Социальные отношения и рабочее движение. Всемирная история

Сторонники концепции экономического детерминизма хорошо осознают, что техника и производительные силы общества в целом, не могут развиваться в отрыве от экономических, или производственных отношений, складывающихся в данном обществе. По этой причине в качестве определяющей силы исторического развития они выделяют экономический фактор.
Размещено на реф.рф
По их мнению, именно исходя из экономических отношений формируются не только политические, правовые, нравственные и другие, идеи и учреждения общества, но и характер его науки и искусства. Как уже отмечалось в 1 главе, в экономическом детерминизме нередко упрекали К. Маркса. При этом эти упреки относятся не столько к нему самому, сколько к его последователям и особенно к комментаторам. Не избежал этого и талантливый пропагандист учения К. Маркса Поль Лафарг (1842-1911), которому принадлежит известная работа ʼʼЭкономический детерминизм Карла Марксаʼʼ, где он пытается доказать зависимость самых отвлеченных идей и понятий от общественных, классовых отношений.

ʼʼЭкономический детерминизм, - пишет П. Лафарг, - есть новое орудие, предоставленное Марксом в распоряжение социалистов для установления некоторого порядка в беспорядке исторических фактов, которые историки и философы неспособны были классифицировать и объяснитьʼʼ.

Действительно, выделив экономические отношения в качестве определяющих отношений в обществе, марксизм установил повторяемость в истории, а тем самым и закономерный характер ее развития. Опираясь на это, П. Лафарг смог показать, что такие понятия, как социальный прогресс, справедливость, свобода и другие имеют исторический характер и возникают на базе социально-экономических условий, складывающихся в данном обществе. При этом он не учитывал относительной самостоятельности развития теоретического мышления, и в связи с этим даже возникновение абстрактных математических понятий и аксиом пытался объяснить с помощью ʼʼфактов, взятых из опытаʼʼ; по крайней мере, он не делал никакого различия между социально-историческими понятиями и понятиями таких абстрактных наук, как математика.

ʼʼПонятия прогресса, справедливости, свободы, отечества и. т.д., как и аксиомы математики, - указывал он, - не существуют сами по себе и вне опыта. Οʜᴎ не предшествуют опыту, а следуют за нимʼʼ. Но неевклидовы геометрии, на которые он ссылался для обоснования исторического взгляда на развитие геометрического знания, как раз предшествовали опыту, а не следовали ему. На самом делœе, творцы неевклидовых геометрий (Н.И. Лобачевский, Я. Бойаи, К. Гаусс и Б. Риман) к своим новым идеям пришли не с помощью опыта͵ а чисто логически. Οʜᴎ заменили аксиому о параллельных линиях в геометрии Евклида противоположной аксиомой и вывели из вновь полученной системы аксиом всœе логические следствия. Эти следствия оказались настолько несоответствующими традиционным геометрическим представлениям, что Н.И. Лобачевский из осторожности в первое время назвал свою геометрию воображаемой. Только столетие спустя неевклидовы геометрии, нашли применение в общей теории относительности и космологии, которые исследуют свойства физического пространства и материи во Вселœенной. Этот пример ясно показывает, насколько несостоятельны попытки объяснения происхождения абстрактных идей из эмпирического опыта͵ а тем более из экономической структуры общества.

Бесспорно, П. Лафарг отнюдь не пытался выводить философские взгляды и научные теории непосредственно из экономики, хотя такие попытки иногда и предпринимались. Так поступил, к примеру В.М. Шулятиков в своей книге ʼʼОправдание капитализма в западноевропейской философииʼʼ. При этом, увлекшись критикой идеализма в истории и социологии, П. Лафарг в ряде случаев делает уступки экономическому детерминизму.

Тот факт, что экономика играет, в случае если не определяющую, но важную роль в развитии общества, признавали и многие историки, весьма далекие от марксизма. Сама логика исследования исторического материала подводила их к таким выводам, хотя они не могли правильно объяснить, как именно экономический базис влияет на идеологическую надстройку общества. В связи с этим нелишне отметить, что экономический детерминизм появился до возникновения марксизма и некоторые представления о нем можно встретить в сочинœениях ряда экономистов XIX в. Наиболее отчетливую формулировку его сущности мы находим в трудах английского экономиста Ричарда Джонса (1790-1855), который подчеркивал, что основу любого общества.составляет способ производства и распределœения общественного богатства, образующий его экономическую структуру или организацию. Именно эта организация, по его мнению, определяет всœе остальные связи и отношения людей, живущих в данном обществе. ʼʼИзменения в экономической организации общества, ~ писал он, - сопровождаются крупными политическими, социальными, моральными и интеллектуальными изменениями, затрагивающими те обильные или скудные средства, при помощи которых реализуются задачи хозяйства. Эти изменения неизбежно оказывают решительное влияние на различные политические и социальные основы соответствующих народов, и влияния эти распространяются на интеллектуальный характер, обычаи, манеры, нравы и счастье на родовʼʼ (курсив наш - Г. Р.).

Приведенная цитата свидетельствует, что для Р. Джонса экономическая организация общества определяет не только его политическую, правовую и социальную структуру, но и всœе конкретные особенности существования и поведения живущих в нем людей.

На протяжении почти двух столетий идеи господства экономики в обществе оказывают всœе более негативное воздействие на умы и дела многих людей. Стали говорить даже о появлении своеобразного типа человека, обозначаемого термином homo economicus, который не интересуется ничем, кроме прибыли и денеᴦ. Именно в а этом он видит свой успех и смысл жизни, именно с точки зрения умения ʼʼделать деньгиʼʼ подходит он к самой оценке прогресса в обществе. Подобное отношение к жизни усиленно навязывается современными идеологами экономического детерминизма, которые единственным регулятором хозяйственной жизни считают рынок, а государству отводят роль ночного сторожа, призванного обеспечить условия для свободной конкуренции.

Ошибка экономического детерминизма заключается не в том, что он выдвигает экономический фактор в качестве определяющего в развитии общества, а в том, что пытается объяснить всœе явления и процессы не только материальной, но и духовной жизни, развития науки и культуры исключительно экономическими факторами и практикой, ᴛ.ᴇ. экономический фактор выдвигается здесь не в качестве существенного, а единственного, определяющего - развитие общества, его идеологию и другие формы сознания.

Согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно-стадиального подхода к истории с Э.д. История проходит, по Марксу, ступеней (общественно-экономических формаций), своеобразие каждой из которых определяется экономической структурой общества, совокупностью производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Переход к следующей, более высокой ступени вызывается тем, что постоянно растущим производительным силам становится тесно в рамках старых производственных отношений. Экономическая есть тот базис, на котором воздвигается и с изменением которого меняется юридическая и политическая .
Под влиянием критики Маркс попытался несколько смягчить положение об однонаправленном характере воздействия экономического базиса на идеологическую надстройку (науку, искусство , право, политику и т.п.) и учесть обратное воздействие надстройки на базис.
Э. д. является основой т.н. материалистического понимания истории, которое «конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные и в борьбе этих классов между собой» (Ф. Энгельс).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ" в других словарях:

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - (economic determinism) см. Экономическая интерпретация истории … Большой толковый социологический словарь

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ или ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ - (ECONOMIC DETERMINISM or ECONOMIC REDUCTIONISM) См.: Детерминизм; Редукционизм; Экономизм … Социологический словарь

    Экономический детерминизм в геополитике (геоэкономике) - обоснование международных отношений преимущественно с позиций экономической мощи государств … Геоэкономический словарь-справочник

    Экономич. детерминизм, догматич. упрощение материали стич. понимания истории. Суть Э. м. в сведении богатства диалектики обществ. развития к действию изначально господствующего «экономич. фактора». Экономика признаётся в Э. м. субъектом… … Философская энциклопедия

    Экономический детерминизм, догматическое упрощение материалистического понимания истории. Суть Э. м. в сведении богатства диалектики общественного развития к действию изначально господствующего «экономического фактора». Экономика… … Большая советская энциклопедия

    Экономический материализм (детерминизм) - концепция, рассматривающая экономику (экономическую среду) как изначально единственный активный фактор, подлинный субъект исторического процесса. «Производительные силы… являются демиургом действительности, определяют собой все общественное… … Русская Философия. Энциклопедия

    ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ использование принципа причинно следственной закономерной связи в анализе социальной жизни. В истории социальной мысли детерминизм понимался по разному. Напр., сторонники механистической трактовки детерминизма… … Философская энциклопедия

    Англ. determinism, economic; нем. Determinismus, okonomischer. Концепция, утверждающая, что экон. факторы являются решающими при объяснении соц. поведения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (от лат. determinare определять) постановка, решение экономических задач, при котором их условия формулируются с полной определенностью, без учета факторов неопределенности, случайной природы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

    ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ) - экономич. интерпретация истории, вульгарно материалистич. концепция, согласно к рой обществ. историч. развитие всецело определяется действием экономич. фактора (или экономич. среды). Политич., идеологич., моральная и др. сферы соц. жизни… … Российская социологическая энциклопедия

Книги

  • , Лафарг П.. Поль Лафарг (1842-1911) - французский социалист, деятель международного рабочего движения, ученик Маркса и Энгельса. Работал в области философии и политической экономии, истории религии и…
  • Экономический детерминизм Карла Маркса , Поль Лафарг. В своем основном философском труде "Экономический детерминизм Карла Маркса" Лафарг подчеркнул объективный характер законов истории, раскрыл взаимосвязь надстроечных явлений с экономикой.…

Маркс часто выступал как экономический детерминист; это значит, что он придавал экономической системе первостепенное значение и доказывал, что она определяет все другие сферы общества: политику, религию, мировоззрение и т. д. Несмотря на то что Маркс считал экономический сектор превалирующим над другими, по крайней мере в капиталистическом обществе, как диалектик он не мог занять детерминистскую позицию. Дело в том, что диалектике присуще мнение, что между различными частями общества существует непрерывная обратная связь и взаимодействие. Политику, религию и т. д. нельзя свести к побочным явлениям, всецело определяемым экономикой, потому что они оказывают влияние на экономику так же, как экономика влияет на них. Несмотря на природу диалектики, Маркса до сих пор рассматривают как экономического детерминиста. Хотя некоторые аспекты творчества Маркса, безусловно, могут привести к такому заключению, принятие подобного мнения означает игнорирование общей диалектической нагрузки его теории. Эггер (Agger, 1978) доказывал, что экономический детерминизм как интерпретация марксистской теории достиг пика своего развития во время существования II Коммунистического Интернационала, между 1889 и 1914 гг. Этот исторический период зачастую рассматривается как зенит раннего рыночного капитализма, а успехи и неудачи последнего привели к появлению многочисленных предсказаний его близкой кончины. Те марксисты, которые верили в эконо- мический детерминизм, считали крах капитализма неизбежным. Согласно их представлениям, марксизм был способен представить научную теорию этого краха (а также других аспектов капиталистического общества) с надежностью прогног зов физических и естественных наук. Все, что аналитику требовалось, - это исследовать структуры капитализма, в особенности экономические. В эти структуры встроены процессы, которые неизбежно сломают капитализм, так что задача экономического детерминиста - выяснить, как эти процессы протекают. Фридрих Энгельс, соратник и благодетель Маркса, а также Карл Каутский и Эдуард Бернштейн указали направление интерпретации марксистской теории. Каутский рассматривал неизбежный упадок капитализма как неминуемый в том смысле, что изобретатели улучшают технику, а капиталисты в своей страсти к прибыли революционизируют всю экономическую жизнь; так же, как неизбежно то, что трудящие ставят своей целью сокращение рабочего времени и повышение заработной платы, которую они организуют сами, таким образом они ведут борьбу против капиталистического класса и его положения, так неизбежно и то, что они стремятся к завоеванию политической власти и свержению капиталистического правления. Социализм неминуем, потому что неминуема классовая борьба и победа пролетариата неизбежна (Каутский, цит. по: Agger, 1978, р. 94). В данном случае представлены образы деятелей, которые структурами капитализма побуждаются к ряду действий. Именно этот образ стал объектом основной критики научно ориентированного экономического детерминизма, так как он не соответствовал диалектическому содержанию марксистской теории. Говоря конкретнее, эта теория действовала в обход диалектики, нивелируя значимость мыслей и действий отдельного человека. Существенным ее элементом явилась экономическая структура капитализма, которая определяет индивидуальное мышление и действия. Подобная интерпретация, кроме того, вела к политическому квиетизму и, следовательно, была несовместима с концепцией Маркса. Зачем нужны индивидуальные действия, если капиталистическая система была готова рухнуть под тяжестью своих собственных структурных противоречий? Ясно, что в свете высказанного Марксом жела"ния объединить теорию с практикой, подход, который упускает из виду индивидуальные действия и даже делает их ничтожными, не мог соответствовать традиции его мышления.

Еще по теме Экономический детерминизм:

  1. Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки
  2. 5.2. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих
  3. ВВЕДЕНИЕ: Экономические теории как отражение социально-экономического развития общества
  4. Повышение уровня экономического развития как следствие и условие перехода к интенсивному типу экономического роста

Экономический детерминизм. Индетерминизм в понимании общества (философия Маркса).

Понятие общества в теориях экономического детерминизма. Все существующие теории в отношении основ общества можно свести к трем основным вариантам: экономический детерминизм, индетерминизм, функциональная теория. Эти варианты - суть различного основания выделения «сугубо человеческого», «сугубо общественного» в реальности, разные, но во многом равнозначные концепции социальной реальности, включающие различные системы категорий. Характер существующих в обществе зависимостей и связей между частями общественного целого по-разному понимается учеными. Часть ученых полагает, что эти связи имеют выраженный субор138

динационньий характер, и в обществе можно выделить главный системообразующий фактор, который оказывает детерминирующее воздействие на все другие: в марксизме - это экономические факторы и классовая борьба. На позициях экономического детерминизма в конечном счете находится К. Маркс и марксизм, во многом М. Вебер, Ф. Бродель и В. Леонтьев, теоретики постиндустриального общества - Д. Белл и др. Экономический детерминизм главным детерминирующим фактором общественной жизни полагает экономику в целом, производство и т. п. Маркс пишет, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, от их воли независящие отношения, называемые производственными отношениями. Совокупность этих отношений составляет экономический базис общества, над которым возвышается политическая, правовая и др. надстройки. Экономический базис выступает ведущим детерминантом развития общества. На его основе действуют законы общественного развития, не зависимые от сознания человека. Таким образом, К. Маркс открывает объективную основу общества, не зависящую от воли и сознания человека; К. Маркс и Ф. Энгельс создают материалистическое понимание истории. Согласно этому пониманию, в основе развития общества, истории лежит развитие материального производства, которое определяется диалектикой производственных сил и производственных отношений. Производственные отношения есть форма существования производственных сил, обеспечивающая типологичность общества. Главное производственное отношение - отношение собственности на средства производства. Общество, по Марксу, представляет иерархическую субординированную систему первичных и вторичных компонентов. Первичное является главным детерминантом общественной жизни, вторичное - оказывает обратное воздействие на первичную основу. В основе деятельности любого индивида лежат интересы, первичными из которых являются интересы материальные. Роль личности состоит, во-первых, в выполнении задач в рамках вариантов реализации необходимости, во-вторых, в выборе вариантов, в-третьих, в осуществлении революционных преобразований. Сторонники противоположного, плюралистического, направления убеждены в том, что части любой общественной системы находятся между собой в координационной, а не субординационной зависимости, то есть взаимно влияют друг на друга, не разделяясь на главные определяющие и вторичные определяющие. П. Сорокин в рамках указанного подхода развивал идею координационного общественного функционирования и развития общества, исключающего роль какого-либо отдельного компонента целостной системы. Индетерминистская концепция общества. На позициях индетерминизма стоят такие мыслители, как К Поппер, А. Хайек, Д. Фридман. Карл Поппер в работах «Открытое общество и его 140

враги», «Нищета историцизма» обвиняет К. Маркса в идеализме платоновского типа. Главной ошибкой его и многих мыслителей он считает стремление к пророческому предсказанию общественного развития. Однако влияние «пророков» заслоняет от общества задачи повседневной жизни, поскольку они создают мифогенный концептуальный каркас, навязываемый обществу в качестве концепции развития. Поставленная концепцией «цель» развития общества «построение коммунизма» или «построение капитализма», доказанная на уровне преходящих аргументов, оправдывает произвол власти и произвольно отсекает живые, но «не нужные» в соответствии с нею течения жизни (вспомним слова И. Солоневича, что гении в политике хуже чумы для народа). Поппер полагает, что не нужно пытаться «сверху» управлять развитием общества, а цели ставить только самые общие - идеи разума, свободы, блага, через которые только и возможно оценивать действия политиков. Он вьщеляет два возможных типа общества: открытое или закрытое. Демократия должна обеспечивать «поле сражения» для любой разумной реформы. На схеме индетерминистской концепции базируются экономические теории А. Хайека и Д. Фридмана. В работе «Дорога к рабству» Хайек доказывает, что попытки жесткого управления со стороны государства с целью создания земного рая, всегда превращала его в ад. Главное, что теряется при этом - свободная творческая самодеятельность человека. Свободное развитие общества не может быть жестко запрограммированным значительную роль играет действие человека и его свободный выбор. При плановой экономике реализуются сознательные действия одного или нескольких лиц, при индетерминистской экономике реализуются сознательные действия всей совокупности членов общества. общество в функциональной теории. Создатели функциональной теории - Э. Дюркгейм, Ч. Спенсер, Т. Парсонс. Основные работы Т. Парсонса: «Структура социального действия», «Социальная система», «Экономика и общество». В рамках функционализма общество рассматривается как система. Системы - это социальные организмы, имеющие свои потребности, удовлетворение которых необходимо для их выживания. Этим системам свойственньи как нормальные, так и патологические состояния. Норма - это сохранение равновесия состояния системы. В обществе всегда находятся элементы, удовлетворяющие требованиям сохранения системного целого. Поэтому необходимо изучать, какие именно элементы поддерживают нормальное состояние или равновесие системы. Нарушение равновесия элементов системы - это патология, которой можно избежать. Здесь следует интересный момент. Если с позиции экономического детерминизма или индетерминизма социальные катаклизмьи и революции - это неизбежные закономерности и «нормы» общественной жизни, то функциональная теория доказывает, что это патология, отклонение от нормы. Из141

бегая патологии, можно сколько угодно долго поддерживать равновесие системы и даже восстановить ее качественное состояние. Парсонс вьщнигает волюнтаристскую теорию социального действия. Она включает в себя следующие элементы: 1. Актер (отдельное лицо). 2. Некоторая цель, которую преследует актер. З. Альтернативные средства достижения цели. 4. Разнообразные ситуационньие условия достижения цели. 5. Ценности, нормы, идеалы, которыми руководствуется актер. б. Действия, включая принятие актером субъективных решений. Для интеграции общества и равновесия социальной системы необходимо соблюдение двух правил: 1. Социальная система должна располагать достаточным количеством актеров для исполнения определенных социальных ролей (т. е., она включает в себя роли, а не людей). 2. Социальная система должна придерживаться таких образцов культуры, которые дают хотя бы минимальный порядок и не предъявляют людям невыполнимых требований. Таким образом, общество здесь - социальная система, каждый ее элемент в принципе равен любому другому,- т. е. отсутствует жесткая детерминация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Организация оказывает обширную техническую помощь правительствам и публикует периодические издания, исследования и доклады по социальным, промышленным и трудовым вопросам".

Из резолюции III Конгресса Коминтерна (1921 г.) "Коммунистический Интернационал и Красный Интернационал профессиональных союзов":

"Экономика и политика всегда связаны друг с другом неразрывными нитями <...> Нет ни одного крупного вопроса политической жизни, который не должен был бы интересовать не только рабочую партию, но и пролетарский, профессиональный союз, и, наоборот, нет ни одного крупного экономического вопроса, который не должен был бы интересовать не только профессиональный союз, но и рабочую партию <...>

С точки зрения экономии сил и лучшей концентрации ударов, идеальным положением явится создание единого Интернационала, объединяющего в своих рядах и политические партии, и другие формы рабочей организации. Однако в настоящий переходный период при нынешнем многообразии и пестроте профессиональных союзов в различных странах является необходимым создание самостоятельного международного объединения красных профессиональных союзов, стоящих в общем и целом на платформе Коммунистического Интернационала, но принимающих в свою среду более свободно, чем это имеет место в Коммунистическом Интернационале <...>

Основой тактики профессиональных союзов является прямое действие революционных масс и их организаций против капитала. Все завоевания рабочих прямо пропорциональны степени прямого действия и революционного давления масс. Под прямым действием разумеются все виды непосредственного давления рабочих на предпринимателей государства: бойкот, стачки, уличные выступления, демонстрации, захват предприятий, вооруженное восстание и другие революционные действия, сплачивающие рабочий класс для борьбы за социализм. Задача революционно-классовых профессиональных союзов заключается потому в том, чтобы прямое действие превратить в орудие воспитания и боевой подготовки рабочих масс к социальной революции и установлению диктатуры пролетариата".

Из работы В. Райха "Психология масс и фашизм":

"Слова "пролетарий" и "пролетарский" были созданы более ста лет назад для обозначения обманутого класса общества, который был обречен на массовое обнищание. Разумеется, такие социальные группы и теперь существуют, однако взрослые внуки пролетариев XIX века стали высококвалифицированными промышленными рабочими, которые сознают свое мастерство, незаменимость и ответственность <...>

В марксизме XIX века применение термина "классовое сознание" ограничивалось работниками физического труда. Лицам других необходимых профессий, без которых не могло функционировать общество, приклеивались ярлыки "интеллигентов" и "мелкой буржуазии". Их противопоставляли "пролетариату физического труда" <...> Наряду с промышленными рабочими к таким лицам следует причислить врачей, учителей, техников, лаборантов, писателей, общественных деятелей, фермеров, научных работников и т.д. <...>

Благодаря незнанию массовой психологии марксистская социология противопоставляла "буржуазию" "пролетариату". С точки зрения психологии, такое противопоставление следует признать неверным. Характерологическая структура не ограничивается капиталистами, она существует и среди трудящихся всех профессий. Существуют либеральные капиталисты и реакционные рабочие. Характерологический анализ не признает классовых различий".

Вопросы и задания

1. Чем объясняется возрастание динамизма социальных процессов в XX веке?

2. Какие формы социальных отношений принимало стремление общественных групп отстаивать свои экономические интересы?

3. Сравните приведенные в тексте две точки зрения на социальный статус личности и обсудите правомерность каждой из них. Сделайте свои выводы.

4. Уточните, какое содержание вы вкладываете в понятие "социальные отношения". Какими факторами определяется социальный климат общества? Раскройте роль профсоюзного движения в его создании.

5. Сравните взгляды, приведенные в приложении на задачи профсоюзного движения. Как влиял экономический детерминизм идеологов Коминтерна на их отношение к профсоюзам? Содействовала ли их позиция успехам профсоюзного движения?

1.3.3 Реформы и революции в общественно-политическом развитии 1900--1945 гг.

В прошлом революции играли особую роль в общественном развитии. Начинаясь со стихийного взрыва недовольства народных масс, они были симптомом существования в обществе острейших противоречий и одновременно средством их скорейшего разрешения. Революции разрушали утратившие эффективность и доверие масс институты власти, низвергали прежнюю правящую элиту (или правящий класс), устраняли или подрывали экономические основы ее господства, вели к перераспределению собственности, меняли формы ее использования. Однако закономерности развития революционных процессов, которые прослеживались на опыте буржуазных революций стран Европы и Северной Америки XVII--XIX веков, в XX веке существенным образом изменились.

Реформы и социальная инженерия. Прежде всего изменилось соотношение между реформой и революцией. Попытки методами реформ решить обостряющиеся проблемы предпринимались и в прошлом, но неспособность большинства правящей знати переступить рамки сословных предубеждений, освященных традициями представлений определяла ограниченность и низкую эффективность реформ.

С развитием представительной демократии, введением всеобщего избирательного права, ростом роли государства в регулировании социальных и экономических процессов осуществление преобразований стало возможным без нарушения нормального течения политической жизни. Свой протест в странах демократии массы получили возможность выражать без насилия, у избирательных урн.

История XX века дала немало примеров, когда перемены, связанные с изменениями в характере общественных отношений, функционировании политических институтов, во многих странах происходили постепенно, были итогом реформ, а не насильственных действий. Так, индустриальное общество с такими его чертами как концентрация производства и капитала, всеобщее избирательное право, активная социальная политика, коренным образом отличалось от капитализма свободной конкуренции XIX века, но переход от одного к другому в большинстве стран Европы носил эволюционный характер.

Проблемы, которые в прошлом представлялись непреодолимыми без насильственного ниспровержения существующего строя, многие страны мира решали с помощью экспериментов с так называемой социальной инженерией. Это понятие впервые было использовано теоретиками британского профсоюзного движения Сиднеем и Беатрисой Вебб, оно стало общепринятым в правовой и политической науке 1920--1940-х гг.

Под социальной инженерией понимается использование рычагов государственной власти для влияния на жизнь общества, ее перестройки в соответствии с теоретически разработанными, умозрительными моделями, что было особенно характерно для тоталитарных режимов. Нередко эти эксперименты вели к разрушению живой ткани общества, не порождая нового, здорового социального организма. В то же время там, где методы социальной инженерии применялись взвешенно и осторожно, с учетом стремлений и потребностей большинства населения, материальных возможностей, как правило, удавалось сглаживать возникающие противоречия, обеспечивать повышение уровня жизни людей, разрешение волнующих их проблем со значительно меньшими издержками.

Социальная инженерия охватывает и такую сферу деятельности, как формирование общественного мнения с помощью средств массовой информации. Это не исключает элементов стихийности в реакции масс на те или иные события, поскольку возможности манипулирования людьми со стороны политических сил, выступающих как за сохранение существующих порядков, так и за их ниспровержение революционным путем, не безграничны. Так, в рамках Коминтерна еще в начале 1920-х гг. выделилось ультрарадикальное, ультралевое направление. Его представители (Л.Д. Троцкий, Р. Фишер, А. Маслов, М. Рой и др.), исходя из ленинской теории империализма, утверждали, что противоречия в большинстве стран мира достигли предельной остроты. Они предполагали, что достаточно небольшого толчка изнутри или извне, в том числе и в виде актов террора, насильственного "экспорта революции" из страны в страну, чтобы реализовать социальные идеалы марксизма. Однако попытки подталкивания революций (в частности, в Польше во время советско-польской войны 1920 г., в Германии и Болгарии в 1923 г.) неизменно терпели неудачу. Соответственно, влияние представителей ультрарадикального уклона в Коминтерне постепенно слабело, в 1920--1930-е гг. они были изгнаны из рядов большинства его секций. Тем не менее, радикализм в XX веке продолжал играть большую роль в мировом общественно-политическом развитии.

Революции и насилие: опыт России. В странах демократии сложилось негативное отношение к революциям как к проявлению нецивилизованности, свойственному слаборазвитым, недемократическим странам. Формированию такого отношения способствовал опыт революций XX века. Большая часть попыток насильственного свержения существующего строя подавлялась вооруженной силой, что было связано с большими жертвами. Даже за успешной революцией следовала кровопролитная гражданская война. В условиях постоянного совершенствования военной техники разрушительные последствия, как правило, превосходили всякие ожидания. В Мексике во время революции и крестьянской войны 1910-- 1917 гг. погибло не менее 1 млн. человек. В гражданской войне в России 1918--1922 гг. погибло не менее 8 млн. человек, почти столько же, сколько все воюющие страны, вместе взятые, потеряли в первой мировой войне 1914--1918 гг. 4/5 промышленности было разрушено, основные кадры специалистов, квалифицированных работников эмигрировали или погибли.

Такой путь решения противоречий индустриального общества, который снимает их остроту за счет того, что отбрасывает общество к доиндустриальной фазе развития, едва ли можно считать отвечающим интересам каких-либо слоев населения. Кроме того, при высокой степени развитости мирохозяйственных связей революция в любом государстве, следующая за ней гражданская война затрагивают интересы зарубежных инвесторов, товаропроизводителей. Это побуждает правительства иностранных держав принимать меры по защите своих граждан и их собственности, содействовать стабилизации положения в охваченной гражданской войной стране. Подобные меры, особенно если они осуществляются военными средствами, добавляют к гражданской войне интервенцию, приносящую еще большие жертвы и разрушения.

Революции XX века: основы типологии. По мнению английского экономиста Д. Кейнса, одного из создателей концепции государственного регулирования рыночной экономики, сами по себе революции не решают социальных и экономических проблем. В то же время они могут создавать политические предпосылки их решения, быть инструментом свержения политических режимов тирании и угнетения, неспособных к проведению реформ, отстранения от власти слабых лидеров, бессильных предотвратить обострение противоречий в обществе.

По политическим целям и последствиям, применительно к первой половине XX века, выделяются следующие основные типы революций.

Во-первых, демократические революции, направленные против авторитарных режимов (диктатур, абсолютистских монархий), завершающиеся полным или частичным утверждением демократии.

В развитых странах первой из революций этого типа была русская революция 1905--1907 гг., придавшая российскому самодержавию черты конституционной монархии. Незавершенность перемен привела к кризису и Февральской революции 1917 г. в России, положившей конец 300-летнему правлению династии Романовых. В ноябре 1918 г. в результате революции была свергнута дискредитировавшая себя поражением в первой мировой войне монархия в Германии. Возникшую республику называли Веймарской, поскольку Учредительное собрание, принявшее демократическую конституцию, состоялось в 1919 г. в городе Веймаре. В Испании в 1931 г. была свергнута монархия, провозглашена демократическая республика.

Ареной революционного, демократического движения в XX веке стала Латинская Америка, где в Мексике в результате революции 1910--1917 гг. утвердилась республиканская форма правления.

Демократические революции охватили и ряд стран Азии. В 1911--1912 гг. в Китае в результате подъема революционного движения, возглавленного Сунь Ятсеном, была свергнута монархия. Китай был провозглашен республикой, однако фактическая власть оказалась в руках провинциальных феодально-милитаристских клик, что обусловило новую волну революционного движения. В 1925 г. в Китае было сформировано национальное правительство во главе с генералом Чан Кайши, возник режим формально демократический, фактически -- однопартийный, авторитарного типа.

Демократическое движение изменило облик Турции. Революция 1908 г. и утверждение конституционной монархии открыли путь реформам, однако их незавершенность, поражение в первой мировой войне стали причиной революции 1918--1923 гг., возглавленной Мустафой Кемалем. Была ликвидирована монархия, в 1924 г. Турция стала светской республикой.

Во-вторых, типичными для XX века стали национально-освободительные революции. В 1918 г. они охватили Австро-Венгрию, распавшуюся в результате освободительного движения народов против власти династии Габсбургов на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Национально-освободительные движения развернулись во многих колониях и полуколониях европейских стран, в частности в Египте, Сирии, Ираке, Индии, хотя наибольший подъем национально-освободительного Движения наметился после второй мировой войны. Его итогом было освобождение народов от власти колониальной администрации метрополий, обретение ими собственной государственности, национальной независимости.

Национально-освободительная направленность присутствовала и во многих демократических революциях, особенно когда они были нацелены против режимов, опиравшихся на поддержку иностранных держав, совершались в условиях иностранного военного вмешательства. Таковы были революции в Мексике, Китае и Турции, хотя они и не были колониями.

Специфическим результатом революций в ряде стран Азии и Африки, осуществлявшихся под лозунгами преодоления зависимости от иностранных держав, выступало установление режимов, традиционных, привычных для малообразованного большинства населения. Чаще всего эти режимы оказываются авторитарными -- монархическими, теократическими, олигархическими, отражающими интересы местной знати.

Стремления возврата к прошлому появлялись как реакция на разрушение традиционного уклада, верований, образа жизни из-за вторжения иностранного капитала, модернизации экономики, социальных и политических реформ, задевавших интересы местной знати. Одной из первых попыток свершения традиционалистской революции было так называемое "боксерское" восстание в Китае в 1900 г., инициаторами которого стали крестьяне и городская беднота.

В ряде стран, в том числе развитых, оказывающих большое влияние на международную жизнь, произошли революции, приведшие к установлению тоталитарных режимов. Особенность этих революций состояла в том, что они происходили в странах второй волны модернизации, где государство традиционно играло особую роль в обществе. С расширением его роли, вплоть до установления тотального (всеобъемлющего) контроля государства над всеми сторонами общественной жизни, массы связывали перспективу решения любых проблем.

Тоталитарные режимы утверждались в странах, где демократические институты были непрочными и малоэффективными, но условия демократии обеспечивали возможность беспрепятственной деятельности политических сил, готовящих ее ниспровержение. Первая из революций XX века, завершившаяся установлением тоталитарного режима, произошла в России в октябре 1917 г.

Для большинства революций вооруженное насилие, широкое участие народных масс было распространенным, но не обязательным атрибутом. Нередко революции начинались с верхушечного переворота, прихода к власти лидеров, инициировавших перемены. При этом чаще всего возникший непосредственно в итоге революции политический режим оказывался не способен найти решение тех проблем, которые стали ее причиной. Это определяло наступление новых подъемов революционного движения, следовавших друг за другом, пока общество не приходило в устойчивое состояние.

Документы и материалы

Из книги Дж. Кейнса "Экономические последствия Версальского договора":

"Мятежи и революции возможны, но в настоящее время они не способны играть сколько-нибудь значительную роль. Против политической тирании и несправедливости революция может послужить оружием защиты. Но что может дать революция тем, страдания которых происходят от лишений экономического свойства, такая революция, которую вызовет не несправедливость распределения благ, но общий их недостаток? Единственной гарантией против революции в Центральной Европе является то, что даже для людей, сильнее всего охваченных отчаянием, она не дает надежды на сколько-нибудь существенное облегчение <...> События грядущих годов будут направляться не сознательными действиями государственных деятелей, но скрытыми течениями, непрерывно бегущими под поверхностью политической истории, результаты которой никто не в состоянии предсказать. Нам дан лишь способ влиять на эти скрытые течения; этот способ заключается в использовании тех сил просвещения и воображения, которые изменяют мнение людей. Провозглашение истины, разоблачение иллюзий, уничтожение ненависти, расширение и просвещение человеческих чувств и умов -- таковы наши средства".

Из работы Л.Д. Троцкого "Что же такое перманентная революция? (Основные положения)":

"Завоевание власти пролетариатом не завершает революцию, а только открывает ее. Социалистическое строительство мыслимо лишь на основе классовой борьбы в национальном и международном масштабе. Эта борьба, в условиях решающего преобладания капиталистических отношений на международной арене, будет неизбежно приводить ко взрывам внутренней, то есть гражданской и внешней революционной войны. В этом состоит перманентный характер социалистической революции как таковой, независимо от того, идет ли дело об отсталой стране, только вчера завершившей свой демократический переворот, или о старой демократической стране, прошедшей через долгую эпоху демократии и парламентаризма.

Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо. Одна из основных причин кризиса буржуазного общества состоит в том, что созданные им производительные силы не могут более мириться с рамками национального государства Отсюда вытекают империалистические войны <...> Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на национальной и завершается на мировой. Таким образом социалистическая революция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей нашей планете.

Указанная выше схема развития мировой революции снимает вопрос о странах "созревших" и "не созревших" для социализма в духе той педантски-безжизненной квалификации, которую дает нынешняя программа Коминтерна. Поскольку капитализм создал мировой рынок, мировое разделение труда и мировые производительные силы, постольку он подготовил мировое хозяйство в целом для социалистического переустройства".

Из работы К. Каутского "Терроризм и коммунизм":

"Ленин очень хотел бы пронести через Европу победоносно знамена своей революции, но видов на это у него нет. Революционный милитаризм большевиков не обогатит Россию, он может стать лишь новым источником ее обнищания. Ныне русская промышленность поскольку она приведена в движение, работает преимущественно на нужды армий, а не для продуктивных целей. Русский коммунизм становится воистину социализмом казармы <...> Никакая всемирная революция, никакая помощь извне не могут устранить паралич большевистских методов. Задача европейского социализма по отношению к "коммунизму" совершенно иная: заботиться о том, чтобы моральная катастрофа одного, определенного метода социализма не стала катастрофой социализма вообще- чтобы была проведена резкая разграничительная грань между этим и марксистским методом и чтобы массовое сознание восприняло это различие".

Вопросы и задания

1. Вспомните, какие революции в истории ряда стран до XX века вы изучали? Как вы понимаете содержание терминов "революция", "революция как политическое явление". и

2. В чем состоят различия в социальных функциях революции прошедших столетий и XX века? Почему взгляды на роль революций изменились?

3. Подумайте и объясните: революция или реформы - при каких социально-экономических, политических условиях реализуется та или иная альтернатива?

4. На основе прочитанного текста и изученных ранее курсов истории составьте сводную таблицу "Революции в мире в первые десятилетия XX века" по следующим графам:

Сделайте возможные выводы из полученных данных.

5. Назовите имена наиболее известных вам революционных деятелей мира. Определите свое отношение к ним, оцените значение их деятельности.

6. Используя приведенный в приложении материал, охарактеризуйте типичное отношение теоретиков либералов (Д. Кейнс), "левых" коммунистов (Л.Д. Троцкий) и социал-демократов (К. Каутский) к революциям.

1.4 Политическое развитие индустриальных стран

XX век во многих странах мира ознаменовался значительным повышением роли государства в решении проблем общественного развития. Сложившиеся к началу века институты и принципы государственного управления подверглись серьезным испытаниям, и далеко не во всех странах они оказались адекватными вызовам эпохи.

Крушение монархий в России, Германии, Австро-Венгрии ознаменовало собой не только падение политических режимов, оказавшихся неспособными найти пути выхода из социально-экономического кризиса, вызванного крайним напряжением сил во время мировой войны 1914--1918 гг. Рухнул принцип организации власти, основанный на том, что население обширных территорий считало себя подданными того или иного монарха, принцип, который обеспечивал возможность, существования лоскутных, многонациональных империй. Распад этих империй, Российской и Австро-Венгерской, придал большую актуальность проблеме выбора пути дальнейшего развития народов.

Кризис претерпели не только монархии. С серьезными трудностями столкнулись и демократические политические режимы в США, Великобритании, Франции и других странах. Те принципы либерализма, на которых зиждилась демократия, потребовали существенного пересмотра.

1.4.1 Эволюция либеральной демократии

Теоретической основой либеральной демократии выступали политические воззрения эпохи Просвещения о естественных правах человека, общественном договоре как основе создания государства, где граждане имеют равные права от рождения, независимо от сословной принадлежности. Концепция такого государства опиралась на политическую философию Дж. Локка, этику и правовую философию И. Канта, идеи экономического либерализма А. Смита. Для времени периода буржуазных революций либеральные идеи носили революционный характер. Они отрицали право монархов, аристократии властвовать методами произвола над своими подданными.

Либеральное государство в начале XX века. Общие принципы либеральной демократии утвердились в странах с различными формами государственного устройства. Во Франции и США это были президентские республики. В Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах, Бельгии -- парламентские монархии. Политическая жизнь всех этих стран характеризовалась следующим.

Во-первых, существованием универсальных, единых для всех правовых норм, гарантирующих личные права и свободы гражданина, которые могли быть ограничены лишь по решению суда. В качестве экономической основы независимости личности выступали гарантия права на обладание частной собственностью и ее неприкосновенности от внесудебной конфискации, свобода рынка и свобода конкуренции.

Во-вторых, особым акцентом на политических правах граждан, свободе печати, слова, деятельности политических движений и партий. Эти права создавали основу существования гражданского общества, системы сотрудничающих и конкурирующих негосударственных организаций, участвуя в деятельности которых, человек мог реализовывать свои политические стремления.

В-третьих, ограниченностью роли государства, которое рассматривалось как потенциальный источник угрозы правам и свободам граждан. Функции государства сводились к поддержанию законности и правопорядка, представлению и защите интересов общества на международной арене. Предотвращению злоупотреблений властью служило создание трех независимых друг от друга ее ветвей -- законодательной, исполнительной и судебной, а также разделением функций центральной администрации и органов местного самоуправления.

Политическая стабильность в условиях либеральной демократии обеспечивалась за счет развитости структур гражданского общества. Различные общественные организации, партии и движения, борясь за голоса избирателей, в большей мере нейтрализовывали влияние друг друга, что удерживало политическую систему в состоянии равновесия. Недовольство граждан заявляло о себе прежде всего на уровне институтов гражданского общества. Возникали новые массовые движения, партии. Какие бы новые идеи они ни стремились внести в общество, вступая во взаимодействие с другими партиями, они принимали единые для всех правила игры. В принципе, в условиях демократии любая политическая партия имела шанс мирным путем прийти или вернуться к власти, завоевав голоса избирателей. Соответственно, сводились к минимуму стимулы к использованию антиконституционных, насильственных средств борьбы за власть.

Согласно теории и практике классического либерализма, государство не должно было вмешиваться в социальные процессы и отношения. Преобладала та точка зрения, что свободный рынок и свободная конкуренция в условиях равенства гражданских прав и свобод сами собой обеспечат решение социальных проблем.

Слабость социальной политики государства компенсировалась широким развитием социальной благотворительности. Она осуществлялась церковью, различными негосударственными организациями граждан, благотворительными фондами, то есть структурами гражданского общества. Формы социальной благотворительности в развитых странах были весьма многообразны. Она включала помощь самым обездоленным слоям общества: организацию бесплатного питания, ночлежек для бездомных, приютов для сирот, бесплатных воскресных школ, создание бесплатных библиотек, приобщение молодежи из малоимущих семей к культурной жизни, спорту. Традиционно благотворительная деятельность направлялась на сферу здравоохранения, начиная от посещения больных, вручения им подарков, помощи инвалидам в дни религиозных праздников и кончая учреждением бесплатных госпиталей. Сложились международные благотворительные организации, пользующиеся большим авторитетом. Среди них "Красный крест", деятельность которого, в том числе и по улучшению условий содержания военнопленных противника, не прекращалась даже в годы мировых войн.

Общественная благотворительная деятельность при больших ее масштабах стала важнейшим фактором формирования социального климата общества. Она содействовала уменьшению риска того, что люди, столкнувшиеся с серьезными жизненными проблемами, озлобятся, встанут на путь конфронтации с обществом и его институтами. Формировалось отношение заботы, внимания к нуждающимся, игнорирование нужд ближнего стало признаком дурного тона. Имущие, люди среднего класса, обладающие средствами, стали воспринимать благотворительность как проявление социальной ответственности.

В то же время благотворительность не распространялась на сферу трудовых отношений. Условия найма рабочей силы, согласно канонам либерализма, регулировались стихийно, положением на рынке труда. Однако либеральный принцип невмешательства государства в социальные процессы и экономическую жизнь общества потребовал пересмотра.

Так, идея свободной конкуренции, отстаивавшаяся либералами, при ее реализации привела к концентрации и централизации капитала. Возникновение монополий ограничивало свободу рынка, вело к резкому возрастанию влияния на жизнь общества промышленных и финансовых магнатов, что подрывало основы свободы граждан, не относящихся к их числу. Связанная с концентрацией капитала тенденция к социальной поляризации общества, рост разрывов в доходах имущих и неимущих подрывали принцип равноправия граждан.

Социальная политика: опыт Западной Европы. В меняющихся условиях еще в начале XX века в среде интеллигенции, людей со средним достатком, активистов благотворительной деятельности, составляющих большинство членов либеральных партий, сформировалось убеждение в необходимости активизации социальной политики. В Англии по настоянию либерального политика Ллойд-Джорджа еще до первой мировой войны были приняты законы об обязательном начальном образовании, бесплатном питании в школьных столовых для детей бедных родителей, бесплатном лечении и пенсиях по инвалидности для пострадавших от несчастных случаев. Была установлена максимальная продолжительность рабочего дня в 8 часов для горняков, занятых на особенно тяжелых подземных работах, запрещено привлекать жен-Щин к труду в ночную смену, введены пенсии по старости (с 70 лет). Началась выплата пособий по безработице и болезни, которые частично оплачивались государством, частично должны были покрываться предпринимателями и отчислениями от зарплаты наемных работников. В США было принято антимонопольное законодательство, ограничившее возможности монополизации внутреннего рынка, что знаменовало отход от принципов невмешательства государства в свободу рыночных отношений.

Под давлением групп и объединений промышленников не раз предпринимались попытки социальных реваншей -- отмены или ограничения прав трудящихся на забастовку, свертывания средств, выделяемых на социальные цели. Нередко подобные меры были экономически обоснованы мотивами повышения рентабельности производства, создания стимулов для предпринимателей к расширению вложений в национальную экономику. Однако общая тенденция в XX веке была связана с ростом вмешательства государства в экономику.

На развитие этой тенденции большое влияние оказала мировая война 1914--1918 гг., в ходе которой все государства, в том числе и с либерально-демократическими традициями, были вынуждены поставить под жесткий контроль распределение трудовых ресурсов, продовольствия, производство стратегического сырья, военной продукции. Если в демократических индустриальных странах в 1913 г. государство распоряжалось около 10% валового внутреннего продукта (ВВП), то в 1920 г. -- уже 15%. В послевоенные годы масштабы государственного вмешательства в жизнь общества неуклонно возрастали, что было обусловлено следующими основными факторами.

Во-первых, соображениями внутренней стабильности. Невмешательство государства в социальные отношения было равнозначно защите интересов и собственности предпринимателей. Репрессии в отношении участников несанкционированных забастовок вели к перерастанию чисто экономической борьбы в политическую. Опасность этого наглядно показал опыт революционных движений 1905--1907 гг. и 1917 г. в России, где нежелание властей учесть интересы и требования рабочего движения, неуклюжая социальная политика привели к крушению государственности.

Во-вторых, переменами в функционировании политической системы. В XIX веке в странах демократии действовали жесткие ограничения на участие граждан в политической жизни. Ценз оседлости, имущественный ценз, отсутствие права голоса у женщин, молодежи создавали ситуацию, при которой плодами демократии пользовалось только 10--15% взрослого, в основном имущего населения, с мнением которого и считались политики. Расширение рамок избирательного права в XX веке заставило ведущие политические партии отразить в своих программах интересы всех слоев населения, в том числе и не обладающих собственностью.

В-третьих, большое влияние на политику многих государств оказал выход на арену политической жизни партий, стоящих на платформе социального эгалитаризма (равенства), социал-демократов, связанных перед своими избирателями обязательствами проведения социальных реформ. В Великобритании лидер Лейбористской партии Р. Макдональд стал премьер-министром и сформировал первое лейбористское правительство в 1924 г. Во Франции и Испании в 1936 г. к власти пришли правительства Народных фронтов, опиравшиеся на поддержку левых партий (социалистов и коммунистов), ориентированные на социальные реформы. Во Франции была установлена 40-часовая рабочая неделя, введены двухнедельные оплачиваемые отпуска, повышены пенсии и пособия по безработице. В странах Скандинавии с середины 1930-х гг. социал-демократы почти постоянно находились у власти.

В-четвертых, к активизации социальной политики индустриальные страны подталкивали рациональные экономические соображения. Представлениям XIX века о том, что в рамках рыночной экономики стихийно устанавливается баланс между спросом и предложением и государство может ограничивать свою экономическую политику поддержкой "своих" товаропроизводителей на внешних рынках, в годы великого кризиса 1929--1932 гг. был нанесен сокрушительный удар.

"Новый курс" Ф.Д. Рузвельта и его итоги. Кризис перепроизводства в США и крах биржи в Нью-Йорке потряс экономику почти всех стран мира. В самих США объем промышленного производства упал на 50%, выпуск автомобилей сократился в 12 раз, тяжелая промышленность была загружена лишь на 12% своей мощности. Из-за краха банков миллионы человек потеряли свои сбережения, безработица достигла астрономических показателей: вместе с членами семей и полубезработными она затронула половину населения страны, лишившуюся средств к существованию. Резко сократился сбор налогов, поскольку 28% населения вообще не имели никаких доходов. Из-за банкротства большинства банков рухнула банковская система страны. Марши голодных на Вашингтон потрясли американское общество, совершенно не готовое реагировать на социальные проблемы таких масштабов.

"Новый курс" президента США Ф.Д. Рузвельта, избранного на этот пост в 1932 г. и переизбиравшегося четыре раза (беспрецедентный случай в истории США), основывался на нетрадиционных для либерализма мерах по оказанию помощи безработным, налаживанию общественных работ, регулированию социальных отношений, помощи фермерам. Была создана общегосударственная система помощи вдовам, сиротам, инвалидам, страхования от безработицы, пенсионного обеспечения, закреплены права трудящихся на создание профсоюзов, забастовку, принят принцип государственного посредничества в трудовых конфликтах и так далее. Государство поставило под контроль выпуск акций частными корпорациями, увеличило налоги на высокие доходы, наследства.

Опыт депрессии 1929--1932 гг. показал, что характерные для рыночной экономики кризисы перепроизводства при переходе к массовому выпуску продукции становятся слишком разрушительными. Разорение десятков, даже сотен мелких товаропроизводителей могло быть относительно малозаметным, но крах крупной корпорации, от процветания которой зависело благосостояние сотен тысяч семей, оказывался тяжким ударом для социального мира и политической стабильности.

Сторонники классического либерализма в США стремились помешать проведению "Нового курса", использовали Верховный суд, признавший многие реформы антиконституционными. Они считали, что политика Ф.Д. Рузвельта тормозит выход из кризиса, нарушает естественный цикл его развития. С точки зрения интересов бизнеса, это, возможно, соответствовало действительности, но в социальном плане "Новый курс" был спасительным для американского общества.

Родоначальником теории, обосновывавшей возможность регулирования рыночной экономики с целью обеспечения стабильного роста, полной занятости, повышения уровня жизни, принято считать английского экономиста Джона Мэйнарда Кейнса (1883--1946). Разработанная им система макроэкономических показателей, раскрывающая взаимосвязь национального дохода, уровня капиталовложений, занятости, потребления, сбережений, стала основой государственного регулирования экономики в условиях демократии.

Главная идея кейнсианства применительно к сфере социальных отношений состояла в том, что активная социальная политика в конечном итоге выгодна и для бизнеса. Его стремления к увеличению объемов производства требовали расширения рынков сбыта продукции. Однако возможности внешней экспансии, завоевания новых рынков силой оружия были не безграничны. Емкость рынков могла возрастать постоянно только за счет повышения благосостояния большинства населения, что и обеспечивалось активной социальной политикой государства.

Кейнсианская теория, обосновывавшая совместимость расширения функций государства с демократическими идеалами прошлого, стала основой так называемого неолиберализма, предполагающего, что особая роль государства не только не угрожает свободе, но напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Соответственно, первоначально в США, а затем и в большинстве стран демократии стали осуществляться антикризисные программы поддержки бизнеса и регулирования экономики, расширяться расходы на социальные нужды. Широкие масштабы приняло регулирование трудовых споров (государственный арбитраж, посредничество, судебные решения в случае нарушения условий коллективных трудовых договоров и так далее). К 1937 г. доля государства в распределении ВВП превысила 20%. Тем самым были созданы условия для выдвижения и реализации уже во второй половине века концепции социально ориентированной рыночной экономики.

Биографическое приложение

Франклин Делано Рузвельт (1882--1945) с полным основанием ставится многими американскими историками в один ряд с такими лидерами страны, изменившими ее историю, как Дж. Вашингтон и А. Линкольн. Рузвельт был единственным лидером, побеждавшим на президентских выборах четыре раза подряд. Впоследствии в США был принят закон, ограничивавший пребывание одного политика у власти на посту президента двумя сроками.

Ф.Д. Рузвельт происходил из среды высшей правящей элиты США, что, несомненно, облегчило ему политическую карьеру. Его отец был крупным землевладельцем, президентом ряда железнодорожных компаний, мать происходила из семьи богатых судовладельцев. В 1905 г. Ф.Д. Рузвельт женился на своей родственнице -- племяннице бывшего тогда президентом США Т. Рузвельта Элеоноре Рузвельт.

Окончив Гарвардский университет и юридический факультет Колумбийского университета, Ф.Д. Рузвельт занялся адвокатской практикой, в 1910 г. был избран в сенат штата Нью-Йорк, в 1913--1920 гг. занимал пост помощника морского министра. В 1920 г. Демократическая партия США выдвинула Рузвельта на пост вице-президента, но демократы проиграли эти выборы.

В 1921 г. Ф.Д. Рузвельт заболел полиомиелитом, который привел к параличу обеих ног. Это, однако, не прервало его политической карьеры. В 1928 г. он был избран, а в 1930 г. переизбран губернатором штата Нью-Йорк. Принятые им меры, в частности по совершенствованию трудового законодательства штата, борьбе с коррупцией и мафией, увеличили его популярность в Демократической партии. Это предопределило выдвижение Ф.Д. Рузвельта кандидатом на пост президента США на выборах в 1932 г.

Политика "нового курса" вызвала сильное сопротивление консервативно настроенных законодателей, членов Верховного суда, которые считали ее неконституционной. Тем не менее, она позволила не только преодолеть социальные последствия кризиса 1929--1932 гг., но и стала первым опытом создания основ системы социально ориентированной рыночной экономики, применения методов ее государственного регулирования, ставших моделью для подражания во многих странах в послевоенные годы.

Новый курс Ф.Д. Рузвельта был также связан с активизацией политики США на международной арене. В отношении стран Латинской Америки была провозглашена доктрина "доброго соседа", предполагавшая стремление к налаживанию равноправных отношений. С началом второй мировой войны в Европе, особенно когда возникла угроза вторжения германских войск на Британские острова, по инициативе Ф.Д. Рузвельта, вопреки сопротивлению изоляционистских кругов, США начали оказывать помощь Великобритании.

Ф.Д. Рузвельт считал возможным сохранение отношений сотрудничества между странами антифашистской коалиции и после войны, что побуждало его искать компромиссные подходы к спорным вопросам отношений с союзниками, в том числе и с СССР. Именно Рузвельт выдвинул термин "Объединенные Нации". После его смерти 12 апреля 1945 г президентом США стал бывший вице-президентом Г. Трумэн, сторонник жесткой, силовой линии в защите интересов Америки в послевоенном мире. По мнению Трумэна и его окружения, уступчивость Рузвельта объяснялась болезненным состоянием президента, которое использовали союзники, прежде всего СССР.

Документы и материалы

Из книги Й. Шумпетера "Капитализм, социализм и демократия":

"Война и вызванные ею сдвиги в политической структуре открыли социалистам министерские кабинеты, однако скрытый под лохмотьями старого платья социальный организм и, в частности, экономический процесс оставались теми же, что и прежде. Иначе говоря, социалисты должны были править в капиталистическом по своей сути мире.

Маркс говорил о захвате политической власти как о необходимой предпосылке уничтожения частной собственности, которое должно начаться немедленно. Здесь, однако, подразумевалось, как, впрочем, и во всех доводах Маркса, что возможность подобного захвата возникнет тогда, когда капитализм полностью себя исчерпает или, как мы уже говорили, когда для этого созреют объективные и субъективные условия. Крушение, которое он имел в виду, было крушением экономического двигателя капитализма, вызванным внутренними причинами Политическое крушение буржуазного мира должно было, согласно его теории, стать лишь отдельным эпизодом в этом процессе. Но вот политический крах (или что-то очень на него похожее) уже произошел <...> в то время как в экономическом процессе никаких признаков созревания не наблюдалось. Надстройка в своем развитии опередила двигающий ее вперед механизм Ситуация, прямо скажем, была в высшей степени немарксистской <...>

У тех, кто к тому моменту уже научился отождествлять себя со своей страной и становиться на точку зрения государственных интересов, никакого выбора не было. Они стояли перед лицом проблемы, которая была неразрешима в принципе. Доставшаяся им социальная и экономическая система могла двигаться только по капиталистическим рельсам. Социалисты могли ее контролировать, регулировать в интересах труда, сдавливать до такой степени, что она начинала терять свою эффективность, но ничего специфически социалистического они сделать не могли. Если они брались управлять этой системой, они должны были делать это в соответствии с ее собственной логикой. Им пришлось "управлять капитализмом". И они стали им управлять. Принимаемые меры они старательно облачали в убранство из социалистической фразеологии <...> Однако по существу они были вынуждены поступать точно так же, как поступали бы либералы или консерваторы, окажись они на их месте".

Из книги Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег":

"Всего ценнее индивидуализм, если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощает в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений <...> Поэтому, хотя расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать показались бы публицисту XIX в. или современному американскому финансисту ужасающим покушением на основы индивидуализма, я, наоборот, защищаю его как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы".

Из политической платформы Демократической партии США, 1932 г.:

"Сейчас, когда мы переживаем небывалое еще экономическое и социальное бедствие, Демократическая партия заявляет о своем твердом убеждении, что основной причиной, приведшей к возникновению этого положения, была гибельная политика невмешательства в экономику, которую наше правительство проводило после мировой войны и которая способствовала как слиянию конкурирующих фирм в монополии, так и неправильному увеличению выдач кредита частному капиталу за счет интересов народа <...>

Только коренное изменение экономической политики правительства может дать нам надежду на улучшение существующего положения, уменьшение безработицы, прочное улучшение жизни народа и возвращение к тому завидному положению, когда счастье царило у нас в стране и когда мы шли впереди других стран мира в финансовой, промышленной, сельскохозяйственной и коммерческой областях <... >

Мы выступаем за поддержание национального кредита путем сбалансирования годового бюджета на основе точного подсчета правительственных расходов, которые не должны выходить за рамки налоговых поступлений, устанавливаемых с учетом платежеспособности налогоплательщиков <...>

Мы выступаем за увеличение занятости рабочей силы путем значительного сокращения рабочего дня и за поощрения перехода на неполную рабочую неделю путем введения ее в государственных учреждениях. Мы выступаем за разумное планирование общественных работ.

Мы выступаем за принятие в штатах законов о социальном страховании по безработице и по старости.

Мы выступаем за возрождение сельского хозяйства, этой основной отрасли национальной экономики, за лучшее финансирование закладных под фермы, которое должно проводиться через специальные сельскохозяйственные банки на условии взимания специальных процентов и предусматривать постепенный выкуп этих закладных; мы выступаем за выдачу кредитов в первую очередь разорившимся фермерам для выкупа ими своих ферм и домов <...> Мы выступаем за то, чтобы военно-морской флот и армия соответствовали бы действительным потребностям национальной обороны <...> чтобы в мирное время народ вынуждали нести расходы, ежегодная величина которых приближается к миллиарду долларов. Мы выступаем за принятие более действенных антитрестовских законов и за их беспристрастное проведение в жизнь, чтобы помешать образованию монополий и возникновению нечестной практики в деловой деятельности, а также за пересмотр нашего законодательства с целью усиления защиты как труда, так и мелкого производителя и мелкого торговца.

Мы выступаем за сохранение, развитие и использование национальных энергетических водных ресурсов в интересах всего общества.

Мы выступаем за отказ правительства от вмешательства в деятельность частного предпринимательства, за исключением тех случаев, когда это будет необходимо для увеличения объема общественных работ и использования естественных богатств в интересах всего общества".

Вопросы и задания

1. Составьте таблицу "Политические режимы индустриальных стран в первые десятилетия XX века", используя следующие графы:

Выявите основные изменения, сделайте выводы.

2. На каких принципах основывалось функционирование либерально-демократических государств до начала XX века? Почему в XX веке они потребовали пересмотра?

3. Какие государственные деятели и при каких обстоятельствах проводили курс на повышение роли государства в регулировании экономических и социальных отношений? Как оценивали их политику современники? Каково ваше отношение к их деятельности?

4. Раскройте ваше понимание сути теории Д. Кейнса. Как вы считаете, актуальна ли она для нашего времени?

1.4.2 Тоталитаризм как феномен XX века

XX век ознаменовался возникновением в большинстве стран второго эшелона модернизации нового типа политических режимов, получивших название тоталитарных.

В этих странах (к ним принадлежали Германия, Россия, Италия), роль государства была выше, чем в Великобритании и США, считающихся родиной либеральной демократии. Так, в 1913 г. в США государство перераспределяло лишь 9% ВНП, в то время как в Германии -- 18%, то есть вдвое больше. При обострении социальных и экономических проблем вполне естественным было искать их решения в еще большем расширении регулирующих функций государства. В конечном счете возникала тенденция к установлению всеобъемлющего (тотального) контроля государства над сферой производства, распределения и обмена, духовной жизнью общества, поведением граждан. Подобное расширение функций государства было бы в принципе невозможно без изменения его природы, установления нового типа отношений между государством и обществом.

Идеологические и политические основы тоталитаризма. Предпосылкой установления тоталитарного политического режима выступало принятие если не всем обществом, то значительной его частью единой системы ценностей, идеологии, политической программы, требующей для своей реализации особой роли государства.

Тоталитарные идеологии первой половины XX века не были связаны с религиозными идеями, хотя в историческом плане им предшествовал именно религиозный фанатизм. Многие черты тоталитаризма проявлялись во Флоренции времен правления монаха Савонаролы (1494--1497), пытавшегося внедрить добродетель принудительными мерами. В годы правления Ж. Кальвина в Женеве (1541--1564) государственному регулированию подвергались нравы, верования, развлечения граждан, которым строго предписывалось, какое в каких случаях у них должно быть выражение лица. Клерикально-тоталитарным принято считать и государство иезуитов, существовавшее в Парагвае в XVII--XVIII веках.

Тоталитарные эксперименты прошлого были ограничены по масштабу и по характеру целей. Лишь в XX веке в условиях существования массовых политических партий, использующих средства массовой информации для популяризации своих идей, тоталитаризм проявил себя как особый исторический феномен.

Характерной чертой тоталитарной идеологии является ее претензия на абсолютную истинность, на выражение неких высших интересов (нации, передового класса и т.д.). Будучи адресована широким слоям населения, способным обеспечить массовую опору тоталитарному режиму, данная идеология приобретает популистский характер. Она апеллирует больше к инстинктам масс (национальной неприязни, классовой нетерпимости), чем к разуму и рассудку. Носителем такой идеологии выступает тоталитарная политическая партия или движение. Такая партия в тактических целях способна идти на компромиссы, но чаще всего она рассматривает все остальные политические силы как врагов, рано или поздно подлежащих уничтожению.

...

Подобные документы

    Понятие и назначение антигитлеровской коалиции, история и основные предпосылки ее разработки и юридического оформления в годы Второй мировой войны, страны-участницы и направления их деятельности. Тегеранская конференция и рассматриваемые на ней вопросы.

    презентация , добавлен 12.05.2012

    Итоги второй мировой войны для Англии. Парламентские выборы 1945 г. Правительство лейбористов: осуществление мер по национализации. Экономическая политика правительства в 1945-1949 гг. Внешняя политика в 1945-1949 гг. Рабочее движение.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2004

    Военно-экономическая обстановка СССР в 1942 г. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Операция "Кольцо"; значение победы на Сталинградском фронте. Битва на Курской дуге. Антифашистская коалиция; второй фронт; итоги Тегеранской конференции.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Главные военные операции начала второй мировой войны в 1939 – декабре 1941 годов. Группировка вооруженных сил Польши согласно плану "Запад". Основные сражения второй мировой войны в 1942–1943 годах. Характеристика войны на Балканах и в Африке.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Последствия Второй Мировой войны и её влияние на социально-политическую жизнь Великобритании 1945-1955 годов. Метрополия без империи: политическое развитие страны после войны за Фолклендские острова. Антиимперские настроения в британском обществе.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Итоги Первой мировой войны 1914-1918 гг. Англо-франко-советские переговоры 1939 г. Международная обстановка накануне Второй мировой войны. Предпосылки развязывания Второй мировой Войны 1939-1941 гг. Договор о ненападении "Пакт Молотова - Риббентропа".

    презентация , добавлен 16.05.2011

    Итоги Второй мировой войны для Германии, Италии, Испании. Ялтинско-Потсдамская программа и политика оккупационных администраций. Денежная реформа в Германии. Разработка конституции ФРГ. Конституция 1946 г. во Франции. Эволюция франкистского режима.

    презентация , добавлен 20.02.2011

    Развитие немецких бронетанковых войск в довоенный (после Первой мировой войны) период. Запреты Версальского договора на производство в Германии бронетехники. Эволюция состава панцерваффе вермахта. Совершенствование танков во время Второй мировой войны.