Партизанский отряд василисы кожиной. Фильм "Василиса" и реальная история Василисы Кожиной

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей истории целая галерея героев. И большинство из них мужчины. А когда по-геройски действует женщина, это всегда привлекает особое внимание. Наверно, в каждой стране есть героические женщины, которые сыграли важную роль в отдельном историческом эпизоде, и возможно стали спасительницей нации. Во Франции такой женщиной являлась Жанна д"Арк. В истории нашей страны были женщины-герои. Особенно во времена Великой Отечественной войны. Имена многих у всех на устах. И 19 веке были свои герои. Одна из самых загадочных фигур того периода - крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха Василиса Кожина- героиня Отечественной войны 1812 г.

Посмотрев фильм «Василиса», родилось желание выяснить подробности из жизни этой женщины, сравнить, насколько сюжет фильма отражает историческую действительность. Обратившись к источникам, мы убедились, что информации по Василисе очень мало и она достаточно фрагментарна и противоречива.

Это и определило тему нашего исследования « Миф или реальность:

как Василиса Кожина стала героиней». Сформулировали гипотезу: предполагаем, что подвиг Василисы стал достоянием истории на волне подъема патриотических чувств, связанных с Отечественной войной 1812 г.

Объектом исследования стали все имеющиеся источники, в которых содержалась информация о Василисе и о содержании её подвига, также учебники по истории. Соответственно, предметом исследования является достоверность информации о Василисе и определение периода появления информации о ней как о героине войны с Наполеоном.

Тема определила цель нашей работы: выяснить Василиса Кожина- это в большей степени реальный или вымышленный исторический персонаж и несет ли она сегодня в себе образец для формирования патриотизма.

Для достижения цели мы сформулировали задачи:

    Изучить все имеющиеся в нашем распоряжении источники

    Провести анализ этих источников на предмет их подтверждения героизма Василисы Кожиной

    Изучить учебники истории и выяснить, когда начался процесс создания образа героя Отечественной войны 1812 г. Василисы Кожиной

    Попытаться разобраться с вопросом: актуален ли сегодня героический образ и поступки Василисы

Это определило структуру нашей работы, которая состоит из трех глав. В первой главе мы анализировали источники о Василисе и её подвиге, пытались разобраться, что было реально, а что, возможно, было придумано для усиления образа Василисы.

Во второй главе мы изучили учебники по истории дореволюционной, советской и современной России на предмет того, когда в них появилась информация об изучаемой нами героине. И попытались найти этому объяснение.

В третьей главе мы размышляли о том, насколько сегодня актуален образ Василисы и её геройское поведение. Может ли оно воспитывать чувство патриотизма?

В своей работе мы использовали работы В.А.Лунина, В.Черемухина, А.Зарина, работы советских историков Е.Тарле, Н.Гарнича, данные Большой советской энциклопедии, энциклопедии «Отечественная война 1812 г.», учебники Илловайского, Платонова, Беллярминова, Шестаковой, Федосова, Панкратовой, Данилова и Косулиной, Авксентьева и Данилова. Кроме того, привлекали информацию, размещенную в сети Интернет.

Глава 1. Образ Василисы Кожиной в исторических источниках

    История Василисы.

Впервые имя Василисы Кожиной было упомянуто в журнале «Сын Отечества» №11, вышедшем в 1812 г. Это была анекдотическая история о старостихе Василисе: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!"». В этой истории не упоминается ни название деревни, о которой идет речь, ни фамилии старосты и его жены. Есть только имя: Василиса. Больше никаких сведений об этой женщине нет. Эта заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами». Таким образом, мы видим, что упоминания о некой Василисе, которая так бесстрашно вела себя с французскими солдатами и офицерами, упоминается не в официальном документе, а в сборнике анекдотических историй. Поэтому и неизбежно и возникает вопрос: Василиса- реальный исторический персонаж или лубочная фигура, вымышленный образ, обросший придуманными деталями?

Итак, первые сведения о Василисе появились в журнале «Сын Отечества». Это был необычный журнал, который отличался от всех остальных изданий. Его появление определялось историческими событиями, связанными с Отечественной войной 1812 г. Сам император Александр I выделил Гречу(главному редактору) на первые расходы тысячу рублей. Выходить этот журнал начал с октября 1812 года. Он предназначался «для помещения реляций и частных известий из армии, для опровержения вредных толков насчет хода происшествий, для сосредоточения патриотических мнений». Журнал выходил каждый четверг, в нем помещались речи, воззвания, исторические и политические статьи, выписки из иностранных журналов, анекдоты, стихотворения. Журнал имел ярко выраженный патриотический характер. Отечественная война 1812 года спровоцировала необычайный всплеск общественно-политической активности и, возможно, стала одним из тех ключевых событий, которые определили пути развития русского национального самосознания. «Сын Отечества» стал первым выразителем патриотических идей и мнений, он формировал патриотический дух, дух единения русского народа в борьбе с Наполеоном. И появление анекдота подобного содержания о том, как жена местного старосты Василиса взяла в плен французских солдат, вполне объяснима. Вероятно, в этом случае важна была не историческая достоверность, а сама история, которая высмеивала беспомощность французских воинов, которые были пленены вооруженной косой обычной крестьянкой.

Эта история стала обрастать и визуальными подробностями. В 1813 г. в «Теребеневской азбуке» появляется лубок А.Г. Венецианова «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит» (Приложение 1). Эта азбука выпускалась в первую очередь для детей и несла в себе огромный воспитательный потенциал. В ней продолжалось формирование образа героини Василисы.

Единственное изображение Василисы Кожиной- это портрет художника А.Смирнова «Василиса Кожина», написанный им в 1813 г. и хранящемся в музее-панораме Бородинской битвы. С картины на нас смотрит простая русская женщина. Одета как зажиточная крестьянка: головной убор, бусы и серьги с жемчугами. Дорогая шаль. Руки в кольцах. Спокойное грубоватое лицо. И орден на шали (Приложение 2). На картине проглядывает медаль. Она едва заметна. Разглядеть её достаточно трудно. По слухам, сам Александр I прослышал о Кожиной и самолично наградил ее 500 рублями и серебряной медалью за храбрость. Но эта версия не нашла официального подтверждения. Также не нашла подтверждения и версия о том, что

ее даже познакомили с самим Кутузовым. Согласно легенде, как вспоминал Кутузов, привели к нему «огромного роста женщину, в высоких валяных сапогах, в короткой юбке и полушубке, с вилами в руках. Но, несмотря на воинственный вид, лицо ее было крайне добродушно».

Изучая историю Василисы Кожиной, можно обнаружить больше легенд, чем реальных фактов. Мы выяснили, что в дореволюционной историографии основными источниками по восстановлению истории Василисы и её подвига были исторические анекдоты, а также работы В.А. Лунина «Старостиха Василиса»(1897 г.), Василия Черемухина «Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.» (1912 г.), А.Е.Зарина «Женщины-героини в 1812 г году»(1912).

Надо заметить, что эти произведения достаточно трудно назвать историческими трудами, которые используют архивные материалы и опираются на проверенные факты. Это скорее исторические литературные повести. Тот же В.А. Лунин не являлся историком. Он значится как лубочный писатель, автор историко-литературных очерков, повестей, обработанных сказок.

Познакомившись с содержанием этих произведений, мы нашли множество нестыковок, связанных с жизнью Василисы Кожиной. Во-первых, у Лунина Василиса носит фамилию Туляева. У других авторов фамилия не указывается. Во-вторых, у Лунина Василиса живет в «деревне Пристенки, в верстах полтораста от Москвы, по большому Смоленскому тракту» . У Черемухина и Зарина Василиса была женой старосты Сычевки Смоленской губернии Пореченского уезда. Возникает вопрос: описанные Василисы- это одно и то же лицо, или речь идет о разных людях, или это вымышленный собирательный образ? Мы обратились к энциклопедии «Отечественная война 1812 года» и нашли там информацию о том, что Василиса Кожина-« крестьянка, жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии» . Мы изучили карту Смоленской губернии(приложение 3) . И обнаружили, что в Сычевском уезде имелся хутор Гошково, а вот села Сычевки в Пореченском уезде нет. Село Сычевка была центром уезда Сычевский. Это еще раз подтверждает, что в данные произведения не могут являться источниками достоверной информации о нашей героине.

В советской историографии история Василисы Кожиной также не нашла подробной проработки. Мы предполагаем, что это связано с тем, что отсутствуют достоверные сведения о жизни Василисы Кожиной. Нет точных сведений о дате рождения и дате смерти. В «Большой советской энциклопедии» записано: «гг. рождения и смерти неизвестны» . Предположительно это 1780-1840. Информация о Василисе Кожиной присутствует в монографии советского историка Н.Ф.Гарнича «1812» . Василиса Кожина предстает как умелый и храбрый командир отряда партизан из крестьян. Также в работе «Нашествие Наполеона в Россию» в главе «Малоярославец и начало партизанской войны» академик Е.В.Тарле приводит сведения о действиях отряда под руководством Василисы Кожиной. При этом подчеркивает, что достаточно трудно разобраться: легенда это или вымысел. «О той же Василисе или о кружевнице Прасковье, действовавшей около Духовщины, ходили целые легенды, но трудно выделить в них истину, отделить историю от фантазии».. Надо отметить, что в советский период герои, подобные Василисе Кожиной, находили широкий отклик в трудах историков и учебниках. Но мы не нашли не только больших исследований, но и подробной информации.

В современной исторической науке работ о Василисе Кожиной нет. В 2004 г. была издана «Энциклопедия Отечественной войны 1812 г.», в которой есть краткая информация о Василисе Кожиной, которая практически повторяет информацию Большой советской энциклопедии. Оживил интерес общественности к забытому образу Василисы одноименный фильм, снятый в 2013 г. режиссером Антоном Сиверсом. Созданный актрисой Светланой Ходченковой образ Василисы еще больше далек от исторических реалий. Но художественный фильм и не претендовал на достоверное воспроизведение действительности. Из всей истории Василисы осталось только имя и образ женщины-героини, которая отчаянно сражалась с французскими захватчиками. Вышедший фильм подогрел интерес к образу народной героини. В газете «Аргументы и факты» появляется статья Андрея Сидорчика «Героиня из черни. Минута славы Василисы Кожиной», в которой он пытается ответить на вопрос: почему так мало информации о народных героях Отечественной войны 1812 г. Вот так он объясняет эту причину «Причина этого явления проста — сведений о крестьянском сопротивлении армии Наполеона на самом деле крайне мало потому, что сразу после Отечественной войны никто и не думал заниматься сбором этих данных» .

    Подвиг Василисы.

Далее мы постарались определить основное содержание подвига Василисы Кожиной. В этой информации практически все имеющиеся в нашем распоряжении источники были единодушны. Василиса организовала отряд из крестьян, с которыми нападали на отставшие части обозов, остатки отступавших французских войск. Кроме того, конвоировала пленных французов. Василиса проявляла храбрость, смелость, иногда была крайне жестока. Как пишет тот же Тарле: « лично перебившая вилами и косой немало французских солдат». Содержание анекдотов и лубков также отражают данную информацию. Но некоторые источники отмечают и великодушие Василисы, что делает её героический образ более привлекательным. А.Е.Зарин пишет о том, что, когда французы стали отступать, Василиса смилостивилась к врагу, стала просто сопровождать пленных. А у Черемухина описывается случай о том, как Василиса помогла пленному французу, которому отдала часть денег, пожалованных ей М.И.Платовым за её храбрость.

Таким образом, изучив всю находившуюся в нашем распоряжении информацию о Василисе Кожиной, можно сделать некоторые выводы:

    Информация о Василисе Кожиной отрывочна и полна неточностей;

    Однозначно ответить на вопрос «Василиса- это миф, созданный в условиях войны 1812 г., или реальность?» однозначно нельзя, хотя есть косвенные сведения о существовании Василисы и её подвиге

    Даже в советский период, когда происходило возвеличивание народных героев, информация о Василисе скудная. А это свидетельствует, что историки не нашли достоверные сведения о Василисе Кожиной;

    В большей степени этот образ формировался на основании легенд и историй, которые передавались и пересказывались в тот период времени.

Глава 2. Василиса Кожина на страницах учебников истории

    Дореволюционные учебники о Василисе.

Во второй части своей работы мы постарались выяснить, как и в какой период Василиса Кожина попала на страницы учебников истории и была названа героиней. История, как мы знаем, несет в себе огромный воспитательный заряд. С помощью исторического материала можно заниматься формированием мировоззрения, духовно-нравственных качеств учащихся. Одним из важнейших качеств является патриотизм. Это качество будет актуально во все времена. И материал о героях, которые особенно проявляли себя в военный период нашей истории, помогает решать эту задачу. Вот мы и задались вопросом выяснения того, когда материал о Василисе был включен в учебники истории.

Для выяснения этого вопроса мы познакомились с содержанием учебников истории дореволюционной, советской и современной школы. Это учебники Д.И.Илловайского « Краткие очерки русской истории», С.Ф. Платонова «Учебник русской истории», И.И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории», Н.И.Кареева « Учебная книга по Новой истории», Л.Шестакова « История СССР. Краткий курс.4 класс», А.Я.Ефименко « Элементарный учебник по русской истории», И.А.Федосова « История СССР. Учебник для 8 класса», А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс», Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова, А.А. Левандовского, А.Я. Токаревой « История России. 9 класс. Ч.1».

Изучив содержание данных учебников, мы выяснили, что в дореволюционных учебниках, по которым обучались в гимназиях и реальных училищах, информация о Василисе Кожиной отсутствует. Хотя нужно отметить, что приведена информация о партизанском движении в годы Отечественной войны, подчеркивается народный характер войны. Так, в учебнике Платонова сообщается: « Вооружаясь чем попало, они нападали на отдельные французские отряды и истребляли их, жгли французские запасы, громили неприятельские обозы, словом, наносили врагу, какой только могли, вред. При таком возбуждении народа маленькие отряды кавалеристов и казаков, высланные на французов из русской армии, могли с чрезвычайной легкостью и удобством вредить врагу, нападая на него со всех сторон внезапно и украдкой, ведя с ним «партизанскую войну». (Среди партизан особенно были известны Фигнер, Давыдов и Сеславин.) Народ всячески помогал партизанам, укрывал их, доставлял им сведения о движении неприятеля, поддерживал их в боях. Народная и партизанская война страшно вредила французской армии и расстраивала ее». В самом издаваемом учебнике по истории Д.И.Илловайского нет упоминания о Василисе Кожиной и её геройских поступках. Но также подчеркивается героизм простых людей во время войны: «В это критическое время русский народ вполне обнаружил свой высокий патриотический дух. Он мужественно перенес все бедствия, связанные с неприятельским нашествием, и готов был всем пожертвовать для спасения отечества. Дворянство разных губерний вооружило на свой счет до 300 000 ратников; все сословия вместе пожертвовали 100 000 000 рублей на военные издержки; в то же время началась партизанская и народная война..». В учебнике И.И. Беллярминова есть упоминания о других героях- партизанах Отечественной войны, но о Василисе сведений нет: « Изданный еще ранее манифест о составлении народного ополчения в помощь регулярным войскам теперь возымел особенную силу. Во всех губерниях, преимущественно же ближайших к Москве, купцы жертвовали деньги, а дворяне собирали ополчения; отважные офицеры: Фигнер, Давыдов и др. составляли из храбрецов летучие отряды партизан» Мы видим, что упоминаются в первую очередь партизаны дворянского происхождения. Это может найти свое объяснение господствующей в тот период дворянской историографией. А возможно и тем, что достоверные сведения о героических действиях представителей крестьян действительно отсутствовали.

    Советские и современные учебники о народной героине

В советских учебниках информация о Василисе и её отряде находит свое место. Советское государство и историческая наука создавала своих героев. Героев из простого народа. И Василиса соответствовала всем требованиям тогдашних исторических и патриотических стандартов. В первую очередь, в основном учебнике для советской школы для учащихся 8 класса под редакцией А.И. Федосова. Отечественная война 1812 г. изучалась советскими школьниками в 8 классе. Изучение в тот период было линейным, и не повторялось в старшей школе. Так пишет об этом учебник: «Бесчинство неприятеля, пожар Москвы вызвали гнев народа. На территории, захваченной противником, развернулась народная война. В этой малой войне прославились отряды партизан-офицеров Д.В.Давыдова, А.Н.Сеславина, А. С.Фигнера. Крестьяне создавали также небольшие отряды. Прославились в этой войне старостиха Василиса Кожина, партизанский отряд, которой смело нападал на врага»..

В современных учебниках мы просмотрели линию издательства «Просвещения». Это учебники А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. 8 класс» и новый учебник «История России. Ч 1. 9класс» под ред. А.В.Торкунова, переработанный в соответствие с принятым историко-культурным стандартом (ИКС). И в том и другом учебниках имеется информация о Василисе Кожиной одинакового содержания: «Всероссийскую известность своими отважными действиями против войск противника приобрела крестьянка-партизанка Сычевского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина»

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

    Информация о Василисе Кожиной и её подвиге попала на страницы учебников истории в советское время;

    Это укладывалось в идеологическую линию государства по преподаванию истории в школе и воспитанию подрастающего поколения при формировании патриотических качеств;

    Образ Василисы оказался актуальным и в современных учебниках истории, позволяющий так же, как и в советское время, формировать духовно-нравственные качества;

    Информация о Василисе в учебниках скудная, формулируется несколькими фразами. Подробного описания подвига нет.

Глава 3. Нужна ли сегодня героиня Василиса

Василиса Кожина стала героиней с легкой руки Греча, который опубликовал в журнале «Сыны Отечества» анекдот. Героиня исторических рассказов и лубков 19-нач.20 века, оставившая свой след в учебниках истории. Загадка, неразгаданная и по сей день. Мы решили выяснить, что известно современным людям об этой героине. Для этого мы провели опрос среди учащихся и педагогов школы, студентов и педагогов Агротехнологического колледжа. Мы задавали вопросы «Знаете ли Вы, кто такая Василиса Кожина», «Смотрели ли Вы фильм Василиса и о ком он», «Нужно ли знать о героях». Опрос показал, что большинство опрошенных респондентов не знают о Василисе Кожиной и не смотрели фильм, соответственно не знаю о его содержании. По поводу знания о героях 100% ответили утвердительно. О героях знать необходимо. Этот простой опрос выявил явное противоречие. С одной стороны, все осознают, что о героях знать необходимо, а с другой стороны о героических действиях Василисы никто не знает. Хотя на уроках истории эта информация присутствует. Кроме того снят фильм. Пусть даже этот фильм не отличается исторической достоверностью, но передает основную идею: борьба обычной женщины с неприятелем.

Мы попытались разобраться: актуальна ли сегодня информация о подвигах Василисы? Может ли она быть нравственным ориентиром для людей?

Конечно, в своей работе мы не претендуем на поиск однозначного ответа, это по многим причинам сделать достаточно трудно. Но постараемся привести некоторые аргументы, которые смогут нам несколько прояснить данный вопрос.

Опрос показал, что все респонденты однозначно считают, что о героях знать нужно. Изучив сайты на предмет обсуждений героизма, мы выяснили, что данная тематика популярна в блогах. Есть сайт «Герои сегодня», где публикуется информация о геройских поступках современных людей Ею интересуются, обсуждается вопрос «Нужны ли сейчас герои?» Все высказывают различные мнения: причем порой полярно противоположные. От: «Герои нужны во все времена, иначе мы не сможем построить собственную шкалу морально-нравственных ценностей, не сможем говорить о чести и достоинстве, не сможем восхищаться уникальными навыками и знаниями, к которым стоит стремиться» до «Население разрознено, у каждого свои трудности: у одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий.

Население не умеет растить Героев. Да они ему и не нужны. Не хочется защищать, отдавать жизнь за «не наших».

А на самом деле, нужны ли нам герои? В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». Эта проблема актуальна в России как никогда. По данным Института социологии Российской академии наук, которые опубликованы в 2013 г. в информационном бюллетене «Социокультурные факторы консолидации российского общества», за последние 15 лет значительно ослабли такие качества россиян, как патриотизм, преданность Родине. Галерея национальных героев- один из важнейших ресурсов в деле воспитания патриотизма. Они те, на которых нужно равняться, они те, кто подарили нам будущее.

Подходит ли Василиса Кожина под данное определение? Все источники подтверждают, что это была смелая женщина. И даже, если допустить, что это некий собирательный образ женщины- крестьянки времен Отечественной войны, смелость и храбрость- это отличительные черты Василисы. Доблесть как высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие также присуща Василисе. Она,не задумываясь, приходит на помощь своей Родине. Образ Василисы обладает двойным героизмом, так как в борьбу с врагом вступает не просто солдат и офицер, а обычная женщина-крестьянка, которая не обучена военным хитростям. Её удел(не будем забывать, что это 19 век) заниматься хозяйством, растить детей. Женщина-воин в то время выглядела необычно, вызывая общественный резонанс. Может быть поэтому сначала появился анекдот, который потом стал историей подвига Василисы Кожиной.

Заключение.

В ходе нашего исследования гипотеза в большей степени нашла свое подтверждение. Образ Василисы-героини формировался на волне роста патриотических чувств, связанных с Отечественной войной 1812 г. Но особенностью было то, что практически отсутствуют достоверные источники деятельности Василисы Кожиной. Архивных сведений, которые бы могли подтвердить все истории об её деятельности, нет. Поэтому информации о ней в исторических монографиях, посвященных Отечественной войне 1812 весьма мало. Это всего несколько скупых строчек. Большинство деталей из ее жизни были выдуманы и приукрашены. Не нашла подтверждения легенда о том, что Василиса встречалась с Кутузовым, что была награждена медалью и денежной премией. Образ Василисы в большей степени мифический. Создание его происходило, как нам кажется, поэтапно. Сначала стихийно в годы войны из уст в уста передавались легенды о героических действиях старостихи Василисы и её партизанском отряде. Возникло множество разных интересных историй, в которых формировался образ бесстрашной, мужественной женщине-богатырше, возглавившей отряд женщин и детей. Эти истории вылились в исторический анекдот, который попал на страницы журнала «Сын Отечества», содержание которого носило открытый патриотический характер. И именно с этого времени начинается целенаправленное создание исторического мифа «Народная героиня Василиса». Далее в канун юбилея Отечественной войны 1812 г. друг за другом публикуются исторические повести, центральной фигурой становится Василиса и её подвиги в годы войны. Эти повести не основаны на реальных исторических источниках, и сами по себе не могут претендовать на научные исторические работы. А завершенный образ народной героини, партизанки Василиса приобретает в годы советской власти. Но и в этот период информации о Василисе недостаточно.

На примере Василисы можно проследить, как и с какой целью рождается исторический миф. В истории много примеров мифов подобного рода. Самый известный миф об Александре Невском, вернее о словах, которые он произнес: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Эти слова произносит Николай Черкасов, сыгравший Невского в одноименном фильме С. Эйзенштейна 1930 г. На самом деле в основных источниках отсутствует информация по этому поводу. Но этот миф стал реальностью.

Вот так и история о Василисе и её подвиге быстро обросла легендами и превратилась в исторический миф. Но этот миф имел под собой и историческую основу. А с другой стороны этот миф во многом может использоваться для воспитания патриотических чувств молодого поколения, в том числе и в современное время.

Источники и литература

Пушкин В. А., Костин Б. А. Женщины 1812 года / Из единой любви к Отечеству. — М.: «Молодая гвардия»,1988 (Библиотека журнала ЦК ВЛКСМ, № 17(332)) С. 107—109. — Тираж 75 000 экз.

Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956.

Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004.

Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897

В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912

А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912

История СССР. Под ред.А.М.Панкратовой. Учебник для 10 класса, М, 1952 г.

И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина..История России. XIX век. 8 класс, М, «Просвещение», 2008, стр.30

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Azbuka/p9.html

http://1812.nsad.ru/130

http://topwar.ru/18675-vasilisa-kozhina.html

http://heroestoday.ru/

    http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/vasilisa_kozhina_krestjanka_stavshaja_komandirom_partizan/4-1-0-211

  1. http://1812.nsad.ru/130

    А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 16

    Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897, стр.3

    Там же, стр.4

    Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004., стр.351

    http://metalloiskateli-info.ru/wp-content/uploads/2012/02/smolenskaya-guberniya-karta-21.jpg

    http://bse.sci-lib.com/article062484.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожина,_Василиса

    Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956,стр.137,197

    http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

    http://bse.sci-lib.com/article062484.html

    http://www.aif.ru/society/history/geroinya_iz_cherni_minuta_slavy_vasilisy_kozhinoy

    http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

    А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 14

    В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912, стр.9

    http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/341-plat-tut-145

    http://dugward.ru/library/ilovayskiy/ilovayskiy_kratkie_ocherki.html#dalney

    http://dugward.ru/library/bellarminov/bellarminov_elementarniy_kurs.html#a078

    И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г., стр. стр.24-25

    Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. История России. 9 класс. Ч.1, М, «Просвещение», 2016, стр. 32

    http://heroestoday.ru/

    http://topwar.ru/30606-nuzhny-li-seychas-geroi.html

    http://practiceducation.com/node/245

    http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

    Информационно-аналитический бюллетень «Социокультурные факторы консолидации российского общества».- М.,2013г, стр. 25

Примечания

Ви́ктор Алексе́евич Лу́нин (6 ноября 1838, Екатеринослав, Российская империя — ? [после 1914]) — военный врач, лубочный писатель. Автор ряда учебных пособий по медицине, исторических очерков и произведений других жанров (более 150 книг).

Лунин написал ряд учебных и ознакомительных пособий по медицине. По выходе в отставку он в 1887 году опубликовал уголовный роман «Купленный выстрел, или Шайка отравителей». После этого ему стали поступать заказы от «народных» издателей книгопродавцов Е. А. Губанова и Е. И. Коноваловой. Лунин продолжил издавать книги разных жанров (исторические очерки и повести, обработки сказок и др.) и вскоре стал одним из самых плодовитых и известных лубочных писателей, наряду с такими как И. С. Ивин, М. Е. Евстигнеев и К. К. Голохвастов.

Кроме военно-исторической темы Лунин в своих сочинениях затрагивает быт различных социальных слоёв общества (крестьянского, купеческого, чиновничьего, помещичьего, дворянского и др.), включая дореформенную эпоху. В трудах Лунина прослеживается явное сочувствие к представителям социальных низов, а также убеждение, что «трудолюбие, вера в Бога и покорность судьбе всегда вознаграждаются, а неправедная жизнь ведёт к плохому концу». Лунин также писал и на малороссийском (украинском) языке.

Евге́ний Ви́кторович Та́рле (первоначальное имя — Григорий Вигдорович Тарле; 27 октября (8 ноября) 1874 года, Киев — 5 января 1955 года, Москва) — российский и советский историк, академик АН СССР (1927).

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1896). Дипломное исследование: «Крестьяне в Венгрии до реформы Иосифа II» В феврале 1900 г. ученый совет Киевского университета присвоил Тарле ученое звание приват-доцента. Его магистерская диссертация (1901 г.) была издана отдельной книгой, а в 1902 г. на основе диссертации Тарле публикует в либерально-народническом журнале В. Г. Короленко «Русское богатство» статью «К вопросу о границах исторического предвидения».

В 1903—1917 (с небольшим перерывом в 1905 г.) приват-доцент Петербургского университета. В 1911 г. защитил докторскую диссертацию на основе двухтомного исследования «Рабочий класс во Франции в эпоху Революции». В 1913—1918 одновременно профессор университета в Юрьеве (Тарту). С 1918 г. Тарле — один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР. В октябре 1918 г. избран ординарным профессором Петроградского университета (а потом Ленинградского), затем становится профессором Московского университета и живёт в Москве (до ареста).

В 1921 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1927 году — действительным членом Академии наук СССР.

Удостоен Сталинской премии (первой степени) 1942 года за коллективный труд «История дипломатии», т. I, опубликованный в 1941 г. Почетный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии (1944), действительный член Норвежской академии наук и Филадельфийской академии политических и социальных наук.

Теребеневская азбука - знаменитое издание «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известное как «Теребеневская азбука». Её создатель скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) завоевал поистине всенародную славу своими графическими листами на темы Отечественной войны 1812 года.

Теребеневу принадлежит более полусотни сатирических рисунков, снискавших наряду с карикатурами А. Г. Венецианова и И. А. Иванова небывалую популярность в самых широких кругах русского общества.

«Сын отечества» - исторический, политический и литературный журнал, созданный в Петербурге в сентябре 1812 года. Основатель и редактор-издатель Н. И. Греч. До 1825 года выходил еженедельно, затем периодичность журнала менялась.

При своем возникновении журнал имел целью мобилизацию общественного мнения на борьбу с нашествием Наполеона; редакция получила разрешение на значительное расширение политической информации и литературной пропаганды. Журнал напечатал «Послание к русским» А.П.Куницына и «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля датского» И.К.Кайданова. Этой цели отвечали и патриотические басни И.А.Крылова. («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица»), карикатуры художников А.Г.Венецианова и И.И.Теребенева на Наполеона и его армию, а также переводы «Гласа истины» Э.М.Арндта, «Вступления в историю освобождения Соединенных Нидерландов» Ф.Шиллера. В 1815-1825 годах печатались стихи К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, критические статьи Н.И.Гнедича, А.С. Грибоедова, П.А.Вяземского, Д.В.Веневитинова, О.М.Сомова и др.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Отечественная война 1812 года породила на свет новое явление в истории - массовое партизанское движение. Во время войны с Наполеоном русские крестьяне стали объединяться в небольшие отряды, чтобы защищать свои села от иноземных захватчиков. Ярчайшая фигура среди партизан того времени - Василиса Кожина, женщина, ставшая легендой войны 1812 года.
Партизанка
На момент вторжения французских войск в Россию Василисе Кожиной, по оценкам историков, было около 35 лет. Она была женой старосты хутора Горшкова в Смоленской губернии. По одной из версий, на участие в крестьянском сопротивлении ее подвигло то, что французы убили ее мужа, отказавшегося предоставлять еду и фураж для наполеоновских войск. Другая версия гласит, что муж Кожиной был жив и сам возглавлял партизанский отряд, а жена решила последовать примеру супруга.
В любом случае, для борьбы с французами Кожина организовала собственный отряд из женщин и подростков. Орудовали партизанки тем, что имелось в крестьянском хозяйстве: вилами, косами, лопатами и топорами. Отряд Кожиной сотрудничал с русскими войсками, часто передавая им пойманных вражеских солдат.
Признание заслуг
В ноябре 1812 года о Василисе Кожиной писал журнал «Сын Отечества». Заметка была посвящена тому, как Кожина конвоировала пленных к расположению русской армии. Однажды, когда крестьяне привели нескольких пойманных французов, она собрала свой отряд, села верхом на лошадь и приказала пленным следовать за ней. Один из захваченных офицеров, не желая подчиняться «какой-то крестьянской бабе», стал сопротивляться. Кожина сразу же убила офицера ударом косой по голове. Оставшимся пленным Кожина закричала, чтобы они не смели дерзить, ведь она уже 27 «таким озорникам» отрубила головы. Этот эпизод, кстати, был увековечен в лубочной картинке художника Алексея Венецианова о «старостихе Василисе». В первые месяцы после войны такие картинки продавались по всей стране как память о народном подвиге.

Считается, что за свою роль в освободительной войне крестьянка была награждена медалью, а также денежной премией лично от царя Александра I. В Государственном историческом музее в Москве хранится портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым в 1813 году. На груди Кожиной видна медаль на Георгиевской ленте.

А еще имя отважной партизанки увековечено в названиях многих улиц. Так, на карте Москвы недалеко от станции метро «Парк Победы» можно найти улицу Василисы Кожиной.
Народная молва
Умерла Василиса Кожина примерно в 1840 году. О ее жизни после завершения войны неизвестно практически ничего, но слава о военных подвигах Кожиной распространялась по стране, обрастая слухами и выдумками. Согласно таким народным легендам Кожина как-то раз хитростью заманила 18 французов в избу, а затем подожгла ее. Есть также истории о милосердии Василисы: согласно одной из них партизанка однажды пожалела пленного француза, накормила его и даже дала теплую одежду. Является ли хоть одна из таких историй правдивой, к сожалению, неизвестно - никаких документальных подтверждений нет.
Неудивительно, что со временем вокруг отважной партизанки стало появляться множество баек, - Василиса Кожина превратилась в собирательный образ русского крестьянства, боровшегося против захватчиков. А народные герои часто становятся персонажами легенд. Не удержались от мифотворчества и современные российские режиссеры. В 2013 году вышел мини-сериал "Василиса", впоследствии переделанный в полнометражный фильм. Заглавную героиню в нем сыграла Светлана Ходченкова. И хотя светловолосая актриса вовсе не похожа на женщину, изображенную на портрете кисти Смирнова, а исторические допущения в фильме иногда выглядят совсем уж гротескными (например, то, что простая крестьянка Кожина свободно говорит по-французски), все же такие киноленты говорят о том, что память об отважной партизанке жива даже спустя два века после ее смерти.

История кавалерист-девицы Дуровой сейчас известна почти каждому. Храбрая, мечтающая о подвигах девица захотела встать на защиту своей родины наравне с мужчинами. Эта необычная для того времени женщина в мужском костюме сражалась в русской армии в 1807, 1812 и 1813 годах. Когда ее история раскрылась, император Александр I позволил ей продолжить службу гусаром под именем Александрова Александра Александровича.

Известность и популярность истории жизни этой женщины объясняется, прежде всего, тем, что Надежда Васильевна Дурова оставила после себя прекрасно написанные «Записки», рассказывающие о ее непростой судьбе. Но ее история не была уникальной. В русской армии примерно в это же время были и другие женщины, отказывавшиеся подчиняться устоявшимся военным традициям.

Александра Тихомирова поступила на военную службу во время войны 1812 года. Ее брат был убит в бою, и она под его именем сражалась с армией Наполеона. Тихомирова служила в уланском полку, стала командиром роты. По некоторым сведениям, ее служба продолжалась в течение целых 15 лет.

Еще одна женщина, оставившая свой след во время войны 1812 года - это Татьяна Маркина . Она несла службу под именем капитана Курочкина.

Эти женщины избрали для себя непростой путь, полный тревог и опасностей. Они служили на благо родины, считая это своим долгом.

Одним из основных мотивов, который побуждал русских женщин бросать свой привычный образ жизни, свой дом, была личная трагедия. Смерть близких, разорение домов - все это не могло оставить женщин равнодушными. В народе появилось много историй о героических женщинах, простых крестьянках, которые яростно сражались с французами, мстили им за ужасы и беды, которые те причинили русской земле. То, что такие женщины действительно были, не вызывает сомнения. Они были народными героями.

Одной из таких героинь была Василиса Кожина , более известная как старостиха Василиса. Она жила в Сычевском уезде Смоленской губернии. Согласно одной из историй, когда в ее деревню пришли французы, они объявили о том, что Наполеон дарует им свободу, и начали собирать все крестьянские продукты и запасы. Мужа Василисы, старосту Дмитрия, отказавшегося выполнять их требования, зарубили саблей.

О Василисе Кожиной писали, что она заживо сожгла в избе 18 французов. Это был ее первый «народный» подвиг. Дальше слава о ней распространялась по всей России.

Ей приписывали такие слова: «Не могу больше служить миру, православные! Решила я делать свое дело, а дело мое мстить, пока силы хватит, нашему ненавистнику! Пойду в лес, на дорогу и везде, где встречу француза, буду истреблять его или сама погибну от его руки! »

Из многочисленных историй о Василисе Кожиной документально подтверждена только одна. Во время Отечественной войны 1812 года, помогая мужчинам, Василиса несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка, и однажды она убила косой строптивого пленника. В «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами», опубликованных в 1814 году о старостихе Василисе говорилось следующее: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали ещё несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят, и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама… В сём намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался её. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом — косою, повергла его мёртвым к ногам своим, вскричавши: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!“ И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы ».

Уже позднее появились рассказы о том, что старостиха организовала свой небольшой партизанский отряд, который устраивал расправу над отставшими солдатами, фуражирами, мародерами: «Спрятавшись в засаде Василиса со своей партией вдруг выскакивала на дорогу. Вилы ея работали с такой силой, что от одного удара падала мертвой лошадь, и неприятели находили смерть от рук разъяренных крестьян, под командою Василисы. Скоро весь отряд ее вооружился саблями, пиками и ружьями; только Василиса оставалась со своими страшными вилами ».

Также рассказывали, что после окончания войны, прознав о подвигах крестьянки Василисы, Александр I отправил ей серебряную медаль в память Отечественной войны.

Сейчас уже трудно разобраться, что в истории о Василисе было правдой, а что вымыслом. Ее подвиги стали носить былинный характер. Старостиха Василиса олицетворяла народную защитницу, вышедшую из простого народу.

Карикатура И.И. Теребенева

О таких простых женщинах-героинях впоследствии складывались и другие истории. Кружевница Прасковья , жившая в деревне Соколова, отстояла свою честь, зарубив двух французов топором. По «легенде» она собрала отряд из 20 человек, вооруженных топорами, косами и вилами: «Они сначала стерегли французов у дороги и нападали на них, когда видели не более десяти-двенадцати человек, но скоро косы и топоры сменились у них ружьями и саблями ».

После война Прасковья вернулась к своему делу и вновь стала кружевницей: «Она вернулась к свои коклюкам, и никто бы не узнал в красивой девушке недавнюю предводительницу отряда, одно имя которой приводило в трепет храбрых солдат «великой» армии ». Согласно истории о Прасковье, ей тоже, как и Василисе, прислали из Петербурга серебряную медаль.

Другая героиня народных историй - Анфиса . Французы убили на ее глазах отца и жениха. Юная девушка вскоре также обрушилась на французов, сначала дубинкой, потом саблей. Вскоре к Анфисе присоединились другие женщины деревни: «Храбрые женщины не знали ни усталости, ни лишений. Случалось, что, следя за отрядом и подстерегая отсталых, они шли целые дни под дождем, пробираясь кустами вдоль дороги. Случалось, что они не ели по целым дням. Это были закаленные воины, а не бабы ».

Почти наверняка большая часть этих историй является выдуманной. Но они были просто необходимы для людей того времени. Ведь война была народной. И не только Кутузов и его генералы прогнали французов из России. По их мнению, это стало возможным именно благодаря тому, что весь народ восстал против врага. Имена Василисы, Прасковьи, Анфисы были олицетворением того героического порыва, вызванного разорением армией Наполеона русской земли.

…Ударил набат. Крестьяне выбегали из хат, на ходу вооружаясь вилами, рогатинами, косами и дубинами. Все знали – колокол предупреждает о приближении французов. Летом они уже проходили здесь и сельчане ничего хорошего от нового осеннего визита не ждали. Попрятавшись кто где, партизаны позволили отряду фуражиров въехать в деревню. На чахлых лошадях с осунувшимися и озлобленными лицами, в изорванной одежде, французы мало походили на тех гордых солдат Великой армии, которая несколько месяцев назад прошла через эти места.

По сигналу, крестьяне бросились в атаку. Фуражирная партия сопротивлялась недолго. Из 30 человек 7 было убито, остальные сдались. Каково же было удивление в пленных, когда они увидели, что во главе отряда конвоиров стоит женщина, лет 35-40, по виду простая селянка. Ситуация для солдата XIX века почти немыслимая, тем более, что образ, несмотря на зимнюю крестьянскую одежду, не был лишен воинственности. Предводительница партизан восседала на лошади, а в руках держала косу, насаженную на укороченное древко.

А. Смирнов. «Портрет Василисы Кожиной» (1813)

Главу отряда, составленного преимущественно из женщин и подростков, звали Василиса Кожина. О её жизни до 1812 года известно очень мало, сохранила лишь то, что она была женой старосты хутора Горшково Сычевского уезда Смоленской губернии. Дату её рождения относят к 70-80 годам XVIII века. По одной из версий, её мужа убили французские солдаты, возможно, из партии запасавшей продовольствие, ещё в период, когда русская армия отступала к Москве. Желая отомстить убийцам, Василиса Кожина собрала партизанский отряд из местных жителей и осенью 1812 года, устраивала нападения на фуражирские команды и просто разбредавшихся в поисках еды французских мародеров.

Захваченных пленных партизаны часто конвоировали в расположение регулярных частей русской армии. Василиса Кожина стала известна благодаря одному из таких эпизодов с конвоем. Один из французских офицеров, по-видимому, из дворян, отказался повиноваться какой-то «крестьянской девке» и попытался сбежать. Попытка не удалась, жена вдова хуторского старосты зарубила офицера косой.

Некоторые историки только этот эпизод считают достоверным, все остальное – пропагандистские истории, которые вполне сознательно сочинялись в полевой типографии российской армии. В общем-то, это не удивительно. По очень точному выражению главы армейской типографии А.С. Кайсарова, «одна листовка порой может принести пользы больше, чем несколько батальонов». В том же духе высказывался в своих мемуарах один из редакторов журнала «Сыны Отечества», упоминая о том, что часто истории, подобные рассказам о партизанке Василисе Кожиной, сочинялись для поддержания народного духа. Очень важно было подчеркнуть, что дворянство и простой народ сплотились в борьбе с внешним агрессором.

С другой стороны есть сведения о том, что подвиг Василисы Кожиной не остался незамеченным, дойдя и до главнокомандующего, и даже до императора Александра. Государь, по одной из версий, наградил храбрую сельчанку 500 рублями и специальной медалью. Это дает основания полагать, что она была вознаграждена не за конвоирование обмороженных пленных и запомнилась современникам не только благодаря случаю с зарубленным французом, хотя для мировоззрения того времени факт действительно вопиющий.

Трудно утверждать, какая из версий верна. Но как бы там ни было, история о Василисе Кожиной стала одним из символов народной и освободительной войны, в которую включились широкие слои крестьянства. Вторая половина 1812 года стала тем периодом, когда в народе зародилось чувство патриотического единства. ХIХ век вообще – время, когда понятие патриотизма и национальной общности становится неотъемлемой частью политической и духовной жизни Европейских государств. В России этот процесс принял особенный характер. Буквально за один год, поменяв сознание огромного количества людей. Сражаясь и умирая плечом к плечу за духовные ценности, а не политические интересы, дворяне и крестьянство, пожалуй, впервые, остро ощутили свою принадлежность единому народу, а не к двум различным и несоприкасающимся сословным мирам.

Особенно ярко проявилось это чувство в смешанных партизанских отрядах, которых состояли из регулярных войск, казаков, и крестьян. В «Дневниках партизанский действий» Денис Давыдов писал, о том, что въезжая в русские деревни ему и его отряду приходилось сначала доказывать свою принадлежность русскому народу: крестьяне не видели отличий в похожей форме русских и французских регулярных войск. Впоследствии Давыдов переоделся в мужицкий кафтан, отпустил бороду и носил на груди образок св. Николая вместо ордена святой Анны, его примеру последовали и другие партизаны принадлежавшие регулярным войскам.

После сожжения Москвы народная война из пассивной – саботирование фуражировок и заготовок продовольствия – переросла в активную, крестьяне взялись за . И на примере Василисы Кожиной, видно, что не только мужики. Француза начали бить, что называется, всем миром.

Наполеон, в итоге, был побежден, кампания 1812 года выиграна, и самым логичным вознаграждением, столь много для этой победы сделавшему крестьянству, было бы освобождение от крепостной зависимости. Однако император рассудил иначе, предложив крестьянам добровольно сдать оружие, забыть о том, что они несколько месяцев были не только его подданными, но гражданами своего Отечества, и покорно разойтись по стойлам. Александр не почувствовал или не захотел почувствовать той самой народной силы, которая вложила оружие даже в женские руки.

После 1813 года о Василисе Кожиной ничего не известно. В 1812-13 годах ей была посвящена серия лубков, в тоже время художником Александром Смирновым был написан её портрет. Автор намеренно затемнил фон, обращая внимание зрителя на лицо героини. Лишенное какой-либо воинственности нейтральное выражение и сжатые в тонкую линию губы говорят о решительности и способности постоять за себя, детей и односельчан в случае необходимости. В её личной судьбе, как в зеркале, отразилась мрачная сторона войны, делая жестокими тех, кто быть ими по определению не должен.

К сожалению, о народных героях Отечественной войны крайне мало сведений. Никто намеренно не документировал их подвиги и не записывал биографий.

Не сохранилось и никаких формулярных списков, аналогичных тем, по которым восстанавливают биографии офицеров российской армии.

Тем ценней для потомков те крупицы информации о героях из простых крестьян, которые редко добираются до страниц учебников истории.

В иcтoрии России былo мнoжeствo гeрoeв, пoдрoбнoсти жизни кoтoрых прaктичecки нeизвecтны. Этo прaвилo рacпрocтрaнятcя нe тoлькo нa дaлeкиe былинныe врeмeнa, нo и нa coвceм нeдaвнюю эпoху. Вaсилисa Кoжинa, биoгрaфия кoтoрoй прeдстaвляeт сoбoй кaк рaз примeр тaкoгo «бeлoгo пятнa», пpинaдлeжит к этoму cлaвнoму ряду.

фото: Портрет Василисы Кожиной». Художник А. Смирнов
Отечественная война 1812 года подарила миру большое число героических имен. Связано это с тем, что кровопролитие впервые за очень долгое время прошлось непосредственно по территории России. Ее защищала не только регулярная армия, но и народное ополчение. Так или иначе, но от войны 1812 года потомкам осталось два знаменитых женских имени. Это Надежда Дурова и Василиса Кожина, биография которой практически неизвестна.

При этом первая из них служила в кавалерии, благодаря чему о ней осталось много документальных свидетельств. Кожина же по происхождению была крестьянкой, что, конечно, не могло не повлиять на ее образ. Например, в СССР народ знал ее только по небольшой сноске в Большой советской энциклопедии.

Краткая биография Василисы Кожиной содержит следующие факты. Она была уроженкой Сычевского уезда в Смоленской губернии. Крестьянка являлась старостихой (супругой старосты) местного хутора под названием Горшков. Ее быт, собственно, и определил скудность источников о ранней мирной жизни. Даже в точности неизвестно, когда же родилась народная героиня Кожина (приблизительно в 1780-м).

Смоленская губерния оказалась на пути Наполеона, шедшего в Москву. Французская армия сожгла множество деревень. Она использовала тактику выжженной земли. За линией фронта оказалось множество поселений. Жители этого региона в основном шли в партизаны, чтобы сражаться с агрессорами. Была среди этих добровольцев и Василиса Кожина. Биография старостихи содержит много белых пятен, но сведения об ее активной роли в организации местного ополчения все же имеются.

Отряд Кожиной состоял в основном из женщин и подростков. Мужчины, населявшие деревни, еще до того ушли в армию. После того как французы оккупировали западные губернии, прежняя государственная власть здесь стала несостоятельной. Некому было организовать партизан. Занимались этим люди не уполномоченные, а самые обычные - жители местечек и хуторов. Была среди этих лидеров и Василиса Кожина. Биография крестьянки до этого ничем примечательным не отличалась. Однако по природе старостиха обладала бойким и упрямым характером. Эти качества и помогли ей собрать людей.

Однако просто сгруппироваться для партизанского отряда было недостаточно. Люди нуждались в оружии. Обычно в его качестве выступали косы, топоры, вилы - инструменты обычного сельского инвентаря. Активная фаза действий отряда Кожиной началась вместе с отступлением французов из Москвы.

Наполеон «пересидел» в столице и невольно отдал стратегическую инициативу в руки русских. Вскоре «Великая армия» отправилась в спешное путешествие домой. Обратный путь пролегал через разоренную Смоленскую губернию, уроженкой которой была Василиса Кожина. Биография, дети, прежние отношения - все эти обстоятельства из мирной жизни потеряли свое значение. Теперь женщине пришлось стать суровой и беспощадной.

Французы в отступлении потеряли свою знаменитую дисциплину. Войско начало страдать от эпидемий, голода и холодов. Российский суровый зимний климат больно ударил по чужакам, перешедшим границу империи летом в тонких шинелях. Кроме того, солдатам пришлось возвращаться по дорогам, которые они сами разорили за несколько месяцев до того.

Часто страдавшие от недоедания французские отряды отделялись от основной армии и отправлялись в глубинку, чтобы найти пропитание. Они надеялись найти в оставленных крестьянских хозяйствах хоть какую-нибудь еду. Вместо этого интервентов в селах ждали сплоченные группы партизан. Одной из самых больших таких ватаг руководила Василиса Кожина. Биография, память народа о героине - все эти вопросы исследователи начали изучать гораздо позже. Тогда же о ней едва ли кто-то знал.

Очень быстро во французской армии разошлись слухи о предводительнице партизанского отряда, беспощадно расправляющейся с оккупантами. Именно поэтому вокруг личности Кожиной так много легенд и так мало фактов. После Отечественной войны никто не собирал и не систематизировал данные о крестьянском движении сопротивления французам. Когда историки следующих поколений спохватились, было уже поздно.

Отчасти этим фактом и объясняется та скупость, с которой о Кожиной отзывались в советских учебниках. Для СССР с его опытом Великой отечественной войны замалчивать народные подвиги в среде обычных жителей страны было не принято.

В России начала XIX века царствовал крепостной строй. На нем зиждились богатство и блеск аристократии с ее балами и зваными вечерами. К крестьянам относились как к людям второго сорта, поэтому никому и в голову не пришло подчеркивать подвиги обычных сельских жителей. Когда война закончилась, героически сражавшиеся партизаны вернулись в барские поместья и продолжили свой рабский труд.

Из всех народных образов войны 1812 года больше всего стала известна именно Василиса Кожина. Биография, семья и другие факты ее жизни почти не известны. Исследователи очертили возраст женщины в промежутке от 30 до 40 лет. У Василисы был муж, который работал старостой сельского поселения. Когда началась французская интервенция, его убили.

Видимо, именно из-за чувства мести Кожина вступила на тропу беспощадной войны с непрошеными гостями. Случилось это, когда французы уже отступали на родину. В первые месяцы войны крестьянское сопротивление им было довольно пассивным. Крепостные в основном прятались в лесах и сжигали свои хозяйства, чтобы они не достались врагу.

Французы и их союзники поначалу также не расправлялись с бедняками. Они только отбирали еду или фураж для лошадей. Однако когда Наполеон стал терпеть поражения, атмосфера в его армии заметно накалилась. Солдаты были озлоблены из-за проигранных сражений, неудобств, отвратительного климата и плохой организации кампании. Их ярость вымещалась на крестьянах, попадавших под горячую руку.

Росла взаимная ненависть, а вместе с ней и размеры партизанских отрядов, одним из которых руководила Василиса Кожина. Биография, киновоплощения в современных сериалах и многие другие интересные факты, связанные со старостихой, теперь интересуют многих граждан нашей страны. Однако в 1812 году она была лишь простой русской женщиной. И даже после войны, еще при жизни, она не была так известна, как сейчас. Именно время сделало из Кожиной народную героиню и персонажа фольклора.

Сначала Кожина только организовывала засады на дорогах. Когда русская армия начала продвигаться на запад, Василисе удалось связаться со штабом. Она начала брать французов в плен и передавать их в распоряжение регулярных войск.

Биография Василисы Кожиной была впервые публично упомянута в небольшой заметке журнала «Сын Отечества» в том же 1812 году. Материал назывался «Старостиха». Именно это определение отпечаталось в народной памяти. Оно стало синонимом образа Кожиной.

В заметке рассказывался случай о попадании небольшого французского отряда в плен партизанам. Чужаков собрались вести в соседний город, чтобы передать русской армии. Главным конвоиром была Кожина. Один из французов был раздражен тем, что женщина, да еще и крестьянка пытается им руководить. Он отказался выполнять приказ старостихи. Тогда Кожина ударила ослушника косой по голове, и он мертвым упал ей под ноги.

Сегодня фото и биография Василисы Кожиной есть в каждом российском учебнике истории, посвященном XIX веку. Она стала главой крестьянского партизанского движения, и это при том, что тогда существовало еще одно «официальное» войско партизан, которым руководил не менее известный Денис Давыдов.

Отношения между этими двумя разными формированиями были крайне сложными. Отряды казаков и регулярной армии часто страдали от тех же крестьян. Сельчане могли по ошибке принять своих соотечественников за французов и атаковать их из дорожной засады. Виной тому были шитые на европейский манер военные костюмы. Лидер партизан и казаков Денис Давыдов даже отказался от мундира. Он переоделся в обычную крестьянскую одежду и отрастил бороду, чтобы ему было проще находить общий язык с сельчанами.


фото: Денис Давыдов
После окончания войны лидеров партизанского движения удостоили государственных наград. Специальную комиссию тогда заинтересовала биография Василисы Кожиной. Личная жизнь и подробные факты ее биографии были почти неизвестны. Тем не менее чиновники нашли старостиху и вручили ей медаль, а также денежное пособие.

Такие единичные награды не могли обрадовать крестьян. В конце войны среди них стали популярными слухи о том, что царь Александр I скоро отменит крепостное право. Для долгожданного освобождения нужно было только завершить разгром Наполеона. Однако крепостное право просуществовало еще 50 лет. В молодости Александр Павлович был либералом. Он хотел провести реформы, но испугался сопротивления дворянства.

Василиса Кожина же с наступлением мира вернулась в родную губернию. Она умерла в 1840 году в возрасте приблизительно 60 лет. В XIX веке ей было посвящено несколько лубков(лубочная картинка или потешный лист), ставших популярными произведениями искусства. Сегодня именем Кожиной названы улицы городов и железнодорожные станции.