Русский синодальный перевод. Почему нельзя служить маммоне? Проси те и дано будет вам

1 "Не судите других, и не судимы будете,

2 ибо Бог будет судить вас точно так, как вы судите других, и отмерено вам будет Богом соответственно тому, как вы отмеряете другим.

3 Почему ты замечаешь соринку в глазу у ближнего своего, а у себя в глазу не замечаешь бревна?

4 Как можешь ты сказать собрату своему: "Дай я выну у тебя соринку из глаза", если у тебя самого в глазу бревно?

5 Лицемер, прежде вынь бревно у себя из глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза своего собрата.

6 Не бросайте псам ничего, что свято, не бросайте перед свиньями жемчуга вашего. Иначе свиньи затопчут его, а псы повернутся и набросятся на вас.

7 Просите и воздастся вам, ищите и найдёте. Стучитесь и дверь отворится перед вами.

8 Кто просит, получит; кто ищет, всегда найдёт; и откроется дверь перед тем, кто стучится.

9 Кто из вас даст камень сыну, если он попросил кусок хлеба?

10 А если он попросит рыбу, то разве отец даст ему змею?

11 Вы дурные люди, но всё равно знаете, как приносить добрые дары своим детям. Насколько же больше добрых даров Отец ваш Небесный принесёт тем, кто просит Его!"

12 "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом и заключаются закон Моисеев и учения пророков".

13 "Войди в узкую дверь, которая открывает дорогу на небо. Я говорю тебе это, ибо широки ворота и широка дорога, ведущие к погибели, и множество людей следует по этому пути.

14 Но узки ворота, и тяжела дорога, ведущая к жизни, немногие находят её".

15 "Остерегайтесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьем обличьи, а на самом деле они – свирепые волки.

16 Вы узнаете их по плодам деяний: ведь с тернистых кустов не собирают винограда и с сорняков колючих не собирают фиг.

17 Точно так же всякое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а плохое дерево приносит плохие плоды.

18 Хорошее дерево не может приносить плохие плоды, а плохое дерево не может приносить хорошие плоды.

19 Всякое дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь;

20 и потому вы распознаете их по плодам их трудов.

21 Не всякий, кто говорит, что Я его Бог, войдёт в Царство Небесное, а лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот великий день: "Господи, Господи, разве мы не пророчествовали от Твоего имени? Разве не изгоняли бесов Твоим именем и не совершили многие чудеса во имя Твое?"

23 Тогда Я прямо объявлю им: "Я никогда не знал вас. Уйдите от Меня, беззаконники!"

24 "И потому тот, кто слышит эти Мои слова и следует им, будет подобен разумному человеку, построившему свой дом на скале.

25 Пошёл дождь, и вода поднялась. Дули ветры и обрушивались на этот дом, но он не рухнул, ибо в его основании была скала.

26 А всякий, кто слышит эти слова Мои и не поступает согласно им, подобен глупцу, построившему дом на песке:

27 пошёл дождь, и вода поднялась, подул ветер и обрушился на этот дом, и он рухнул с ужасным шумом".

28 Когда Иисус кончил говорить, народ был поражён Его учением,

29 ибо Он учил их как имеющий власть, а не как законоучители.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



От Матфея, святое благовествование, 7 глава

Говоря о невозможности служения двум господам, сказал: . Своими словами отрицает одновременное поклонение силам Добра и зла, Богу и злому духу, Свету и тьме, праведности и греху. Почему отрицая поклонение греху, Иисус Христос из всех видов греха, особенно порицает служение маммоне? Рассмотрим, какую роль играл культ маммоны в языческом обществе.

Как уже говорилось, маммона представляет собой языческое божество, символизирующее в странах древнего Ближнего Востока неправедное богатство. Но маммона не просто языческое божество неправедного богатства. За этим идолом стоит противостоящий Богу злой дух. Эта мысль доказывается тем фактом, что противопоставляет маммону, как языческое божество, Богу, и тем самым дает понять, что это лжебожество, противостоит Богу, и что за ним стоят духи зла (ложные боги), цель которых отвернуть идолами (лжебогами) внимание людей от истинного Бога.

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь , Которым все, и мы Им» ().

«Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» ().

«Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ().

А отвернув внимание людей от Истины, погубить их через греховные поступки. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). А поклонение этому языческому божеству направляет человека на определенные поступки. Поклоняясь маммоне, человек вместо соблюдения заповедей Божиих и собирания небесных сокровищ, собирал богатства земные и добивался земных сокровищ неправедными путями, проявляя такие греховные качества как алчность, стяжательство и накопительство.

Как же языческое божество могло влиять на человека? Дело в том, что в восточных странах в честь этого, и других языческих божеств, строились храмы. В этих храмах люди возжигали курения и приносили жертвы тому или иному языческому божеству. Такое религиозное служение проводилось и маммоне. После воскурений фимиама и обильных жертв человек всячески восхвалял маммону и просил о том, чтобы это божество ниспослало ему богатство. Воскурения и жертвы производились в определенные дни. А восхваления читались по строгим словесным формулам, без которых языческое божество не реагировало на просьбы просящих людей. После совершения языческого ритуала маммона, как сверхъестественное существо, оказывало влияние на просящего человека. Но поскольку языческое божество является злым духом, то и влияние, которое оно оказывало на человека, было злым и губительным. Это дурное влияние проявлялось в том, что под воздействием злой сверхъестественной силы, исходящей от маммоны, у человека усиливалось желание приобретать богатство любым, в том числе греховным путем, увеличивалась страсть к накопительству и стяжательству, развивалась жадность и сребролюбие. И такой человек любой ценой, не останавливаясь даже перед преступлением, собирал сокровища земные, ложно видя в них счастье жизни.

Иными словами к достижению богатства человек шел путем зла, то есть приобретал богатство неправедное, которое, как собранное в грехе, не могло принести счастья человеку.

Языческий храм маммоны посещали люди, чья душа была не равнодушна к приобретению богатства любым путем. И после совершения обряда поклонения маммоне усиливался контакт между душой человека, жаждущего приобретения богатств, и языческим божеством (злым духом), покровительствовавшим накоплению богатства неправедного.

В наше время, несмотря на то, что таких храмов нет, души людей продолжают стремиться к богатству. Используя эти стремления человеческой души, злой дух-маммона, присутствующий в нашем мире, разжигает эти желания и пагубно влияет на человека. Таким образом, и без поклонения в языческом храме, человек начинает служить маммоне. Сперва тем, что своими помыслами лелеет мысли о богатстве, а потом своими поступками продолжает это служение, приобретая неправедное богатство.

Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» () . Поясняя Свое учение, говорит людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут» () .

Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку «не поможет богатство в день гнева» () . И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» () . А Евангелист Марк, дополняя сказанное, говорит о том, что «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» () .

В противоположность христианской морали, в языческом мире ложно ценились земные богатства. А люди ложно боготворили и поклонялись маммоне, не зная Истинного Бога и не ведая, что для спасения их душ нужны сокровища небесные. Однако с приходом в мир Спасителя, Иисуса Христа, и распространением Его Божественного учения, которое показало истинные ценности мира, многие люди продолжали выше всего на свете почитать земное богатство и поклоняться ему.

В наше время таких людей можно разделить на четыре категории.

К первой категории относятся люди, не имеющие надлежащих религиозно-нравственных знаний о сокровищах земных и небесных, и ошибочно считающие, что за богатство можно приобрести любые блага, земные и небесные.

Ко второй категории относятся люди, духовно искалеченные неправильным воспитанием и тлетворным влиянием неполноценной семьи и жестокого общества. Для таких людей нормой поведения, в результате неправильного воспитания, стала неправедная жизнь в грехе и пороке.

К третьей категории относятся люди, имеющие хорошее воспитание и обладающие истинными знаниями, но лишенные веры в Бога. В результате чего они всю свою жизнь превратили в служение не Богу, а богатству.

И четвертая, малочисленная категория объединяет тех людей, которым, несмотря на знания и просвещение, совершение зла доставляет удовольствие. Это происходит потому, что душа таких людей оккупирована силами зла, воздействию которых они не сопротивляются.

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, почему , осуждая поклонение всякому греху, из всех видов греха, в первую очередь порицает служение маммоне (неправедному богатству). Потому, что стремление к богатству (сребролюбие) во все времена являлось самым распространенным грехом человечества.

«Золото – идол, в капище которого топилась и топится наибольшая часть рода человеческого. Мы искуплены Христом, а служим золоту. Проповедуем владычество Одного, а покоряемся другому» (Святой Иоанн Златоуст ).

Сребролюбие является главным грехом человечества по следующим причинам.

Во-первых, богатство создает человеку возможность для удовлетворения любой низменной прихоти, для исполнения любого греха. Потому что при помощи денег (богатства) человек может создать себе условия для осуществления любого греховного действия. Например при помощи богатства человек может купить себе почести, власть, славу, удовольствия блуда и реализовать иные свои греховные наклонности и стремления.

Во-вторых, богатство духовно развращает человека, ложно вселяя ему мысль о безнаказанности за его греховные поступки и о вседозволенности его любых действий. Богатый человек ложно полагает, что он может за свои деньги купить весь мир, приобрести любые удовольствия. Однако такой человек забывает о справедливом и неотвратимом воздаянии Божьем за поступки людей. Господь «воздаст человеку по делам его» (). «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ().

Часто богач забывает о том, что без Бога, сам по себе человек слаб, а любое неправедное богатство временно и преходяще. «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ().

Богач также забывает о том, что главным богатством для человека являются не сокровища земные, а сокровища небесные. Таким образом, неправедное богатство развращает ум человека, вызывая иллюзию вседозволенности и безнаказанности, толкает на греховные поступки, создает условия для проявления гордыни, властолюбия, тщеславия, похоти и других греховных страстей. В таком образе жизни многие люди ошибочно видят счастье, думая об удовлетворении земных потребностей и забывая о духовных, и поэтому стремятся к приобретению большого богатства. А большое богатство, за редким исключением, приобретается путем преступления и греха. То есть является богатством неправедным. Поэтому, определяя разлагающее влияние богатства на нестойкого в служении Богу человека, в Библии мудро говорится: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» () .

Иными словами человек, одурманенный неудержимым стремлением к богатству, забывает позаботиться о душе. А человек, владеющий большим богатством, имеет возможность удовлетворить любой свой греховный помысел и желание, и развращается ложной мыслью о вседозволенности и безнаказанности. И неправедное богатство приводит к появлению у человека не только такого тяжкого порока, как сребролюбие, но и других смертных грехов.

Поэтому человек и должен заниматься Богопознанием, изучением Божественных истин и служить Богу, а не маммоне (неправедному богатству), и тем самым защитить себя от греха и порока, и достичь истинного счастья.

О служении двум господам

В Своих известных словах, ставших крылатыми, об отношении человека к двум господам, сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» () . Для ясности рассмотрим смысловое значение слова "служить" .

Словарь русского языка (С.И. Ожегов, издание 22-е, стр. 730) пишет о том, что слово «служить» обозначает: «1 нести, исполнять службу; 2 делать что-нибудь для кого, чего-нибудь, выполняя чью-нибудь волю и приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь». Иными словами слово «служить» обозначает исполнять чью-либо волю, приказания, совершать поступки, направленные для пользы кого-либо.

Вопрос о том, какому господину будет служить человек в своей жизни, является крайне важным. Поэтому именно слово «служить» употребил в своих словах, поясняя эту мысль тем, что при помощи служения каким-либо идеалам, человек направляет всю свою деятельность (а в данном случае подчиняет свою жизнь) совершению определенных поступков, являющихся главными и определяющими бытие этого человека.

Вопрос о том, кому служить (какому господину поклоняться и как жить) был первостепенным и для древних евреев до прихода Иисуса Христа. Древние евреи многократно меняли свою приверженность и служили то Истинному Богу, то поклонялись идолам, таким как Ваал и другие. Против служения ваалам, и за служение Богу, выступали пророки еврейского народа. Например пророк Илия говорил еврейскому народу. «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (). «Народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог! Господь есть Бог!» ().

В книге Иисуса Навина также категорично сказано об этом. «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]» ().

В истории еврейского народа имели место случаи, когда евреи в результате своего заблуждения «стали служить другим богам» () . «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам» (). О служении евреев Ваалу в Библии говорится много раз. «Ибо нечестивая Гофолия и сыновья её разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для Ваалов» (). Израильский царь Ахав «стал служить Ваалу и поклоняться ему» () . Самарийский царь Охозия «послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» () . На протяжении долгого времени еврейский народ служил Ваалу, затем каялся и служил Истинному Богу.

Колебания в вопросе кому служить, Богу или Ваалу (ложному божеству), проявлялись у евреев неоднократно. «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (). «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему» ().

Слово «ваал» обозначало господин. Этим словом называлось главное языческое божество мужского рода, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы природы, которому активно поклонялись хананеяне, финикийцы, филистимляне и сирийцы. В Сирии Ваала называли Веель, в Ассирии Вил. «Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных» (). «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (). Ваал, Вал или Бел боготворился вавилонянами, карфагенянами и сирийцами. Ваал-Фегору поклонялись моавитяне. Название Ваала вошло во многие финикийские имена. Например имя Ганнибал обозначает «милость Ваала». Имя Аструбал означает «помощь Ваала». Имя Ефваал означает «с Ваалом». «Дочь Ефваала, царя сидонского» (). В поздние времена именем этого идола евреи называли сатану. Причем имя это было Веельзевуф, и означало бога мух. Чтобы сделать это имя более оскорбительным, евреи слово Веельзевуф поменяли на слово Веельзевул, обозначавшее бог навоза.

Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» (). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе.

Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу» (). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня» ().

Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. «Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.» (). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. «Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели» (). Жрецы Ваала наводнили страну.

Пророк еврейского народа, Илия, выступил с замечательной обвинительной речью, посрамив жрецов идола и призвал евреев к Истинному Богу. «Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог» (). В дальнейшем еврейский народ отказался от служения этому идолу, став служить Истинному Богу. «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу» ().

Как видим ещё в древние времена, до прихода Иисуса Христа, у древних евреев остро ставился вопрос о том, какому господину служить, Богу или противостоящему Ему языческому идолу зла и обмана. Такая категоричность в отношении того, кому должен служить человек, сохраняется и в словах Спасителя «не можете служить Богу и маммоне» , потому что служение человека определяет его главную жизненную позицию и указывает на то, кому он посвятит всю свою жизнь. Или идеалам Добра, служа Богу, или стяжательству и алчности, поклоняясь маммоне. Иными словами в этих кратких словах говорит о том, кем станет человек, служа Богу – праведником, или, служа маммоне – грешником. В разбираемых словах Иисус Христос имеет ввиду и мысль о том, что под маммоной понимается и любой другой «господин» (языческое божество или человек), противостоящий Богу, и являющийся Его противоположностью.

Истинные христиане всегда служили только одному Богу. Так, например, первые христиане не допускали служения иным господам и даже расплачивались, за служение Богу, своей жизнью. В период раннего христианства при правлении цезарей (так называли римских императоров) в Римской империи существовал жестокий закон о служении императору. При его помощи проверяли всех граждан империи на лояльность в отношении служения богу-императору и государству. Согласно этому закону цезарь считался не только императором, но и богом. Этот закон проявлялся в том, что каждый гражданин Римской империи был обязан не меньше одного раза в год прийти в Рим, предстать в языческом храме перед жертвенником, посвященном цезарю, воскурить фимиам в честь императора, и сказать громогласно фразу: «цезарь – господь». Этот обряд возник из ложного философско-религиозного обоснования о том, что цезарь является воплощением бога. Культ почитания цезаря, как бога, являлся одним из государственных догматов Римской империи. Цезаря называли Августом, то есть божественным. И многие римские императоры свою родословную вели от языческих римских богов. После того, когда человек произносил фразу «цезарь – господь», ему давали соответствующий документ о благонадежности, который назывался «либелус». Если человек добровольно не хотел идти в Рим, то для исполнения этой процедуры его вели силой. Если человек отказывался признать императора богом, то, по существовавшим правилам его предупреждали, что если он не произнесет эту фразу, его казнят.

Первые христиане выбирали служение Богу, и не желали предавать веру в Единого Бога. Поэтому много христиан было казнено в те времена. Этот обряд на лояльность, одобрялся всеми римскими императорами. И только император Клавдий выступил против него. Первые христиане не на словах, а на деле продемонстрировали свою крепкую веру в учение Иисуса Христа и предпочитали погибнуть телесно, нежели поклоняться другому господину и погибнуть духовно.

Поэтому слова из Библии «будем служить благоугодно Богу» () призывают проявить свою стойкость в вере, и подтверждены кровью многих христиан, избравших служение одному господину, Истинному Господу, Богу, и отказавшихся поклоняться другим лжебогам и культу обожествленных римских императоров.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 1-10.

11.1. Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

11.2. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11.3. хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

11.4. и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

11.5. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

11.6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

11.7. а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

11.8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

11.9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

11.10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(Лк. 11, 1-10)

В Господней молитве, которую мы слышим в сегодняшнем чтении, дорогие братья и сестры, содержится сама суть Евангелия. Разберем каждую строчку этой молитвы подробно.

Произнося слова Отче наш , то есть называя Бога нашим Отцом, мы осознаем себя Его детьми, а также братьями и сестрами по отношению друг ко другу, и, следовательно, молимся не только от себя и за себя, но и от всего человечества. Говоря Сущий на Небесах , мы отрешаемся от всего земного и возносимся умом и сердцем в мир горний. Слова да святится Имя Твое о значают: да будет Имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами, и делами своими Имя Божие. Словами да приидет Царствие Твое мы молим о том, чтобы Господь воцарился в душах всех людей и после этой временной земной жизни сподобил бы нас жизни вечной и блаженной, в общении с Ним. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе , то есть пусть все совершается по всеблагой и премудрой воле Божией, а мы, люди, так же охотно исполняем волю Божию на земле, как исполняют ее ангелы на небе.

Словами хлеб наш насущный подавай нам на каждый день мы говорим о том, что нуждаемся только в насущном, то есть ежедневном, необходимом для поддержания нашего существования, а значит, живем постоянным упованием на Бога. Слова и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему с особой силой внушают нам необходимость прощать нашим ближним все обиды, поскольку, не прощая другим, мы сами не смеем просить Бога о прощении наших долгов перед Ним.

Произнося слова и не введи нас в искушение , мы просим Бога оградить нас от падения, если испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо; говоря же но избавь нас от лукавого , просим оградить от всякого зла и от виновника его, диавола. Молитва оканчивается словом Аминь , обозначающим «так, действительно, истинно, да будет», и является выражением уверенности в исполнении просимого, так как все в этом мире принадлежит Богу: вечное царство, бесконечное могущество и слава.

Побуждая иметь твердую веру, Спаситель рассказывает притчу о настойчивом друге.

Святитель Василий Великий замечает, что Господь «…берет пример с человека, обращающегося к человеку, чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде: просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: “я грешник, потому и не услышан”… Наконец, хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, и непрестанно делая добро».

Если настойчивость понуждает упрямого и не желающего что-либо делать человека дать просящему все необходимое, то, тем более Господь наш Иисус Христос, будучи бесконечно милостив к нам, по любви Своей и беспредельному милосердию Своему услышит нашу молитву. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11, 9-10).

Блаженный Иероним Стридонский указывает: «Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будем толкать в дверь Христову, чтобы, когда мы войдем, нам открылись скрытые в тайне сокровища во Христе Иисусе, в Котором всякое познание».

Таков образ всякой истинной молитвы: предстояние со страхом, трепетом, любовью и мужеством перед нашим Спасителем. Испросим же, дорогие братья и сестры, милости у Господа нашего Иисуса Христа, поверяя Ему сокровенные прошения нашего сердца и припадая к величествию Его со смирением и глубокой верой в Отеческую благость.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Сказал Господь Своим ученикам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Господь заповедует Своим ученикам молиться. «И Я скажу вам, - говорит Он, - просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». «Искать» в Священном Писании означает «молиться». «Сей род ищущих Господа, ищущих лица Твоего, Боже Иакова» (Пс. 23, 6). «Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс. 26, 8). Господь дает три образа молитвы: «просить, искать, стучать», а затем - результат их. Однако ударение - не на неотступности молитвы, а на даре Божием. Эти три глагола открывают нам действие Божие: «и дано будет вам» (а не вы получите!), «и отворят вам» - это слово звучит дважды (а не вы откроете!) Мы должны исполняться доверия Тому, Кто дает, и Тому, Кто отворяет.

Господь иллюстрирует это двумя примерами. Он задает вопрос, не требующий ответа: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» Ни один отец на свете не поругается так над своим сыном, сатанински играя внешним обманчивым сходством между хлебом и камнем, змеей и рыбой, скорпионом и яйцом.

И мы должны ясно видеть разницу между Отцом Небесным и отцом земным. Благость Божия несоизмерима с благостью земных родителей. Потому и дары Божии не идут ни в какое сравнение с их дарами. Хлеб, рыба и яйцо - земная пища, о которой заботится Отец наш Небесный, - так же, как Он заботится о полевых лилиях и о малых птицах.

Но это перечисление ни в коей мере не исчерпывает желание нашего сердца. В человеческом сердце сокрыто бесконечно большее, и Бог хочет дать намного большее - на самом деле невероятное, невообразимое. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Простые слова молитвы Господней, которой Он учит нас, могут совершить чудо: Дух Святой сойдет на нас, подобно тому, как однажды Дух Святой сошел на Христа. И желание Господа дать нам Духа Святого стоит за каждым нашим желанием, Его молитва - за каждой нашей молитвой.

Сознаем ли мы, что за пределами стольких наших поверхностных и порой никому неведомых желаний сокрыто самое глубокое желание нашего сердца быть причастником благодати Духа Святого, и это желание - Самого Бога? И если бы Христос не сказал нам, кто из нас дерзнул бы помыслить, что за простыми словами молитвы «Отче наш» Дух Святой, от Отца через Сына исходящий, ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными? Однако апостол Павел предупреждает нас: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). И как можно усомниться хотя бы на одно мгновение, что всякая молитва, в терпении сердца повторяемая и произносимая в благодати Духа Святого, не будет однажды услышана! И разве не Христос обещал нам: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23)?

В конце концов единственной нашей молитвой ко Господу должна быть молитва о даровании нам Духа Святого. Мы можем все просить у Него. Господь - Отец наш - понимает все наши нужды. Но то, в чем мы более всего нуждаемся, и то, что менее всего сознаем, - Дух Святой.

1 – Не судите, чтобы и вас не судили.

2 Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам.

3 Что ты смотришь на соринку в глазу твоего брата, когда в своем собственном не замечаешь бревна?

4 Как ты можешь говорить твоему брату: "Дай я выну соринку из твоего глаза", – когда в твоем глазу бревно?

5 Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом увидишь, как вынуть соринку из глаза брата.

6 Того, что свято, не давайте псам, и не разбрасывайте своих драгоценностей перед свиньями, чтобы они не растоптали их, а потом, обернувшись, не растерзали и вас.

7 – Просите – и получите, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют.

8 Каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют.

9 Кто из вас даст своему сыну камень, когда тот просит хлеба?

10 И кто даст сыну змею, когда тот попросит рыбы?

11 Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать своим детям доброе, то тем более Небесный Отец даст доброе тем, кто у Него просит!

12 Поэтому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом суть всего, что написано в законе и у пророков!

13 – Входите через узкие ворота. Путь, ведущий к погибели, широк, ворота просторны, и многие идут по этому пути.

14 Ворота же и путь, ведущие к жизни, узки, и лишь немногие находят их.

15 – Берегитесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьих шкурах, внутри же они – хищные волки.

16 Их вы узнаете по их плодам. Собирают ли с терновника виноград или с чертополоха инжир?

17 Хорошее дерево приносит хороший плод, а гнилое дерево и плод приносит негодный.

18 На хорошем дереве не бывает плохих плодов, и на плохом дереве не бывает хороших.

19 Каждое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь.

20 Итак, вы узнаете их по плодам.

21 Не всякий, кто говорит Мне: "Господи, Господи", – войдет в Небесное Царство, но лишь тот, кто исполняет волю Моего Небесного Отца.

22 Многие будут говорить Мне в тот день: "Господи, Господи, да разве мы не пророчествовали от Твоего имени, разве не изгоняли Твоим именем демонов и не совершали многих чудес?"

23 Но Я отвечу им: "Я никогда не знал вас, прочь от Меня, беззаконники!"

24 – Того, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, построившим свой дом на камне.

25 Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он устоял, потому что был построен на камне.

26 Человека же, слушающего Меня, но не поступающего по Моим словам, можно сравнить с глупцом, построившим свой дом на песке.

27 Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, и он рухнул, и падение его было ужасным.

28 Когда Иисус кончил говорить, народ был в изумлении от Его учения,

29 потому что Он учил их как имеющий власть, а не как обычные учителя закона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



От Матфея, 7 глава