Основная образовательная программа общего образования определяет. Основная образовательная программа общего образования

Путеводитель по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) – нормативно – правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Основная образовательная программа (ООП) – программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат, метапредметный результат, предметный результат.

Личностный результат – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.; индивидуальные психологические характеристики личности.

Метапредметный результат – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметный результат – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результаты освоения ООП, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – уровень освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Результаты освоения ООП, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.).

Основа ФГОС – системно-деятельностный подход.

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таблица 1

Сравнение традиционной системы обучения и системы обучения на основе ФГОС нового поколения (на основе статьи Тихвинской А.В.) ¹

п.п.

Критерий сравнения

Традиционная система обучения

Система обучения на основе ФГОС нового поколения

Цель образования

Вооружение знаниями, умениями, навыками.

Развитие личности учащегося, достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современном мире

Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Подход к обучению

Знаниевый

Системно-деятельностный

Основа школьного стандарта

Модернизация отечественного образования (три новации):

1)кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, стандарт предстал как инструмент развития образования;

2)пересмотр содержания школьного образования: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования; сохранение традиционной фундаментальности при одновремнном углублении его практикоориентированности;

3)введение профильного обучения на старшей ступени школы с утверждением вариативности, дифференциации образования

Основная образовательная программа, включающая:

Программу духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

Программу формирования универсальных учебных действий (УУД);

Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Программы конкретных учебных предметов (КУП);

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

Общественный договор – запрос семьи, общества, государства

Требования к результатам освоения ООП

Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

Результат образования

Знания, умения, навыки

Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях

Роль учителя

Транслятор знаний

Организатор деятельности ученика в инновационной образовательной среде

Организатор совместной и продуктивной творческой деятельности

Роль ученика

Получает готовую информацию

Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации

Методы и технологии обучения

Доминируют репродуктивные методы обучения.

Частично используются исследовательские, проектные методы

Методы, обеспечивающие саморазвитие, самоактуализацию. Человека, позволяющие самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, коллективный способ обучения, исследовательские и поисковые технологии)

Оценивание результата

Оценка в баллах

Комплексная оценка: балловая, портфолио

¹Тихвинская А.В. К вопросу готовности образовательных учреждений к введению ФГОС. // Сибирский учитель, №1, 2011г., с.38.

Таблица№2

Требования к повышению квалификации кадров при реализации ООП

ООП начального общего образования

ООП основного общего образования

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками.

72

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками

2.Непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ должна обеспечиваться освоением ими доп. профессиональных программ в объеме не менее 108 часов не реже 1 раза в 5 лет

Таблица 3

Сравнение структуры ООП

Начальное общее образование

Основное общее образование

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

3.Учебный план

4.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)

5.Программы конкретных учебных предметов (КУП)

6.Программа духовно – нравственного развития обучающихся

7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.Программа коррекционной работы

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел1.Целевой

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел 2. Содержательный

2.1.Программа формирования УУД

2.2.Программа КУП

2.3.Программа воспитания и социализации:

Духовно-нравственное развитие обучающихся;

Формирование экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни;

-социализация и профессиональная ориентация.

2.4.Программа коррекционной работы

Раздел 3. Организационный

3.1.Учебный план.

3.2.Система условий реализации ООП.

Таблица 4

Сравнение структуры программы конкретного учебного предмета (КУП)

Начальное общее образование

Основное общее образование

6.Тематическое планирование.

7.Описание материально – технического обеспечения ООП.

8.Описание ценностных ориентиров содержания КУП.

1.Пояснительная записка: цели ООП с учетом КУП

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения КУП.

6.Тематическое планирование.

7.Описавние материально-технического и учебно-методического обеспечения ООП.

8.Планируемые результаты изучения КУП.

При мерный вариант плана по обеспечению перехода школы

на новый образовательный стандарт

Цель: обеспечить условия для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Задачи:

1.Выявить уровень ресурсной обеспеченности начального общего образования к введению ФГОС.

2.Создать нормативно-правовую и научно-методическую базу для введения ФГОС НОО.

3.Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации государственного стандарта начального общего образования, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.

программу высшего профессионального образования по направлению...
  • Основная образовательная программа начальной школы

    Основная образовательная программа

    Являются основные образовательные программы и примерные образовательные программы , разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием. Основная образовательная программа (далее – ООП ...

  • Состав основной образовательной программы 7 Приложение 1 Форма титульного листа и листа согласований 25 Приложение 2

    Справочник

    Качество подготовки обучающихся. 4Состав основной образовательной программы В ООП должны присутствовать все пункты. Курсивом... Томск (год) Лист согласований Основная образовательная программа ООП составлена с учетом требований Федерального...

  • Раздел

    Мероприятия

    Планируемый результат

    Срок

    Ответ

    1.Создание организационных условий

    1.1.Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения

    Наличие совместного плана работы по переходу школы на новый образовательный стандарт

    1.2.Определить оптимальную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности

    Модель организации образовательного процесса

    1.3.Организация взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования

    с целью обеспечения внеурочной деятельности обучающихся (при необходимости)

    Наличие договоров на предоставление услуг учреждениями дополнительного образования

    1.4.Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования

    Мониторинг мнения социума по вопросам введения новых стандартов

    1.5.Организация работы рабочей группы по анализу ресурсной обеспеченности начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС

    Наличие объективной информации о ресурсном обеспечении введения ФГОС

    2.Создание нормативно-правовых условий

    2.1.Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по введению ФГОС

    Полный комплект нормативных документов

    2.1.Разработка (внесение изменений) локальных актов:

    Положение об основной образовательной программе;

    Положение о программе конкретного учебного предмета»

    Наличие нормативно-правовых документов ОУ, подготовленных в соответствии с требованиями стандарта

    2.2.Разработка и утверждение основной образовательной программы

    Наличие основной образовательной программы, соответствующей требованиям нового стандарта

    2.3.Разработка и утверждение рабочих программ учебных дисциплин

    Наличие рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта

    2.4.Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ

    Комплект должностных инструкций, соответствующих ФГОС, новым тарифно-квалификационным характеристикам

    2.5.Издание приказов по ОУ:

    О переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС;

    Об утверждении годового календарного учебного графика;

    Об утверждении учебного плана;

    Об утверждении списка учебников и учебных пособий;

    Об утверждении плана внутришкольного контроля по реализации ФГОС

    Наличие приказов, регламентирующих планомерность введения ФГОС

    2.6.Заключение договоров с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении общего образования

    Наличие договоров со всеми родителями

    2.7.Внести изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования

    Соответствие системы оценивания стандартам

    3.Создание научно-методических условий

    2.1.Определение списка учебников и учебных пособий

    Наличие списка учебников и учебных пособий

    2.2.Разработка плана методической работы в ОУ; проведение методических совещаний в рамках ШМО классных руководителей, например:

    1.Воспитание воспитателей: подготовка и самоподготовка учителя, будущего учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС.

    2.Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в ходе реализации ФГОС.

    Особенности организации и моделирования внеурочной деятельности по духовно-нрав-

    ственному развитию и воспитанию школьников с учетом требований ФГОС.

    Наличие внутришкольной системы методической работы

    2.3.Приобретение в библиотеку учебно-методической литературы и материалов, в том числе ЭОР, по всем учебным предметам основной образовательной программы начальной школы, основной школы

    Пополнение библиотечного фонда в соответствии со стандартом

    2.4.Проведение открытых уроков по использованию системно-деятельностного подхода в обучении

    Диссеминация опыта лучших педагогов ОУ

    4.Создание кадровых условий

    4.1.Определение готовности педагогов ОУ к введению ФГОС

    Наличие объективной информации о готовности педагогов к работе по новым стандартам

    4.2.Разработка и утверждение плана-графика повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками ОУ

    Утвержденный план – график прохождения курсов повышения квалификации педагогических и руководящих. работников

    4.3.Повышение квалификации учителей по вопросам внедрения ФГОС

    100% педагогических кадров, обученных по ФГОС

    4.4.Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий

    Диссеминация опыта лучших педагогов

    5.Создание финансово-экономических условий

    5.1.Рзработка системы повышающих надбавок учителям начальной школы, работающим по новым образовательным стандартам

    Наличие Положения об оплате труда работников ОУ с внесенными изменениями

    6.Создание материально-технических условий

    6.1.Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм

    6.2.Оснащение рабочих мест учителей начальной школы компьютерной техникой

    Соответствие рабочих мест педагогов требованиям стандартов

    7.Создание информационных условий

    7.1.Открытие Интернет страницы «Новый ФГОС» на сайте школы.

    Реализованный план действий по информированию общественности

    7.2.Публикация серии статей в средствах массовой информации.

    Обобщение опыта

    7..3.Организация администрацией школы «горячей линии» по вопросам введения ФГОС.

    Учет общественного мнения

    7.4.Проведения дня открытых дверей для родителей

    Открытость вводимых инноваций

    7.5. Проведение публичного отчета ОУ о результатах внедрения нового стандарта в школе

    Открытость вводимых инноваций, учет общественного мнения

    Лябипова Ляйсан
    Разделы основной образовательной программы начального общего образования СОШ

    Разделы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Троицкая СОШ

    Целевой раздел :

    1. пояснительная записка;

    2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ;

    3. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования .

    4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ;

    5. программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

    6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ;

    7. программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ;

    8. программа коррекционной работы.

    Организационный раздел :

    9. учебный план начального общего образования ;

    10. план внеурочной деятельности;

    9. система условий реализации в соответствии с требованиями Стандарта.

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа » реализует на первой ступени образования основную образовательную программу начального общего образования . ООП НОО формировалась исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании » , где в статье 9 и 32 поясняется, что образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса . Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП ООН обеспечивает право граждан на получение бесплатного начального образования и предназначена для детей с 6,5 лет до 11 лет, которые проживают в селе Троицкое, посёлке Песоченка Чеховского муниципального района Московской области. ООП ООН реализуется на первой ступени обучения :1-4 классы. Продолжительность обучения четыре года.

    Целью реализации является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными , государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

    К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены :

    Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы , отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской , гражданской идентичности;

    Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) ;

    Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

    В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает :

    Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества , инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

    Переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования , определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    Ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

    Признание решающей роли содержания образования , способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

    Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно -воспитательных целей и путей их достижения;

    Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего , основного общего образования ;

    Цель деятельности начальной ступени образования МБОУ Троицкая СОШ –реализация модели школы личностного развития и самосовершенствования и создания определённой системы учебно-воспитательной работы,

    Задачи : воспитание и развитие свободолюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности, главные направления деятельности которой являются :

    Учить мыслить (развитие интеллекта) ;

    Воспитывать чувства (формирование нравственных отношений) ;

    Укрепление здоровья детей.

    ООП НОО включает в себя Базисный учебный план, рабочие программы учебных курсов , предметов и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

    Важнейшей частью основной образовательной программы является Базисный учебный план образовательного учреждения , который содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса . Внеурочная деятельность организуется в кружковой форме с применением таких видов деятельности как : экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

    ООП НОО основывается на следующей совокупности ценностей :

    Обеспечение прав и свобод личности;

    Выполнение Конвенции о правах ребёнка;

    -общечеловеческие ценности ;

    Патриотизм, осознание себя жителем России и хранителем её исторического и культурного наследия;

    Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.

    ООП НОО направлена на удовлетворение потребностей учащихся – в программах обучения , обеспечивающих личное становление, общества и государства - в реализации ФГОС, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности.

    ООП НОО строится на основе следующих принципов :

    Гуманизация и гуманитаризация;

    Индивидуально-личностная ориентация содержания образования ;

    Целостность образовательного процесса .

    Задачи, достижения запланированных образовательных результатов :

    Обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системной оценки результатов освоения ООП НОО;

    Обеспечить содержательную и критериальную основу для разработки рабочих программ учебных предметов , системы оценки освоения обучающимися ООП НОО в соответствии с требованиями стандарта.

    Этапы реализации ООП НОО.

    Этапы реализации ООП НОО строятся в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

    1 этап – первое полугодие первого класса.

    Цель : обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

    2 этап – второе полугодие первого класса - первое полугодие четвёртого класса.

    Цель : конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

    3 этап - второе полугодие четвёртого класса.

    Цель : рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться .

    Организация годового цикла образовательного процесса состоит из трёх фаз учебного года :

    1 фаза (сентябрь) - фаза совместной постановки задач учебного года (фаза «запуска» ). 2 фаза (октябрь- апрель) - фаза совместной постановки и решения задач учебного года. 3 фаза (апрель-май) - рефлексивная фаза учебного года.

    Образовательное пространство МБОУ Троицкая СОШ представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся. Основной формой организации обучения является урок. В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие и модуль реализуются три направления деятельности : а) учебная; б) учебно-исследовательская; в) учебно-проектная. В образовательный процесс включаются следующие формы учебной деятельности :

    Урок (форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач) ;

    Учебное занятие (форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия);

    Консультативное занятие (форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника) ;

    Домашняя самостоятельная работа (форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов ).

    Предметное содержание образования реализуется через :

    - основные способы учебной деятельности;

    Систему предметных знаний и умений;

    Учебное сотрудничество;

    Контрольно- оценочные действия младших школьников.

    Особенностью использования педагогических технологий является направленность на развитие познавательного интереса обучающихся, формирование универсальных учебных действий, проявление творческих возможностей, развитие коммуникативной культуры.

    Ведущие образовательные технологии :

    Игровые технологии;

    Диалоговые технологии;

    Групповые технологии организации учебного процесса;

    Технологии проблемно- творческого обучения;

    Проектная деятельность;

    Участие детей в школьных, районных олимпиадах, конкурсах.

    Использование подобных технологий создаёт базу для продолжения образования в основной школе . Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами. Кроме того, учтены концептуальные положения используемого в начальной школе учебно-методического комплекта «Школа России» .

    Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно- полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы . В соответствии с требованиями ФГОС предметное содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы УМК «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения ООП НОО посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться .

    Основными характеристиками , достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются :

    Смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на её базе развиваются важные учебные и компетентности);

    Формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

    Выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности.

    Разработанная основная образовательная программа предусматривает :

    Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися ;

    Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, студий и кружков;

    Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно- исследовательской деятельности;

    Использование современных образовательных технологий ;

    Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

    Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

    Начальное образование в МБОУ Троицкая СОШ создаёт условия для формирования у младших школьников способности к организации самостоятельной учебной деятельности; исследовательского интереса; коммуникативности; ответственности; саморегуляции; уважительного отношения к окружающим, к иной точке зрения, навыков саморорганизации и здорового образа жизни .

    Реализацию ООП НОО обеспечивает ряд локальных нормативно-правовых документов :

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ;

    Закон Российской Федерации «Об образовании » ;

    Конституция Российской Федерации;

    Устав образовательного учреждения ;

    Свидетельство о государственной аккредитации ОУ;

    Лицензия ОУ;

    2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу . Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования , допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

    Планируемые результаты :

    Обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования , уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

    Являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов , курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования .

    В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

    Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса . При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

    В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости :

    Определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

    Определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

    Выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня , педагогов, обучающихся.

    С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

    Цели, ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы .

    Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке , предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы . Этот блок результатов описывает основной , сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования , как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

    Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

    Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

    Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы . Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат : их значимость для решения основных задач образования на данной ступени , необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и , во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

    Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений, так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы) . Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

    Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

    Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения - предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

    Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса , направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

    На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения :

    Двух междисциплинарных программ - «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом» ;

    программ по всем учебным предметам - «Русский язык» , «Литературное чтение» , «Иностранный язык» , «Математика» , «Окружающий мир» , «Основы религиозных культур и светской этики» , «Музыка» , «Изобразительное искусство » , «Технология» , «Физическая культура» .

    Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

    В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться .

    В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

    Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).

    Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

    ● социально-коммуникативное развитие;

    ● познавательное развитие;

    ● речевое развитие;

    ● художественно-эстетическое развитие;

    ● физическое развитие.

    Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

    Программа содержит основные 3 раздела:

    Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)

    Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.

    Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.

    Годовой план

    План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

    В годовом плане работы ДОО определены:

     конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

     система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

     формирование опыта работы педагогов,

     внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

    Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

    Основные задачи планирования заключаются в следующем:

     в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

     в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

     в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

     в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

    Основные разделы годового плана работы ДОО

    1. Анализ работы за прошедший учебный год.

    2. Задачи на предстоящий учебный год

    3. Система работы с кадрами:

     обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

     подготовка к аттестации и аттестация;

     посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

     самообразование педагогов.

    4. Организационно-педагогическая работа

     Работа творческих групп.

     Подготовка и проведение педагогических советов.

     Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)

     Участие в конкурсах и смотрах.

    5. Система внутреннего мониторинга.

    Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).

    6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

    В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

    7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.

    Перспективные и календарные планы педагогических работников

    Образовательная программа - согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

    Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОСи обязаны ежегодно обновлять ее с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

    Структура основной образовательной программы

    ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:

      пояснительная записка

      планируемые результаты

      учебный план

      программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования

      программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план

      программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования

      программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

      программа коррекционной работы

      система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

      план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы

      система условий реализации основной образовательной программы

    Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:

      учебный план

      рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

      другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся

      программы учебной и производственной практик

      календарный учебный график

      методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

    ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее- ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Гаврилова Татьяна Владимировна

    Учитель начальных классов

    1 К.К. МБОУ СОШ № 61

    Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО

    (части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

    ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее- ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

    Таким образом, ООП НОО, которая должна быть разработана и реализована в каждом образовательном учреждении, содержит компоненты, которые относятся именно к образовательному учреждению. Это в полной мере соответствует п. 6 ст. 9 Закона: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного обще го и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральной государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательной учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

    На основе ФГОС НОО разрабатывается примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая по своему формату представляет обобщенную модель ООП НОО образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа начального общего образования призвана помочь образовательным учреждениям в самостоятельной разработке ООП НОО.

    И уже на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу начального общего образования КОНКРЕТНОГО образовательного учреждения.

    Что необходимо читывать при разработке ООП НОО школы?

    В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».

    Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.

    1. Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентов ООП

    начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например" относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).

    2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).

    3. Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке-10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - 10%, в учебном плане - 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).

    Очень важным при разработке ООП НОО школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООП НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).

    Таблица 1

    Структурные компоненты ООП НОО

    Обязательная часть

    Часть, формируемая участниками образовательного процесса

    Пояснительная записка

    Отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;

    Учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования

    Конкретизирует цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей);

    Уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса

    Планируемые

    результаты освоения обучающимисяосновной образовательной программыначального общего образования

    Уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов;

    Адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям обучающихся

    Передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

    Являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов

    Учебный план начального общего образования

    Определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения

    Обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; - включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность

    Программа формирования универсальных учебных действий

    Содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; - описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

    Обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

    Уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий

    Программы отдельных учебных предметов, курсов

    Обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    Определяют структуру программ отдельных учебных предметов, курсов

    Определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества;

    Содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества

    Интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения;

    Формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

    Представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

    Содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

    Расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

    Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    Предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; - позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся

    Предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки;

    Обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса

    Особого внимания при разработке ООП НОО школы требует понимание п. 19.3 ФГОС НОО «Учебный план начального общего образования».

    Следует обратить внимание на то, что обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

    Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

    На увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

    На введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

    На внеурочную деятельность.

    И если заданы общий ОБЪЕМ учебных часов(не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.) и объем внеурочной деятельности (до 1350 ч.) за четыре учебных года, то можно просчитать ОБЪЕМ обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

    Итак, основная образовательная программа начального общего образования школы:

    Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

    Содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;

    Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;

    Разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.