Анализ стихотворения А. А

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Дав павел

В творческой работе предлагается сравнительный анализ стихотворений А.Фета и С. Есенина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №261 Кировского района Санкт - Петербурга

Творческая работа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. ФЕТА « ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЕЗА», С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА».

предмет: «Литература»

Исполнитель:

Дав Павел,

Ученик 5Б класса

Руководитель:

Старец И.Н.,

учитель литературы и русского языка

Санкт-Петербург

2014

I. Введение 2

II. Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза" 3

1. Биографии А. А. Фета и С. А. Есенина 3

2. Анализ художественного образа березы 5

2.1. Многообразие изобразительных средств 5

2.2. Эмоциональная окраска стихотворений 6

III. Заключение 9

IV. Приложение 11

V. Список использованной литературы 12

Введение

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. Пейзаж часто созвучен настроениям, чувствам человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно передать, но можно высказать в поэзии. Родная природа привычна для каждого человека, но не каждый способен разглядеть ее красоту. Поэты отличаются от нас тем, что они умеют увидеть в привычном и обыденном новое и необычайное. Поэты, наблюдая за явлениями природы, передают свое мироощущение, настроение, состояние души. Родина, родной дом, дом детства, родная природа - эти понятия неразрывно связаны между собой.

Есть в России дерево, образ которого дорог сердцу каждого русского человека, оно давно уже стало символом нашей Родины, воплощением чистоты и красоты русской души. А сколько песен и стихов посвящено этой красавице. К образу березы обратились и воспели в своих стихах два совершенно разных поэта: Афанасий Фет – поэт XIX века и Сергей Есенин – поэт XX века.

Объектом исследования творческой работы стали тексты стихотворений С.А. Есенина «Береза» и А.А. Фета «Печальная береза».

Предмет исследования : языковые средства стихотворений С.А. Есенина «Береза» и А.А. Фета «Печальная береза».

Задачи:

1. Научиться анализировать стихотворный текст.

2. Выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания

художественного образа и выражения своих чувств.

3. Сопоставить и определить, что общего в данных стихотворениях и в чем их

различие.

Цель работы: через сравнение выявить своеобразие поэзии Фета и Есенина; показать, что особенности стилистики и поэзии отражают духовный мир поэта, его восприятие мира.

Гипотеза: основы мировидения и миропонимания у поэтов закладываются уже в детстве.

Практическое применение: творческую работу можно использовать на уроках литературы при изучении творчества С. Есенина и А. Фета, а также для обучения сравнительному анализу стихотворений.

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза"

  1. Биографии А. А. Фета и С. А. Есенина

Сравним стихотворение С.Есенина «Береза» с «Печальной березой» А.Фета. Для лучшего понимания различий в творчестве поэтов познакомимся с их биографией.

Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) родился 5 декабря в имении Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать - Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени". Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

В детстве Фета было и грустное и хорошее. До 14 лет он обучался дома. Более всего обучали и воспитывали окружающая природа и живые впечатления жизни, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Дом поэта составляет центр пространства, природы, которая изображается в его пейзажной лирике. Поэтому в стихах его часты упоминания о том, что поэт созерцает природу в окно. Поэт окружен особой сферой, «своим пространством», и это-то пространство и является для него образом родины.

Поэтические наклонности мальчика поощрял прежде всего его дядя, человек образованный и начитанный, любитель поэзии и истории. В 14 лет Афанасия Фета отвезли в пансион в городе Верро Лифляндской губернии, где он провел три года. Позже его определили в частный пансион М. П. Погодина в Москве для подготовки к поступлению в Московский университет. В 1844 году окончил словесное отделение философского факультета университета. Тогда же он начал сочинять стихи, и вскоре из печати вышла его первая книга «Лирический пантеон».

В 40-60-е годы XIX века стихи Фета регулярно печатались в журналах и четырежды выходили отдельными сборниками, пользовались популярностью и любовью многих читателей,

В передаче картин природы, времен года, тончайших личных переживаний он добился максимального совершенства. Погружаясь в мир лесов, полей, березовых рощ, цветущих садов, наблюдая природу во всем многообразии ее непрерывно меняющейся жизни, Фет искал и находил в ней соответствия своему душевному миру, источник нравственного успокоения. Поэт чувствует - как он сам признавался в стихах - «связь» с миром природы.

Ради достижения своей цели - вернуть дворянское звание - в 1845 он покинул Москву и поступил на военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи. В 1858 году вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Так, хозяйствуя на земле и продолжая писать стихи, Фет прожил до 72 лет. За это время он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни». Афанасий Афанасьевич Фет умер 3 декабря 1892 года. Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета.

Сергей Александрович Есенин(1895-1925) родился 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родители Есенина были крестьяне. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. Его дед держался суровых религиозных правил, хорошо знал Священное Писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов – «она рассказывала сказки, некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Есенин любил пение матери. Не только дома слышал народные напевы будущий поэт: «Сгребая сено на покосах, поют мне песню косари». Поэтому и стихи его похожи на плавные, спокойные народные песни. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами труда. С детства поэта окружала родная природа. «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке синеют леса, воздух чист и прозрачен»,- писал он. Здесь, на рязанской земле, он увидел и полюбил всю красоту русской природы, которую воспел в своих стихах. Умение рисовать картины русской природы - одна из самых сильных сторон таланта Сергея Есенина.

Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. Там начался его творческий путь, проходивший под сильным влиянием народной поэзии, стихотворений Кольцова, Некрасова и так называемых «крестьянских» поэтов (И. Никитин, И. Суриков). Природа средней полосы России, русская деревня, устное народное творчество, русская классическая литература оказали огромное влияние на развитие природного таланта юного поэта.

После окончания школы поэт отправился в Москву. Там он вскоре стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И. Сурикова. С этого времени Есенин постепенно становится известным поэтом, который всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь. Душевной гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы.

Итак, поэтов разделяет 70 лет. Фет вырос в помещичьей усадьбе. Есенин – «крестьянский сын». Это значит, что они разговаривали на разных языках, смотрели на мир по-разному. Фет и Есенин представляют собой два традиционных уклада: дворянской усадьбы и крестьянской избы. Все это отразилось в их стихах.

  1. Анализ художественного образа березы
  1. Многообразие изобразительных средств

Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.

А.Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

1842г.

С. Есенин
Береза

Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

Фет

Есенин

Эпитеты

печальная, траурный

белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый

Сравнение

как гроздья винограда

точно серебром, снежною каймой, белой бахромой

Олицетворение

прихотью мороза разубрана

береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит

Метафоры

траурный наряд,

игра денницы

кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне

Инверсия

прихотью мороза разубрана она,

ветвей концы висят,

Люблю игру денницы я замечать

а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки

Архаизмы и возвышенная лексика

денница

ветви

Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница ), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

2.2. Эмоциональная окраска стихотворений

Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

У Фета - это настроение грусти и радости (смена настроения).

Печальная береза

Траурный наряд

Жаль

Радостен для взгляда.

У Есенина - это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.

Сонная тишина

Лениво обходя кругом.

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

У Фета береза - просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна - в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.

У Есенина береза - кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета - печальная, ее не радует зимний наряд.

  1. Выражение авторской позиции

В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?

Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» - снег - осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») - не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.

Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.

Заключение

При сравнительном анализе стихотворений А. Фета "Печальная береза" и С. Есенина "Береза" мы выявили их сходство и различия.

Что объединяет эти стихотворения?

1) Художественный образ березы.

2) Тема. Обе березы красивые, зима украсила и нарядила их, на снежинках поблескивает свет зари.

3) Место действия – под окном.

Чем отличаются эти произведения?

1) Неповторимые языковые средства.

2) Разная эмоциональная окраска стихотворений.

Одно и то же зимнее дерево можно увидеть по-разному. Две березы – фетовская и есенинская – и похожи, и непохожи одновременно. Это еще и потому, что одна увидена из окна дворянской усадьбы, другая – из окошка крестьянской избы. Подтверждается наша гипотеза, что основы мировидения у поэтов закладываются уже в детстве. В стихах поэтов отражается их внутренний мир, особенности мироощущения, весь их жизненный опыт. Отсюда и разница во взглядах их поэтического воплощения.

Фетовская береза выглядит утонченной красавицей, аристократкой. Красавица не сама одевалась, она «разубрана прихотью мороза». Она и стоит как-то безжизненно, тихо, спокойно. Так вели себя сдержанно знатные дамы.

А у Есенина? Это яркая, веселая, молодая красавица. Как истинно русская красавица, она сама «принакрылась снегом, точно серебром». Она более похожа на девушку-невесту в свадебном наряде («белая бахрома», «снежная кайма» платья).

Каждый поэт рисует природу такой, какую больше всего любит или какую наблюдает в данный момент.

Стихотворение Есенина «Берёза» - это немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что это стихотворение – пейзаж , мы всё же видим и самого лирического героя. Есенин с большим мастерством передал чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру.

Афанасий Фет в стихотворении «Печальная береза» изображает березу, которую он ежедневно видит из окна своей комнаты, и этот зимний пейзаж служит для поэта воплощением красоты и зимней жизни природы родного края. Состояние скованной морозом березы как нельзя больше соответствует печальным чувствам и переживаниям поэта. Может быть это связано с переживаниями об утраченном дворянстве. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между замерзшим деревом и автором. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда, "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии .

Эти стихотворения относятся не только к разным эпохам, но и к разным типам мироощущения. В стихотворении Фета более важным для поэта является взаимоотношения человека и природы, а в стихотворении Есенина - наслаждение от красоты увиденного поэтом мира.

Приложение

Словарь литературоведческих терминов, используемых в работе

Архаизм – устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Метафора – скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Эпитет – образное определение предмета или явления, дающее дополнительную художественную характеристику, выраженное преимущественно прилагательным.

Список использованной литературы

Лотман Л. М. А. А. Фет / История русской литературы. В 4-х томах. - Том 3. - Л.: Наука,1980.

Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2007. – 318с.

Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.

Русская поэзия середины XIX века: Сборник/ Сост., подг. текста, предисл., примеч. Н.В. Банникова. - М.: Московский рабочий, 1985. - 391с.

Элегия - стихотворение, заключающее в себе размышления и чувства поэта, чаще всего печальные и грустные.

Тема:

Стихотворение Фета «Печальная берёза»

СЛАЙД тема, цель, задачи

Предмет:

Чтение

Тип урока:

Урок открытия нового знания (урок- исследование)

Базовая технология:

Мнемотехника.

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир, изо

Формы работы:

Работа в паре.

Цель урока:

Знакомство с произведением Фета, формирование умений заучивать стихотворные произведения наизусть, используя ассоциативные приёмы.

Задачи:

1.Раскрыть идею и смысл стихотворения

Учить выразительности чтения

Выучить стихотворение наизусть

2. Развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию;

мыслительные операции: память, внимание, воображение.

3. Формировать эмоционально-чувствительное отношение к действительности и личностное видение окружающего мира.

Знания, умения, навыки, которые приобретут уч-ся в ходе урока

1. Предметные:

Учащиеся научатся выразительно читать, выучат стихотворение наизусть.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

Учащиеся научатся использовать различные приёмы запоминания стихотворного текста

б) коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся обмениваться информацией, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы в паре;

Высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

Учащиеся научатся контролировать свою речь при выражении своей точки зрения;

Формировать умения выполнять свои действия по образцу и собственному замыслу;

3. Личностные:

Учащиеся научатся толерантному отношению друг к другу, уважать мнение других.

Оборудование: презентация , портрет А. Фета, Толковый словарь С. И. Ожегова.

Конспект урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Приветствие.

Готовность к уроку.

Проверяет готовность к уроку, настраивает уч-ся на позитивную работу

Контролируют готовность к уроку.

РегулятивныеУУД:

Личностные УУД: у учащихся формируются учебные мотивы; положительное отношение к школе .

Самоопределение к деятельности.

Тема урока

Прочитайте слово: ЯИЗЭОП.

Кто может сказать, о чем будет речь на уроке?

Сегодня мы отправимся в мир поэзии.

Прочитайте предложения:

    Поэзия зимнего утра.

    Поэзия зимнего леса.

    Поэзия родной природы

Что же такое поэзия?

Попробуйте другим словом заменить слово поэзия ? (Красота).

Прочитайте эти предложения вновь, заменив слово поэзия словом красота .

    Красота зимнего утра.

    Красота зимнего леса.

    Красота родной природы

Так что же такое поэзия?

Сколько же значений имеет слово поэзия , обратимся к словарю С. М. Ожегова.

    Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.

    Поэзия – красота, прелесть чего-либо.

Как может звучать тема урока?

Какие задачи можем решить в ходе занятия?

Как вы думаете, что узнаете на уроке, чему научитесь?

Предлагает задание.

Подводит к новой теме.

СЛАЙД (2)

Даёт научные знания.

СЛАЙД (2)

Выполняют задание.

Делают вывод, определяют тему урока.

Предметные УУД: Учатся работать со словом.

Познавательные УУД: Учатся анализировать, д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД: Учатся прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД: Учатся выказывать своё отношение к изучаемому.

Личностные УУД: у учащихся формируется мотивация к обучению.

II. Речевая разминка

В мире поэзии слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения

Прочтите слова, чётко выговаривая звуки:

берёзы, морозы, денница, птицы

Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково).

Что такое денница? (лучи утренней зари)

Все ли слова мы произносим одинаково? (С разной интонацией)

Прочитайте фразу: Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

А сейчас попробуйте произнести, произнося её восторженно

А если её произнести с удивлением ?

Задаёт вопросы.

Предлагает варианты заданий. СЛАЙД

Обогащает словарный запас учащихся. СЛАЙД

Работа над дикцией.

СЛАЙД (2)

Отвечают на вопросы.

Учатся чётко произносить звуки.

Знакомятся с новым словом.

Предметные УУД: Находят ответы на вопросы, опираясь на изучаемый материал.

Регулятивные УУД: учатся контролировать своё настроение.

Коммуникативные УУД: учатся обмениваться информацией.

Личностные УУД: учатся уважать мнение других.

III. Актуализация опорных знаний

Сегодня нас ожидает встреча с великими русскими поэтом.

Прочитайте его имя. А.А. Фет Кто знаком с творчеством поэта?

Демонстрирует портрет. СЛАЙД

Воспринимают зрительную и словесную информацию.

Предметные УУД: учатся воспринимать информацию.

Познавательные УУД: у учащихся развивается внимание, память.

Этап урока - Открытие нового знания продемонстрирую.

IV. Открытие нового знания

V .

VI . ФИЗМИНУТКА

VII . Рефлексия.

VIII . Итог урока.

IX . Домашнее задание.

И красива, и стройна Средь подруг стоит она.
А платьице – в полоску.

Какое дерево ты узнаешь … березку?

Прослушайте стихотворение.

1. Слуховое восприятие (слушают стих в моём исполнении)

«Печальная береза»
А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
Лишь прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

Загадывает загадки.

Стимулирует интерес учащихся.

Знакомит с текстом.

Отгадывают загадки.

Воспринимают текст на слух.

Делятся впечатлениями. (Понравилось ли стихотворение? Какое настроение передаёт автор?)

СЛАЙД стих

2. Зрительное восприятие (на доске стих и читают самостоятельно) Презентация

Какие картины представили?

Найдите образные выражения:

эпитет,

сравнение,

противопоставление.

Проверяет первичное восприятие текста.

Организует чтение учащихся.

Учит работать над текстом.

Делятся впечатлениями об услышанном.

Читают текст.

Оценивают свои эмоциональные впечатления.

Отвечают с опорой на текст.

Предметные УУД: Учащиеся, работая над текстом, учатся находить образные выражения.

Познавательные УУД: Формируется умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Регулятивные УУД: учатся самоконтролю.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь учителя, взаимодействовать с ним.

V .

3. Игровой момент (Учитель начинает, а дети вспоминают и продолжают)

СЛАЙД

Печальная… береза
У моего... окна,
Лишь прихотью… мороза
Разубрана … она.

Как гроздья … винограда,
Ветвей концы … висят, -
И радостен для … взгляда
Весь траурный … наряд.

Люблю игру … денницы
Я замечать … на ней,
И жаль мне, … если птицы
Стряхнут красу … ветвей

4. Двигательны й (читаем стих и делаем движения)

СЛАЙД (берёза)

СЛАЙД (окно)…,

5. Визуальный (картинки) 1 четверостишие

Проводит игру.

Стимулирует интерес учащихся.

Использует упражнение, направленное на развитие рукодвигательной памяти.

Демонстрирует

Вспоминают конец строчки.

Одновременно читают текст и выполняют движения.

Вспоминают текст с

Печальная береза

У моего окна,

Лишь прихотью мороза

Разубрана она.

СЛАЙД рисунок учителя

6. Мнемотаблица учителя. 2 четверостишие

7. Самостоятельная работа. 3 четверостишие.

Продолжаю анализ урока

8. Подготовка к чтению наизусть. Работа в парах.

9. Чтение наизусть .

фотографии.

Демонстрирует мнемотаблицу.

Наблюдает за работой учащихся.

Наблюдает.

Оценивает и анализирует чтение.

опорой на иллюстрацию.

Воспроизводят по таблице текст.

Составляют мнемотаблицу.

Читают друг другу.

Читают наизусть.

Предметные УУД: учатся читать выразительно, заучивать стихотворение наизусть.

Познавательные УУД: у учащихся формируется зрительная, рукодвигательная, образная память; учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: учатся контролировать выполнение своих действий по образцу и собственному замыслу, осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений .

Коммуникативные УУД: учатся оценивать результат одноклассников, взаимодействовать с ними во время работы в паре; выражать своё мнение в процессе деятельности.

Личностные УУД: учатся показывать своё отношение к произведению.

VII . Рефлексия.

1. Что запомнилось?

2. Что удивило?

Пригодится ли вам это в жизни? Где? Когда?

А понравился вам урок или нет, покажите с помощью мимики (нахмурьтесь или улыбнитесь)

Задаёт вопросы.

Отвечают, анализируют и оценивают своё участие в познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: учатся осуществлять познавательную и личностную рефлексию .

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать свою работу.

VIII . Итог урока.

Что узнали на уроке?

Чему научились?

Задаёт вопросы

Регулятивные УУД: учатся анализировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать свою работу.

IX . Домашнее задание.

Попробуйте дома выучить новое стихотворение А.А.Фета наизусть, используя понравившийся способ запоминания.

Записывают в дневник.

Личностные УУД: у учащихся формируется интерес к новому учебному материалу.

Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта – Афанасия Фета, не перестаю восхищаться простотой и законченностью его мысли и, при этом, каждый раз убеждаюсь, что не так-то однозначны его доступные для понимания каждого стихи. Вот и его «Печальная береза» – короткое и вроде бы понятное стихотворение при более детальном изучении заставляет думать и размышлять.

Но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. И непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.

Автор заставляет читателя поволноваться, да и как же иначе? Как понять хорошо ли березе в ее наряде, похожем на гроздья винограда? Думается, что и автор, наблюдающий за жизнью зимней красавицы, и само дерево с нежностью думают об ушедшем лете, о теплой поре, когда вместо искусственного «винограда» украшали главный символ России настоящие, простые, но до боли родные сережки.

И все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является

В данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях – и это замечает поэт. А раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.

С другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между окоченевшим деревом и автором. Какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.

И только подумайте, 12 строк, а сколько смысла, сколько глубины. И в этом весь Фет.

Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта — Афанасия Фета, не перестаю восхищаться простотой и законченностью его мысли и, при этом, каждый раз убеждаюсь, что не так-то однозначны его доступные для понимания каждого стихи. Вот и его «Печальная береза» — короткое и вроде бы понятное стихотворение при более детальном изучении заставляет думать и размышлять.

Что описывает нам автор? Белую березу, которую он ежедневно видит из окна своего дома. И стоит эта красавица, скованная зимними морозами, а от того и печальная, но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. И непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.

Автор заставляет читателя поволноваться, да и как же иначе? Как понять хорошо ли березе в ее наряде, похожем на гроздья винограда? Думается, что и автор, наблюдающий за жизнью зимней красавицы, и само дерево с нежностью думают об ушедшем лете, о теплой поре, когда вместо искусственного «винограда» украшали главный символ России настоящие, простые, но до боли родные сережки.

И все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является в данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях — и это замечает поэт. А раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.

С другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между окоченевшим деревом и автором. Какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.

И только подумайте, 12 строк, а сколько смысла, сколько глубины. И в этом весь Фет.