Основные концепции и современный подход к темпераменту. Что такое темперамент? Основные концепции

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.

Исследования, проведенные школой Б.М. Теплова и В.Д. Небылицы на, показали, что необходим принципиально новый подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

По мнению В.Д. Небылицына, в основе темперамента должны лежать так называемые «общие свойства нервной системы» (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга — лобной коры вместе с нижележащими образованиями.

Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но, тем не менее, разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын же относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности .

Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.

Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым (рис. 1).

1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения . В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, B.C. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.

Рис. 1. Проблемы исследования темперамента

2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом . В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием обшей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.

Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как:

  • независимость от содержания мотива и цели поведения;
  • универсальность и консистентность проявления во всех сферах
  • деятельности и жизнедеятельности;
  • раннее проявление в детстве:
  • высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и
  • другими биологическими подсистемами.

3. возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).

4. Темперамент выполняет регулятивную функцию . Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включаясь в деятельность помимо мотивов и целей, контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.

5. Темперамент не зависит от содержания деятельности — мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль — темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.

6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпера- ментальной пластичностью и темпом, а гибкость — преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общей темпера- ментальной активности.

Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем этой школы был B.C. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию B.C. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в обшей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического. соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

В структуре темперамента различаются:

  • экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
  • психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
  • реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
  • импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
  • эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
  • эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
  • активность как целенаправленная деятельность;
  • ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

B.C. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности.

Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе:

  • оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей;
  • определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами;
  • учета разной степени побуждения к действию.

Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.

Другое направление связано с поиском признаков наследуемости темперамента. Водной из лабораторий Психологического института РАО — в лаборатории психогенетики индивидуальности с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту. Вариантами близнецового метода являются:

  • метод контрастных групп - позволяет сравнивать моно- и дизиготных близнецов по критерию внутри парного сходства;
  • метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля, контроля по партнеру) — одною близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальная группа), а другого нет (контрольная группа);
  • метод разлученных близнецов, который является критическим экспериментом для проблемы «генотип — среда», поскольку позволяет обнаружить различия, детерминированные средой;
  • метод близнецовой пары - используется для углубленного изучения психологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. Ученые отмечают, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочных суждений о том, что пренатальная среда одинакова для обоих близнецов и что такой же равной по воздействию является их внутрисемейная среда.

В лаборатории психофизиологических способностей того же института исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Исследователи считают, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ими выделены следующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.

Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом — инактивированностью , которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерми- нантой этих типов активности является доминантность полушарий.

Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью. развитием невербальных когнитивных функций, активирован ностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это — сангвиники, холерики).

Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это — меланхолики, флегматики).

Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор оптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.

Еще одно направление связано с разработкой концепции общих свойств нервной системы как основной детерминанты индивидуально-психологических различий между людьми. Эти исследования проводятся под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН, созданной в 1972 г. В.Д. Небылицыным.

Важное место отводится изучению психологических особенностей темперамента и разработке психометрически корректных методов оценки темперамента — Опросника структуры темперамента (ОСТ), который состоит из 105 вопросов, позволяющих получить значения последующим темпераментальным шкалам — эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности в соответствии с двумя аспектами (предметным и социальным миром), и Опросника формально динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), состоящего из 150 вопросов. Последний опросник оценивает эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. Правдивость ответов контролируется с помощью шкалы лжи.

В зарубежной психологии исследование проблемы темперамента во многом касается тех же вопросов. Это — выяснение генетической обусловленности темперамента, изучение его психических свойств, проблема диагностики формально-динамических свойств психики.

В Лондонском психиатрическом госпитале, который в течение многих лет возглавлял Г. Айзенк, понятия личности и темперамента рассматриваются как идентичные; изучаются биологические основания психических свойств.

В этом же научном центре разработаны методы оценки темперамента: ЕРI — Eysenck Personality Inventory - включает в себя 48 вопросов: 24 вопроса по первой шкале — экстра-интроверсия; столько же вопросов по второй шкале — нейротизм: третья шкала, к которой относятся 9 вопросов, представляет собой шкалу лжи. ВсегоE PI включает 57 вопросов.EPQ - Eysenck Personality Questionnaire - предназначен для диагностики нейрогизма, экстра-интроверсии и психо- тизма. Состоит из 90 вопросов. Нейротизм — 23 вопроса, экстра- интроверсия — 21 вопрос, психотизм — 25 вопросов, шкала лжи — 21 вопрос.

Психобиологический подход к исследованию темперамента представлен работами ученых Орегонского университета в США. В соответствии с их моделью темперамент рассматривается как совокупность многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и динамических (стилевых) особенностях. Свойствами темперамента являются реактивность и саморегуляция.

Можно подвергнуть критике идею о включении в темперамент поведенческих и физиологических реакций. Эти свойства не всегда рядоположены. Так, реактивность является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а саморегуляция связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. Реактивность объясняется как интенсивность и характер реакции в ответ на действие стимула. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию путем реакций приближения/удаления.

Варшавская школа (Варшавский университет) представлена регулятивной теорией темперамента Я. Стреляу.

Регулятивная теория основана на идее, согласно которой темперамент рассматривается как двухуровневая система. Она включает в себя энергетический уровень (свойства, которые определяются индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и разрядку энергии) и уровень временных параметров (черты, характеризующие протекание реакции во времени — скорость, темп, подвижность, ритм, последействие). Энергетический уровень, в свою очередь, включает в себя два свойства — реактивность как интенсивность реакции в ответ на стимуляцию и активность как совокупность энергичных и продолжительных действий (моторных, интеллектуальных), выполняемых с определенной целью. Среди временных параметров выделяются скорость реакции — быстрота выполнения действия, темп действия — число реакций в единицу времени, подвижность - способность быстрого перехода от одной реакции к другой при изменении стимуляции, последействие реакции — время, в течение которого продолжается реакция после прекращения действия раздражителя, и ритмичность - регулярность временных интервалов между однородными реакциями.

Трехкомпонентная теория Р. Пломина построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих под структуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.

Активность - проявление общего энергетического уровня в моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость — в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.

Эмоциональность - проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, величине латентного времени, продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, так как являются компонентами активности и социабильности.

Социабельность обнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.

Пломин и его коллеги определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Выл сделан вывод о том. что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и, наоборот, ослаблять.

Исследования, проводимые на детях старшего возраста (например, подросткового), подтвердили гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от 0,3 до 0.5.

Интерес к близнецовому методу и данные Пломина о важности учета социального фактора в развитии темперамента ребенка поставили вопрос об изучении проблемы детского темперамента. Это относительно новое и оригинальное направление в исследовании проблемы темперамента, которое представлено работами как зарубежных, так и отечественных психологов.

В начале 1960-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета было начато лонгитюдное исследование темперамента (с периода младенчества до взрослости).

В ходе исследования были сформулированы следующие цели:

  • оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента;
  • рассмотреть, как обнаруженные в раннем детстве темпераментальные черты проявляются в личностных особенностях ребенка и взрослого;
  • выявить связь темперамента с адаптаций человека к социальным условиям в детстве и на стадиях взрослости.

В результате проведения эмпирического исследования было выделено 9 свойств темперамента:

  • активность - уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;
  • ритмичность - предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);
  • приближение/удаление - непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление — с проявлением отрицательных эмоций);
  • адаптивность — легкость привыкания к новым условиям:
  • порог реактивности - уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);
  • настроение - соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;
  • отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить. если он плачет);
  • интенсивность реакций - энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;
  • объем внимания - насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом и склонен ли продолжать деятельность, есл и возникают трудности.

Анализируя отдельные клинические случаи, американские ученые пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего было выделено три синдрома свойств.

Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.

Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.

Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Людям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Свойства и три синдрома свойств оказались онтогенетически стабильными. Отсюда можно было бы сделать вывод о хронической неадаптивности ребенка с трудным темпераментом. Однако это не совсем так. Оказалось, что если родители учитывают индивидуальные особенности своего трудного ребенка, специально готовят его к сложным ситуациям, им удается помочь ему справиться с проблемами и избежать неудач. В пятнадцатилетнем лонгитюдном исследовании было установлено, что сходство у монозиготных близнецов всегда больше, чем у дизиготных, и с возрастом оно уменьшается. Существенные различия между моно- и дизиготными близнецами наблюдаются по таким показаниям, как активность, адаптивность (разница к 6 годам уменьшается, а потом к 15 опять увеличивается), интенсивность.

Влияние генотипа на темперамент было обнаружено и в другом исследовании (в Луизвильском лонгитюде), где оно отчетливо прослеживалось на 600 парах близнецов, начиная с младенчества и дошкольного возраста, причем выраженность генетического вклада практически не зависела от метода диагностики. Как и во многих других работах, было выявлено, что по темпераментальным свойствам монозиготные близнецы более схожи между собой, чем дизиготные.

Биологическая основа темперамента отмечается практически во всех концепциях, однако влияние средовых факторов на формирование и проявление темпераментальных характеристик также считается немаловажным. Интересно, что воздействие внутрисемейной среды может и ослаблять, и усиливать различия между детьми по индивидным и личностным свойствам. Источниками различий влияния среды на детей, проживающих в одних условиях, являются не одинаковые отношения к ним взрослых, в первую очередь, родителей. Существует связь между характером детей и типом семейного воспитания: трудные дети чаще встречаются в строгих и чрезмерно стимулирующих семьях: легкие дети — в любящих семьях, пассивные-в недостаточно стимулирующих.

С середины 1990-х гг. в лаборатории когнитивных процессов (Институт психологии РАН) было начато лонгитюдное исследование, одной из задач которого было выяснение вопроса о вкладе генотипа и среды в развитие темперамента на разных возрастных этапах. Объектом исследования выступали монозиготные близнецы (генетическое сходство равно 1), дизиготпые близнецы (генетическое сходство, как у сибсов, равно 0,5), и одиночно рожденные дети (F..A. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева). Наблюдения проводились с такой частотой: на первом году жизни — в 3-4 месяца. 7-9 месяцев и в 12 месяцев, т.е. 3 раза, а затем — на втором году и дачее один раз в полгода. Исследовалось 18 пар монозиготных близнецов — 9 пар мальчиков и 9 пар девочек, 22 пары дизиготных близнецов — 11 пар мальчиков, 11 пар девочек и 58 одиночно рожденных детей того же возраста.

Использовались тесты Баллеги «День младенца» для родителей (направлен на диагностику свойств темперамента на ранних стадиях развития — от года до 36 мес., состоит из 4 шкал: напряжение, контроль, ориентация, настроение) и Бейли для тестирования детей (предназначен для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. с целью диагностики умственного и моторного развития и состоит из трех частей: умственной шкалы, направленной на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи; моторной шкалы, измеряющей уровень развития мышечной координации и манипулирования; записи о поведении ребенка, предназначенной для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д.). Тест Баллеги оценивает темперамент ребенка. Типами темперамента являются:

  • трудный темперамент — большое внутреннее напряжение, низкий контроль;
  • стеничный — среднее напряжение, хороший контроль, положительные и отрицательные реакции на окружающих;
  • легкий - сбалансированное напряжение, умеренный контроль;
  • пассивный темперамент — низкое напряжение, слабый контроль.

Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:

  • чрезмерно стимулирующая семья — интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;
  • любящая семья — тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;
  • пассивная семья — родители не особенно интересуются детьми;
  • строгая семья — мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.

Тест Бейли, как известно, включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития.

Было показано, что у монозиготных близнецов чаше выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный). У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных — легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей — темперамент либо легкий, либо стеничный.

Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).

Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:

  • в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;
  • во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных — среднего, а у одиночно рожденных детей — высокою напряжения;
  • третий фактор — это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;
  • четвертый — у монозиготных близнецов — шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор и нтерп ретируется слабо.

В исследованиях было показано, что темперамент пе обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.

По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 мес.) возрастах.

Уникальными оказались данные о нестабильности стиля семейного воспитания. Так, до 12-месячного возраста у монозиготных и дизиготных детей преобладает любящая семья, а в 18 мес. она сменяется строгой семьей. В 36 мес. возрастает частота чрезмерно стимулирующих семей. Похоже, что стиль семейного воспитания зависит от стадии социализации ребенка.

Итак, исследованиями пе была обнаружена стабильность темперамента и стиля семейного воспитания. Отдельные характеристики темперамента находятся под значительным генетическим влиянием в течение всего периода исследования (от рождения до 36 мес.).

Возможность возрастной динамики темперамента подтверждается данными о существовании корреляций между семейным типом воспитания и шкалами темперамента детей. Тип семейного воспитания либо способствует саморегуляции поведения, как это было показано у одиночно рожденных детей, либо приводит к его задержке (у монозиготных близнецов).

Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.

Любой родитель скажет, что не бывает двух одинаковых детей. Дети не только выглядят по-разному, но с самого рождения отличаются по темпераменту. Каждый ребенок проявляет себя по-своему: он может быть покладистым или упрямым, активным или спокойным. Эти качества врожденные и вызывают различные реакции окружающих ребенка людей.

Обычно рассматривается как биологически обусловленный стиль взаимодействия с окружающим миром.

Американские психологи сегодня выделяют три главные разновидности темперамента: легкий, трудный и «медленно разогревающийся».

Легкий темперамент определяется как ровный, адаптивный, в меру интенсивный стиль поведения, которое воспринимается как положительное и отзывчивое.

Трудный темперамент характеризуется интенсивным, непостоянным, шокирующим поведением, которое обычно сопровождается отрицательными эмоциями.

«Медленно разогревающиеся » дети долго переходят в состояние активности и медленно накапливают опыт, но, несмотря на первоначальную замкнутость, со временем и при надлежащей поддержке адаптируются и положительно реагируют на окружающий мир.

Взаимодействие темпераментов ребенка и родителей, иначе называемое критерием согласия , — ключ к развитию личности ребенка. Реакции родителей на проявления темперамента ребенка обеспечивают стабильность или нестабильность взаимодействия ребенка с действительностью. Реакция родителей на темперамент ребенка также влияет на его дальнейшую привязанность.

Учеными было проведено несколько исследований того, существуют ли различия в темпераменте детей разных культур. Социальное значение этих различий, если они существуют, очень велико. Если дети разных культур при рождении имеют разный темперамент, то они по-разному будут реагировать на окружающий мир. Более того, они будут вызывать не такие ответные реакции окружающих, какие могли бы ожидать представители иной культуры. Эти два фундаментальных различия — в темпераменте и в реакции окружающих — приведут к различиям в обучении и социальном опыте таких детей и в дальнейшем к иному мировоззрению.

Действительно, обнаружено, что американские дети китайского происхождения более спокойны и безмятежны, чем дети европейского и африканского происхождения. Если нос ребенка накрывали легкой тканью, китайские дети лежали спокойно и дышали через рот. Другие дети отворачивали лицо или старались убрать ткань руками. Такие же отличия обнаружены у американских детей японского происхождения, индейских детей племени навахо и американских детей европейского происхождения. Ученые, интенсивно изучавшие детей племени навахо, установили, что они гораздо спокойнее, чем евро- американские дети.

Исследователи считают, что существует тесная связь между состоянием матери во время беременности (особенно высоким уровнем артериального давления) и возбудимостью младенца. Эта связь между уровнем артериального давления матери и возбудимостью ребенка была обнаружена у малайских и китайских детей, детей австралийцев (аборигенов и белых), а также детей племени навахо.

Важным фактором развития культуры являются ответные реакции родителей на проявление темперамента ребенка. Эти взаимоотношения следует считать ключевыми для понимания развития культуры и процесса социализации. Спокойный темперамент и безмятежность, характерные для азиатских и индейских младенцев, в дальнейшем поддерживаются поведением их матерей. Младенцы племен навахо и хопи проводят много времени туго спеленутыми в колыбели. Китайские родители высоко ценят гармонию, которая достигается через эмоциональную сдержанность.

Таким образом, различия в темпераменте детей помогают родителям разных культур заниматься воспитанием детей и приобщением их к культурной традиции народа. Темперамент, следовательно, играет роль биологической предпосылки к обучению ребенка.

Почему темперамент различен в разных культурах? Возможно, что различия в темпераменте отражают генетические и репродуктивные различия. Воздействие окружающей среды и культуры в течение многих поколений могло способствовать появлению некоторых биологических различий детей через процесс функциональной адаптации. Кроме того, обусловленное культу рой поведение и диета матери во время беременности могут оказывать такое воздействие на прена- тальное развитие ребенка, что он начинает больше соответствовать этой культурной практике.

Важной проблемой, встающей при проведении и интерпретации исследований различий в темпераменте, оказывается сложность определения расы и расовых различий. Тем не менее эти различия, очевидные при рождении, вносят вклад в различия характера и личности, наблюдаемые у взрослых людей в разных культурах.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Современные концепции темперамента.
Рубрика (тематическая категория) Психология

В исследованиях темперамента͵ проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения какой-либо поведенческой особенности к свойствам темперамента служит ее формально-динамический характер.
Размещено на реф.рф
Свойства темперамента ʼʼформальныʼʼ, поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются ʼʼдинамическимиʼʼ, поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента :

  • независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);
  • динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);
  • универсальность и консистентность проявления во всœех сферах деятельности и жизнедеятельности;
  • раннее проявление в детстве;
  • устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
  • высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телœесной и т.д.);
  • наследуемость.

В другом отечественном направлении исследования темперамента͵ возглавлявшимся В.С.Мерлином , рассматривались свойства темперамента . В их число входит как минимум 8 характеристик (Мерлин B.C., 1976):

1) сенситивность (чувствительность), которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, и по продолжительности этой реакции;

2) реактивность (величина непроизвольной реакции на раздражители);

3) активность (или энергия человека, проявляющаяся при решении им различных проблем);

4) соотношение реактивности и активности;

5) темп реакций;

6) пластичность-ригидность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям);

7) экстраверсия-интроверсия;

8) эмоциональная возбудимость.

Каждое свойство темперамента͵ как считал Мерлин, обеспечивает приспособление к некоторому более или менее узкому кругу условий, но общая динамика психической деятельности и приспособление к широким и неспецифическим условиям и требованиям окружающей действительности определяется не каждым свойством в отдельности, а соотношением свойств темперамента.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всœего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

Современные концепции темперамента. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современные концепции темперамента." 2017, 2018.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоция и мышления, волевого воздействия, влияет на темп и ритм речи. Но нужно помнить, что от темперамента не зависят, ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности. Приведенные выше примеры подводят к понимаю того, что темперамент категория поведенческая, которая является совокупностью формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду, прежде всего энергетический уровень поведения. Ученые выделяют большое число саамы различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многое другое. Но основными считаются две характеристики темперамента - это общая активность и эмоциональность.

И так, темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента биологически обусловлены и являются врожденными, но, несмотря на это, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

На основе теории Гиппократа, постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента, по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме, и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь).

Типы темпераментов по Канту

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И.Кантом. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т.е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий. Кант, как и Гиппократ, установил такие же четыре темперамента, а это - холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Каждый из типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно, в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же, производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы - единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы - темперамент сангвиника

Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) - темперамент флегматика;

Сильный, неуравновешенный, подвижный - темперамент холерика;

Слабый, неуравновешенный - темперамент меланхолика.

Павлов также охарактеризовал эти типы темперамента, во многом они схожи с характеристикой Канта.

Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при определенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Еще раз подчеркнем, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.

Современные теории темперамента

1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу

Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента.

Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:

реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории Я. Стреляу:

Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина

В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.

В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.

4. Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

эргичность (выносливость),

пластичность,

скорость,

эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

История исследований темперамента знает различные подходы ученых к данной проблеме. Известна теория конституционной типологии, которая представлена в работах Э.Кречмера и У.Шелдона. Сущность данной типологии заключается в идее о том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Например, Э.Кречмер, наблюдая и измеряя различные части тела, выделил четыре конституционный типа:

1.Лептосоматик – высокий, худой, хрупкий.

2.Пикник – человек округленных форм, с выраженной жировой тканью.

3.Атлетик – человек с развитой мускулатурой.

4.Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением, непропорциональностью.

В соответствии с данным типом телосложения. Э Кречмер выстраивает три типа темперамента. Эти типы приведены в следующем соответствии:

Лемтосоматик – шизотимик (замкнутый, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению);

Атлетик – иксотимик (спокойный, мало впечатлительный человек, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный);

Пикник – циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах). Данная теория было широко распространена в начале ХХ века в Европе. А в США приобрела популярность концепция темперамента У Шелдона, который также доказывал, что особенности строения тела и темперамент – это две взаимозависимых параметра человека. Именно структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Позаимствовав термины их эмбриологии, У Шелдон дает следующие типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, определяющие тот или иной тип поведения:

Эндоморфный (с развитыми внутренними органами) – висцеротоники (с выраженной любовью к физическому комфорту, пристрастием к еде, любовью к компаниям и дружбе, отсутствие взрывных эмоций, хороший сон);

Мезоморфный (с развитой мышечной тканью) – соматотоники (уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в дывижении и удовольствие отних, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, отсутствие сострадания, шумное повнедение, внешний вид соответствует более пожилому возрасту);

Эктоморфный (с развитой кожей и нервной тканью) – церебротоники (заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность. Повышенная скорость реакций. Склонность к уединению, самоконтроль мимики, заторможенность в общении, тихий голос, избегание шума, плохой сон, хроническая усталость устойчивость к действию алкоголя, ориентация на пожилой возраст).

10. Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.

В отечественной психологии имеется стремление к различению терминов «личность» и «характер». Его интерпретация как выражение индивидуально-специфического способа отношения и действия (Ананьев, Рубинштейн, Ковалев и Мясищев, Левитов, Мерлин, Кругецкий и др.). Полемичность проблемы, трудности формулировки единого определения.

Рубинштейн различал такие компоненты личности:

Направленность

Способности

Темперамент

Характер

Самосознание

Личность не сводится к сумме этих компонентов, но вне их ее познание невозможно.

В характере он выделял компоненты: направленность и образ действия.

Левитов: характер в строгом, собственном смысле определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. (В широком смысле слова под характером надо понимать индивидуально ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. При данном определении характера в широком смысле к характеру можно отнести и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и воздействуют на поведение человека.)

Многими советскими психологами направленность, иногда выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

С.Л. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность. Характерологические свойства личности обуславливают ее направленность, накладывают опред отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении к миру, др людям, себе.

Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действия.»

Ковалев понимает под характером своеобразный психический склад человека, который проявляется «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности».

Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе. В волевых процессах характер получает одно из наиболее адекватных себе выражений. Борьба всегда требует от человека силы воли.

По мнению Страхова, при широком определении характера имеются в виду существенные психологические особенности человека, при узком речь идет о личности в эмоционально-волевом разрезе. Последнее, как считал Левитов, определение характера надо считать правильным, если в эмоц компонент характера включить только чувства как выражение направленности, но не как тонус эмоц возбудимости, относящейся к проявлениям не характера, а темперамента.

Рубинштейн, Ананьев, Крутецкий, Ковалев и Мясищев и др. выделяют для специального рассмотрения некоторые черты характера, обычно эти черты направленности и воли. Но есть и существенные различия. Ковалев и Мясищев, Мерлин, Крутецкий сущность характера видят в системе отношений к действительности. Страхов – подчеркивает роль эмоционального компонента характера.

Под характером обычно понимают свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Черты характера - те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются им противоречащие другие. Внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, определяются через отношение к миру. Для характера, как и для воли решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека.

Заключаясь в определенности отношения человека к значимым для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера. Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства.

Отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты и побуждения, которые обусловливают по преимуществу его действия. В характер включаются только те устойчивые свойства личности, которые выражают ее направленность.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Характер - это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, в том, что он делает, и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. В способе поведения, в котором проявляется характер, выражается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера.

Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении, в психологическом - в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, привязанностях и избирательном отношении к людям. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль закрепляются в его характере в виде привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека. Сознательно подчиняясь требованиям, исходящим от мировоззрения, человек часто вносит коррективы в свое поведение и в итоге переделывает свои характер. Но характер первично не проистекает из теоретически оформленного мировоззрения, а формируется в практической деятельности человека, в делах и поступках, которые он совершает.

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет.

Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Гуморальные (от лат.humor-влага, сок) - Гиппократ, Гален, Лесгафт и др. считают, что темперамент определяется соотношением между четырьмя жидкостями организма человека - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Преобладание одной из жидкостей определяло разные типы темперамента - сангвинический (от лат. Sanguis - кровь), холерический (от греч.choll - желчь), флегматический (от греч. Phlegma - слизь), меланхолический (от греч. Melaine holl - черная желчь).

Конституциональные (морфологические) теориитемперамента - Кречмер, Шелдон и др. считали, что конституция, строение человеческого тела (соматотип) определяет тип темперамента человека. Так, например, по Кречмеру - астенический тип темперамента характеризуется неразвитостью мускулатуры, диспропорциональностью частей тела, и ему соответствует шизоидный темперамент, который, в свою очередь, включает в себя, с одной стороны, замкнутость, аутичность, чрезмерную аффективность, ранимость, раздражительность, а сдругой - эмоциональную холодность, равнодушие. Пикническому телосложению - широкая грудь, округлость частей тела, полнота - соответствует циклоидный темперамент, которому свойственны колебания настроения - от веселого, радостного до мрачного у маниакальных, депрессивных индивидов, а также естественность, мягкость движений и т.п. Атлетическому типу телосложения - крепкое телосложение, рельефная, выраженная мускулатура, физическая сила, выносливость - соответствует иксомотический тип темперамента, который характеризуется спокойствием, сдержанностью в жестах, мимике, ригидностью мышления, трудностью в адаптации.

Описательные теории темперамента - Кант, Хейменс и Вирсме и др. считали, что это теории темперамента, которые должны характеризоваться различным набором качеств и свойств темперамента, а также своеобразием самой структуры темперамента. Например, Хейменс и Вирсне выделяли три основные биполярные характеристики темперамента: 1) Эмоциональность - неэмоциональность; 2) Активность - пассивность; 3) Первичная - вторичная функции (сила и слабость и продолжительность первоначальных реакций человека на внешний мир).

Исходя из этого, они выделили следующие типологии темперамента:

Факторные теории темперамента - Борт, Гилфорд и др. - считали, что использование математической статистики с помощью факторного анализа позволяет выделять общие факторы, лежащие в основе интеркорреляции измеряемых свойств.

Так, например, Гилфорд выявил следующие факторы, определяющие структуру темперамента: общая активность, доминантность, м ужество, уверенность, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, беспристрастность, сдержанность, доброжелательность, терпимость

Структурно - функциональные теории темперамента - Мерлин Б.М., Теплов В.Д., Небылицын, Крупнов А.И. и др. считали, что характеристика, определение темперамента связано с выявлением функций, свойств, компонентов темперамента. Например, А.И. Крупнов дает следующее представление об индивидуально - типологическом аспекте темперамента:

Примечание: М - меланхолик; Ф - флегматик; С - сангвиник; Х - холерик;

Степень выраженности свойств темперамента:

1 - минимальная;

2 - средне - минимальная;

3 - средне - максимальная;

4 - максимальная

Нейродинамические теории темперамента - Павлов И.П., Красногорский и др. считали, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, которые во многом тождественны свойствам темперамента.

Физиологической основой темперамента являются свойства и типы нервной системы человека. К числу основных свойств нервной системы относятся сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность - неуровновешенность.

Сила нервной системы – это способность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды, не приходя при этом в запредельное охранительное торможение. Сильная нервная система отсюда характеризуется такими особенностями как высокая биологическая надежность, большая работоспособность, низкая утомляемость, низкая сензитивность.

Слабость нервной системы характеризуется такими полярными качествами как неспособность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды и как следствие высокая предрасположенность к запредельному, охранительному торможению. Отсюда слабая нервная система характеризуется такими особенностями как низкая биологическая надежность, малая работоспособность, большая утомляемость, высокая сензитивность.

Подвижность нервной системы – это способность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (возбуждение или торможение) к другому и наоборот.

Инертность нервной системы – это неспособность или затрудненность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (состояния) к другому и наоборот.

Уравновешенность нервной системы – это баланс равновесия между двумя основными физиологическими процессами (состояниями) возбуждением и торможением.

Комбинации указанных свойств нервной системы по И.П. Павлову представляли разные типы нервной системы человека.

1. Сильный, подвижный уравновешенный тип – сангвинический тип темперамента.

2. Сильный, подвижный, неуравновешенный – холерический тип темперамента.

3. Сильный, инертный – флегматический тип темперамента.

4. Слабый тип – меланхолический тип темперамента.

План ответа

    Понятие темперамента.

    Физиологические теории темперамента

    1. Гуморальные теории.

      1. Гален и Гиппократ

        И. Кант и Лесгафт

    2. Конституциональные (морфологические) теории.

      1. Кречмер

        Шелдон

      Нейродинамические (нейрофизиологические) теории.

      1. И.П. Павлов

        Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин

        В.М. Русалов

    Психологические теории темперамента.

    1. К.Г. Юнг

      Г. Айзенк

    Понятие индивидуального стиля деятельности.

  1. Понятие темперамента.

Термин «темперамент» был предложен в античности (Древнеримский врач Гален, 2 век н.э.). В переводе – соразмерность или надлежащее соотношение частей. Четкого определения темперамента не существует. В общем плане под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности (Гиппенрейтер). Темперамент (Небылицын) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент является проявлением физиологических процессов. Изучается чаще в диагностическом подходе. Выделяют 3 сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

  1. Физиологические теории темперамента

    1. Гуморальные теории.

Темперамент определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в организме – желчью, кровью, черной желчью и лимфой. По преобладающей в соотношении жидкости определялся темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

      1. Гален и Гиппократ

Древнегреческий врач Гиппократ (5 век до н.э.): здоровье определяется правильным соотношением 4 жидкостей (соков) в организме: кровь вырабатывается сердцем, слизь производит мозг, желчь производит печень, черную желчь производит поджелудочная железа. Преобладание какого-то жизненного сока – болезнь. Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь - «меланхоле» (4 типа).

Гален (основываясь на работах Гиппократа) обратил внимание, что жидкости оказывают влияние на наше поведение. Если какая-то жидкость в избытке, человек ведет себя соответственно органу, который его производит (сангвиник – избыток крови – очень энергичные люди; флегматик – избыток слизи – замедленные реакции, склонность к размышлению; холерик – желчь – человек вспыльчивый, неуживчивый; меланхолик – избыток черной желчи).

Таким образом, можно выделить гуморальные концепции, теории темперамента (в основе работы Галена и Гиппократа). Гуморальный – относящийся к жидким внутренним средам организма.