980 лет основания первой библиотеки древней руси. Первые библиотеки на руси и причины их возникновения

В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читал их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам »…

Само слово «библиотека » в Древней Руси поначалу почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии » (по имени архиепископа Геннадия Новгородского), которая была окончательно переведена и переписана в Новгороде к самому концу XV века. Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом ». Во второй раз термин встречается в начале XVII века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки ».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, оно относится к упомянутому 1037-му году, когда князь Ярослав Мудрый «собрал писцов многих » для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском Соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого уникального книжного собрания. Есть данные, что оно насчитывало «великие тысячи книг на разных языках». Историк Русской Церкви и церковной архитектуры Евгений Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки всего в 500 томов. Несомненно одно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и фонд её непрерывно увеличивался. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, в 1969-м году поставлен символический камень. На камне помещён портрет Ярослава Мудрого и летописный текст: «В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного ».

Что же читали наши давние предки? Что вообще могло быть в фондах княжеской библиотеки? Первыми на Руси начали переводить отдельные части Библии; так появились апракосны (неполные) Евангелия и Апостолы, которые читались во время богослужения. Из книг Старого Завета особое распространение приобрёл «Псалтырь». Необходимую науку для священнических божественных служб можно было почерпнуть из первых «Служебников» и «Требников». Из раздела канонической литературы в то время охотно читали различные «Жития святых », переводившиеся непосредственно с греческих оригиналов, чрезвычайно разнообразные по содержанию и подающие большую галерею типов «христианских героев». Имелись сочинения и энциклопедического характера – «», «Шестидневы », «», в которых содержались разнообразные сведения по истории, философии, географии, астрономии, зоологии. Относящиеся к светской переводной литературе «Шестидневы » представляли собой сборник популярных произведений, трактовавших происхождение мира по христианскому вероучению. Причём трактовка эта имела очевидный литературно-художественный характер, то есть наряду с бытующими христианскими догмами просматривались и самостоятельные авторские мысли. В основе «Шестидневов » — в определённой мере соответствующий господствующим общественным настроениям рассказ о шести днях сотворения мира Богом, откуда и походит само название книги. Помимо этого «Шестидневы » синтезировали на своих страницах элементы светской науки: философские учения о движении небесных светил, рассказы о животном и растительном мире с поучительными выводами религиозного характера. В целом, «Шестидневы » были проникнуты идеологией и духом христианства, их главной общественной задачей было формирование нового мировоззрения, соответствующего принципам христианского государства.

» — это своеобразный сборник сведений о зверях, птицах, насекомых, рыбах и иных видах жизни в окружающем мире. В аллегорически-символической форме в книге описываются настоящие и придуманные приметы и свойства реальных и фантастических животных, подаются образцы для исследования и поучения. Материалы по большей части черпались из Библии, из известных произведений античных писателей, обрабатывались переводчиками и переписчиками и подавались в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. Каждая статья «» посвящалась отдельному представителю животного или растительного мира и делилась на две части: в одной из них описывались реальные свойства изучаемого объекта, а в другой излагались символические толкования его сущности с вводом определённой морали. Среди авторов «» называют знаменитых отцов церкви – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия, Иеронима.

А что такое «»? Это один из самых исконных и преобладающих видов древнерусской письменности и литературы на протяжении XI-XVII веков. «Избор от мног отец и мног книг » представляет собой обширное собрание отдельных небольших произведений (их количество могло доходить до 900-т), связанных единством содержания, иногда являющих род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой нередко был обусловлен личными вкусами «списателя » — составителя. В эту книгу входило изложение «Категорий» Аристотеля, церковные сочинения, статьи по грамматике, логике и поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими моральными правилами должен руководствоваться человек в жизни). «» призывали читателя к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности и кротости, а также к преодолению таких тяжких грехов, как хула, клевета, зависть, татьба , прелюбодейство, пьянство, объедение.

К слову, книги в то время имели не только духовную, но и большую материальную ценность: их переплёты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом и серебром со вставками из жемчуга и драгоценных камней.

О читателях библиотеки Ярослава Мудрого достоверных сведений мало. По всей вероятности, её богатствами постоянно пользовался один из составителей «Изборников », дьяк по имени Иоанн. Он сам написал в конце своего труда: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна… » Дан здесь и один из древнейших советов, как нужно читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чём говорят книги и словеса те ».

Сохранить библиотеку было в те далёкие времена делом весьма сложным. Можно даже сказать, что Софийский собор насчитывает целый ряд библиотек: одна гибла, на её месте возникала новая. Например, в 1169-м году Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203-м году Софию грабили половцы — и опять серьёзно пострадал фонд библиотеки. Есть свидетельства, что часть драгоценной библиотеки отца ещё в 1048-м году увезла с собой в качестве приданого младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. В 1240-м году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека Ярослава окончательно исчезла из поля зрения. Семь столетий потомки пытались её разыскать. Поиски велись и на территории Святой Софии Киевской, и в Киево-Печерской Лавре, и в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.

Конечно, вопрос о точном времени появления на Руси библиотек нельзя считать решённым основательно. Предполагается, что они существовали в Киеве ещё в 10-м веке. Свою библиотеку вполне могла иметь основанная в 988-м году школа для обучения детей, поскольку там требовалось наличие определённого числа книг по нескольким темам. Библиотеки могли быть открываемы и при строительстве храмов. Так, на Подоле, ещё до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996-м году было закончено возведение величественной Десятинной церкви, первой каменной церкви Древней Руси, воздвигнутой Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. В некоторых источниках говорится, что князь Владимир украсил эту церковь не только иконами и драгоценными сосудами, но и книгами, привезёнными из Корсуня…

Очевидно и ясно одно: благим усердием просветителей, с течением лет всё больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной »…

Подготовила Яна Андриенко

1. Ввведение 2.Немного о Древней Руси 3. Что такое "Библиотека"? 4. Библиотека Ярослава Мудрого 5. Древнейшие сокровища Новгорода 6. Существуют мнения... 7. Возникновение монастырских библиотек 8. Христианство. Что оно дало? 9. Первые описи книг 10. Библиотеки: громкие имена 11. Главный вывод 12. Список используемой литературы

1. Введение

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.

2. Немного о Древней Руси

Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента. Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

3. Что такое "библиотека"?

Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки». Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

Датой основания первой известной библиотеки на Руси принято считать 1037 год. В Киеве 980 лет назад князь Ярослав Мудрый, при Софийском Соборе, положил начало возникновению книжного хранилища. Об этом сообщает «Повесть временных лет», первый летописный свод начала XII века. Его составитель Нестор писал: «…Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром». Книги для библиотеки покупались и в других странах. В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда».

Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский Накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этой библиотеки. Некоторые источники утверждают, что она «насчитывала великие тысячи книг на разных языках». Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что её фонд непрерывно увеличивался.
Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития Святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи» в которых содержались сведения о философии, истории, географии, астрономии. Составитель «Изборника» по имени Иоанн в конце своего труда дал один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те».
Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и безследно. Сохранить в те времена библиотеку было делом весьма трудным. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

Софийский собор в Киеве современный вид

В 1925 году во время раскопок на территории Софийского собора был обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами, найдено много ценных вещей, древние монеты и церковная утварь. Было сделано предположение, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. Может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей». Перед входом в Софийский собор (с его западной стороны) в 1969 году установлен мемориальный знак в память этой древней библиотеки. На нем — портрет Ярослава Мудрого и слова из летописи «Повесть временных лет»:
«В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людий. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного»

Мемориальный знак в честь первой древнерусской библиотеки. Автор — скульптор И.П.Кавалеридзе.

Вскоре подобные заведения стали распространяться и в других местах. Так, возникла библиотека Киево-Печерского монастыря, формировались библиотеки в Новгороде, Ростове, Владимире, Смоленске, Пскове, Полоцке. Личные собрания рукописей имелись у князей и представителей высшего духовенства. В XIII XV веках были основаны библиотеки в Чудовом, Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях, при дворах митрополитов. Наряду с книгами религиозного содержания в монастырях хранились и переписывались исторические хроники, летописи, жития, хождения, лечебники, травники, сочинения по географии.
Особо стоит сказать о так называемой библиотеке Ивана Грозного. Это собрание античных греческих и латинских рукописей, якобы хранившихся при дворе московских великих князей и царей в конце XV и в течение XVI века По легенде, книги привезла в Москву невеста Ивана III Софья Палеолог. Согласно свидетельствам современников, в 1565 году при Иване Грозном библиотека размещалась в Кремле в двух подвалах. В XVII веке сведений о ней уже нет. Возможно, она погибла в начале столетия, во время потрясений Смутного времени. Не исключено, впрочем, что книжная сокровищница московских правителей была кем-то вывезена за рубеж либо, напротив, надежно перепрятана в России. Многие серьезные ученые (Забелин, Соболевский, Тихомиров) верили в ее существование. Правда, поиски библиотеки в течение XVIII-XX вв. в Кремле, Коломенском, Александровской слободе оказались безуспешными.
К XVI веку уже сложилась практика составления описей монастырских и церковных библиотек. Очень важным этапом в создании государственных и частных библиотек стало возникновение книгопечатания. К концу столетия книжный фонд России составлял примерно 260 350 тысяч томов (печатных лишь 6 8%), причем в монастырях находилось больше трети всех книжных сокровищ. В конце XVII века уже формировались первые специализированные библиотеки: Типографская при Печатном дворе, собрания при Пушкарском и Аптекарском приказах. В библиотеку Посольского приказа собирали книги по истории и внешней политике, значительным собранием располагала Славяно-греко-латинская академия.
Реформы Петра Великого содействовали росту числа специальных и появлению учебных и первых публичных библиотек. Они располагали светской литературой по всем отраслям знаний. Одновременно с Кунсткамерой в Петербурге была основана и Библиотека Академии наук; с 1728 года в определенные дни и часы она открыла свои двери для всех желающих. На основе прежней Патриаршей власти организовали Синодальную библиотеку. А в 1756 году открылась Библиотека Московского университета. В 1780-х годах в старой столице издатель и просветитель Николай Новиков открыл бесплатную библиотеку-читальню. На добровольные пожертвования создавались бесплатные библиотеки в губернских городах. Среди личных собраний XVIII века выделялись библиотеки Петра Великого, Якова Брюса, Волынского, Воронцовых, Ломоносова, Меншикова, Миллера, Мусина-Пушкина, Потемкина, Татищева, Шереметевых. Но крупнейшей очень долго являлась дворцовая библиотека в Эрмитаже.
С начала XIX века в Российской империи шел бурный рост числа библиотек в средних и высших учебных заведениях, в воинских частях. С середины столетия открывались публичные библиотеки в губернских и уездных центрах, народные библиотеки просветительских обществ и комитетов грамотности. Еще в 1814 году в Петербурге открыла свои залы для читателей Императорская Публичная библиотека (ныне Российская национальная). В 1862 году основана Московская публичная библиотека как отделение Румянцевского музея (ныне Российская государственная); чуть позже возникли научные библиотеки Политехнического и Исторического музеев. Из коммерческих библиотек особой популярностью пользовались собрание Плавильщикова в Петербурге (по завещанию перешло к Смирдину), а в Москве — книгоиздателя Селивановского.

План 1. Первая библиотека древней Руси 2. Древнерусские книжники 3. Древнерусская рукописная книга Первая библиотека древней Руси В «Повести временных лет» сохранились строки о создании первой библиотеки на Руси при Ярославе Мудром. В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Судьба библиотеки При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для Ярослава остается переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, исторической загадкой. как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В Через двести летна Киев память об этом Софийском подворье, недалеко от входа в разграбили монголо- в 1969 году символический камень собор, поставлен татары, но никто (скульптор ИванизКавалеридзе). На камне помещен портрет свидетелей говорит о текст: "В лето 6545 (по современному Ярослава и не летописный гибели библиотеки. летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея Возможно, и по сей книжнымиона словесы сердца верных людей. Велика бо польза день хранится в от учения книжного". бывает человеку подземельях киевского собора. Дополнительные сведения Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней. Помещение бывшей библиотеки Софийского собора Новгород Как русские люди оценивали сокровища, приобретенные ими с христианством, и как были благодарны людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца Нестора о деятельности князей Владимира и Ярослава: «Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания». Древнерусские книжники Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди. Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый (1942) Древнейший центр составления и переписки книг – Киево-Печерский монастырь. С появлением на Руси писчей бумаги в конце XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг была скопирована. Н. Усачев. Школа писцов сложилась и в Андрониковом монастыре, где трудилась над перепиской книг группа монахов-писцов Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род. Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь называются скрипториями. Реконструкция древнерусского скриптория на выставке «Свет Валаама» в музее Кижи И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории, в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности. Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы. Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Несторлетописец - автор первой истории русского государства – Повести временных лет. Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок. Такие экспедиции называются археографическими, а ученые, занимающиеся поиском, изучением и описанием древних книг, - археографами. Древнерусская рукописная книга Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги. Келья монаха - переписчика книг Поначалу книги привозились из православных стран - Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси. В "Повести временных лет" говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали множество книг. При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг, которые требовались для новых монастырей, церквей и библиотек. Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в. Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. В монастырях зародилось и русское летописание. Новоскольцев А.Н. Летописец Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Российская Национальная библиотека, зал редких книг Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам - в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии. В Древней Руси огромное количество книг погибло в пожарах, которыми часто сопровождались вражеские набеги и междоусобицы. В лучшем положении были те рукописи или печатные издания, которые хранились в каменных соборах. Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г. Сейчас сохранившиеся древнерусские книги хранятся в архивах, музеях и библиотеках. Каждая из них имеет свой шифр, чтобы ученым было легче искать ее и ссылаться на нее. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Остромирово Евангелие 1056-1057 От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг - Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей. Всего от XI - XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них - книги для совершения церковных служб. Почти все они написаны не на бумаге, а на пергамене (пергамен, или пергамент - это специально выделанная для письма телячья кожа). Изборник Святослава 1073 г. На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения, или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги. Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства. Преподобный Нестор-летописец Данная презентация составлена по курсу «Православная культура» Православной общеобразовательной школы-пансиона «Плёсково» Московской области Презентацию выполнила Рябчук С.М. для сайта «Светочъ. Основы православной веры в презентациях» http://svetoch.ucoz.ru Вы скачали эту презентацию на сайте «RusEdu. Архив учебных программ и презентаций http://rusedu.ru/

Ярослав Мудрый – основатель

первой библиотеки в Древней Руси



1035 лет назад родился Ярослав Мудрый (978г.), покровитель книжного дела, создатель первой библиотеки Древней Руси.

Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «Мудрость».


Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион - один из первых русских писателей - произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)

Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.

На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак, на нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».

В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

C ero именем связаны и многие другие «книжные» начинания.

Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.

Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X - начале XI века на Руси уже были книги - привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь - суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.

Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать - гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях.

Приходил к убеждению - это можно предположить с большой долей вероятности, - что в знании заключена большая сила. Так. в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум - свет души, а неразум - тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума - немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника... Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».

Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь пред­положительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продол­жительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.

В летописной статье 1037 года говорится далее, что Ярослав собрал много писцов, которые переводили с греческого на славянский язык.

Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

Когда была основана библиотека?

Казалось бы ответ прост - в 1037 году, так как именно в это «лето», свидетельствует летопись, «Ярослав же, книги многие написав, положил в... Софии». Верно, но смущала первая строка, гласящая, что в это «лето» был заложен собор, т. е. началось его строительство. А завершение - к 40-м и даже 50-м годам. И на протяжении длительного времени шли дискуссии по этому вопросу. Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.

Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.

Книг в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым, было «множество». А сколько?

К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

В разное время делались попытки хотя бы приблизительно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые историки в прошлом веке утверждали, что оно «насчитывало великие тысячи книг рукописных и разных драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». Историк русской церкви Е. Голубинский определял, правда, бездоказательно, книжный фонд первой библиотеки в 500 томов, а над ее созданием трудились будто бы 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.

Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг...

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

Для Владимира Ярославича - новгородского князя - в 1047 году была переписана «Книга пророков» (дошла до нас в списках XVI века). Именно при князе Владимире был построен в 1045—1051 гг. Софийский собор в Новгороде, где также сложилась крупная библиотека.

Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.

Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.

Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг». Его величали «новым Филадельфом», приравнивая тем самым к прославленному книголюбу древности, египетскому царю Птолемею II. Такие оценки содержатся в предисловии к знаменитому «Изборнику» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.

Где же великокняжеская библиотека?

У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся в бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

Хочется верить, что она будет найдена...

(По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).