«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования. Модернизация системы дошкольного образования на современном этапе Что такое модернизация дошкольного образования

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как условие совершенствования качества образования в современной дошкольной образовательной организации»

Тема: «Модернизация содержания дошкольного образования в условиях

реализации ФГОС ДО »

Выполнена: Зайцевой Людмилой Михайловной,

воспитателем первой квалификационной

Руководитель:

Литвинова Р.М, к.п.н., доцент кафедры

дошкольного образования СКИРО ПК и ПРО

заслуженный учитель РФ. руководитель

кафедры дошкольного образования

г. Ставрополь, 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Социально – экономические изменения, которые происходят в нашей стране в последние десятилетия, не могли не затронуть образование. В системе отечественного дошкольного образования, также произошли радикальные изменения. Модернизацию образования требует сама жизнь. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.

В чем заключается модернизация дошкольного образования?

    удовлетворенность населения качеством дошкольного образования,

    обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

    внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

    создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

    Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС).

I Глава. ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования. Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через: общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей). В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

    полноценного проживания ребенком всех этапов детства

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

    признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта

Меняется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто посторонними наблюдателями.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, и другие Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются требования к результатам освоения программы.

В ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются требования к предметно-развивающей среде. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Также обозначены основные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

II Глава. Подготовка базового ДО в работе стажировочной площадке

Модернизация системы дошкольного образования выполняет одну из главных задач - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. направлена на обновление Российского дошкольного образования, в которой запланировано новое качество образовательных результатов. Проследим поэтапное развитие системы дошкольного образования в Ставропольском крае.

26 сентября 2011 года №867-пр Министерством образования Ставропольского края муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №53 «Солнышко» утверждено базовой площадкой для проведения практической части в рамках федеральной стажировочной площадки по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования". В рамках базовой площадки детский сад будет отрабатывать проект в течение 2011-2013 года по теме: « Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно - целевого подхода темой, как и полагается, созвучной с основным направлением стажировочной площадки Ставропольского краевого института развития образования. Целью данной темы является взаимодействие дошкольного учреждения и органов местного самоуправления по охвату детей дошкольным образованием.

14 ноября 2011 г. состоялось первое практическое занятие для методистов отделов образований администраций муниципальных районов СК под руководством куратора Лота 1, заведующего кафедрой дошкольного образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Р.М.Литвиновой

Слушателям была предоставлена возможность ознакомиться с практической реализацией ФГТ в разнообразных моделях и формах дошкольного образования, формой работы по взаимодействию с общественностью: родительской, педагогической и более широкими кругами населения, организацией работы платных дополнительных образовательных услуг.

Итоги работы практического занятия были подведены за круглым столом по теме:

«Вариативные подходы к решению доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования».

6 ноября 2013года состоялось практическое занятие для слушателей курсов повышения квалификации на тему "Развитие личности дошкольника в ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Воспитателям был продемонстрирован фильм о деятельности базовой площадки.

Руководитель Сечина Л.П. представила модель современного детского сада, рассказала о I Всероссийском съезде дошкольных работников, перспективах развития дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО. В рамках занятия были показаны интерактивные формы и методы работы с детьми (метод проектов, технология детской журналистики), мастер - класс "Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста". Со слушателями было проведено тестирование с помощью системы голосования по нормативно - правовым и методическим документам дошкольного образования, тренинг "Психологическая готовность педагогов к введению инноваций".

В заключительной части практического занятия состоялся обмен мнениями о работе базовой площадки.

9 апреля 2014года прошла стажировка специалистов отдела образования и заведующих детских садов Красногвардейского района по теме « Готовность дошкольной организации к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Слушатели имели возможность непосредственно включиться в реальный процесс перехода дошкольной организации на стандарт. Программа стажировки была насыщена разнообразным содержанием деятельности организации по переходу на ФГОС дошкольного образования и представлена в форме анализа «дорожной карты», плана действий по обеспечению введения стандарта на заседании «рабочей группы».

В процессе работы руководители детских садов познакомились с современными технологиями построения предметно – пространственной развивающей среды, насыщенной современным, игровым развивающим мультимедийным оборудованием, соответствующим возрасту детей и требованиям времени. Образовательная деятельность была представлена элементами художественно – эстетического и физического развития воспитанников, а воспитателями старших возрастных групп проведен показ непосредственно образовательной деятельности по математике и логике, исследовательской деятельности и сделан самоанализ занятий с учетом требований стандарта. Использована уникальная возможность осуществления тестирования с помощью системы голосования по проверке знаний слушателей современной нормативно – правовой базы дошкольного образования.

Согласно стандарта дошкольного образования, ранняя коррекционно-развивающая и социально-педагогическая помощь осуществляется педагогическим работником посредством психолого – педагогического сопровождения ребенка. Наибольший результат в этом направлении достигается после занятий воспитанников в сенсорной комнате и в этом убедились заведующие, которые в ходе тренинга получили установку на успех в реализации стандарта дошкольного образования.

В период модернизации дошкольного образования запланировано обеспечить новыми ориентирами в практической работе муниципальных органов управления образованием Ставропольского края, работников дошкольных образовательных учреждений всех категорий. Сегодня эти ориентиры отработаны в базовых дошкольных учреждениях Ставропольского края, являющихся активными участниками федерального эксперимента. На основе сложившейся системы дошкольного образования, разработана региональная модель управления развитием системы дошкольного образования в Ставропольском крае, где отражены как централизация, так и децентрализация управления, предусмотрено целевое единство, корпоративное и сетевое взаимодействие, горизонтальное рефлексивное управление и информационная открытость.

Особенностью модели регионального управления дошкольными учреждениями, является постоянный анализ внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается не только муниципальная система управления дошкольным образованием, но и уровень ресурсного и кадрового обеспечения, вариативность форм дошкольного образования, мониторинг деятельности ДОУ.

Участие в Федеральном эксперименте по модернизации муниципальных систем дошкольного образования обязывает не просто пересмотреть состояние дошкольного образования в Ставропольском крае, определить конструктивные подходы к дальнейшему развитию качества дошкольных образовательных услуг, которым сегодня в образовании отдаются приоритеты.

III Глава. Результативность работы ДОУ в Ставропольском крае

В сентябре 2013 г, как мы все знаем, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Р.Ф», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Наряду с этим утратили силу следующие приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

От 23.11.2009 №655 « Об утверждении и введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

От 27.10.2011 г № 2562 « Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Но основным событием для дошкольных работников стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ МИНОБР науки России от 17.10.2013 г № 1155) и вступили в силу с 1 января 2014 г

Признание утратившим силу приказа № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и введение ФГОС дошкольного образования предполагает корректировку всех раннее составленных документов и приведение в соответствие с требованиями Стандарта. Внесенные изменения должны быть не формальными, сопровождаться конкретными преобразованиями всего образовательного процесса.

С проектом ФГОС педагоги нашего ДОУ ознакомлены были во время его обсуждения. А.Г.Асмолов, возглавляющий рабочую группу по разработке Стандарта регулярно давал интервью, разъясняя основные положения этого документа. Были организованы серии вибинаров, которые мы также слушали всем коллективом, имели возможность задавать вопросы. Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере дошкольного образования.

В связи с этим перед нашим коллективом также встала задача подготовить дошкольную организацию к введению ФГОС.

Заведующей ДО издан приказ « О подготовке к переходу ДО на ФГОС». Переход - это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогических кадров к реализации Стандарта. Здесь у нас возникли трудности в том плане, что у нас в детском саду нет ни одного педагога – дошкольника, всех необходимо переподготовить, что мы и включили в первоочередные задачи. Анализ показал, что очень мало ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса. В первую очередь познакомили педагогов с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от

10.01 2014 г № 08-10 по введению ФГОС, в нем предусмотрены следующие направления:

    Создание нормативно – правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования,

    Организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Финансово – экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Информационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Затем составили план по введению ФГОС в детском саду (куда включены следующие разделы)

    Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС

    Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

    Организационное обеспечение введения ФГОС

    Методическое обеспечение введения ФГОС

    Материально – техническое обеспечение введения ФГО

Он разработан рабочей группой. (рабочая группа создана приказом заведующей) Введение ФГОС ДО, по моему мнению, даст хорошие результаты в развитии личности ребёнка в дальнейшей перспективе, для этого необходимо, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития при поддержке государства.

ФГОС ДО требуют от педагогов овладение новыми технологиями, обеспечивающими индивидуализацию воспитания; достижение планируемых результатов; непрерывное профессиональное совершенствование.
Стандарт ДО даёт возможность действовать в зависимости от потребностей ребёнка, семьи, системы образования; разными способами прийти к результату, помочь ребёнку вырасти развитым и полноценным. Здесь упор делается на развитии возможностей детей, связанных с креативностью, заинтересованностью, свободой, возможностью общаться, находить информацию или выбирать род деятельности. Основную роль в этом играют педагоги, владеющие современными способами обучения и воспитания, создания благоприятной среды в детском саду. Педагог должен относиться к ребёнку, как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение.

Должна измениться методическая работа, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий. А качество дошкольного образования должно не только соответствовать стандарту, но при этом еще и «нравиться» потребителю, учитывать интересы и потребности ребенка и его семьи.

Заключение

Несмотря на то, что очень много вопросов, много надо сделать, наш коллектив готов приложить все силы, чтобы успешно перейти на ФГОС и работать по новым стандартам.

Начали работать по плану перехода на ФГОС. На данный момент в детском саду пересматриваются перспективные планы, во всех возрастных группах строятся с учетом интеграции образовательных областей. Отказываемся от учебной деятельности (кроме подготовительной группы), обучение проходит в течении всего дня пребывания ребенка в детском саду в игровой форме. Планируем и проводим с детьми такую игровую форму, как проекты, долгосрочные и кратковременные.

Особенно стоит отметить создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей. для этого создается соответствующая предметно – развивающая среда, в группах и на участке, где соблюдаются все принципы построения развивающей среды, делается упор на принцип возрастных и гендерных различий. (модель прилагается приложение № 2)

В детском саду особое внимание уделяется к личности каждого ребенка. Наша ДО стремиться к соблюдению принципов индивидуализации педагогического процесса. Одна из годовых задач нашего учреждения «Способствовать реализации личностно – ориентированных технологий с целью улучшения качества работы и достижения оптимальных результатов воспитания и обучения дошкольников»

Воспитателями разрабатываются рабочие программы для всех возрастных групп. Пересматривается образовательная программа ДО в соответствии с ФГОС, программа развития Д О.

Оплата труда дошкольных работников выплачивается по новой системе оплаты, труд каждого педагога оценивается индивидуально через стимулирующие выплаты. Дифференцированный подход позволяет стимулировать труд педагогов по результатам работы.

Хочется надеяться, что работая, по новым ФГОС, мы сможем повысить качество дошкольного образования, сохранить здоровье наших детей, и обеспечить благополучные условия для всестороннего развития ребенка.

Литература.

    Послание Президента РФ народу от 19.12.2012 года.

    Программы ФЦПРО 2011-2013, 2011-2015, 2015-2017, 2020, 2025.

    Касаткина Е.И., Лысакова И.В. Возможности и перспективы развития дошкольного образования Вологодской области. //Управление образованием. -научно-практический журнал. 2012.№ 5. С.44- 53.

    Комарова Е.С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. //Управление ДОУ. Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. № 8. С.-5-8

    Лыкова И.А. Цель и стратегия в дошкольном образовании. //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал.2012. № 1. С.-21-28.

    Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке. //Дошкольное воспитание: - научно-практический журнал. 2012.№ 2.

    Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.//Высшее образование в России. 2008. №1. с.89-93

    Дошкольное образование №4 2014г.

В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному

детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка.

В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях

Модернизация дошкольного образования - это комплекс мер, направленных на обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

модернизации образования состоит именно в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,государства.

Для ее достижения уже на уровне дошкольного образования необходимо решение

следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного образования;
  • формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений— воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.

Механизмы решения этих и других актуальных на современном этапе развития дошкольного образования задач представлены в ряде нормативно-правовых документов

различного уровня:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного
  • образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
  • Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);
  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
  • дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
  • (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.)

Среди них Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, в котором задаются

новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии

его качества. На основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отмененных с 01.01.2014 федеральных государственных требований.

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» - разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

· внедрение информационно - коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

· создание информационно - коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

· Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

По своей сути ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к

дошкольному образованию:

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Как бы, заданы новые ориентиры на результат дошкольного образования, поставлены новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, требования к условиям ее реализации.

В ФГОС предлагаются следующие принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • Обогащение аплификациии детского развития;
  • Индивидуализация дошкольного образования;
  • Сотрудничество организаций с семьей;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Направленность ООП ОД. В ФГОС особый акцент сделан на создание условий социализации и индивидуализации детей как «программы-минимум» и их развития как «программы-максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Требования к условиям реализации ООП ДО . По сравнению с требованиями ФГТ в ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. Кпримеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу— требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Выделение последней группы обусловлено направленностью

программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО

— осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия

уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.

Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

  • в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
  • и их физическое развитие;
  • в организации различных видов деятельности воспитанников;
  • в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • в реализации информационно-коммуникационных технологий;
  • в обеспечении инклюзивных подходов вработе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
  • и пр.

Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать кадровые условия, ответив на вопросы:

  • какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО;
  • хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
  • повышение квалификации (в чем, где, в каких объемах);
  • каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО?

В зависимости от особенностей дошкольной организации (например, наличия групп

различной направленности, структурных подразделений) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.

Так, если в детском саду работает группа компенсирующей направленности, то с учетом ее вида в штате организации должны быть представлены соответствующие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи идр.), а также дополнительный учебно-вспомогательный персонал (например, ассистенты для детей с нарушениями зрения) и пр.

При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников,

не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность

привлечения для работы в нем, к примеру, социального педагога, либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Нередко в ходе анализа кадровых условий выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций например, научных сотрудников вузов, НИИ и т.д.

Требования к результатам освоения ООП ДО. Вместо интегративных качеств дошкольника, определенных в ФГТ в качестве планируемого итогового результата освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования.

Они обозначены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, так как в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),

а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые мониторят педагоги три раза в год (в начале, середине и в конце года) при этом никто не отменял, но они предназначены только для того, чтобы педагог мог простроить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут.

Возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной

организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей

и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение

требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного

и начального общего образования и при соблюдении упомянутых выше условий априори предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной

деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Что касается подготовленности ребенка к школе, что он должен уметь.

В ФГОС ДО прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

Таким образом, на стадии введении ФГОС ДО необходимо:

проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) современного дошкольного образования;

сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации;

проанализировать условия, созданные вкаждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных

документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, все же присутствует.

Итак, подытожим выше сказанное:

ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В ФГОС ДО не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО
  8. Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование
  9. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования
  10. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

И немного для педагогов. Сегодня в нашей стране использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Вследствие этого, к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляются новые требования. Учитель, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.

Документы для скачивания:

Тема стажировочной площадки: «Развитие современных форм и технологий реализации образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность» «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения


Текущее состояние сети доу в КБР За пять лет общий охват в системе дошкольного образования увеличился на 4450 единиц, и в настоящее время составляет 34368 дошкольников или 69,5% от общего контингента детей этой возрастной группы. Вместе с тем неохваченными дошкольным образованием остаются 15589 детей. Из них 3381 детей состоят в очереди на получение данного вида услуг


Количество детей (от 2 до 7) не охваченных дошкольным образованием


Проводимые Республиканские Мероприятия направленные на развитие ДОУ Развитие полноценной системы предшкольной подготовки детей является важным направлением в работе Минобрнауки КБР. Реализация плана мероприятий Республиканской целевой программы развития образования на 2007-2011 годы позволило: увеличить процент охвата детей предшкольным образованием, повысить качество дошкольного образования удовлетворить запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. В настоящее время охват детей 5-6 летнего возраста дошкольным образованием по республике составляет 85%. Для данной категории детей введены программы, предусматривающие формирование навыков адаптации к школе. до 2012 года процент охвата детей предшкольным образованием предполагается увеличить до 90%, что полностью покроет запросы населения в этом виде услуг.


Стажировочная площадка для реализации выбранной темы В качестве стажировочной площадки по реализации данного направления выступит ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» (далее – Центр). центр является государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки КБР, имеющим аккредитацию и лицензию с правом реализации дополнительных профессиональных программ с выдачей документов государственного образца; За период с 2004 по 2011 годы Центр принимал активное участие в реализации на территории республики ряда федеральных и международных проектов, таких как ФЦПРО «Развитие единой образовательной информационной среды» (подпрограмма «Повышение квалификации работников системы образования в области ИКТ»), «Реформа системы образования» (проект «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений»), «Информатизация системы образования» (программа «Повышения квалификации работников системы образования в области ИКТ»), Комплексный проект модернизации системы образования Кабардино-Балкарской Республики, в качестве регионального оператора по реализации проекта, проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам МОН РФ», «Сетевая школа управленческих кадров» (СШУ) и многих других. Центр оснащен всем необходимым оборудованием и укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Для реализации выбранного направления будут привлечены базовые площадки, созданные на базе школ республики, реализующих инновационные образовательные программы дошкольного образования в различных формах.


Стажировочная площадка Схема взаимодействия Федеральный оператор направления АНО «Учебный центр информационных и образовательных технологий» Минобрнауки КБР ГОУ ДПО «КБРЦДО» Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ)


Ключевые цели реализации направления увеличение охвата детей дошкольным образованием, за счет распространения вариативных моделей модернизации муниципальных систем дошкольного образования; повышение качества дошкольного образования.


Задачи деятельности стажировочной площадки внедрение эффективных практик реализации инновационных дошкольных образовательных программ в образовательных учреждениях республики; создание условий для профессионально-личностного развития работников дошкольных учреждений; организовать мониторинговое и информационное сопровождение курсов повышения квалификации работников ДОУ; создание сети базовых площадок на базе дошкольных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы; разработать спецкурсы, отвечающих требованиям современных тенденций и направлений развития в дошкольном образовании; организовать внедрение дистанционных курсов повышения квалификации работников ДОУ;


Планируемые Мероприятия, направленные на решение поставленных задач формирование сети базовых площадок, реализующих инновационные образовательные программы, направленные на повышение качества дошкольного образования; обобщение опыта работы базовых площадок и его транслирование на другие образовательные учреждения. повышение квалификации на базе стажировочной и базовых площадок не менее 700 работников ДОУ: рост охвата детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием посредством оптимизации сети образовательных учреждений (организаций) и внедрения вариативных моделей предоставления дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультационные пункты при ДОУ, перепрофилирование части ОУ под дошкольные блоки); формирование системы мониторинга и информационно-методического сопровождения реализации направления.


Ожидаемые результаты


Ожидаемые результаты


Спасибо за внимание!

Любовь Минина
Эссе «Модернизация в дошкольном образовании»

Дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е .

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования , которые ведут к серьезным изменениям в системе образования в целом .

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования , технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования , обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Проблема доступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5 лет. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования . Сегодня наряду с дошкольными образовательными учреждениями приобретают популярность частные детские сады, домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, группы кратковременного пребывания детей при школе. Я считаю, что это улучшит ситуацию с огромной очерёдностью в дошкольные образовательные учреждения .

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Она становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования .

В современных условиях реформирования образования , ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом , осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка : физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей , комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса , единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

В федеральных требованиях предлагается осуществлять обучение в процессе разных видов детской деятельности, но опущены формы этой организации. Основным организующим моментом является игра. Все это правильно по отношению к развитию ребенка. Но как же быть с занятиями? Отказ от них требует обращения воспитателя к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря , обучать дошкольников так , чтобы они об этом даже не догадывались. На интегративной основе занятия не должны быть сами по себе. Педагогу дошкольного образования предстоит проделать огромную работу, чтобы научиться через непосредственно образовательную деятельность решать несколько задач из различных образовательных областей , а дети смогли освоить содержание различных разделов программы параллельно.

Я согласна, что в том, чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать и естественно вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит : дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, поэтому воспринимаю эту ситуацию позитивно : «Проще построить летучий корабль, способный плыть в будущее, чем бороться с ветряными мельницами».

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться впервоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

    обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

    достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

    формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

    повышение социальногостатуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

    развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
    Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.
    Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
    В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.
    Основной целью образовательной политики Саратовской области в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
    При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.Для повышения качества образовательной услуги необходимо участие граждан в развитии дошкольного образования (оценка качества образования, формирование содержания образования, инвестирование в дошкольное образование);расширение организационных форм дошкольного образования;разработка и внедрение новой системы оплаты труда воспитателей;введение нормативного подушевого финансирования в систему дошкольного образования (разработка норматива).
    Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.
    Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
    Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”.
    Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.
    Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:
    1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
    2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
    3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
    4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
    Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже с 2010 года созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.
    Для массового охвата дошкольным образованием государство поддерживает многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии. Данный тип образовательных услуг направлен, прежде всего, на максимально полное использование образовательного потенциала семей.
    В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.
    Предшкольное образование (4-6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад
    Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
    При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.


ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ:

    Необходимо вести поиск педагогических идей, по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста;

    Модернизации технологий дошкольного образования (внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс).

    Постоянно повышать профессиональное мастерство и престиж труда педагогических работников дошкольного образования;

    Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания;

    Привлечь внимание органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей;

    Обратить внимание работников образования на предшкольное образование детей, не охваченных дошкольным образованием.

    Расширить разнообразие форм предоставления услуги.

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".