Признаки романтической поэмы мцыри. Урок: «Романтизм в русской литературе

Задачи: Рассмотреть поэму Лермонтова "Мцыри" как романтическую. Выявить черты романтизма и реализма в поэме. Проанализировать образ Мцыри. Психологизм поэмы Лермонтова "Мцыри". Раскрыть роль эпиграфа к поэме. Обобщить изученный материал.

Термины: романтизм, реализм, образ, психологизм, двоемирие, сюжет, конфликт, антитеза, финал произведения, ритм, рифма, мужская рифма, риторические фигуры, инверсия, повтор, эпитеты, сравнения, метафоры, психологизм.

Форма урока: Урок-исследование

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

2. Слово учителя. История создания поэмы "Мцыри".

Идея произведения, во главе которого будет юный монах проявляется у Лермонтова еще в юности. В дневнике юного Лермонтова мы видим следующие стоки: "Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится - Идеалы". Много времени прошло, пока автор смог найти идеалы, за которые бы мог умереть герой.

Поэме "Мцыри" предшествует поэма "Исповедь". В ее основе герой (тоже монах), который умирает из-за любви. Через несколько лет Лермонтов пишет еще одну поэму "Боярин Орша". Главный герой также монах.

Эту историю Лермонтов услышал от первого источника, пожилого монаха. Он рассказал ему историю своей жизни, как его пленного мальчика привез в монастырь генерал, как он не мог смириться со своей судьбой и не раз пытался сбежать на родину, одна из таких попыток чуть не стоила ему жизни, в конечном итоге он смирился со своей судьбой. Благодаря этой истории и родилась поэма

"Мцыри". Лермонтов, как мы можем заметить, почти не изменяет историю, толк о финал. Мцыри не смиряется со своей судьбой и даже умирая просит похоронить его с видом на родину.

Завершил поэму "Мцыри" Лермонтов в 1839 году.

3. Романтическая поэма "Мцыри". Черты романтизма и реализма.

Как вы знаете поэма "Мцыри" считается романтической. Давайте дадим определение романтической поэме. Запишем определение в тетрадь.

"Романтическая поэма - многочастное стихотворное произведение крупной формы, отражающее идейно-художественные принципы романтического мироощущения"

Отметим с вами, что поэма является главенствующим жанром у романтиков.

Связь с произведениями "Исповедь" и "Боярин Орша" придает "Мцыри" черты прежних романтических героев, что также усиливает ее романтичность. Эта поэма относится к вершинному романтическому произведению, она завершает тему романтической героики. Как и все романтические поэмы во "Мцыри" присутствует один герой, а написана она в форме исповеди.

Поэма "Мцыри" написана четырехстопным ямбом с мужскими окончаниями, как в Байроновских стихах. На поэму Лермонтова повлияло произведение Байрона (переведенное Жуковским) "Шильонский узник".

Построение ранних поэм Лермонтова - романтическое. В центре мы видим одного героя, который рассказывает об истории своей жизни, в сюжете нарушена хронологическая последовательность (в поэме "Мцыри" она не нарушена).

Какие вы видите черты романтического в поэме? Найдите эти черты в тексте, прочитайте. (Битвы, мы видим, что Мцыри сражается с барсом (хотелось бы отметить, что барсы не водятся на Кавказе, что является еще одной чертой романтизма). Особое место занимает описание природы (раскрывается психологизм героя), также мы видим природные явления - грозу, монахи в страхе молятся, в этот момент Мцыри убегает из монастыря. Поэме присуща гиперболизация чувств главного героя. Исповедь, субъективное начало, исключительные обстоятельства, вселенский масштаб, тема рока (Мцыри стремится на родину, но не может туда попасть), родина Мцыри - загадка, герой- одиночка. В поэме присутствует экзотика - мы видим чеченского (скорее всего, т.к. Лермонтов точно не упоминает о его национальности) мальчика, место действия - Кавказ.)

Давайте запишем какие черты романтизма мы нашли в этой поэме:

Битвы, природа, гиперболизация чувств, исповедь, субъективное начало, исключительные обстоятельства, вселенский масштаб, дальние страны, тема рока.

Эта поэма романтическая, поэтому в ней ярче всего выражается именно романтический метод, хотя и прослеживаются реалистические начала.

Какие реалистические черты вы можете назвать в этой поэме? (у героя есть своя биография, подчеркнута его национальность, автор раскрывает его личность (психологизм), выделяет особые черт. Еще одной чертой реализма является хронологичность сюжета (реальный мир, с прошлым, настоящим и будущим.), также мы видим реалистическую предысторию (в первых главках), социальная и психологическая мотивация (он человек другой национальности и ему чужд мир русских). Отличие его от романтических героев в том, что он не призирает людей, он любит свою родину и свой народ. Мцыри не имеет фантастических черт, главный герой не имеет таинственности).

Давайте запишем в тетрадях черты реализма: Реальный мир, предыстория, социальная и психологическая мотивация, не имеет фантастических черт, нет таинственности в главном герое.

4. Эпиграф к поэме.

Эпиграф к поэме взят из 1 Книги Царств 14 главы. Звучит он так: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю". Эти слова произносит сын царя Саула, Ионофан.

История: "Однажды, во время битвы с врагами войско Саула выбилось из сил и нуждалось в пище и отдыхе. Но Саул, ослепленный яростью битвы, заклял своих подданных. Он велел никому не "вкушать хлеба, доколе я не отомщу врагам моим". Никто из подданных Саула не рискнул ослушаться царя. Ионофан же не знал о заклятии своего отца, поэтому он обмакнул в мед палку, бывшую у него в руках, и съел немного меда.

Бог рассказал Саулу о нарушенном его сыном запрете. Тогда Саул пришел к Ионофану и спросил его: "Расскажи мне, что сделал ты?" Ионофан рассказал отцу о своем поступке и возмутился несправедливостью запрета: "Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду". За это Саул приговорил его к смерти: "… ты, Ионафан, должен сегодня умереть!". Ожидая смерти, Ионофан и произносит известные слова, послужившие эпиграфом к поэме "Мцыри": "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю". В них звучит не смирение, а печаль. Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвется из-за нелепого решения Саула. Казни все же не состоялось: народ вступился за Ионофана и отменил несправедливое решение царя."

Как вы думаете, что обозначает этот эпиграф? (эпиграф выражает идею произведения. Мед - это свобода. Вкусив свободу, главный герой умирает).

5. Антитеза. Образ Мцыри. Психологизм.

На прошлом уроке мы говорили с вами об антитезе в творчестве Лермонтова. Вспомним, что антитеза является составляющей частью художественного мира Лермонтова. Какую антитезу вы видите в этом произведении? Подтвердите примером из текста. ("Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Антитеза здесь: "воля - тюрьма").

Разберем образ Мцыри. Что вы можете сказать об образе Мцыри? Что больше всего вам понравилось/или не понравилось в этом образе?

В поэме "Мцыри" мы видим сильный образ, образ романтического героя-одиночки, также это образ узника, человека, который не сломался и все еще имеет цель, он остался един с собой и верен своей родине. Также в образе Мцыри мы видим отражение автора, его личности, как замечал в своих статьях В.Г. Белинский. Мцыри - образ обобщенный. Он отражает жажду свободы своего времени, своего поколения. Он - образец борца своего времени.

Образ борца будет присутствовать во всем творчестве Лермонтова, и перейдет в произведения Горького и Некрасова.

Что же такое психологизм? Давайте дадим определение термину "психологизм" и запишем еще в тетрадь. "Психологизм - это способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний".

Как вы можете охарактеризовать психологизм Мцыри? В поэме "Мцыри" мы видим героя-одиночку он избегает общество, в котором он находится, причиной является ощущение героя несправедливости жизни. Отчуждение героя является добровольным.

Одна из главных психологических особенностей в "Мцыри" - это одиночество главного героя. Герой противопоставляет себя окружающему миру, реализуется оно через образ монастыря, который он считает своей тюрьмой. Нагнетается одиночество чувством безвыходности, безысходности главного героя. Сама судьба не дает ему добраться до своей родины, он проделал долгий путь, но все равно вернулся к своей "тюрьме".

Герой поэмы - это сильная и свободолюбивая личность, борец за свою свободу и независимость. Главная сила героя заключается в том, что "тюрьма", в которую он попал, не смогла его сломать, он не смирился со своей судьбой, и даже перед своей смертью он все равно мечтает, чтобы его похоронили там, где он сможет видеть свою родину. Описание природы в поэме отражает духовный мир героя.

В поэме "Мцыри" мы можем заметить, что эпиграф, взятый из библейского сюжета: "Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю", отражает характер героя, но показывает его свободолюбие, его трагическую обреченность.

Обратите внимание, что психологизм и образ - это неотъемлемая часть художественного мира и творческого метода произведения.

Сегодня мы с вами узнали о художественном мире поэмы "Мцыри". Узнали, что эта поэма преимущественно романтическая, но все же не лишена реалистических элементов. Поняли значение эпиграфа к поэме. Проанализировали образ-одиночки и затронули тему психологизма в литературоведении.

7. Мини-сочинение (минут 10)

Пользуясь знаниями, которые вы получили на сегодняшнем уроке, давайте напишем мини-сочинение. Тема: "Мцыри как романтический герой", напишите свое мнение о произведении и герое.

8. Домашнее задание.

Найдите в словаре и запишите в тетрадь определение слова "Мцыри". Задания №10 (почему Лермонтов отказался от первоначального эпиграфа) и 11 (подготовить выразительное чтение фрагмента наизусть) в учебнике на стр. 207 (Учебник Чертова)


Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» включает в себя такие черты романтизма, как двоемирие, нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, возвышенные мотивы и поступки персонажа, трагическая обречённость судьбы героя, экзотический пейзаж Кавказа, вычурный стиль произведения, а также вершинная композиция, которая придаёт загадочность сюжету.

Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре.

Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв

Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу. Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырём). Его возвышенными мотивами является познание жизни своих предков, того края, «где люди, вольны как орлы».

Стоит отметить, что отчаянная смелость, глубокая патриотичность, свободолюбивый нрав, вера в мечту и безрассудство характеризуют юношу как нетипичного персонажа. Даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи: «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». В таинственном экзотическом лесу, который сначала казался ему близким и родным, Мцыри ослабевает из-за усталости и голода. Его напористость и твёрдое движение к цели показывают духовную мужественность персонажа, а героизм его личности просматривается в битве с диким барсом (нетипичное обстоятельство). Полужевой юноша находит в себе силы, для того чтобы сразиться со зверем:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Необходимо добавить, что фантастическая победа героя над диким животным порождает множество предположений о возможности такой схватки. Например, по мнению Э. Г. Бабаева, битва с барсом – это всего лишь сон Мцыри, так как олицетворяет внутреннюю борьбу героя. Однако умирает юноша не из–за полученных ран, а из–за жажды свободы, выраженной в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму». Хотя Мцыри провёл всего три дня на воле, он успел познать жестокость природы и трудности человеческой жизни, перенасытился вольностью, предоставленной судьбой, не смотря на её короткий миг. О трагической развязке можно узнать уже из эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-ая Книга Царств). Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ

Горы для Лермонтова, как и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Помимо всего прочего, поэма наполнена огромным количеством средств выразительности речи. Так, эпитеты («пылающую грудь», «сумрачные стены», «огненная страсть», «туманной вышине», «гордый глас») передают состояние души героя и красоту окружающей его среды. Сравнения («Как серна, гор пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник») подчёркивают духовное состояние Мцыри. Прибегая к помощи метафор, автор передает переживания Мцыри, жажду свободы (смерть их навеки заживит, бой закипел). С помощью анафоры происходит нагнетание ритма. Часто используются риторические вопросы, обращения и восклицания.

Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.

Таких образом, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» обладает основными чертами романтизма. Однако в произведении можно заметить и принципы реализма: например, поэт точно определяет хронотоп поэмы. Так, действие происходит в монастыре, который расположен близ Мцхэте, на месте слияния двух рек: Арагвы и Куры.

Поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» напоминает мне исповедь души в последние минуты жизни. Когда человек выливает все свои переживания, страдания и грусть за всю прожитую жизнь. Казалось бы, здесь нет ничего красивого, тем более романтичного, но это не так.

Вся исповедь молодого послушника монастыря пропитана романтизмом. То как он описывает природу, за которой всегда тоскует, родные места, за минутные пребывание, где он бы отказался и от рая, и от вечности. Своих родных сестер и отца. Все насыщенно любовью и грустью одновременно. Даже в сцене, где он борется с барсом, есть страсть. А насколько нежно и трепетно он описывал грузинку, которая спускалась к реке по воду. Она ему даже снилась.

Все три дня, которые он был вне монастыря, стали самыми свободными и красочными. Хоть бедному послушнику пришлось много пережить, но, то, что он видел, не с чем не сравнится. Именно это и придает, казалось бы, трагичной поэме романтического настроя. В этой поэме автор показал, что как хорошо к человеку ни относись и не ухаживай за ним, все равно счастья в стенах он не найдет. Ему нужна свобода, чистое небо, пение птиц, журчание реки и возможность дышать полной грудью. Вот это романтично и прекрасно.

Для романтизма XIX в. в русской литературе характер­но описание внутреннего мира человека с его страстя­ми, глубокими чувствами и переживаниями. Главный конфликт - личность и общество.

Для романтизма характерно так называемое двоемирие: обыденному, безрадостному миру окружающей героя действительности, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным, противопоставляется мир иде­альный, мир грез, мир свободы и приключений, в кото­рый герой бежит в надежде обрести свою истинную сущ­ность, наполнить смыслом своё существование.

Русские романтики в своих произведениях часто обраща­лись к теме Кавказа, который выступал для них симво­лом вольности и противопоставлялся душным столицам. М. Ю. Лермонтов продолжает традиции пушкинских кавказских поэм.

Написанная в 1839 г. поэма «Мцыри» является образ­цом романтической поэмы в русской литературе: герой, композиция, тематическое и идейное содержа­ние поэмы отражают черты именно этого направления.

Изначально поэма называлась не «Мцыри», а «Бэри», с примечанием «по-грузински монах», и имела другой эпиграф:«Оn n’a qu’unе seule patrle» («У каждого есть только одно отечество»)

Образы поэмы следует трактовать как романтические образы-символы, в которых отражается идея романти­ческого двоемирия:

  • монастырь - символ тюрьмы;
  • келья - темница земного бытия;
  • бегство - порыв к воле;
  • Мцыри - сильная личность;
  • южный край - романтическая свобода;
  • смерть - соединение с природой.

Романтический конфликт задаётся исключительностью пер­сонажа, о котором В. Г. Белинский писал: «Что за могучий дух, что за исполинская натура этот Мцыри».

Романтизм проявляется и на композиционном уровне:

  • Отсутствие подробного рассказа о жизни главного ге­роя в монастыре.
  • Концентрация внимания на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях. При этом отсутствие собственно­го имени делает героя универсальным, обобщённым.
  • Описание важных, судьбоносных моментов, подробное описание героических эпизодов, в которых проявля­ются черты исключительной личности героя.
  • Чёткий конфликт добра и зла (идеалы юноши и сила, обстоятельства, мешающие реализации планов).
  • Форма исповеди - самый удобный способ раскры­тия деталей.
  • Неприспособленность героя к жизни в обычных усло­виях.
  • Смерть как освобождение.

Образ Мцыри окутан тайной: его происхождение не­известно, он оказывается чужим в мире отказавших­ся от мирских страстей монахов. В нём бурлит жажда жизни, но тело его слабо, и испытание свободой он не выдерживает.

Судьба героя глубоко трагична: одинокий, он не находит себе места среди людей, его заветная мечта обрести друга, родст­венную душу умира­ет вместе с ним.

«В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте.»

В. Г. Белинский написал о поэме: «Мцыри - любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии его собствен­ной личности, во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».

Арсланова Анжела
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема : «Черты романтизма в поэме М . Ю. Лермонтова «Мцыри »

Цель :

Ученики должны доказать, что поэма «Мцыри » -романтическое произведение , научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения

Задачи :

1. Актуализировать знания о романтизме , особенностях романтического характера . Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме .

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия : работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа) .

Планируемые результаты

Ученики научатся :

Характеризовать образ юноши-мцыри , привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме , созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму) ;

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний .

Вид урока : урок -диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.

Оборудование : текст М. Ю. Лермонтова «Мцыри » ,схема «фишбоун» ,компьютерная презентация,запись фрагментов из произведений Ф. Шопена, Н. Паганини, рок-группы «Ария» ,иллюстрации к картинам К. Брюллова, И. Айвазовского.

Ход урока:

Так живо выхватил он из ребр Кавказа

одну из разительных сцен и облек ее в

живые образы перед очарованным взором.

А. Муравьев

1. Оргмомент. (Учитель проверяет готовность к уроку и настраивает учащихся на работу)

2. Актуализация знаний.

а)реализация домашнего задания. (Беседа по вопросам)

Учитель :1. С произведениями какого автора мы познакомимся уже который год?

(Дети зачитывают синквейны о М. Ю. Лермонтове ,составленные дома)

2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку ;о каком произведении Лермонтова писал поэт и мемуарист А. Муравьев эти строки?

3. В чем особенность создания этого произведения?

4. Какое значение слова «мцыри » больше подходит нашему герою : послушник, неслужащий монах или чужеземец? Почему?

5. А теперь проверим,как внимательно вы читали текст : я предлагаю вам прослушать фрагменты музыкальных произведений Шопена, Паганини и рок-группы «Ария» и соотнести их с эпизодами из поэмы . (учащиеся прослушивают фрагменты и называют эпизод,с которым они соотносят этот фрагмент)

6. Обратите внимание на репродукции на доске, кто знает, как называются эти картины и кто их авторы (И. Айвазовский «Девятый вал» , К. Брюллов «Последний день Помпеи» )

7. Как вы думаете,почему я выбрала произведения именно этих художников и композиторов (и композиторы,и художники-романтики )

б) целеполагание.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, почему я объединила на нашем уроке композиторов- романтиков , художников-романтиков и поэму М . Ю. Лермонтова ?

2. Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ?

Итак,сегодня на уроке мы должны будем выявить черты романтизма в поэме и доказать ,что она является романтической .

3. Работа по теме урока .

а)А для начала давайте вспомним, что за направление романтизм , где и когда оно зародилось, кто является основоположником этого направления в России, а кто последователем (учащиеся отвечают на вопросы)

б)Назовите основные черты романтизма . (учащиеся перечисляют)

в)Выявление черт романтизма в поэме .

А теперь давайте постараемся выявить черты романтизма в поэме . Для этого я предлагаю использовать новую интересную диаграмму, которая называется «фишбоун» . Придумана она профессором Кауро Ишикава. Этот прием позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально она похожа на скелет рыбы (отсюда и название) В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки» , на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Для этого нам надо разбить вас на группы,каждая группа получает схему и начинает работать.

Каждая группа имеет заготовку «фишбоуна» . Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т. е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально, а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.

После окончания работы и обсуждения делаем вывод. (учащиеся выполняют работу в группах,подбирая цитаты из текста)

г)Обобщение.

Каждая группа заполнила поля,подбирая аргументы,а теперь мы проверим,как вы справились с работой. (учащиеся зачитывают причину и аргументы к ней)

Исходя из перечисленного вами,давайте сделаем вывод : поэма М . Ю. Лермонтова «Мцыри » -романтическая .

Давайте подведем итоги нашего урока :я предлагаю составить синквейн,в котором вы должны отразить особенности поэмы ,сделав акцент на том,что эта поэма романтическая , или используя образ Мцыри как романтического героя . (учащиеся составляют синквейны)

Зачитываются синквейны,учитель выставляет оценки,аргументируя их.

5. Рефлексия.

Понравился ли урок ? Что нового и интересного узнали?

6. Домашнее задание

Мы продолжим на следующем уроке работу над поэмой и вашим домашним заданием будет проанализировать поэму с точки зрения художественных средств выразительности . Заданием для сильных учащихся будет работа со всей поэмой ,а учащиеся послабее работают с карточкой,в которой есть наводящие вопросы.

Публикации по теме:

Фруктово-огородное шоу «Арбузник» для школьников средних классов «Арбузник». Фруктово-огородное шоу "Арбузник" для школьников средних классов Цель: расширить знания детей о фруктах и овощах, развивать.

Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни» Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности. Задачи: 1. Сформулировать.

Конспект игрового классного часа для школьников «Законы писаны для всех» «Законы писаны для всех» Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, что благо для других. Не нужно думать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию