Векторы в СВП (системно-векторной психологии). Юрий Бурлан, векторно-системная психология

Положение в классификации : статическая неструктурированная типология норм без интертипных отношений, содержит 8 независимых векторов.

Логические уровни : условный рабочий уровень - 5 (идентичность), однако в целом типология затрагивает все уровни.

Системно-векторная психология создана Ю. Бурланом и В. Толкачевым. По их утверждению, типология является развитием идей Фрейда, который описал в свое время два центра получения удовольствия человеком - оральный и анальный, связав их с определенными этапами развития личности. Ю. Бурлан и В. Толкачев выделили еще 6 центров получения удовольствия, а так же предположили, что стремления и потребности, связанные с ними, проявляются не на отдельных периодах развития, а остаются у человека в течение всей жизни, но при этом могут различаться способы реализации этих потребностей. Таким образом, было выделено восемь независимых центров получения удовольствия, названных психологическими векторами.

Наличие вектора означает, что у человека есть стремление, потребность в реализации себя в видах деятельности, так или иначе связанных с определенным центром получения удовольствия. При этом способы реализации конкретного вектора могут быть весьма разнообразными и, по мнению авторов, закладываются до достижения индивидом возраста полового созревания, а наличие или отсутствие конкретных знаний и умений, необходимых для того или иного способа реализации, выходит за рамки рассмотрения данной типологии. Возможны так же ситуации нереализованности вектора, когда потребности по нему имеются, а возможности их реализовать нет, что может приводить к депрессии и ощущению неудовлетворенности. Тип человека определяется тем, какие вектора имеются у него в наличии (обозначается простым перечислением векторов). Количество имеющихся векторов может быть различным: от одного до всех восьми, на практике чаще всего в наличии бывает 2-4 вектора.

В системно-векторной психологии для каждого из векторов описаны особенности поведения и мотивации обладающего им человека, типичные особенности внешности, а так же архетипический образ роли данного вектора в первобытном обществе (что и дает возможность говорить о проявлениях типологии на 5 логическом уровне). Дадим краткое описание этих векторов:

  1. Мышечный. Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда.
  2. Кожный. Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость.
  3. Анальный. Ключевая задача: накопление, сохранение и передача информации. Видовая роль: «тыловик», занимающийся воспитанием следующего поколения, а так же охраной и допросом пленных. Возможные недостатки: излишний консерватизм, жестокость.
  4. Уретральный. Ключевая задача: увлечь и повести за собой людей. Видовая роль: вождь. Возможные недостатки: неумение «смотреть назад» - вывлять сделанные ошибки, понимать их причины и корректировать курс.
  5. Оральный. Ключевая задача: распространение информации. Видовая роль: глашатай. Возможные недостатки: неумение хранить секреты.
  6. Зрительный. Ключевая задача: умение наблюдать окружающий мир, видеть красоту в нем, охрана жизни как таковой. Видовая роль: дневной охранник стаи. Возможные недостатки: неумение постоять за себя, неприспособленность к самостоятельному выживанию.
  7. Звуковой. Ключевая задача: сбор скрытой информации в мире. Видовая роль: ночной охранник стаи. Возможные недостатки: излишняя устремленность в себя, оторванность от действительности.
  8. Обонятельный. Ключевая задача: выявление потенциальных опасностей прежде чем они станут реальными. Видовая роль: шаман. Возможные недостатки: излишняя подозрительность, недоверие к окружающим.

Уретральный, звуковой и обонятельный вектор - доминирующие, т.е. при наличии у человека они проявляются так, что не могут быть перекрыты проявлениями других векторов или ограничениями, связанными с воспитанием или общественными установками.

Практическое применение : главная область применения - самопознание, лучшее понимание своих способностей и потребностей. Так же может использоваться для профессиональной ориентации (выбор профессии, связанной со стимуляцией соответствующих центров удовольствия) и для психологического консультирования (в том числе детского и семейного).

Первоисточники

  • YBURLAN.RU - сайт Ю. Бурлана Внимание: на форуме крайне нетерпимое отношение к людям, высказывающих мнение, не совпадающее с официальной позицией портала. В связи с этим рекомендуем изучать типологию самостоятельно, по источникам в открытом доступе, и не забывать о критическом мышлении.

Современная психология и психиатрия уже давно не ограничиваются только классическими научными теориями. Споры и дискуссии об истинности и объективности популярных концепций ведутся столетиями, постоянно проводятся психологические исследования, цель которых – прийти к единственному верному итогу. Но помимо этого все чаще появляются новые альтернативные течения, общеизвестные теории видоизменяются, трансформируются учения мировых умов психологии и психиатрии, таких как профессионал психоанализа Зигмунд Фрейд или его не менее известный коллега Карл Густав Юнг. В данной статье речь пойдет именно о подобном новом течении, которое произвело настоящую революцию в российской психологии носит название системно-векторная психология. Вы узнаете, что то это такое, какова основная идея этого направления, а также подробно сможете ознакомиться с каждым из 8 представленных векторов и даже самостоятельно определить свой собственный тип личности.

Идеи системно-векторной психологии

Для начала стоит сказать, что системно-векторная психология не является общепринятым направлением в современных научных кругах. Некоторые особо яростные приверженцы классических идей даже называют данное направление «сетевой псевдонаукой». Но, как и любая другая теория, психологическая концепция восьми векторов не только имеет возможность на существование, она даже успела приобрести свою армию приверженцев. Как сказал основатель системно-векторной теории В. К. Толкачев:

«Вселенная достаточно велика и неисчерпаема, что и позволяет найти в ней подтверждение любой теории».

Системно-векторная психология не возникла с нуля. За основу были взяты теории Зигмунда Фрейда, впоследствии доработанные Владимиром Ганзеном и законченные его учеником Виктором Толкачевым.

В 1908 году увидела мир статья психоаналитика Фрейда «Характер и анальная эротика», в которой психоаналитик делает умозаключение, что особенности характера напрямую связаны с эрогенными зонами человека. Публикация вызвала широкий резонанс, появились многочисленные последователи фрейдистской идеи. Одним из них в конце ХХ века стал Виктор Константинович Толкачев, психолог из Санкт-Петербурга. Он разработал типологию характеров, связанную с такими зонами, как глаза, рот, нос и уши. По словам В. К. Толкачева, на развитие и доработку теории Зигмунда Фрейда его вдохновила книга «Системные описания в психологии» академика Владимира Александровича Ганзена.

Зарождение и развитие учения Виктора Толкачева

В. К. Толкачев разработал целостную психологическую концепцию определения типа личности при помощи векторов. С помощью понятия «вектор» и подробного анализа 8 характерных типов на свет родилась теория под названием «Прикладной системно-векторный психоанализ». Толкачев более 30 лет проводил различные тренинги, семинары и лекции по данному вопросу. Благодаря одному из первых его учеников, Михаилу Бородянскому, был разработан специальный тест, оценивающий индивидуальный потенциал, имеющийся у каждого из векторов, и позволяющий определить личностный тип характера относительно системно–векторной психологии восьми векторов (тест Толкачева – Бородянского). Сейчас много последователей векторной системы, которые продолжают проводить психологические тренинги и семинары. Самым известным интернет-коучем в данной области является Юрий Бурлан.

В чем суть системно-векторной психологии

За время развития психологии, как науки, было разработано множество различных типологий личности. Это и типологии по Юнгу или по Ганнушкину, свою классификацию предлагал Эрих Фромм. Разработаны множественные тесты, определяющие психологический тип индивида, например, тест Сонди или распространенный 16Personalities. По сути, В. К. Толкачев, как и многие его предшественники, предложил свою собственную версию выявления типа личности.

Системно-векторная психология позиционируется не как отрасль классической психологии или определенное течение, а как отдельная наука изучения типологии личности. Вектор – это симбиоз физиологических и психологических качеств, таких как, например, характер, темперамент, здоровье, привычки индивида и другие подобные свойства. По сути, вектором является центр получения удовольствия. Векторы связаны с определенным отверстием на теле человека, являющимся одновременно эрогенной зоной. В каждой личности возможно наличие нескольких векторов (от 1 до 8, на практике самым большим количеством наличествующих векторов является число 5).

Наличием вектора определяется количество и степень человеческих стремлений и потребностей в самореализации, направленной на получение наслаждений. Неспособность реализовать существующий вектор, по мнению разработчиков теории, приводит к депрессии и чувству неудовлетворенности, что делает для человека невозможным достижение внутренней гармонии со своим «Я».

Векторные ступени (квартели) развития личности

Системно-векторная психология выделяет 8 основных векторов в типологии личности. А именно: зрительный, кожный, звуковой, мышечный, оральный, обонятельный, уретральный и анальный векторы. Они располагаются в четырех основных квартелях (ступенях), формирующих жизненный уклад человека.

Принцип расположения векторов:

  • Информационная ступень . Отвечают звуковой (внутренняя часть квартели) и зрительный (внешняя часть) векторы. На этой ступени происходит процесс развития и самопознания личности.
  • Энергетическая ступень . Отвечают оральный (внешняя часть) и обонятельный (внутренняя часть) векторы. Цель этой ступени – предопределить место индивида в социальном строю, построение четкой иерархии.
  • Временная ступень . Отвечают анальный (внутреннее пространство квартели) и уретральный (внешнее пространство) векторы. Временные разделения жизни на этапы: прошлое и будущее. На этой ступени происходит получение и обработка опыта от прошлых поколений, а также стремление к прогрессу и развитию общества.
  • Пространственная ступень . Отвечают мышечный (внутренняя часть) и кожный (внешняя часть пространства квартели) векторы. Ступень, отвечающая за физическую оболочку – трудовая реализации человека, использование физической силы и т.п.

Характеристика векторов

Более детальная векторная характеристика выглядит так:

  1. Кожный вектор . Люди с ярким проявлением данного типа – ярко выраженные экстраверты. Реализуют себя на пространственной ступени. Основным направлением кожников является охрана территорий.
  2. Мышечный вектор . Интроверты. Тип мышления практический и наглядно-действенный. Основное направление – охота, участие в военных действиях.
  3. Анальный вектор . Интроверты с системным мышлением. Характерными занятиями для обладателей анального вектора является охрана домашнего очага, накопление и передача информации от предыдущих поколений.
  4. Уретральный вектор . Стопроцентные экстраверты. Обладают нестандартным мышлением. Прирожденные тактики. Жизненное предназначение людей с выраженным уретральным вектором - быть вождями, главнокомандующими, руководителями.
  5. Зрительный вектор . Экстраверты с образным типом интеллекта. Находятся на информационной ступени развития. Основное направление деятельности: охрана территорий (днем).
  6. Звуковой вектор . Абсолютные интроверты, обладающие абстрактным типом мышления. Деятельность: охрана территорий в темное время суток.
  7. Оральный вектор . Представители этого типа – в основном, экстраверты. Им присущий вербальный метод мышления. Основной род занятий: организация мероприятий (в мирное время), предупреждение об опасности (во время военных действий).
  8. Обонятельный вектор . Интроверты, отличающиеся интуитивным типом мышления, предпочитают невербальные способы передачи информации. Основное направление: разведка, составление стратегий.

Системно-векторная психология разделяет вектора на более важные, так сказать, основные, и те, которые имеют меньшую ценность в развитии личности. Обонятельный, уретральный и звуковой векторы являются главенствующими, они доминируют над остальными векторами. Эти три вектора не перекрываются другими имеющимися, а также не могут быть искоренены внешними социальными факторами, такими как воспитание или общественный строй.

Каждый индивид сам определяет, какие векторы являются основными в психотипе его личности. Для каждого вектора разработаны даже такие характеристики, как определенные внешние данные, особенности психики, присущие конкретному векторному архетипу. Каждому из восьми векторов присвоена определенная геометрическая форма и цвет.

Также вектора поделены на нижние (уретральный, анальный, мышечный и кожный) и верхние (зрительный, звуковой, обонятельный и оральный). Системно-векторная психология показывает то, что нижние векторы отвечают за либидо, сексуальные желания человека, в то время как верхние ищут сопряжение с духовным миром. Верхние вектора имеются в наличии абсолютно у каждого человека, в отличие от нижних, которыми наделены далеко не все личностные архетипы.

Системно-векторная психология: ее предназначение

Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствий в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в потустороннем мире. © Зигмунд Фрейд

Для чего же нужна восьми векторная психология? Какая ее функция и польза для человека?

Основной целью векторной психологии является познание себя и получение наслаждений от жизни, используя свои внутренние векторы. Данная система направлена на самопознание индивида, определение его роли в обществе, с целью избежать морального неудовлетворения собой и своей жизнью. Если человек не может реализовать себя в социуме, не знает своих истинных потребностей и желаний, то постоянно ощущение неудовлетворения может привести к депрессивному состоянию.

Системно-векторная психология также направлена на раскрытие сексуальных желаний и потребностей человека. Может применяться в качестве профессионально ориентированных тестов.

Психологическая теория, разработанная Виктором Толкачевым на основе постулатов Фрейда, позволяет открывать тайны подсознания, осознавать, что именно является двигательной силой человека, первопричиной всех его действий и поступков. Польза изучения векторов системно-векторной психологии также в построении коммуникативных связей с окружающими людьми: сотрудниками, родственниками, друзьями. Если два человека обладают одинаковыми векторами, то зачастую это является залогом дружественных отношений. И наоборот – контрастность векторов объясняет несовместимость в парах и неприязнь отдельных личностей друг к другу. Говоря словами невольного основоположника данного учения Зигмунда Фрейда:

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

Системно-векторная психология не является доказанной или абсолютно верной. Это всего лишь одна из методологий выявления определенного типа личности. Количество критики опытных специалистов относительно учений В. К. Толкачева доказывает не совершенность данной психологической концепции. Дискуссии и споры не утихают между приверженцами классической психологии и учениками Толкачева.

Первые склонны считать векторный подход определения личности сектантским и гипнотически-навязчивым (якобы, тренинги по обучению данной методике проводятся исключительно с коммерческими целями). Вторые же искренне верят в объективность системно-векторной психологии и доказывают ее пользу для отдельных индивидов и человечества в целом. Чтобы подробнее ознакомиться с тезисами и понятиями данного учения, можно просмотреть видео вводных лекций Юрия Бурлуна относительно системы векторов. Только собрав воедино полную картину учения, каждый человек сможет самостоятельно сделать вывод об истинности выдвигаемых идей.

36780 (62 за неделю) / 25.12.14 12:24 /

Системно-векторная психология — теория, созданная Ю. Бурланом и В. Толкачевым на основе теории Фрейда о психосексуальности. Существует 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль.

Системное мышление для родителей

Одним из ключевых условий грамотного воспитания ребенка является понимание его врожденных свойств и способностей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает родителям овладеть необходимыми знаниями. Это прикладная наука, позволяющая быстро освоить механизмы функционирования бессознательного и его проявления в каждом отдельном человеке, а также на уровне пары, группы и даже общества.

Возникающее в результате усвоения этих знаний системное мышление определяется, как новый объективный взгляд на происходящее с человеком. Также системное мышление характеризуется, как принятие и полное понимание окружающих, в частности их поведения и основных жизненных приоритетов. Имея системные знания, любой родитель сможет глубоко понимать своего ребенка и воспитывать его так, чтобы лучшим образом реализовать его природный потенциал.

Основное положение системно-векторной психологии заключаются в том, что человек рождается с определенными заданными психическими свойствами, которые определяют его жизненный сценарий, характер и поведение. Эти психические свойства группируются в 8 отдельно взятых наборов, называемых векторами.

Вектор объединяет свойства по принципу выполнения видовой роли, которая в свою очередь имеет целью выживание человеческого коллектива, начиная со времен первобытной стаи. Каждый вектор связан с определенной чувствительной (эрогенной) зоной, которая предопределяет способ получения или вывода информации о себе и окружающем мире.

Врожденные свойства человека не меняют свою природу в течение его жизни, однако могут иметь разную форму проявления.

Системно-векторная психология выделяет понятия развития и реализации свойств вектора, от которых и зависит поведение его носителя. Оставшийся с неразвитыми свойствами человек будет проявлять себя противоположным образом в сравнении с развитым и реализованным в своих свойствах человеком. Соответственно этому складывается жизненный сценарий человека: вор или судья, насильник или лучший семьянин, шизофреник или гений и т.д.

Развитие свойств вектора происходит до пубертата включительно. После чего психические свойства человека не развиваются, и в дальнейшем могут либо реализовываться (наполняться), либо нет.

Реализацию психических свойств раздел «системное мышление» определяет как применение развитых до подросткового возраста свойств человека, что дает ему ощущение равновесия и удовлетворения.

Почти все современные семьи, собравшись вечером вместе, либо сидят, уткнувшись в компьютеры, планшеты или смартфоны, либо хлопочут по хозяйству. А вед...

Это означает, что основы характера ребенка закладываются с раннего детства до момента окончательного полового созревания. Важнейшим влиянием при этом обладают родители, которые и формируют основные условия окружающего ребенка ландшафта.

Знакомство с психическими свойствами обладателя каждого вектора в системно-векторной психологии начинается с описания их проявлений во времена первобытной человеческой стаи. Это дает возможность увидеть первичное состояние, которое задается человеку с рождения и проследить развитие психических свойств, которое происходило по мере усложнения окружающего мира последние 6 тыс. лет.

Ключевые понятия в вопросах воспитания от системно-векторной психологии

Вопрос грамотного воспитания ребенка в классической психологии породил массу противоречивых методик детского развития. Заблуждения и неэффективность, вызванные их использованием, объясняются тем, что в них не существует установленного понятия «нормальности» ребенка. Нет абсолютных критериев, по которым ребенок считается психически здоровым, а его поведение - адекватным либо наоборот. В связи с чем за последние 50 лет в категорию приемлемости детского поведения стали включать даже отказ от гендерной принадлежности, раннюю сексуальную жизнь и т.п.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет понятие нормы и делает это дифференцированно - в соответствии с врожденными свойствами ребенка. Это дает возможность родителям не навредить его развитию и на ранних этапах выявить наиболее эффективные методы воспитания.

Основные тезисы системно-векторной психологии в воспитании детей:

  1. Ребенок не наследует качества родителей и может обладать непохожими на родительские врожденными свойствами.
  2. Основная задача родителя - обеспечить ребенку состояние безопасности и защищенности . В обратном случае развитие ребенка затормаживается, искажается или останавливается.
  3. Подход к воспитанию и обучению ребенка должен соответствовать его врожденным свойствам.
  4. Последствия психических травм, полученных до пубертата, можно облегчить или нивелировать путем системного взаимодействия с ребенком.
  5. Дети - представители следующего поколения, что означает, что врожденный темперамент (сила желания) и потенциал у них значительно выше, чем у родителей.

Ключевым в каждодневном общении с ребенком, его воспитании и развитии является системное мышление взрослых в семье. Особенно это касается матери, так как мать - важнейший человек в жизни ребенка до завершения периода его развития.

В воспитании матерью системное мышление определяется, как понимание бессознательных желаний и мотивов поведения ее ребенка. Результатом этого понимания становится гармоничное отношение с ребенком, решение конфликтных ситуаций, значительные успехи ребенка в детсаду и школе. Следует помнить, что именно мать задает состояние во всей семье и собственному ребенку.

Соответственно с системой векторов каждому вектору свойственны особые жизненные сценарии, ценности и психические свойства. Рассмотрим их ближе.

Дети в России пропадают каждые 10 минут - эта статистика крайне удручает и тревожит. Если верить данным Павла Астахова - уполномоченного п...

Кожный вектор системно-векторной психологии

Квартель пространства, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: создатель и хранитель пищевых запасов, боковой охотник-алиментатор.

Архетип: ограничение первичных позывов на секс и убийство.

Тип мышления: логический.

Численность: 24%.


Врожденные свойства ребенка:
Подвижный и активный ребенок с кожным вектором не может усидеть на месте. Ему свойственно постоянное движение и поиск всего нового. Тело кожного ребенка пластично, гибко. Кожный покров - сверхчувствителен.Кожный ребенок - любитель танцев и спорта, его движения точные и выверенные. Он скуп на слова и эмоции. Ему свойственны емкие, короткие фразы. Кожный ребенок - непоседливый шалун, требующий постоянного родительского внимания. Обладает хаптильностью, берет без спросу все, что хочет. Его важно научить границам и правилам, научить делиться с другими. Его жизненные ценности системно-векторной психологии Юрия Бурлана определяются следующим образом:

Ребенок с кожным вектором хорошо считает, интересуется окружающими вещами в рамках категории материальных ценностей. Психически такой ребенок очень адаптивен. Изворотлив, может прибегать к хитростям. Очень сообразителен, успевает несколько дел одновременно, все быстро, но в ущерб качеству. Свойственна амбициозность, конкурирующий нрав.

Развитость. Развитый ребенок с кожным вектором вырастает в законодателя, инженера, успешного управленца. Научается подчиняться и подчинять, дисциплинировать себя и других.

Неразвитость. В случае наказаний путем битья у кожного ребенка формируется мазохизм (как сценарий жизни). В неразвитом состоянии человек реализует себя воровоством, также характерные проявления - алкоголизм, проституция.

Ребенка с кожным вектором неободимо приучить к дисциплине и режиму. Важным моментом являются занятия спортом. В ходе воспитания с таким ребенком можно и нужно договариваться о поощрениях за определенное действие. Мальчикам важна материальная стимуляция, девочкам - нематериальная. Самое приемлемое наказание — ограничение в пространстве и во времени. В воспитании такого ребенка требуется адекватное руководство и контроль.

Анальный вектор системно-векторной психологии

Квартель времени, внутренняя часть - интроверт.

Видовая роль: хранитель домашнего очага, тыловик.

Архетип: сбор и передача накопленного опыта во времени.

Тип мышления: системный.

Численность: 20%.


Врожденные свойства:
Ребенок с анальным вектором послушен. В тоже время при неграмотном воспитании - это самый упрямый ребенок. Это медлительный, старательный, последовательный и усидчивый ребенок. Обладает уникальной памятью. У него имеет место сильная зависимость от матери, без нее он беспомощен. Он как никто другой нуждается в ее поддержке и похвале. Такой ребенок обидчив, обижается сильно и надолго.

Старательный ребенок с анальным вектором не умеет спешить, не способен делать несколько дел одновременно. Его не следует подгонять, иначе он «зависает» и вынужден начинать все сначала. В случае стресса имеет проблемы с ЖКТ.

Научив ребёнка с раннего детства легко и быстро просыпаться и делать все привычные утренние дела, родители облегчат его жизнь в школьный и студенчески...

Развитость. Дети с анальным вектором в реализованном состоянии вырастают в настоящих специалистов своего дела. Надежные и заботливые люди.

Неразвитость. Оставшись неразвитым или испытывая фрустрирации, человек с анальным вектором склонен к садизму, насилию. Неудачный первый опыт в разных сферах создает жизненный сценарий «диванного сидельца». В ожидании чуда системно-векторная психология описывает его, сидящим долго и нудно - его обида требует компенсации.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Для ребенка с анальным вектором важно одобрение, и оно должно быть адекватным его усилиям - ни больше, ни меньше. Нельзя прерывать или подгонять его рассказ или действие, срывать ребенка с горшка. Одно из последствий таких действий - заикание. Мать ребенка должна оказывать ему поддержку и внимание, сохранять с ним постоянный теплый контакт.

Уретральный вектор системно-векторной психологии

Квартель времени, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: ответственность за жизнь живого вещества, расширение жизненного пространства стаи.

Архетип: продолжение живого вещества во времени.

Тип мышления: тактическое, нестандартное.

Численность: рождается 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Такой ребенок - сгусток энергии и желания жить. Ему свойственен особый доминантный взгляд, горящие глаза, ему всегда жарко, высокая температура тела. Ребенок с уретральным вектором - заводила среди других детей, окружающих тянет к нему как к магниту. Такой ребенок не воспринимает запретов и ограничений. Он неуправляем и дерзок, не признает авторитетов. В то же время, при правильном подходе это самый ответственный ребенок.

С малого возраста он ведет себя как маленький вождь и не поддается манипулированию и управлению. Он не чувствует ограничений, из-за чего не ощущает и опасности: идет «на отрыв». Это становится причиной высокой смертности по неосторожности среди уретральных детей. Они щедры, легко отдают окружающим «по нехваткам», сами предпочитают все императорско-атрибутивное, как маленькие короли.

Реакция ребенка с уретральным вектором - молниеносная, как умственная, так и телесная. Часто действует на кураже. В случае понижения в ранге реагирует вспышкой гнева. Мышление непредсказуемое. От намеченного не отступается, не умеет проигрывать.
Во время воспитательных родительских мероприятий такой ребенок действует по принципу «что хочу, то и буду делать, а что не хочу, не заставите никак».

Развитость. Развивая свои природные свойства, уретральный ребенок вырастает в человека, способного повести за собой людей. Это вождь, нередко глава группы людей или крупного предприятия, живущий интересами своей стаи. Уретральный человек нуждается в своей стае.

Неразвитость. Если в детстве ребенок с уретральным вектором испытывает насилие или давление, он совершает побег из дома. Битые уретральные дети, ощущая враждебность окружающего мира, становятся предводителями опасных преступных группировок. В случае сверхдавления возможны варианты патологической трусости как жизненного сценария.

С доисторических времён сложилось так, что мужчины вне дома работают больше, кормят семью, поэтому именно перед ними чаще встаёт вопрос, как папе комп...

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Важно делать упор на его ответственность. Не ограничивать, но рекомендовать и направлять. Ключевая фраза при этом: «Если не ты, то кто?». От него не нужно требовать послушания. Его не нужно хвалить, им нужно восхищаться.

Мышечный вектор системно-векторной психологии

Квартель пространства, внутренняя часть - интроверт.

Видовая роль: строитель, воин и охотник.

Архетип: фундаментальная масса живого вещества.

Тип мышления: наглядно-действенное.

Численность: в чистом виде — 38%, всего — 95%.


Врожденные свойства ребенка.
Дети с мышечным вектором ведомые, покладистые. Их несложно воспитывать. Им нравится физический труд. Основные их потребности - базовые - есть, пить, дышать, спать. Ему незнакомы другие желания. Такой ребенок не ощущает себя отдельным «я», он чувствует себя частью коллектива - «мы». И самое болезненное для него будет отделение от этого «мы». Им важно, чтобы у них было все как у всех.

Монотония или ярость - два базовых состояния мышечного человека . В состоянии монотонии он склонен к усердному труду, способен изо дня в день, из года в год выполнять одну и ту же работу. Наиболее важным делом для взрослого мышечника является строительство, любой тяжелый физический труд.

Ребенок с мышечным вектором ведом. У него нет того, что остальные именуют собственным мнением. Такие дети поступают так, как их научили. Если спросить о его личном мнении, он ответит: «как все, так и я». Кем становится мышечный ребенок, зависит от того, кто оказывает на него влияние.

Такие дети обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. делают точно также, как им сказали или показали, это нужно учитывать при его обучении. Они не думают о правильности или рациональности этого поступка. Такого ребенка нельзя назвать глупым, у него особое мышление, благодаря которому выполнять так стабильно свою работу может только он.

Развитость. Развитый мышечник - это очень трудолюбивый человек, который строит дома, трудится в шахте, пашет землю. Не имеет высоких запросов к жизни и довольствуется тем, что заработал собственными руками. Такой человек получает осязаемые результаты своей работы для всех, а не только для себя: для «Мы», а не для «Я».

Неразвитость. Неприученный к труду мышечный ребенок вырастает человеком, неумеющим реализовать свою силу в физической работе. Такие люди легко попадают в криминальную деятельность, где и находят применение своей недюжинной силы.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. С ранних лет нужно приучить ребенка с мышечным вектором к физическому труду. Малыш должен помогать родителям, а не слоняться без дела. Важная задача: научить его получать удовольствие от труда. Спорт категорически запрещен для таких детей. Не следует забывать, что окружение мышечного ребенка влияет на формирование его личности, потому важно побеспокоиться об этом. На обучение мышечного ребенку в деревне лучше всего отдать учителю с анальным вектором, в городе - в ПТУ, к руководителю с развитым кожным вектором.

Дождливые дни по нашим субъективным ощущениям тянутся намного длиннее, чем погожие. Особенно трудно приходится детям, которые долгое время вынуждены п...

Зрительный вектор системно-векторной психологии

Квартель информации, внешняя часть - яркий экстраверт.

Видовая роль: самка-воспитательница, дневная охранница стаи.

Архетип: создание культуры — повышение ценности человеческой жизни.

Тип интеллекта: образный.

Численность: 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенку с зрительным вектором свойственна высокая впечатлительность, проявляющаяся всплесками эмоций, - смех и слезы достаточно быстро сменяют друг друга. У зрительных детей очень сильный врожденный страх смерти, который в случае неграмотного воспитания формируется в ряд устойчивых страхов и фобий. Первый в этом ряду - страх темноты. Многие из таких детей отказываются спать в темноте. Это обусловлено тем, что зрительный анализатор не обеспечивает безопасность в темноте - не различает угрозу. В случае наличия страхов впечатлительность ребенка может выражаться тревожностью. С неосознаваемыми страхами зрительного вектора связана также причина вегетерианства.

Зрительный ребенок обладает неограниченной фантазией. Он легко «допридумывает» жизненные ситуации, оживляет в своей фантазии неодушевленные предметы и т.п. Одна из задач человека со зрительным вектором - познание окружающего мира. Для этого ему задана особая эрогенная зона - глаза, благодаря которым и познается все видимое. Глаза у таких детей обычно выразительные, большие. Зрительным девочкам свойственно хлопать глазками.

Зрительные дети любят все красивое, очень демонстративны, склонны к кокетству. Важным аспектом для зрительного ребенка является создание эмоциональных связей. На разных уровнях развития эмоциональная связь может создаваться как с неживыми предметами (куклы, игрушки), так и с животными и людьми. Если такой ребенок чувствует недостаточность близкой эмоциональной связи с матерью, у него возникает острая необходимость создать ее с кем-то другим: плюшевым мишкой, домашним животным или выдуманным другом. Здесь есть свои опасности, подробнее об этом на лекциях Юрия Бурлана о зрительном векторе.

Зрительные дети физически слабые, у них слабая иммунная система. Вирусные заболевания они подхватывают первыми.
Такие дети всех жалеют, они не способны на убийство даже букашек. Это они приносят домой брошенных животных. Получив адекватное развитие свойствам зрительного вектора они научаются сопереживать человеку. И потому, став взрослыми, нередко выбирают профессию, связанную с медициной, образованием и другими областями, где они могут реализовать свое стремление помогать людям.

Каждый зрительный ребенок испытывает потребность в наполнении эмоциональной амплитуды. Если родители не научили его состраданию, то эмоции ребенка найдут иной выход. В зависимости от условий окружающей среды это могут быть мимолетные влюбленности, хуже - страхи и истеричность.

Развитость. Развитые зрительные люди - очень искренние, любящие, глубоко чувствующие люди. Им свойственна доброта, любовь, жертвенность. Реализация зрительного человека в современном обществе в Любви к человеку.

Не всё, что творится у малыша в голове, родители могут понять быстро и правильно. Далее описаны 6 тестов, которые помогут определить характер ребёнка...

Неразвитость. Детские страшные сказки, запугивание значительно тормозят развитие зрительного ребенка. Фиксированный на страхе человек поддерживает это состояние и сам себя пугает: выбирая фильмы ужасов, соответствующие книги, ночные походы на кладбище и т.п.

Неразвитые зрительники - первые жертвы гипноза и внушения. Им свойственна приверженность к приметам, гороскопам и предсказаниям, особенно неблагоприятным. Такие люди часто виктимны, т.е. часто становятся жертвами преступлений: не осознавая, они притягивают архетипичных воров, жуликов, насильников и при этом верят, что быть жертвой - их судьба. Системно векторная психология Юрия Бурлана дает все необходимые инструменты, чтобы предотвратить подобный жизненный сценарий.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Зрительного ребенка следует ограждать от всего, что связано со смертью (похорон, прощаний и т.п.), это вызывает в нем стресс. Фиксирование в детстве на таком состоянии мешает повзрослевшему зрительнику перейти из состояния «страх» в состояние «любовь».
Зрительному ребенку необходимо чтение книг, вызывающих сопереживание, ребенку постарше может подойти волонтерская работа с людьми, нуждающимися в помощи.


Звуковой вектор системно-векторной психологии

Квартель информации, внутренняя часть - абсолютный интроверт.

Видовая роль: ночной охранник стаи.

Архетип: поиск обратной связи с первопричиной.

Тип интеллекта: абстрактный.

Численность: 5%


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок со звуковым вектором очень рано начинает задавать вопросы о смысле жизни: «Кто мы? Зачем живем? Что такое смерть? Что будет после того, как мы умрем? Что такое космос? Почему я в своем теле, а не в каком-то другом?». Позже эти вопросы могут вытесняться на бессознательный уровень. А во время пубертата они приобретают особенно острое значение. Скука, тоска и даже депрессия - это состояния, возникающие если подросток не находит возможности наполнить желания звукового вектора.

Звуковой ребенок задумчив и малообщителен. Он тихий, предпочитает уединение . Лицо часто амимично и совсем не отражает эмоций. При этом, обманчиво полагать, что их нет. Взгляд отстраненный, направлен в себя. Звуковые дети обладают особо чувствительным слухом, способны различать тончайшие оттенки звуков.

В первую половину дня им обычно свойственны заторможенность и вялость . Они оживают и чувствую прилив сил вечером и ночью. Поэтому ребенок редко высыпается. На первых уроках им особенно сложно сосредоточиться, и тут возникает риск попасть в ряды неуспевающих несмотря на сильный абстрактный ум.

При адекватном развитии такой ребенок выявляет значительные интеллектуальные способности. Ему легко дается изучение математики, физики, языков. Задаваясь вопросом существования бога, он может интересоваться религией и духовными практиками.
Если звуковой вектор подавлен, ребенок становится замкнутым и депрессивным. Не понимая его особенностей, в таком состоянии с ним тем более сложно найти общий язык.

Звуковому ребенку нравится быть в одиночестве, тишине, они не боятся темноты. Если в доме постоянный шум, то такой ребенок может прятаться в наиболее «тихие» места: шкаф, кладовку и т.д.

Звуковики часто высокомерны. Они чувствуют себя умнее всех и выше всех, поэтому его могут считать заносчивым.

Сегодня звуковой ребенок целиком поглощен Интернетом, ночи напролет слушая музыку, читая, размышляя или играя в виртуальные игры.

Развитость. В потенциале звуковой ребенок - гений. Это будущие великие мыслители, физики, писатели, ученые. Выполнение ими их видовой задачи развивает общечеловеческую мысль и возводит человечество на новый уровень жизни.

Неразвитость. Крик и шум воспринимают очень болезненно, это препятствует сосредоточению на окружающем мире. В этом случае контакт с людьми ассоциируется с болью. Результатом этого становится погружение в себя, отстранение от внешнего мира, остановка в развитии ума и психических свойств. Состояние становится очень напряженным, ребенок уходит в депрессии, наркотики, мучается от головных болей. Такие дети наиболее склонны к детскому суициду. Именно дети со звуковым вектором находятся в группе риска возникновения шизофрении и аутизма.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Важным фактором здесь является создание условий тишины и спокойствия, где звуковой ребенок будет ощущать себя комфортно. Звуковых детей нельзя оскорблять: «В кого ж ты такой идиот уродился, лучше бы я тебя не рожала!» Такие унижения со стороны родителей существенно снижают его способность к развитию. Самое главное для него - понимание его свойств и поддержка звуковых интересов ребенка (чтение книг об устройстве мира, познание себя, изучение точных наук и т.д.)


Оральный вектор системно-векторной психологии

Квартель энергии, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: разделение пищи на съедобную и несъедобную, крик как предупреждение об опасности.

Архетип: индукция — объединение групп людей через создание единых мыслительных и словесных рядов.

Тип интеллекта: Вербальный.

Численность: 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок с оральным вектором - весельчак и болтун, любимец класса. Всегда на подъеме, он вхож в любой детский коллектив. Оральные дети очень рады тому, что идут в детский сад, - они там выговариваются. А говорят они постоянно, без пауз.

Оральник ищет слушателей, первые из которых - родители. Если мать прерывает его речь, желая тишины, то он пытается уместить ту же информацию в более сжатой форме, чтоб успеть высказаться до того, как его прервут, потому начинает шепелявить, говорить несвязно, быстро, проглатывая слова.

Ребенку с оральным вектором свойственна особая чувствительность губ, рта, вкусовых рецепторов ротовой полости. Он любит прикасаться к своим губам, любит поговорить, покричать что есть мочи. Даже во внешности таких детей часто выделяется рот.
Легко говорят неправду. На ходу придумывают всевозможные истории с одной только целью - вызывать интерес к своему говорению, чтобы его слушали. Такие дети не разговаривают сами с собой. В школе они дают окружающим людям меткие клички.

В шесть лет ребенок с оральным вектором начинает материться, но он не ругается матом, он матом говорит. В этом есть часть его природной задачи, связанной с бессознательным сексуальным воспитанием. Если родитель бьет его за это по губам - делает из него заику. Если оральному ребенку не разрешают материться, он пишет такие слова на заборах и в лифтах.

Развитость. Ребенок с развитым оральным вектором вырастает в замечательного оратора, телеведущего, актера, индуцирующего аудиторию. Так же это большой гурман, тонко разбирающийся в пище.

Неразвитость. Неразвитый вербальный интеллект делает из такого человека шута, который не замолкает ни на минуту, даже во время приема пищи. Общаясь с таким человеком, остерегайтесь обмана и оговора.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Ребенка с оральным вектором следует отдавать в кружок ораторского мастерства, это позволит развить вербальный интеллект. Нельзя обрывать его речь и бить по губам.

Обонятельный вектор системно-векторной психологии

Квартель энергии, внутренняя часть, интроверт.

Видовая роль: Стратегический разведчик, советник вождя.

Архетип: выжить во что бы то ни стало.

Тип интеллекта: интуитивный, невербальный.

Численность: менее 1%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок с обонятельным вектором не выражает эмоций, он меланхоличен. Со стороны может выглядеть вялым, безинициативным. Конституция тела - слабая. Такой ребенок стремится обособиться от окружающих. Крайне избирателен в еде, не переносит ароматную или остро пахнущую пищу.

Скрытный, не желает общаться со сверстниками. Те в свою очередь испытывают к нему неприязнь. Такой ребенок всеми силами противиться всему, что прерывает его состояние меланхолии, и потому под любым предлогом остается дома. Тогда как развитие его свойств требует совершенно обратного.

Разговаривает такой ребенок невнятно, своих целей и мыслей ясно не выражает . Следует помнить, что такому человеку с детства окружающие нестерпимы своим «запахом», потому и отношение к ним складывается у него соответствующее, часто видимое по постоянной гримасе на лице.

Развитость. Развитый человек с обонятельным вектором выполняет свою главную задачу сохранения человеческой стаи на уровне крупных социальных образований - становится политиком, ученым, разведчиком. Успешная финансовая деятельность - одна из областей реализации обонятельника.

Неразвитость. Неразвитые обонятельные дети вырастают в интриганов. Часто оказываются жертвами собственной интриги. Такие люди могут стать серийными маньяками и убийцами, выполняя архетипичную программу устранения некогда опасных для стаи особей.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Родителям, несмотря на все пожелания ребенка остаться дома, следует «выталкивать» его в общество, в социум. Только среди людей он сможить развить свои важные функции. Встреча с трудностями адаптации - это единственный верный способ для его воспитания. Чем более разнообразное будет общество, т.е. чем чаще будет меняться группа сверстников, тем лучше. Губительной для него является гиперопека и сверхзабота родителей. Насильственное кормление такого ребенка (и любого другого!) имеет крайне неблагоприятные последствия.

Системное мышление родителя

Вышеописанные особенности разных психотипов приведены кратко и только относительно отдельных векторов. Современный ребенок часто рождается со свойствами сразу нескольких векторов, что делает его полиморфом и приводит к комплексности психических проявлений в его поведении. Т.е. в разные моменты времени, согласно обстановке, проявляют себя разные вектора. Полиморфность ребенка дает больше возможностей для лучшей адаптации окружающего ландшафта, одновременно усложняя задачу воспитания ребенка.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает четкие рекомендации относительно воспитания и развития любого ребенка. А системное мышление, приобретаемое на тренинге, позволяет ориентироваться в любых ситуациях, возникающих в жизни, а также избегать многих подводных камней на пути становления взрослеющей личности.

Для ознакомления с системно-векторной психологией Вы можете присоединиться к бесплатным онлайн лекциям, которые регулярно проводятся на портале Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Материал взят с сайта http://epsychology.ru/node/2613/.

Система психологических векторов берет свое начало с небольшой статьи Зигмунда Фрейда, написанной в 1908 году. В работе под названием «Характер и анальная эротика» Фрейд кратко описал психологические особенности людей, у которых зона ануса является особо чувствительной: «Среди своих пациентов я встречал особый тип людей с комбинацией определенных черт характера. В детстве у них у всех проявлялся ряд особенностей, связанных с одной физиологической функцией. У меня сложилось впечатление, что данный характер органически связан с работой конкретного органа в нашем теле…»

Что же интересного в этом трудно читаемом тексте?

По сути дела, Фрейд заявляет здесь о том, что характер человека связан не с воспитанием, условиями жизни или другими внешними факторами, а с функцией каких-то органов. Это довольно смелое заявление для начала XX века.

Не секрет, что многие ученые (например, Гиппократ) издавна связывали характер человека с деятельностью сердца, печени и других внутренних органов. Но Фрейд в своем исследовании говорил совершенно о другом. Он исходил из того, что наше тело представляет собой закрытую систему, которая соединяется (сообщается) с внешней средой посредством нескольких «отверстий». Варианты отверстий несложно посчитать, если брать во внимание места на нашем теле, где прерывается сплошной кожный покров:

6. Уретра (то есть мочеиспускательный канал); сюда же относится и влагалище.

7. Кожа (точнее, «собственные» отверстия кожи: поры, сальные и потовые железы).

8. Пупок* (отметим его звездочкой, так как после рождения он перестает быть отверстием. Но не стоит думать, что наш характер закладывается лишь после рождения!).

Так вот, основная идея Фрейда состояла в том, что именно эти отверстия, точнее, чувствительность этих зон оказывают сильнейшее влияние на наш характер. Сто лет назад Фрейд еще не знал (или был не готов открыто заявить), что чувствительность наших отверстий обусловливает все сферы жизни человека: от состояния здоровья до сексуальных пристрастий, от выбора профессии до стиля ведения бизнеса.

Аккуратность обозначает здесь не только физическую чистоплотность, но также и добросовестность в исполнении обязательств: на людей "аккуратных" в этом смысле можно положиться…»

А вы знаете таких людей? Если среди ваших родственников или знакомых есть те, чьи основные черты — аккуратность, бережливость или упрямство, то вы хорошо представляете, о ком пойдет речь в этой главе. А может быть, вы даже знаете целые народы, об аккуратности и бережливости которых сложены легенды?

Далее Фрейд продолжает:«По-видимому, они принадлежали к той категории младенцев, которые предпочитают не опорожнять кишечник, когда их сажают на горшок, так как акт дефекации доставляет им удовольствие…»

Многие подумают: «Что за бред?! Как это дефекация может доставлять удовольствие? И какое отношение это имеет к проявлениям человека, особенно в бизнесе?!» Что ж, давайте разберемся.

Известно, что человек рождается с генетически заложенными внешними признаками, предпосылками телосложения, особенностями здоровья и многими другими качествами. Кроме всего перечисленного, у нас генетически заложена различная чувствительность наших «эрогенных зон». А эрогенные зоны — это те самые восемь отверстий с окружающей их кожей. Кто-то из нас рождается с особо чувствительными ушами и тонким слухом, другой — с особо чувствительными глазами и острым зрением и т. д.

Причем «чувствительность» обозначает здесь не только способность воспринимать окружающий мир. Чувствительность — это также и особая нежность (ранимость, незащищенность) органа чувств или какой-то зоны на теле, то есть чувствительность к повреждениям, микробам и другим внешним воздействиям. Поэтому чувствительный глаз — не только особо зоркий, но и особенно нежный: маленькая соринка в глазу может стать большой проблемой для такого человека.

Еще одна особенность «чувствительного» органа или зоны — это потребность в получении соответствующего удовольствия. Очень упрощая, можно сказать, что чувствительный глаз «обожает» смотреть на красивые виды, чувствительное ухо — слушать красивые звуки, чувствительный нос — нюхать приятные запахи (которые, конечно, у каждого свои) и т. д. Если чувствительный орган получает достаточно много таких удовольствий, то он находится в гармонии и равновесии (то есть здоров). А вот если удовольствия не хватает, то начинаются проблемы со здоровьем — не только физическим, но и психологическим.

Резюме.

Чувствительная зона:

— это область на нашем теле, связанная с одним из восьми отверстий (типов отверстий);

— обладает усиленным восприятием окружающего мира;

— зона, степень чувствительности которой закладывается генетически;

— особо чувствительна к повреждениям (то есть более нежная, ранимая, «незащищенная», чем другие);

— нуждается в получении типичного для нее удовольствия (воздействия) и страдает в его отсутствие.

Поскольку анальное отверстие относится к восьми отверстиям нашего тела, то среди нас есть люди (и их немало), у которых генетически — с момента зачатия — заложена повышенная чувствительность анальной зоны. Это как раз те люди, для которых сидение в туалете и другие воздействия на ягодицы являются удовольствием.

Таких людей Фрейд относил к анальному типу характера. Но слова «тип характера» являются ограничивающими, поэтому в нашей системе вместо них используется понятие «вектор». Во-первых, векторов может быть несколько в одном человеке, а «тип» он и есть тип (то есть один). А во-вторых, каждый вектор может иметь разную величину: от 0 до 100 процентов.

Вот из комбинации восьми векторов (по количеству отверстий) и состоит наш характер.

В этой книге люди с высокой анальной чувствительностью называются обладателями коричневого вектора или, для краткости, Коричневыми людьми , а Виктор Толкачев называл этот вектор «анальным».

Как общаться

В общении Анальные люди ценят честность, искренность и обязательность, хорошо реагируют на слова «сказать по правде» и «честно говоря». Так как сами они просто не умеют лгать и хитрить, то и не терпят подобного поведения по отношению к себе. Любая лесть вызывает у них ощущение тревоги — сразу появляется мысль: «Значит, меня в чем-то хотят обмануть». А вот разговоры о прошлом, наоборот, успокаивают такого человека, настраивая его на дружелюбный лад.

Если вы ставите Коричневому какие-нибудь цели, старайтесь разбить их на части (видимые и досягаемые) — это относится как к детям, так и к взрослым. И не наваливайте на него сразу много разных задач — лучше выдавать их постепенно.

«Коля (сын), тебе сейчас восемь лет, ты уже скоро окончишь школу, затем университет, потом аспирантуру и через 25 лет станешь профессором…»

«Петя (муж), вынеси, пожалуйста, ведро, помой посуду, погуляй с собакой, почини унитаз, поиграй с ребенком, повесь книжную полку…»

«Иван Петрович (подчиненный), вот вам задание на ближайшие полтора года. Вечером дам вам еще одно…»

Все эти варианты приведут только к одному: Анальный человек впадет в ступор и не сможет делать вообще ничего. Он просто не увидит цели — конца этого пути, а потому будет чувствовать себя дискомфортно.

«Коля, сейчас тебе надо закончить второй класс (точка)». А потом вы обсудите его будущее (имеется в виду третий класс).

«Петя, почини, пожалуйста, унитаз (точка)». Увидев исправленный унитаз, вы можете попросить его о чем-то еще.

«Иван Петрович, вот вам задание на сегодня (точка)». А завтра вы дадите ему следующее задание.

Несмотря на кажущуюся простоту, эти формы мобилизуют Коричневого человека на активную деятельность. Используя их, вы не только сохраните ему душевное здоровье, но и добьетесь от него невиданной ранее продуктивности.

И не забывайте о том, что такого человека нельзя торопить. Если вы планируете совместную деятельность с ним — интимную встречу, деловые переговоры или просто общение, — оставляйте достаточно времени про запас. С его природной медлительностью вам вряд ли удастся вписаться в заранее намеченные сроки.

Зная свою неспособность к быстрым и решительным действиям, анальники стараются просчитать все варианты заранее. Они строят планы на будущее, стараются строго их придерживаться и, конечно, очень расстраиваются, когда жизнь внезапно вносит свои коррективы.

Обычно они стремятся заранее выходить из дома на важную встречу, чтобы ни в коем случае не опоздать. Но что-то все равно вынуждает их опаздывать, несмотря на все принятые меры. Например, прохождение «дверного проема» иногда является для Коричневых людей психологически трудным: любая дверь может стать неосознанным препятствием (Фрейд сравнивал это с запором — тоже своеобразные трудности в прохождении отверстия). В жизни это проявляется известным вариантом поведения при выходе из дома: дойдя до дверей, человек останавливается, что-то вспоминает и за чем-то возвращается. Затем он вновь подходит к двери, желая выйти, но тут опять вспоминает о какой-то забытой вещи (порой совсем не важной).

Но! Как только он миновал дверной проем, эти проблемы моментально уходят, и анальник спокойно двигается дальше. (Этим он отличается от Фиолетового — обонятельника , который, даже уйдя из дома, порой продолжает беспокоиться: «А выключил ли я свет, газ, воду…».) Так что, несмотря на все старания, Коричневые люди часто опаздывают на важные мероприятия и очень по этому поводу переживают.

Как вы уже знаете, данный вектор не отличается особой открытостью в общении, но это относится в основном к чужим людям. В кругу близких друзей или просто хороших знакомых анальник раскрепощается и даже становится довольно разговорчивым. Если вы случайно спросите, как его дела, то рискуете за ближайший час получить о них полное представление. Такие люди рассказывают о своей жизни в мельчайших подробностях, более того, для них в разговоре характерны частые отклонения от темы, но затем они возвращаются к основной мысли и обязательно договаривают ее до конца.

За дотошность и пытливость их часто называют занудами, и в этом есть доля истины. «Такому мужчине легче один раз дать, чем полгода объяснять, почему не хочешь» — эта женская поговорка относится именно к коричневому вектору.

Этим людям свойственна определенная «зацикленность» на своих проблемах и переживаниях. Они могут днями и неделями обдумывать одни и те же ситуации, крутить их в голове с разных сторон, иногда даже после принятия решения.

Здоровье

Если Анальный человек удовлетворяет потребности своего вектора и живет в согласии с присущим ему темпом и стилем жизни, то он отличается крепким здоровьем. Говорят, что Коричневые все делают долго и живут тоже долго.

Если же человек не понимает и не принимает свой вектор (о принятии будет подробно рассказано в следующей главе), и его организм не получает необходимых ему телесных и душевных радостей, то он начинает страдать типичными для данного вектора болезнями: запорами, геморроем, трещинами прямой кишки и даже опухолями в этой зоне. По имеющейся статистике, многие заболевания кишечника и практически все болезни прямой кишки и анальной зоны имеют непосредственную связь с неудовлетворенностью или дисгармонией анального вектора. Неслучайно в Германии и Японии — странах с самым выраженным коричневым вектором — высок процент заболеваемости опухолями прямой кишки.

Между прочим, дисбактериоз кишечника и различные проблемы со стулом, в том числе в детском возрасте, часто связаны с дисгармоничным анальным вектором.

Восстановление утраченной гармонии вектора приводит к значительному улучшению здоровья, а часто и к полному выздоровлению (разумеется, если болезни не зашли еще слишком далеко).

Как можно помочь такому человеку? Приведу один пример.

Однажды в газете «Здоровый образ жизни» я заметил удивительное письмо в разделе «Помогите!». Оно привлекло мое вниманиезначительному улучшению здоровья, а часто и к полному выздоровлению. ью коричневого вектора болезнями необычным для таких писем стилем: текст в нем был разделен на пункты и подпункты. Примерно так:

«1. Мне тридцать лет.

2. Двадцать из них страдаю запорами.

3. Пробовала: 3.1 Травы, 3.2 Таблетки, 3.3…» и т. д.

Нисколько не сомневаясь в природе описанного недуга, я решил отправить несчастной девушке письмо. В нем я кратко изложил содержание этой главы: так, мол, и так, есть люди, у которых анальная зона от рождения является особо чувствительной, и если ее по жизни никак не стимулировать, то могут развиваться соответствующие болезни. В итоге я посоветовал ей регулярно массировать анальную зону пальцем или придумать другие удовольствия на эту тему. Ответ пришлось ждать долго… Целых три месяца. Но он меня очень порадовал:

«Доктор, спасибо вам огромное! Мои результаты:

1. Запоры прошли.

2. Радуюсь жизни.

3. Нашла в себе и в муже много интересного!!!».

Но не подумайте, что единственный способ гармонизировать коричневый вектор — это массаж его чувствительной зоны. Темп и образ жизни, стиль ведения хозяйства, любимые хобби — все это имеет значение.

Если кто-то из ваших близких страдает запорами или болезнями прямой кишки, дайте им почитать эту книгу. Не стоит рассказывать им краткое содержание или давать конкретные советы, ибо для анальников очень важно медленное и плавное вхождение в тему, особенно столь интимную. А если вы решили сами помочь Коричневому партнеру, то будьте предельно деликатны.

Когда я был на тренинге у Виктора Толкачева, одна из участниц группы очень эмоционально воспринимала «коричневое» занятие. Она то и дело вскрикивала: «Ой! Это же про моего мужа», «Ой! Да у меня же муж такой!» Не знаю, что произошло в их семье после этого занятия, но муж привез ее на следующий день на машине и сказал: «Ты ходи на этот тренинг. Это хороший тренинг».

Коричневые женщины обычно хорошо переносят беременность, но роды у них бывают долгими и трудными (как тут не вспомнить Фрейда с этой «трудностью прохождения отверстия»).

Профессии

В любом важном деле анальник просто незаменим: выполненная им работа выдержит самую строгую проверку на качество. В своей профессиональной деятельности они отдают предпочтение работе, требующей усидчивости и внимательности (бухгалтеры, программисты, водители-дальнобойщики), имеющей отношение к прошлому (историки, археологи, торговцы антиквариатом, архивные и музейные хранители), к подробному изучению (аналитики, ученые)или к систематизации чего-нибудь (составители справочников и каталогов, библиотекари), а также к справедливости (юристы, следователи) и к чистоте (уборщицы). Кроме того, из них получаются хорошие писатели.

Эти люди, кстати, от природы обладают абсолютной грамотностью, поэтому иногда могут видеть ошибки в тексте, даже не читая его. В этом нет ничего удивительного, ведь любой язык — это упорядоченная система (несмотря на массу исключений), и Коричневый человек, с рождения наделенный обостренным чувством порядка, видит нарушения в этой системе с первого взгляда.

В спорте они находят себя в академической гребле, конном и велоспорте, а в медицине — в хирургии и стоматологии.

Кроме того, настоящие учителя и воспитатели (в хорошем смысле этих слов) — чаще всего представители именно анального вектора (не путайте с теми, кто называет себя только педагогом , о них будет рассказано в главе, посвященной оранжевому — кожному вектору). Коричневые люди прекрасно умеют выстраивать отношения с детьми, давая им все необходимое, но не позволяя садиться себе на голову, и дети любят их именно за это!

Заключение

Так как эта глава начиналась с цитаты Зигмунда Фрейда (точнее, первой фразой из его статьи «Характер и анальная эротика»), то будет логично закончить последней фразой из той же статьи:

«Следовало бы вообще обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи с определенными эрогенными зонами».

Именно этим мы займемся в следующих главах книги. А сейчас пора разобраться, почему один и тот же вектор проявляется у разных людей очень по-разному.

Фильмы, в которых встречаются герои с коричневым вектором:

  • «Винни-Пух» (м/ф), реж. Федор Хитрук, СССР, 1969 г. (Кролик);
  • «Смешарики» (м/ф), реж. Денис Чернов и др., Россия, 2004 г. (Ежик);
  • «Чебурашка» (м/ф), реж. Роман Качанов, СССР, 1971 г. (Крокодил Гена);
  • «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», реж. Игорь Масленников, СССР, 1979 г. (доктор Ватсон — Виталий Соломин);
  • «Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, СССР, 1966 г. (Юрий Деточкин — Иннокентий Смоктуновский);
  • «Семнадцать мгновений весны», реж. Татьяна Лиознова, СССР, 1973 г. (Пастор Шлаг — Ростислав Плятт);
  • «Место встречи изменить нельзя», реж. Станислав Говорухин, СССР, 1979 г. (Володя Шарапов — Владимир Конкин);
  • «Покровские ворота», реж. Михаил Козаков, СССР, 1982 г. (Лев Хоботов — Анатолий Равикович);
  • «Кин-дза-дза», реж. Георгий Данелия, СССР, 1986 г. (дядя Вова — Станислав Любшин);
  • «Приключения Электроника», СССР, 1980 г. (профессор Громов — Николай Гринько);
  • «Собачье сердце», реж. Владимир Бортко, СССР, 1988 г. (доктор Борменталь — Борис Плотников).

Бессознательное — самая обширная и наиболее содержательная часть психики, включающая в себя переживания, которые не осознаются человеком: различные врожденные или вытесненные влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр. Бессознательное активно влияет на все сферы жизни и все проявления человека.

Понятие «бессознательное» было предложено З. Фрейдом, который предположил, что многие человеческие действия, которые обычно кажутся случайными, на самом деле не случайны, а являются симптомами глубинных внутриличностных конфликтов — настолько серьезных, что психика их не выдерживает и отказывается осознавать, то есть делает бессознательными.

Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов. В психоанализе Фрейда в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Суть Коричневого удовольствия в академической гребле кроется в устройстве специального сиденья — «банки», которая имеет четыре колеса и движется по полозьям (рельсам).

Вы можете бесплатно скачать книгу (сокращенную версию) в любом доступном формате: epub, pdf, fb2, mobi, djvu!

Предыдущая глава: Купить или скачать книгу Следующая глава:

Ночь - звуковое время суток. В первобытной стае звуковик вслушивался в тишину: не хрустнула ли где-нибудь веточка под лапой леопарда? Поздно вечером и ночью звуковики чувствуют себя гораздо бодрее, чем днем. Им сложно рано вставать, они долго не могут проснуться.

Характерные речевые обороты:

  • Всё суета сует!
  • Смотри внутрь себя.
    Познай самого себя!
  • Тишина

Общая характеристика

Особенности психики

Про него говорят: «Не от мира сего... Странный он какой-то, чудаковатый, молчун с избирательным контактом» . Это первые определения, часто наблюдаемые окружающими, которые получает звуковой вектор в системно-векторной психологии.

Звуковик - абсолютный эгоцентрик. Он высокомерен, в собственных ощущениях он - самый умный, «выше всех», поэтому его могут считать заносчивым. Это наибольший интроверт, закрытый в панцире собственного тела, всецело сосредоточенный на себе и своих состояниях. Наиболее часто встречающееся слово в речи звуковика - местоимение «Я».


Звуковой ребенок уже в 5-6 лет начинает задавать вопросы о : «Папа, а кто мы? Зачем мы живем? В чем смысл жизни? И что такое смерть? Что будет после того, как мы умрем? Что такое космос? А бесконечность? Почему я в своем теле, а не, например, в теле моего брата?»

В период взросления эти вопросы как бы заглушаются, вытесняются глубоко в бессознательное, давая о себе знать лишь сигналами смутной тоски и депрессии, ощущением «мировой скорби», чтобы во время пубертата и в дальнейшем стать особенно острыми.

Часть звуковиков внутренние вопросы вербализует, а часть не задает их, но как будто что-то все время тянет их в темы, связанные с этими вопросами. Например, физик часто не отдает себе отчета в мотивах своих исследований. Он не скажет вам: «Я изучаю устройство мироздания» , - он так не думает. Он думает, что решает прикладную задачу, которую до него еще никто не решал.

В поиске Первопричины звуковики изучают религии и духовные практики. Иногда они идут от обратного и, пытаясь доказать, что Бога нет, становятся атеистами. Только звуковик так яростно может доказывать, что Бога нет, ведь вопрос существования Бога - это только звуковой вопрос.

Звуковой вектор уникален тем, что это единственный вектор, не имеющий материальных желаний. Секс, семья, дети, деньги, карьера, почет и слава, даже знания - ничто из этого не представляет ценности в звуковом векторе. Звуковой вектор - единственный, всеми своими желаниями устремленный к познанию своего Я, Основного Закона Мироздания, Первопричины, Бога.

Его задача - постижение мира метафизического, и все свойства звуковика (кроме базовых физических - есть, пить, дышать, спать) направлены только на это. Звуковой вектор - доминантный, то есть сила желания в звуке - самая большая, гораздо бόльшая, чем в других векторах.

Звуковой вектор асексуален. Все желания звуковика направлены в нематериальную плоскость, это подавляет сексуальное желание. Даже самое большое либидо, обусловленное «нижними» векторами, понижается «верхними» векторами, в особенности Звуком.

Звуковик часто говорит еле слышным, тихим голосом и зачастую не любит звучание своего голоса. Каждый раз перед тем, как ответить на вопрос, он берет тайм-аут: «А? Что? Вы ко мне?..» - переспрашивает, словно не расслышал вопроса. Это дает ему время вынырнуть из себя наружу и уже тогда полноценно ответить. Говоря, он делает паузы, задумывается, зависает.

Живому общению звуковик нередко предпочитает невербальное общение в Интернете: ему проще написать то, что он хочет сообщить другому человеку, даже находящемуся с ним в одном помещении, чем сказать голосом. К тому же в «интернетные беседы» не замешаны запахи и все прочее, отвлекающее от смысла сказанного. Когда говорит, он нередко прикрывает глаза, отключаясь от мира образов, мира снаружи, сосредотачиваясь на звуках, словах, интонациях.

Звуковик предпочитает общаться с такими же, как он сам. Звуковики понимают друг друга без слов, они так и говорят: «Нам приятно помолчать вместе» .


Ночь - звуковое время суток. В первобытной стае звуковик выполнял функцию ночного охранника стаи, бодрствовал, когда все остальные спали. Он вслушивался в тишину: не хрустнула ли где-нибудь веточка под лапой леопарда? По сей день вечером и ночью звуковики чувствуют себя гораздо бодрее, чем днем. По этой же причине они предпочитают поздно ложиться спать и с трудом подчиняются обычному режиму: им сложно рано вставать, они долго не могут проснуться.

В современном обществе звуковики по-прежнему «караулят стаю» по ночам, но уже, к примеру, сидя в Интернете, слушая музыку в наушниках, читая книги и размышляя.

Звуковой ребенок тише остальных, не бегает и не шумит на переменках вместе со всеми, предпочитая уединение. Чудаковатый тихоня со взглядом взрослого человека, задумчивый и малообщительный. Лицо звуковика амимично и совсем не отражает эмоций. Вместе с тем эмоции у звуковика ничуть не менее сильные и даже более глубокие, чем у других, только не выносятся наружу. Так что со стороны о них можно даже не догадываться.

То, как проявляет себя звуковой ребенок в школе, во многом говорит о его состоянии. Ребенок с подавленным звуковым вектором замкнут и отчужден. Ему сложно найти общий язык со сверстниками. По ночам он занят своими «делами», живя в своем мире, мире фантастики, идей и музыки, он редко высыпается. Как результат, в первой половине дня он пребывает в состоянии полудремы, проваливая контрольные, которые так часто дают именно на первых уроках. Такой ребенок рискует попасть в разряд неуспевающих, может даже по ошибке получить штамп умственно отсталого.

Тот же звуковой ребенок при адекватном развитии, в хороших для звукового вектора условиях показывает блестящие интеллектуальные способности и хорошую обучаемость. Часто ему особенно легко дается изучение языков. Звуковые дети очень хорошо чувствуют интонации, звучание речи и способны говорить на любом иностранном языке без акцента. Они единственные обладают абстрактным мышлением, могут решать сложнейшие задачи по физике и математике. Лучшие из лучших в этих областях, они становятся призерами олимпиад.

Ключевым моментом становится правильный подход к таким детям. Родители звуковых детей должны обеспечить своему ребенку максимально благоприятную среду: тишину и возможность уединения. Громкие звуки - такие как хлопающие двери и грохот посуды - вредоносны для звукового ребенка. На звукового ребенка ни в коем случае нельзя кричать, его нельзя оскорблять: «Ну что ты за идиот такой, зачем я тебя родила!» Унижение звуковика и частые скандалы между родителями могут значительно снизить его способность к обучению и контакту с другими людьми. Так происходит первый удар по сенсору звуковика. - это травмированный звуковик, а крайняя степень стресса звукового ребенка оборачивается звуковым неврозом - .

Состояние абсолютного комфорта для звуковика - это тишина. Тишина - средство самоуглубления, только в тишине хорошо думается. Звуковик избегает шумных компаний и мест, предпочитая уединение.

Звуковики обладают абстрактным интеллектом, в потенциале самым мощным, способным к постижению абстрактных нематериальных понятий. Идеи, их создание, распространение - это звук. Идеи эти носят глобальный характер, меняют мир вокруг нас и определяют направление движения социальных преобразований и общего развития человечества. От развитости и реализованности звуковика зависит направленность его идей - от человеконенавистнических (при недостаточной развитости и фрустрациях, например, как у Гитлера) до движущих в будущее народ или все человечество (Циолковский, Эйнштейн, Ландау, Тесла и многие другие).

Звуковой вектор - один из трех «читающих» векторов. Звуковики предпочитают поэзию, научную фантастику, книги по философии и психологии. Изучают эзотерику, религии, теологию, физику. По ночам не спят, а философствуют, созерцая ночное небо, могут часами смотреть на звезды, получая от этого своеобразное успокоение.


Звуковики любят музыку, выбирая ту, которая созвучна их внутреннему состоянию. Желание громко слушать тяжелый рок - это попытка уменьшить боль в страдающем от невозможности наполниться звуковом векторе. - своего рода наполнение нижних уровней желания звукового вектора. Но в последние десятилетия музыка уже , поскольку значительно вырос темперамент, то есть сила желания - вектора. Звуковик, чьи бессознательные желания наполнены, перестает нуждаться в музыке, он предпочитает тишину.

Еще в XX веке звуковик мог наполниться философией, музыкой, поэзией, реализовать себя в качестве философа, теолога, музыканта, физика, поэта, режиссера. В последние же десятилетия ничто не утоляет жажды реальных духовных постижений, и звуковики находятся в тяжелейших условиях, ощущая более или менее осознанный внутренний поиск, который они ничем не могут наполнить.

Широкое распространение зависимости от компьютерных игр (особенно связанных с насилием) - показатель депрессивного звукового вектора. Погружение в мир компьютерных игр лишь усиливает оторванность от реальности и подогревает человеконенавистнические идеи нездоровых звуковиков.

Депрессия - это ненормальное состояние для звуковика, но, увы, сегодня для большинства из них наиболее частое. оказывается сложной задачей для людей со звуковым вектором. Не справляясь со своей видовой ролью, терзаясь внутренними вопросами, тоскующие и мятущиеся, они порой решаются на самоубийство, подсознательно надеясь попасть к Богу через «черный ход». Они так и говорят: «Нет смысла в этой жизни, душе тесно и больно в телесной оболочке». Звуковики выпускают душу из тела, надеясь на вечную жизнь в другом измерении... Но это ошибка. Только здесь, в мире физическом, только в теле человек способен выполнить Звуковую задачу постижения своего Я и Мироздания.

Звуковик постоянно погружен в себя. Размышляя о чем-то, он отрешен от происходящего снаружи. Все звуковое Я направлено на внутреннее самосозерцание. Колоссальное сосредоточение звуковика на самом себе - это попытка осознать то, что не осознается, отвоевать путем осознания клочок территории у Бессознательного.

Погружаясь в себя слишком глубоко, он настолько теряет связь с материальным миром, что буквально забывает есть и пить. Почувствовав сильную слабость в теле, он даже не может сразу понять, в чем дело. Его спрашивают: «Ты ел? Когда ты ел?» А он отвечает: «Не помню... наверное, вчера...» Звуковики - единственные, кто не ощущает тело. Они уверены, что тело само по себе, а они сами по себе. Иногда им кажется, что тело мешает, его тяжело таскать на себе, оно хочет кушать и т. п., в то время как он должен выполнять свою видовую роль. При этом надо понимать, что у звуковика самая тяжелая работа - работа ума. Не существует более тяжелой работы, чем работа ума в звуковом векторе.

Звуковику сложно облечь в слова свои желания, он что-то ищет, но сам точно не знает что. И ни одна материальная сущность не способна наполнить его пустоту. Люди без звукового вектора не могут понять его: «Вася, ну что ты маешься? У тебя же все есть! Что тебе еще надо? Заладил одно и то же - «нет смысла, зачем все», - живи, как все!»

Для звуковика бессознательная нехватка ответов на все его внутренние вопросы - как зубная боль во время праздника: вокруг кипит жизнь, а ему не до нее. Он страдает в поиске смысла и, не находя его, мучается бессмысленностью существования в этом мире, тяготится своим телом.

Не в силах выдержать такое колоссальное внутреннее напряжение, звуковик уходит в депрессии, мучается , в полном отчаянии может решиться на суицид.


Нередко звуковик - в потенциале обладатель самого блестящего абстрактного интеллекта, способный к величественным постижениям духа в масштабе всего человечества, - в неразвитом и нереализованном состоянии так и не находит собственного природного большого пути. Тогда он обречен на блуждания в закоулках мелких, устаревших, несостоятельных, а то и попросту сумасшедших мыслительных заблуждений.

Системно-векторная психология впервые в мире дает ключ знания, который приоткрывает для остальных людей интровертированный, замкнутый внутренний психический объем этого, как его часто называют, «не от мира сего», звукового типажа. А самому звуковому человеку - осознание своей природной заданности и получение наполнения своих природных желаний, реализации свойств. Все это способно вывести его на высоту ни с чем не сравнимой осознанности и осмысленности жизни.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »