Вклад в развитие педагогической педагогики Зеньковского. Курсовая работа - Православная педагогика В.В.Зеньковского - файл n1.doc Цель и задачи исследования

Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья

/. "Основы педагогики" С.И. Гессена

2.В.В. Зеньковский – идеолог православной педагогики

3.Идеи Н.А. Бердяева

4.Идеи И.А. Ильина

1. В начале 1920-х гᴦ. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки: В.В. Зеньковский, СИ. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др. В главном труде Сергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950) "Основы педагогики" (1923) подчеркнута ведущая роль философии как источника педагогической науки - "педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли".

Гессен признавал за образованием прежде всœего культурологическую функцию: "Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного". Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т. е. знание о том, какими должны быть воспитание и обучение. Цель обучения, с точки зрения СИ. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке практических умений и навыков, что характерно для сторонников реального образования, и не в формировании рационального мышления на основе овладения учениками логическими приемами дедукции и индукции, что характерно для сторонников формального развития ума, а в вооружении их методом науки; иными словами, задача педагога состоит по сути в том, чтобы подготовить школьников самостоятельно добывать знания, творчески применять их в жизни.

2. Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962), нужнолго забытый в России философ и богослов, историк русской философии и литературовед, являлся в то же время видным психологом и педагогом.

В.В. Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую

систему, близкую к идеям СИ. Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным: В.В. Зеньковский исходил в своих подходах из сугубо христианского мировоззрения.

В последний год пребывания в России он опубликовал работу "Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918). По его мнению, суть идеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единœение и взаимопомощь различных социальных групп.

Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковского, состоит по сути в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой "природный состав", направляя к добру триединое существование в себе наследственности, социальности и прежде всœего духовности.

Под духовностью В.В. Зеньковский понимал особый интерес развивающегося человека к области абсолютного, сверхчеловеческого, вечного. В этом он был близок к педагогическим взглядам Николая Онуфриевича Лосского (1870 - 1965), который полагал, что духовное становление человека должно развиваться в направлении к "Абсолютному Совершенному Существу".

3. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) в своей книге "Смысл творчества" (1914) представил процесс воспитания как самосозидание своего внутреннего мира личностью в ходе ее свободной творческой деятельности. О роли личного творчества в делœе самосовершенствования человека, его "творческом самоопределœении" в это время говорили многие русские мыслители.

Бердяев отмечал, что задача жизни "не педагогическая, не усвоительная", а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Этот подход русских философов нацеливал педагогов на усвоение креативной ориентации воспитания и обучения школьников, на отход от "педагогических трафареток" (В.В. Розанов).

Бердяев обращал внимание на то, что благодаря собственной творческой деятельности человек обретает способность к целостному самосозиданию. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, благотворно влияет на всœего человека, на формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье.

В дальнейшем эту идею он развивал в трудах "О назначении человека" (1931) и "Самопознание" (1949). Личное творчество, по мысли Н.А. Бердяева, развивает в человеке способность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершенствования и является "искупительным" делом человека.

4. Иван Александрович Ильин (1882 - 1954) - один из наиболее известных педагогов-мыслителœей русского зарубежья.

Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на земные человеческие ценности - "дело глупейшее", поскольку лишает людей "духа любви", совести, жертвенности, самодисциплины и т. д. Задача педагога - организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формирования чистой и "могучей" совести, а вследствие этого всœей его нравственности, всœех его добродетелœей.

Соединяя религиозно-философский и психоаналитический подходы в познании внутреннего мира ребенка, И.А. Ильин выделял два базовых этапа в развитии детства:

До 6 лет - период "душевной теплицы" ", когда основная задача воспитателя состоит по сути в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;

От 7 лет и до полового созревания - период "душевного закала", когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для последующего ее духовного самосовершенствования.

Суммируя и преобразуя педагогические воззрения, наработанные несколькими поколениями русских религиозных мыслителœей, И.А. Ильин пришел к выводу, что на первое место в воспитании человека выходит не "рассудочное" образование, а формирование предметно-настроенной, но в то же время ориентированной на личное духовное самосовершенствование души, улучшение себя в соответствии с "абсолютными ценностями".

Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильину, "человек есть личный дух". Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, уберечь его от внешнего давления пошлости и зла, от внешних и собственных, часто искаженных, представлений об истинной жизни, педагогу крайне важно помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.

Задача учителя, по мнению И.А. Ильина, состоит по сути в том, чтобы организовывать данный субъективный духовный опыт детей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое самобытное духовное существо.

Тема 15. Гуманистическая традиция в зарубежной педагогике первой половины XX века.

Огромное внимание уделял проблемам педагогики протоиерей В.В. Зеньковский, создавший целостную философско-педагоги- ческую систему на основе специфической формы православного антропологизма. Зеньковский констатирует тупиковую ситуацию в педагогике, причиной которой, с его точки зрения, является несоответствие философско-педагогического научного аппарата сущности самого феномена, в котором в неразрывной связи присутствуют рациональное начало, интуиция, вдохновение. Это связано с недостаточно глубокой опорой педагогики на традиции православной культуры. Задачей философа, по словам Зеньковского, является развитие основанной на признании целостности человека православной антропологии, которая станет основой «грядущего торжества духовных сил» и в конечном счете - условием сохранения и развития русской культуры. «Надо вернуться к подлинной антропологии, которая рассматривает духовную жизнь как основу личностной целостности, объясняет человека в единстве рассудочных суждений, веры, чувства, интуиции, ясновидения» (30, с. 46).

В.М.Летцев в статье, посвященной проблеме личности как средоточию мировоззренческих исканий Зеньковского, отмечает, что, несмотря на бесспорную значительность фигуры Зеньковского и основательность его вклада в развитие отечественной науки и философии, он остается пока еще очень слабо изученным мыслителем. Практически не изученными остаются сегодня его психологические и педагогические воззрения. Творческое наследие В.В. Зеньковского весьма разнообразно. Он много писал по вопросам психологии, педагогики, христианской философии, истории философии, литературы и культуры. Как подчеркивает В.М. Летцев, интерес к проблеме личности был центральным и, несомненно, связующим его универсальные научные интересы. «Начиная с самых ранних работ по психологии и педагогике и заканчивая поздними религиозно-философскими трудами, «личность» является либо непосредственным предметом, либо ключевым понятием его исследований» (47, с. 141). К углублению и детальной проработке понятия личности Зеньковский возвращался неоднократно, считая учение о личности труднейшим вопросом философской антропологии. В своей статье «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике» («Вопросы философии и психологии», М., 1911) Зеньковский рассматривает понятие личности в контексте давнего философского спора между универсализмом и индивидуализмом (начатого полемикой Аристотеля против теории идей Платона) и отмечает, что «гуманистический универсализм, лозунгом которого было воспитание общечеловеческого в личности», выразил собой внимание лишь к общему, «однообразно повторяющемуся в душе». Однако за общим в душе есть еще индивидуальное, «за ними обоими смутно вырисовывается и сама индивидуальность во всей тайне своего целостного бытия» (31, с. 198). По словам Зеньковского, индивидуальность - это самая важная, глубокая и самая дорогая для нас тайна природы, в ней сходятся «и все загадки, и надежды, и замыслы наши» (там же, с. 226). Таким образом, принцип индивидуальности должен стать коренным принципом педагогики и подчинить себе принцип универсализма. Кроме того, полагает Зеньковский, освещение тайны индивидуальности, которое дает педагогика, имеет также и общее философское значение. «Философский и религиозный плюрализм, неисследимость связи индивидуального и универсального, правда о любви как пути мистического проникновения в тайну личности - вот то, что вносит от себя педагогика в общую систему миропонимания» (там же). Тайна даже собственной индивидуальности, пишет Зеньковский, подчас проходит для многих незамеченной. Будучи глухими к собственной душевной жизни, «они не воспринимают и Откровения о начале индивидуальности в сфере Высшей Реальности» (цит. по: 47, с. 143).

Подводя итоги исследования основных идей русской религиозной философии начала XX в., Запесоцкий отмечает, что она смогла интерпретировать религиозный пласт духовной культуры человечества в контексте практических задач воспитания человека. Поэтому основные идеи русских философов Серебряного века можно рассматривать как важную составляющую методологической, мировоззренческой базы для разработки концепции гуманитарного образования. В настоящее время педагогическая антропология обнаруживает себя в двух плоскостях: 1) выступает в качестве самостоятельного направления педагогической науки, исповедующей целостное и системное видение человека как субъекта и объекта образовательной деятельности, как способ интеграции различных знаний о человеке в аспекте воспитания; 2) является методологией педагогической теории и практики, как метанаука о воспитании, теоретическая база всех отраслей педагогического знания. По словам Запесоцкого, интересной гранью антропологического подхода является анализ человеческой целостности сквозь призму его души. Об этом же пишет В.П. Зинченко, утверждая, что образование, педагогический процесс «должны ориентироваться на целостную душу со всеми ее атрибутами, т.е. на сознание, чувства и волю» (33, с. И). С этой точки зрения, историко-педагогический процесс можно рассматривать как условие и способ целенаправленного развития человеческой души.

Именно развитие антропологического подхода в образовании, подчеркивает Запесоцкий, обусловило его гуманизацию в целом, «которая по праву считается одной из наиболее существенных прогрессивных тенденций педагогической науки и практики XX века» (30, с. 48). Антропологический подход задает четкий методологический ориентир для построения конкретного процесса развития человека как личности и как индивидуальности, в единстве его духовного и физического начал. Именно он позволяет преодолеть оппозицию социализации и индивидуализации личности, увидеть их сущностное единство и обеспечить гармоничное сочетание и взаимодополнение.

/. "Основы педагогики" С.И. Гессена

2.В.В. Зеньковский – идеолог православной педагогики

3.Идеи Н.А. Бердяева

4.Идеи И.А. Ильина

1. В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки: В.В. Зеньковский, СИ. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др. В главном труде Сергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950) "Основы педагогики" (1923) подчеркнута ведущая роль философии как источника педагогической науки - "педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли".

Гессен признавал за образованием прежде всего культурологическую функцию: "Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного". Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т. е. знание о том, какими должны быть воспитание и обучение. Цель обучения, с точки зрения СИ. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке практических умений и навыков, что характерно для сторонников реального образования, и не в формировании рационального мышления на основе овладения учениками логическими приемами дедукции и индукции, что характерно для сторонников формального развития ума, а в вооружении их методом науки; иными словами, задача педагога заключается в том, чтобы подготовить школьников самостоятельно добывать знания, творчески применять их в жизни.

2. Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962), надолго забытый в России философ и богослов, историк русской философии и литературовед, являлся в то же время видным психологом и педагогом.

В.В. Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую

систему, близкую к идеям СИ. Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным: В.В. Зеньковский исходил в своих подходах из сугубо христианского мировоззрения.

В последний год пребывания в России он опубликовал работу "Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918). По его мнению, суть идеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.

Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой "природный состав", направляя к добру триединое существование в себе наследственности, социальности и прежде всего духовности.



Под духовностью В.В. Зеньковский понимал особый интерес развивающегося человека к области абсолютного, сверхчеловеческого, вечного. В этом он был близок к педагогическим взглядам Николая Онуфриевича Лосского (1870 - 1965), который полагал, что духовное становление человека должно развиваться в направлении к "Абсолютному Совершенному Существу".

3. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) в своей книге "Смысл творчества" (1914) представил процесс воспитания как самосозидание своего внутреннего мира личностью в ходе ее свободной творческой деятельности. О роли личного творчества в деле самосовершенствования человека, его "творческом самоопределении" в это время говорили многие русские мыслители.

Бердяев отмечал, что задача жизни "не педагогическая, не усвоительная", а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Этот подход русских философов нацеливал педагогов на усвоение креативной ориентации воспитания и обучения школьников, на отход от "педагогических трафареток" (В.В. Розанов).

Бердяев обращал внимание на то, что благодаря собственной творческой деятельности человек обретает способность к целостному самосозиданию. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, благотворно влияет на всего человека, на формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье.

В дальнейшем эту идею он развивал в трудах "О назначении человека" (1931) и "Самопознание" (1949). Личное творчество, по мысли Н.А. Бердяева, развивает в человеке способность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершенствования и является "искупительным" делом человека.

4. Иван Александрович Ильин (1882 - 1954) - один из наиболее известных педагогов-мыслителей русского зарубежья.

Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на земные человеческие ценности - "дело глупейшее", поскольку лишает людей "духа любви", совести, жертвенности, самодисциплины и т. д. Задача педагога - организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формирования чистой и "могучей" совести, а вследствие этого всей его нравственности, всех его добродетелей.

Соединяя религиозно-философский и психоаналитический подходы в познании внутреннего мира ребенка, И.А. Ильин выделял два основных этапа в развитии детства:

До 6 лет - период "душевной теплицы" ", когда основная задача воспитателя заключается в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;

От 7 лет и до полового созревания - период "душевного закала", когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для последующего ее духовного самосовершенствования.

Суммируя и преобразуя педагогические воззрения, наработанные несколькими поколениями русских религиозных мыслителей, И.А. Ильин пришел к выводу, что на первое место в воспитании человека выходит не "рассудочное" образование, а формирование предметно-настроенной, но в то же время ориентированной на личное духовное самосовершенствование души, улучшение себя в соответствии с "абсолютными ценностями".

Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильину, "человек есть личный дух". Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, уберечь его от внешнего давления пошлости и зла, от внешних и собственных, часто искаженных, представлений об истинной жизни, педагогу необходимо помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.

Задача учителя, по мнению И.А. Ильина, заключается в том, чтобы организовывать этот субъективный духовный опыт детей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое самобытное духовное существо.

Тема 15. Гуманистическая традиция в зарубежной педагогике первой половины XX века.

(Курсовая)

  • Кривонос Ф. Православная Церковь в истории Белоруссии (Документ)
  • Курсовая работа - Специфика работы социального педагога в детском доме (Курсовая)
  • Курсовая работа - Социальная и социально-педагогическая работа с родителями (Курсовая)
  • Курсовая работа - Театральная педагогика как наиболее гармоничное средство социальной адаптации ребенка (Курсовая)
  • Обзорная презентация курса Педагогика (Документ)
  • Курсовая работа - Расчёт и конструирование каркаса одноэтажного промздания (Курсовая)
  • Реферат - Коррекционная педагогика и гуманистические образовательные системы (Реферат)
  • Курсовая работа - Социализация детей школьного возраста с нарушениями интеллекта (Курсовая)
  • Коваль Л.Г., Звєрєва І.Д., Хлєбік С.Р. Социальная педагогика/социальная работа (Документ)
  • n1.doc

    2. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПЕДАГОГИКИ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО

    2.1. Источники формирования педагогических взглядов Зеньковского

    Человек драматической судьбы, скиталец и изгнанник, навсегда обращенный к России, к ее культуре, истории, религии. Зеньковский и в самой жизни и в своих философско-религиозных и педагогических воззрениях прошел непростой путь эволюции.

    Василий Васильевич Зеньковский родился 4 июля 1881 года в г. Проскурове (ныне Хмельницкий на Украине) в семье педагогов, происходивших из среды дворянства и священнослужителей. Еще в юношеские годы он пережил духовный кризис. Будучи по семейному воспитанию религиозным мальчиком, в Киевской гимназии он увлекся Белинским и Писаревым и отошел от религии. Поиски и сомнения приводят юношу в мир философии и психологии. Писаревская «всепоглощающая вера в естественные науки» побудила юношу избрать в 1900 году естественный факультет Киевского университета, профессию врача. Но уже в университетские годы в нем зреет разочарование в писаревском натурализме. 1903 год Зеньковский считал для себя переломным. Увлечение русской литературой, особенно Гоголем и Достоевским, изучение Канта и философов-неокантианцев, и, особенно, воздействие творчества Вл. Соловьева и Л.М. Лопатина и чтение «Апологетики» Т.Я. Светлова возвращают его в лоно религии. В 1904 году Зеньковский перешел на филологический факультет. Здесь под влиянием лекций проф. Г.И. Челпанова проявился интерес к проблемам психологии. Под его руководством студент выполнил серьезное исследование «Современное состояние психофизической проблемы». По окончании университета он был оставлен на кафедре профессорским стипендиатом, читал курсы философии и психологии детства.

    В годы между двумя революциями началось активное становление Зеньковского как ученого и педагога, как общественного деятеля. В 1912 году он избирается доцентом Киевского университета, и преподавателем Киевского Фребелевского педагогического института, а через три года его директором; работает на вечерних женских курсах А.В. Жекулиной, в мужской гимназии М.А. Стельмашенко, в женских гимназиях Е.А. Крюгер и М.Ф.Стельмашенко.

    Круг читанных им предметов чрезвычайно широк общая психология, экспериментальная психология, педагогическая психология и психология детства, социальная психология, логика, введение в философию, этика, история религии.

    В этот период началась общественная деятельность Зеньковского. Он возглавил Киевское Фребелевское общество, объединив вокруг себя большую группу энтузиастов дошкольного дела. Защитив в 1915 г. диссертацию, Зеньковский стал профессором кафедры философии Киевского университета. Он сближается с С.Н. Булгаковым, входит в круг организаторов Киевского Религиозно-Философского Общества, некоторое время является его председателем.

    В духовном мире ученого место Белинского и Писарева надолго занимают Вл. Соловьев и Л.М. Лопатин. Как писал профессор С. Верховской, он «...прошел через влияние соловьевской школы. Он освобождался от него с каждым годом, но никогда открыто не порвал с ним». 20 Во Вл. Соловьеве мыслителя привлекало стремление осуществить синтез философской и богословской мысли, западной и восточной культурной традиции, рационального и мистического типов философствования, заложенная им традиция русской метафизики всеединства. Будущее человечества он, как и Вл. Соловьев, связывал с синтезом религии, науки, философии и искусства.

    Широк был и круг исследовавшихся им в этот период проблем. Он рассматривал проблемы психологии в тесной связи с педагогикой, отстаивал концепцию целостности личности в единстве интеллектуализма и эмоционализма, рационализма и иррационализма человеческой души, единства воспитания и образования (при примате первого), обращения к глубинной психологии личности. Большая работа была посвящена им принципу индивидуальности, который Зеньковский рассматривал как коренной принцип воспитания и образования, отстаивая, однако, примирение «правды индивидуализма» с «правдой универсализма». Как педагога и психолога Зеньковского в этот период привлекали идеи целостного исследования детства, «детской души», которую он рассматривал в контексте своей концепции эмоциональности. Вслед за своим учителем Г.И. Челпановым он выступал против идей «психофизического параллелизма» Вундта, Эббинггауза и др., отстаивая «теорию взаимодействия души и тела», был противником экспериментальной психологии и педагогики, теории ассоциации идей А.П. Нечаева, игнорирующих общую теорию души. Его критике подверглись бихевиоризм, гербартианский интеллектуализм и секуляризм.

    В эти годы Зеньковский заявил о себе как один из основоположников социальной педагогики в России, основанной на русской социологии и социальной практике, на идеях П. Наторпа, Д. Дьюи, Д. Болдуина, Г. Кершенштейнера и др. Под его руководством было проведено одно из значительных социально-педагогических и психологических исследований о влиянии войны на детскую психику («Дети и война», 1915), ставившее целью «до конца взглянуть в жуткую бездну детского горя» 21 , чтобы найти силы и пути сохранения детей от физической и социальной гибели. Социально-педагогические воззрения этого периода наиболее полно отражены в написанной в книге «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1917, 1918).

    Февральская революция вызвала большой духовный подъем, веру в идеалы демократии и свободы. «Социальное воспитание должно стать могучим фактором прогресса, если только мы отрешимся в своем педагогическом воздействии на детей от того крайне индивидуалистического жизнепонимания, которое является господствующим в настоящее время. Человек никогда не может быть понят вне его социальных связей, вне социальной среды, но педагогической воздействие не может быть удачным, если оно трактует ребенка как замкнутую индивидуальность». 22 В нем должны быть развиты потребности в гражданской самодеятельности, солидарности, политической активности.

    Он дает глубокий анализ воздействия различных факторов социальной среды на личность. Ведущим фактором социализации личности Зеньковский считает семью, затем дошкольные учреждения и школу. Если школа для ребенка является «первой социальной средой» после семьи, то ей надлежит удовлетворить общие социальные интересы детей, создать условия для «вне педагогического социального общения» 23 . Сюда относится и самоуправление, и трудовая организация школы, и формы внешкольной жизни (библиотеки, праздники, музеи, экскурсии, школьные журналы), и деятельность внешкольных объединений (детские клубы, летние площадки и трудовые колонии). Их роль ученый оценивает с точки зрения развития идеалов солидарности и сотрудничества. При этом он предостерегает от перенесения в школу политических форм, проникновения «элементов партийности». «Плохую услугу оказывает детям тот педагог, который натолкнет их еще формирующийся только ум на вопросы партийных разногласий». 24

    Зеньковский предстает как социальный педагог и психолог, ориентирующийся на гуманистические, общечеловеческие ценности и отношения, выступающий против школьного насилия и формализма, узкого национализма, классового подхода и партийности в образовании. Его подход проникнут оптимизмом и верой в будущее России, провидческой тревогой за судьбы поколения, в которое проникает «яд антисоциальности». 25

    Несмотря на увлечение философско-религиозными исканиями, Зеньковский в этот период оставался в педагогике на позициях светскости, рассматривая религию в общем ряду человеческих ценностей. Так, среди факторов социализации, выделенных им, не значится религия, хотя религиозная жизнь ребенка рассматривается как неотъемлемая ценность человеческой жизни и образования, которая осваивается ребенком наряду с языком, традициями и обычаями, памятниками литературы и основами науки.

    Революционные события в России и на Украине обозначили резкую грань в личной жизни и научной биографии Зеньковского. Он оказался вовлеченным в политику и в течение пяти месяцев 1918 г. занимал пост министра культуры и вероисповеданий в правительстве гетмана Скоропадского. А затем вынужденная эмиграция. С 1923 г., после недолгого пребывания в Белграде, где Зеньковский был профессором Белградского университета, он в Праге. Начинается очень насыщенный и плодотворный для него пражский период. Зеньковский возглавляет общественно-педагогическое движение российской эмиграции. Его избирают председателем Педагогического Бюро по делам низшей и средней русской школы за рубежом. Благодаря его активной деятельности решались проблемы финансирования и организации школьного дела в различных странах Европы, подготовки учительства, защиты детей-эмигрантов, учебно-методической работы. По инициативе Зеньковского и его коллег проводились съезды деятелей русской школы за рубежом, велась активная издательская деятельность: создавалась педагогическая журналистика, в частности, журнал «Русская школа за рубежом». Он активно выступал по проблемам образования в прессе, на съездах, совещаниях, семинарах.

    Зеньковский вел преподавательскую деятельность, вместе с группой ученых-эмигрантов он стал основателем Русского высшего педагогического института им. Я.А. Коменского, возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии. Для студентов им был издан курс общей психологии, а также создававшаяся долгие годы книга «Психология детства» (Лейпциг, 1924). Под руководством профессора Зеньковского было проведено социально психологическое исследование «Дети эмиграции», которое осуществлялось силами слушателей Русского педагогического института и учителями русских школ и гимназий. Анализу подверглось 2400 детских сочинений-воспоминаний о России. Зеньковский считал этот метод щадящим, чтобы избежать «прямого прикосновения» к незаживающим детским ранам и в то же время сохранить непосредственность детских воспоминаний. Он с большой горечью констатирует, что детская душа, вырванная политическими бурями из родной почвы глубоко потрясена тремя событиями: революцией, вызвавшей крах идеалов и привязанностей, гражданской войной, когда они стали свидетелями репрессий, и эмиграцией, оторвавшей их от родины и семьи. Исследование получило широкий резонанс в западном мире, В этих документах Зеньковский видел материал для педагога и психолога, социолога и историка.

    Трагический опыт детей эмиграции, который стал личным переживанием мыслителя-гуманиста, заставляет Зеньковского по-новому взглянуть на факторы социализации и воспитания детей эмиграции. В педагогических кругах ставится вопрос о религиозном воспитании, об их религиозной духовной жизни. В этом он начинает видеть единственный путь спасения и расцвета духовной жизни. «От цинизма, аморализма, меланхолии и пессимизма мы можем спасти детские души лишь живой и глубокой религиозностью» 26 , писал он.

    Эта тема все громче звучит в нравственно-религиозных педагогических исканиях ученого и богослова. Русская школа за рубежом, сохраняя традицию, включила в учебные планы Закон Божий, однако, по убеждению Зеньковского, этого недостаточно. Как социальный психолог и педагог он полагает, что для религиозного воспитания молодежи эмиграции необходимо создание соответствующей педагогической среды, в которой религия обретала статус мощного фактора духовного возрождения личности. Он разочаровывается в воспитательных возможностях эмигрантской школы, стремится повысить религиозно педагогический потенциал семьи (об этом его статья «О религиозном воспитании в семье»). Большое значение придается им факторам внешкольного религиозного образования и воспитания, приходской жизни детей, способным, как ему казалось, компенсировать трудности воспитания в семьях эмиграции и сиротство. Он писал: «Для религиозного воспитания необходима духовно здоровая семья, необходима школа, проникнутая религиозностью, но еще более необходима духовно культурная атмосфера». 27 Реализацию этой идеи Зеньковский видел, в частности, в созданном им в 1923 г. Русском студенческом христианском движении (РСХД).

    Не принимая в целом фрейдизма, ученый счел весьма важной постановку проблем детской сексуальности и полового воспитания. Он выступил с книгой «Беседы с юношеством по вопросам пола» (Париж, 1926). Значительными работами этого периода являются опубликованная в 1924г. в журнале «Русская школа за рубежом» статья «Педагогика и психология» и изданная в Лейпциге «Психология детства». В.В. Зеньковский дал свое видение статуса новой отрасли науки педагогической психологии, подчеркнув, что она входит в систему педагогических наук, и само выдвижение идеи педагогической психологии не было ошибкой. В рамках ее В.В. Зеньковский рассматривает педагогическое взаимодействие как частный вид, некую особую и специфическую форму того общего процесса взаимодействия, из которого слагается вся социальная жизнь. Педагогическая психология призвана раскрыть все своеобразие школьной жизни, взаимоотношения в ней детей и руководителей, статическую и динамическую сторону школьных отношений.

    Самым длительным оказалось пребывание Зеньковского во Франции, которая стала его второй родиной. В Париж он переселился в 1926 году, однако с Прагой не порывал до конца 30х гг., продолжая участвовать в работе Педагогического бюро, съездов и конференций, деятельности созданного в 1934 году при его участии журнала «Русская школа».

    Во Франции ученый принял активное участие в основании Парижского православного богословского института им. Сергия Радонежского, в котором он возглавил кафедру философии. Кроме того, им были открыты Высшие женские богословские курсы. При институте В.В. Зеньковским был создан Религиозно Педагогический Кабинет, основан «Религиозно-педагогический бюллетень», редактором которого был он сам.

    Зеньковский принадлежал к Западно-Европейской многонациональной церкви одной из трех ветвей русского православия в зарубежье. Именно эта ветвь внесла наиболее известный вклад в развитие образования и педагогики. В ее юрисдикции находилось Русское Студенческое Христианское Движение, Богословский институт и его Религиозно Педагогический Кабинет, Религиозно-философская академия. Помимо В.В. Зеньковского с ней были связаны Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.П.Вышеславцев, С.Л. Франк и др.

    В.В. Зеньковский был одним из интеллектуальных вождей евразийства. Его обращение к идеологии евразийства было связано с разочарованием в духовных началах западной цивилизации. Это он ярко выразил в книгах «Русские мыслители и Европа» (1926), «Православие и культура», в цикле лекций «Идея православной культуры и евразийство». Евразийство означало поворот части эмиграции лицом к России, к народу, православию, но не к большевизму. Однако это не было отрицанием западной культуры.

    Ученый глубоко переживал разрыв между религией и культурой. Конечно, особый интерес к этой теме характерен почти для всех представителей русской религиозной мысли, начиная от ранних славянофилов, но Зеньковский буквально жил идеей православной культуры, идеей преображения и оцерковления жизни. Отдавая себя работе студенческого христианского движения и как его председатель, и как его духовник, Зеньковский стремился к тому, чтобы в среде этого движения создавались кадры новой русской интеллигенции, преодолевшей идеи культурной автономии и секуляризма своих предшественников и органически воспринявшей цельное православно христианское мировоззрение.

    К началу 30х гг. завершился поворот Зеньковского к построению целостной религиозно-педагогической парадигмы воспитания, основанной на христианской антропологии и пересмотре основных понятий педагогической системы в свете Православия, создание православной педагогики, религиозного воспитания. «Я давно пришел к убеждению, что слабость и растерянность современной педагогической мысли связаны с ее подчиненностью принципам натурализма, тогда как надлежащее свое осмысление педагогическое творчество может найти лишь на почве религии, в частности, в системе христианской антропологии» 28 .

    Хотя вопросы религиозного воспитания и образования всегда были в центре внимания В.В. Зеньковского, с конца 20х годов можно говорить о принципиальном повороте к религиозному обоснованию проблем педагогики. В работах этого периода он стремится «построить основные понятия педагогической системы в свете Православия». 29

    Им были сформулированы принципы православной педагогики, в которых сочетаются религиозно нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. Наряду с этим Зеньковский считал, что антимиросозерцательная педагогика выражение секуляризма и атеизма. «...Нельзя вести детей, если впереди нет действительной правды, если впереди нет Царства Божия...». 30 Цель педагогики раскрытие образа Божия в детях путем подготовки их к настоящей и будущей жизни. Считал, что в отличие от других парадигм православная педагогика как мировоззренческая строится на ненасилии и христианском понимании свободы.

    Зеньковским фактически было создано направление русской религиозной педагогики в зарубежье (Л.А. Зандер, И.А. Лаговской, о. С. Четвериков и др.), признававшее, что тайна духовного роста и педагогического процесса в действии над натуральных сил добра и зла, а не сил физических и психических, а целью школы определявшее помощь детям в их духовном росте и в том, что они не в состоянии сделать сами.

    Он признает, что религиозное обоснование чуждо многим современным, в том числе, и религиозным педагогам. Для него одинаково неприемлемы и позиции К.Н. Вентцеля, отказывающего в ее праве определять пути воспитания, в том числе и религиозного, и концепции педагогического идеализма (С.И. Гессен и др.), утверждавшей духовное развитие личности вне религиозного смысла морали и ставившей рядоположенно религиозные и другие ценности и виды воспитания.

    Критикуя «миросозерцательные искания» педагогики, от поиска «новой породы людей» И.И. Бецкого, педагогического утопизма Л.Н. Толстого до советской педагогики, также проникнутой утопизмом, В.В. Зеньковский не признает мировоззренческими установки религиозного воспитания, считает их общечеловеческими. Принцип свободы, который защищает все направления гуманистической педагогики, не противоречит, по его убеждению Зеньковского, религиозному обоснованию педагогики. В.В. Зеньковский отстаивал идею усиления связей религии с искусством, философией, литературой, наукой, отвергая при этом, с одной стороны, сциентизм, материализм, с другой, обскурантизм и фундаментализм. Он был открыт идеям экуменизма.

    В 1939 году, за день до объявления войны, французские власти арестовали В.В. Зеньковского и отправили в центральную тюрьму в Париже. Годичное пребывание в заключении стало переломным в духовной жизни мыслителя. Это предопределило решение о принятии священнического сана. В марте 1942 года он был рукоположен митрополитом Евлогием. В военный и послевоенный период В.В. Зеньковский все более отдается пастырской деятельности в домовой церкви РСХД (Парижской Введенской церкви), углубляется в занятия богословием (в этот период им написаны «Принципы православной антропологии», «Апологетика» и др.).

    Слабость современной педагогики В.В. Зеньковский видит в ее отрыве от целостного восприятия человека и мира. Однако он был далек от идеологии ортодоксально-религиозного направления, утверждавшего теологию как руководящее начало педагогики, а Евангелие ее этическим кодексом. Для Зеньковского у педагогики три основания антропология, философия, религия. Для него педагогика боговдохновенное искусство. Но его педагогическая концепция, основанная на православной антропологии, на глубоком понимании психологии и социологии детства, отрицала ортодоксальный клерикализм.

    В.В. Зеньковский не отрицает, что секуляризация в целом и зарождение светских начал в педагогике имели положительное значение. Их открытия в социологии и психологии личности, в осмыслении педагогических закономерностей не могут быть отброшены. Более того, он писал: «Русский руссоизм еще не дождался своего исследователя, а между тем он образует одно из значительных течений в развитии русской мысли». 31

    В.В. Зеньковский как историк педагогики неотделим от его роли историка философии. Более того, только сквозь призму его историко-философских воззрений могут быть поняты его историко-педагогические взгляды. Перейдя от естественных наук к философии, психологии и педагогике, он посвятил себя созданию христианской науки христианской антропологии, очень мало развитой до него. Во взглядах и построениях Зеньковского особенно надо подчеркнуть его глубокое убеждение в свободе человека. «Если человек зависит от природы, то все же бесспорным является в нем акт свободы» 32 .

    Разойдясь с неоплатоническим аспектом построений Вл. Соловьева и отвергнув присущие ему пантеистические элементы, В.В. Зеньковский основывает свою метафизику на учении о тварности бытия, не отвергая при этом возможности свободной эволюции земли. Он говорит, что цельность человека восстанавливается в силу внутреннего закона, который по учению Господа должен нести каждый человек, и который «обеспечивает несравнимость и своеобразие каждой личности». Ученый пишет: «Отсюда понятна центральность в человеке его моральной жизни... Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло «найти себя» и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие социальных и духовных влияний» 33 .

    Отстаивая самобытность и оригинальность русской философии, В.В. Зеньковский подчеркивает антропоцентризм философских исканий, в центре которых человек, его судьба и пути, отмечая, что в своей значительной части русская философия не теоцентрична. Иначе говоря, ему видится большой общечеловеческий потенциал философии, а вместе с ней и русской педагогики. В истории педагогики для ученого важно проследить связи русской педагогической мысли и религиозно-философских идей. Разумеется, стремясь к объективности изложения и анализа, В.В. Зеньковский смотрел на историю педагогики сквозь призму своего глубоко религиозно-философского мировоззрения.

    В русской педагогике ХХ в. он выделяет три направления: педагогического натурализма, педагогического идеализма и религиозно педагогическое течение. Первое, ведущее свое начало от Ж.Ж. Руссо, будучи проникнуто верой в природу ребенка и возможность рационализации педагогического дела, строит свое учение о развитии личности и воспитания независимо от религиозных идей, хотя и допускает необходимость христианского вероучения. К научному направлению этого учения он относит П.Ф. Лесгафта, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского и др., к романтическому Л.Н. Толстого, И.И. Горбунова - Посадова и других сторонников «свободного воспитания». В отрыве от христианской антропологии он видит слабость педагогического натурализма.

    Видным представителем педагогического идеализма или трансцендентализма В.В. Зеньковский считал С.И. Гессена, к которому относился дружески, и посвятил ряд статей и некролог. Ему принадлежит и первый обзор истории русской православной педагогики XX в.

    Одним из первых В.В. Зеньковский дал очерк русской истории педагогики ХХ в., соединив в нем Россию, Российское Зарубежье и советский период. Ему принадлежат очерки о педагогах России от Пирогова и Ушинского до Шацкого и Макаренко. Анализируя советскую педагогику, ученый отметил ее философскую противоречивость, утопизм и прагматизм, моноидеологизм, превращающий ее в разновидность «религиозной» ортодоксии. При стремлении к объективности философского анализа различных педагогических систем он не смог избежать религиозного видения историкопедагогических проблем.

    Среди широкого круга проблем В.В. Зеньковский выделял проблему национального воспитания. В наследии педагога выстраивается целостное понимание им целей, форм, задач национального воспитания, идея которого является интегративной, глубоко пронизывающей все его творчество. Ученый был активным участником работы съездов, совещаний, конференций, посвященных вопросам национального воспитания и образования в условиях эмиграции. Перу Зеньковского принадлежит множество работ, тем или иным образом затрагивающих вопросы национального воспитания, был опубликован цикл статей «О национальном воспитании». Педагог видел сложность, многогранность данной проблемы, не один раз подчеркивал, что денационализация молодежи вовсе не ограничивается сферой языка, что «...отход от России, потеря «русскости» могут принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по русски». 34 Вот что В. В. Зеньковский писал о воспитании в условиях изменения окружающей детей системы ценностей:

    «Жизнь предстает перед нашими детьми и подростками обнаженной, во всей своей неприглядности, часто отвратительности, - и притом так рано, что детям нечего противопоставить этой суровой правде жизни. Общая всему теперешнему поколению трезвость и практицизм особенно сильно проступает у нашей молодежи, которая поневоле на первый план ставит вопросы внешнего устроения. Практицизм переходит в упрощенное понимание жизни, трезвость - в отбрасывание всего, что прямо к жизни неприложимо. К этому часто присоединяется суровая (порой нами же подсказанная) критика старшего поколения, приводящая к беспринципному отвержению культурных ценностей. Оттого в современной молодежи поражает ее некультурность, выпадение огромного мира, которым мы жили раньше - мира истории и искусства: для нее неведомы ни факты, ни идеи общечеловеческого прошлого (что не устраняется, кстати сказать, даже прохождением высших учебных заведений, которые за границей совсем не дают того, что давали наши высшие учебные заведения). Духовные горизонты ограничены, умственная бедность обусловливает общую духовную беспомощность. В то же время в молодую душу входит как проводник могучего, но духовно бесплодного, а часто двусмысленного влияния, - кино и спорт». 35

    Перечисленные проблемы ставились не в России на рубеже XX и XXI веков, а во Франции в 1929 г., и были связаны с необходимостью сохранения русской культуры в среде эмигрантов, столкнувшихся с интенсивным воздействием чуждого российскому менталитету индивидуализма, подавления духовности товарно-денежными отношениями. Сейчас можно сказать, что педагогика Российского Зарубежья с этой задачей в общем справилась - большинство тогдашних детей эмигрантов до сих пор говорят на хорошем русском языке и знают российскую историю и литературу.

    Оберегает Зеньковский национальное воспитание и от сентиментального поклонения России и ее культуре, т.е. развития национального романтизма, основной задачей национального воспитания он считает посвящение всех сил служению Родине и подготовку к этому служению. Вместе с тем ученый признает и значение «национального эроса», т.е. энтузиазма и воодушевления, которые в своем источнике восходят к чистой любви к Родине. Как социальный психолог Зеньковский исследует сущность национального чувства, при этом утверждая, что «...национальное чувство, достигшее своего подлинного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной жизни в нас». 36 Но он предостерегает от неверных путей пробуждения национальных чувств, например, через развитие презрения к другим народам, т.к. тогда огонь национального чувства будет направлен не в то русло и даст больше разрушительного, чем творческого действия и в этом случае национальное чувство может легко перейти в шовинизм. В.В. Зеньковский против использования национальных чувств и в политических целях, национального экстремизма. Он утверждает, что национальное воспитание должно осуществляться не через сосредоточение на нем, а через просветление и углубление его связи со всей духовной жизнью. Здесь ученый ставит еще несколько проблем: уяснение религиозного смысла чувства Родины; потребность жертвенного служения ей. А жертвенность свой внутренний смысл и настоящие свои корни получает лишь в религиозной жизни.

    В следующих разделах нашего исследования остановимся подробнее на взглядах Зеньковского посвященных проблемам взаимосвязи воспитания и православия.

    Вклад В.В. Зеньковского в педагогику детского движения

    В последние годы продолжается процесс возвращения на Родину наследия науки Русского Зарубежья. Современные российские ученые используют в своей работе неизвестные в коммунистическое время научные труды русской эмиграции. Одним из направлений гуманитарной науки, возвратившимся в Россию в 1990-е годы, является педагогика Русского Зарубежья. Данное направление российской педагогической науки существовало параллельно с советской ветвью. Обе эти ветви вышли из русской классической педагогии, но развивались на разных философских и социо-культурных принципах. Советская педагогика основывалась на классово-партийной ориентации образования и науки, русская зарубежная - на аксиологическом понимании для образования православия, культуры, свободы личности и традиций дореволюционной школы. Педагогика Русского Зарубежья в первую очередь изучала проблемы образования и воспитания, появившиеся в эмиграции и неизвестные в дореволюционной школе. К таким проблемам можно отнести: психологический стресс у детей от пережитых потрясений во время гражданской войны и эмиграции; постепенную утрату подрастающим поколением родной культуры и языка; недоверие к русскому образованию у местных властей. Все это вызвало необходимость радикального обновления учебно-воспитательной методической базы русских школ, интернатов, кадетских корпусов, детских общественных организаций. Наследие педагогической мысли Русского Зарубежья складывалось как результат работы известных ученых теологов, философов и педагогов. В 1920-е-1930-е годы возникают педагогические высшие учебные заведения в таких центрах русской эмиграции, как Белград, Париж, Прага, Харбин. В них создаются кафедры педагогики, психологии, педологии, физического воспитания, внешкольного образования. В эмиграции продолжалась деятельность русского общественного педагогического движения, проводились педагогические съезды. Одновременно она глубоко социальна своими связями с жизнью общества.

    Антропологизм и социальность русской философской мысли предопределили ее внимание к «вечным» и актуальным проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования личности, духовной жизни в эмиграции и России. В поле зрения некоторых русских ученых-педагогов попадают не только русские образовательные учреждения в эмиграции, но и молодежные и детские общественные организации. Один из таких ученых – великий русский философ и педагог Василий Васильевич Зеньковский. На протяжении многих лет он возглавлял деятельность православного юношеского движения.

    Василий Васильевич Зеньковский родился в семье учителя в Подольской губернии. По окончании гимназии он поступил в Киевский универси-тет, где учился на естественно-математическом и истори-ко-филологическом факультетах. В 1913-1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киев-ском университете св. Владимира. В 1918 году Зеньковский занимал пост министра в правительстве гетмана Скоропадского, а в 1919 году организовывал работу Украинского православного Собора. В том же году эмигрировал сначала в Югославию, а затем в Чехословакию, где с 1923 по 1926 годы был директором Пражского педагогического ин-ститута. После 1926 года переехал во Францию и прожил там до конца жизни, являясь профессором Богословского института в Париже. В 1920-е-1930-е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения - Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей.

    В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран

    деканом педагогического факультета Богословской Академии. С 1923 по 1926 годы Зеньковский являлся председателем Русского студенческого христианского движения (РСХД) и вплоть до своей смерти продолжал участвовать в делах данного движения. Он стал редактором журнала «Вестник РСХД», в котором печатались статьи по православной педагогике. В 1926 году по приглашению YMCA (Международное христианское движение молодежи) совершил поездку в США, где знакомился с работой детских и молодежных христианских организаций. По итогам поездки им создано Бюро религиозного образования детей и молодежи в эмиграции. Зеньковский был одним из немногих религиозных мыслителей, работавших на «стыке» философии, богословия, педагогики, психологии, литературоведения. Основные философские и педагогические сочинения В.В. Зеньковского: «Русские мыслители и Европа», «Н.В. Гоголь», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Психология детства», «Русская педагогика в XX веке», «История русской философии». Он организатор уникальных исследований по влиянию войны и эмиграции на детей. Основными направлениями в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского являлись психология детства и религиозное воспитание детей. В любой его педагогической работе (и психологической, и теологической) можно найти проблематику взаимодействия общества и личности. Главным путем педагогического вмешательства в жизнь ребенка Зеньковский рассматривал постановку и решение основной задачи нравственно-религиозного воспитания: подготовить дитя к вечной жизни. Но, в отличие от Руссо, он не считал нужным для сохранения нравственного идеала отделять ребенка от социума. Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. Он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности, вне учета среды вокруг нее. Зеньковский выступал за активное социальное христианство, реализующее себя в помощи ближнему человеку. Он считал важным проявлением духовности человека его природную социальность - тягу к общению. В основе воспитания, следовательно, должно лежать общение (соборность) как проникновение в чужой социальный мир для раскрытия собственного мира. Педагогические идеи Зеньковского по общественному воспитанию детей согласуются не только с мыслями его сподвижников по православной педагогике, но и с идеями педагогов-реформаторов начала ХХ века Джона Дьюи, К.Н. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова, С.Т. Шацкого. Первой его работой, посвященной проблемам педагогики детского движения, стала брошюра «Социальное воспитание» (Москва, 1918 г.). Она была написана после Февральской революции 1917 года и отразила надежды передовых педагогов на реформы в образовании и в общественной жизни страны. В эмиграции в журналах «Вестник РСХД» и «Бюллетень религиозно-педагогического кабинета», редактируемых В.В. Зеньковским, можно также найти его статьи по вопросам воспитания детей в детских общественных организациях. Он одним из первых в русской педагогике пишет о необходимости более ранней социализации детей и молодежи в связи с ускорением темпа развития цивилизации в ХХ веке, привлечения данных категорий к общественной жизни страны. В своей работе «Социальное воспитание», Зеньковский назвал социализирующими институтами в демократической России 1917 года семью, школу и формы «внепедагогического социального общения». Главным из них он считал школу: «Школа должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе. Мы ждем не только расширения школы, не только тех реформ, которые обеспечат общедоступность и единство школы, но мы ждем и внутренней реформы школьного дела, его углубления и приближения к жизни. Школа должна стать носительницей высших идеалов общественности и истинным орудием социального прогресса». В то же время Зеньковский считал, что классическая школа излишне дисциплинирует и регламентирует личность ребенка, не дает проявиться его активности и творчеству. Зеньковский предлагал проведение специальных шагов по реформе школы: введение трудового воспитания, широкое применение игрового метода, создание самоуправления школьников и «внешних от школы» детских организаций. О педагогической ценности детского движения Зеньковским сказано в данной работе отдельно: «Особенно полезной и целесообразной формой внешкольного общения детей является детский клуб. Правильная организация детского клуба открывает перед каждым юным существом возможность свободного выбора различных форм деятельности, открывает простор социальным запросам детей… Огромное значение для воспитания имеет летняя трудовая колония, в которой дети не только познают трудовое сотрудничество и нужные для жизни навыки, но и приобретают в высшей степени важный опыт социальной активности, живое проникновение духом солидарности». В эмиграции Зеньковский по-новому взглянул на ранжирование факторов социализации детей. По итогам проведенных им в 1923-1926 годах социологических исследований среди детей русских эмигрантов он отметил ослабление традиционных институтов социализации (семьи и школы) и возрастание влияния на формирование личности ребенка православной церкви, русских интернатов и детских общественных организаций (скаутов, витязей, детских групп РСХД). Говоря о принципах и методах общественного воспитания детей, Зеньковский размышляет в соответствии с идеями реформаторской педагогики. В.В. Зеньковский видел главную задачу социального воспитания в развитии социальной активности, в привитии «вкуса» к социальной деятельности, «в помощи молодежи обрести самих себя, овладеть теми силами, какими располагает наше время, воодушевить тем идеалом, во имя которого должно преображать жизнь». Детей Зеньковский призывает активно участвовать в общественной жизни: «Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаем мы себя социальной деятельности, чем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своем развитии». Говоря об этом, Зеньковский, на наш взгляд, имеет в виду то, что молодой человек, имеющий представление о социально-политической обстановке в стране, проще найдет свою нишу в структуре общества. Он раньше начнет продвижение по социальной лестнице и быстрее достигнет ее вершин. Детские общественные организации могут стать стартом для проявления активной личностью своих лидерских возможностей. Указывая на то, что социум не должен мешать развитию индивидуальных возможностей ребенка, в то же время Зеньковский предупреждает об опасности развития карьеризма и эгоизма у детей: «Задача воспитания в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми». Исходя из данных мыслей о взаимном воздействии социальной среды и личности, Зеньковский предлагает в воспитательном процессе выделять две части - общественную и индивидуальную. Он указывает на то, что человек формируется одновременно и как неповторимая особенная личность, и как часть социума. Соответственно и методы воспитания должны исходить из задач развития обеих сторон личности. На принципе одновременности индивидуального и коллективного воспитания построена работа некоторых детских общественных организаций (скауты, витязи). Одной из обязательных форм социализации детей Зеньковский называл национальное воспитание. Как социальный психолог Зеньковский исследовал сущность патриотизма, утверждая, что «национальное чувство, достигшее своего полного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной сферы в нас… Смысл национального воспитания в том, что оно должно осуществляться не через сосредоточение на нем, а путем просветления и углубления его связей со всей духовной жизнью, усиления религиозного смысла, чувства Родины, развития потребности жертвенного служения ей». Зеньковский указывал на опасности, связанные с неправильным национальным воспитанием: денационализацию (потеря языка и культуры); сентиментализм (пассивная ностальгия по ушедшей Родине), шовинизм (презрение к другим народам), фашизм (использование национального чувства в политических целях). Перед II-ой мировой войной он писал: «Любовь к родной стране великое, но не высшее чувство. Там, где любовь к родной стране стоит выше всего, даже выше любви к истине, к добру, там растут ядовитые цветы, которыми поражена современная Германия в своем узком национализме, в стремлении к порабощению других народов». Национальное воспитание сейчас является важнейшим элементом деятельности многих детских организаций в Русском Зарубежье и современной России.

    В 1918 году В.В.Зеньковский написал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути». В ней он обозначает цели и задачи социального воспитания в изменившихся условиях государственной и общественной жизни.

    Цель социального воспитания заключается в развитии социальных сил в душе ребёнка, «в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, воспитания духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами ».

    В русле традиций отечественных социальных реформаторов В.Зеньковский возлагает надежды на институциональные механизмы преобразования воспитания, и в первую очередь – на школу. Институты воспитания, в той же степени, что и семья, должны естественным образом отражать наличную связь со всей социальной средой, в которой они находятся. Только при соблюдении этого условия, процесс социального воспитания обеспечивает равномерное взаимодействие ребёнка и среды. В ситуациях намеренной изоляции детей от социального окружения, избирательности в социальных контактах, неминуемо происходит сосредоточение воспитания на ребёнке, в итоге он вырастает эгоистом, пользующимся «всеми благами социального развития, всецело погружённого в свои собственные задачи»

    Для выяснения основы, на которой может быть построена социальная педагогика, В.В.Зеньковский обращается к анализу социальных сил в душе ребёнка. По В.Зеньковскому социальное взаимодействие имеет психический характер, т.к. психика человека рождает социальное единство. Социальные связи устанавливаются или разрушаются в первую очередь под действием сферы чувств, в эмоциональной области, и чем эта сфера глубже, тем сильнее и продуктивнее социальное общение между людьми. В эмоциональной сфере имеет место закон двойного выражения чувств. Всякое чувство требует своего выражения, как в телесном, так и в психическом плане. При социальном взаимодействии подъём в сфере чувств происходит как в области телесной, так и психической работе. Вслед за Г.Зиммелем психолог отмечает, что расширение спектра социальных связей человека приводит к тому, что в нём крепнет индивидуальное самосознание. Обнаруживается парадоксальная, на первый взгляд, закономерность – чем больше у человека социальных связей, тем более независим он от каждой из них, тем более освобождается индивидуальная жизнь человека от давления социальных связей. «Наша индивидуальность становится разностороннее, богаче и более независимой, чем шире её социальные связи… Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаём мы себя социальной активности, тем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своём развитии. Так оправдываются известные слова Спасителя «Кто потеряет свою душу ради меня, тот обретётся». Живя для ближних, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития»

    Социальное воспитание осуществляется как естественным, так и специально-организованным образом. В душе каждого ребёнка, считает Зеньковский, всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание и активность с социальной средой, это естественная социальность. Специальная организация социального воспитания призвана опираться на собственную активность детей. Активность может быть волевой и эмоциональной. «Воля» обнимает собой такую регуляцию активности человека, при которой сознание цели предваряет его деятельность; при эмоциональной регуляции активности выступает не сознание цели, а определённое эмоциональное переживание. Волевая активность требует от человека «усилия», наоборот, эмоциональная активность поддерживается потоком чувства и в зависимости от силы последнего может достигать необычайного напряжения. Вся задача волевой регуляции заключается в том, чтобы вызвать к жизни эмоциональную регуляцию. Таким образом, организация процесса социального воспитания должна использовать эмоциональные факторы в качестве своего ведущего средства.

    Важным механизмом социального воспитания В.Зеньковский считает социальную наследственность . Определяя традицию как всю совокупность духовного содержания, накопленного предыдущими поколениями, он показывает, каким образом осуществляется социальное наследование и поясняет важность этого процесса именно в детстве. Для усвоения традиции и нужно столь длинное детство, какое свойственно человеку. Восприятие традиции происходит в живом социальном общении, в социальном единстве. Социальное наследование развивается преимущественно на эмоциональной основе. Дети очень рано, ещё до возникновения мышления в его подлинных формах, обнаруживают поразительную способность к социальному ориентированию. Оно позволяет душе ребёнка переживать как ощущение своей силы, так и своей слабости. Переживание силы рождает самоутверждение личности с её собственной инициативой, творчеством. «Смелость, порой упрямство, сила воли, уважение к самому себе, стремление настоять на своём, добиться осуществления своих планов – таковы те психические факты, в которых обнаруживается рост индивидуальности» .

    Раскрывая механизм социального ориентирования ребёнка В.Зеньковский показывает, насколько необходимо в детском возрасте переживание собственной силы . Психические качества, столь необходимые взрослому человеку для жизни в обществе, постепенно формируются в детстве. Если ребёнок будет лишён в детстве возможности ощутить собственную силу, мощь своего воздействия на социальное окружение, то во взрослом возрасте индивидуальность этого человека будет лишена существенных особенностей для взаимоотношений с обществом.

    Переживание собственной слабости играет не менее важную роль в становлении личности ребёнка. Через переживания собственной слабости «глядит в индивидуальность социальная среда», к которой надо приспосабливаться, с которой необходимо считаться. Социальная среда по В.Зеньковскому позволяет душе ребёнка освоить такие важнейшие качества как приспособление, послушание, подражание, смирение, стремление к образованию, работу над собой, самоограничение, привычку считаться с другими людьми, что в конечном итоге также обеспечивает процесс усвоения ребёнком социальной традиции. Формы, связанные с ощущением собственной силы, В.Зеньковский называет проявлениями первичной активности растущей личности, а ощущение собственной слабости определяет как формы второй активности.

    В дальнейших своих работах В.В.Зеньковский развивает понятие «личности», работая над построением концепции метафизики человека. Анализ идей русских философов оказал влияние на созданную В.В.Зеньковским оригинальную систему, включающую в себя религиозные и социально-философские представления, антропологию, с детально проработанными в её русле проблемами воспитания.

    Основу антропологических построений Зеньковского составляет христианское учение об образе и подобии Божием в человеке. Личностное начало каждого человека связано с наличием в нём образа Божия, который является «последней глубиной индивидуальности и своеобразия, единичности, изнутри определяющей незаменимость и значение каждого человека» . И если образ Божий дан, то подобие задано, достижение богоподобия является целью земной человеческой жизни. Христианство признаёт повреждённость человеческой природы первородным грехом, в связи с чем, считает Зеньковский, создалась в человеке коренная двойственность – «раздвоение разума и сердца» . Установление утраченной цельности зависит от свободной воли самого человека, от его обращённости к Богу и готовности к исполнению воли Божией о самом себе. В своей антропологии Зеньковский использует понятие «креста», как логики духовного пути развития человека. Трудность «несения креста» лежит во внутренней «неустроенности» (вследствие греха) человека, идущей, и через наследственность, и через неправильную физическую, социальную, духовную жизнь. Также трудность несения креста связана с тем, что человек включён в общую жизнь всего человечества, «всей своей жизнью мы соединены с близкими и отдалёнными социальными группами» . Эта социальная связанность личности настолько глубока, что зачастую трудно определить индивидуальное своеобразие личности.

    Многообразие социальных проявлений в жизни человека (то, что в социальной психологии именуется социальными ролями и которые Зеньковский называет «социальными ликами» человека) не должно касаться той глубины личности, которая определяет целостность её духовной основы. Индивидуальное своеобразие человека может раскрыться лишь в его социальной жизни, поэтому, считает Зеньковский, «социально-психическая жизнь личности так же сплошь духовна, как духовна и жизнь личности для себя» . Проблема духовного развития формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека. Таким образом, В.В.Зеньковский органически связывает религиозное и социальное становление личности человека.

    По мысли учёного-богослова, духовная жизнь ребёнка закладывается не в Церкви, а в семье и зависит от её социального устройства. Логика Зеньковского показывает неразрывную связь и взаимообусловленность семейного, социального и духовного (религиозного) воспитания в предлагаемой им модели.

    Уникальность педагогической системы В.В.Зеньковского заключается в том, что им было исследовано и творчески проработано богатейшее наследие российской религиозно-философской мысли. Русский социальный синтез позволил В.В.Зеньковскому выстроить универсальную воспитательную концепцию, отразившую единство и взаимообусловленность семейного, социального и религиозного становления личности. Своеобразие российского менталитета, укоренённого в самобытности русской культуры и социальной психологии, природно-географического, социально-политического, экономического факторов с одной стороны, и открытости и готовности к приятию всего остального мира души русского человека, с другой,- получило в воспитательной системе Зеньковского наиболее ёмкое выражение.