Организация профилактической деятельности в работе классного руководителя. Воспитательная система по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений в среде несове — Воспитательная работа — Региональный образовательный портал Псковской области

Пояснительная записка

Охрана здоровья и жизни детей – важнейшая задача не только родителей, но учителей и других педагогических работников. В связи с этим встает вопрос профилактики детского травматизма при организации образовательной деятельности. Через обучение и воспитание возможно сократить количество несчастных случаев с детьми и предотвратить их травмирование. Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Классный руководитель и его предназначение

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательной деятельности.

Институт классных руководителей в российской школе имеет свою историю. До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т. д.). В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. Классное руководство в России насчитывает более 130 лет. За это время изменились не только функции и обязанности классного руководителя, но и само понятие классного руководства в школе.

Основным направлением профессиональной деятельности современного классного руководителя является внеклассная работа, внутри которой выделяют такие приоритетные направления, как:

Осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания;

Укрепление духовных контактов между классным руководителем и учениками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему;

Постоянное побуждение человека к сохранению и укреплению здоровья, самовоспитанию и самообразованию.

Формирование безопасного поведения учащихся

Классный руководитель участвует в формировании у участников образовательной деятельности устойчивых навыков безопасного поведения во время учебной, внеурочной и трудовой деятельности.

Классному руководителю надо знать, что причины детского травматизма можно разделить на три группы:

Поведение самого ребёнка (низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия; отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий; травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний);

Действия окружающих сверстников;

Действия взрослых, окружающих ребёнка (обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением).

Часто травмируются дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю.

Чаще травмируются дети 8–10 и 14–15 лет. Дети первой возрастной группы – школьники младших классов – отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т. д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом, когда запинаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьёт твёрдым предметом и т. д.

Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но тем не менее пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Условия травмирования учащихся

Показателями предрасположенности к получению травм являются эмоциональные свойства и качества темперамента ребёнка.

Подверженности несчастным случаям способствуют:

Низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение),

Недостаточная сенсомоторная координация,

Малая наблюдательность (осмотрительность),

Низкая выносливость,

Чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Установлено, что для 60% учащихся характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

В современном мире серьезной проблемой у обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в образовательных организациях становится гипокинезия. От её последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать или в индивидуальной беседе, или в классе. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Организация профилактической работы классным руководителем

Классный руководитель призван быть организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником учащихся своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни, проводить работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди учащихся своего класса. Эту работу он выполняет не один, а совместно с учащимися класса, их родителями, учителями, работающими в этом классе.

Функции классного руководителя, которые обеспечат возможность проведения профилактической работы с детьми:

- когнитивно-диагностическая функция (от лаг. cognitio – знание, познание; от греч. diagnоsis – определение) – связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учёта этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы;

- организаторско-стимулирующая функция . Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жёстким регламентированием деятельности учащихся, главное – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению;

- объединительно-сплачивающая функция . Действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности детей;

- координирующая функция . В классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе.

Воспитательная работа классного руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя – конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда – целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий. Лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные периоды.

При планировании воспитательной работы по направлению «Профилактика детского травматизма» классный руководитель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы обучению учащихся безопасному поведению и в школе, и дома, и на улице;

б) план должен предусматривать включение школьников в познавательную и спортивно-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива, формированию межличностных отношений;

г) план должен содержать мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей (законных представителей).

Планирование работы по профилактике детского травматизма

Мероприятия по профилактике детского травматизма включаются в планы воспитательной и просветительной работы. Для младших школьников целесообразно устраивать утренники здоровья, различные викторины, соревнования. Дети среднего и старшего школьного возраста уже имеют определённые знания о мерах профилактики травматизма. При работе с этой возрастной группой следует обратить внимание на формирование правильного отношения к возможным опасностям.

В целях профилактики детского травматизма и несчастных случаев с учащимися класса можно спланировать следующие мероприятия:

Беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

Определение графика дежурства учащихся класса;

Систематическую индивидуальную работу педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины.

Для эффективности осуществления намеченного плана работы, классный руководитель должен грамотно подобрать формы работы с учащимися по вопросам профилактики травматизма и предупреждения несчастных случаев. Ниже приводится перечень форм работы с учащимися:

По видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и другие;

По способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

По времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;

По времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

По субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и её реализация принадлежит детям;

По результату – формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

По числу участников – индивидуальные, групповые, массовые.

Классные руководители в начале учебного года, перед каждыми каникулами, а также перед походами, экскурсиями, выездными мероприятиями должны проводить инструктажи с учащимися класса по следующим направлениям:

Правила безопасного поведения на дорогах, транспорте, соблюдение ПДД;

Соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, нахождении на спортплощадке;

Безопасное поведение на воде, у водоёма, в бассейне, на льду;

Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах;

Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов;

Правила обращения с взрывоопасными предметами, веществами;

Правила пожарной безопасности и электробезопасности.

Планируя внеклассную деятельность, надо исходить из того, что важнейший источник влияния на детей – это, прежде всего, сама жизнь. Жизнь школьника можно рассматривать с двух сторон: собственно школьной (обучение, различные школьные дела, одноклассники), и остальной – домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах. Часто «вторая» жизнь приобретает большую власть над ребёнком, чем «первая». Часто можно наблюдать огромную пропасть между этими частями жизни школьника. Пытаясь воздействовать на какую-либо одну сторону, получаем, как правило, лишь негативный результат: деформацию личности ученика, снижение мотивации, поведенческие проблемы. Поэтому задачей классного руководителя является тесная интеграция школьной жизни и внеклассной деятельности.

Создание целостной развивающей среды посредствам кружков, секций, использования возможностей родительского коллектива (поездки, походы, и т. д.), тематические недели, портфолио помогает формировать полноценную здоровую личность.

Школа, семья могут направить совместные усилия на то, чтобы каждый ребёнок свое свободное время не растрачивал бездумно, а пополнял знания, приобщался к литературе и искусству, занятиям физической культуры и спортом. Культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые для школьников – надежный заслон от травматизма.

Предсказать, предвидеть то, где ребёнок может травмироваться, невозможно. Следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать своё физическое превосходство. Увеличивается количество травм в результате драк между подростками.

Научить ребёнка правилам поведения в общественных местах могут и классные руководители и родители. Важно объяснить, например, что драка – это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать всё от них зависящее, чтобы их ребёнок ни по незнанию, ни тем более умышленно не наносил вред своими действиями другим детям. А помочь родителям проводить такую работу может классный руководитель.

Классный руководитель и родительское сообщество

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно, стиль работы должен быть демократическим, основанным на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создавать воспитывающую среду, обеспечивать единство требований школы и семьи по отношению к личности ребёнка.

Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:

Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личностей как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами:

Изучение условий семейного воспитания;

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Взаимодействие с родительским комитетом;

Совместная деятельность родителей и учащихся;

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Литература:

1. Лаврентьева В. В. Сборник методических материалов по профилактической работе в школе // Классный руководитель. – 2012. – № 6.

2. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Приложение № 1

Примерный перечень тем для проведения бесед и классных часов по предупреждению детского травматизма

Тема № 1. Правила поведения учащихся:

Общие положения;

Правила поведения в раздевалках и столовой;

Правила поведения на уроках и переменах;

Лестница может быть опасной.

Тема № 2. Правила дорожного движения:

Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные чрезвычайные ситуации;

Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Практическое занятие;

Правила поведения на улице. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

Правила дорожного движения. Практическое занятие;

Светофор и его сигналы;

Дорожные знаки;

Пешеходные переходы и правила пользования ими;

Правила езды на велосипеде;

Где можно и где нельзя играть;

Движение группами;

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила безопасности на железной дороге;

Знакомство с транспортом города;

Правила поведения на транспорте.

Тема № 3. Правила пожарной безопасности:

Причины возникновения пожаров.

Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.

Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами.

Правила пользования электроприборами.

Тема № 4. Опасности криминогенного характера:

Как вести себя дома, когда ты один в квартире;

Как вести себя на улице, когда посторонний человек пытается увести тебя куда-то.

Тема № 5. Безопасность на воде:

Правила и меры безопасности поведения на водоёмах;

Правила поведения на водоёмах в разные сезоны года;

Основные спасательные средства и правила пользования ими.

Тема № 6. Домашние животные и возможные опасности:

Домашние животные. Опасности, связанные с животными;

Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными в городе.

Приложение № 2

План работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

№ п\п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Оформление в классах уголков по профилактике детского дорожного травматизма, подбор методического материала по обучению детей дорожной безопасности, планирование работы на год

сентябрь

классные руководители

Защита безопасных маршрутов учащихся в школу и домой

сентябрь

классные руководители

Родительское собрание «Безопасность детей»

сентябрь, апрель

классные руководители

Беседа на родительских собраниях на темы, связанные с правилами поведения на дорогах города.

Консультация для родителей: особенности безопасного поведения в зимнее время года.

октябрь, декабрь

классные руководители

Участие во Всероссийской акции «Внимание, дети»:

Изготовление памяток, схем «Безопасное движение в микрорайоне школы»,

Оформление стационарного «Уголка безопасности дорожного движения»,

Беседы с учащимися о безопасном пути из школы домой,

Беседы по ПДД

сентябрь, май

зам. по ВР, классные руководители

Классные часы, посвящённые Всемирному дню памяти жертв ДТП

классные руководители

Проведение классных часов, викторин по правилам дорожного движения, сотрудничество с инспекторами ГИБДД

в течение года

классные руководители

Профилактические мероприятия «У безопасности каникул не бывает!»

октябрь, декабрь, апрель, май

классные руководители

Семинар «Требования по обеспечению безопасности детей при организации перевозок, выходе за пределы школы»

сентябрь

зам. директора по воспитательной работе

Приложение № 3

План работы с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Выявление детей, имеющих велосипеды и скутеры

сентябрь

классные руководители

2.

Проведение инструктажа с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

сентябрь, январь, май

классные руководители

3.

Встреча учащихся с инспектором ГИБДД (1–11 кл.)

в течение года

зам. директора по ВР, классные руководители

4.

Конкурс рисунков «Мой друг велосипед» (1–4 кл.)

классные руководители

5.

Викторина «Правила велосипедистов»

классный руководитель

6.

Ведение строгого учёта учащихся, имеющих велосипеды, скутеры

в течение года

классный руководитель


Классный руководитель Дети «группы риска»; Дети «группы риска»; Причины и дата постановки на внутришкольный учет; Причины и дата постановки на внутришкольный учет; Формы работы с данными учащимися; Формы работы с данными учащимися; Условия проживания детей в семьях. Условия проживания детей в семьях.


Школьный психолог Консультация классного руководителя по результатам диагностики, проведенной им при приеме учащихся в школу; Консультация классного руководителя по результатам диагностики, проведенной им при приеме учащихся в школу; Проводимая коррекционно-развивающая работа с ребятами класса и их родителями; Проводимая коррекционно-развивающая работа с ребятами класса и их родителями; Необходимые рекомендации по данному вопросу. Необходимые рекомендации по данному вопросу.


Социальный педагог Сведения об учащихся и их семьях, которые могут помочь в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений; Сведения об учащихся и их семьях, которые могут помочь в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений; Сведения об учащихся из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных, опекунских семей и семей с детьми-инвалидами, получить рекомендации по работе с детьми из таких семей. Сведения об учащихся из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных, опекунских семей и семей с детьми-инвалидами, получить рекомендации по работе с детьми из таких семей. Использование различных методов и методик (беседы, наблюдения, диагностические исследования…)для привлечения "трудных" воспитанников к полезным занятиям в свободное от учебы время. Использование различных методов и методик (беседы, наблюдения, диагностические исследования…)для привлечения "трудных" воспитанников к полезным занятиям в свободное от учебы время.


Заместитель директора по воспитательной работе Оказание организационно-методической помощи в ведении документации Оказание организационно-методической помощи в ведении документации Анализ условий и причин негативных проявлений Анализ условий и причин негативных проявлений Консультация обучающихся и родителей по вопросам воспитания Консультация обучающихся и родителей по вопросам воспитания Подготовка информации о деятельности в образовательном учреждении Подготовка информации о деятельности в образовательном учреждении Отчет по взаимодействию с органами и учреждениями профилактики Отчет по взаимодействию с органами и учреждениями профилактики


Документация классного руководителя Составление плана работы по профилактике безнадзорности и правонарушений; Составление плана работы по профилактике безнадзорности и правонарушений; Ведение дневника классного руководителя. Ведение дневника классного руководителя.


Причины постановки на внутришкольный учет нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках; нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках; пропуски учебных занятий (прогулы); пропуски учебных занятий (прогулы); постоянные драки, грубость, сквернословие; постоянные драки, грубость, сквернословие; драки, приводящие к телесным повреждениям; драки, приводящие к телесным повреждениям; курение; курение; употребление спиртных напитков; употребление спиртных напитков; совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции; его в органы милиции;


Совершение преступления или соучастия в нем; совершение преступления или соучастия в нем; систематическая порча государственного и личного имущества; систематическая порча государственного и личного имущества; издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции ООН по правам ребенка, Конституции РФ); ООН по правам ребенка, Конституции РФ); единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в ре­зультате которого возникла угроза здоровью другого человека; единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в ре­зультате которого возникла угроза здоровью другого человека; совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность. совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.


Постановка на учет по заявлению классного руководителя; по заявлению классного руководителя; по заявлению администрации школы; по заявлению администрации школы; в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена административная ответственность; в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена административная ответственность; в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность. в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность.


Документы для постановки на ВШУ заявление классного руководителя о постановке на учет; заявление классного руководителя о постановке на учет; характеристика несовершеннолетнего; характеристика несовершеннолетнего; акт посещения несовершеннолетнего на дому; акт посещения несовершеннолетнего на дому; справка о профилактической работе с несовершеннолетним; справка о профилактической работе с несовершеннолетним; выписка оценок за текущую четверть. выписка оценок за текущую четверть.


Причины приглашения на Совет по профилактике невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках). уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).
Условия исключения из ОУ По решению органа управления Исключение обучающегося из учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения. По решению органа управления Исключение обучающегося из учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения. За совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающегося За совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающегося



Тамара Санникова
Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

План подготовки педагогического сов ета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель: проведение системного анализа работы учреждения образования по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задач и:

1. Определение проблемных направлений в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Определение сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Выбор соответствующих форм и приемов работы с учащимися, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями.

4. Формирование стремления к взаимообмену эффективным педагогическим опытом построения отношения с обучающимися и их родителями на основе личностно-ориентированного подхода.

Ожидаемый результ ат:

Создание условий для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на снижение роста правонарушений, преступлений;

Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам практического действия, направленного на снижение роста правонарушений и преступлений.

Форма педагогического совета: круглый ст ол.

Виды деятельности

1. Организация методической выставки «Эффективные методы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»

2. Подготовка к проведению групповой работы педагогов по проблеме «Трудный ребенок – кто он?» Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

3. Составление и реализация плана Декады правовых знаний“Мы и закон” Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

4. Проведение и анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

5. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

Выявление эффективных приемов и методов профилактической работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями (занятия реабилитационной группы, клуба «Подросток» Руководитель МО Бакштай О. П.

Составление проекта решений педагогического совета Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

План работы

заседания педагогического совета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

1. Введение в тему педагогического совета. Выбор наиболее точного определения «Трудный ребенок – кто он?»

Работа в группах. Директор Изобова И. М.

2. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования

3. Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития.

4. Анализ эффективности работы реабилитационной группы, клуба «Подросток».

Информация педагога социального Звонковой Т. Н., руководителя клуба «Подросток» Сазоновой Е. Н.

5. Анализ анкетирования «Закон и мы» по проблеме формирования законопослушного поведения.

Информация заместителя директора по ВР Санниковой Т. В.

5. Разработка памяток по организации индивидуальной и коллективной профилактической работы с несовершеннолетними

Работа в группах. Руководитель МО классных руководителей Бакштай О. П.

6. Подведение итогов. Обсуждение и принятие решений.

Информация директора школы Изобовой И. М.

Ведение в тему педагогического совета

«Трудный ребенок – кто он?»

Изобова И. М.

Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации Подростки не готовы к преодолению возрастающих стрессовых ситуаций и страдают от их возможных негативных последствий. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос «Кого мы называем трудным подростком?»

Для этого у вас на столах лежат маленькие листочки зеленого цвета по 4 для каждого члена команды. Возьмите их в руки. А сейчас подумайте и запишите по одному качеству «Трудного ребенка» на каждом листочке. Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать вы должны произнести вслух, чтобы члены вашей команды знали, что это «качество» уже занято.

Сейчас из 16 карточек вы должны оставить 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».

Разложите карточки по образцу в 3 столбца по 3 карточки в каждый. Далее, используя 3 карточки по диагонали, или горизонтали, или вертикали, составьте предложение «Трудные ребенок – это …». Возьмите лист желтого цвета и запишите его. Далее озвучьте предложение вашим членам группы и выберите наиболее удачное. А номер 3 озвучит всем.

«О системе работы педагогического коллектива

по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Санникова Т. В., заместитель директора по воспитательной работе

В системе профилактической деятельности учреждения образования выделяются два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Для достижения профилактических целей используется эффективная система методов и средств воздействия на личность правонарушителя.

Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в учреждении образования носит систематический характер и проводится по направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с законными представителями;

д) организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул;

е) работа с детьми девиантного поведения;

В школе реализуется комплекс мер, направленных на повышение социального-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей.

В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежемесячно проводятся заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основной целью является усовершенствование системы оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации; предупреждение противоправного поведения учащихся школы; профилактика вредных зависимостей, употребления токсических и наркотических веществ; профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся; активизация воспитательной позиции законных представителей.

Всего за 2016 календарный год проведено двенадцать плановых заседаний Совета, из них 2 (24.10.2016, 25.05.2016) совместных заседания Совета учреждения образования» Яновичская средняя школа Витебского района» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и Совета общественного пункта охраны и порядка при Яновичском сельском исполнительном комитете.

Динамика положения дел в семьях, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, в семьях, где воспитываются дети, состоящие на внутреннем контроле, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних в ОВД Витебского райисполкома, ежемесячно рассматривалась на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования.

Показателем эффективности профилактической работы учреждения образования является количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися.

На профилактический учет в ИДН Витебского РОВД 10.06.2016 года поставлены Точиленко Владислав, Точиленко Станислав, Юпатов Сергей. За период с 10 июня по 10 декабря 2016 года с ними и их законными представителями проведена профилактическая работа.

В школе организована работа клуба «Подросток» под руководством Сазоновой Е. Н, проводятся еженедельно занятия реабилитационной группы с дневным пребыванием детей (социальный педагог Звонкова Т. Н.). В субботу члены реабилитационной группы вовлечены в общешкольные мероприятия.

С целью обеспечения полезной занятости несовершеннолетних различных видов учета проводятся занятия по интересам, факультативные занятия, культурно-массовые мероприятия в шестой школьный день.

Факультативные занятия и занятия дополнительного образования посещают 100% школьников, состоящих на всех видах учета.

Одним из эффективных методов профилактического воздействия является постановка детей с девиантным поведением на внутренний контроль.

На протяжении года количество состоящих на внутришкольном контроле детей периодически уменьшалось и остановилось на цифре два.

Настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дают возможность получить положительные результаты.

В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений организованы встречи с помощником прокурора Витебского района Осипенко Е. В., заместителем КДН Адамович Е. С. «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».

Педагог-психолог УО «СПЦ Витебского района» Гана Валерьевна провела индивидуальные коррекционные занятия с учащимися «Конфликты и их решения».

Вывод: в учреждении образования организована целенаправленная работа по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Закона о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

1. Проводить дальнейшую работу по своевременному выявлению семейного неблагополучия и отрицательного влияния семьи на развитие ребенка

2. Рассмотреть на очередном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования вопрос о повышении ответственности за раннее выявление семейного неблагополучия среди дошкольников в ГУО «Яновичский ясли/сад Витебского района», УЗ – неорганизованные дошкольники (от 0 до трех лет)

3. В связи с тем, что профилактическая работа с обучающимися и их семьями не привела к полной стабилизации семейного благополучия, необходимо усовершенствовать работу СППС через комплекс мер:

3.1. Усилить ответственность работников ГУО “Яновичский ясли-сад”, УЗ за раннее выявление признаков семеного неблагополучия и сообщения о нем в учреждение образования для экстренного реагирования

3.2. Заслушать на заседании СП ежемесячно отчеты классных руководителей о работе с семьей и ребенком

3.3. Изучить требования по ведению документации личных дел СОП, ВШК, ИДН на методическом объединении классных руководителей до 5 января 2017 года. Руководитель МО Бакштай О. П.

3.4. Исключить формальный подход в работе с ребенком, признанным в социально опасном положенни, и его семьёй со стороны классных руководителей Родулевич Д. О., Савенка Н. А.

3.5. Своевременно оформлять необходимые документы по требованию органов опеки и попечительства, РОВД, ИДН

3.6. Социальному педагогу докладывать администрации УО о состоянии документации по ведению личных дел СОП, ИДН, ВШК ежемесячно

3.7. В профилактической работе с неблагополучными семьями придерживаться алгоритма взаимодействия всех заинтересованных структур постоянно

Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития групповая работа с педагогами

Бакштай О. П., руководитель МО

Я предлагаю вам обменяться мыслями, идеями по организации системы деятельности по работе с трудными детьми. Для этого возьмите лист голубого цвета и запишите 5 идей - предложений по организации работы с трудными детьми, на это вам дается 5 минут, записали – подвели черту.

А сейчас встаньте из-за своих столов, задвиньте стулья, найдите пару с коллегой из другой группы обменяйтесь идеями и запишите себе новые, подвели черту, на это вам дается 2 минуты.

Теперь присядьте за стол в свою команду и обменяйтесь идеями и запишите недостающие.

У какой команды наибольшее количество идей?

Команда зачитывает, остальные отмечают уже озвученные идеи и потом дополняют.

Идеи записываются на доске.

О работе реабилитационной группы дневного пребывания

при ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Педагог социальный Звонкова Т. Н.

На базе учреждения образования второй год работает реабилитационная группа дневного пребывания.

Деятельность реабилитационной группы регламентируется положением, утверждённым директором учреждения образования. Зачисление и отчисление детей в реабилитационную группу производится на основании заявлений законных представителей несовершеннолетних, оформляется приказом руководителя учреждения образования.

Несовершеннолетние посещают реабилитационную группу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Реабилитационную работу с детьми проводят специалисты СППС, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий. В четверг – проводит педагог социальный Звонкова Т. Н. ; в субботу – классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий согласно плану работы.

Цель работы реабилитационной группы:

Оказание помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи реабилитационной группы:

профилактика социального сиротства;

психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних;

налаживание и укрепление детско-родительских отношений;

помощь в стабилизации обстановки в семье;

развитие навыков культурного поведения несовершеннолетних;

содействие несовершеннолетним в преодолении трудностей в учёбе;

полезная занятость детей во внеурочное время.

Формы реабилитационной работы с детьми подбираются в зависимости от проблем, потребностей и ресурсов семьи и несовершеннолетнего.

Одночасовое занятие группы делится на 2 части: в первой части занятия проводится коррекционная работа с несовершеннолетними (занятия с элементами тренинга, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, ролевые игры, дискуссии).

Во второй части занятия используются интерактивные формы работы, проводятся викторины, игры, спортивные, практические занятия. Самыми яркими занятиями реабилитационной группы в 1 и 2 четвертях были следующие мероприятия: выпуск листовок «Я против курения», тренинг «Моя школа», творческий отчёт «Мои каникулы», час общения «Доверие», игра «Портрет коллектива», психологическая игра «Невероятное путешествие».

О работе клуба «Подросток»

на базе ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Руководитель клуба «Подросток» Сазонова Е. Н.

Задачи клуба:

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Знакомство подростков с новыми формами поведения;

Обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения;

Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности;

Знакомство подростка с самим собой;

Повышение уровня знаний подростков о свойствах человеческой психики и личности, механизмах действия психоактивных веществ, социальных и психологических законах функционирования человека в обществе;

Гуманизация системы ценностей подростка;

Формирование ответственного отношения к личностным выборам;

Развитие у обучающихся навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Занятия в клубе проходят 2 раза в месяц; тема занятий соответствует запланированной.

Приоритетными направлениями деятельности клуба являются

Организация и проведение мероприятий по направлению

деятельности клуба;

Организация содержательного досуга и общения обучающихся;

Занятия в клубе посещают дети в возрасте преимущественно 9-14 лет.

С целью организации и проведения совместного досуга для всех членов клуба регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, праздники, игровые и конкурсные программы).

Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних

Для понимания специфики поведения детей и подростков мы провели исследование представлений о законопослушном поведении и возможных средствах его формирования. В результате выяснено следующее.

1) Дети и подростки, их родители достаточно единодушно утверждают, что формирование законопослушного поведения необходимо для того, чтобы:

а) Был порядок в стране;

б) Жизнь была безопасной;

2) Из известных им законов, защищающих права ребенка, прежде всего, называют:

1 место: Конституция РБ;

2 место: Закон РБ «Об Образовании»;

3 место: Устав школы.

3) Дети и подростки, отвечая на вопрос о правилах поведения, очень редко могут сформулировать для себя конкретные правила (за исключением – не пить, не курить, не грубить старшим). В лучшем случае они называют такое правило, как быть дисциплинированным. Родители считают, что важнейшим правилом является «уважать старших».

4) В связи с тем, что подросткам и родителям достаточно сложно сформулировать собственные жизненные правила, им также трудно назвать те правила, от которых они готовы отказаться. Чаще всего звучит ответ: «не знаю», «все устраивает».

Из конкретных правил, от которых они готовы отказаться подростки называют школьную форму и комендантский час.

Родители детей и подростков готовы отказаться от несправедливости, насилия и жестокости в современном обществе.

5) В вопросе о правилах, от которых современные дети и подростки никогда бы не отказались, в первую очередь они говорят о таких конкретных правилах как «не убий», «не ограбь», «не унижай детей», «не груби старшим». В тоже время многие дети и подростки честно ответили, что не знают ответа.

Родители очень четко определяют здесь свои приоритеты: порядочность и пунктуальность (вовремя приходить и уходить с работы; все выполнять в срок).

6) На вопрос, какие же правила соблюдают их друзья, самый типичный ответ – это «почти все» или «никакие». Из определенных ответов чаще всего звучало «не нарушать порядка. Соблюдать правила в общественных местах». Их родители отметили такие важнейшие правила: «не обижай и не оскорбляй людей», «защищай свои права», «уважай старших».

7) В вопросе. почему же дети и подростки нарушают правила и законы, они отмечают:

а) нечем заняться;

б) взрослые показывают пример;

в) не уважают правила и нормы общества, законы для них ничего не значат;

г) хотят показать себя, отличиться;

д) нехватка внимания.

Родители здесь единодушны:

а) дети и подростки видят только свои права, забывая об обязанностях;

б) отсутствие положительного примера взрослых;

в) не думают и не знают о последствиях;

г) снижение моральных норм в СМИ;

д) попадают в плохую компанию.

8) Для самих детей и подростков, идея, что законы надо соблюдать выражается в следующем:

а) так как они соответствуют традициям и нормам общества;

б) так как за несоблюдение закона могут наказать;

в) независимо от обстоятельств;

г) когда они совпадают с собственными правилами и убеждениями;

д) не знаю

9) Достаточно любопытно распределились ответы о свободном времени детей и подростков. Их стабильные интересы:

Гулять с друзьями;

Отдыхать дома или заниматься домом;

Спорт и делать уроки.

Для родителей свободное время их детей выглядит как то, что их ребенок гуляет с друзьями или помогает по дому. Впрочем, многие родители отмечают, что у их детей практически нет свободного времени.

10) Ответы детей и подростков о том, чем бы им хотелось заниматься в свободное время, мало чем отличаются от того, чем они занимаются на самом деле. Вновь они называют: гулять, отдыхать, проводить время с друзьями. Родители добавляют, что они хотят только «тусоваться» и играть в компьютерные игры.

11) На вопрос о том, в какие объединения входят современные дети и подростки, они чаще всего отвечают: -БРСМ, БРПО.

Таким образом, современные дети большую часть своего свободного время проводят дома, ограничивая возможности для своего социального развития.

12) Что должны делать взрослые, чтобы дети соблюдали правила и законы: - личный пример взрослых;

Воспитывать своих детей;

учить законам и правилам.

Организация

индивидуальной и коллективной работы с проблемными детьми

Бакштай О. П., руководитель МО

А сейчас мы переходим к практической работе. Используя идеи, которые мы с Вами выдвинули, за 10 минут вы должны составить:

1 команда – «Памятка классному руководителю «Система профилактической работы с «трудными детьми».

2 команда – Буклет для родителей «Система профилактической работы с «трудными детьми».

3 команда – Постер для учащихся «Где и как мне могут помочь?»

Презентация памяток, буклетов, постеров.

Памятка

классному руководителю

по работе с проблемными детьми

1. Завести дневник наблюдений.

2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6. Ежемесячно проверять занятость в кружках.

7. Ежедневно встречаться с подростками.

8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики.

9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

12. Предупредить возможность неправильных действий детей.

13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

14. Обучить детей методам самовоспитания.

15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.

16. Индивидуальное шефство.

17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.

18. Привлечение родительской общественности.

19. Поддерживать тесную связь с ИДН.


Справка
«О состоянии работы классных руководителей

по профилактике употребления ПАВ»
В соответствии с планом работы школы на 2012-2013 учебный год, на основании приказа №281 от 30.11.2012г. заместителем директора по воспитательной работе Никоноровой М.В. осуществлен контроль состояния работы классных руководителей по профилактике употребления ПАВ».

Цель контроля: состояние работы классных руководителей с участниками образовательного процесса по профилактике употребления ПАВ.

Вид контроля: тематический.

Форма контроля: персональный.

Метод контроля: изучение планов воспитательной работы, собеседования с обучающимися, классными руководителями, анкетирование кл. руководителей.
В ходе изучения данного вопроса было установлено следующее:

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года в школе осуществляется комплекс мер по реализации государственной программы профилактики употребления психоактивных веществ. При составлении школьного плана совместной работы по профилактике правонарушений учтены основные направления Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Во всех планах воспитательной работы с классами предусмотрены мероприятия по профилактике употребления обучающимися ПАВ.

В данном направлении классные руководители используют социальные, педагогические и психологические технологии профилактики употребления ПАВ: в рамках реализации программы воспитания культуры здорового образа жизни проводятся классные часы, пропагандирующие здоровые привычки (все классы), соблюдение режима дня (1-2 классы), увлечения спортом (4б), показывающие последствия курения и употребления алкогольных напитков (5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б, 9а, 9б), правильное и здоровое питание (2б).

Классные руководители используют разнообразные формы для проведения классных часов: час-беседа, час-размышление (все классы), лекция (все классы), час-диспут (5а, 7а), презентация проекта (5а, 6а, 6б, 8а), практическое занятие (2а, 2б, 3а, 5а,6а, 6б, 7а, 9а).

Классными руководителями проводятся индивидуальные беседы о негативном воздействии ПАВ на детский организм: 6а (с Кононовым С.), 6б (с Рейсбихом Д.), 7а (с Фалевым Д., Дедухом М., Веретенкиным П.), 7б (с Шаяхматовым С.), 8б (с Нащекиной А., Матанцевым А.), 8а (с Осипенко Г., Зайцевым М., Косолаповым В.), 9а (с Селезневым А), 9б (с Аносовым Е., Горбуновой А., Козловой В.).

Приглашались для профилактических бесед обучающиеся с родителями: Логунова А. (3б), Синяков К (3б), Кононов С. (6а), Хорина Е. (7б), Столярова Е. (8а), Осипенко Г. (8а), Козлов В. (6б), Мелков К. (6б), Рейсбих Д. (6б).

В течение года ученики принимают участие в школьных (все классы) и городских (1а, 2б, 3б, 5а, 6б, 7а, 8а) спортивных соревнованиях, 39% записаны в спортивные секции и кружки.

На классных родительских собраниях рассматривались вопросы:

Режим дня школьника (1а, 1б, 4б);

Профилактика употребления ПАВ (5а, 6б, 9а, 9б);

Питание ребенка (2б).

На беседы и занятия приглашаются специалисты здравоохранения: 5а, 6а, 6б, 7а;

1. Классным руководителям 7-9 классов приглашать врачей-специалистов для проведения профилактических бесед и лекций.

2. В марте провести опрос обучающихся «Я и мое здоровье» с целью выявления отношения детей к своему здоровью (Отв. классные руководители).

3. В рамках месячника пропаганды ЗОЖ провести анонимное анкетирование детей с целью выявления фактов употребления ПАВ обучающимися школы (Отв. Гоммершмидт Н.О.).
Справку составила зам. директора по ВР

Никонорова М.В.

Справка
«О состоянии планирования

воспитательной работы в классах»
В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2012-2013 учебный год, на основании приказа № 218 от 18.09.2012г. с 20.09.12г. по 30.09.12г. проводился контроль состояния планов воспитательной работы в классах.

Цель проверки: соответствие планов воспитательной работы целевым установкам школы.

Проанализированы планы воспитательной работы каждого классного руководителя. В результате проверки выявлено:


  1. Несвоевременно подготовили планы воспитательной работы классные руководители 5а (Кононова З.Г.), 7б (Кривцова Е.В.), 8а (Осипенко Е.И.).

  2. Все классные руководители составили социальный паспорт класса, систематизировали сведения о семьях обучающихся. Наиболее глубокий анализ в 1а (Галковская И.Г.), 3а (Вышатицкая Н.Б.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5б (Гуренович Г.В.).

  3. Качественные, подробные характеристики класса и анализ состояния дел на начало года просматривается в планах классных руководителей 2б (Жук О.М.), 3а (Вышатицкая Н.Б.). 3б (Ларионова Е.В.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5а (Кононова З.Г.), 5б (Гуренович Г.В.), 6а (Жураковская Л.М.). Неполная, обобщенная характеристика класса в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.). В 9б классе (Павлова Л.И.) не соблюден официально-деловой стиль характеристики класса. У Молчан Н.В. (6б), Кривцовой Е.В. (7б) характеристика класса отсутствует.

  4. Цели и задачи воспитательной работы классов на 2012-013 учебный год соответствуют школьным. В 4а (Орлова Т.А.), 9а (Тутова Г.Н.) не определены цели и задачи воспитательной работы на год. В 3б классе (Ларионова Е.В.) некоторые задачи сформулированы некорректно. В 8б (Арутюнян И.В.) некоторые задачи воспитательной работы не соответствуют уровню развития классного коллектива.

  5. Классными руководителями 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.) и 4б (Лаврова Н.Г.) разработаны подробные планы диагностических исследований обучающихся, подготовлены методики изучения классного коллектива и личности обучающихся.

  6. В 5б классе (Гуренович Г.В.) разработана программа воспитательной работы, в которой есть ссылки на недействующие нормативные акты.

  7. Все классные руководители запланировали различные формы взаимодействия с родителями, но наиболее подробно разработаны направления работы в 1а (Галковская И.Г.), 3б (Лаврова Н.Г.).

  8. Не определен родительский актив в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  9. Во всех планах просматривается проведение тематических классных часов, бесед, экскурсий по ОБЖ, ЗОЖ, патриотическому, нравственному, правовому, экологическому воспитанию, запланировано участие в общешкольных мероприятиях, акциях, месячниках. Во 2б (Жук О.М.) некоторые запланированные мероприятия не соответствуют возрасту детей. В 3б (Ларионова Е.В.) в плане воспитательной работы не учтены общешкольные мероприятия, не запланированы классные часы и беседы по правовому воспитанию и профориентации. В 4б (Лаврова Н.Г.) не запланированы мероприятия по профориентации. В 5б (Гуренович Г.В.) формулировки классных часов не соответствуют возрасту детей. В 6б (Молчан Н.В.) неверно сформулированы некоторые формы работы. В 7а классе (Степанова М.Ю.) не запланированы классные часы экологической направленности. В 9б (Павлова Л.И.) не прописаны мероприятия по правовому воспитанию обучающихся.

  10. В 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 6б (Молчан Н.В.), 9б (Павлова Л.И.) классные руководители разработали план работы и с одаренными детьми, и с «трудными». Не разработан план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.), хотя в классе есть дети данной категории.

  1. Отметить качественное планирование воспитательной работы в 1а (галковская И.Г.), 4б (Лаврова Н.Г.).

  2. Дополнить характеристику классов 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), написать характеристику в 6б (Молчан Н.В.), в 7б (Кривцова Е.В.).

  3. Конкретизировать цели и задачи воспитательной работы в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 9б (Павлова Л.И.).

  4. В программе воспитательной работы 5б (Гуренович Г.В.) внести изменения, ссылаясь на действующие нормативные документы.

  5. Разработать план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.),

  6. Жук О.М., Ларионовой Е.В., Лавровой Н.Г., Гуренович Г.В., Молчан Н.В., Степановой М.Ю., Павловой Л.И. внести коррективы в планирование классных часов и мероприятий.

  7. Провести работу по выбору родительского актива в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  8. Все классным руководителям заполнить тетрадь инструктажа обучающихся по ТБ.

Справку составила

зам. директора по ВР Никонорова М.В.