Знакомство с судном тылового обеспечения "эльбрус". «Всеволод Бобров» выведен из эллинга на открытый стапель Суда обеспечения проекта 23120 эльбрус

Объединенная судостроительная корпорация планирует, что заказчик получит головное судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" до конца текущего года. Об этом в понедельник, 25 декабря, сообщил FlotProm директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК Илья Житомирский.

Ранее источник в отрасли, знакомый с ситуацией, FlotProm об успешном завершении госиспытаний "Эльбруса". Судно вернулось в порт приписки Мурманск и ожидает подписания приемного акта. По данным источника, документ подготовят к пятнице, 29 декабря.


В пресс-службе "Северной верфи", завода-изготовителя судна, затруднились назвать сроки сдачи "Эльбруса" ВМФ.

По состоянию на 17:00 понедельника, 25 декабря, в пресс-службе Северного региона (Североморск) также не смогли ответить на вопрос корреспондента FlotProm о дате подписания приемо-сдаточного акта или церемонии подъема флага на судне.

Как рассказал FlotProm 21 декабря директор спроектировавшего "Эльбрус" конструкторского бюро "Спецсудопроект" Антон Соболевский, КБ уже оформило всю документацию. Он добавил, что конструкторы вовремя предоставляют верфи те или иные документы. "Насколько я знаю, (к передаче судна флоту – ред.) все почти готово", – сказал Соболевский.
Головное судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" заложили на "Северной верфи" 14 ноября 2012 года, спустили на воду 26 июня 2015 года. Судно планировали передать флоту в 2016 году. Завод задержал постройку из-за корректировки проекта, связанной с необходимостью провести импортозамещение оборудования. Полностью завершить программу госиспытаний "Северная верфь" планировала в октябре.

Передачу флоту первого серийного судна проекта 23120 "Всеволод Бобров" запланировали на 2018 год. Постройку второго серийного судна "Капитан Шевченко" заморозили.

Суда проекта 23120 предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие. При длине около 95 метров и ширине в 22 метра суда имеют водоизмещение 9,5 тысячи тонн. Осадка – 9 метров. Дальность плавания – до 5 тысяч миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 27 человек.

Среди новшеств проекта – система динамического позиционирования, позволяющая удерживать судно в заданной точке в любых погодных условиях, два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн, грузовая палуба площадью более 700 кв. метров.

Корпус судна с ледовым классом Arc4 позволяет ему ходить в арктических широтах, преодолевая лед толщиной до 0,6 метра.

14 сентября 2016 года, после непродолжительного нахождения в полигонах Финского залива, головное судно проекта 23120 «Эльбрус» вернулось к достроечной набережной ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Выйдя в море поздним вечером 7 сентября, судно выполнило задачи первого этапа ходовых испытаний, в ходе которого проверялись в работе главные механизмы судна, ходовые и маневренные элементы, системы связи и навигации.


По какой-то причине две последних буквы названия и порта приписки оказались закрашены.

Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро ЗАО «Спецсудопроект» под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и относятся к классу Российского морского регистра судоходства КМ Arc4 АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel с ледовым классом ARC4. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи. Судно проекта 23120 предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи терпящим бедствие.

Полное водоизмещение судна при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Главные размерения: длина - 90,0 м, ширина - 22,0 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов составляет не менее 18 уз. Мощность главных дизель–генераторов 15 000 кВт, в качестве движителя использованы поворотные колонки типа «Азипод». Автономность по запасам составляет 60 суток и дальность плавания 5000 миль. Предусмотрено размещение экипажа из 27 человек экипажа, но во время транспортных или спасательных операций помещения судна позволяют разместить до 43 человек. Предусмотрено крепление на палубе стандартных морских контейнеров: 40 двадцатифутовых или 20 сорокафутовых.

Контракт на строительство серии из трех судов стоимостью 11,715 млрд. рублей был подписан Министерством обороны России 29 июня 2012 года. В соответствии с ним первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года для Северного флота, второе – к 25 ноября 2015 года для Черноморского флота, третье – к 25 ноября 2016 года для Тихоокеанского флота, однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на более поздние сроки.

На Судостроительном заводе "Северная верфь" судно тылового обеспечения "Всеволод Бобров" проекта 23120 перемещено из эллинга на открытый стапель.

Операции, занявшей около 3-ех часов, предшествовали подготовительные работы по полному обесточиванию, отключению водопроводных систем и подъему судна на судовозном поезде. При помощи самоподвижного состава «Всеволод Бобров» выведен на один из стапелей верфи. Через две недели на судне запланирован монтаж винто-рулевых колонок.

Перемещение на стапель позволит полностью сформировать надстройку, погрузить и смонтировать главные электродвигатели и закончить устройство палубы. Сейчас на «Боброве» сданы все отсеки, балластные и топливные цистерны, техническая готовность «Всеволода Боброва» составляет 57%. Судно готово к покраске и осенью планируется его спуск на воду.

Корвет «Совершенный» принят в состав Тихоокеанского флота >>

Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект» . Судно тылового обеспечения предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег и различные корабли, а также для буксирного обеспечения, оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие. «Всеволод Бобров» обладает высоким ледовым классом ARC4, что дает ему возможность совершать плавание в арктических широтах .

«Всеволод Бобров» ­– второе судно тылового обеспечения проекта 23120, строящееся для Военно-Морского флота России . Первый заказ, получивший имя «Эльбрус», проходит испытания главной энергетической установки. Энергетическая установка состоит из 4-ех дизель-генераторов. Пуск главных двигателей, нагрузочное тестирование стояночного и аварийного дизель-генераторов, пуско-наладка котлов, предназначенных для обогрева судна - заключительный этап швартовных испытаний «Эльбруса», проходящих у достроечной набережной Северной верфи. После окончания швартовных судно уйдет на заводские ходовые испытания.

Ледокол «Александр Санников» вошел в состав российского арктического флота >>

«Эльбрус», головное судно в серии из трех судов тылового обеспечения , заложено в 2012 году. Два других судна, «Всеволод Бобров» и «Капитан Шевченко», заложены соответственно в 2013 и 2014 годах.

Корабли проекта 23120 имеют значительные технические преимущества перед другими судами снабжения. Мощность главных дизель–генераторов (18 400 кВт) позволит перевозить 2 000 тонны полезного груза по чистой воде со скоростью не менее 18 узлов, а ледовый класс () - ходить в круглогодично.

Проект 23120 соответствует классу автоматизации А1, который означает, что судно может обслуживаться минимальным количеством личного состава. Обладает повышенной маневренностью благодаря носовым подруливающим устройствам, что позволит ему доставлять грузы на корабли в открытом море и в гавани, в которые суда, используемые сегодня военно-морским флотом, зайти не могут. Высокую производительность погрузо-разгрузочных работ на его борту обеспечат электрогидравлические краны грузоподъемностью 50 тонн. На действующих судах кранов с такой большой грузоподъемностью достаточно мало.

Судно тылового обеспечения проекта 23120 способно не только транспортировать и перегружать сухие грузы, оно обладает функциями буксира и спасателя, может помогать терпящим бедствие кораблям и судам. С этой целью на нем предусмотрены помещения для временного размещения 28 человек.

P .S . Северная верфь 14 ноября 2016 года спустила на воду первое серийное судно тылового обеспечения ледового класса проекта 23120 «Всеволод Бобров» . С июля текущего года по ноябрь судостроители завершили все необходимые работы ниже ватерлинии: смонтировали донно-бортовую арматуру, установили катодную и протекторную защиты, смонтировали подруливающее устройство, покрасили корпус. Судно отбуксировали к достроечной набережной, где оно было подключено к электроэнергетической, противопожарной и другим системам. После спуска «Всеволода Боброва» на воду строители продолжат достроечные работы.

Благодаря принципу функциональности, заложенному в разработку, «Всеволод Бобров» будет выполнять широкий спектр задач: погрузку, транспортировку и передачу грузов, в том числе, в контейнерах; за счет мощной энергетической установки буксировку кораблей вплоть до авианосца. Участвовать в спасательных операциях и оказывать медицинскую помощь терпящим бедствие - судно будет оснащено барокамерой для проведения декомпрессии, оборудованием для тушения пожаров на воде.

«Всеволод Бобров» может проводить картографирование рельефа дна и вести поиск затонувших объектов . Корпус судна с ледовым классом ARC4 позволит ему ходить в арктических широтах, преодолевая толщину льда в 0,6 м и выполнять широкий спектр исследовательских задач.

Корвет «Гремящий» укомплектовали главными двигателями >>

Головное судно проекта 23120, «Эльбрус», проходит сейчас второй этап ходовых испытаний, проект разработан ЗАО «Спецсудопроект».

Среди новшеств, предусмотренных проектом, - система динамического позиционирования, позволяющая удерживать судно в заданной точке в любых погодных условиях , два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн, грузовая палуба площадью более 700 м ² и другие. Судно многофункционально: может выполнять погрузку, транспортировку и передачу грузов; за счет мощной энергоустановки буксировать корабли, вплоть до авианосца; участвовать в спасательных операциях и оказывать медицинскую помощь терпящим бедствие (судно оснащено барокамерой для проведения декомпрессии); проводить картографирование рельефа дна и вести поиск затонувших объектов. Корпус судна с ледовым классом ARC4 позволит ему ходить в арктических широтах, преодолевая толщину льда в 0,6 м.

В ходе строительства «Эльбруса» было успешно проведено импортозамещение части оборудования. Например, вместо импортного силового кабеля применили отечественный аналог, зарубежная система тонко-распыленной воды заменена на российскую, вместо гидроакустической антенны европейского производства применена сделанная в России.

Замминистра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков сообщил, что головное судно проекта 23120 – «Эльбрус»,- войдет в состав флота в 2017 году, а «Всеволод Бобров» - в 2018.

Архитектурно-строительное описание судна проекта 23120:

Однопалубное стальное судно;

Наличие винторулевых колонок, рубки в носу со свободным пространством палубы в кормовой части;

Конструкция двойного дна и двойных бортов, подруливающие устройства, буксирная лебедка.

Судна предназначены для Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, основные функции их эксплуатации заключаются в:

Погрузке, хранение и транспортировке различны видов груза;

Буксирном обеспечении и возможностью оказания помощи экипажу кораблей, терпящих бедствие. Специальное оборудование позволяет осуществлять выгрузку и погрузку людей или грузов на различные виды воздушного транспорта без их промежуточной посадки на судно.

Предусмотрены три района плавания для судна:

Самостоятельное плавание без ограничения в неарктических морях;

Самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию в Баренцевом море;

Плавание под проводкой за ледоколом в зимне-весеннюю навигацию в Баренцевом море.

Характеристики проекта 23120 как грузового судна:

На грузовой палубе по сторонам борта размещены электрогидравлические краны, минимальное значение грузоподъемности которых составляет 50 тонн. Краны способны осуществлять как основные, так и вспомогательные погрузочные работы по всей площади палубы.

Присутствие дополнительного электрогидравлического складного телескопического крана, управление которым осуществляется пультом. Грузоподъемность равна 3-5 тоннам, а стрела вылетает на расстояние от 2 до 12 метров.

Судно оснащено устройствами картографирующие дно с функциями поиска затонувших объектов: буксируемый магнитометр, многолучевой эхолот, гидролокатор бокового надзора.

Серия из трех судов тылового обеспечения с высоким ледовым классом ARC4 на базе проекта 23120 строится на ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» для Министерства обороны РФ в соответствии с контрактом от 29 июня 2012 года, заключенным между ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной.

Контракт предусматривает строительство головного судна и двух серийных. Головное судно должно быть сдано заказчику в ноябре 2014 года, второе – в ноябре 2015 года, третье – в ноябре 2016 года. Суда на базе проекта 23120 будут построены для Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Суда имеют высокий ледовый класс – ARC4, то есть имеют возможность круглогодичного плавания в арктических морях.

Стоимость строительства серии судов составляет 11,715 млрд. рублей, стоимость постройки головного судна - 3,9 млрд. рублей.

Проектантом судов на базе проекта 23120 является ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург).

Архитектурно-конструктивный тип: морское, стальное, однопалубное судно с винторулевыми колонками, рубкой в носу, обладающее свободной площадью палубы в кормовой части, двойным дном и двойными бортами, носовыми подруливающими устройствами и буксирной лебедкой.

Основные технические характеристики судов на базе проекта 23120: Водоизмещение полное 9000 тонн, дедвейт 3600 тонн. Длина наибольшая 90,0 метров, ширина наибольшая 22 метра, осадка 8,65 метра. Скорость хода на чистой воде составляет не менее 18 узлов, в ровном льду толщиной 0,6 метра около 2 узлов. Суммарная мощность главных дизель–генераторов 15000 кВт. Дальность плавания 5000 миль. Автономность (по запасам провизии) около 60 дней. Экипаж составляет 27 человек. На судне предусмотрены оборудованные места и помещения для временного размещения около 50 спасенных.

На судне в районе грузовой палубы с каждого борта предусмотрена установка электрогидравлических кранов грузоподъёмностью 50 тонн для обеспечения погрузки и выгрузки грузов, а также выполнения вспомогательных работ. Краны обеспечивают грузовые операции по всей площади грузовой палубы.

Предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег и различные корабли, а также для буксирного обеспечения, оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящим бедствие.

Район плавания: самостоятельное плавание без ограничения района в неарктических морях; самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию в Баренцевом море; плавание под проводкой за ледоколом в зимне-весеннюю навигацию в Баренцевом море.

Головное судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120 (заводской номер 880): 14 ноября 2012 года – в день, когда «Северная верфь» торжественно отметила столетие со дня основания. Приказом главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова №657 от 31.10.2012 присвоено наименование «Эльбрус». По сообщению от 28 ноября 2014 года в первой половине 2015 года. Предназначено для Северного флота. 18 мая 2015 года . 26 июня . По сообщению от 12 октября составляет 88%. По сообщению от 02 ноября швартовные испытания. 29 декабря при проведении достроечных работ задымление в помещении насосного отделения. Происшествие на сроках сдачи не отразится. По сообщению от 18 марта 2016 года достроечные работы и проходят швартовные испытания. По сообщению от 25 мая испытания главной энергетической установки. По сообщению от 09 сентября на первый этап заводский ходовых испытаний, которые продлятся семь дней. По сообщению от 06 июня 2017 года государственные испытания, которые должны закончиться в июле. В конце июня из Санкт- Петербурга к месту базирования - порт Мурманск. По сообщению от 25 июля на двое суток в Балтийское море для проверки девиации (отклонения) магнитного компаса. По сообщению от 02 августа судно на Северную верфь (входит в АО ОСК) с контрольного выхода в Балтику. Судостроители начали подготовку судна к заключительным испытаниям в северных морях. По сообщению от 11 августа с Судостроительного завода «Северная верфь» (входит в АО ОСК) в северные широты на заключительный этап испытаний. По сообщению от 20 сентября первая половина программы летных испытаний судна. Войдет в состав флота в 2017 году. По сообщению от 01 ноября на Северном флоте и завершает испытания, и готовится к процедуре передачи. 02 апреля 2018 года руководством ВМФ РФ утвержден приемный акт государственной комиссии о завершении государственных испытаний судна. 09 апреля на судне состоялась подъема флага вспомогательного флота ВМФ. Судно зачислено в состав отряда судов обеспечения службы вспомогательного флота объединённого стратегического командования Северного флота.

Обозначения символа класса KM✪ Arc4 AUT1 DYNPOS-2 BWM(E-S) supply vessel:

КМ✪ – самоходное судно построено по правилам Регистра и освидетельствовано Регистром;

Arc4 - допускается плавание в арктических морях в период зимней навигации в тонком однолетнем льду, в период летне-осенней - в среднем однолетнем толщиной до 0,9 м. Районы и условия эксплуатации ограничены;

Судно отвечает применимым требованиям части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов и в полной мере отвечает требованиям разд. 3 указанной части Правил при затоплении одного отсека по всей длине судна при расчетных повреждениях борта;

AUT1 - объем автоматизации позволяет эксплуатацию механической установки судна без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в центральном посту управления (ЦПУ);

DYNPOS-2 - система динамического позиционирования класса 2 имеет резервирование, которое обеспечивает удержание судна над точкой позиционирования при единичном отказе в любом активном элементе системы. При этом имеется в виду, что отказ в любом пассивном элементе системы исключен за счет наличия соответствующей защиты от механических повреждений и свойств элемента, подтвержденных свидетельством Регистра;

BWM(E-S) - судно осуществляет управление балластными водами посредством замены балласта в море и, соответственно, снабжено судовым Руководством по безопасной замене балласта в море, одобренным Регистром. В качестве способа управления балластными водами выбрана замена балласта в море с применением метода последовательного замещения;

supply vessel - судно обеспечения.

Первое серийное судно тылового обеспечения (бывший «МБ-75») проекта 23120, строительный номер 881: 19 декабря 2013 года. Должно быть передано заказчику до конца 2016 года.

Второе серийное судно тылового обеспечения «Капитан Шевченко» проекта 23120, строительный номер 882: Закладка киля состоялась 24 июля 2014 года. Должно быть передано заказчику до конца 2016 года.

По сообщению от 27 мая 2018 года судно к ежегодному совместному российско-норвежскому учению «Баренц 2018», которое пройдет в период с 29 по 30 мая в акватории Баренцева моря под руководством Норвегии. 31 мая в главную базу Северного флота – город Североморск, после завершения международного учения «Баренц 2018». 19 августа в составе морского отряда разминирования Северного флота к выполнению работ по поиску, обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов в акватории Обской губы Карского моря. 01 октября в Мурманск после успешного выполнения поставленных задач в акватории Обской губы и Енисейского залива Карского моря.

26 февраля 2019 года в составе отряда кораблей Северного флота в Баренцево море и взял курс в Атлантику. 20 марта в составе кораблей переход из Средиземного в Красное море через Суэцкий канал. 23 апреля в торжественных мероприятиях, посвящённых 70-летию военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая. По сообщению от 26 апреля визит в Китайскую Народную Республику и вышел из порта Циндао в Жёлтое море. 10 мая Владивосток, где в составн отряда кораблей встретил День Великой Победы и принял участие в торжественных мероприятиях. 11 июня деловой заход в порт Пуэрто-Боливар Республики Эквадор на западном побережье Южной Америки, который 13 июня. По сообщению от 19 июня к проходу Панамского канала. 08 июля деловой заход в порт Прая Республики Кабо-Верде и продолжил выполнение задач по плану дальнего похода.

Экипаж судна тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" жалуется на бортовой рабочий катер и шлюпки, рассказал журналисту Mil.Press FLOT источник на Северном флоте.

"Эти бортовые суда не совсем нас устраивают, – отметил он. – Порт приписки "Эльбруса" – Мурманск, мы работаем на Севере, а тут шлюпки открытого типа. Катера в целом достойные, норвежского производства, однако в условиях Арктики, особенно в зимний период, работать на них непросто".


Представители проектанта судна – КБ "Спецсудопроект" – не смогли оперативно ответить на вопрос корреспондента издания, кто и по какому принципу принял решение об оснащении судна иностранными шлюпками. Один из специалистов "Северной верфи", где построили "Эльбрус", адресовал этот вопрос заказчику.

Информированный флотский источник сообщил Mil.Press FlotProm, что на судне используют шлюпки и спускоподъемные устройства норвежской компании Harding. Сейчас предприятие входит в Palfinger Group.

Запросы ряда российских заказчиков на оснащение теми или иными катерами иногда не поддаются логике. Об этом изданию рассказал гендиректор композитной верфи Kompan Marine и конструктор судов малого флота Александр Тараненко. По его словам, та или иная конструкция лодки, будь она открытого типа или закрытого, – не хороша и не плоха. Например, норвежские спасатели используют открытые лодки для работы в акваториях, в том числе удаленных. По их словам, они тепло одеваются, а "открытая" конструкция катера удобнее для работы.
Он добавил, что Норвегия обладает большим опытом разработки и производства спасательных шлюпок и рабочих катеров, в том числе открытого типа. Такие суда малого флота, в том числе бортовые, используют по всему миру.

"Есть бортовые шлюпки, которые используются как разъездные. Есть одноразовые спасательные шлюпки. Тихим ходом последние могут пройти 100-200 миль. Как правило, они герметичны и предназначены для свободного сброса. В данном случае "закрытая" конструкция безальтернативна, в других – все зависит от потребностей", – резюмировал Тараненко.

Справка Mil.Press FlotProm

" " – универсальное судно проекта 23120 разработки КБ "Спецсудопроект". Предназначено для перевозки грузов, буксировки, проведения гидрографических исследований, оказания помощи кораблям и судам, терпящим бедствие. Крановое оборудование (два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн) и система динамического позиционирования позволяют "Эльбрусу" выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок и в открытом море.

Кроме того, "Эльбрус" оснащен водолазным комплексом с барокамерой для глубоководных водолазных погружений.

При длине около 95 м и ширине в 22 м суда имеют водоизмещение 9,5 тысячи тонн. Осадка – 9 м. Дальность плавания – до 5 тысяч миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 27 человек. Корпус судна с ледовым классом Arc4 позволяет ему ходить в арктических широтах, преодолевая лед толщиной до 0,6 м.

Сейчас "Северная верфь" продолжает постройку еще одного судна проекта 23120 – "Всеволод Бобров".

В пресс-службе "Северной верфи" прокомментировали жалобу моряков: "Наш завод – исполнитель по контракту. Мы строим и комплектуем корабль в соответствии с техническим заданием заказчика".