Урок садово парковое искусство японии. Японское садово-парковое искусство

Садовое искусство вместе с буд­дизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На про­тяжении всей своей истории, насчи­тывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направ­ления. Этому способствовала приро­да Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, ре­ки, ручьи, водопады, песчаные отме­ли, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выра­жение в стремлении сконцентриро­вать все это разнообразие на незна­чительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ при­роды положен в его основу. Главная функция японского сада - созерца­ние и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулоч­ного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчи­няясь религиозным концепциям буд­дизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:

VI-VIII вв.- период Нара, ха­рактеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются пер­вые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и во­да. Появляется смысловая символи­ка (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).

Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и ки­тайских садовых композиций.

IX-XII вв.- Хейанский период. Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, раз­витием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его компози­ция строится фронтально и воспри­нимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую плани­ровочную схему, его основу составля­ют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канона­ми.



XIII - начало XIV в.- период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и рас­пространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

XIV-XVI вв.- период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Са­ды развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появ­ляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множе­ство вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов яв­ляется положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения исти­ны. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были рас­полагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Ос­новным композиционным принципом, так называемым принципом неопре­деленности, было создание гармони­ческого равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и по­рядок, и движение, и покой. Его мож­но сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространствен­ные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размеще­нии недопустима симметрия.

Длительный период развития са­дов в одном направлении и их кано­низация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначе­нию исторически сложились дворцо­вые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выде­ляли следующие типы садов.

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности компози­ционного построения: пол­ная форма - «син», полусокращен­ная - «со», сокращенная - «гё». Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор компо­зиционных элементов. Форма «гё» более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компо­ненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цве­ту, фактуре. Из них образуют груп­пы: основную - определяет всю композицию - высоту холмов, раз­меры и очертания водоема, разме­щение растений в саду; вспомо­гательную - подчиняется глав­ной и подчеркивает ее основную идею: «гостевую группу» - композиционно не подчиняется глав­ной, но уравновешивает ее; свя­зующую группу, которая ком­позиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разносто­роннему треугольнику, длинная сто­рона которого должна быть обраще­на к фасаду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возмож­ности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространст­во сада.

Вода - основа жизни любого са­да. Она присутствует в форме водо­ема с заливом, островами, песчаны­ми и каменными берегами и изобра­жает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюблен­ным элементом сада является водо­пад.

Почти во всех композициях с во­доемом и островами главное место отводится «острову черепахи» и «ост­рову журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глу­бинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», кото­рый не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символи­чески изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветени­ем плодовых, осень - окраской ли­стьев (особенно клена), зима-ри­сунком обнаженных ветвей. Пред­почтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи,- сосна японская плотноцветная. Из цветущих - сли­ва (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, ор­хидея и бамбук, по японским поня­тиям, образуют «четверку благород­ных» растительного мира. Компонов­ка растений канонизирована и ведет­ся по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада явля­ются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, огра­ды, ворота. Они выполнены из есте­ственного материала - дерева, бам­бука, камня, иногда металла (чугун­ные или бронзовые скамьи), без ла­ка и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естествен­ный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на кам­не, блеклость тонов дерева и бамбу­ка, патина на металле.

В композиционном и цветовом ре­шении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зри­тельное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохром­ной живописью тушью.

Характерной чертой японского са­да является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточен­ной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут ком­поненты сада,- по форме и располо­жению камней, островов и т. д.

«...эстетическая ценность растений, камней, песка, воды (как таковых) является второстепенной по сравне­нию с тем, что они символизируют» . Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренность в переда­че образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти чер­ты проявляются в плоских (фило­софских) садах.

Одним из самых популярных явля­ется сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV - на­чале XVI в. Сад представляет со­бой небольшую прямоугольную пло­щадку (около 23X9 м), расположен­ную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противополож­ной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой под­нимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, располо­жено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специаль­ными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состо­ящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. «Чисто визуально сад на­поминает морские волны, омываю­щие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвы­шаются вершины горных пиков. Зри­тель сам в зависимости от внутрен­него состояния, направленности во­ображения может создать любой об­раз, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии» .

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой при­роды. Художественная задача са­да - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих гра­ницы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. в Японии формируется новый тип са­да - сад чайной церемонии. Он связан с обря­дами чаепития, которые, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях на­селения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие раз­меры, его неотъемлемые части - дорожка, ве­дущая к Чайному домику, сосуд для омове­ния рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни застав­ляли посетителя смотреть себе под ноги, а спе­циально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа.

В XVII-XVIII вв. (период позд­него средневековья) создаются об­ширные сады-парки, представляю­щие собой комплекс садов, перехо­дящих один в другой. Это сады им­ператорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными явля­ются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656- 1695 и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура - 6,6 га, Шигакуин - 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Бла­годаря этому сады получили назва­ние чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца - принца Тосихито. Его центром явля­ется обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой ли­нией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В тради­ционный тип сада - сад «озера и острова» - органически вошли при­емы других типов садов. Но самое главное - это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только

в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин са­да, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскры­вается целое.

Сад Шигакуин - бывшая рези­денция императора Гомицуно. В от­личие от остальных садов он распо­ложен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревь­ев. Все искусственные элементы сада становились передним планом компо­зиции и получали подчиненную роль.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традици­онного жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основ­ном к следующим положениям: 1) типологичность; 2) традицион­ность; 3) символизм; 4) образная трактовка природы; 5) связь с жи­вописью; 6) канонизация композици­онных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет большой инте­рес для современной урбанизиро­ванной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан не­большой (200 м 2) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ногуки. Прин­ципы национального сада широко используются современными япон­скими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые прие­мы получают распространение и в Европе.

В 1987 г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2,7 га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в тради­циях японского паркостроения. В ас­сортимент включены растения япон­ской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), а также других флористических зон, передаю­щие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник ка­зацкий, рододендроны понтийский, желтый и др.).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
« ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕФЕРАТ
на тему:
« Садово-парковое искусство Японии»

ВЫПОЛНИЛА
УЧАЩАЯСЯ ГРУППЫ АГБ-8
ИЗОБОВА Е.А.

ПРОВЕРИЛА БОРОДИНОВСКАЯ О.В.

ГРОДНО 2009

Садово-парковое искусство всегда отличалось творческим многообразием в решении своих специфических задач. Характер этого вида творчества зависел от исторических условий, ландшафта, уровня культуры, самобытных особенностей народа. Садово-парковое искусство развивалось по двум основным направлениям: геометрическому и живописному.
Композиции, основанные на принципе симметрии, называются геометрическими.
Композиции, имеющие в основе принцип подражания естественной природе, часто предварительно создаваемые художником на полотне (пейзажи), принято называть живописными.
Зарождению и расцвету того или иного направления парковой композиции в данной стране способствовали различные условия: особенности климата и рельефа, общественного устройства, степень могущества государства. Поэтому в литературе регулярные, расположенные на крутом рельефе сады часто называют итальянскими, регулярные сады на ровной местности - французскими, цветочные партерные сады - голландскими, пейзажные парки - английскими.

Японский сад – явление во всех смыслах уникальное и обладает внушительной историей развития. Сейчас сады в Японии находятся на высочайшей ступени своего развития и это «заслуга», в первую очередь, самой природы страны.
Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но, тем не менее, даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада - созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды .

VI-VIII вв.- период Нара , характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).
Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

IX-XII вв.- Хейанский период . Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

XIII - начало XIV в.- период Камакура . Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

XIV-XVI вв.- период Муромати . Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

В японской культуре были выработаны три основные категории: син, гё, со. Их применяли в каллиграфии, в икебана и в садово-парковом искусстве. Относительно японского сада категория син предписывала полный набор элементов сада, правду, точность; категория гё - полусимволическую трактовку сада, сжатость, лаконизм; категория со - чистую символику, предельно сжатую, но выразительную форму. Примером может быть "сухой сад", в котором вместо воды главную роль играют песок, камень. Для создания такой сложной садовой системы большое значение имели теоретические разработки по садово-парковому искусству.
Самая давняя книга о садах "Сэндзай Хисе" относится к Хэйанскому периоду. В XIII в. появились теоретические сочинения по садовому искусству Иошитзуке Гокийоки, основанные на теории контрастов . В жизнь проводилась идея контрастов двух сил - активной и пассивной. Высокий камень - активное, господствующее начало, лежащий камень - пассивное. Они должны быть противопоставлены. Так, по теории контрастов, около развесистого дерева непременно надо ставить высокий фонарь.
Выдающимся мастером и теоретиком садово-паркового искусства был монах Кокуси Мусо (1276-1351), известный также как Сосеки, прославившийся устройством садов с меняющимися пейзажами. Этому выдающемуся представителю школы Тэкр-надзи приписывают создание знаменитых садов: Сайходзи ("Сад мхов"), Тодзи-ин ("Сад воды"), Миесидзи ("Сухая водная гладь"). Позже Соами (1459-1525) в руководстве "Цукияма сансуй дэн" ("Предание о садах") еще более конкретизировал учение о контрастах, разработав 12 стилей простых и морских пейзажей. Например, скалисто-морской стиль требовал высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу; стиль трав - круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема. Практически эти стили способствовали созданию садов двух типов: холмистого (Цукияма) и плоского (Хи-ракива). К этому времени восходит начало учения о типах ландшафтов, которое в современном паркостроении является общепринятым и играет большую роль при разработке композиции парков.

Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.

Современные японские сады бывают трех типов :
-холмистые,
-равнинные
-пересечённые.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы.
Сначала появился холмистый сад . Он имел достаточно большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности.
Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый(равнинный) сад . Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.
Японский пересеченный ландшафтный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:
1) под здания - 40 % от общей территории;
2) под открытые пространства сада или парка -30%;
3) под закрытые пространства - 30%.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:
-типологичность;
-традиционность;
-символизм;
-образная трактовка природы;
-связь с живописью;
-канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

По основному компоненту , на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его <скелет> и <кровь>.

Основой каждой композиции были камни . Теория выделяла 138 главных типов камней: озерные и речные, камни, делящие поток, камни-тропинки, лежачие и т. п. В небольших композициях можно было ограничиться пятью камнями. Лучший пример типа сада, возникшего под влиянием идей секты дзэн,- "Сад камней" при монастыре Рёандзи в Киото, создателем которого считается знаменитый монах-художник Соами. Единственное украшение этого небольшого сада (218,8 м2), замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной,- асимметрично расположенные 15 камней различной формы. В саду нет ничего изменяющегося - растущего и увядающего,- но он не кажется застывшим и мертвым. Сад вызывает все новые и новые впечатления. В зависимости от времени дня и года изменяются освещенность камней, густота отбрасываемых ими теней, величина, оттенок и фактура каждого камня и т. п

Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, для воплощения образа используются самые различные материалы – разномастные камни, песок, скульптуры, гравий. Особенно важное значение и наиболее важную смысловую нагрузку имеют камни – именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Выбор именно таких материалов пришёл из седой древности, когда японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются камни для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны.
Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление.
Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток.
Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.
Своё определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей.
Камни серо-голубых тонов символизируют водную и небесную стихии, черные и коричневые - земную. Камни, в которых присутствуют зеленый и желтый оттенки, олицетворяют растительный мир. Некоторые необработанные камни, имеющие рельефную форму, обозначают животный мир.
Особое значение камни имеют в японском «саду камней». Образ «чистого пространства», покрытого белым песком, с разнообразными узорами и камнями, объединяет в себе природу и мысль человека и в высшей степени символичен.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото , созданный в конце XV - начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23Х9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность <расчесана> специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

Вода - основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.
Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится <острову черепахи> и <острову журавля>, символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также <райскому острову>, который не соединяется с берегом.
В <сухих> садах вода символически изображается галькой или песком.

Древесно-кустарниковая растительность для оформления сада подбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде. Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. то же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гингко и камфорное дерево – не редкость.
Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.
А лотосы на прудах - в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука - «подлинного классика», а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями.

У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет.
Часто в искусственно созданных прудах, заводях и небольших озерах разводят белые лилии, которые символизируют душевную чистоту и невинность, преданность и бескорыстную любовь. Если в центре пруда располагается каменная башня, окруженная белыми лилиями, то данное место самое чистое и священное в саду. Если в пруду темно-желтые и ярко-оранжевые лилии, то хозяин сада веселый и жизнерадостный человек.
Цветок камелия прекрасен, он завораживает своей красотой и изысканностью. Как ни странно, именно он является символом грусти, печали, а порой даже смерти, но в то же время он олицетворяет душевную чистоту и достоинство. В саду камелию используют как напоминание о тех, кого уже нет в этом мире.
Азалию обычно используют в японском саду благополучные семьи, в которых отношения строятся на любви, доверии и взаимопонимании. И это не случайно, ведь азалия - символ любви, дружбы, верности, душевной привязанности, открытости, обожания. Этот цветок защищает семейное счастье, действует умиротворяюще и успокаивающе. Пышные соцветия расположены близко к стеблю - единство и нерушимость в отношениях между членами одной семьи.
Прекрасный, пышный георгин означает величие и благородство, доброжелательность и отзывчивость. Человек, который хочет продемонстрировать свой изысканный вкус, душевность и силу характера, обязательно использует в композиции своего сада цветы георгина.
Если Вы хотите, чтобы гости, побывав в Вашем саду, сделали вывод, что Вы человек с богатым духовным миром, хорошими манерами, щедрый, решительный и отзывчивый, не стоит использовать в композиции сада гортензию, поскольку в Японии и многих других странах этот цветок издавна считается символом скудности духовного мира, скупости и откровенного хвастовства, зацикленности на собственной персоне, неумения принимать решения.
Цветы жасмина и их великолепный аромат создают в саду атмосферу уюта, защищенности и теплоты. Они способствуют дружеской беседе, чаепитию в кругу семьи. Жасмин олицетворяет собой откровенность, навевает приятные воспоминания, которые вносят в сердце покой и умиротворение.
Нарцисс в японской символике обозначает человека самовлюбленного и во всем сомневающегося, но в то же время сильного, веселого, постоянно надеющегося на лучшее. В Японии его также называют «ребенком двух сезонов».
Роза считается одним из самых благородных цветов, который в первую очередь выступает символом большой любви. А вот о том, какой именно, рассказывает цвет розы. Тёмно-красная роза символизирует страстную любовь, обожание, любовные переживания. Белая роза - первую, чистую, платоническую любовь. Розовая - тихую, застенчивую любовь.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения : мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала - дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.
Каменная башня в художественной композиции, как правило, символизирует храм. Значение несколько меняется в зависимости от места, занимаемого башней в пейзаже. Если башня располагается в середине пруда или озера, окруженного камнями, она являет собой чистый, священный храм, жилище богов, покой и умиротворение. Как правило, все компоненты пейзажа способствуют акцентированию внимания именно на этой башне.
Башня может располагаться сбоку от водоема или в тени зелени, что означает таинственность и загадочность храма. Композиция как бы скрывает храм, заставляя зрителя взглядом искать недостающий элемент. В одном саду может быть несколько башен, которые символизируют храмы различных духов: воды, земли, воздуха, природы и т. д.
Каменные фонари, которые являются одним из лучших украшений пейзажа, - неотъемлемый атрибут японского сада. Они имеют различную форму и высоту, символизируют источник света, тепла и озарения. Располагаются они в любом месте сада, акцентируя внимание на том или ином элементе.

Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха - это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ, обвивающий ограды и статуи, - свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам. Если композицию дополняют сухие листья - это говорит о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы . Художественная задача сада - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью . Он рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Цветовое оформление сада подчиняется основным правилам живописи и графики. Общая приглушенность и мягкость цветовой гаммы и своеобразного колорита сада, даже некоторая его монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с живописью тушью.
В композиции японского сада растительность представлена в зеленоватых оттенках, и это отнюдь не является проявлением консерватизма японцев. Они просто не могут придать природным элементам несуществующие цвета, так как, прежде всего, ценится естественность. Перекрашивать или подкрашивать их не принято. Именно в этом природном цвете вся энергетическая и эстетическая ценность.
В понимании японцев у каждого цвета есть своя душа, а значит, цвет - это живое существо, которое требует внимания и ухода со стороны людей. Цвет может быть злым и добрым, ласковым и грубым, веселым и грустным. Он может влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Одной из форм влияния является красота цвета, которой можно любоваться бесконечно. Не бывает некрасивого цвета, просто в нем нужно увидеть красоту.
Каждый цвет, используемый для создания композиции, несет в себе глубокий смысл. Например, зеленый цвет - это жизнь, сила, мощь всей природы. Красный цвет вносит некоторую яркость, но он никогда не будет ведущим, так как, по мнению японцев, несет большое количество отрицательной энергии. Созерцание этого цвета не позволит расслабиться и обрести душевный покой. Желтый цвет может быть применен в фактуре сада, но только в том случае, если будет немного притушена его солнечная яркость, которая символизирует божественные силы. Белый цвет в саду практически не используется, так как является символом траура, грусти и, соответственно, не может расположить смотрящего к положительным эмоциям.

В японском саду преобладающим цветом является зеленый, так как именно он наиболее характерен для природных элементов. Но, тем не менее, сад не становится от этого скучным, поскольку все оттенки зеленого присутствуют в нем. Настоящие ценители красоты могут увидеть все нюансы, да и цвет имеет способность изменяться при различном освещении или даже от расположения рядом с ним других предметов.
Например, серый цвет становится более темным, если рядом с ним расположен зеленый, а коричневый цвет более насыщен, если он находится в полумраке. Японцы знают об этих особенностях и успешно применяют их при оформлении своего сада. Часто мох в саду берется именно коричневого цвета, причем располагается он в затемненных местах.
Знатоки японской культуры предпочитают вносить в композицию мягкие тона. Например, гармония матово-зеленого или серебристого общего фона неповторима и способна настроить на умиротворенный лад всех созерцающих такой сад.
Коричневый и серый цвета также считаются самыми популярными в японском саду, и они ни в коем случае не воспринимаются как символы уходящей жизни или увядающей природы, как в русской культурной традиции. Эти цвета считаются самыми глубокими, так как понять их очень сложно. Они наполнены той загадочной энергией, которая притягивает к ним взгляд.
В японском саду можно увидеть и яркие пятна, которых, правда, не так уж много, поскольку излишняя пестрота в данном случае не оправдана. Яркость саду придают пестрые пятна цветов и плодов. Красные цветы находятся или в соцветиях, или украшают кустарники. Однако яркие цвета не используются при создании тропинок, мостиков, скамеек. Спокойствие и умиротворенность, которые окружают их, не требуют контраста цветов.
и т.д.................

Архитектура и ландшафтная архитектура: Европа и Япония

Садовая архитектура не существует сама по себе, она является частью культуры общества в данное время. Сад обычно находится рядом с жильем и во многом связан с его обликом. Традиционные японская и европейская архитектуры не только непохожи - они противоположны по своим принципам.

В Европе, куда мы относим и Россию, дом - безопасное теплое место в холодном враждебном окружении. Толстые стены надежно разделяют интерьер и внешнее пространство. Европейское садовое искусство тоже во многом является хроникой подчинения природы человеку, воплощенной в противопоставлении рукотворного и естественного.

В Японии же, с ее теплым и влажным климатом, понятие дома (минка - жилой дом) практически тождественно понятию крыши над головой. Основой всей конструкции являются деревянные столбы (сечением 121 х 121 мм), которые держат черепичную или соломенную крышу с характерной стропильной системой. Несущими элементами являются только эти столбы; легкие стены не играют никакой конструктивной роли, они не задерживают тепло и холод. Сдвижные перегородки cедзи, оклеенные полупрозрачной бумагой, скорее объединяют окружающее пространство и интерьер, чем разъединяют их. Иерархия помещений четко отражается материалом покрытия пола и его уровнем: кухня и хозяйственная часть дома имеют земляной пол; дощатая терраса поднята над землей, как и покрытая толстыми соломенными матами - татами - жилая часть. Размеры всех элементов стандартизированы, измеряются в кенах (примерно 1,8 м) и соотносятся со стандартным размером татами (0,9 х 1,8 м, то есть 0,5 х 1 кен). Такая стандартизация, по-видимому, связана с тем, что детали дома изготавливались в мастерских, а строительство сводилось к их монтажу, занимавшему всего несколько дней.

Поэтому в Японии традиционно отношение к дому, как к временному сооружению, которое легко построить заново или восстановить. Сад же - нечто намного более ценное - ведь деревья должны расти много лет, чтобы они приняли нужную форму, камни должны покрыться мхом, и все вместе - приобрести патину старины и неподдельности.

История возникновения

Сады при городских усадьбах известны в Японии еще с периодов Асука (593-710) и Нара (710-794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото. Из Китая пришла и религия (буддизм).

В 607 году китайский император приказал построить пространный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой - 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Наре (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками.

В период Хэйан (конец VIII-XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. Хэйан - эпоха богатства и процветания Японии. Спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. У аристократов появилось время и возможность для увлечения строительством и разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле синден, их сады были великолепны. К концу периода Хэйан сады резиденций придворной аристократии сравнивали с земным воплощением рая (стиль Дзедо). К этому времени складываются принципы использования асимметрии и духа местности ("принимай во внимание окрестности") в садовом дизайне.

В XIV-XV веках дзен-буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии; одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. В период Камакура (1185-1392) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзен-буддизмом. Садовое искусство начинает переходить в руки все более влиятельных дзен-монахов. Сады при дзен-буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергался упрощению, редукции, отбрасывалось все несущественное. Значительную роль играл символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзен-буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами.

В период Муромати (1392-1573) абстрактное садовое искусство дзен-буддизма достигает расцвета. В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Реандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко - ее создатель - формулирует четыре принципа: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой). В первой половине XVI века Дзео Такэно придумывает чайный домик. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники имеют в своем распоряжении целые армии, которые они используют в том числе и для перемещения огромных камней и обустройства новых землевладений.

С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех - "эпоха воюющих провинций". Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, продолжали развивается экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем владение мечом.

Во второй половине XVI века Япония объединяется под единой властью (период Момояма, 1573-1603). В этот мирный период Сэн-но Рикю, ученик Такэно, разрабатывает исходные положения создания сада вокруг чайного домика. В устройстве сада и архитектуре домика, в предметах для совершения чайной церемонии - кружках, котелке для воды используются принципы саби и ваби. (Саби - букв. патина. Безыскусная изящная простота, как бы воплощающая в себе дух старины. Ваби - уединенность, безыскусность, скромность.)

Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам.

На рубеже XVI и XVII века столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет - они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников, и становится профессией ремесленников. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки по историческим мотивам.

В XIX веке, после окончания самоизоляции, в ходе реставрации Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Появились постройки из кирпича и камня, стали разбивать газоны.

С открытием страны для иностранцев и запад получил японские идеи.

Принцип взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание уголка для релаксации и любования красотой природы и сменой времен года (прямо в своем городском жилище) - вот что черпает современное садовое искусство в традиционной японской культуре дома и сада.

Алексей СКИБИН,По материалам компании "СпецПаркДизайн"

Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Предназначение японских садово-парковых ансамблей

Традиционный японский сад сочетает в себе элементы, опыт употребления которых был накоплен за многие века. Все они отражают влияние определенных периодов истории. Считается, что нет понятия «типичный традиционный японский сад». Типичным можно считать лишь влияние его атмосферы и наслаждение от посещения. Следует отметить, что до недавнего времени самые исключительные образцы садово-паркового искусства были редко открыты для широкой публики. Их строила правящая элита для удовлетворения своих личных эстетических потребностей. Разбивались парки и при храмах, чтобы создать в их окружении настроение, соответствующее для поклонения и созерцания. Сюгаку-ин — один из самых больших садов в Киото. Он был спроектирован для отставного императора, чтобы он мог провести оставшиеся годы в спокойствии. Сад Серебряного павильона Гинкаку-дзи был создан для отдыха сёгуна из династии Асикага в неспокойные времена конфликтов в столице. Они служили средством достижения покоя и умиротворения, которого правители так отчаянно искали в периоды ссор и конфликтов, отмечающих большую часть истории Японии. По своей задумке сады были воплощением утопичной идеи, реализации рая на земле. Отдельные образчики этого направления в искусстве достигли поистине максимально вообразимого сходства.

Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Символизм в ландшафтном дизайне Японии

Так как благодаря своему географическому расположению Япония представляет собой группу островов в окружении морей и океанов, вода как элемент дизайна имеет решающее значение. Один из самых популярных стилей сада — «chisen». В таких местах для отдыха и созерцания пруд или озеро занимает наиболее значительную часть. В основе лежит концепция необходимости и важности воды не как субстанции, а как символа жизни. В данном случае не столь важно количество воды, сколь необходимо ее наличие. При дефиците места, возможность созерцать воду реализуется в небольшой каменной емкости. В сухих садах стиля «Karesansui» наличие воды как таковой не является обязательным. В таких пространствах, море символизирует серый гравий или песок, с нанесенным на него узором.

Море без островов немыслимо, и в создании таких островов японцы во многом обязаны концепциям ландшафтного дизайна, заимствованным из Китая. Одним из самых ранних стилей стал «shumisen-shiyo», Утопия или священное место удаленное от обычного человеческого общества. В садах, следующих этой традиции, остров бессмертного и вечного счастья, под названием Хорайсан или Хорайджима, стал важным элементом. В более поздних интерпретациях буддизма священный остров был заменен легендарной горой, на которой считалось, что жил Будда.

Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.

Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.

Деревья и растения, используемые в саду тесно переплетены с духовной и физической жизнью японского народа. Сосна является основным структурным деревом. Традиционно его называют «Токива» — вечнозелёная. Сосна символизирует долголетие и счастье. Черные и красные сосны представляют позитивные и негативные силы в мире. Японская черная, или мужская сосна, символизирует собой прошлое, а красная, или женская –будущее.

Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.

Эстетика парковых ансамблей

Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Эстетическая ценность японского стиля заключается в кажущейся простоте, естественности, утонченности. Отличает традиционный стиль и использование наводящих символов, а не прямолинейных решений. Монастырские садово-парковые ансамбли, представляющие «Путь Дзен» славятся использованием асимметрии, с применением совершенных форм и использованием не четных элементов композиций.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

Элементы японского сада

Важное понятие для японского садово-паркового ансамбля — «простота», которую не следует путать с однообразностью и монотонностью. В понятие закладывается достижение максимального эффекта минимальными средствами. Чайные домики или беседки частично скрыты за деревьями или оградами. Каменные фонари устанавливаются рядом с деревьями и кустарниками, чтобы не становится главными объектами осмотра. Красочные аксессуары исключаются. Приветствуются природные приглушенные цвета.

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты

Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые растения и деревья

Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.

Садовые тропинки и дорожки

Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.