Сообщения по теме образование и наука античности. Характерные черты древнегреческой культуры

Федеральное агентство по образованию РФ

Вологодский государственный технический университет

Кафедра Г и ИГ


Реферат на тему:

Наука античности


Выполнила: студентка

группы ФЭГ-31 факультета

экологии Попова Е.А.

Проверила: ст. преподаватель

Ногина Ж.В.


Вологда 2011


Введение

Возникновение науки

Физика

Математика

Химия

Биология

Этика

Философия

География

Астрономия

Заключение

Список литературы


Введение


Что такое античная наука? Что такое наука вообще? Каковы основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека - ремесел, искусства, религии? Удовлетворяет ли этим признакам тот культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой? Если да, то была ли античная, в частности ранняя греческая наука, исторически первой формой науки или у нее были предшественники в странах с более древними культурными традициями - таких, как Египет, Месопотамия и т.д.? Если верно первое предположение, то каковы были преднаучные истоки греческой науки? Если же верно второе, то в каких отношениях находилась греческая наука с наукой своих старших восточных соседей? Имеется ли, наконец, принципиальное различие между античной наукой и наукой Нового времени?


Возникновение науки


По поводу самого понятия науки среди ученых-науковедов наблюдаются весьма большие расхождения. Можно указать две крайние точки зрения, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом.

Согласно одной из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в XVI-XVII вв., в период, обычно именуемый великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук - процесса, продолжающегося до нашего времени и теперь уже захватившего ряд областей знания, которые относятся к человеку и человеческому обществу. Античные мыслители, строго говоря, еще не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения были в значительной степени продуктом беспочвенных спекуляций, которые не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически еще не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жестких ограничений. По мнению ее адептов, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, пусть даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных светил; наличие некоторого количества сведений о животном и растительном мире, характерном для данного географического ареала, уже может служить свидетельством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая и ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки, ибо возникновение последней отодвигается куда-то очень далеко, в туманную глубь веков.

Обращаясь к начальному периоду развития науки, мы увидим, что там имели место различные ситуации. Так, вавилонскую астрономию следовало бы отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели. Проводя свои наблюдения, вавилонские звездочеты меньше всего интересовались устройством вселенной, истинным (а не только видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, по-видимому, вообще не вставали перед ними. Их задача состояла в том, чтобы вычислять наступление таких явлений, которые, согласно взглядам того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, пагубное воздействие на судьбы людей и даже целых царств. Поэтому несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы, с помощью которых эти материалы обрабатывались, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в собственном смысле слова.

Прямо противоположную картину мы обнаруживаем в Греции. Греческие ученые, сильно отстававшие от вавилонян в отношении знания того, что происходит на небе, с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям тогдашней Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Как бы ни были фантастичны эти модели с нашей теперешней точки зрения, их значение состояло в том, что они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания - моделирование механизма природных явлений.

Нечто аналогичное имело место и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

И вот, обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений, можем ли мы найти в ней черту, принципиально отличающую ее от науки Нового времени? Да, можем. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший ингредиент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот ингредиент - экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени - Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демокрит. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, - такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии - наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

Одним из признаков настоящей науки является ее самоценность, стремление к знанию ради самого знания. Этот признак, однако, отнюдь не исключает возможности практического использования научных открытий. Великая научная революция XVI-XVII вв. заложила теоретические основы для последующего развития промышленного производства, направления нового на использование сил природы в интересах человека. С другой стороны, потребности техники явились в Новое время мощным стимулом научного прогресса. Подобное взаимодействие науки и практики становится с течением времени все более тесным и эффективным. В наше время наука превратилась в важнейшую производительную силу общества.

античная эпоха наука философия

В античную эпоху подобного взаимодействия науки и практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира - в области архитектуры, судостроения, военной техники - не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось, в конечном счете, пагубным для античной науки.


Физика


Будучи по своему характеру более синтетической, нежели аналитической наукой, физика древней Греции и эллинистического периода являлась составной частью философии и занималась философской интерпретацией природных явлений. Вследствие этого метод и содержание физики носили качественно иной характер, чем возникшая в результате научной революции XVI и XVII в. в. классическая физика. Начинающаяся математизация физической стороны явлений послужила импульсом к созданию точной научной дисциплины. Однако специфический физический метод, который мог привести к формированию физики как самостоятельной науки, в античный период ещё не сложился. Эксперименты носили спорадический характер и служили более для демонстрации, нежели для получения физических фактов. Тексты, относящиеся к физическим явлениям, в латинском и арабском переводах сохранились приблизительно с 5 века до н.э., большей частью в позднем переложении. Наиболее важные произведения из области физических знаний принадлежат Аристотелю, Теофрасту, Евклиду, Герону, Архимеду, Птолемею и Плинию Старшему. История развития физики в античный период чётко разделяется на четыре периода.

Ионийский период (600-450 до нэ). Собственный практический опыт, а также заимствованный из древних культур привёл к возникновению материалистических идей о сущности и взаимосвязи явлений природы в составе общей науки и натурфилософии. Наиболее выдающимися представителями её были Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, а также Гераклит Эфесский, работы которых содержали довольно скромные, но эмпирически точные сведения из области естествознания. Им были известны, например, свойства сжатия и разжижения воздуха, поднятие вверх нагретого воздуха, сила магнитного притяжения и свойства янтаря. Традиции натурфилософии были продолжены Эмпедоклом из Акраганта, доказавшим вещественность воздуха и создавшего теорию элементов. Левкипп и Демокрит обосновали анатомистическое учение, согласно которому вся множественность вещей зависит от положения, величины и формы составляющих их атомов в пустом пространстве (вакууме). Противниками натурфилософского учения были пифагорейцы с их представлениями о числе как основе всего сущего. Вместе с тем пифагорейцы ввели в Физику понятие меры и числа, развивали математическое учение о гармонии и положили начало основанным на опытах знаниям о зрительных восприятиях (оптика).

Афинский период (450-300 до нэ). Физика продолжала оставаться составной частью философии, хотя в новых общественных условиях в структуре философских знаний всё большее место стало занимать объяснение общественных явлений. Платон применил своё идеалистическое учение к таким физическим понятиям, как движение и гравитация. Но самым выдающимся представителем философии того периода был всё же Аристотель, который разделял взгляды Платона, но многим физическим явлениям давал материалистическое толкование. Его физические теории касаются почти всех областей данной науки. Особое значение имеет его теория движения (кинетика) представляющая собой начальную ступень классической динамики. Ему принадлежат труды: "Физика", "О небе", "Метеорология", "О возникновении и исчезновении", "Вопросы механики".

Эллинистический период (300 до н.э. - 150 н.э.) Физическое познание достигло своего расцвета. Центром физики стал Александрийский музей, первый настоящий исследовательский институт. Теперь на первый план выступила математическая интерпретация физических явлений; одновременно физика обратилась к постановке и решению практических задач. Физикой занимались либо математики (Евклид, Архимед, Птолемей), либо опытные практики и изобретатели (Ктесибий, Фалон, Герон). Более тесная связь с практикой приводила к физическим экспериментам, однако эксперимент ещё не был основой физических исследований. Наиболее значительная работа велась в это время в области механики. Архимед обосновал статику и гидростатику с математических позиций. Ктесибий, Филон Византийский и Герон обращались прежде всего к решению практических задач, используя при этом механические, гидравлические и пневматические явления. В области оптики Евклид развил теорию отражения, Герон вывел доказательство закона рефлексии, Птолемей экспериментальным путём измерил рефракцию.

Завершающий период (до 600 н.э.) Характеризуется не развитием традиций предшествующих этапов, а стагнацией и начинающимся упадком. Папп Александрийский пытался обобщить достижения в области механики, и лишь некоторые авторы, такие, как Лукреций, Плиний Старший, Витрувий, оставались верными традициям древне-греческой эллинистической науки.


Математика


В эпоху античности уровень развития математики был очень высок. Греки использовали накопленные в Вавилонии и Египте арифметические и геометрические знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции критомикенской культуры, нет. История математики в Древней Греции, включая эпоху эллинизма, делится, как и физика, на четыре периода.

Ионийский период (600-450 до н.э.). В результате самостоятельного развития, а также на основе определённого запаса знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, математика превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако истинная заслуга в создании Математики как науки принадлежит, видимо, Анаксагору и Гиппократу Хиосскому. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от её длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на анатомической структуре пространства, он вывел формулы для определения объёма конуса и пирамиды. Для математической мысли этого периода было характерно наряду с накоплением элементарных сведений по геометрии наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерениях.

Афинский период (450 - 300 до нэ). Развиваются специфические греческие математические дисциплины, наиболее значительной из которых было геометрия и алгебра. Целью геометризации математики, в сущности, был поиск решения чисто алгебраических задач (линейные и квадратные уравнения) с помощью наглядных геометрических образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась математика, вследствие открытия иррациональных величин. Было опровергнуто утверждение, что соотношения любых математических величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т.е. через рациональные величины. Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодор Киренский и Теэтет занимались разработкой проблемы несоизмеримости отрезков, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений, которую можно было применять также и для иррациональных величин.

Эллинистический период (300 - 150 до нэ). В эпоху эллинизма, античная математика достигла высшей степени развития. В течение многих столетий основным центром математических исследований оставался Александрийский Мусейон. Около325 до нэ Евклид написал сочинение "Начала" (13 книг). Будучи последователем Платона он практически не рассматривал прикладные аспекты математики. Им уделял особое внимание Герон Александрийский. Только создание учёными западной Европы в 17 веке новой математики переменных величин оказалось по значению выше того вклада, который Архимед внёс в разработку математических проблем. Он приблизился к анализу бесконечно малых величин. Наряду с широким использованием математики в прикладных целях и применением её для разрешения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция приписывать числа особые, сверхъестественные качества.

Завершающий период (150 - 60 до н.э.). К самостоятельным достижениям римской математики можно отнести лишь создание системы грубо приближенных вычислений и написание нескольких трактатов по геодезии. Наиболее значительный вклад в развитие античной математики на заключительном этапе внёс Диофант. Использовав, видимо, данные египетских и вавилонских математиков, он продолжил разработку методов алгебраических исчислений. Наряду с усилением религиозно-мистического интереса к числам продолжалась также разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский. В целом в условиях острого кризиса рабовладельческого способа производства и перехода к феодальной формации в математике наблюдался регресс.


Химия


В древние времена химические знания были тесно связаны с ремесленным производством. Древние обладали познаниями в области извлечения металлов из руд, изготовления стекла и глазури, минеральных, растительных и животных красок, алкогольных напитков, косметических средств, лекарств и ядов. Они умели изготавливать сплавы, имитирующие золото, серебро, жемчуг и "искусственные" драгоценные камни из окрашенной в различные цвета расплавленной стеклянной массы, а также пурпурную краску на основе растительных красителей. Особенно этим славились египетские мастера. Теоретические обобщения, связанные с натурфилософскими рассуждениями о природе бытия, встречаются в трудах греческих философов, в первую очередь у Эмпедокла (учение о 4-х элементах), Левкиппа, Демокрита (учение об атомах) и Аристотеля (квалитативизм). В эллинистическом Египте 3-4 вв нэ прикладная Химия стала развиваться в русле возникшей алхимии, стремившейся к превращению неблагородных металлов в благородные.


Биология


В античную эпоху Биология как самостоятельная наука не существовала. Биологические знания концентрировались прежде всего в религиозных обрядах и медицине. Здесь заметную роль играло учение о 4-х соках. В гилозоизме существовали представления о наличии некой единой первичной формы всего многообразия жизненных проявлений. Вершиной античной биологии явились труды Аристотеля. В рамках его универсальной теологической картины мира энтелехия как активно формирующая сила определяла направление трансформации пассивной материи. В сочинениях Аристотеля нашли своё дальнейшее развитие представления об иерархии вещей, были отображены наблюдения автора о постепенном переходе в природе из неживого в живое, что оказало огромное влияние на последующие теории развития. Перипатетическая школа выдвинула в противоположность материалистическому направлению философии Демокрита своё органическое объяснение природы. Римская биология основывалась на выводах греческой науки и атомизме натурфилософии. Эпикур и его ученик Лукреций последовательно переносили материалистические воззрения на представления о жизни. Античная биология и медицина нашли своё завершение в трудах Галена. Его наблюдения, сделанные во время вскрытия домашних животных и обезьян, сохраняли значение на протяжении многих веков. Средневековая биология опиралась на античную биологию.


Этика


Названием и выделением в особую научную дисциплину Этика обязана Аристотелю, но основы её были заложены ещё Сократом. Первые этические размышления можно встретить уже в изречениях семи мудрецов, разумеется, без философских обоснований. Этико-религиозными вопросами основательно занимались Пифагор и его школа. Антидемократические аристократические позиции пифагорейцев разделяли Гераклит и элеаты. Удовольствия, возникающие из чувств, возбуждений, Демокрит считал сомнительными и относительными. Истинное счастье возникает при ровном и мирном настроении, которое обусловлено едва заметным движение атомов огня. Против отрицания обязательных нравственных норм было направлено учение Сократа о морали. Аристотель видел высшее счастье для каждого отдельного существа в проявлении его природы. Но природа, сущность человека, по Аристотелю, - это его разум, способность употребления разума есть, следовательно, добродетель, и использование разума само по себе приносит удовлетворение и наслаждение. В Риме (за исключением отдельных представителей научной этики - Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия) признавалась преимущественно практически ориентированная этика.


Философия


Термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием Философия, близким к современному. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретическую картину мироздания, сколько всеобщее правило практической жизнедеятельности. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а её представители были, как правило, выходцами из имущих слоёв общества. Существовало два главных течения - материализм и идеализм. Для истории античной философии характерны теоретические расхождения, представленные определёнными школами или же отдельными философами. Такие, например, как противоречие во взглядах на бытие и становление (Перменид и Гераклит), на философию и антропологическую философию, на наслаждение и добродетель или аскетизм, на вопрос о соотношении формы и материи, на необходимость и свободу и другие. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной философии, стала и важной предпосылкой развития науки вообще. Непреходящей заслугой античной философии, в первую очередь философии материалистической и философии Аристотеля, является всеобъемлющее и систематическое обоснование самой философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка всех основных философских проблем.


География


География была наукой, в наибольшей степени испытавшей непосредственное воздействие походов Александра Македонского. До этого географический кругозор греков еще не очень отличался от тех представлений об ойкумене, которые были изложены в книгах Геродота. Правда, в IV в. до н.э. путешествия в далекие страны и описания чужих земель становятся более частыми по сравнению с предшествующим столетием. В знаменитом "Аиа-базисе" Ксенофонта содержится много интересных данных по географии и этнографии Малой Азии и Армении. Ктесий Книдский, состоявший в течение 17 лет (415 - 399 гг.) врачом при персидском дворе, написал ряд исторических и географических сочинений, из которых, помимо описания Персии, особой популярностью в древности и в средние века пользовалось описание Индии, содержавшее массу баснословных сведений о природе и жителях этой страны. Позднее (около 330 г. до н.э.) некий Пифей из Массилии предпринял путешествие вдоль западных берегов Европы; миновав Гибралтар и открыв Бретонский выступ, он в конце концов достиг полумифической земли Фуле, которую некоторые исследователи отождествляют с теперешней Исландией, другие же - с Норвегией. Отрывки из сочинения Пифея приведены в трудах Полибия и Страбона.

И все же, когда Александр Македонский начал свои походы, и он, и его полководцы имели лишь очень слабое представление о странах, которые им предстояло завоевать. Армию Александра сопровождали "землемеры" или, точнее, "шагомеры", устанавливавшие, на основе подсчета шагов, пройденные расстояния, составлявшие описание маршрутов и наносившие на карту соответствующие территории. Когда Александр возвращался из Индии, часть войска была им отправлена морем, причем командир флота Неарх получил приказание исследовать береговую полосу Индийского океана. Покинув устье Инда, Неарх благополучно достиг Двуречья и написал отчет об этом плавании, которым позднее пользовались историографы походов Александра Арриаи и Страбон. Данные, накопленные во время походов Александра, позволили ученику Аристотеля Дикеарху из Мессаны составить карту всех известных тогда районов ойкумены.

Представление о шарообразности Земли, окончательно утвердившееся в Греции в эпоху Платона и Аристотеля, поставило перед греческой географией новые принципиальные задачи. Важнейшей из них была задача установления размеров земного шара. И вот Дикеарх предпринял первую попытку решить эту задачу с помощью измерений положения зенита на разных широтах (в районе Лисимахии у Дарданелл и у Ассуана в Египте), причем полученное им значение земной окружности оказалось равным 300 000 стадиев (т.е. около 50 000 км вместо истинного значения 40 000 км). Ширину ойкумены (с севера на юг) Дикеарх определил в 40 000 стадиев, а длину (с запада на восток) - 60 000.

Интересовался географией и другой представитель перипатетической школы - Стратон. Он высказал гипотезу, что Черное море было когда-то озером, а потом, соединившись со Средиземным морем, начало отдавать свои излишки Эгейскому морю (наличие течения в Дарданеллах было известным фактом, обсуждавшимся, в частности, Аристотелем; вспомним также историю постройки мостов через этот пролив для войска Ксеркса). Средиземное море, по мнению Стратона, также было ранее озером; когда оно прорвалось через узкий Гибралтарский пролив (называвшийся тогда Геркулесовыми столбами), уровень его снизился, обнажая побережье и оставляя раковины и отложения солей. Эта гипотеза потом оживленно обсуждалась Эратосфеном, Гиппархом и Страбоном. Высшие достижения александрийской географии связаны с именем Эратосфена из Кирены, в течение долгого времени (234-196 гг. до н.э.) стоявшего во главе александрийской библиотеки. Эратосфен был необычайно разносторонним человеком, оставившим после себя сочинения по математике, астрономии, истории (хронологии), филологии, этике и т.д.; однако его географические работы были, пожалуй, наиболее значительными.

Большой труд Эратосфена "География", состоявший из трех книг, не сохранился, но его содержание, а также полемические замечания к нему Гиппарха довольно полно изложены Страбоном. В первой книге этого сочинения Эратосфен дает очерк истории географии, начиная с древнейших времен. При этом он критически высказывается по поводу географических сведений, приводимых "непогрешимым" Гомером; рассказывает о первых географических картах Анаксимандра и Гекатея; выступает в защиту описания путешествия Пифея, неоднократно высмеивавшегося его современниками. Во второй книге Эратосфен приводит доказательства шарообразности Земли, упоминает о своем методе измерения размеров земного шара и развивает соображения об ойкумене, которую он считал островом, со всех сторон окруженным океаном.

На этом основании он впервые высказал предположение о возможности достичь Индию, плывя из Европы на запад. Третья книга представляла собой подробный комментарий к составленной Эратосфеном карте.

Метод, примененный Эратосфеном для определения окружности Земли, был подробно описан им в специальном сочинении; метод состоял в измерении длины тени, отбрасываемой гномоном в Александрии в тот самый момент, когда в Сиеие (Ассуане), находившейся приблизительно на том же меридиане, Солнце стоит прямо над головой. Угол между вертикалью и направлением на Солнце оказался (в Александрии) равным 1/50 полного круга. Считая расстояние между Александрией и Сиеной равным 5000 стадиев (немного менее 800 км), Эратосфен получил для окружности земного шара приближенное значение 250 000 стадиев. Более точные вычисления дали значение 252 000 стадиев, или 39 690 км, что всего лишь на 310 км отличается от истинной величины. Этот результат Эрастофена оставался непревзойденным вплоть до XVII в.


Астрономия


Знаменитый астроном II в. до н.э. Гиппарх написал сочинение, в котором подверг резкой критике "Географию" Эратосфена. Критика в основном касалась методов локализации географических объектов. Гиппарх считал недопустимым придавать серьезное значение свидетельствам путешественников или моряков об удаленности и ориентации этих объектов; он признавал лишь методы, основанные на точных объективных данных, к которым он относил высоту звезд над горизонтом, длину тени, отбрасываемой гномоном, различия во времени наступления лунных затмений и т.д. Введя в употребление сетку меридианов и параллелей в качестве основы для построенин географических карт, Гиппарх явился основоположником математической картографии.

На примере географии мы видим, что даже эта наука, ранее бывшая чисто описательной, подверглась в александрийскую эпоху процессу математизации. Еще в большей степени этот процесс был характерен для развития астрономии, механики, оптики. Поэтому мы вправе утверждать, что именно в эту эпоху математика, впервые стала призванной царицей наук. А следовательно, прежде чем переходить к другим наукам, целесообразно рассмотреть замечательные достижения эллинистической математики.

Заключение


Изучая развитие наук в период античности, видно, что практически во всех науках принимали активное участие и делали множество открытий и изобретений практически одни и те же люди - Аристотель, Демокрит, Герон, Евклид, Гераклит и многие другие. Это наводит на мысль о взаимосвязи фактически всех существующих на античном этапе наук, когда многие науки ещё не были обособлены и представляли собой ответвления друг от друга. Основой всего была Философия, к ней обращались, из неё исходили и на неё опирались все науки античности. Философская мысль была первоосновой.

Список литературы


1.Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1999.

2.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М.: Аграф, 1997.

.Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе - М.: Наука, 1979.

.Щитов.Б.Б., Вронский С.А. Астрономия - это наука. - Изд: Институт Культуры ДонНТУ, 2011.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платон основал первую научную школу – Академию.

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкипп и его ученик Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.

Программа ААристотеля стала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

Аристотель в отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеля является и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.

Античностью (с латинского это слово означает «древность» - antiquus) называют эпоху двух великих цивилизаций - Древней Греции и Рима.

Периодизация античности

Отвечая на вопрос о том, что такое античное общество, нужно знать, в какую эпоху оно существовало и на какие периоды делилось это время.

Общепринятой считается следующая периодизация:

1. Ранняя античность - время зарождения греческих государств.

2. Классическая античность - период единства римской и греческой цивилизации.

3. Поздняя античность - время распада Римской империи.

Рассматривая античное общество, нужно учитывать тот факт, что временные рамки здесь точно установить невозможно. Греческая цивилизации появилась раньше римской, а Восточная существовала еще какое-то время после падения Западной. Считается, что эпоха античности - это время с VIII в. до н. э. по VI в. н. э., до начала средневековья.

Появление первых государств

На Балканском полуострове в древности произошло несколько неудачных попыток создания государств. Это был период предыстории

2700—1400 гг. до н. э. - время минойской цивилизации. Она существовала на Крите и имела высокий уровень развития и культуры. Была уничтожена природной катастрофой (извержение вулкана, породившее сильное цунами) и греками-ахейцами, захватившими остров.

Примерно в XVI веке до н.э. в Греции возникла микенская цивилизация. Она погибает в 1200-1100 году до н. э. после вторжения дорийцев. Это время называют еще «темными греческими веками».

После исчезновения остатков микенской культуры начинается первый период античности. По времени он совпадает с концом и формированием раннеклассового общества.

Древнегреческое государство являлось первичной цивилизацией. Оно берет свое начало в первобытном строе, и до него не было предшествующего опыта государственности. Поэтому античное общество испытывало сильное влияние первобытности. Это проявлялось, прежде всего, в религиозном мировоззрении. Человек в этот период рассматривался как Отсюда вытекает главная особенность античности - активная позиция по отношению к миру.

Жизнь в античном обществе: структура и классы

Первые греческие государства развивались очень активно. Этому способствовала борьба между крестьянами и знатью, когда первых последняя пыталась обратить в долговое рабство. Во многих других древних цивилизациях это удалось сделать, но только не в греческой. Здесь демос не только смог отстоять свою свободу, но и добился некоторых политических прав. Конечно, это не значит, что общество в античном мире не знало рабства. И древняя Греция, и впоследствии Рим были

Что такое античное общество и какова его структура? Основным государственным образованием античного мира был полис, или город-государство. Поэтому здесь сложилось общество, совершенно отличное от других стран. Его ядром выступала община. Каждый занимал в ней свое положение. Оно определялось наличием гражданского статуса. Все население делилось на три категории: полноправные граждане, неполноправные и бесправные. Гражданский статус - главное достижение античного общества. Если в других странах население жило в строгих рамках сословий, то в Греции и Риме более важным было наличие статуса гражданина. Он позволял демосу на равных со знатью принимать участие в управлении полисом.

Римское общество несколько отличалось от греческого и имело следующую структуру:

2. Свободные земледельцы и ремесленники. В эту же категорию населения входили колоны.

3. Торговцы.

4. Военные.

5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте находилось сенаторское сословие.

Наука и культура античного общества

Первые научные знания были получены еще в далекой древности, в государствах Востока. Этот период называют преднаучным. В дальнейшем эти учения получили свое развитие в Древней Греции.

Наука античного общества - это появление первых научных теорий, основных понятий, трактатов и сообществ. В это время происходит формирование и зарождение многих современных наук.

В своем развитии наука античности прошла долгий путь:

1. Ранний этап - VII-IV вв. до н.э. Это время естествознания и философии. Первые ученые-философы в основном интересовались проблемами природы, а также поиском первоосновы всего живого.

2. Эллинский этап - он характеризуется расчленением единой науки на отдельные направления: логику, математику, физику, медицину. Это время считается высшим расцветом античной науки. Создают свои великие труды Евклид, Аристотель, Архимед, Демокрит.

3. Римский этап - время упадка античной науки. Из наиболее важных достижений этого периода можно выделить астрономию Птолемея.

Главный успех науки античного времени заключается в формировании отдельных направлений, создании первой терминологии и методов познания.

Философия античного общества и ее знаменитые представители

Возникла она в VII—V вв. до н. э. в Греции и делится на следующие этапы:

1. Натурфилософия, или ранняя классика. Философы этого времени в первую очередь интересовались вопросами космологии. Яркие представители: Фалес, Пифагор, Демокрит.

2. Классика - это период расцвета время, в котором жили ее самые яркие представители: Сократ, Платон, Евклид, Аристотель. Здесь впервые на смену вопросам натурфилософии пришел интерес к проблеме добра и зла, этики.

3. Философия эллинизма - в это время начинается активное развитие философской мысли под влиянием древнегреческих ученых. Самые знаменитые представители: Сенека, Лукреций, Цицерон, Плутарх. Появляется много направлений эпикуреизм, неоплатонизм и стоицизм.

Влияние античности на современную культуру

Древнюю Грецию и Рим поэтично называют колыбелью современной цивилизации. Несомненно, античное общество оказало колоссальное влияние на развитие других стран и народов. Науки, театр, спортивные соревнования, комедия, драма, скульптура - не перечислить всего, что подарил античный мир современному человеку. Это влияние до сих пор прослеживается в культуре, быту и языке многих романских народов и жителей Средиземноморского региона.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Кафедра ботаники и экологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Концепции современного естествознания»

Выполнил: Дудина Е.Ю.

студентка 1курса

экономического факультета

специальность

«Финансы и кредит»

Проверил:

Логуа Н.Ф.

Кемерово, 2007

1. Начало науки. Античная наука …………………………………… с. 3-12

2. Сильное взаимодействие ………………………………………… с. 13-14

3. Современные концепции происхождения жизни ……………… с. 15-20

1. НАЧАЛО НАУКИ. АНТИЧНАЯ НАУКА.

Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло ни возникнуть, ни развиваться.

Общий процесс развития науки включает в себя несколько основных ступеней познания природы и мира:

1. Натур-философский этап – непосредственное созерцание природы, как нерасчлененного целого. Идет верхний охват общей картины мира Характерен для Античности.

2. Аналитический этап – идет анализ природы, расчленение целого на части. Характерен для Средневековья и Нового времени.

3. Синтетический этап – воссоздается целостная картина мира на основе уже познанных частностей, путем соединения анализа и синтеза. Характерен для современной науки.

Можно говорить о появлении науки именно в период Античности.

Античная цивилизация – величайшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовала более 1200 лет (с VIII в. до н.э . вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э. ). Была не только культурным центром своего времени, давшем миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа, но и стала колыбелью двух современных цивилизаций: западной и византийско-провославной.

Ко времени становления Античной цивилизации, древними культурами Месопотамии, Восточного Средиземноморья и Малой Азии был накоплен значительный культурно-исторический опыт. И географически, и исторически Греция стала мостом между древними культурами Востока и новыми цивилизациями Европы.

Итак, с полным основанием можно говорить о появлении науки именно в Древней Греции. Происходило это в форме научных программ. Ведь прежде чем заниматься собственно на­учными исследованиями, нужно было ответить на важнейшие вопросы: Что изучать? Какими методами? Почему мы можем познавать мир?

Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, программ, которые легли в основу науки и научного познания мира. Среди них - идея рождения мира из первоначального Хаоса, впервые зафиксированная еще в мифах. Хаос понимался как некое первичное состояние мира, аморфное и бессистемное. По мере внесения в него идеи поряд­ка он, превращался в известный нам сегодня мир, разумно орга­низованный и устроенный - Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона - Логоса. Именно он превращал беспорядок (Хаос) в порядок (Космос). Изучение процесса превращения Хаоса в Кос­мос, поиск космического (упорядочивающего) закона и должны были стать предметом исследования античной науки.

Еще одной важной идеей стало представление о единстве микро- и макрокосмоса, абсолютном подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как по­добное познается подобным - эта ключевая для теории познания мысль также была сформулирована в Древней Греции.

Итак, объектом изучения древнегреческой науки стал Кос­мос - окружающий мир, существующий вечно, не созданный никем ни из богов, ни из людей, - мир, ставший упорядочен­ной системой благодаря универсальному космическому закону. Поэтому самым важным для древнегреческих мыслителей было ответить на вопрос, что лежит в основе мира и является его первоначалом, из которого все возникает и в которое со временем все возвраща­ется? Не случайно первые древнегреческие философы - представители милетской школы начали с поисков этого первоначала. Фалес нашел его в воде, Анаксимен - в воздухе, Анаксимандр- в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном.

Постепенно был дан ответ и на вопрос, как возможно позна­ние мира. Он был сформулирован в работах философов-элеатов (Парменида, Зенона). Они впервые обратили внимание на раз­ницу между представлением о мире, формируемым на основе чувственного познания, и данными разума. Они заявили, что ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее при­роду. Разум накладывает свой отпечаток на мир, активно фор­мируя его картину. В работах элеатов, которые создали фунда­мент античной науки, было сказано, что бытие (Космос) пости­гается только разумом и ни в коем случае не чувствами. Поэтому древнегреческая наука практически не использовала экспери­мент как метод познания мира. Так была четко сформулирована рационалистическая позиция , позже ставшая господствующей в европейской культуре.

Ответы на вышеназванные вопросы дали возможность сфор­мулировать первые научные программы, или парадигмы. Они отличались друг от друга прежде всего ответом на вопрос, что лежит в основе мира.

Первой научной программой античности стала математическая программа, представ­ленная Пифагором (ок. 570 – ок. 500 до н.э.) и позднее развитая Пла­тоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежало представление, что мир (Космос) - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей. Пифагор эти сущности нашел в числах и представил их в качестве первоос­новы мира. Вещи не равны числам, а подобны им. Таким образом, в математической программе в основе мира лежат количественные отношения действи­тельности. Этот подход позволил увидеть за миром разнообразных качественно различ­ных предметов их количественное единство.

Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный зако­нам геометрии (греки пошли по пути геометризации математики, то есть решения арифметических и алгебраических задач с помощью геометрических образов), движение небесных тел по математическим законам (пифагорейцам принадлежит идея гар­монии «небесных сфер»), закон прекрасно устроенного челове­ческого тела, данный каноном Поликлета.

Свое завершение математическая программа получила в фи­лософии Платона, который нарисовал грандиозную картину мира идей, представляющего собой иерархиче­ски упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы жи­вем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной мате­рии. Творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом создание им мира идет на основе математических за­кономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику. В Новое время именно по этому пути пойдет наука. А пока, числа для Платона - это путь к постиже­нию идей, к познанию сущности мира.

Платон уточняет рассуждения пифагорейцев, для которых весь мир был однородной гармоничной сферой. Для Платона же Космос делится на две качественно различные области: божест­венную - это небо, где находятся идеальные сущности (звезды, Солнце, планеты и т.д.), и земную - мир преходящих, измен­чивых вещей. Именно Платон сформулировал идею об идеаль­ности, божественности небесных сфер, которая господствовала в науке до Нового времени. Лишь опровергнув ее, началось фор­мироваться современное естествознание.

Самым ярким воплощением математической программы стала геометрия Евклида , знаменитая книга которого «Начала» появи­лась около 300 г. до н. э. Еще пифагорейцы создали геометриче­скую алгебру, первичным элементом которой был отрезок. Сло­жение и вычитание понималось как приставление и отбрасыва­ние отрезков, Умножение двух отрезков позволяло строить пло­щади, трех - объемы. Все задачи решались с помощью циркуля и линейки. Но методы геометрической алгебры имели принци­пиальные ограничения: позволяли определить только один по­ложительный корень квадратного уравнения, не могли решаться уравнения выше третьей степени, был целый ряд нерешаемых задач (квадратура круга, удвоение куба, трисекция угла). Евклид пошел дальше и создал теорию геометрии не просто как чисто математическую, но и как физическую теорию. Его геометрия изучала величины, фигуры и их границы, их отношения, а так­же относительные положения и движения. При этом все эти тела находились не в пространстве, а в шаре, потому что основу космологических представлений античности составляла Геомет­рия шара. Шар и круг считались самыми совершенными фигу­рами, которые находились в надлунном мире.

Второй научной программой античности , оказавшей громадное влияние на все после­дующее развитие науки, стал атомизм. Он является итогом развития древнегреческой философской традиции, синтезом целого ряда ее тенденций и идейных установок. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. – умер в глубокой старости).

В основу мира атомистическая программа положила мельчайшие, неделимые, бесструк­турные частицы - атомы, которые двигались в пустоте. Атомы - это бытие в собственном смысле слова, пустота - небытие. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие, так как атомы никогда не возника­ют и не погибают, существуя вечно. Возник­новение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - это распад вещей на части, в пределе - на атомы. Причиной возникнове­ния вещей является вихрь, собирающий ато­мы вместе, сталкивающий и сцепляющий их. Разделение на части означает уничтожение вещей, но не атомов.

В рамках атомистической программы было сделано несколько очень важных предположений. Среди них - идея пустоты, ле­жащая в основе концепции бесконечного пространства.

Атомизм является физической программой, одной из самых плодотворных в истории науки. Она ориентировала ученых на поиски механистических причин всех возможных изменений в природе, на развитие представлений о структуре материи. По сути дела, атомистическая программа стала рождением механисти­ческого метода, требовавшего объяснить сущность природных процессов механическим соединением составляющих их частей.

Программа Аристотеля (384 – 322 до н.э.) стала третьей, завер­шающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной сто­роны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой сто­роны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относи­тельно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.

Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ и он пытается найти компромисс между ними, предлагая третий путь. Он возражает и Де­мокриту, и Платону с Пифагором, отказы­ваясь признать как появление вещей только из материальных атомов, так и существова­ние идей или математических объектов, су­ществующих независимо от вещей. Аристо­тель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части - чувствен­ную и идеальную. Поэтому познания заслу­живают не только идеи, но и мир чувственных вещей.

Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия: формаль­ную, материальную, действующую и целевую. Материя - это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна со­единиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность. В каждой вещи обнаруживается соединение мате­рии и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, ли­шенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), об­разуются первоэлементы - земля, вода, воздух и огонь. Конечно, эти элементы не существуют в чистом виде - все тела земного мира являются смесью этих элементов. Тем не менее, все элемен­ты располагаются в определенном порядке, образуя структуру Космоса. Отдельные тела также стремятся занять свои места, кото­рые определяются преобладанием в них тех или иных элементов.

Самый «тяжелый» элемент - земля - находится в центре мира, поэтому Земля, образующаяся из этого элемента, является центром аристотелевского Космоса. Она неподвижна и шарооб­разна. Шарообразность Земли уже можно было подтвердить на­блюдениями за лунными затмениями. Когда происходит такое затмение, Земля становится между Луной и Солнцем и отбрасы­вает круглую тень на Луну.

Вокруг Земли располагаются более «легкие» элементы - во­да, воздух и огонь, который поднимается до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным зако­нам, чем земной мир (в этом Аристотель был солидарен с Пла­тоном), так как там все тела состоят из пятого элемента - эфи­ра. Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Это вращение происходит по круговым орбитам. Представление о круговом вращении связано с убеждением ан­тичных мыслителей, что именно круг, сфера или шар являются идеальными телами или траекториями движения. Также эти взгля­ды соответствовали представлениям о совершенстве конечного, завершенного, замкнутого (для античного философа и ученого была неприятна даже мысль о возможности бесконечности).

Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводвигатель мира - Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противополож­на Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты.

Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствовавшая в науке до XVI в. и опровергнутая только в ходе первой глобальной естественно-научной революции.

Отличается античная картина мира и в части представлений о движении. Это понятие было центральным в физике Аристо­теля. Движение понималось в широком смысле - как возник­новение и уничтожение определенных тел, их рост или умень­шение, изменение качества, перемещение и перемена места. Движение у Аристотеля - это всегда движение к какой-то зара­нее предопределенной цели. Движение кардинально отличалось в совершенном небесном и несовершенном земном мирах. Там, соответственно, существовали совершенное круговое и несовер­шенные движения. Если небесные движения вечны и неизмен­ны, не имеют начала и конца, то земные движения их имеют и делятся на естественные и насильственные. Аристотель считал, что у каждого тела есть предназначенное ему по его природе ме­сто, которое это тело и стремится занять. Движение тел к своему месту - это естественное движение, оно происходит само собой, без приложения силы. Примером может служить падение тяжело­го тела вниз, стремление огня вверх. Все прочие движения на Земле требуют приложения силы, направлены против природы тел и являются насильственными. Аристотель доказывал вечность движения, но не признает возможности самодвижения материи. Все движущееся приводится в движение другими телами. Перво­источником движения в мире является перводвигатель - Бог. Как и модель Космоса, эти представления благодаря непререкае­мому авторитету Аристотеля настолько укоренились в умах евро­пейских мыслителей, что были опровергнуты только в Новое время, после открытия Г. Галилеем идеи инерции.

Учение Аристотеля о пространстве и времени исходит из по­нятия непрерывности. Поэтому пространство для него - это протяженность тел, а время - их длительность. Пространство и время Аристотеля существуют только вместе с материей, поэтому его концепция пространства и времени может быть названа относительной. Он отрицает существование пустоты, весь космос заполнен материей, он не однороден, так как в нем есть центр и периферия, верх и низ. Именно по отношению к ним мы разде­ляем движения на естественные и насильственные.

Бесспорным достижением. Аристотеля стало создание фор­мальной логики, изложенной в его трактате «Органон» и поста­вившей науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Ему же принадлежит утверждение порядка научного иссле­дования, которое включает изучение истории вопроса, постановку проблемы, внесение аргументов «за» и «против», а также обоснование решения.

После его работ научное знание окончательно отделилось от метафизики (философии), произошла дифферен­циация самого научного знания. В нем выделились математика, физика, география, основы биологии и медицинской науки.

Активно развивалась астрономия , которой нужно было привести в соответствие наблюдаемое движение планет (они движутся по очень сложным тра­екториям, совершая колебательные, петлеобразные движения) с предполагаемым их движением по круговым орбитам, как этого требовала геоцентрическая модель мира. Решением этой про­блемы стала система эпициклов и деферентов александрийского астронома Клавдия Птолемея ( I - II вв. н.э.). Чтобы спасти гео­центрическую модель мира, он предположил, что вокруг непод­вижной Земли находится окружность, с центром, смещенным относительно центра Земли. По этой окружности, которая на­зывается деферентом, движется центр меньшей окружности, ко­торая называется эпициклом. Это движение происходит с угло­вой скоростью, постоянной по отношению к точке, располо­женной симметрично центру большей окружности относительно Земли. Планеты в геоцентрической модели Птолемея равномер­но двигались по эпициклам

Нельзя не сказать еще об одном антич­ном ученом, заложившем основы математи­ческой физики, - Архимеде, жившем в III в. до н. э . Его труды по физике и механике были исключением из общих правил антич­ной науки, так как он использовал свои знания для построения различных машин и механизмов. Ему приписывается изобрете­ние винта Архимеда - машины для подъе­ма воды, планетария - механической моде­ли небесной сферы, различных военных ма­шин - баллисты, крана для поднятия ко­раблей и др. Тем не менее, не следует пре­увеличивать роль этих открытий. Все же глав­ным для него, как и для других античных ученых, была сама наука. И механика для него становится важ­ным средством решения математических задач. Безусловно, для Архимеда его практическая деятельность рассматривалась как второстепенное дело, игра, не имеющая большой ценности. При этом он все равно сводил практические задачи к теоретическим проблемам, решал их и лишь после этого давал практические рекомендации. Дело в том, что для него изучение с помощью ме­ханического метода еще не было доказательством, с его помощью можно было получить лишь некоторое предварительное пред­ставление об исследуемом.

В статике Ар­химед ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал закон рычага . В гидростатике он открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая си­ла, равная весу жидкости, вытесненной телом.

Развиваются в античности основы биологических знаний . Сре­ди них большое значение для дальнейшею развития пауки имеют две концепции происхождения жизни - креационистская , которая утверждает, что жизнь была создана богом, и концепция самозарож­дения жизни из неживого . Огромное значение имели работы Ари­стотеля, который заложил основы систематизации видов животных, описал свыше пятисот видов растений и животных. Гиппо­крат становится родоначальником научной медицины.

Такова была античная наука, во многих своих положениях и выводах, опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделе­ние науки в самостоятельную сферу культуры, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру. Вся дальнейшая история науки была развитием и преобразованием античной науки.

2. СИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Взаимодействие – представляет собой развертывающийся во времени и пространстве процесс взаимодействия одних объектов на другие путем обмена материей и движением.

Выделяют 4 вида взаимодействия:

1. Сильное взаимодействие

2. Гравитация

3. Электромагнетизм

4. Слабое взаимодействие.

Сильное взаимодействие занимает первое место по силе и является источником огромной энергии. Основная функция силь­ного взаимодействия - соединять кварки и антикварки в адроны. Теория сильного взаимодействия является типичной полевой теорией и называется квантовой хромодинамикой .

Исходным положением теории является постулат о существо­вании трех типов цветовых зарядов (красного, синего, желтого). Они присущи кваркам и выражают способность вещества к силь­ному взаимодействию. Цвет кварков подобен электрическому за­ряду. Как и электрические заряды, одноименные цвета отталки­ваются, разноименные притягиваются. Когда три кварка или кварк и антикварк объединяются в адрон, суммарная комбинация цветовых зарядов в нем такова, что адрон в целом обладает цве­товой нейтральностью.

Цветовые заряды создают поля с присущими им квантами - бозонами. Переносчики сильного взаимодействия названы глюонами (от англ, glue - клей). Они, подобно фотонам, имеют спин, равный единице, и массу, равную нулю. Но электромагнитное взаимодействие является дальнодействующим, а сильное взаи­модействие имеет очень ограниченный радиус действия - до 10~13 см (порядка атомного ядра).

Сильное взаимодействие зависит от расстояния между цветовыми зарядами и прямо пропорционально. Из-за особых свойств глюонного поля цветовое взаимодействие между кварками тем меньше, чем они ближе друг к другу. На малых расстояниях кварки перестают влиять друг на друга и ведут себя как свободные частицы. Такое свойство кварков получило название асимптотической свободы . Но как только расстояние между кварками начинает увеличи­ваться, сила взаимодействия нарастает. Для разделения двух час­тиц с цветовыми зарядами понадобилась бы бесконечно боль­шая энергия. Лишь в первые моменты после Большого взрыва существовавшие тогда огромные температуры позволяли сво­бодное существование кварков. Но сейчас попытка разорвать связь между кварками приведет к тому, что глюонные струны между ними будут натягиваться все сильнее, в результате воз­никнут новые кварки и антикварки, которые соединятся с пер­вичными частицами и образуют новые адроны. Именно это и наблюдается в опытах на ускорителях.

До открытия кварков и цветового взаимодействия фундамен­тальным считалось ядерное взаимодействие, объединяющее про­тоны и нейтроны в ядрах атомов. Но с открытием кваркового уровня вещества под сильным взаимодействием стали понимать цветовые взаимодействия между кварками, объединяющимися в адроны. Ядерные силы перестали считаться фундаментальными, они должны как-то выражаться через цветовые силы.

Теория предполагает, что при сближении барионов (прото­нов и нейтронов) на расстояние меньшее, чем 10-13 см, они те­ряют свои индивидуальные особенности, глюонный обмен меж­ду кварками, удерживающий их в адронах, принимает коллективный характер, в результате такого взаимодействия всех барионов связываются в единую систему - атомное ядро

Таким образом, ядерные силы - это только отголоски цве­товых сил, слабое подобие настоящего сильного взаимодейст­вия. Не случайно для того, чтобы расколоть атомное ядро, нужна совсем небольшая энергия. Расколоть же протон или ней­трон невозможно.

3. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ.

Под понятием «жизнь» большинство ученых сейчас подразумевают процесс существования сложных систем, состоящих из больших органических молекул и способных самовоспроизводиться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.

Теории, касающиеся возникновения Земли и жизни на ней, разнообразны. Среди множества теорий возникновения жизни на Земле можно выделить основные:

1.жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм )

2. жизни возникала неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение )

3. жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния )

4. жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия )

5. жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (биохимическая эволюция )

В настоящее время центральной проблемой в вопросе про­исхождения жизни на Земле является описание эволюции раз­вития механизма наследственности. Ученые сегодня убеждены, что жизнь возникла только тогда, когда начал действовать механизм репликации. Любая самая сложная комбинация аминокислот и других сложных органических соединений это ещё не жизнь. Но проблема в том, что появление праДНК вместо коацерватной капли тоже не может считаться началом жизни па Земле. Дело в том, что современная ДНК может функционировать только при наличии белковых ферментов.

Таким образом, ученые-биологи, занимающиеся сегодня решением вопроса о происхождении жизни, сводят его к характеристике доклеточного предка - протобионта, его структурных и функциональных особенностей.

Концепции голобиоза и генобиоза.

Трудность решения этого вопроса объясняется хорошо известным фактом: для саморепродукции нуклеиновых кислот - основы генетического кода - необходимы ферментные белки, а для синтеза белков - нуклеиновые кислоты.

Конечно, проще всего было бы предположить, что оба эти свойства появились одновременно, объединились в единую систе­му в пределах протобионта, после чего началась их коэволюция одновременная и взаимосвязанная эволюция. К сожалению, этот компромиссный вариант не получил признания ученых. Дело в том, что белковые и нуклеиновые макромолекулы структурно и функционально глубоко различны. В силу этого они не могла поя­виться одновременно, в результате одного скачка в ходе химической эволюции. Таким образом, невозможно их сосуществование в протобиологической системе (протобионте).

В результате, на протяжении большей части XX в. ученые вели дискуссию о том, что было первичным - белки или нуклеиновые кислоты, а также о том, как и на каком этапе произошло их объединение в систему, способную к передаче генетической информации и регуляции биосинтеза белков, то есть являющуюся живым организмом.

В зависимости от ответа на вопрос о первичности белков или нуклеиновых кислот, все существующие гипотезы и концепции можно разделить на две большие группы - голобиоза и генобиоза

Концепция Опарина относится к группе голобиоза - методологического подхода, утверждающего первичность структур клеточного типа, способных к элементарному обмену веществ при участии ферментных белков. Появление нуклеиновых кислот в этой концепции считается завершением эволюции, итогом конкуренции протобионтов. Эту точку зрения можно назвать субстратной.

Сторонники генобиоза исходят из убеждения в первичности молекулярной системы со свойствами первичного генетического кода. Эту группу гипотез и концепций можно назвать информа­ционной . Примером этой точки зрения может служить концеп­ция Дж. Холдейна . Согласно ей, первичной была не структура, способная к обмену веществ с окружающей средой, а макромолекулярная система, подобная гену и способная к саморепро­дукции, и поэтому названная им «голым геном».

Вплоть до 1980-х годов имело место четко выраженное про­тивостояние гипотез голобиоза и генобиоза. Оно обрело форму дискуссии при обсуждении вопроса, что старше - голый ген (способность к генетической репродукции) или белковый протобионт (способность к метаболизму). В иной трактовке эта дискуссия стала представлять собой противостояние двух кон­цепций - информационной (генетической) и субстратной (обменно-метаболической).

В рамках этой дискуссии большую популярность приобрела гипотеза английского биохимика П. Деккера , принадлежавшая к направлению голобиоза. Он предположил, что структурной осно­вой предка - биоида - были жизнеподобные неравновесные диссипативные системы. С точки зрения Деккера, они представ­ляли собой открытые микросистемы с мощным ферментативным аппаратом. Биоид подвергался мутациям, накапливал при этом информацию, после чего эволюционировал.

Тем не менее, к началу 1980-х годов чаша весов стала скло­няться в пользу концепции генобиоза. Во многом это произош­ло благодаря новому истолкованию открытого еще Л. Пастером свойства молекулярной хиральности живых организмов. Посте­пенно ученым стало ясно, что стереохимический код передается одновременно с генетическим кодом. То есть сегодня считается, что если молекулярная хиральность - изначальный и фунда­ментальный признак живой материи, то способность возрождать хирально чистые молекулярные блоки зародилась столь же рано, как и способность к генетической саморепродукции. Функцией стереохимического кода стало кодирование построения хираль­но чистых мономеров, без которых невозможно комплиментар­ное взаимодействие молекул субстрата и ферментов при биохимических реакциях. Это кодирование производится с помощью молекул ДНК или РНК.

Но оставался нерешенным вопрос о том, какая из этих ин­формационных молекул появилась первой и сыграла роль мат­рицы для первичной комплиментарной полимеризации? Кроме того, по-прежнему стоял вопрос, как могла функционировать протобиотичсская система в отсутствие ферментных бслков, ес­ли мы допускаем, что они появились позже?

Ответ на эти вопросы был получен к концу 1980-х годов. Он гласил, что первичной была молекула РНК, а не ДНК. Призна­ние этого факта было связано с наличием у РНК уникальных свойств. Оказалось, что она наделена такой же генетической па­мятью, как и молекула ДНК. Далее была установлена настоящая вездесущность РНК - стало ясно, что нет организмов, о которых отсутствовала бы РНК, хотя есть множество вирусов, геном которых не содержит ДНК. Также, вопреки устоявшейся догме, ут­верждавшей, что перенос генетической информации идет в на­правлении от ДНК к РНК и белку, оказался возможным перепос этой информации от РНК к ДНК при участии фермента, открытого в начале 1970-х годов.

В начале 1980-х годов была установлена способность РНК к саморепродукции в отсутствии белковых ферментов, то есть бы­ла открыта се автокаталитическая функция. Это объясняло все нерешаемые ранее вопросы. Таким образом, сегодня считаемся, что протобионт представлял собой молекулу РНК. Древняя РНК была транспортной и совмещала в себе черты как фенотипа, так и генотипа. Иными словами, она могла подвергаться как генетическим преобразованиям, так и естественному отбору. Сегодня уже очевидно, что процесс эволюции шел от РНК к белку, и затем к образованию молекулы ДНК. у которой С-Н связи более прочны, чем С-ОН связи РНК.

Очевидно, что возникновение хиральности, а также первичных молекул РНК не могло произойти в ходе плавного эволю­ционного развития. Судя по всему, имел место скачок со всеми характерными чертами самоорганизации вещества, об особенностях, которой уже говорилось выше.

В 1990-с годы появился сиге ряд версий, в соответствии с которыми жизнь могла появиться в геотермальных источниках на морском дне, в тонких пленках органического вещества, адсорбированного на поверхности кристаллов пирита или апатитов. Их появление вызвано некоторыми недостатками концепции генобиоза, но они еще не получили достаточного обоснования и развития.

Следующим этапом в процессе появления жизни стало рождение настоящей живой клетки. Сегодня ученые знают о первичной клетке (археклетке) намного больше, чем раньше. Археклетка была первичным живым организмом. У нее, очевидно, была двукслойная оболочка (мембрана), она обладала способностью всасывать через нее протоны, ионы и мелкие мо­лекулы, а ее метаболизм основывался на низкомолекулярных углеродных соединениях. В археклетке существовал клеточный скелет, отвечавший за ее целостность, а также обеспечивавший возможность ее деления. Жизнедеятельность клетки обеспечива­лась за счет аденозинтрифосфорной кислоты. Возможно, археклетки были схожи с недавно открытыми археобактериями и представляли собой прото-эукариотную систему, дальнейшая эволюция которых шла как по линии приобретения новых свойств эукариотами, так и по пути их утраты прокариота­ми. Этот процесс занял несколько миллиардов лет. Считается, что первые прокариоты появились более 4 млрд лет назад. Ими были бактерии и сине-зеленые водоросли - практически бессмертные организмы, жившие в очень сложных условиях. Эукариоты появи­лись около 2,6 млрд лет назад, они уже не были бессмертными, и с их появлением процесс эволюции жизни начал ускоряться.

Существует три гипотезы, объясняющих появление эукариотной клетки .

Согласно аутогенной версии усложнение археклетки шло по­степенно по пути приобретения все новых внутренних структур и функций, результатом чего стало появление оформленного ядра.

Существует гипотеза симбиогенеза , которая предполагает, что качественное усложнение клетки и появление в ней ядра про­изошло в результате внедрения нескольких прокариотных кле­ток в клетку-хозяина.

Гипотеза споры сводит процесс образования эукариотной клет­ки к спорообразованию, свойственному многим одноклеточным организмам. Существует возможность торможения процесса спорообразования в результате мутации, что привело к образо­ванию прокариотов. Если же таких мутаций не было, то появи­лись эукариоты.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 1997. – 335 с.

2. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 670 с.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.– М.: Академический проспект, 1997. – 640 с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.– М., 1999. – 656 с.

5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 303 с.

Введение

I. Крито-микенский период XXIII-XII вв. до н.э.

II. Гомеровский период XI-IX вв. до н.э.

III. Архейский период VIII-VI вв. до н.э.

IV. Классический период V-IV вв. до н.э.

V. Эллинистический период III-I в. до н.э.

VI. Греко-римский период I-IV вв. н.э.

Приложение: портреты ученых Древней Греции и Рима

Список использованной литературы

Введение

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает их до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, но приобрела новые, отличные от них черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер (интеракция-взаимодействие). Во-первых, диффузия ахейской культуры (ахейцы прибыли в Грецию в XX в. до н.э.) и критской (ахейцы завоевали Крит в XVI н.э.), как результат- возникновение микенской культуры. Во-вторых, взаимодействие с дорийской культурой. В-третьих, оживленная морская торговля способствовала обогащению культуры.

Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. В позднейшей литературе эта наука получила название науки «о природе». Истоками ранней греческой науки служат: 1)мифология (космогонические мифы); 2) данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики; 3)эпическая поэзия, разрушавшая мифологическое восприятие мира и содержавшая позитивную картину мира; 4)восточные влияния в области научных знаний.

Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI. до н.э. и который подчас именуется «греческим чудом». В течение короткого времени греки стали культурным лидером среди народов средиземноморского бассейна, опередив более древние и могущественный цивилизации Египта и Вавилона.

Феномен «греческого чуда» состоит в необычном расцвете в кругу древневосточных сакральных цивилизаций греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры. Некоторые зарубежные ученые рассматривают феномен «греческого чуда» как пример шизоидного развития всего человечества, дающего то всплески гениальности (Эллинский мир), то парадоксы умственного безумия, длившегося многие века (эпоха европейского средневековья). Дескать, это и объясняет наличие «славной плеяды» мыслителе и ученых из Элеи, Милета и Самоса.

Согласно марксистско-ленинской теории основой греческого феномена является способ жизнедеятельности античного общества: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, десакралитизация политической и культурной жизни, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретическому, расцвет искусства.

Оценивая вклад греков в мировую науку достаточно сказать, что почти до середины XX в. мы учили геометрию по Евклиду, что основы механики заложены Архимедом, и астрономы-географы эпохи эллинизма впервые вычислили размер земного шара, предвосхитив гелиоцентрическую систему Коперника.

Наконец, художественное наследие античной Эллады имеет значение не только как историко-культурная, но и как живая, полная очарования и магического обаяния духовная сила.

Если же говорить о культуре Древнего Рима, то римляне, стоящие на более низкой ступени культурного развития, завоевав народы Греции, более продвинутые в культурном отношении, первоначально были обречены на роль подражателей и не могли соперничать с греками. Однако без стадии ученичества не мыслим последующий расцвет.

И позже знаменитейшие римские врачи, историки, риторы, филологи и юристы внесли свой неоценимый вклад в «копилку мудростей», которую мы называем наследием Античности!

Крито-микенский период XXIII - XII вв. до н.э.

— Наука

О выделении науки как самостоятельной ветви культуры в микенский период говорить еще рано, но уровень и объем технологических знаний был достаточно высок. Именно это позволило широко развить специализированное ремесленное производство.

Металлургия включала не только высокотемпературную плавку меди, литейщики работали с оловом, свинцом, серебром и золотом. Редкое самородное железо шло на изготовление ювелирных изделий. Греки умели изготавливать «электр» (сплав золота и серебра), знали приемы золочения бронзовых изделии.

Гончарные изделия свидетельствуют о свободе владения сложными термическими процессами, проводившимся в печах разной конструкции.

При обработке дерева применялись токарно-сверлильные приспособления. В строительстве использовали сложную систему катков и рычагов, об этом говорит исключительно точная установка массивных каменных плит сооружений XIX-XII вв. до н.э.

Водопроводы и закрытые водосборники были созданы в XVI-XII вв. до н.э. особенно показательно знание гидравлики и точность расчетов произведенных при сооружении систем водоснабжения в Микенах, Тиринфе и Афинах.

— Образование

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. Письменность однако играла ограниченную роль. Жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Постепенно знаки упрощались, а часть их стала обозначать слоги. Такое слоговое (линейное) письмо сложилось к 1700 г. до н.э. и называлось письмом А. после 1500 г. до н.э. была выработана более удобная форма письменности – слоговое письмо Б. оно включало часть письма А, несколько десятков новых знаков и знаки древнейшего письма. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности.

Письменностью владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане. Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах.

Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, разделение слов знаками или пространством, выделение красных строк и заглавных букв.

Гомеровский период XI - IX вв. до н.э.

— Наука

О данном периоде известно в основном из повествований Гомера, именно потому он и получил название гомеровский.

Эпоха, описываемая Гомером, была во многом эпохой упадка. О том, что научный запас данного периода был достаточно ограничен, говорит небольшое знание географии самим Гомером. Так путь до неособенно далекой Италии и Сицилии у Гомера чрезвычайно долог и смертельно опасен.