Реформы Александра I. Эпоха Александра I: нереализованные возможности реформ Попытки решения крестьянского вопроса

Вступление на престол молодого императора Александра I было воспринято в обществе как начало новой либеральной эпохи в истории России. Среди многих проблем внутренней жизни особое значение имел вопрос о форме государственного правления. Своеобразие ситуации состояло в том, что инициатором ограничения самодержавия стал сам монарх. Еще в 1809 году Александр I поручил М.М.Сперанскому разработать обширный план государственных преобразований. Автору проекта представлялись два пути решения проблемы: ограничение самодержавия внешними формами закона или «ограничить его внутреннею и существенною силою установлений». Он писал, что «рабство политическое есть, когда воля одного или многих составляет закон всех» /1/.

Поддерживая и направляя на первых порах Сперанского, государь со временем меняет свою точку зрения и отказывается от масштабных преобразований. Среди причин можно выделить ряд факторов. Прежде всего, следует отметить, что разработка проектов велась Сперанским в глубокой тайне, общественность жила слухами и не могла получить достоверную информацию и принять участие в обсуждении столь важной проблемы. Кроме того, Сперанский столкнулся с недовольством и противодействием аристократии и высшего чиновничества, которые выражали мнение влиятельных кругов.

Ответом на инициативы императора стала записка «О древней и новой России» Н.М.Карамзина. По мнению ряда исследователей, в ней историк воплотил чаяния так называемых консервативных кругов. Он критиковал Александра I за реформаторские начинания, призывал отказаться от тех преобразований, которые могут ослабить самодержавие. Опираясь на знание исторического прошлого страны, Карамзин доказывал, что только самодержавное правление может спасти Россию. При этом автор отмечал, что государь должен быть осторожнее в новых замыслах и думать больше о людях, чем о формах. Политическая платформа историка предполагала не отказ или неприятие замыслов молодого императора, а призыв к соединению, сочетанию западноевропейских правовых норм и русских исторических традиций.

Таким образом, в первый период царствования вопрос о государственных преобразованиях был обозначен властью и встречен в обществе с настороженностью. Именно реакция последнего и не позволила Александру I пойти до конца в поддержке программы М.М.Сперанского. Вопрос о пределах самодержавной власти остался открытым.

Следующим, уже практическим, решением стало обнародование Конституции в Царстве Польском. Александр I рассматривал это событие как первый шаг на пути дарования законного порядка и России. Противоречивые впечатления произвело заявление императора на русское общество. Декабрист С.Г.Волконский писал: «…Слова его о намерении распространить и в России вводимый им конституционный порядок управления сильное произвели впечатление в моем сердце…» /2/. Другой автор, А.А.Закревский, писал П.Д.Киселеву: «Речь государя, на сейме говоренная, прекрасная, но последствия для России могут быть ужаснейшие…» /3/. Подобные суждения не остановили императора, и в скором времени началась работа над проектом конституционного переустройства России.

В 1820 году Александр I был близок к введению ограниченной конституции. Согласно документу, император провозглашался главой исполнительной власти. Законодательная власть передавалась общероссийскому сейму. Но этот проект так и остался примером несостоявшихся надежд. Причиной тому были как события внутри страны, так и в Европе. Указывая на ситуацию в Испании и в Италии в 1820 году, Александр I отмечал: «Я люблю конституционные учреждения и думаю, что каждый добропорядочный гражданин должен любить их, но могут ли они быть утверждены во всех странах без исключения? Не все народы готовы в одинаковой степени для их принятия» /4/.

В этот же период тайными обществами обсуждался и по-разному решался вопрос о правовых основаниях власти, о судьбе самодержавия и будущего политического устройства России, разрабатывались документы Н.Муравьев в проекте «Конституции» писал, что власть самодержавия губительна и для правителей и для общества. Поэтому Россия должна была стать, по мнению автора, конституционной монархией, источником же всей государственной жизни провозглашался народ. Согласно проекту П.Пестеля «Русская Правда», Россия объявлялась республикой. Как писал автор, «народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства» /5/.
Проблема необходимости государственных преобразований и, прежде всего, ограничения самодержавной власти, действительно являлась насущной и актуальной для страны. Она активно обсуждалась в разных общественных кругах, вызывая к жизни исторические, философские и политические сочинения. В то же время император, считавший решающей силой общественной мнение, ошибочно принял за таковое суждение узкого круга дворян и отказался от реформаторских идей. Как отмечал Н.И.Тургенев, «Александр, судя по всему, умер деспотом, но родился он, чтобы стать чем-то лучшим» /6/.

Примечания:

  1. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961. С.837.
  2. Цит. По: Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
  3. Цит. по: Экштут СМ.А. В поиске исторической альтернативы: Александр I. Его сподвижники. Декабристы. М., 1994. С. 123.
  4. Цит. а
  5. р: Хартли Дж. М. Александр I. Ростов на Дону, 1998. С. 213.
  6. Избранные социально-ролитические м философские произведения декабристов. М. 1951. Т. 2. С. 145.
  7. Тургенев Н.И. Россия и русские. М., 2001. С. 519.

В начале XIX в. Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширную территорию от Балтийского моря до Тихого океана, на которой проживало 43,7 млн. чел. Одна из первых держав Европы вступила в новый век как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Вместе с тем на протяжении первых десятилетий XIX в. постепенно проступали новые черты в экономическом развитии страны. Экономика приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными, чем в XVIII веке и более противоречивыми. Растет новый класс: буржуазия . Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли . В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Развитию экономики препятствовало плохое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, доставлялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход “Елизавета” появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г.

К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало.

Но даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих — также новый для России класс — уже приближалось к 1 млн.

В возрастающей торговле преобладал внутренний оборот, но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась внутренняя торговля особенно с национальными окраинами империи, в также внешняя торговля. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и Среднюю Азию.

Однако, не смотря на элементы капиталистического уклада, Россия оставалась аграрной страной, 90 % населения которой составляли крестьяне . Восьмая ревизия (1836 г.) показала, что в России насчитывается 127 тысяч помещиков, причем большинство из них были мелкопоместными (т.е. имели до 21 души крестьян мужского пола), крупные поместья принадлежали 3 % помещиков, но именно эти 3 % владели половиной крепостных в России (Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Голицыны имели десятки тысяч крестьян).

К середине XIX в. в собственности дворянства находилось 32 % земельных угодий европейской части России.

Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном в условиях крепостничества толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян.

Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным.

Кризис крепостного хозяйства — главная черта экономического положения России в первой половине XIX в.

Самая многочисленная категория российского крестьянства — 23 млн. чел. — это помещичьи крестьяне. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платившие подати государству) составляли 19 млн. чел. Незначительную по сравнению с первыми двумя составляла категория удельных крестьян (принадлежавшим императорской фамилии) — 1,7 млн. чел.

В условиях зарождавшихся капиталистических отношений большей дифференциации (расслоению) подвергались государственные крестьяне.

Первые предприятия мелкой кустарной промышленности создавались выходцами из крестьян. Династии известных русских фабрикантов Морозовых, Гучковых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.

Развитие крупной промышленности происходило за счет распространения мануфактуры и последующего перерастания ее в фабрику. Наибольший рост промышленных предприятий наблюдается к середине XIX в. В 1799 г. в России было 2094 предприятия, в 1825 г. — 5261, а в 1860-е гг. — 15338. Во второй трети XIX в. происходит упадок посессионных предприятий (это предприятия, построенные частными лицами, получившие от казны золото, рудники и крепостных крестьян для работы), и набирает рост промышленное производство.

Противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодально-крепостнической системой приводят к глубочайшему кризису всей экономики самодержавной России. Показателем внутреннего кризиса и социально-экономической отсталости страны от передовых европейских стран стало поражение России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.).

Реформы становятся неизбежны.

Александр I. Первые попытки реформ

XIX век начинается с дворцового переворота, в результате которого на российский престол взошел старший сын императора Павла Александр, открывший эру либерализма, продлившуюся, однако, недолго. Наставником Александра I был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”. По словам поэта “дней Александровых прекрасное начало” связано именно с этими идеями.

Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан “Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства : иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.

Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I практически разработал план буржуазных преобразований в стране.

По словам В.О. Ключевского, “Александра I подкупил этот ум, блестящий, твердый как лед. Это был Вольтер в богословской оболочке”. Сын сельского священника, М.М. Сперанский проложил свой путь к вершине политической пирамиды огромной работоспособностью. Приступив к реформам, он, по словам В.О. Ключевского, “взглянул на Отечество как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно правильные математические построения. Такой он и начертал”. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей, создать ответственное министерство. Проекты М.М. Сперанского оказали громадное влияние на развитие общественной мысли. Он предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом, — Государственной думой, на местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего Российского парламента должен был стать Государственный совет. Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета, который был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии и имел законосовещательные функции

Будущее экономического развития России Сперанский связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль.Он придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности, но вопрос ликвидации крепостного права считал преждевременным.

По свидетельству современников, идеи этого политического деятеля вызывали ужас у консервативной части дворянства - “на кабинет сей смотрели все как на ящик Пандора, исполненный бедствиями, готовыми взлететь и покрыть собою все наше общество”

Поиском возможного пути ликвидации социально-экономического отставания России от Запада был озабочен и другой горячий патриот своей страны Н.С. Мордвинов . В 1812 г. он занимал пост председателя департамента экономии Государственного Совета. Выход он видел в ускорении развития капитализма и поэтому большое значение придавал развитию частной собственности, конкуренции, созданию многоотраслевой экономики, накоплению капитала как главного фактора экономического роста. Он также предлагал развивать интенсивно банковскую систему, модифицировать таможенный тариф на основе протекционизма, повысить регулирующую роль государства в экономике.

Все либеральные проекты вызывали яростное сопротивление консервативно настроенного дворянства, которое увидело в них опасность для самодержавно-крепостнической системы. Идеологом консерватизма стал известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке “О древней и новой России”, адресованной царю, он отстаивал незыблемость самодержавия и крепостничества.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущается консервативная тенденция. По имени его проводника Аракчеева она получила название “аракчеевщина” и была направлена на упрочнение абсолютизма и крепостничества. Она выражалась в централизации и регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия. Наиболее ярким проявлением “аракчеевщины” стали военные поселения, созданные в 1815 — 1816 гг. для обеспечения самоокупаемости армии. В военных поселениях жили казенные крестьяне, солдаты с их семьями. Все жители несли военную службу и выполняли сельскохозяйственные работы.

Император Николай I. Время реакции (1825 — 1855 гг.)

После смерти Александра I и отречения от престола Константина, второго сына Павла, в декабре 1825 г. новым императором стал третий сын — Николай I.

По словам В.О. Ключеского “два обстоятельства оказали сильное воздействие на характер царствования: император не готовился и не желал царствовать, и он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск” . Другой русский историк С.М. Соловьев писал о Николае I: “Кто же был этот Цезарь? Это была воплощенная реакция всему, что шевелилось в Европе… на лице его легко мог всякий прочесть “остановись, плесней, разрушайся”…”. А вот эпиграмма неизвестного автора, ходившая среди дворянства во времена Николая: “Оригинал похож на бюст, он также холоден и пуст”.

Свою деятельность на троне новый император рассматривал как обязанность, как служебное поручение. Его время — эпоха крайнего самоутверждения самодержавной власти и недопущения революционной “заразы”. Европейские буржуазные революции, ломка абсолютистских режимов оказали влияние на мировоззрение российского монарха, но выводы, которые он сделал, заключались в укреплении внутреннего порядка в стране. Он был солидарен с министром просвещения Уваровым в том, что “крепостное право — это древо, оно осеняет и церковь, и престол, вырвать его с корнем невозможно”. “Самодержавие, православие, народность”, так называемая теория официальной народности осеняла всю деятельность Николая I.В то же время он уделял много внимания технической стороне развития российской экономики, развивал высшее и среднее техническое образование, строил железные дороги, привлекал иностранный капитал в промышленность.

Бюрократическая система достигла своего апогея, армия чиновников выросла до 70 тыс. человек, половину из них составляли военные. Под свою непосредственную власть Николай I взял знаменитое III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, в ведении которой находились и политический сыск, и “инакомыслие”, и литературная цензура, и театральный репертуар. Бюрократизация имела двоякий результат. Во-первых, на некоторое время она позволила обеспечить порядок в стране. Во-вторых, привела к коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

В царствование Николая I была произведена кодификация (упорядочивание) архаичного и запутанного российского законодательства. В 1830 г. было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи” (45 томов). В отдельный “Свод законов” (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы.

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра 1(1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

К началу XIX в. Россия была одним из крупнейших государств Европы. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путем. 95% населения проживало в деревне и было занято сельскохозяйственным трудом. Земля продолжала оставаться монопольной собственностью помещиков и государства. Крепостные крестьяне за пользование наделом земли несли повинности - барщину и оброк. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики в целях получения большей товарной продукции стремились использовать в своих хозяйствах наемный труд, новые технические средства и выращивать технические культуры.

Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825 г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Александр I понимал, что экономическая и социально-политическая системы России нуждаются в серьезной модернизации. В первые же месяцы царствования им был принят ряд мер во внутриполитической жизни: уничтожена Тайная экспедиция, запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, разрешены свободный выезд за границу, ввоз книг, открытие частных типографий, выпущены многие заключенные из Петропавловской крепости.

Удовлетворяя потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышленности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Был составлен план либеральных преобразований в стране, в разработке которого большую роль сыграл Негласный комитет в составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768- 1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А.Чарторыйского (1700- 1861). Первые попытки перестройки государственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а международная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. заставили Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

Первые государственные шаги молодого императора дали основание А.С. Пушкину определить начало XIX в. как «дней Александровых прекрасное начало». Было проведено широкое помилование заключенных. Русские войска, направленные в Индию, были отозваны на родину. В армии были восстановлены названия старых полков и возвращена русская униформа. Многие судебные дела были пересмотрены, цензура смягчена. Все препоны по общению с европейскими странами были устранены: выезд за рубеж стал свободным, были сняты и павловские ограничения по части одежды, а также в области торговли с заграницей. Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.

Уже в манифесте от 12 марта 1801 г. новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность. Именно в этом направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

Еще до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей» (П.А. Строганов, B.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев), которые с 1801 г. стали играть крайне важную роль в управлении государством.

Реформы начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», преобразованный в 1810 г. М.М. Сперанским в Государственный совет. Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и ее государственным секретарем был назначен Сперанский.

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи – митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа – было утверждено 8 министерств: иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.

В конце 1809 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору, но встретил упорное противодействие высшего дворянства, и Александр I не решился его реализовать.

Наиболее существенным в программе либерального преобразования в России стал приступ к крестьянскому вопросу. 12 декабря 1801 г. вышел указ о распространении права покупки земель купцами, мещанами, казенными крестьянами, вольноотпущенниками. Монополия дворян на землю оказалась нарушенной. 20 февраля 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», по которому крепостные крестьяне с согласия своих помещиков могли выкупаться на волю с землей целыми селениями.

В 1809 г. Александр I подписал указ об отмене права помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена, а также взятый по рекрутскому набору. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

С точки зрения тех процессов, что протекали в тогдашней передовой Европе, это было ничтожно мало. Но это была Россия с мощным консервативным дворянством, могучей бюрократией, дворянской же военщиной. Возможно, для того времени, чтобы не быть убитым в очередном заговоре, это были важные шаги, и сделал их не кто-либо другой, а Александр I, проложив тем самым дорогу к будущим реформам.

С 1810 г. началась практика организации военных поселений. В 1857 г. военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 000 человек.

По существу, именно в либеральном окружении Александра зарождается та основная идея решения крестьянского вопроса – осторожность, постепенность, сохранение интересов помещиков, даже декабристы весьма осторожно и противоречиво подходили к решению этой проблемы. И тем не менее, Александр осторожно, постепенно, с большой оглядкой и, как бы отстраняясь от личного участия в этом вопросе, продвигал его вперед.

В 1816 г. он поддержал инициативу эстляндского дворянства, проявившего готовность освободить крепостных крестьян. В 1817 г. в Курляндии и в 1819 г. в Лифляндии по просьбе тамошнего дворянства, так же как и в Эстляндии, было отменено крепостное состояние крестьян; поступила просьба на этот счет и от дворянства Литвы. В 1819 г. Александр заявил по случаю проведения реформы в Лифляндии: «Вы действовали в духе времени и поняли, что либеральные начала одни могут служить основою счастья народов».

Параллельно с попытками дать ход крестьянскому вопросу Александр I стремился столь же осторожно прозондировать почву относительно разработки в России конституции.

За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.

Правление Александра 1

В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом - далее.

Реформы Александра 1 - краткое содержание

Для начала 19-го века были характерны самодержавно-крепостнический строй и поиски нового уклада политической и социально-экономической жизни. Александру 1 досталось государство в сложном как внешнем, так и внутреннем положении. По приходе на престол он отменил Тайную канцелярию, запретил пытки и телесные наказания (для дворян и купцов). Также было выпущено много заключённых, содержавшихся в крепости Петропавловская.

Если говорить про реформы Александра 1 кратко, то с начала правления были оправданы долгожданные надежды - Россия увидела либеральные начинания. В том же году формируется задача которого - обсуждение насущных вопросов жизни россиян, в центре которых - крепостничество, распространение просвещения, государственные преобразования. Согласно царскому указу, идёт разработка проекта об отмене но реальные действия противоречат этим намерениям.

Реформы Александра 1 кратко - таблица

Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии.

Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров.

Касательно Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп.

Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность.

Основание пяти университетов - Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский.

Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году - издание цензурного устава либерального характера.

Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения.

Дарование конституции Царству Польскому.

Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно - привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.

Изменения в образовании

С 20-х годов 19-го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты - Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.

Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично - центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.

Военные поселения

В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию - военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро - казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.

Значение реформ

Во время правления были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19-го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.

Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом - в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые - они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.

Окончание правления

Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48-м году жизни в Таганроге во время путешествия.

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

    при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

    для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

    Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

    разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

    наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

    ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

    Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

    Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

    связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

    на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

    в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

    в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.