Социальный портрет человека. Социальный портрет современной личности Что такое социальный портрет

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
(на основе анализа вузов Тамбовской области)

Сложные, во многом негативные социально-экономические процессы современной российской действительности оказывают противоречивое воздействие на жизнь и условия деятельности профессорско-преподавательского корпуса высшей школы. Между тем от результатов деятельности этого отряда российской интеллигенции, его интеллектуального поиска и мироощущения в огромной степени зависит историческая судьба России в следующем столетии. Поэтому определенную актуальность приобретает исследование социально-культурных условий деятельности, ценностных ориентаций вузовской научной интеллигенции, в частности, провинциальной. В данной статье сделана попытка описать социальный портрет вузовского преподавателя одного из регионов европейской части России - Тамбовской области.

Тамбов - один из административных, научных и культурных центров Центрально-Черноземного района. Тамбов и один из районных центров Тамбовской области - город Мичуринск - типичные провинциальные города, по структуре занятости и уровню жизни населения не отличающиеся от других провинциальных российских городов. Можно утверждать, что результаты социологического исследования, проведенного в Тамбовской области, отражают картину и других провинциальных городов, а также дают типичные показатели по Центральному черноземью в целом.

Из 172018 научно-педагогических работников, занятых в системе высшего образования в РФ в целом, 7918 трудятся в Центрально-Черноземном регионе . По количеству профессорско-преподавательского состава региона Тамбов находится в регионе на втором месте после Воронежа . В работе представлены наиболее значимые, на наш взгляд, результаты проведенного нами социологического исследования.

Социологический опрос проводился в ноябре–декабре 1998 г. в трех государственных вузах Тамбова и области: Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, Тамбовском государственном техническом университете и Мичуринском государственном педагогическом институте. Выборочная совокупность составила - 20% от генеральной, что обеспечивает репрезентативность исследования. В расчет брался состав лишь штатных работников, совместительство не учитывалось, поскольку именно штатный состав определяет лицо любого вуза.

Анкета для опроса преподавателей содержала четыре основных раздела, позволяющих исследовать: профессиональную деятельность и ее условия; ценностные ориентации и мотивы деятельности; жизнь преподавателей вне стен вуза; а также демографические сведения.

Остановимся на анализе демографических характеристик. Среди опрошенных 54,3% мужчин и 45,7% женщин. 80% опрошенных состоят в браке. Многодетными наших преподавателей не назовешь. Так, у 20,8% женщин и 16,7% мужчин детей нет, одного ребенка имеют 42,7% женщин и 39,5% мужчин, двух, соответственно, 33,3 и 36,8%, трех и более - 2,1 и 7,0%.

Среди опрошенных проявляются гендерные различия, которые особенно заметны в возрастных категориях респондентов. Так, в возрастной группе от 30 и от 30 до 45 лет преобладают женщины; от 46 до 55 - мужчины и женщины представлены равномерно; а в возрастной группе от 56 и старше работают в основном мужчины.

Условия профессиональной деятельности оказывают большое влияние на социальный портрет представителя любой профессии. Преподаватели тамбовских вузов предпочитают функцию “передачи знания”, нежели функцию “добывания знания”. В этом мы убеждаемся, рассмотрев вопрос о том, в какой области (преподавание или исследование) находятся основные интересы респондентов. Преподаватели Тамбовской области высказали следующее: 19,5% опрошенных видят интерес в основном в области преподавания; в области исследовательской работы - 9,5%; проявляют интерес в обоих областях, но большая склонность к преподаванию у 43,8%; а большая склонность к исследовательскому труду - у 26,7% респондентов.

Если рассматривать этот вопрос в зависимости от половой принадлежности, то нужно заметить, что у женщин наблюдается большая склонность к преподавательской деятельности, а у мужчин эти интересы распределяются одинаково между преподавательской и исследовательской деятельностью. У респондентов в возрасте до 30 лет интересы к преподавательской и исследовательской деятельности распределяются равномерно, чем старше возраст преподавателей, тем больше проявляется склонность к преподавательской деятельности. Доктора наук больше интересуются исследовательской работой (71,5%), а у кандидатов и неостепененных преподавателей выражена склонность к преподаванию (56,8 и 75,3%).

Одни преподаватели просто передают свои знания студентам, другие обогащают свою деятельность новыми формами, методами, т.е. представляют “новаторский тип”. Преподавателям было предложено отнести себя к определенному типу. Практически каждый восьмой опрошенный отнес себя к “новаторскому типу” - 13,3%; каждый второй к “смешанному типу” - 48,1%; к “традиционному типу” - 22,9%.

Хочется отметить, что в вузе должны преобладать те, кто работает творчески, между тем зачастую преподаватели выполняют свои обязанности добросовестно, но без новаций, что ведет к снижению качества работы вуза в целом. Опрос показал, что 73,8% преподавателей считают, что они добросовестно выполняют свою работу. Почти половина (49%) работают творчески, с интересом и полной отдачей. Настораживает то, что в Тамбовской области 26,2% преподавателей выполняют свою работу ниже своих способностей.

Исследование показало, что с более полной отдачей работают молодые преподаватели до 30 лет, а вот половина респондентов в возрасте от 30 до 45 лет делают это ниже своих способностей. Однако после 45 лет преподаватели опять начинают работать творчески и с полной самоотдачей, а в возрасте старше 65 лет - все преподаватели оценивают свою работу высоко. Такая же тенденция прослеживается, если взять ученую степень и занимаемую должность. Чем выше должностной статус и ученая степень преподавателя, тем выше он оценивает свою работу.

Деятельность преподавателей вузов очень многогранна. Ее специфика связана с большой эмоциональной нагрузкой. Морально-психологический климат в вузах достаточно благоприятный. Так, отношениями с коллегами и администрацией удовлетворены соответственно 92,9 и 73,8% респондентов. Каждый второй доволен перспективой служебного роста, недовольными являются в основном лица в возрастной категории до 45 лет. Можно предположить, что это связано с тем, что из-за задержки на руководящих должностях более пожилых людей молодые преподаватели не имеют возможности продвигаться по служебной лестнице. Настораживает и тот факт, что 81,4% респондентов не довольны размером зарплаты, 41% - условиями труда, а 40% - возможностью дополнительного заработка.

На социальный портрет преподавателя вуза накладывают отпечаток условия профессиональной деятельности - прежде всего материальное вознаграждение за труд. Экономические преобразования в России в начале 90-х вызвали ухудшение материального положения почти всего населения страны. Преподаватели вузов не относятся к числу высокооплачиваемых работников. В Тамбовской области преподаватель вуза не имеет никаких существенных источников дохода, кроме зарплаты.

Большинство преподавателей в Тамбовской области имеют низкий уровень жизни - 69,5%. Каждый третий живет в нищете, сводят концы с концами - 38,1%. Средний уровень жизни имеют 30,5% преподавателей, а зажиточно живут 2,4%. Разумеется, при таком материальном положении многие преподаватели могли бы найти другую работу, этой проблеме уделялось немало внимания в прессе, и можно согласиться со словами А. Овсянникова о том, что “высшее образование в России становится предпосылкой бедности” .

Но находится много причин, по которым преподаватели не покидают вуз. Это отсутствие другой работы, привычка, стремление доработать до пенсии, желание иметь небольшой приработок к пенсии. Но на вопрос: “Если бы Вы начали свою трудовую деятельность, выбрали бы вновь профессию преподавателя?” 69% опрошенных ответили - “выбрал вновь”.

Резюмируя вопрос о материальном вознаграждении, хочется отметить, что для “научно-педагогических работников зарплата достигнув размеров, позволяющих им достойно существовать, прекращает свое мотивирующее, стимулирующее воздействие. Более важным становится творческое содержание труда и его престижность” .

Таким образом, преподаватели вузов, выполняющие главнейшую функцию в обществе, находятся в крайне бедственном материальном положении. Бедность и нищета - удел многих преподавателей Тамбовской области. В дальнейшем это скажется на качестве выполнения ими основных функций. Все это снижает престижность, авторитет преподавательской профессии в глазах самих педагогов и молодежи, которая не захочет связывать свое будущее с данной профессией.

Особенность труда преподавателя вуза состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении ученой степени, звания. Не всегда творческий процесс проходит гладко. Что же мешает преподавателям Тамбовской области заниматься научной работой? Как отметили опрошенные, в первую очередь на успешность их научной работы влияют материальные и организационные трудности, а во вторую - сложность темы.

Характерной особенностью профессионала является его отношение к профессии как ценности, определяющей образ жизни. Как показал опрос, мотивами выбора профессии респондентов были: интерес к профессии (57,1%), желание учиться (41,9%), важность и полезность избираемого вида деятельности (35,2%). Материальный расчет занимает самое последнее место.

Основным мотивом тех, кто сменил бы профессию (7,2%), являются жизненные обстоятельства, не имеющие отношения к содержанию деятельности преподавателя вуза. Самой главной причиной стала неудовлетворенность оплатой труда - так ответили 85% опрошенных. Желание сменить профессию сильнее выражено у молодых преподавателей в возрасте до 45 лет. С увеличением возраста профессиональная мотивация становится более устойчивой. Причем 63,6% респондентов в возрасте до 30 лет выбрали бы вновь профессию преподавателя, а в возрасте 65 лет и старше такое решение приняли бы 100% опрошенных. Такая же тенденция прослеживается, если рассматривать ответивших на этот вопрос с позиции занимаемой должности, ученой степени (чем выше должностной статус и ученая степень, тем больше респондентов выбрали бы эту профессию). Была выявлена еще одна интересная особенность - у мужчин и женщин мотивация на профессию выражена одинаково.

На социальное самочувствие и настроения преподавателей влияют их условия жизни. Больше всего преподавателей беспокоят рост цен, социального расслоения, падение культуры, коррумпированность в органах власти - это отметили по 40,5% опрошенных, отсутствие результатов от экономических реформ - 38,5%.

Профессиональная деятельность целиком захватывает педагога, так что трудно различить чисто профессиональное и личностное. Немецкий философ Л. Фейербах заметил в прошлом веке, что “положение, должность имеют влияние на образ мысли человека, его внутреннюю жизнь, его веру более, чем он сознает это. В большинстве случаев уже нельзя отличить образ мыслей по долгу службы от свободных убеждений того, что исходит от него в связи с его внешней профессией” . Можно с уверенностью предположить, что это присуще и вузовскому преподавателю.

Для уяснения социального портрета преподавателя важно выяснить ценностные ориентации. Ценностные ориентации преподавателя осознанно и неосознанно проявляются в его работе, в общении со студентами, в оказанном на них педагогическом воздействии и во многом другом. На первом месте у преподавателей стоят дети и их будущее (76,2% преподавателей поставили положительную оценку отношениям в своей семье). Так, 81% опрошенных имеет детей, среди тех, кто не имеет детей, в основном лица в возрасте до 45 лет. Очевидно, это связано с особенностями научно-педагогической работы, преподаватели не смогли обзавестись детьми или откладывают рождение ребенка на более поздний период. На втором месте - здоровье, на третьем - крепкая семья, успехи близких.

Рассматривая мотивы, которыми преподаватели руководствуются в своей научной работе, можно сказать, что все они связаны, в первую очередь, с личными интересами, с тем, чтобы повысить свой должностной статус, а не кафедральными интересами или привлечением студентов к научной работе.

Социальный портрет будет неполным, если не коснуться религиозных ориентаций педагогов. Каких религиозных взглядов придерживаются преподаватели вузов? Процессы, протекающие в современной России, изменили сознание людей, в том числе и религиозное. За короткое время церковь из отторгаемой и полузапретной организации превратилась в мощный центр духовного притяжения. В обществе, в котором религия совсем недавно преследовалась, как считают К. Каариайнен и Д. Фурман, установился “прорелигиозный” и “православный консенсус” [цит. по: 6, с. 92].

Результаты опроса показали, что каждый третий преподаватель верующий, (33,3% опрошенных). Безразличен к религии каждый шестой (16,7%), и этот показатель равен общероссийскому . Колеблющимися и атеистами являются каждый девятый преподаватель (11,0%). Верующими себя считают, в основном, молодые преподаватели до 45 лет. Среди верующих больше представительниц “слабого” пола (58,6% против 41,4% мужчин). Здесь могли сказаться два фактора: во-первых, нежелание “засветиться” в глазах руководства (молчаливо предполагается некоторыми, что при всей анонимности анкетирования анкеты могут использоваться администрацией вуза для соответствующих выводов); во-вторых, сказывается длительное наследие, обучение и воспитание в духе материализма и атеизма. С другой стороны, влияет религиозное возрождение 90-х годов в России. При этом характерно, что если в 20–30-е годы атеизм получил наиболее широкое распространение в столице и крупных городах, а затем распространялся в провинцию, но религиозное возрождение 90-х годов пошло по тому же пути, его вал докатился в конце 90-х до провинции. Хотя возможно другое объяснение: религиозные традиции наиболее прочно сохранились в провинции, они не прерывались и в годы советской власти. С другой стороны, и социально-экономическая ситуация влияет на рост религиозных настроений в обществе.

Преподаватели вузов живые люди и каждый день занимаются различными повседневными делами. Свободное время преподавателя - это часть времени, свободная от труда, это сфера нерегламентированного поведения, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса, охватывающего творчество (как научное, так и художественное), искусство, общение, развлечение и т.д.

Чаще всего преподаватели интересуются событиями в стране и в мире, обновляют лекции и семинарские занятия новыми материалами. Много времени преподаватели отдают семье, детям, родителям, супругу(е). Не радует то, что только каждый пятый преподаватель регулярно занимается спортом и чуть более половины опрошенных очень редко или практически никогда не бывают в театре, на выставках и концертах. Это можно объяснить и материальными проблемами, ведь нередко билет на приехавшую столичную знаменитость стоит четверть, а то и треть месячной зарплаты преподавателя.

В свободное от работы время у преподавателей преобладает ориентация на семью. Так, 56,7% - занимаются домашними делами, причем женщины здесь заняты в полтора раза больше, чем мужчины. Если рассмотреть этот вопрос с учетом должностного статуса респондентов, то ассистенты в 1,2 раза больше, чем старшие преподаватели, а доценты занимаются домашним хозяйством в 6,3 раза чаще, чем профессора. Проанализировав эти ответы в соответствии с ученой степенью, мы увидели, что неостепененные преподаватели занимаются этим видом деятельности больше всех, что вполне объяснимо, так как это в большинстве своем женщины. Более половина респондентов (51,4%) проводят свободное время с родными, так как уход за собой, престарелыми родителями, детьми требуют определенных временных затрат. Социологические исследования показывают, что возрастают затраты времени на домашние дела. Причин здесь несколько. Возросли цены на бытовые услуги, и большинство опрошенных “производят” эти услуги для самих себя. Преподаватели вузов не составляют исключения .

Второе место в объеме свободного времени занимает подготовка к занятиям - это отметили 53,3% респондентов. Среди них преобладают мужчины. Доля тех, кто готовится к занятиям, больше среди кандидатов наук, работающих на должности и имеющих ученое звание доцента, затем следуют старшие преподаватели и ассистенты, как кандидаты наук, так и не имеющие степени и звания. Это объясняется, по всей вероятности, долей лекционной нагрузки и научной работы у преподавателей высокой квалификации.

Настораживает тот факт, что 41% преподавателей занимается огородами. Это не от хорошей жизни, а для того, чтобы выжить в непростых экономических и политических условиях российской действительности. Земельные наделы стали дополнительным источником доходов, дающим продукты питания, но отнимая при этом большую часть свободного времени. Среди занятых здесь преобладают мужчины в возрасте от 46 до 55 лет, доценты и кандидаты наук. Каждый десятый преподаватель (10%) предпочитает пассивный вид отдыха.

Таким образом, свободное время преподаватели тратят на ведение домашнего хозяйства, подготовку к занятиям, занимаются дачными участками, а не тем, чтобы изменить образ интеллектуальной жизни. Изучение совокупности занятий преподавателей вне работы, прежде всего участия в культурной жизни, выявило и негативные факторы - только 9% преподавателей повышает свой культурный уровень.

Таким образом, преподаватель вне стен вуза продолжает заниматься профессиональной деятельностью, а также текущими домашними делами, не отвлекаясь от своей основной работы, так как этому способствуют не очень хорошие жилищные условия, усталость в конце рабочей недели, плохое проведение отпуска. Все это отражается на социальном самочувствии и настроениях преподавателей.

Все опрошенные принадлежат к одной социально-профессиональной группе, живут и работают в одной области, их ориентации в сфере досуга достаточно индивидуализированы и различны. Вместе с тем в этом разнообразии индивидуальных стилей жизни можно определить черты сходства в организации свободного времени мужчин и женщин, представителей разных возрастных групп. Так, у молодых преподавателей содержание досуга существенно иное, нежели у преподавателей других возрастных категорий. У первых гораздо меньше времени тратиться на ведение домашнего хозяйства и гораздо больше - на разные формы социокультурной деятельности.

Для вузовского преподавателя специфичным является соотношение бюджетов рабочего и свободного времени. Даже в отличие от учителя, который имеет мало свободного времени и вынужден после работы заниматься подготовкой к урокам, проверкой тетрадей, вузовский педагог в силу творческого характера деятельности должен заниматься наукой, по сути дела, постоянно включая и отпускное время. Творчество в принципе не может быть лимитировано временем. К тому же материальные и бытовые условия вынуждают вузовского преподавателя затрачивать неправомерно большое количество времени на эту сферу.

Профессорско-преподавательский состав вузов Тамбовской области практически никогда не бывает свободным от дел. Сделать свободное время действительно “свободным” преподавателям мешает маленькая зарплата, большая учебная нагрузка и больная атмосфера в обществе, т.е. эти причины лежат за стенами вузов и устранить их без помощи государства не представляется возможным.

Представленный портрет преподавателя вуза позволяет осмыслить содержание его деятельности, мотивацию, социальные настроения, проведение свободного времени, увидеть способы взаимодействия микро- и макросоциума, дать оценку личности преподавателя провинциального вуза, исходя из характеристики среды, в которой он проживает, а также определить основные задачи, которые стоят перед преподавателями вузов. Эти проблемы оказываются одинаковыми как для региональных, так и для столичных педагогов высшей школы - увеличение зарплаты, снижение учебной нагрузки, увеличение финансирования учебного процесса и научной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, можно выдвинуть рабочее определение: социальный портрет современного преподавателя вуза - это совокупность информации о статусном и ролевом наборе, нормативных требованиях к представителю данной профессии, мотивационной сфере данного типа личности с выделением его (преподавателя) доминантных черт и характеристик, образе жизни, социальных настроениях, материальных возможностях, с учетом общего и особенного в поведении и деятельности.

Литература

1. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России: Статистический сборник. СПб., 1998.

2. Научный потенциал вузов Центрально-Черноземного района России: Статистический сборник. СПб., 1998.

3. Овсянников А. Высшая школа: Обуза или шанс возрождения России? // Сегодня. 1994. № 187.

4. Владимиров В. Платное образование: Социальный контекст // Высшее образование в России. 1999. № 1.

5. Фейербах Л. История философии // Фейербах Л. Собрание произведений: В 3 т. М., 1974.

6. Рековская И.Ф. Современная религиозная ситуация в России (Эволюция российской религиозности): Обзор // Социология: Реферативный журнал. 1998. Серия “Социальные и гуманитарные науки”. № 4.

7. Высшая школа в зеркале социологии. Вып.2: Социальные проблемы студентов и представителей российских вузов: Сборник. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. техн. ун-та, 1997.

8. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: Прикладной аспект. М.: Юрист, 1997.

9. Патрушев В., Караханова Т., Темницкий А. Псков в 1986 и 1995 году // Социологический журнал. 1996. № 1–2.

Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 2000 HTML by Fedorov D.A. , 2002

Проблема изучения личности в социологии занимает одно из центральных мест, а индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни как данной социальной группы так и всего общества.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но только в качестве члена социума.

Формирование личности осуществляется в процессе ее социализации и направленного воспитания как освоения индивидом норм и функций при овладении им различных видов и форм деятельности, в данном случае речь пойдет о правоохранительной деятельности.

Отечественная социология качественно различает институционализированные и конвенционные социальные роли личности, где первые являются ведущими, что особенно важно при рассмотрении социального портрета личности сотрудника ОВД, т.к. они вытекают из социальной структуры общества. Однако для преодоления односторонности ролевого подхода в рассмотрении личности необходимо исследовать и ее субъективные свойства как: самосознание, нормативное сознание, ценностные ориентации, которые формируются в процессе предметной деятельности и выражаются в различных творческих проявлениях, включая и активное становление новых общественно необходимых функций и образцов поведения с учетом социально-исторических и предметно-локальных условий для достижения общественно-значимых целей. При этом специфика условий и содержание труда представителей различных профессий определяет и особые черты профессионального типа.

Социологический же анализ личности ставит своей целью выделение социально типического как целостного необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации, социальных установок, доминирующих мотивов в деятельности правоохранительных органов.

В условиях демократизации всех сфер общества и расширения гласности резко возросла роль самой личности в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы. Нравственность и культура сотрудников ОВД приобрели огромную значимость. Своеобразным символом Закона и Государства должен быть сегодня каждый сотрудник правоохранительных органов. Поэтому личные представления о добре и зле, долге, справедливости, патриотизме есть дело государственной важности.

Профессиональная солидарность, взаимопомощь, морально-психоло-гическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях, постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта - все эти перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.

Однако соответствует ли образ сотрудника ОВД столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый - 44%; безразличный - 39.8%; некультурный - 31.8%; энергичный - 30%; смелый - 25%; вежливый - 19.1%; профессионально - подготовленный – 9.1%.

В чем же причины достаточно противоречивого образа представителя правоохранительных органов?

Каждая эпоха, отличающаяся своими традициями и новациями, создает присущий ей исторический тип личности, а также нравственный идеал. Переоценка ценностей при этом не означает отрицания преемственности определенных нравов, ценностных ориентации. Адаптируясь к новым условиям окружающей среды, представители правоохранительных органов также пытаются «план о-во войти» порой не лучшим образом в новые социально-экономические условия жизни, происходящие в обществе, которые диктуются товарно-денежными отношениями. Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности населения, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, негативно воздействуют на возможность реального восстановления должного правопорядка. Неверие в возможности права как эффективного средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет роль психологической защиты как своеобразного внутреннего оправдания в ситуациях отчуждения от целей правоохранительной деятельности и переориентации определенной части сотрудников ОВД на достижение собственного благополучия. В результате такой установки у сотрудника ОВД формируется безразличие к задачам оперативно-служебной деятельности, что также может стать решающим условием, к совершению действий, противоречащих правовому статусу и нравственному характеру деятельности. Требования службы замещаются исполнением функций по охране объектов негосударственной собственности, сопровождению перевозимых ценностей и приватного обеспечения личной безопасности сомнительных личностей, а также осуществлением оперативно-розыскных действий по поручению частных лиц, детективных агенств, использованием других служебных возможностей для получения незаконного дохода. Отчужденность порождает служебную пассивность, скептическое отношение к таким нравственным категориям как профессиональный долг, честь, неподкупность. Действие экономического фактора не только причина оттока кадров, но и фактор, облегчающий ангажирование криминалитетом сотрудников правоохранительных органов, их коррумпирование, и создающий предпосылки для других форм невыполнения своих прямых служебных обязанностей. Социологические исследования позволили ученым выявить дефекты правосознания сотрудников ОВД, порождаемых спецификой службы и произвести их классификацию. Первая группа: «правовое невежество»;

вторая - «правовой нигилизм»; третья - «неприятие личностью известных и одобряемых правовых предписаний. При этом важно отметить и такой фактор, порождаемый спецификой службы у сотрудников ОВД, как правовой негативизм, обусловленный в частности, низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры, а также рядом отклонений нравственно-психологического характера.

Исследования показали, что основными мотивами правонарушений, совершаемые сотрудниками ОВД являются следующие: - совершая правонарушение по службе, сотрудник правоохранительных органов руководствуется чаще всего общественнополезной целью - изобличить и наказать преступника, забывая о норме мере, которая исходит из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую, какой бы социальной целесообразностью оно ни оправдывалось, становится однозначно безнравственным. Опыт правоохранительной деятельности наглядно свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, поступков и даже преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая культура и ущербная нравственность.

Общество на всех этапах своего исторического развития всегда сохраняло и развивало идеалы подлинной человечности и гражданственности, которые не оставались лишь благими пожеланиями, а практически подтверждались жизнью многих людей. Из чего следует, что:

1. Ни социальность, ни индивидуальность, взятые сами по себе, не раскрывают особенностей личности;

2. Индивидуальные характеристики личности вне их соотношения с социальными не имеют этического смысла, только в единстве этих характеристик, где при признании ведущего значения социального открывается путь для определения личности как субъекта нравственных отношений. Это означает, что складывающиеся в условиях совместной общественной жизни нравственные способности и потребности людей и являются выражением социальной необходимости, где создание совершенного правового порядка и соотносимое с этим развитие общества в сторону его гуманизации постепенно сократить область отношений, связанных с необходимостью жертв или строгих ограничений собственных интересов. Тогда и происходит сокращение оснований для абсолютного подхода к морали. Понятно, что несмотря на все теоретические объяснения того, почему человек может пожертвовать жизнью ради других, на практике - это есть реакция подсознания, как абсолют, что выходит за пределы контроля со стороны сознания.

В абсолютистской тенденции мораль как бы преодолевает сама себя, передавая свои функции гаранта равноодинакового отношения между людьми более действенному и в то же время более дифференцированному применительно к конкретным ситуациям жизни регулятору, т.е. правду. Закрепление этих функций в правовом порядке не есть ослабление моральной позиции, не есть признание факта, что мораль не справляется с регулятивными функциями, а, напротив, рассматривается как усиление морали. Мораль соединенная с правом, приобретает силу практической стабилизации всего целого - силу, которой она не имеет, оставаясь этикой, ориентированной преимущественно не мотивы, а не на результаты поведения. Кратко говоря, можно отметить, что мораль переключается с традиционных вопросов о счастье и благе человека на вопрос о том, как можно создать справедливые правила общественной жизни, которые выполнимы для всех, независимо от их жизненных ориентации, от их частных представлений о счастье, смысле своего бытия, добре.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что личность - это сложное, многомерное и в то же время вполне конкретное понятие, отнюдь не тождественное понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность". Скорее всего, это человеческий индивид, рассматриваемый с позиции его социальных качеств.

Личность является субъектом социальных отношений, обладает способностью активно влиять на общество, творчески преобразовывать действительность. Это подтверждают, правда, каждая по своему, марксистская, диспозиционная, ролевая и другие теории личности.

Личность является и объектом общественных отношений. В этом и состоит ее сущность и подтверждается большинством социологических теорий, рассматривающих процесс социализации личности.


Вопросы для самопроверки

1. Каково соотношение понятий: "человек" - "индивид" "индивидуальность" - "личность"?

2. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии?

3. В чем проявляется сущность личности?

4. Назовите основные подсистемы структуры личности, какова их роль?

5. Каковы основные элементы социальной структуры личности?

6. Каковы основные подходы к исследованию типологии личности.

7. Какую роль в социализации играют мотивационный механизм, диспозиционный механизм и механизм памяти?

8. Что представляет собой процесс социализации индивида?

9. Каковы основные этапы социализации?

10. Какие факторы обуславливают процесс социализации?

11. В чем проявляется социальная активность личности?

12. Раскройте понятия «агенты» и «институты» социализации?

13. Что такое первичная и вторичная социализация?

14. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: l968.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1992.

Асмолов А.Г Психология личности. М.: 1990.

Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений, Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1994.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.И. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: 1995.

История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993.

Коган А.Н Человек и его судьба. М.: 1988.

Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для вузов. М.: 1994.

Кон И.С. Социология личности М.: 1967.

Кон И.С. Открытие «Я». М: 1978.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: 1979.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: 1984.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: 1989.

Кравченко А И. Введение в социологию. Учебное пособие. М.: 1995.

Кравченко А И Социология. Словарь: Учебное пособие для вузов. М.: 1997.

Краткий словарь по социологии. М.: 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

Лисовский В.Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.

Смелзер Н Социология. М.: 1994.

Современная западная социология: Словарь. М.: 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.

Социология. Учебное пособие. (МГИМО Университет) МИД РФ. М.: 1995.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Л.Ядова.Л.: 1979.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: 1984.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: 1969.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«Пермский государственный университет»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО КРАЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ

МОНОГРАФИЯ

Под общей редакцией и

УДК 316.334/531)

ББК 60Рос – 4 Пер)

Проект осуществлен при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

проект № а/У

Культура, культурное потребление и культурная жизнь в регионе (ценности, стиль жизни, субкультуры);

Социальные проблемы развития образования;

Досуговая деятельность населения в регионе;

Социальные проблемы конфессий;

Социальные проблемы экологии;

Межнациональноые отношения;

Социальные аспекты здравоохранения;

Экономическая деятельность предприятий;

Деловая жизнь региона, в частности деятельность финансовых структур;

Состояние экологии в регионе;

Экономические связи предприятий региона;

Экономико-географическое районирование.

Определение состава информации, необходимой для построения социологического портрета региона, связано с решением еще двух групп проблем. Во-первых, область, край, автономия как регион делится на районы. А эти районы различны по целому ряду характеристик: степени удаленности от центра и основных транспортных магистралей; уровню развития промышленности и сельского хозяйства ; по тому, являются районы дотационными или нет; по уровню жизни населения, степени урбанизации, национальному составу населения и т. п. Подробное описание каждого из районов существенно увеличит объем всей работы, сделает социологический портрет региона в целом мозаичным и лишит его необходимой целостности. Преодоление этих трудностей возможно при условии предварительного построения социально-экономической типологии районов (или использования готовой, если таковая существует и удовлетворяет целям и требованиям работы) и детального анализа каждого из типов на примере одного какого-либо его представителя.

Во-вторых, не ясна временная (историческая) глубина анализа информации. Необходимость в подобной исторической информации связана с задачей понимания и объяснения процессов и явлений, происходящих в регионе. Здесь возможны две ситуации: первый вариант – в данном регионе экономика достаточно стабильна, переход к рыночным отношениям и всему, что с ними связано, получил полное развитие. В этом случае потребность в привлечении исторического материала является минимальной. Второй вариант – в данном регионе «перестройка» только еще идет (или затянулась). В этом случае на поведение и сознание людей очень сильно воздействуют институциональные и культурные структуры, возникшие еще в советском обществе. В такой ситуации привлечение исторических данных за последние десять – двадцать лет становится совершенно необходимым.

Указанные выше различные сферы жизнедеятельности региона при составлении социологического портрета не должны описываться отдельно, независимо друг от друга, поскольку, как уже было показано, регион является социальной системой. Обладая признаком самодостаточности, он характеризуется определенным уровнем интеграции, открытости, иерархичности, которая выражается в наличии уровней и подсистем, объединяемых в целостную систему с характерными признаками. Различные подсистемы региона имеют свои особенности, характеризуются своеобразием процессов и структур; каждую из этих подсистем можно рассматривать как относительно самостоятельный слой жизни региона. Все слои располагаются друг над другом, причем порядок этого расположения определяется следующим образом. Если слой А (подсистема социальной системы) задает основные структурные параметры процессам и явлениям (или запускает эти процессы), которые относятся к слою В, то мы считаем, что слой А лежит ниже слоя В. Тогда социологический портрет региона можно представить как совокупность лежащих друг на друге слоев (сфер) социальной жизни. Порядок анализа информации и представления ее результатов в качестве социологического портрета лучше начинать с нижних слоев, однако существующая иерархия слоев не является жесткой. Поэтому может возникнуть необходимость объяснения каких-то особенностей в жизни слоев, лежащих внизу, с помощью закономерностей и процессов, протекающих в плоскости слоев социальной жизни, которые расположены выше. Например, культура может детерминировать или менять характер процессов и явлений в экономической жизни населения, в сфере миграции и т. п.

Для определения связи и зависимости между разными слоями удобно воспользоваться вариантом системного анализа , предложенным

Кратко данный подход можно охарактеризовать следующим образом. В основе некоторой системы лежит определенный материал, субстанция (для социальных систем это – люди), из которого можно сформировать самые разные системы. Сам по себе материал представляет собой нечто бесформенное. Образует, конституирует данную систему определенный основной процесс. Он реализуется в данном материале. Процесс протекает во времени и имеет временные характеристики. Но если этот процесс зафиксировать в какой-то момент времени, то мы получим структуру . Структура – это изображение процесса в какой-то определенный момент времени. Как и процесс, структура реализуется на материале: наложение структуры на бесформенный материал приводит к появлению определенных организованностей. Организованность материальна, но в отличие от материала она обладает определенным строением. Множество организованностей материала образуют морфологию системы. Эти организованности обеспечивают протекание процесса на материале.

В качестве примера рассмотрим систему расселения. Люди в регионе образуют материал, сама система расселения – структуру с множеством «пустых мест», куда можно приехать и где можно жить. В процессе расселения люди занимают эти места. В результате возникает система расселения, в которой организованностями будет плотность населения в разных точках региона с заброшенностью маленьких деревень и скученностью крупных городов. Эта структура расселения (морфология) определяет процесс расселения – урбанизацию, когда люди больше стремятся поселиться там, где больше плотность населения.

Организованный материал приобретает определенные свойства: он хранит следы прежней структуры. И если на него воздействует новый процесс, который пытается на нем отпечатать свою структуру, результатом являются организованности, хранящие следы обеих структур – старой и новой. Таким образом, одна социальная подсистема, лежащая в верхнем слое, пытается «воздействовать» на подсистему из нижнего слоя.

Но если на данную структуру одновременно с первым процессом действует другой, то общая картина меняется. Второй процесс также воздействует на данную структуру, меняя ее по-своему. От этого происходит изменение характера протекания первого процесса. В этом случае можно говорить о том, что второй процесс меняет форму и темпы первого процесса, а значит, и выступает его механизмом.

Возвращаясь к социологическому портрету региона, представленному в виде ряда взаимосвязанных слоев, можно сказать следующее: процессы, а также структуры (поскольку они являются снимками, отражением этих процессов на определенном материале) нижнего слоя воздействуют на материал слоя, лежащего выше, формируют на нем определенные структуры, а значит, и запускают определенные процессы. По мере развития структур и процессов верхнего слоя они приобретают относительную самостоятельность и начинают формироваться в соответствии с собственными закономерностями, т. е. закономерностями своего слоя. А поскольку субстрат, материал всех этих структур и процессов один – население данного региона, то на его структуру накладывают отпечаток и процессы нижнего слоя, и процессы слоя верхнего. Таким образом, структура субстрата носит отпечаток всех процессов, проходящих в обоих слоях. Благодаря этому процессы верхнего слоя оказывают воздействие на процессы слоя нижнего. Учитывая все указанные взаимосвязи, приходится совершать итерацию: снова возвращаться к анализу нижнего слоя, чтобы понять, как мог воздействовать на характер его процессов и структур верхний слой.

Порядок (иерархию) слоев a priory установить можно только отчасти. В значительной степени связь между разными слоями и подсистемами социальной системы устанавливается на основе анализа конкретных данных исследований. Может оказаться так, что некоторые из этих слоев придется располагать и рассматривать параллельно. В любом случае предложенный здесь порядок рассмотрения и представления социальной информации о регионе следует воспринимать как возможный, указывающий путь решения задачи в особо трудных случаях.

Можно выделить следующие подсистемы региона, значимые для составления социологического портрета, и расположить их в соответствии с иерархией слоев (снизу – вверх):

1) география региона (рельеф, природные ресурсы, климат);

2) население региона (система расселения, демографическая ситуация, социально-демографическая структура, национальный состав, религиозный состав);

3) политическая подсистема (политическое устройство региона, политическая жизнь в регионе и политическая культура его населения, особенности администрирования и местного самоуправления);

4) экономическая подсистема (промышленность, занятость населения, экономическая активность, рынок труда, мотивация трудовой деятельности, уровень жизни населения);

5) инфраструктура (сеть образовательных учреждений, больниц, досуговых центров);

6) социальная стратификация и социальная мобильность;

7) культурные особенности региона (культурный капитал человека и его реализация в регионе, субкультуры, образ жизни, культурное потребление и культурная жизнь в регионе);

8) социальное самочувствие населения (включая уровень социальной напряженности, особенности общественного мнения, социальное настроение).

Для исследования каждого слоя целесообразно использование как социологических методов (массовые опросы, экспертные интервью), так и статистических данных (например, данные Госкомстата). Это обусловлено тем, что одни подсистемы региона возможно характеризовать через систему объективных показателей (население региона, уровень рождаемости, число разводов, количество образовательных учреждений и зарегистрированных некоммерческих организаций и пр.), а другие – только на основании субъективных оценок населения. Последнее касается, например, культурной подсистемы региона. Массовый опрос населения позволит определить превалирующие в сознании населения ценности (выявить существующее ценностное ядро, определяющие образцы, стандарты поведения), а глубинное экспертное интервью с представителями общественных организаций, властных структур, средств массовой информации региона, специалистами в области изучения общественных процессов позволит проследить, как исторически сформировалось социокультурное ядро, а также продемонстрировать его реализацию на разных уровнях жизнедеятельности региона: в экономической деятельности и деловой активности , в политических предпочтениях и электоральном поведении, управлении и самоуправлении, на уровне преступности и социальных отклонений.

Челябинские социологи провели любопытное исследование студентов-отличников, их взглядов на жизнь, учёбу и вообще, как говорится. Поскольку я сам, в своё время, относился к таковым, то мне было очень интересно почитать. Всем «коллегам» краснодипломникам тоже рекомендую прочитать и проверить на соответствие себе любимому)

Итак, студенты-отличники составляют особенную и весьма специфическую по характеру социальной позиции группу, которая наиболее активно включается в статусно-ролевые отношения и в большей степени выражает успех-ориентированное жизненное кредо молодых россиян. Вместе с тем, трансформация социальной структуры российского общества в значительной степени изменяет положение, основные модели социализации и общественные перспективы студентов-отличников. Существующая система высшего образования не гарантирует успешной профессиональной социализации отличников учебы. Высшее образование приобрело ярко выраженный коммерческий оттенок, стало массовым и доступным. Исчезли механизмы распределения, отсутствуют четкие, конкретные перспективы социальной реализации отличников. Соответствующая ситуация складывается и на отечественном рынке труда. В результате сегодняшние отличники рискуют в социальном плане, не имея гарантий получения «билета в жизнь» по результатам успешного окончания вуза. С другой стороны, ценностные ориентации и социальные ожидания отличников перемещаются в сторону саморазвития, создания «общего» социального капитала (а не четких вариантов профессиональной социализации) в виде подтверждения ими личностно-профессиональных навыков, коммуникативных компетенций и т. д.

Социологическая ролевая модель личности студента отличника.

Как известно, роль задает индивиду образцы его действий в конкретных ситуациях. Исходя из такого понимания, общество можно представить также как сложную ролевую систему, состоящую из шаблонов (форм) поведения, устанавливающих стандарты тех или иных ситуаций, упорядочивающих социальную структуру, воспроизводящих различные социальные отношения и взаимосвязи. В ходе проигрывания тех или иных ролей, индивид принимает правила общественного поведения: становится частью взрослого мира; занимает свое место в обществе, осваивая профессии; достигает успеха в жизни и т. д.

Осваивая ролевой репертуар с соответствующими идентификациями, индивид становится личностью, и его положение в обществе определяется количеством, а также сложностью освоенных ролей. Таким образом, общественная жизнь человека является чередой социальных драм – театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. В процессе освоения ролей формируется ядро личности, возникает его «Я». Таким образом, не «Я» определяет состав роли. Наоборот, «Я» подобно мозаике составляется из различных ролей – образцов, шаблонов социального поведения.

Роли, освоенные индивидом в ходе социальной практики, составляют его ролевую систему или ролевой набор, который детерминирует линию поведения, жизненную стратегию, иные «параметры жизни». При этом с различными ролями индивид идентифицирует себя по-разному – с одними, личностно значимыми, больше (ролевая идентификация), с другими, второстепенными, меньше (дистанцирование от роли). Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми, предусматривая непохожие на другие отношения. «Правильное» исполнение роли вознаграждается, «неправильное» – наказывается обществом.

Ролевая теория наглядно демонстрирует, как тот или иной человек играет драматические роли в «грандиозной пьесе общества», и, говоря языком П. Бергера, личность – «есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли». Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями.

Т. Парсонс писал: «Роль – есть часть общей ориентационной системы индивидуальных акторов, которая организована по поводу ожиданий в отношении к конкретному контексту интеракции, интегрированному с конкретным набором ценностей-стандартов, которые управляют интеракцией одного или более изменений в соответствии с дополнительными ролями».

В основу динамической модели роли «отличника» может быть положена теория социального действия М. Вебера, поскольку она раскрывает и описывает «социальные формулы роли» или сам принцип ролевой социализации индивида: «сделай то, что от тебя требуется – получишь то, что тебе обещано», реализованный в четко определенных социально-психологических механизмах. Социализация в таком понимании может быть определена как процесс освоения социальных ролей, умелое исполнение которых позволит человеку найти свое место в обществе (приобрести социальный статус).

В рамках социальной роли студента-отличника происходит систематизация норм его поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую данная роль обслуживает. Например, отличник – и это его отличает от остальных студентов – поддерживает хорошие отношения с преподавателем, всегда идет ему на помощь, активно участвует в общественной жизни вуза. И все это благодаря тому, что он обладает высокой «социальной» ответственностью, берет повышенные обязательства и т. д. Кроме того, отличная учеба предполагает демонстрацию «лучшего» знания предметов, прилежного выполнения всех заданий, близкую к ста процентам посещаемость, наличие в срок пройденных контрольных точек и т. д.

Таковы формальные ожидания-требования общества и ключевых социальных институтов (семья, система образования, включая администрацию вуза и студенческое сообщество). Именно родители и учителя напрямую участвуют в создании образцов выполнения социальной роли отличника, вменяя обучающемуся четкий набор моральных, трудовых и других качеств, которым он должен соответствовать (чтобы чего-то добиться в жизни). Большинство из общественных ожиданий относительно поведения отличника, его типовых стремлений и гарантированного вознаграждения принимают вид жестких формализованных требований и стандартов, следовать которым строго обязательно. Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Как показывают авторские исследования по данной проблематике, практически каждый отличник осознает, что условием его успеха является соблюдение ролевых инструкций. Так, каждые семь из десяти опрошенных отличников, независимо от пола, возраста и профиля, отметили, что существует четкий алгоритм учебы на отлично, когда соблюдая определенные правила, следуя «несложному алгоритму», студент сдает сессии на отлично.Среди таких принципов, правил и т. д. были отмечены:

– работа «на автомат» (93 %);

– выполнение всех домашних заданий в срок (83 %);

– контакт с преподавателем (76 %);

– отсутствие пропусков (74 %);

– участие в НИРС (74 %);

– подготовка не менее 3–5 докладов по каждому предмету за семестр (61 % – гуманитарии, 45 % – технические и иные) и т. д.

Если отличник играет роль, нарушая социальные ожидания, то к нему применяются социальные санкции, представляющие собой внешние меры принуждения к надлежащему исполнению социальной роли. К числу таковых, например, относятся лишение стипендии, воспитательные официальные и неофициальные беседы и т. д. Жесткость социального ролевого контроля зависит от рядафакторов. «Игра по правилам» или «принятие правил» обещает студенту в качестве вознаграждения активизацию тех или иных социальных возможностей. Активизация возможностей в нашем понимании означает общественное признание за индивидом в социально утвержденном (институционализированном) порядке тех или иных прав, дозволение на совершение тех или иных социальных действий, привилегий, часто признание за ним определенного уровня власти как возможности и способности определять действия иных.

К таковым респонденты относят:

– повышенные перспективы статусного трудоустройства (86 % среди «старшей» группы, 67 % среди «младшей» группы респондентов):

– легкость сдачи сессии – большинство предметов автоматом (78 %);

– наличие повышенной стипендии (65 %);

– гарантия бесплатной очной аспирантуры и перспективы научной карьеры (63 %);

– возможность пройти практику в хорошем месте (42 %);

– возможность стажировки (38 %);

– хорошее отношение со стороны преподавателей, администрации вуза в целом (29 %);

– возможность участия в грантах, НИР под руководством преподавателя (19 %);

– уважение со стороны одногруппников (15 %).

«Социальные формулы роли» или принципы ролевой социализации студента-отличника, как показывает проведенное исследование, таковы:

– я учусь на отлично (окончил с красным дипломом) для того, чтобы чего-то добиться в жизни (51 %);

– для того, чтобы добиться в жизни, нужно быть успешным, в том числе окончить вуз с красным дипломом. Это дает конкретные перспективы (34 %);

– красный диплом не гарантирует успеха в жизни и не дает значимых плюсов в устройстве на работу, карьере и т. д. (11 %).

Ценностное ядро социальной роли отличника формирует социальный феномен успеха. Под успехом личности обычно понимается социальная позиция, актуализирующая (активизирующая) ряд социальных возможностей и свидетельствующая о достижении индивидом общественно признанных результатов в различных сферах деятельности, которые личностью также оцениваются как значимые.

Отметим также, что успех личности является ее символическим капиталом (П. Бурдье), олицетворяя влияние социального агента на соотношение сил в социальной группе и обществе в целом. Успешный человек обладает значительным символическим капиталом, к его мнению гораздо чаще прислушиваются, он получает возможность влиять на принятие значимых решений. Формирование модели успеха зависит от системы ценностей, принятых в обществе в конкретный период его развития и усвоенных личностью, кроме того, модель успеха зависит от принадлежности личности к определенному социальному слою, она существенно различается у представителей высших и низших слоев современного западного и российского общества.

Институт успеха имеет два измерения: личностное и общественное. Соответственно имеет место двоякое понимание успеха. Успех социальный или общественный напрямую связан с социальной позицией в обществе. Критерием успешности жизни становится занятие выгодной социальной позиции, распоряжение большим социальным капиталом. Данная социальная позиция напрямую связана с отношениями престижа, избранности, знаменитости (популярности), власти.

Другое, личностное измерение института успеха исходит из удовлетворенности индивида собственной жизнью, степени его самореализации и т. д. Успех в этом измерении тесно связан с социальным самочувствием индивида, комфортом и удовлетворенностью теми социальными отношениями, ролями, статусом и пр., в которые он включен.

Таким образом, институциональный комплекс успеха имеет две основные оси – субъективную и объективную, в социологическом понимании этих терминов.

Залогом общественного успеха является преуспевание в общественной жизни, «в делах» и т. д. Это предполагает развитие таких коммуникативных и личностных качеств, как интуиция, коммуникативная компетентность, творческие способности, изобретательность, способность налаживать и использовать сетевые и кластерные производственные структуры и многое другое.

Итак, институциональный функционал успеха можно выразить следующим образом:

1. Успех – это нормативно-ценностная основа поведения отличника;

2. Успех – формирует ценностные рамки и критерии социализации;

3. Успех – положен в основу большинства социально-ориентированных моделей поведения (социальных ролей) студента-отличника. Необходимо выделить, по крайней мере, две концептуальные основы успеха применительно к ролевому набору студента-отличника. С одной стороны, члены семьи (будущего) отличника и преподаватели утверждают, что добиться успеха возможно лишь при условии отличной успеваемости, которая гарантирует выпускнику повышенные возможности карьерного роста, в том числе в закрытой от остальных сфере образования и науки (со слов преподавателя – отличная учеба является пропуском в аспирантуру), то есть правильным образом проигрывая ситуации, приносящие успех, осваивая лишь те роли, в результате проигрывания которых можно добиться успеха. В данном случае выполняется схема «чтобы стать успешным, сделай вот это». Родители и преподаватели как представители важнейших институтов социализации – семьи и образования – продуцирует и распространяет «рецепт успеха».

В книге психолога А. В. Иванова «Психология успешного бизнеса в России» показывается, что успех в бизнесе, в обретении материального достатка, в первую очередь зависит от определенного стиля поведения, который в России обладает ярко выраженной спецификой. И формулируются три ключевых признака стремящегося к материальному успеху человека: активность и последовательность действий, результатом которых является материальный достаток; способность генерировать бизнес-идеи, основанные на реальном опыте; наработка связей.

Для отличника подобная схема также подходит. В адаптированном виде она выглядит так:

– активная студенческая общественная деятельность и упорная работа на результат – свидетельством чему является наличие красного диплома. Последний, в свою очередь, открывает более широкие возможности карьерного роста: хорошая должность, высокая зарплата и т. д.;

– отличные знания, приобретенные в процессе обучения, профессиональная компетентность. Ориентированность на карьерный рост;

– умение коммуницировать с «нужными людьми» и добиваться желаемого результата, наличие большого количества важных знакомств.

Нормативный комплекс социального института «успеха» удачно очерчивает И. Богуславский в своей работе «Американский успех: люди и символы», выделяя десять особенностей, присущих самым успешным деловым лидерам:

(1) страстность;

(2) интеллект и ясность мышления;

(3) великое искусство общения;

(4) высокий запас энергии;

(5) эгоизм под контролем;

(6) внутреннее спокойствие;

(7) умение извлекать пользу из раннего жизненного опыта;

(8) крепкая семья;

(9) позитивная позиция;

(10) «делать нужные вещи правильно».

Как показала фокус группа, эти и другие ролевые особенности личности присущи также и студентам-отличникам.

Ключевые социальные ожидания студента, играющего роль отличника, связаны в первую очередь с:

1. Возможностью начать научную или преподавательскую карьеру: поступить в бюджетную аспирантуру и т. д., иными словами создать выгодные условия для «научной» профессиональной социализации, «получить приглашение» на работу в вуз.

2. Практическим подкреплением, официальным свидетельством наличия у него как будущего работника таких личностных профессиональных качеств, как: работоспособность, интеллект, целеустремленность, аккуратность, коммуникативный талант, успешность, амбициозность. Красный диплом, по сути, признание формального института (образования) за ним этих качеств, что повышает его шансы на занятие вакантной должности. Кроме того, «отличное» образование по специальности говорит о максимально возможной профессиональной компетентности соискателя на вакансию.

3. Решением ряда психологических комплексов, таким как «стремление оправдать надежды родителей», доказательством собственной состоятельности в той или иной социальной группе и т. д.

4. Получением возможности продвижения по общественной линии (партия, а также различные общественные объединения и союзы).

Принятие на себя роли отличника подразумевает интериоризацию определенного нормативно-ценностного комплекса, коррекцию «картины мира». Отличник старается отличиться, выделиться из общей массы окружающих его людей. Это, с одной стороны, отнесение себя к социальной группе с повышенным статусом, с другой стороны, стремление следовать эффективным путем социализации, который поддерживается и одобряется существующей общественной системой. Однако существует масса иных ролей, исполнение которых обещает индивиду успех в социализации. Отличная учеба в вузе – лишь одна из возможностей успешной социализации. Роли можно условно «сложить» в модели жизненных стратегий, или жизненная стратегия может быть раскрыта через соответствующий набор социальных ролей.

Другими словами, социологи хотят сказать, что отличная учёба в ВУЗе вовсе не так важна для человека, как думают сами отличники, причём даже не с точки зрения дальнейшего трудоустройства, а, в том числе, и для успешной самореализации личности. Хотя остаётся открытым вопрос: если личность самореализует себя через учёбу и науку, почему бы ей не быть отличником? Короче говоря, почему нельзя быть отличником не для «кого-то», а для себя...

1

Как известно, социальный портрет студента – это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования по составлению социального портрета современного российского студента на примере регионального юридического вуза. С этой целью были проанализированы следующие аспекты жизни студента: гражданское и семейное состояние, социальное положение, жилищно-бытовые условия, профессиональная социализация, трудовая деятельность, психологические взаимоотношения в семье, материальное положение и др. Данный социологический мониторинг позволяет выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества в определенный период времени и создает перспективы для оперативного реагирования общества в целом, органов управления образованием, руководителей подразделений как на ситуацию в целом, так и на отдельного студента.

социальный портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. – Вып. 17. – Саратов, 2009. – С. 24–27.

2. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – Вып.10. – Саратов, 2009. – С. 56–57.

3. Социальное положение студентов в России [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России: сайт. – Режим доступа: URL: http://itar-tass.com/spravochnaya-informaciya (дата обращения 10.10.2014).

4. Стипендия в 2013-2014 учебном году [Электронный ресурс] // Деловая жизнь: сайт. – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/stipendiya.html (дата обращения 18.10.2014).

5. Хромов А.М. В российских вузах начинается приемная кампания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studombudsman.ru/ (дата обращения 21.10.2014).

Социальный портрет студента - это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся . Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью .

Система высшего профессионального образования насчитывает 1090 гражданских высших учебных заведений (без учета филиалов), среди них 482 - частные (в СССР было не более 600 вузов). Таким образом, в настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных вузов с целью привлечения новых студентов.

В 2014 году на бюджетные места российских вузов смогли поступить 503 тыс. абитуриентов, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Минобрнауки . В настоящее время на содержание каждого студента выделяется около 80 тыс. рублей в год. Объем государственного финансирования вузов за последние шесть лет вырос более чем в 3 раза. Однако, несмотря на возросшие объемы финансирования, жизнь современного студента проходит в сложных условиях . Большинство студентов вузов, учащихся на бюджетной форме обучения, получают всего 1200 рублей, в то время как прожиточный минимум для взрослого человека составляет около 7000 рублей . Помимо минимальных стипендиальных выплат, перед российским студентом также остро ставится вопрос с жильем. Более 350 тыс. российских студентов вынуждены сами решать квартирный вопрос (чаще всего вопрос аренды жилой комнаты или квартиры) .

Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности .

Цель настоящей работы: подробное исследование социального портрета современного российского студента. Данное исследование позволит выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества и создаст возможность как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.

Материал и методы исследования

В основу нашего исследования легли результаты анкетного опроса, проведенного среди студентов очного отделения Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» за 2014 г. В ходе опроса проанкетировано 100 студентов, среди них лица мужского пола составили - 49 %, женского - 51 %. По возрасту студенты распределились следующим образом: 19 лет - 3 %; 20 лет - 6 %; 21 год - 50 %; 22 года - 22 %; от 23 лет до 29 лет - 11 %; старше 30 лет - 8 %. При этом средний возраст учащихся составил - 21 год.

Из выборки следует, что уроженцы г. Астрахани составили 62 % опрошенных, а приезжие из других населенных пунктов - 38 %. Что касается ранее полученного образования, то среднее общее имеют 74 % опрошенных студентов, среднее специальное - 20 % респондентов, высшее образование имеют 6 % респондентов.

Большую часть респондентов (71 %) составили студенты 5 курса. При этом 13 % опрошенных нами студентов учатся на бюджетной форме обучения, остальные (87 %) - на коммерческой форме.

Результаты исследования
и их обсуждение

На вопрос «Совмещаете ли Вы работу и учебу?» ответили «да» 52 % из опрошенных респондентов. Те участники нашего опроса, которые совмещают работу и учебу, работают, как они указали в анкете, либо в сфере услуг: продавец-консультант, секретарь-референт, официант, оператор на телефоне, - либо по специальности, непосредственно относящейся к юриспруденции: секретарь судебного заседания, судебный пристав-исполнитель, помощник юриста, помощник следователя. При этом большая часть (71,2 %) студентов совмещает работу в сферах, которые находятся вне зоны их будущей специальности и лишь третья часть (28,8 %) смогли найти работу, связанную с их будущей специальностью.

Что касается гражданского и семейного положения, то, согласно нашему опросу 77 % опрошенных не имеют собственной семьи, 19 % респондентов состоят в официальном браке, 2 % - состоят в гражданском браке и 2 % опрошенных разведены. Данное процентное соотношение связано с тем, что большинство опрошенных нами студентов в силу своего возраста, из-за обучения в вузе, небольшого жизненного опыта, минимального заработка или вообще его отсутствия не считают необходимым создавать семью в данный момент.

Из тех, кто потенциально на момент исследования мог бы иметь детей, т.е. та группа, которая состоит в официальном браке, гражданском браке или в разводе, на вопрос «У вас есть дети?» ответили «да» - 56,5 % респондентов. На вопрос «Сколько у Вас детей?» имеющие детей ответили: «один ребенок» - 53,8 %, «двое детей» - 38,5 %, «трое детей» - 7,7 %.

Чтобы определить социальный статус студента, необходимо в первую очередь охарактеризовать его родительскую семью, а именно образование родителей и их социальный статус, состав семьи (полная или неполная), финансовое положение, количество детей в семье, взаимоотношения в родительской семье.

Согласно нашему опросу высшее образование имеют 53 % матерей опрошенных нами респондентов, среднее общее - 10 % матерей, среднее специальное - 36 % и отметили графу «другое» только 1 % из опрошенных студентов. Что касается отцов опрошенных, то высшим образованием обладают 52 % отцов, среднее общее имеют - 11 %, среднее специальное - 31 %, другое - 6 %.

Социальный статус матерей опрошенных располагается в следующем порядке: рабочими являются 47 % матерей опрошенных, служащими - 14 %, домохозяйками - 22 %, пенсионерками - 9 %, другое - 8 %. По социальному статусу отцы респондентов распределились следующим образом: рабочие - 54 %, служащие - 8 %, военно-служащие - 3 %, предприниматели - 13 %, пенсионеры - 9 %, другое - 13 %.

По результатам нашего анкетирования следует, что большинство (90 %) опрошенных воспитывались в полных семьях и только 10 % - в неполных семьях. На вопрос «Сколько в родительской семье детей?» ответили «я один ребенок» - 18 % респондентов, «двое детей» - 56 %, «трое детей» - 14 %, «более трех детей» - 12 %. Лица, отметившие графу «более трех детей», указали, что в родительских семьях воспитывалось 4-5 детей.

Подавляющее большинство (96 % респондентов) отметили, что у них хорошие и ровные взаимоотношения в семье, и только 4 % отметили не всегда ровные отношения в семье. На вопрос о материальных трудностях в семье 62 % опрошенных заявили, что их родители не испытывают материальные трудности, 33 % семей испытывают материальные трудности время от времени, и только 5 % студентов отметили, что их родители находятся в трудном финансовом положении.

Как мы отметили выше, 23 % опрошенных нами студентов имеют уже свои семьи, а 56,5 % из них имеют собственных детей. В связи с этим не лишним было рассмотреть социальное положение студенческой семьи, образование и социальный статус супруга(и), взаимоотношения между супругами, материальное положение, наличие или отсутствие трудностей в воспитании детей, наличие времени на занятия с детьми и т.д.

По результатам нашего анкетирования в отношении образования супругов респондентов можно отметить следующее: высшее образование имеют 52,4 % супругов опрошенных, среднее общее - 19 %, среднее специальное - 28,6 %. Их социальный статус представлен следующим образом: рабочими являются 76,2 % супругов респондентов, служащими - 9,5 %, студентами - 4,8 %.

Согласно нашему исследованию, взаимоотношения в семье хорошими, ровными считают 86,4 % опрошенных, и не всегда ровные отметили 13,6 %. На вопрос «Ваша семья испытывает материальные трудности?» 54,5 % респондентов ответили, что не испытывают и 45,5 % опрошенных ответили, что испытывают время от времени.

В семьях, где есть дети, все респонденты ответили, что сами занимаются воспитанием своих детей. Большинство респондентов (84,6 %) не испытывают трудности в воспитании детей, оставшиеся 15,4 % ответили, что испытывают такие трудности. 77 % опрошенных проводят время со своими детьми регулярно и 23 % - редко. Из тех, кто считает, что регулярно занимается с детьми, 77 % тратят на воспитание детей 1-2 часа в день, остальные указали более длительное время (около 4 часов и больше).

Жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, 68 % опрошенных нами лиц проживают ещё у родителей, 14 % - снимают квартиру, остальные 18 % либо живут у родственников, либо имеют уже собственное жилье. Большинство (88 %) опрошенных ответили, что их устраивают жилищно-бытовые условия, 12 % ответили, что не устраивают. Причины данного недовольства объясняются либо проблемами с коммунальными услугами, либо невозможностью ужиться с родителями, родственниками, либо просто считают жилищно-бытовые условия непригодными для проживания. Однако большинство не объясняет причины недовольства жилищно-бытовыми условиями.

Как мы уже писали, совмещают работу и учебу 52 % опрошенных нами студентов. Чтобы выяснить, что побудило студентов искать работу, было предложено несколько вариантов для ответа. Итак, основными причинами трудоустройства являются: желание стать самостоятельным и независимым - 61,5 %; стремление к карьере - 34,6 %; желание помочь родителям - 30,8 %; желание стать профессионалом и быть эрудированным в будущей профессии - 25 %; заработать на карманные расходы - 25 %; другое - 3,9 %.

Самым значимым в работе для каждого из опрошенных нами респондентов является: коллектив, в котором они работают - 34,7 %; зарплата - 28,8 %; получение профессионального опыта и трудовых навыков - 13,5 %; карьерный рост - 7,7 %; успехи в трудовой деятельности - 5,7 %; нерутинность работы - 1,9 %.

При этом респонденты отметили характер трудовой деятельности как легкий - 51,9 %; тяжелый - 28,9 %; опасный - 9,6 %; другое - 9,6 %. На вопрос: «Ваша трудовая деятельность обладает определенной степенью вредности?» ответили «да» только 7,6 % опрошенных респондентов; остальные (92,4 %) ответили «нет». В дневную смену работают 69,3 % опрошенных лиц; в вечернюю - 3,8 %; в ночную - 1,9 %; графу «другое» отметили 25 %, т.е. работают в разные смены. 63,4 % респондентов ответили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; 21,2 % - в физическом труде; 15,4 % ответили другое, т.е. их работа заключается как в умственном, так и физическом труде.

В нашей анкете мы также попросили участников опроса указать количество часов, которые они отрабатывают. Результаты оказались следующими: от 2 до 4 часов работают 5,8 % респондентов; 5-6 часов уделяют работе 11,5 % респондентов; 7 часов - 3,8 %; 8 часов - 17,4 %; 9 часов - 1,9 %; 10 часов - 7,7 %; 11 часов - 1,9 %; 12 часов и больше - 13,6 %; ненормированно - 36,6 %.

Согласно результатам нашего исследования, 69,3 % опрошенных работают официально, т.е. заключали трудовой договор; 30,7 % работают неофициально. Несмотря на то, что трудовые права знают все 100 % опрошенных нами работающих студентов, только 13,5 % считают, что у них были нарушения трудовых прав со стороны работодателя, чаще всего эти нарушения связаны с задержкой (или невыплатой) заработной платы, сверхурочных, с неправильным распорядком трудового дня. Однако остальные 86,5 % опрошенных не отметили никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателя.

Выйти на работу студентов побуждают различные обстоятельства (материальное положение в семье, размер платы за обучение в вузе и т.д.), поэтому студенты начинают свою трудовую деятельность достаточно рано. Как показали результаты нашего анкетирования, 32,7 % респондентов начали работать уже с 1 курса, 7,7 % респондентов начали свою трудовую деятельность со 2 курса, 17,4 % - с 3 курса, 21,2 % - с 4 курса, 13,5 % - с 5 курса. Также согласно нашей выборке, 44,2 % респондентов уже работали до поступления в Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», остальные - не работали до поступления в это учебное заведение.

В настоящее время складывается такая ситуация, что половина опрошенных респондентов совмещают работу с учебой, при этом трудовая деятельность отражается на учебе у каждого по-разному. Результаты таковы: 53,8 % ответили, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 15,5 % опрошенных говорят, что она им мешает; 26,9 % - помогает; 3,8 % отметили графу «другое», т.е. из-за работы они вообще не успевают учиться.

Заработная плата, как и трудовая деятельность опрошенных нами подрабатывающих студентов, также имеет существенную разницу. Ответы распределились следующим образом: 40,4 % ответили, что им платят достойную заработную плату; 25 % считают, что им платят недостаточно; 34,6 % отметили, что им хватает на жизнь, но хотелось получать больше денег. На вопрос «Сколько бы вы хотели получать в качестве зарплаты?» - 3,8 % ответили, что хотели получать хотя бы до 10 тыс. рублей; 7,7 % хотят получать от 10 до 15 тыс. руб., 7,7 % - больше 15 тыс. руб., 21,2 % - 20-25 тыс. руб., 15,4 % - 30-35 тыс. руб., 11,6 % - 40-45 тыс. руб., 7,7 % - 50 тыс. руб., 1,9 % - больше 50 тыс. руб., 9,7 % - 100 тыс. руб., 13,5 % не указали сумму.

На вопрос «На что Вы тратите заработанные деньги?» 67,4 % наших респондентов ответили, что расходуют их на продукты питания, одежду, лекарства, услуги ЖКХ, 42,4 % платят за учебу, 30,8 % помогают материально родителям, родственникам, 13,5 % тратят деньги на собственные нужды.

Заключение

Итак, подводим итоги настоящей работы, касающиеся социального портрета студента юридического вуза: средний возраст наших опрошенных составляет 21 год; большинство из респондентов являются холостыми и незамужними (77 %); из тех, кто обзавелся семьей в 56,5 % случаев имеют детей (56,5 %); 87 % опрошенных учатся на коммерческой форме обучения; высшее образование имеют 53 % матерей и 52 % отцов наших респондентов; рабочими являются 47 % матерей и 54 % отцов опрошенных; 90 % опрошенных из полных семей; 96 % наших респондентов отметили, что у них хорошие взаимоотношения в семье; 62 % опрошенных заявили, что их родительская семья не испытывает материальные трудности; 68 % опрошенных проживают у родителей; больше половины участников нашего социологического опроса имеют собственный заработок, т.е. совмещают учебу и работу (52 %); в качестве основной причины трудоустройства большинство работающих студентов отметили желание стать самостоятельным и независимым (61,5 %); самым значимым в трудовой деятельности, по мнению большинства работающих респондентов, является коллектив, в котором они работают; 51,9 % из числа трудоустроенных респондентов отметили легкий характер трудовой деятельности; 69,3 % опрошенных работают в разные смены; 36,6 % отметили гибкий график работы (36,6 %); 63,4 % отметили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; поскольку участники нашего социологического исследования являются студентами юридического вуза, то трудовые права знают все опрошенные нами совместители и большинство из них работают официально (69,3 %) и не замечали никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателей (86,5 %); большинство из работающих респондентов начали свою трудовую деятельность с 1 курса (32,7 %) и не работают пока по будущей специальности (65,4 %); 53,8 % опрошенных утверждают, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 40,4 % опрошенных считают, что они получают за свой труд достойный заработок; 21,2 % опрошенных хотели бы получать зарплату в размере 20-25 тыс. рублей; 67,4 % работающих респондентов тратят свои заработанные деньги на товары первой необходимости (продовольствие, лекарства, одежда, услуги ЖКХ). Таким образом, исходя из вышеперечисленных выводов, можно составить следующий социальный портрет современного студента юридического вуза: средний возраст студентов составляет 21 год; обладают средним общим образованием; в период учебы пока не заводят собственные семьи; учатся на коммерческой форме обучения; поддерживают отношения с родительской семьей; живут у родителей; большинство современных студентов имеют собственный заработок и, как следствие, стремятся к самостоятельности и финансовой независимости; большинство работающих студентов начинают свою трудовую деятельность уже с 1 курса, работают в дневную смену, работают ненормированно (гибкий график), знают трудовые права, работают официально, но работают пока не по специальности, довольны своим заработком и тратят его на вещи первой необходимости (продукты, лекарства, одежда, услуги ЖКХ).

Рецензенты:

Рябцева Е.Е., д.пол.н., профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью, Астраханский государственный университет, г. Астрахань;

Лепехин А.А., д.ю.н., профессор ка-
федры уголовно-правовых дисциплин, Астраханский филиал Международный юридический институт, г. Астрахань.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.

Библиографическая ссылка

Ермолаева Ю.Н., Ермолаев Д.О., Петрашова О.И., Петрашова В.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-6. – С. 1343-1347;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»