Человек получит только то к чему стремился. Тафсир аята «Человек получит только то, к чему он стремился»

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Человек получит только то, к чему стремился»
Коран, сура «ан-Наджм», «Звезда», аят 39

«Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться»
М. Булгаков

«Человек молит о зле…»

В Коране в суре «аль-Исра», «Ночной перенос» говорится: «Человек молит о зле подобно тому, как молит о добре. Воистину, человек тороплив» (аят 11). Толкователи считают, что этот аят свидетельствует о невежестве человека, о губительности его намерений, в которых он стремится к причинению зла (проклятьям) так же как и к обретению благого. «Стоит ему разгневаться, как он начинает проклинать себя или своих детей» (Саади). В другом аяте Всевышний говорит: «Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, [которое они призывают в своих проклятиях], подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, [о котором они просят в молитвах], то они непременно погибли бы» (10:11).

Несовершенство намерений – это факт, который мы почти никогда не замечаем. Стоит нам задумать что-либо, как наши мысли устремляются к достижению цели. Стремление к логическому завершению опережает размышления о пользе и смысле достигаемого. В основе такого явления лежит фундаментальное свойство человеческой психики. Дело в том, что при завершение выполнения какой-либо задачи знаменуется выбросом гормона дофамина, отвечающего за вознаграждение и удовольствие. Поэтому задумав что-либо, мы напрочь забываем о «начале» своей мысли и устремляемся к концу, за порцией дофамина.

К чему приводят наши цели?

Зачастую подобный подход к жизни, ориентированный только на «достигательство», не всегда заканчивается благополучно. Да, человек испытывает радость завершения, к которой стремился, и чем упорней он был в своем стремлении, тем больше его вознаграждение. Но что потом? А потом попытка трезво оценить благоразумие своих намерений, их смысл. Так мы становимся свидетелями человеческих трагедий, когда кто-либо, мечтая о мирском и достигнув его (славы, богатства, влияния, профессионального признания, народной любви и т.д.), кончает жизнь самоубийством. Не редкость и менее трагичные случаи, когда завершение дел знаменуется депрессией, ощущением пустоты, бессмысленности собственной жизни.

«Бойтесь желаемого…»

Все это наталкивает к выводу, что мы должны уделять внимание в первую очередь не тому, к чему мы стремимся, а тому, с чего начинаются наши устремления: благостны ли они, полезны ли, не окажутся ли наши дела тщетными? Недостаточно просто заниматься хорошим делом, если не является хорошим намерение, с которого оно начато. Вспомним, например, хадис о первых трех людях, которые будут спрошены в Судный день. Это будут богач, раздававший милостыню, чтец Корана, известный своим мастерством, и шахид, павший на пути Аллаха. Все трое, согласно хадису, попадут в Ад, потому что их намерения, в отличие от их дел, не были благородными. Богач стремился прославиться щедростью, чтец Корана – стать почитаемым, шахид – прослыть героем.

Также и в земной жизни: мы слишком часто, получив желаемое, не становимся более удовлетворенными, счастливыми. Потому что намерение не было благим, разумным. Как сказано в Коране: «Душа побуждает ко злу» (сура «Юсуф», аят 53). И это – одно из свойств души, «только если Господь не проявит к ней милосердия» (из вышеприведенного аята) Поэтому инспекция намерений должна идти впереди воли к их воплощению.

Никогда не следует забывать древнюю мудрость: бойтесь получить то, чего вы желаете. Потому что тогда мы получаем лишь то, чего желает наш нафс, наши комплексы, неосознаваемые нами мотивы и забытые травмы. Например, человек, испытавший стыд за бедность, всю жизнь посвящает тому, чтобы стать богатым. Или тот, над кем смеялись в школе, стремится к известности. Либо тот, кто потерпел унижение, жаждет власти, величия и отмщения своим обидчикам. Выходит, большинство страстных желаний основаны на стремлении забыть или сбежать от тяжелых негативных чувств, испытанных когда-то.

На самом деле главная проблема не в том, чтобы достичь чего-то (недостижимых целей не существует), а в том, чтобы сохранить свое намерение ясным, разумным, склонным к благу. И в свете данной проблемы становится понятной мудрость мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Господи, не вверяй меня моему нафсу ни на миг и даже меньше этого».

Отвечая на вопрос о толковании 39-го аята из суры «Звезда», хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал:

«Что касается значения этого аята, то ученые в этом разошлись на несколько мнений.

Первое: положение, содержащееся в этом аяте, отменено. А отменяют его слова Всевышнего Аллаха о тех, кто уверовал: «Мы отнесли к ним и их потомков» . (Гора, 21)

Второе: так было с народами Ибрахима и Мусы, а что касается представителей этой общины, то они получают то, к чему стремятся сами, и то, к чему стремятся другие. Исходя из указания, содержащегося в хадисе о женщине, которая спросила о хадже ребенка, которого взяла с собой, и получила ответ: «И тебе будет награда (за его хадж)» . И согласно другому хадису: «Моя мама умерла. Будет ли ей награда, если я пожертвую что-либо за нее?» Ответом было: «Да, и тебе будет награда» . Оба хадиса достоверные.

Третье: под «человеком» здесь подразумевается немусульманин. Такой получает награду за свои добрые дела в этой жизни, и ничего не получает из наград, заработанных другими.

Четвертое: аят был ниспослан про определенного человека. Этот человек — Абдуллах ибн Убей (предводитель мединских лицемеров), пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдал свою рубаху, чтобы тот мог его (Ибн Убея) в ней похоронить. Это было воздаянием за то, что он ранее помог с одеждой Аббасу, дяде пророка, мир ему и благословение Аллаха, отдав ему рубаху.

Пятое: человеку положено только то, к чему он стремился, исходя из ограничения справедливостью, а в качестве облагодетельствования Аллах наделяет тем, чем пожелает.

Шестое: «получит» здесь в значении «обвинение», то есть на него не будет возложено преступление другого человека, но он может получить награду за устремление другого, если будут соблюдены соответствующие условия.

Седьмое: аят следует понимать в явном смысле, а устремление может исходить от самого человека, а может быть посредством другого, тогда как первый был причиной этого. Как, например, если некто стремился оказать поддержку религии, его полюбили религиозные люди и стали делать за него дуа. Он заложил причину любви, но не добивался ее, и получил то, что получил, опосредованно.

Восьмое: «стремился» значит «намеревался».

Наиболее весомое из них, как мне видится, пятое. А Пречистый Всевышний Аллах лучше знает, что является правильным».

См. «Аль-Джауахир уа ад-дурар фи тарджама шейх аль-Ислам Ибн Хаджар» 2/945-946.

قال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي في الجواب عن تفسير آية 39 من سورة النجم:

«وأما تفسير الآية، فاختلفوا فيه على أقوال:

أحدها: أن الحكم المذكورَ منسوخٌ، والناسخ قوله تعالى في الذين آمنوا {أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ} [الطور: 21].

ثانيها: أنَّ هذا إنما كان لقوم إبراهيم وموسى، وأمَّا هذه الأمَّةُ، فلهم سعيهم سعي غيرهم، بدليل حديث التي سألت عن حجِّ الصبي، فقال: «ولك أجرٌ»، وللحديث الآخر: إنَّ أمِّي ماتت، فهل لها أجرٌ إن تصدَّقتُ عنها؟ قال: «نعم، ولكِ أجرٌ»، والحديثان صحيحان.

ثالثها: المراد بالإنسان: الكافر، فإنه يُثاب بما عمل مِنْ خيرٍ في الدُّنيا ولا يلحقه مِنْ ثوابُ غيره شيء.

رابعها: نزلت في خاصٍّ مِنَ الناس، وهو عبد اللَّه بن أُبَيٍّ في إعطاء النبي -صلى اللَّه عليه وسلم- (ولده) قميصه ليكفنه فيه، فكان ذلك في مقابلة أنَّه كسا العبَّاسَ عمَّ النبيِّ -صلى اللَّه عليه وسلم- قميصًا.

خامسها: ليس للآدمي إلَّا ما سعى مِنْ طريق العَدْلِ، وأما مِنْ طريق الفَضْلِ، فيعطيه اللَّه تعالى مِنْ ذلك ما شاء اللَّه.

سادسها: أن اللام بمعنى على، فلا يؤاخَذُ بجريمةِ غيرِه، ويلحقُه ثوابُ سَعْي غيره بشرطه.

سابعها: الآية على ظاهرها، لكن السَّعيَ تارةً بنفسه وتارةً بغيره، فهو السَّببُ في ذلك، كأن يسعى في إقامة أمر الدِّين، فيحبُّه أهلُ الدِّين، فيدعون له، فيحصُلُ له سببُ المحبَّة، وهو ما سعى فيها بالإحياء له، وإنَّما حصل له بواسطة.

ثامنها: معنى (سعى): (نوى).

وأرجحها فيما يظهر لي خامسها، واللَّه سبحانه وتعالى أعلم بالصواب».

انظر: «الجواهر والدرر في ترجمة شيخ الإسلام ابن حجر» 2/ 945-946 .

В наши дни часто можно услышать такие вопросы от простого мусульманина. Некоторые люди приводят в качестве доказательства того, что мёртвые не получают пользу от деяний других, следующий аят и хадис:

قال تعالى: " وَ أَنْ لَيْسَ لِلْاِنْسَانِ إِلاَّ مَا سَعَى "

«Всевышний сказал (смысл): “Человек не получит ничего, кроме того, к чему он стремился”».

قال الرسول: " إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاَثٍ، صَدَقَةٌ جَارِيَةٌ، أَوْ عِلْمٌ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٌ صَالِحٌ يَدْعُو لَهُ "

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, благородный сын, который будет молиться за него» (привели Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Нисаи, ал-Бухари).

Что касается этого аята, то он отменён следующими аятами Корана:

قال تعالى: وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ

«А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас”».

قال تعالى: " وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَتَهُمْ بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَتَهُمْ وَ مَا أَلَتْنَاهُمْ مِنْ عَمَلِهِمْ مِنْ شَيْء "

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний».

Первый аят указывает на то, что человек получает пользу от молитвы другого верующего, прочтённой для него, хотя они вместе с их молитвами не являются тем, к чему он стремился, иными словами, не являются их деяниями. Второй аят указывает на то, что дети, супруги присоединятся к степени своих праведных отцов и супругов, как знак почитания их. И они получат пользу от их благих деяний, хотя они вместе со своими деяниями не являются тем, к чему они стремились, то есть также не являются их деяниями.

Отсюда следует, что тот аят, который приводят многие в качестве доказательства того, что усопшие не получат никакой пользы от деяний других, отменяется этими двумя аятами. Понимание этих двух аятов Корана представителями ахлу сунна ва ал-джамаа подтверждает хадис, переданный ат-Табарани в своём труде от Ибн Аббаса, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ سَأَلَ أَحَدُهُمْ عَنْ أَبَوَيْهِ وَ زَوْجَتِهِ وَ وَلَدِهِ فَيُقَالُ لَهُ: أَنَّهُمْ لَمْ يُدْرِكُوا مَا أَدْرَكْتَ فَيَقُولُ يَا رَبِّ إِنِّي عَمِلْتُ لِي وَ لَهُمْ فَيُؤْمَرُ بِإلْحَاقِهِمْ بِهِ

«Когда обитатели Рая войдут в Рай, то один из них спросит о своём отце, своей жене, своём сыне, и ему скажут, что они не постигли то, что он постиг. Он скажет: “О Господь, я совершал деяния для себя и для них”. Тогда повелевают воссоединить их с ними».

Хотя этот хадис и содержит в своей цепочке передатчиков Мухаммада ибн Абдуррахмана ибн Газвана, а он слабый передатчик, всё же этот хадис имеет непрерывный иснад. Привёл его ал-Баззар от Ибн Аббаса, также Ибн Касир и Ибн Аби Хатим упоминают подобный ему хадис мавкуф (хадис, переданный сподвижником), и это усиливает данный хадис («Тафсир» Ибн Касира, 4/242; «Тафсир» ал-Куртуби, 17/67).

А вот что говорит Ибн Таймиййа относительно этого аята: «Некоторые думают, что мёртвый не получит пользы от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, на что указывает аят Корана (смысл): “Человек получит только то, к чему он стремился”. Но дело обстоит не так. Если исходить из данного аята, то получение пользы мёртвым человеком от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, такое же, как получение им пользы от видов поклонения, выполняемых имуществом.

А тот, кто утверждает, что данный аят противоречит одному из этих двух пониманий и не противоречит другому, то его слова несостоятельны. Более того, это, с точки зрения аята, подобно получению пользы мёртвым от молитв (дуа), испрашивания прощения грехов (истигфар), заступничества (шафаат). Мы во многих местах разъяснили это и привели более тридцати доказательств, основанных на Шариате, указывающих на получение пользы мёртвым человеком от стремлений, деяний другого. Наоборот, данный аят отрицает присвоение, обладание деяниями другого и не отрицает получение им пользы от них. Отнюдь не означает, что человек не получит пользу от чего-либо, обладателем чего он не является. Это не что иное, как ложь в религиозных и мирских делах» («ар-Расаилу ал-мунирату», 3/209).

Что касается хадиса: «Когда сын Адама умирает, его дела обрываются, кроме трёх... », то и он противоречит многим аятам Корана, он также противоречит и этому аяту: «Человек получит только то, к чему он стремился ». Ведь хадис указывает на то, что человек получит пользу от стремления своего сына, хотя сам аят гласит о том, что он получит только то, к чему сам стремился. Нельзя утверждать то, что праведный сын является приобретением (касб) или стремлением отца, приводя в качестве доказательства хадис, в котором Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «И его сын есть его присвоение...» Данный хадис считается хадисом маълул (хадис, в тексте или иснаде которого есть причина), потому что в нём есть два неизвестных передатчика (маджхул) и он недостоверный.

Также этот хадис приводят для разъяснения дозволенности отцу питаться из приобретённого его сыном, в том смысле, что только сыном приобретённое имущество является продолжением приобретения отцом материальных благ, как об этом сказано в хадисе Посланника (мир ему и благословение Аллаха): «Ты и твоё имущество (принадлежите) отцу». Приобретённое сыном и то, к чему он стремился во всех аспектах, не является приобретением и стремлением отца, согласно этому хадису, который они приводят в качестве доказательства того, что сын является приобретением отца, как об этом сказано в хадисе: «Поистине, лучшее, что поел человек, – своё приобретённое (имущество), и поистине, сын есть приобретение отца».

Также если мы скажем, что стремление сына есть стремление отца, то это может указать на то, что отца накажут за грехи сына, подобно тому, как он благоденствует за его хорошие деяния. Это не скажет разумный человек, не говоря уже об учёном. Если мы такое скажем, то это означает, что Нуха спросят и накажут за неверие сына, а это невозможно. Отсюда становится очевидным, что хадис «Когда умирает сын Адама, то обрываются все его деяния, кроме трёх...» противоречит этому аяту Корана: «Человек получит только то, к чему он стремился», и этому: «А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!”, ибо данные аяты Корана указывают на то, что человек получает пользу от последующих людей, хоть их молитва и не является его стремлением и противоречит этому аяту: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний». Данный аят указывает на то, что отцы, дети и супруги получают пользу от благих деяний своего потомства, хоть отец и муж не являются праведным сыном, который прочтёт за них молитву. Он также указывает на то, что не является его приобретением, а также он противоречит многим достоверным хадисам, вот некоторые из них:

1. В хадисе, переданном Ахмадом, Муслимом, ан-Нисаи и Ибн Маджа, говорится, что один человек сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «Мой отец умер и не оставил завещание, ему поможет, если я выплачу милостыню за него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да». Также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто умер и за ним остался пост, пусть его родственник постится за него» (привели ал-Бухари и Муслим).

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из-за заступничества одного человека из моей уммы в Рай войдёт такое количество людей, которое будет равняться количеству двух больших племён – Рабиа и Музар». Тогда один человек спросил: «Куда Рабиа до Музар?», на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я говорю лишь то, что мне внушают» (привёл Ахмад с хорошим иснадом. «ат-Таргиб ва ат-тархиб» ал-Мунзири, 4/445-446).

3. Передаётся от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, один человек заступится за двух и трёх» (привёл ал-Баззар. «ат-Таргиб ва ат-тархиб», 4/446).

4. Передаёт Аиша (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их заступничество будет принято» (привели Муслим, ан-Нисаи, ат-Тирмизи, а также имам Ахмад привёл подобный ему хадис от Маймунат). Он также противоречит хадисам о паломничестве (хадж), милостыни (садака), выплачиваемой за другого человека, о молитве, читаемой для обитателей могил при их посещении, – все эти хадисы указывают на то, что человек получает пользу от благих деяний других людей, от их молитвы, хоть они и не являются их праведными детьми. Отсюда следует, что хадис, который некоторые люди приводят в качестве доказательства, отменён этими аятами Корана и хадисами, противоречащими ему. Разве только если мы скажем: этот хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения смысла, ибо известно от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что человек получает пользу после смерти от разного рода благих дел, а не только от этих трёх, о которых говорится в хадисе. Это подтверждает то, что он приведён для разъяснения того, что умерший получает пользу от дел, в том числе и от этих трёх. А если мы скажем, что хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения, то доказывание через него и доказательства, приведённые им, недействительны.

Ибн Таймиййа, на которого они часто ссылаются, понимает это следующим образом. Он говорит: «Если верующий совершит греховный поступок, то от наказания он избавляется по десяти причинам... или его братья-мусульмане молятся за него и заступаются за него, будь он живым или мёртвым, или дарят ему вознаграждение за свои благие деяния, чтоб Аллах дал им пользу от них» («ар-Расаил ал-мунира», 4/33).

Статья подготовлена специалистами студией Ахлю-с-Сунна.тв специально для ИсламДага.ру

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى Транслит Wa "An Laysa Lil"in sā ni "Illā Mā Sa`á Человек получит только то, к чему он стремился. и что человеку (воздастся) лишь (за) то (как доброе, так и плохое) , что он приобрел усердствуя, Человек получит только то, к чему он стремился. [[Каждый человек будет вкушать только плоды своих добрых и злых деяний. Никто не получит чужого вознаграждения, и никто не будет нести ответственности за чужие грехи. Опираясь на эти аяты, некоторые богословы утверждали, что ни один человек не может получить пользы от благодеяний, совершенных другими. Однако это обоснование недостаточно убедительно, поскольку в словах Всевышнего нет прямого указания на то, что вознаграждение не дойдет до человека, если оно будет подарено ему другим. То же самое можно сказать о богатстве человека. Он может распоряжаться только тем, что ему принадлежит, но это не означает, что он не может распоряжаться дарованным ему имуществом.]] Ибн Касир

(وَأَن لّيْسَ لِلإِنسَـٰنِ إِلَّا مَا سَعَىٰ ) «И не (получит) человек (ничего) кроме того,к чему стремился» - т. е. также как душа не понесет бремени чужих грехов, также она не получит вознаграждения, кроме как за то, что приобрела (своим трудом) .Ссылаясь на этот священный аят,аш-Шафи’и (Да смилуется над ним Аллах!) считал, что вознаграждение за чтение Корана, подаренное умершему другими людьми, не дойдет до него, потому как это не является его делом. По этой причине Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) не побуждал к этому других. Этого также не делал ни один из его сподвижников (Да будет доволен ими Аллах!) . И если бы это было благодеянием, то они непременно опередили бы нас (в этом) . Что же касается мольбы и милостыни за покойника, то они предписаны и дойдут до человека.

Что касается хадиса Муслима в его «Сахихе», который передан со слов Абу Хурайры: إذا مات الإنسان انقطع عمله إلا من ثلاث من ولد صالح يدعو له، أو صدقة جارية من بعده، أو علم ينتفع به «После того как человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трех: праведного ребенка, который обращается мольбой (о прощении) за него, непрерывной милостыни (садакату джария) , и знания, от которых люди получают пользу». В действительности эти три дела являются результатом его стараний, намерений и действий.

В другом хадисе сообщается: «إن أطيب ما أكل الرجل من كسبه، وإن ولده من كسبه » «Поистине самой приятной является та пища, которую человек может есть за счет того, что он приобрел, а его сын относится к числу его приобретений».[«Сахих» Ан-Насаи 7/240-241, Ибн Маджа 2137]. А непрерывная милостыня «саадака аль-джарийя» подобна «вакфу» (имуществу, завещанному на благотворительные цели) - что также считается следом, оставленными после себя.

Аллах сказал: (إِنّا نَحْنُ نُحْيِ ٱلْمَوْتَىٰ وَنَكْتُبُ مَاَ قَدّمُواْ وَءَاثَارَهُمْ ) «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после чего себя» (

Одним из путей достижения успеха в жизни является честный труд. В Коране Аллах велит: «Человек получит только то, к чему он стремился.» (Наджм, 39).

Однажды Пророк (с) увидел человека с мозолистой рукой, и, взяв его за руку, показал окружающим: «Пламя Ада не дотронется до этой руки. Аллах и Его Посланник любят эту руку. Аллах милостив ко всякому, кто зарабатывает на жизнь честным трудом».

Однажды Пророку (с) сказали, что такой-то постоянно занимается богослужением, а его и его семью содержит брат. Его светлость (с) ответил: «Его брат более любим Аллахом и более праведен, чем он сам».

Его Светлость Али (а) как-то увидел группу людей, сидящих в мечети города Куфы Высинилось, что они постоянно живут в доме Аллаха. Когда кто-то им подает, они едят и восхваляют Аллаха, а когда нечего кушать, они терпят. Имам Али (а) сказал: «И псы точно такие. Едят, когда им подают, и терпят, когда ничего нет». Затем имам распорядился, чтобы их прогнали. Они разбрелись, и каждый из них начал зарабатывать на жизнь честным трудом.

И счастье стучится в дом лишь трудолюбивых людей. Великие мужи Ислама всегда зарабатывали на жизнь в поте лица. Среди сподвижников имамов было очень много ремесленников. А сам имам Али (а) рыл колодцы, вспахивал землю. По ночам Его Светлость (а) сам разносил по домам бедняков мешки с провизией.

Имам Мухаммад Багир (а) работал под палящими лучами Солнца с лопатой в руках. Со лба имама струились капли пота. Один из сподвижников заметил, что подобная работа не к лицу потомку Пророка (с). Имам ответил: «Работа – это своего рода богослужение. Я потому работаю, чтобы я и моя семья не зависели от тебя».

Великие ученые Ислама даже в самые тяжелые для себя дни не переставали заниматься научной деятельностью. Так, Халжа Насреддин Туси свое знаменитое произведение «Шархи-Ишарат» написал в заточении в крепости. А средневековый социолог Ибн Халдун создал свое произведение «Мугаддиме» в ссылке.

Автор книги «Джавахируль-кялам» покойный Шейх Мухаммад Хасан Исфахани Наджафи трудился над этим грандиозным произведением один в течение 30-ти лет. Многие современники недоумевали, как это один человек способен совершить такой объем работы. Но автор был настолько поглощен созданием этого произведения, что даже смерть сына не смогла оторвать его от этого. Рассказывают, что после того, как тело омыли и завернули в саван, стало понятно, что похороны придется отложить до утра, так как наступил вечер. Тело оставили в усыпальнице имама Али (а). Ученый некоторое время прочитал аяты из Корана рядом с покойником, а затем продолжил работу над Джавахируль-кялам». Даже кончина любимого сына не заставила его отказаться от научной деятельности.

(из книги Джафара Субхани «Символ удачи великих людей»)