Как составить уравнение химической реакции. Составление и решение химических уравнений

Класс: 8

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1.Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  • Намагничивание, испарение, колебание.
  • Рост и развитие, движение, размножение.
  • 3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    1. Закон постоянства состава вещества.
    2. Закон сохранения массы вещества.
    3. Периодический закон.
    4. Закон динамики.
    5. Закон всемирного тяготения.

    4. Закон сохранения массы вещества открыл:

    1. Д.И. Менделеев.
    2. Ч. Дарвин.
    3. М.В. Ломоносов.
    4. И. Ньютон.
    5. А.И. Бутлеров.

    5. Химическим уравнением называют:

    1. Условную запись химической реакции.
  • Условную запись состава вещества.
  • Запись условия химической задачи.
  • Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

    Мотивация и целеполагание.

    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

    Изучение нового материала.

    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

    Железо + сера → сульфид железа (II) (задание 2 тпо)

    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

    Al + O 2 → Al +3 O -2

    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

    Al + O 2 → Al 2 O 3

    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

    Обучающиеся. НОК = 6

    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

    Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3

    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

    Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3

    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

    4Al + 3O 2 _ = 2 Al 2 O 3

    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

    Учитель. Считаем кислород.

    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

    Обучающиеся. Количество атомов кислорода,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

    2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3 H 2 O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
    2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
    4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    5. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

    • P + Cl 2 →PCl 5
    • Na + S → Na 2 S
    • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2
    • N 2 + H 2 →NH 3
    • H 2 O → H 2 + O 2

    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы) . За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!

    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

    Закрепление знаний.

    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

    Утверждения.

    1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
    2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
    3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
    4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
    5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
    6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
    7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Итог урока.

    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

    Домашнее задание.

    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

    Методика решения задач по химии

    При решении задач необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:

    1. Внимательно прочитать условие задачи;
    2. Записать, что дано;
    3. Перевести, если это необходимо, единицы физических величин в единицы системы СИ (некоторые внесистемные единицы допускаются, например литры);
    4. Записать, если это необходимо, уравнение реакции и расставить коэффициенты;
    5. Решать задачу, используя понятие о количестве вещества, а не метод составления пропорций;
    6. Записать ответ.

    В целях успешной подготовки по химии следует внимательно рассмотреть решения задач, приводимых в тексте, а также самостоятельно решить достаточное число их. Именно в процессе решения задач будут закреплены основные теоретические положения курса химии. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени изучения химии и подготовки к экзамену.

    Вы можете использовать задачи на этой странице, а можете скачать хороший сборник задач и упражнений с решением типовых и усложненных задач (М. И. Лебедева, И. А. Анкудимова): скачать .

    Моль, молярная масса

    Молярная масса – это отношение массы вещества к количеству вещества, т.е.

    М(х) = m(x)/ν(x), (1)

    где М(х) – молярная масса вещества Х, m(x) – масса вещества Х, ν(x) – количество вещества Х. Единица СИ молярной массы – кг/моль, однако обычно используется единица г/моль. Единица массы – г, кг. Единица СИ количества вещества – моль.

    Любая задача по химии решается через количество вещества. Необходимо помнить основную формулу:

    ν(x) = m(x)/ М(х) = V(x)/V m = N/N A , (2)

    где V(x) – объем вещества Х(л), V m – молярный объем газа (л/моль), N – число частиц, N A – постоянная Авогадро.

    1. Определите массу иодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.

    Дано : ν(NaI)= 0,6 моль.

    Найти : m(NaI) =?

    Решение . Молярная масса иодида натрия составляет:

    M(NaI) = M(Na) + M(I) = 23 + 127 = 150 г/моль

    Определяем массу NaI:

    m(NaI) = ν(NaI) M(NaI) = 0,6 150 = 90 г.

    2. Определите количество вещества атомного бора, содержащегося в тетраборате натрия Na 2 B 4 O 7 массой 40,4 г.

    Дано : m(Na 2 B 4 O 7)=40,4 г.

    Найти : ν(B)=?

    Решение . Молярная масса тетрабората натрия составляет 202 г/моль. Определяем количество вещества Na 2 B 4 O 7:

    ν(Na 2 B 4 O 7)= m(Na 2 B 4 O 7)/ М(Na 2 B 4 O 7) = 40,4/202=0,2 моль.

    Вспомним, что 1 моль молекулы тетрабората натрия содержит 2 моль атомов натрия, 4 моль атомов бора и 7 моль атомов кислорода (см. формулу тетрабората натрия). Тогда количество вещества атомного бора равно: ν(B)= 4 ν (Na 2 B 4 O 7)=4 0,2 = 0,8 моль.

    Расчеты по химическим формулам. Массовая доля.

    Массовая доля вещества – отношение массы данного вещества в системе к массе всей системы, т.е. ω(Х) =m(Х)/m, где ω(X)– массовая доля вещества Х, m(X) – масса вещества Х, m – масса всей системы. Массовая доля – безразмерная величина. Её выражают в долях от единицы или в процентах. Например, массовая доля атомного кислорода составляет 0,42, или 42%, т.е. ω(О)=0,42. Массовая доля атомного хлора в хлориде натрия составляет 0,607, или 60,7%, т.е. ω(Cl)=0,607.

    3. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

    Решение : Молярная масса BaCl 2 2H 2 O составляет:

    М(BaCl 2 2H 2 O) = 137+ 2 35,5 + 2 18 =244 г/моль

    Из формулы BaCl 2 2H 2 O следует, что 1 моль дигидрата хлорида бария содержит 2 моль Н 2 О. Отсюда можно определить массу воды, содержащейся в BaCl 2 2H 2 O:

    m(H 2 O) = 2 18 = 36 г.

    Находим массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

    ω(H 2 O) = m(H 2 O)/ m(BaCl 2 2H 2 O) = 36/244 = 0,1475 = 14,75%.

    4. Из образца горной породы массой 25 г, содержащей минерал аргентит Ag 2 S, выделено серебро массой 5,4 г. Определите массовую долю аргентита в образце.

    Дано : m(Ag)=5,4 г; m = 25 г.

    Найти : ω(Ag 2 S) =?

    Решение : определяем количество вещества серебра, находящегося в аргентите: ν(Ag) =m(Ag)/M(Ag) = 5,4/108 = 0,05 моль.

    Из формулы Ag 2 S следует, что количество вещества аргентита в два раза меньше количества вещества серебра. Определяем количество вещества аргентита:

    ν(Ag 2 S)= 0,5 ν (Ag) = 0,5 0,05 = 0,025 моль

    Рассчитываем массу аргентита:

    m(Ag 2 S) = ν(Ag 2 S) М(Ag 2 S) = 0,025 248 = 6,2 г.

    Теперь определяем массовую долю аргентита в образце горной породы, массой 25 г.

    ω(Ag 2 S) = m(Ag 2 S)/ m = 6,2/25 = 0,248 = 24,8%.

    Вывод формул соединений

    5. Определите простейшую формулу соединения калия с марганцем и кислородом, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно 24,7, 34,8 и 40,5%.

    Дано : ω(K) =24,7%; ω(Mn) =34,8%; ω(O) =40,5%.

    Найти : формулу соединения.

    Решение : для расчетов выбираем массу соединения, равную 100 г, т.е. m=100 г. Массы калия, марганца и кислорода составят:

    m (К) = m ω(К); m (К) = 100 0,247= 24,7 г;

    m (Mn) = m ω(Mn); m (Mn) =100 0,348=34,8 г;

    m (O) = m ω(O); m (O) = 100 0,405 = 40,5 г.

    Определяем количества веществ атомных калия, марганца и кислорода:

    ν(К)= m(К)/ М(К) = 24,7/39= 0,63 моль

    ν(Mn)= m(Mn)/ М(Mn) = 34,8/ 55 = 0,63 моль

    ν(O)= m(O)/ М(O) = 40,5/16 = 2,5 моль

    Находим отношение количеств веществ:

    ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 0,63: 0,63: 2,5.

    Разделив правую часть равенства на меньшее число (0,63) получим:

    ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 1: 1: 4.

    Следовательно, простейшая формула соединения KMnO 4 .

    6. При сгорании 1,3 г вещества образовалось 4,4 г оксида углерода (IV) и 0,9 г воды. Найти молекулярную формулу вещества, если его плотность по водороду равна 39.

    Дано : m(в-ва) =1,3 г; m(СО 2)=4,4 г; m(Н 2 О)=0,9 г; Д Н2 =39.

    Найти : формулу вещества.

    Решение : Предположим, что искомое вещество содержит углерод, водород и кислород, т.к. при его сгорании образовались СО 2 и Н 2 О. Тогда необходимо найти количества веществ СО 2 и Н 2 О, чтобы определить количества веществ атомарных углерода, водорода и кислорода.

    ν(СО 2) = m(СО 2)/ М(СО 2) = 4,4/44 = 0,1 моль;

    ν(Н 2 О) = m(Н 2 О)/ М(Н 2 О) = 0,9/18 = 0,05 моль.

    Определяем количества веществ атомарных углерода и водорода:

    ν(С)= ν(СО 2); ν(С)=0,1 моль;

    ν(Н)= 2 ν(Н 2 О); ν(Н)= 2 0,05 = 0,1 моль.

    Следовательно, массы углерода и водорода будут равны:

    m(С) = ν(С) М(С) = 0,1 12 = 1,2 г;

    m(Н) = ν(Н) М(Н) = 0,1 1 =0,1 г.

    Определяем качественный состав вещества:

    m(в-ва) = m(С) + m(Н) = 1,2 + 0,1 = 1,3 г.

    Следовательно, вещество состоит только из углерода и водорода (см. условие задачи). Определим теперь его молекулярную массу, исходя из данной в условии задачи плотности вещества по водороду.

    М(в-ва) = 2 Д Н2 = 2 39 = 78 г/моль.

    ν(С) : ν(Н) = 0,1: 0,1

    Разделив правую часть равенства на число 0,1, получим:

    ν(С) : ν(Н) = 1: 1

    Примем число атомов углерода (или водорода) за «х», тогда, умножив «х» на атомные массы углерода и водорода и приравняв эту сумму молекулярной массе вещества, решим уравнение:

    12х + х = 78. Отсюда х= 6. Следовательно, формула вещества С 6 Н 6 – бензол.

    Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля .

    Молярный объем газа равен отношению объема газа к количеству вещества этого газа, т.е.

    V m = V(X)/ ν(x),

    где V m – молярный объем газа - постоянная величина для любого газа при данных условиях; V(X) – объем газа Х; ν(x) – количество вещества газа Х. Молярный объем газов при нормальных условиях (нормальном давлении р н = 101 325 Па ≈ 101,3 кПа и температуре Тн= 273,15 К ≈ 273 К) составляет V m = 22,4 л/моль.

    В расчетах, связанных с газами, часто приходится переходить от данных условий к нормальным или наоборот. При этом удобно пользоваться формулой, следующей из объединенного газового закона Бойля-Мариотта и Гей-Люссака:

    ──── = ─── (3)

    Где p – давление; V – объем; Т- температура в шкале Кельвина; индекс «н» указывает на нормальные условия.

    Состав газовых смесей часто выражают при помощи объемной доли – отношения объема данного компонента к общему объему системы, т.е.

    где φ(Х) – объемная доля компонента Х; V(X) – объем компонента Х; V - объем системы. Объемная доля – безразмерная величина, её выражают в долях от единицы или в процентах.

    7. Какой объем займет при температуре 20 о С и давлении 250 кПа аммиак массой 51 г?

    Дано : m(NH 3)=51 г; p=250 кПа; t=20 o C.

    Найти : V(NH 3) =?

    Решение : определяем количество вещества аммиака:

    ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 51/17 = 3 моль.

    Объем аммиака при нормальных условиях составляет:

    V(NH 3) = V m ν(NH 3) = 22,4 3 = 67,2 л.

    Используя формулу (3), приводим объем аммиака к данным условиям [температура Т= (273 +20)К = 293 К]:

    p н TV н (NH 3) 101,3 293 67,2

    V(NH 3) =──────── = ───────── = 29,2 л.

    8. Определите объем , который займет при нормальных условиях газовая смесь, содержащая водород, массой 1,4 г и азот, массой 5,6 г.

    Дано : m(N 2)=5,6 г; m(H 2)=1,4 ; н.у.

    Найти : V(смеси)=?

    Решение : находим количества вещества водорода и азота:

    ν(N 2) = m(N 2)/ М(N 2) = 5,6/28 = 0,2 моль

    ν(H 2) = m(H 2)/ М(H 2) = 1,4/ 2 = 0,7 моль

    Так как при нормальных условиях эти газы не взаимодействуют между собой, то объем газовой смеси будет равен сумме объемов газов, т.е.

    V(смеси)=V(N 2) + V(H 2)=V m ν(N 2) + V m ν(H 2) = 22,4 0,2 + 22,4 0,7 = 20,16 л.

    Расчеты по химическим уравнениям

    Расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические расчеты) основаны на законе сохранения массы веществ. Однако в реальных химических процессах из-за неполного протекания реакции и различных потерь веществ масса образующихся продуктов часто бывает меньше той, которая должна образоваться в соответствии с законом сохранения массы веществ. Выход продукта реакции (или массовая доля выхода) – это выраженное в процентах отношение массы реально полученного продукта к его массе, которая должна образоваться в соответствии с теоретическим расчетом, т.е.

    η = /m(X) (4)

    Где η– выход продукта, %; m p (X) - масса продукта Х, полученного в реальном процессе; m(X) – рассчитанная масса вещества Х.

    В тех задачах, где выход продукта не указан, предполагается, что он – количественный (теоретический), т.е. η=100%.

    9. Какую массу фосфора надо сжечь для получения оксида фосфора (V) массой 7,1 г?

    Дано : m(P 2 O 5)=7,1 г.

    Найти : m(Р) =?

    Решение : записываем уравнение реакции горения фосфора и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    4P+ 5O 2 = 2P 2 O 5

    Определяем количество вещества P 2 O 5 , получившегося в реакции.

    ν(P 2 O 5) = m(P 2 O 5)/ М(P 2 O 5) = 7,1/142 = 0,05 моль.

    Из уравнения реакции следует, что ν(P 2 O 5)= 2 ν(P), следовательно, количество вещества фосфора, необходимого в реакции равно:

    ν(P 2 O 5)= 2 ν(P) = 2 0,05= 0,1 моль.

    Отсюда находим массу фосфора:

    m(Р) = ν(Р) М(Р) = 0,1 31 = 3,1 г.

    10. В избытке соляной кислоты растворили магний массой 6 г и цинк массой 6,5 г. Какой объем водорода, измеренный при нормальных условиях, выделится при этом?

    Дано : m(Mg)=6 г; m(Zn)=6,5 г; н.у.

    Найти : V(H 2) =?

    Решение : записываем уравнения реакции взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2

    Mg + 2 HCl = MgCl 2 + H 2

    Определяем количества веществ магния и цинка, вступивших в реакцию с соляной кислотой.

    ν(Mg) = m(Mg)/ М(Mg) = 6/24 = 0,25 моль

    ν(Zn) = m(Zn)/ М(Zn) = 6,5/65 = 0,1 моль.

    Из уравнений реакции следует, что количество вещества металла и водорода равны, т.е. ν(Mg) = ν(Н 2); ν(Zn) = ν(Н 2), определяем количество водорода, получившегося в результате двух реакций:

    ν(Н 2) = ν(Mg) + ν(Zn) = 0,25 + 0,1= 0,35 моль.

    Рассчитываем объем водорода, выделившегося в результате реакции:

    V(H 2) = V m ν(H 2) = 22,4 0,35 = 7,84 л.

    11. При пропускании сероводорода объемом 2,8 л (нормальные условия) через избыток раствора сульфата меди (II) образовался осадок массой 11,4 г. Определите выход продукта реакции.

    Дано : V(H 2 S)=2,8 л; m(осадка)= 11,4 г; н.у.

    Найти : η =?

    Решение : записываем уравнение реакции взаимодействия сероводорода и сульфата меди (II).

    H 2 S + CuSO 4 = CuS ↓+ H 2 SO 4

    Определяем количество вещества сероводорода, участвующего в реакции.

    ν(H 2 S) = V(H 2 S) / V m = 2,8/22,4 = 0,125 моль.

    Из уравнения реакции следует, что ν(H 2 S) = ν(СuS) = 0,125 моль. Значит можно найти теоретическую массу СuS.

    m(СuS) = ν(СuS) М(СuS) = 0,125 96 = 12 г.

    Теперь определяем выход продукта, пользуясь формулой (4):

    η = /m(X)= 11,4 100/ 12 = 95%.

    12. Какая масса хлорида аммония образуется при взаимодействии хлороводорода массой 7,3 г с аммиаком массой 5,1 г? Какой газ останется в избытке? Определите массу избытка.

    Дано : m(HCl)=7,3 г; m(NH 3)=5,1 г.

    Найти : m(NH 4 Cl) =? m(избытка) =?

    Решение : записываем уравнение реакции.

    HCl + NH 3 = NH 4 Cl

    Эта задача на «избыток» и «недостаток». Рассчитываем количества вещества хлороводорода и аммиака и определяем, какой газ находится в избытке.

    ν(HCl) = m(HCl)/ М(HCl) = 7,3/36,5 = 0,2 моль;

    ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 5,1/ 17 = 0,3 моль.

    Аммиак находится в избытке, поэтому расчет ведем по недостатку, т.е. по хлороводороду. Из уравнения реакции следует, что ν(HCl) = ν(NH 4 Cl) = 0,2 моль. Определяем массу хлорида аммония.

    m(NH 4 Cl) = ν(NH 4 Cl) М(NH 4 Cl) = 0,2 53,5 = 10,7 г.

    Мы определили, что аммиак находится в избытке (по количеству вещества избыток составляет 0,1 моль). Рассчитаем массу избытка аммиака.

    m(NH 3) = ν(NH 3) М(NH 3) = 0,1 17 = 1,7 г.

    13. Технический карбид кальция массой 20 г обработали избытком воды, получив ацетилен, при пропускании которого через избыток бромной воды образовался 1,1,2,2 –тетрабромэтан массой 86,5 г. Определите массовую долю СаС 2 в техническом карбиде.

    Дано : m = 20 г; m(C 2 H 2 Br 4)=86,5 г.

    Найти : ω(СаC 2) =?

    Решение : записываем уравнения взаимодействия карбида кальция с водой и ацетилена с бромной водой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    CaC 2 +2 H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2

    C 2 H 2 +2 Br 2 = C 2 H 2 Br 4

    Находим количество вещества тетрабромэтана.

    ν(C 2 H 2 Br 4) = m(C 2 H 2 Br 4)/ М(C 2 H 2 Br 4) = 86,5/ 346 = 0,25 моль.

    Из уравнений реакций следует, что ν(C 2 H 2 Br 4) =ν(C 2 H 2) = ν(СаC 2) =0,25 моль. Отсюда мы можем найти массу чистого карбида кальция (без примесей).

    m(СаC 2) = ν(СаC 2) М(СаC 2) = 0,25 64 = 16 г.

    Определяем массовую долю СаC 2 в техническом карбиде.

    ω(СаC 2) =m(СаC 2)/m = 16/20 = 0,8 = 80%.

    Растворы. Массовая доля компонента раствора

    14. В бензоле объемом 170 мл растворили серу массой 1,8 г. Плотность бензола равна 0,88 г/мл. Определите массовую долю серы в растворе.

    Дано : V(C 6 H 6) =170 мл; m(S) = 1,8 г; ρ(С 6 C 6)=0,88 г/мл.

    Найти : ω(S) =?

    Решение : для нахождения массовой доли серы в растворе необходимо рассчитать массу раствора. Определяем массу бензола.

    m(С 6 C 6) = ρ(С 6 C 6) V(C 6 H 6) = 0,88 170 = 149,6 г.

    Находим общую массу раствора.

    m(р-ра) = m(С 6 C 6) + m(S) =149,6 + 1,8 = 151,4 г.

    Рассчитаем массовую долю серы.

    ω(S) =m(S)/m=1,8 /151,4 = 0,0119 = 1,19 %.

    15. В воде массой 40 г растворили железный купорос FeSO 4 7H 2 O массой 3,5 г. Определите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

    Дано : m(H 2 O)=40 г; m(FeSO 4 7H 2 O)=3,5 г.

    Найти : ω(FeSO 4) =?

    Решение : найдем массу FeSO 4 содержащегося в FeSO 4 7H 2 O. Для этого рассчитаем количество вещества FeSO 4 7H 2 O.

    ν(FeSO 4 7H 2 O)=m(FeSO 4 7H 2 O)/М(FeSO 4 7H 2 O)=3,5/278=0,0125моль

    Из формулы железного купороса следует, что ν(FeSO 4)= ν(FeSO 4 7H 2 O)=0,0125 моль. Рассчитаем массу FeSO 4:

    m(FeSO 4) = ν(FeSO 4) М(FeSO 4) = 0,0125 152 = 1,91 г.

    Учитывая, что масса раствора складывается из массы железного купороса (3,5 г) и массы воды (40 г), рассчитаем массовую долю сульфата железа в растворе.

    ω(FeSO 4) =m(FeSO 4)/m=1,91 /43,5 = 0,044 =4,4 %.

    Задачи для самостоятельного решения

    1. На 50 г йодистого метила в гексане подействовали металлическим натрием, при этом выделилось 1,12 л газа, измеренного при нормальных условиях. Определите массовую долю йодистого метила в растворе. Ответ : 28,4%.
    2. Некоторый спирт подвергли окислению, при этом образовалась одноосновная карбоновая кислота. При сжигании 13,2 г этой кислоты получили углекислый газ, для полной нейтрализации которого потребовалось 192 мл раствора КОН с массовой долей 28%. Плотность раствора КОН равна 1,25 г/мл. Определите формулу спирта. Ответ : бутанол.
    3. Газ, полученный при взаимодействии 9,52 г меди с 50 мл 81 % раствора азотной кислоты, плотностью 1,45 г/мл, пропустили через 150 мл 20 % раствора NaOH плотностью 1,22 г/мл. Определите массовые доли растворенных веществ. Ответ : 12,5% NaOH; 6,48% NaNO 3 ; 5,26% NaNO 2 .
    4. Определите объем выделившихся газов при взрыве 10 г нитроглицерина. Ответ : 7,15 л.
    5. Образец органического вещества массой 4,3 г сожгли в кислороде. Продуктами реакции являются оксид углерода (IV) объемом 6,72 л (нормальные условия) и вода массой 6,3 г. Плотность паров исходного вещества по водороду равна 43. Определите формулу вещества. Ответ : С 6 Н 14 .

    Во время химических реакций из одних веществ получаются другие (не путать с ядерными реакциями, в которых один химический элемент превращается в другой).

    Любая химическая реакция описывается химическим уравнением :

    Реагенты → Продукты реакции

    Стрелка указывает направление протекания реакции.

    Например:

    В данной реакции метан (СН 4) реагирует с кислородом (О 2), в результате чего образуется диоксид углерода (СО 2) и вода (Н 2 О), а точнее - водяной пар. Именно такая реакция происходит на вашей кухне, когда вы поджигаете газовую конфорку. Читать уравнение следует так: одна молекула газообразного метана вступает в реакцию с двумя молекулами газообразного кислорода, в результате получается одна молекула диоксида углерода и две молекулы воды (водяного пара).

    Числа, расположенные перед компонентами химической реакции, называются коэффициентами реакции .

    Химические реакции бывают эндотермическими (с поглощением энергии) и экзотермические (с выделением энергии). Горение метана - типичный пример экзотермической реакции.

    Существует несколько видов химических реакций. Самые распространенные:

    • реакции соединения;
    • реакции разложения;
    • реакции одинарного замещения;
    • реакции двойного замещения;
    • реакции окисления;
    • окислительно-восстановительные реакции.

    Реакции соединения

    В реакциях соединения хотя бы два элемента образуют один продукт:

    2Na (т) + Cl 2 (г) → 2NaCl (т) - образование поваренной соли.

    Следует обратить внимание на существенный нюанс реакций соединения: в зависимости от условий протекания реакции или пропорций реагентов, вступающих в реакцию, - ее результатом могут быть разные продукты. Например, при нормальных условиях сгорания каменного угля получается углекислый газ:
    C (т) + O 2 (г) → CO 2 (г)

    Если же количество кислорода недостаточно, то образуется смертельно опасный угарный газ:
    2C (т) + O 2 (г) → 2CO (г)

    Реакции разложения

    Эти реакции являются, как бы, противоположными по сути, реакциям соединения. В результате реакции разложения вещество распадается на два (3, 4...) более простых элемента (соединения):

    • 2H 2 O (ж) → 2H 2 (г) + O 2 (г) - разложение воды
    • 2H 2 O 2 (ж) → 2H 2 (г) O + O 2 (г) - разложение перекиси водорда

    Реакции одинарного замещения

    В результате реакций одинарного замещения, более активный элемент замещает в соединении менее активный:

    Zn (т) + CuSO 4 (р-р) → ZnSO 4 (р-р) + Cu (т)

    Цинк в растворе сульфата меди вытесняет менее активную медь, в результате чего образуется раствор сульфата цинка.

    Степень активности металлов по возрастанию активности:

    • Наиболее активными являются щелочные и щелочноземельные металлы

    Ионное уравнение вышеприведенной реакции будет иметь вид:

    Zn (т) + Cu 2+ + SO 4 2- → Zn 2+ + SO 4 2- + Cu (т)

    Ионная связь CuSO 4 при растворении в воде распадается на катион меди (заряд 2+) и анион сульфата (заряд 2-). В результате реакции замещения образуется катион цинка (который имеет такой же заряд, как и катион меди: 2-). Обратите внимание, что анион сульфата присутствует в обеих частях уравнения, т.е., по всем правилам математики его можно сократить. В итоге получится ионно-молекулярное уравнение:

    Zn (т) + Cu 2+ → Zn 2+ + Cu (т)

    Реакции двойного замещения

    В реакциях двойного замещения происходит замещение уже двух электронов. Такие реакции еще называют реакциями обмена . Такие реакции проходят в растворе с образованием:

    • нерастворимого твердого вещества (реакции осаждения);
    • воды (реакции нейтрализации).

    Реакции осаждения

    При смешивании раствора нитрата серебра (соль) с раствором хлорида натрия образуется хлорид серебра:

    Молекулярное уравнение: KCl (р-р) + AgNO 3 (p-p) → AgCl (т) + KNO 3 (p-p)

    Ионное уравнение: K + + Cl - + Ag + + NO 3 - → AgCl (т) + K + + NO 3 -

    Молекулярно-ионное уравнение: Cl - + Ag + → AgCl (т)

    Если соединение растворимое, оно будет находиться в растворе в ионном виде. Если соединение нерастворимое, оно будет осаждаться, образовывая твердое вещество.

    Реакции нейтрализации

    Это реакции взаимодействия кислот и оснований, в результате которых образуются молекулы воды.

    Например, реакция смешивания раствора серной кислоты и раствора гидроксида натрия (щелока):

    Молекулярное уравнение: H 2 SO 4 (p-p) + 2NaOH (p-p) → Na 2 SO 4 (p-p) + 2H 2 O (ж)

    Ионное уравнение: 2H + + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - → 2Na + + SO 4 2- + 2H 2 O (ж)

    Молекулярно-ионное уравнение:2H + + 2OH - → 2H 2 O (ж) или H + + OH - → H 2 O (ж)

    Реакции окисления

    Это реакции взаимодействия веществ с газообразным кислородом, находящимся в воздухе, при которых, как правило, выделяется большое количество энергии в виде тепла и света. Типичная реакция окисления - это горение. В самом начале данной страницы приведена реакция взаимодействия метана с кислородом:

    CH 4 (г) + 2O 2 (г) → CO 2 (г) + 2H 2 O (г)

    Метан относится к углеводородам (соединения из углерода и водорода). При реакции углеводорода с кислородом выделяется много тепловой энергии.

    Окислительно-восстановительные реакции

    Это реакции при которых происходит обмен электронами между атомами реагентов. Рассмотренные выше реакции, также являются окислительно-восстановительными реакциями:

    • 2Na + Cl 2 → 2NaCl - реакция соединения
    • CH 4 + 2O 2 → CO 2 + 2H 2 O - реакция окисления
    • Zn + CuSO 4 → ZnSO 4 + Cu - реакция одинарного замещения

    Максимально подробно окислительно-восстановительные реакции с большим количеством примеров решения уравнений методом электронного баланса и методом полуреакций описаны в разделе

    Уравнением реакции в химии называется запись химического процесса с помощью химических формул и математических знаков.

    Такая запись является схемой химической реакции. Когда возникает знак «=», то это называется «уравнение». Попробуем его решить .

    Вконтакте

    Пример разбора простых реакций

    В кальции один атом, так как коэффициент не стоит. Индекс здесь тоже не написан, значит, единица. С правой стороны уравнения Са тоже один. По кальцию нам не надо работать.

    Видео: Коэффициенты в уравнениях химических реакций.

    Смотрим следующий элемент - кислород. Индекс 2 говорит о том, что здесь 2 иона кислорода. С правой стороны нет индексов, то есть одна частица кислорода, а с левой — 2 частицы. Что мы делаем? Никаких дополнительных индексов или исправлений в химическую формулу вносить нельзя, так как она написана правильно.

    Коэффициенты — это то, что написано перед наименьшей частью. Они имеют право меняться. Для удобства саму формулу не переписываем. С правой части один умножаем на 2, чтобы получить и там 2 иона кислорода.

    После того как мы поставили коэффициент, получилось 2 атома кальция. С левой стороны только один. Значит, теперь перед кальцием мы должны поставить 2.

    Теперь проверяем итог. Если количество атомов элементов равно с обеих сторон, то можем поставить знак «равно».

    Другой наглядный пример: два водорода слева, и после стрелочки у нас тоже два водорода.

    • Два кислорода до стрелочки, а после стрелочки индексов нет, значит, один.
    • Слева больше, а справа меньше.
    • Ставим коэффициент 2 перед водой.

    Умножили всю формулу на 2, и теперь у нас изменилось количество водорода. Умножаем индекс на коэффициент, и получается 4. А с левой стороны осталось два атома водорода. И чтобы получить 4, мы должны водород умножить на два.

    Видео: Расстановка коэффициентов в химическом уравнении

    Вот тот случай, когда элемент в одной и в другой формуле с одной стороны, до стрелочки.

    Один ион серы слева, и один ион - справа. Две частицы кислорода, плюс еще две частицы кислорода. Значит, что с левой стороны 4 кислорода. Справа же находится 3 кислорода. То есть с одной стороны получается четное число атомов, а с другой — нечетное. Если же мы умножим нечетное в два раза, то получим четное число. Доводим сначала до четного значения. Для этого умножаем на два всю формулу после стрелочки. После умножения получаем шесть ионов кислорода, да еще и 2 атома серы. Слева же имеем одну микрочастицу серы. Теперь уравняем ее. Ставим слева уравнения перед серой 2.

    Уравняли .

    Сложные реакции

    Этот пример более сложный, так как здесь больше элементов вещества.

    Это называется реакцией нейтрализации. Что здесь нужно уравнивать в первую очередь:

    • С левой стороны один атом натрия.
    • С правой стороны индекс говорит о том, что здесь 2 натрия.

    Напрашивается вывод, что надо умножить всю формулу на два.

    Видео: Составление уравнений химических реакций

    Теперь смотрим, сколько серы. С левой и правой стороны по одной. Обращаем внимание на кислород. С левой стороны мы имеем 6 атомов кислорода. С другой стороны – 5 . Меньше справа, больше слева. Нечетное количество надо довести до четного значения. Для этого формулу воды умножаем на 2, то есть из одного атома кислорода делаем 2.

    Теперь с правой стороны уже 6 атомов кислорода. С левой стороны также 6 атомов. Проверяем водород. Два атома водорода и еще 2 атома водорода. То есть будет четыре атома водорода с левой стороны. И с другой стороны также четыре атома водорода. Все элементы уравнены. Ставим знак «равно».

    Видео: Химические уравнения. Как составлять химические уравнения.

    Следующий пример.

    Здесь пример интересен тем, что появились скобки. Они говорят о том, что если множитель стоит за скобкой, то каждый элемент, стоящий в скобках, умножается на него. Начать необходимо с азота, так как его меньше, чем кислорода и водорода. Слева азот один, а справа, с учетом скобок, его два.

    Справа два атома водорода, а нужно четыре. Мы выходим из положения, просто умножая воду на два, в результате чего получили четыре водорода. Отлично, водород уравняли. Остался кислород. До реакции присутствует 8 атомов, после — тоже 8.

    Отлично, все элементы уравнены, можем ставить «равно».

    Последний пример .

    На очереди у нас барий. Он уравнен, его трогать не нужно. До реакции присутствует два хлора, после нее — всего один. Что же нужно сделать? Поставить 2 перед хлором после реакции.

    Видео: Балансирование химических уравнений.

    Теперь за счет коэффициента, который только что поставлен, после реакции получилось два натрия, и до реакции тоже два. Отлично, все остальное уравнено.

    Также уравнивать реакции можно методом электронного баланса. Этот метод имеет ряд правил, по которым его можно осуществлять. Следующим действием мы должны расставить степени окисления всех элементов в каждом веществе для того, чтобы понять где произошло окисление, а где восстановление.

    Определение

    Химическое уравнение -это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.

    Чтобы правильно расставлять коэффициенты в химическом уравнении следует понимать разницу между коэффициентами и индексами.

    Определение

    Коэффициент - показывает число молекул и изображается большой цифрой перед молекулярной формулой вещества. Индекс - показывает число атомов элемента в одной молекуле вещества, изображается справа внизу от символа элемента.

    Чтобы посчитать общее количество атомов нужно умножить количество молекул на количество атомов элемента в одной молекуле. Например, справа изображена запись трех молекул серной кислоты (брутто-формула), а снизу - вариант структурной записи. Так, одна молекула серной кислоты состоит три из трех элементов и всего содержит (2+1+4)=7 атомов: 2 атома водорода, один атом серы и четыре атома кислорода. В трех молекулах будет в три раза больше атомов, то есть 3*2=6 атомов водорода, 3*1=3 атома серы и 3*4=12 атомов кислорода. Это хорошо видно из структурной формулы, приведенной ниже.

    Чтобы понять логику уравнивания химических реакций попробуйте дома потренироваться с самостоятельно изготовленными моделями атомов и молекул: приготовьте из пластилина шарики разного цветы (серого, красного и черного). Попробуйте осуществить реакцию горения метана, схема которой изображена ниже.

    При моделировании будет очевидно, что количество атомов (самодельных пластилиновых шариков) каждого элемента (цвета) не меняется в ходе реакции. То есть количество атомов углерода до и после превращения остается неизменным и равно одному (один черный шарик). Две молекулы кислорода в левой части уравнения состоят из 4-х атомов, в правой части уравнения два атома кислорода содержится в углекислом газе ($CO_2$) и два атома- в двух молекулах воды, то есть всего справа также 4 атома кислорода.

    Закон действующих масс

    При составлении уравнений реакций необходимо использовать закон сохранения массы веществ (закон действующих масс или ЗДМ), открытый М.В. Ломоносовым и А.Лавуазье.

    Закон действующих масс : масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её.

    Так как вещества состоят из атомов, то при составлении химических уравнений, мы будем пользоваться правилом: число атомов каждого химического элемента исходных веществ должно равняться числу атомов в продуктах реакции. В химической реакции число взаимодействующих атомов остается неизменным, происходит только их перегруппировка с разрушением исходных веществ

    Алгоритм составления уравнений реакций.

    Рассмотрим алгоритм составления химических уравнений на примере взаимодействия простых веществ: металлов и неметаллов друг с другом. Пусть взаимодействуют фосфор и кислород (реакция горения).

    1.Записывают рядом исходные вещества (реагенты) , между ними ставим знак "+"(здесь мы будем учитывать то, что кислород двухатомная молекула), а после них стрелку - как знак равенства.

    $P+O_2 \rightarrow$

    2.Записываем после стрелки формулу продукта реакции:

    $P+O_2\rightarrow P_2O_5$

    3.Из схемы видно, что слева кислорода-2 атома, справа-5, а в соответствии с законом сохранения массы веществ, число атомов данного химического элемента должно быть одинаковым. Чтобы уравнять их число, находим наименьшее общее кратное. Для 2 и 5 это будет число 10. Делим наименьшее общее кратное на число атомов в формулах. 10:2=5, 10:5=2, это и будут коэффициенты, которые ставятся соответственно перед кислородом $O_2$ и оксидом фосфора (V) $P_2O_5$.

    $P+5O_2\rightarrow 2P_2O_5$

    кислорода слева и справа стало по 10(5·2=10, 2·5=10)

    4.Коэффициент относится ко всей формуле и ставится перед ней. После его постановки справа фосфора стало 2·2=4 атома. А слева 1 (коэффициент 1 не ставится).Значит перед фосфором ставим коэффициент 4.

    $4P + 5O_2\rightarrow 2P_2O_5$

    Это и есть окончательная запись химического уравнения.

    Читается: четыре пе плюс пять о-два равняется два пе-два о-пять.

    Разберем алгоритм проставления коэффициентов на другом примере:

    $KNO_3 = KNO_2 + O_2$

    при разложении нитрата калия образуется нитрит калия и кислород.

    В левой части уравнения один атом калия, в правой - тоже один. Количество атомов азота слева и справа одинаково и равно одному. А вот количество атомов кислорода различно: слева - 3, справа - 4. В подобных случаях можно прибегнуть к удвоению, то есть поставить коэффициент =2 перед нитратом калия.