул. Химическое уравнение показывает, какие вещества вступают в реакцию и какие в итоге этой реакции получатся вещества. В основе составления химических уравнений лежит закон сохранения массы. Так же оно показывает количественное соотношение веществ, которые участвуют в химической реакции. Чтобы решить химическое уравнение, необходимо знать определенные способы, методы, подходы к этому процессу. Можно следовать такому алгоритму для решения химических уравнений.

    Инструкция

    Затем над составленным уравнением запишите известные и величины, при этом укажите соответствующие (только для чистых веществ, не имеющих примесей).В том случае, когда в реакцию вступают те , которые содержат примеси, сначала определите содержание чистого вещества.

    Под формулами веществ с неизвестными и известными запишите соответствующие значения этих величин, которые были найдены по уравнению химической реакции.
    Теперь составьте и решите пропорцию.
    Запишите ответ.Следует помнить, что химические уравнения отличаются от математических уравнений, в них нельзя менять местами левую часть и правую. Вещества левой части химического уравнения носят название реагенты, а правой - продукты реакции. Если произвести перестановку правой и левой части, то получится уравнение совсем другой химической реакции. После того, как вы научитесь решать химические уравнения, сам процесс решения станет увлекательным, подобно разгадыванию кроссвордов. А научиться решать такие уравнения можно только одним путем – систематически тренироваться в решение химических уравнений.

    Источники:

    • химические уравнения решение

    Химическими реакциями называют превращение одних веществ, обладающих определенным составом и свойствами, в другие вещества, с другим составом и другими свойствами. При этом превращении никаких изменений в составе атомных ядер не происходит. В этом главное отличие химических реакций от тех, которые происходят в ядерном реакторе.

    Инструкция

    Рассмотрите типичную химическую реакцию, которая хорошо знакома практически любому . Что происходит, когда разводят костер? Органическое топливо (в данном случае, древесина), а точнее - его главная составляющая, углерод – вступает в реакцию окисления с кислородом воздуха. Происходит реакция, сопровождающаяся таким обильным выделением тепла, что возникает пламя. Записывается она таким образом:
    С + O2 = CO2 Или, например, превращение оксида кальция (негашеной извести) в (гашеную известь):
    СaO + H2O = Ca(OH)2

    Надо сразу же запомнить, что, в отличие от математических уравнений, в левую и правую части нельзя менять местами! Вещества, находящиеся в левой части уравнения химической называются реагентами, а находящиеся в правой части – продуктами реакции.

    Также надо правильно записать формулы исходных веществ и продуктов. После этого убедитесь, что такая химическая реакции возможна, то есть ее протекание не противоречит известным физико-химическим законам и правилам. Например, реакция AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl возможна, а обратная реакция:
    AgCl + NaNO3 = NaCl + AgNO3 - нет, поскольку хлорид серебра практически нерастворим. И, несмотря на то, что формулы веществ написаны правильно, такая реакция неосуществима.

    Необходимо добиться, чтобы количество атомов каждого элемента, принимавшего участие в реакции, в левой и правой части было одинаково. Это – главный показатель правильности решения уравнения химической реакции. Пример: как решить уравнение такой химической реакции, как восстановление железа водородом из оксида железа трехвалентного? Напишите исходные вещества и продукты реакции.
    Fe2O3 + H2 = Fe + H2O

    Вы сразу же видите, что коэффициент перед формулой воды в правой части реакции должен быть кратным 3 (поскольку в левой части уже есть три атома кислорода). Поставьте этот коэффициент. У вас получится:
    Fe2O3 + H2 = Fe + 3H2O

    Путем элементарного подбора вы найдете, что и в левой, и в правой части уравнения должно быть: 2 атома железа, 3 атома кислорода, 6 атомов водорода, 3 атома кислорода. Значит, итоговая запись уравнения химической реакции такая:
    Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

    Что такое уравнение химической реакции, и как его надо решать? Это – запись, сделанная с помощью химических символов. Она показывает, какие вещества вступили в реакцию, и какие вещества образовались в результате ее протекания. Уравнение химической реакции, подобно математическому уравнению, состоит из левой и правой части, разделенной знаком равенства. Вещества, находящиеся в левой части, носят название «исходных», а те, которые в правой части – «продукты реакции».

    Инструкция

    Убедитесь, что реакция вообще возможна, поскольку протекание некоторых химических противоречит физико-химической веществ. Например, не ни с соляной, ни с азотной кислотами. Поэтому бесполезно записывать, например, такое уравнение:
    Au + 6HNO3 = Au(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O. Несмотря на правильно употребленные символы и правильно расставленные коэффициенты, эта реакция не пойдет.
    А вот со смесью этих кислот – «царской водкой» - золото реагирует.

    Запомните, что химическое уравнение – не математическое! В нем нельзя менять местами левую и правую часть! Поскольку совершенно исказится сам смысл уравнения, показывающего, какие вещества претерпевают изменения в своем составе, и какие вещества получаются в итоге.

    К примеру, уравнение ВaCl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl описывает реально возможную и легко протекающую реакцию, в результате которой образуется практически нерастворимое вещество – сульфат бария. Обратная же запись – BaSO4 + 2KCl = BaCl2 + K2SO4 - бессмысленна, такая реакция не пойдет.

    Запомните, что количество атомов любого элемента в левой и правой части уравнения должно совпадать! «Уравнивание» произведите путем правильного подбора и расстановки коэффициентов.

    Таким образом, правильно записав уравнение химической реакции, вы решите любую поставленную задачу, касающуюся этого конкретного уравнения. Например: какое количество сульфата бария получится при реакции 10 граммов бария хлористого с избытком сульфата калия (см. уравнение выше)?
    Решение: молярная масса молекулы хлорида бария – 208, молярная масса молекулы сульфата бария – 233. Учитывая, что прореагировал весь хлористый барий (раз сульфат калия был взят в избытке!), путем решения пропорции, получите:
    233*10 /208 = 11,2 грамма.
    Из 10 граммов хлорида бария получилось 11,2 грамма сульфата бария.

    Видео по теме

    Тема 3. Урок № 3. Составление уравнений химических реакций. 8 класс

    Химическая натура сложной частицы

    определяется натурой элементарных

    составных частей,

    количеством их и

    химическим строением.

    Д.И.Менделеев

    Цельурока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

    Задачи:

    образовательные:

      систематизировать ранее изученный материал;

      обучать умению составлять уравнения химических реакций;

    воспитательные:

      воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать);

    развивающие :

      развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;

      развивать аналитические навыки мышления.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева , трафареты, тетради учащихся, карточки

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Определение цели урока

    Проверка знаний.

    Задания:

    А – физические явления

    Б – химические явления

    В – условия реакций

    Г – признаки реакций

    Коды:

    1 – таяние снега

    2 – образование осадка

    3 – горение свечи

    4 – дробление сахара

    5 – испарение воды

    6 – ржавление лопаты

    7 - выделение газа

    8 - признаки

    2. Тест по теме «Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ»

    1 . Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

      Изменение формы, агрегатного состояния вещества

      Образование новых веществ

      Изменение местоположения

    2. Каковы признаки химической реакции?

      Образование осадка, изменение цвета, выделение газа

      Намагничивание, испарение, колебание

      Рост и развитие, движение, размножение

    3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

      Закон постоянства состава вещества

      Закон сохранения массы вещества

      Периодический закон

      Закон динамики

      Закон всемирного тяготения

    4.Закон сохранения массы вещества открыл

      Д.И. Менделеев

      Ч. Дарвин

      М.В. Ломоносов

      И. Ньютон

      А.И. Бутлеров

    5.Химическим уравнением называют:

      Условную запись химической реакции

      Условную запись состава вещества

      Запись условия химической задачи.

    II . Изучение нового материала

    1.Проблема

    Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях .
    То есть, если с окружающими нас веществами ничего не происходит, то это не относится к химии. Но что значит, «ничего не происходит»? Если в поле нас вдруг застала гроза, и мы все промокли, как говорится «до нитки», то это ли не превращение: ведь одежда была сухой, а стала мокрой.

    Если, к примеру взять железный гвоздь, обработать его напильником, а затем собрать железные опилки (Fe), то это ли так же не превращение: был гвоздь – стал порошок. Но если после этого собрать прибор и провести получение кислорода (О 2 ): нагреть перманганат калия (КМпО 4 ) и собрать в пробирку кислород, а затем в неё поместить раскалённые «до красна» эти железные опилки, то они вспыхнут ярким пламенем и после сгорания превратятся в порошок бурого цвета. И это так же превращение. Так где же химия? Несмотря на то, что в этих примерах меняется форма (железный гвоздь) и состояние одежды (сухая, мокрая) – это не превращения. Дело в том, что сам по себе гвоздь как был веществом (железо), так им и остался, несмотря на другую свою форму, а воду от дождя как впитала наша одежда, так потом его и испарила в атмосферу. Сама вода не изменилась. Так что же такое превращения с точки зрения химии?

    Превращениями с точки зрения химии называются такие явления, которые сопровождаются изменением состава вещества. Возьмём в качестве примера тот же гвоздь. Не важно, какую форму он принял после обработки напильником, но после того как собранные от него железные опилкипоместили в атмосферу кислорода - он превратился в оксид железа (Fe 2 O 3 ). Значит, что-то всё-таки изменилось? Да, изменилось. Было вещество гвоздь, но под воздействием кислорода сформировалось новое вещество – оксид элемента железа. Молекулярное уравнение этого превращения можно отобразить следующими химическими символами:

    4Fe + 3O 2 = 2Fe 2 O 3

    Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций

    2.решение проблемы

    Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

    Сейчас мы с вами вспомним о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

    Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

    Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

    Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

    3.Химические уравнения

    Уравнением реакции в химии называется запись химического процесса с помощью химических формул и математических знаков. Такая запись является схемо

    й химической реакции. Когда возникает знак «=», то это называется «уравнение».

    У кальция один атом, так как коэффициент не стоит. Индекс здесь тоже не написан, значит, единица. С правой стороны уравнения Са тоже один. По кальцию нам не надо работать.

    Смотрим следующий элемент - кислород. Индекс 2 говорит о том, что здесь 2 атома кислорода. С правой стороны нет индексов, то есть одна частица кислорода, а с левой – 2 частицы. Что мы делаем? Никаких дополнительных индексов или исправлений в химическую формулу вносить нельзя, так как она написана правильно. Коэффициенты – это то, что написано перед наименьшей частью. Они имеют право меняться. Для удобства саму формулу не переписываем. С правой части один умножаем на 2, чтобы получить и там 2 иона кислорода.

    После того как мы поставили коэффициент, получилось 2 атома кальция. С левой стороны только один. Значит, теперь перед кальцием мы должны поставить 2.

    Теперь проверяем итог. Если количество атомов элементов равно с обеих сторон, то можем поставить знак «равно».

    Раздаю карточки


    - памятки4.Обозначения

    Для составления уравнений химических реакций необходимо знать определённые обозначения, показывающие, как протекает реакция. В химических уравнениях используются следующие знаки:

    → – необратимая, прямая реакция (идёт в одну сторону);

    или ↔ – реакция обратима (протекает в обе стороны);

    выделяется газ;

    ↓ – выпадает осадок;

    hν – освещение;

    t° – температура (может указываться количество градусов);

    Q – тепло;

    Е(тв.) – твёрдое вещество;

    Е(газ) или Е(г) – газообразное вещество;

    Е(конц.) – концентрированное вещество;

    Е(водн.) – водный раствор вещества.

    III. Закрепление

    1.расставить коэффициенты



    IV. Домашнее задание § 19

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

    Тип урока: изучение нового материала

    Учебник : Габриелян О.С. «Химия. 8 класс»,Из-во «Дрофа»

    Номер урока по планированию -№35, в теме «Изменения, происходящие с веществами»- №2.

    Задачи:

    1. Образоватетельные: 1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

    2. Развивающие: 1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

    3 .Воспитывающие: 1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

    ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

    ХОД УРОКА.

    1.Организация начала урока (2 мин.).

    Тема сегодняшнего урока: «Уравнения химических реакций».

    Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

    2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

    Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?

    Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

    А какие явления называются химическими?

    Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.

    Какие признаки химических реакций вы знаете?

    • Изменение окраски
    • Появление запаха
    • Образование осадка
    • Растворение осадка
    • Выделение газа
    • Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.

    А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

    3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).

    Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.

    Опыт 1. Горение магния.

    Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.

    Магний + кислород → оксид магния

    Исходные вещества продукт реакции

    Mg+O 2 → MgO

    Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части - продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).

    Опыт 2. Получение углекислого газа

    В пробирку положим кусочек мела, нальем 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

    Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:

    карбонат кальция + соляная кислота →

    исходные вещества

    СаСО 3 + HCl→

    Хлорид кальция + вода +углекислый газ

    продукты реакции

    СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

    4.Усвоение нового материала (10-15мин).

    Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

    Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

    Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

    Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

    Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

    Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:

    а) водорода: 8NH 3 , NaOH, 6NaOH, 2NaOH, Н з РО 4 , 2H 2 SO 4 , 3H 2 S0 4 , 8H 2 SO 4 ;

    6) кислорода: C0 2 , 3C0 2 , 2C0 2 , 6CO, H 2 SO 4 , 5H 2 SO 4 , 4H 2 S0 4 , HN0 3 .

    2. Вычислите число атомов: а) водорода:

    1) NaOH + HCl 2)CH 4 +H 2 0 3)2Na+H 2

    б) кислорода:

    1) 2СО + 0 2 2) С0 2 + 2Н.О. 3)4NO 2 + 2H 2 O + O 2

    Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций (источник: Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», М. «Экзамен», 2011г )

    Порядок выполнения операций

    пример

    1. Определить число атомов

    А1 + О 2 → А1 2 О 3

    А1-1 атом А1-2 атома

    О-2 атома 0-3 атома

    О-2 атома слева

    О-3 атома справа

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой в правой части уравнения

    НОК = 6

    4. Разделить НОК левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

    6:2 = 3

    Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3

    5. Разделить НОК в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

    6:3 = 2

    А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

    А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

    А1 - 1 атом А1 - 4 атома

    НОК = 4

    4:1=4 4:4=1

    4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

    5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.) . Формирование

    В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов . Подведем итог работы на уроке:

    1)2Mg+O 2 →2MgO

    2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

    Задание 2

    Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;

    Al + S → A1 2 S 3 ;

    A1 + С → A1 4 C 3 ;

    Ca + P → Ca 3 P 2 ;

    С + H 2 → CH 4 ;

    Ca + С → СаС 2 ;

    Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;

    Si + Mg → Mg 2 Si;

    Na + S → Na 2 S;

    CaO + С → CaC 2 + CO;

    Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;

    Si + C1 2 → SiCl 4 ;

    Ag + S → Ag 2 S;

    Упражнение (резерв)3.

    Н 2 + С1 2 → НС1;

    N 2 + O 2 → NO;

    СО 2 + С → СО;

    HI → Н 2 + 1 2 ;

    Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;

    Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;

    Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;

    KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;

    C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;

    SiO 2 + С → Si + CO;

    SiO 2 + С → SiC + CO;

    Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO

    6.Подведение итогов(2 мин.).

    Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.

    Что такое уравнение химической реакции?

    Что записывают в правой части уравнения? А в левой?

    Что означает знак «+» в уравнении?

    Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?

    7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).

    Оценки за урок.

    Раздаточный материал:

    Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

    Порядок выполнения операций

    пример

    1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции

    А1 + О 2 → А1 2 О 3

    А1-1 атом А1-2 атома

    О-2 атома 0-3 атома

    2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше

    О-2 атома слева

    О-3 атома справа

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения

    НОК = 6

    4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

    6:2 = 3

    Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3

    5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

    6:3 = 2

    А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

    6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

    А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

    А1 - 1 атом А1 - 4 атома

    НОК = 4

    4:1=4 4:4=1

    4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

    Упражнение 2

    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

    Fe 2 O 3 + А1 → А1 2 О 3 + Fe;

    Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;

    Al + S → A1 2 S 3 ;

    A1 + С → A1 4 C 3 ;

    Al + Cr 2 0 3 → Cr + A1 2 O 3 ;

    Ca + P → Ca 3 P 2 ;

    С + H 2 → CH 4 ;

    Ca + С → СаС 2 ;

    Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;

    Si + Mg → Mg 2 Si;

    Na + S → Na 2 S;

    CaO + С → CaC 2 + CO;

    Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;

    Si + C1 2 → SiCl 4 ;

    Ag + S → Ag 2 S;

    Упражнение 3 * .

    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):

    Н 2 + С1 2 → НС1;

    N 2 + O 2 → NO;

    СО 2 + С → СО;

    HI → Н 2 + 1 2 ;

    Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;

    FeS + НС1 → FeCl 2 + H 2 S;

    Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;

    Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;

    Si + HF (r) → SiF 4 + H 2 ;

    HCl+Na 2 C0 3 → C0 2 +H 2 O+ NaCl;

    KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;

    C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;

    SiO 2 + С → Si + CO;

    SiO 2 + С → SiC + CO;

    Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO

    Mg 2 Si + HC1 → MgCl 2 + SiH 4